реферат бесплатно, курсовые работы
 

Основы социальной информатики

ТЕМА 3. СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ:

ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Ресурсная и социокультурная концепции информационной среды как

пространства социальных коммуникаций.

Когда информационная среда рассматривается с точки зрения хранимой и

циркулирующей в ней информации, она, как правило, является техническим

объектом, служащим определенным человеческим целям, которые выступают по

отношению к этой технике внешними условиями функционирования. Это ресурсный

или технический подход к информационной среде.

Как только информационная среда начинает рассматриваться как средство

коммуникации, не сводящейся к передаче фактических сведений, но связанной с

передачей мнений, приказаний, обещаний, гипотез, вопросов, слухов [1] и

т.д., среда выступает неотъемлемым фрагментом культуры и должна

исследоваться в этом качестве.

Абсолютизации первого подхода предполагает веру в то, что технические

возможности предопределяют цели развития общества (возникают технические

утопии).

Абсолютизация второго подхода может привести к забвению технических

возможностей информатизации, недооценке технических нововведений.

Информационный обмен в обществе и его эволюция.

Выделяются следующие типы обменов в обществе:

- материальный;

- энергетический;

- информационный, который стал особенно актуален с середины ХХ века.

Общество является примером целостной системы, которая характеризуется

наличием обмена между ее элементами [2].

Предметом нашего рассмотрения, естественно, является информационный

обмен. История совершенствования информационного обмена совпадает с

историей создания и усовершенствования знаковых систем, техники создания

знаков.

Основными фазами информационного обмена являются:

- устная фаза;

- письменная фаза;

- книжная фаза;

- компьютерная фаза.

Д.С. Робертсон (США), исходя из взаимообусловленности цивилизационного

и информационного процессов, выдвинул формулу “цивилизация - это

информация” [3]. Опираясь на количественные меры математической теории

информации, ученый ранжирует цивилизации по количеству производимой ими

информации следующим образом :

Уровень 0 - информационная емкость мозга отдельного человека - 107

бит;

Уровень 1 - устное общение внутри общины, деревни или племени -

количество циркулирующей информации ( 109 бит;

Уровень 2 - письменная культура; мерой информированности общества

служит Александрийская библиотека, имеющая 532800 свитков, в которых

содержится 1011 бит информации;

Уровень 3 - книжная культура: имеются сотни библиотек, выпускаются

десятки тысяч книг, газет, журналов, совокупная емкость которых оценивается

в 1017 бит;

Уровень 4 - информационное общество с электронной обработкой

информации объемом 1025 бит.

Рассмотрим вклад каждой исторической фазы в совершенствование

эффективности информационного обмена:

1. Устная фаза.

Развитие речи, языка - объективный процесс в развитии общества,

реакция на усложнение социальных отношений. Как отмечал Ф. Энгельс,

“развивающиеся люди доразвивались до того, что им стало необходимо что-то

сказать друг другу” [4].

Труд в единстве с членораздельной речью сыграл значительную роль в

развитии человека. Появилась возможность оперативной реализации сложного по

содержанию информационного обмена.

Речь - отражение мыслительных процессов, образа жизни человека ,

образно говоря, вершина айсберга. Культура речи наиболее ярко отражает

уровень развитие человека.

Как показал математический анализ, язык обладает в среднем 20%

избыточностью, т.е. любое сообщение можно без потери информации сократить

на 1/5, что, однако, резко уменьшит помехоустойчивость информации.

Ю.В. Рождественский выделил 10 дописьменных знаковых систем:

приметы, в т.ч. симптоматика народной медицины;

гадания;

предзнаменования ;

язык;

изобразительная группа: музыка; графико-живописная изобразительность;

пластика, танец, пантомима;

прикладные искусства: архитектура, костюм, народные ремесла;

измерительная группа: меры;

пространственные ориентиры;

сигналы в контуре управления;

обряды.

2) Письменная фаза.

Помогла решить проблему хранения информации, появилась более надежная

возможность обеспечить связь прошлого с будущим (сохранение преемственности

в развитии).

Письменность как первая пространственно отделенная от субъекта форма

моделирования природного и социального мира открывает общество, в научном

смысле слова, как цивилизацию, то есть дает возможность оперировать

социальной семантической информацией вне прямого контакта. Письменность

явилась семиотической революцией в знаковых способах организации общества

[5].

Письменность служит также одним из важнейших средств сохранения языка

в живом виде [6].

Проблема “левшей”, ее социальное значение. Еще достаточно широко, к

сожалению, распространенная практика переучивания “левшей” на “правшей” в

детском возрасте существенно уменьшает возможности личностной реализации

первых, их возможный вклад в интеллект нации.

3) Книжная фаза.

Станок Гутенберга (1440 - 1450 гг.) ознаменовал начало эпохи

книгопечатания. Первая русская датированная печатная книга - “Апостол” -

Иван Федоров, Петр Мстиславец - появилась в 1563-1564 гг.

Появление четкой возможности обеспечить сохранение авторства,

интеллектуальной собственности (выходные данные книги), существенно более

массовый и оперативный обмен информацией.

По мнению академика В.И. Вернадского, книгопечатание явилось могучим

орудием, которое охраняло мысль личности, увеличило ее силу в сотни раз.

Коммуникационные процессы в целом определяют социальную природу

человека.

Избыточность текста (проза, поэзия). Информационная способность стихов

в 1,5 раза больше, чем прозы. Этот факт объясняется тем, что стих допускает

большую свободу в выражениях и большую образность, чем проза, что позволяет

ему при одном и том же количестве символов передать больше информации.

Академик А.Н. Колмогоров установил, что информационное содержание стихов

Пушкина очень близко к пределу - информационной способности русского языка

вообще, современных же поэтов - существенно ниже.

Индустриальная коммуникационная система - высшая точка развития

книжной культуры, но уже в пору расцвета заметны признаки ее размывания,

например, обезличенная массовая коммуникация, оппозиционная информационно-

документальная деятельность, а также распространение мифа об информационном

кризисе.

Книжная информатика со временем стала снижать свою эффективность,

образовалось противоречие между потоками текущей литературы и

индивидуальными читательскими возможностями, а также сложилась ситуация,

когда легче открыть новый факт или создать новую теорию, чем

удостовериться, что они еще не были открыты или выведены (отсюда

неоправданное дублирование научных и конструкторских работ, замедляющее

темп научно-технического прогресса).

Таким образом, появилась необходимость более совершенных технических

средств для снятия информационного кризиса.

Книга в настоящее время приобретает электронную форму. Исчезновение

книги учеными не прогнозируется. Более того, отмечается необходимость

сохранения книги как атрибута культуры, ответственного за формирование и

развитие индивидуально-образного, абстрактного мышления.

В крупнейшей библиотеке мира - Библиотеке Конгресса США более 50 млн.

ед. хранения, в их числе и библия Гутенберга.

2-е место в мире по размеру фондов занимает Российская государственная

библиотека (бывш. Госуд. библиотека им. В.И. Ленина). Богатейшее в мире

собрание русских книг находится в Российской национальной библиотеке (бывш.

Госуд. публ. библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, г. С.-Петербург).

4) Компьютерная фаза.

Новый безбумажный[5] этап в развитии социальных коммуникаций,

позволивший существенно увеличить эффективность информационного обмена,

снять остроту информационного кризиса. Бумага на этом этапе необходима

только для воспроизводства визуально оформленных документов. Роль

систематизации, хранения, переработки информации, а также передачи ее на

длительные расстояния взяла на себя техника [7].

Главное отличие наступившей компьютерной фазы, по мнению профессора

А.В. Соколова, состоит не столько в опосредованности экраном, которая есть

и в случае видеотелефона или промышленного телевидения, не говоря уж о

кинематографе, сколько в факте общения не с человеком, а непосредственно с

электронной памятью. Диалог “человек - ЭВМ” - главное отличие электронной

коммуникации от устной или документальной коммуникации, где имеет место

прямой или опосредованный документом диалог “человек - человек” [8].

Каковы же качественно новые возможности компьютерной страницы из

компьютерной книги? [9].

Во-первых, при наличии глобальных информационных сетей компьютерная

книга становится составной частью глобального пол-лога[6] и интертекста[7].

Во-вторых, невиданная мобильность содержания и оформления компьютерной

страницы буквально подталкивают читателя-зрителя к диалогу с ней.

В-третьих, принципиально по-иному начинает действовать ее

потенциальная сверхъемкость, обеспечиваемая глобальной сетью баз данных,

баз знаний и экспертных систем, к которым можно подключить каждую

индивидуальную экранную книгу, сделав ее книгой “тысячи и одного автора”.

Компьютерная страница непредсказуемым образом расширяет

социокультурный диапазон. Речь идет о непредсказуемости в смысле перехода

от жестко фиксированного текста, характерного для классической письменной

культуры, к “мягкому” тексту на экране компьютера с его мгновенной

готовностью к трансформации.

Гипертекст как новая технология работы с текстами на компьютерной фазе

информационного обмена.

Особо важно использование гипертекстовых технологий в социальной

сфере, описываемой множеством трудно формализуемых параметров.

Другими причинами популярности данных технологий являются

предоставляемая ими возможность реализации сугубо индивидуальных

информационных потребностей, а также существенное ускорение научного

поиска.

Блок-схема социальной коммуникации [10]

[pic]

1-отправитель;

2- физический канал;

3- получатель;

4- обучение за длительное время.

- наборы знаков отправителя и получателя (тезаурусы).

Процесс коммуникации включает в себя следующие основные компоненты:

выбор известных знаков из перечня отправителя и передачу их по так

называемому каналу коммуникации и опознавание воспринятых знаков

получателем с помощью имеющегося у него набора. Передача идей возможна

только при условии, что названные два набора имеют общую часть, что

передано на схеме соответствующей площадью пересекающихся кругов. По мере

повторного осуществления этого процесса в системах, обладающих памятью и

“статистическим” восприятием, и в частности в человеческом мозгу,

восприятие одних и тех же знаков постепенно обеспечивает все большую

площадь пересечения перечня получателя с перечнем отправителя. Этот процесс

обучения получателя показан на схеме пунктирной стрелкой справа. Множество

отдельных актов коммуникации в силу их прогрессирующего влияния на состав

набора приобретают кумулятивный характер. Таков, в частности, процесс

освоения культуры, в особенности мозаичной культуры нашего времени.

Семантемы, наиболее часто встречающиеся в сообщениях, постепенно проникают

в перечень получателя и меняют его состав; в этом ключ к циклическому

развитию социальной культуры.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Андриянов В.И., Левашов В.К., Хлопьев А.Т. “Слухи” как социальный

феномен // Социс, 1993, № 1, с.82-88.

2. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980, с. 62.

3. Робертсон Д.С. Информационная революция // Информационная революция:

наука, экономика, технология: Реферативный сб./ ИНИОН РАН. М., 1993, с.17-

26.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с. 450.

5. Рейзема Я.В. Информатика социального отражения (информационные и

социальные основания общественного разума). М. 1990, с.127.

6. Дьячков М.В. Языковая политика в современной России // Социс, 1993, № 9,

с.101.

7. Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. М. 1987.

8. Соколов А.В. Эволюция социальных коммуникаций. С.-Петербург, 1995,

с.149.

9. Михайловский В.Н. Формирование научной картины мира и информатизация. С.-

Петербург, 1994, с.54.

10. Моль А. Социодинамика культуры. М.1973, с.128.

ТЕМА 4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ОБЩЕСТВА

Информационный кризис начала 70-х годов ХХ века: предпосылки,

содержание, симптомы в социальной практике, последствия.

Информационный кризис начала 70-х годов ХХ века проявился в снижении

эффективности информационного обмена:

резко возрос объем публикуемых данных;

между группами разных специалистов стало трудно общаться;

возрос объем неопубликованной информации;

выросла проблема межязыкового обмена в мире.

Глубокий анализ причин, породивших кризисную ситуацию в сфере

информационного обмена. раскрывает их острую парадоксальность. Приведем ряд

условных формул этой парадоксальности[1]:

“Люди знают столько, что человек не знает ничего”;

“Новое - это хорошо забытое старое”;

“Ненужная информация - тоже нужна”;

“Информация “абсолютно относительна” и “относительно абсолютна”;

“Информационный обмен - рутинная компонента творчества”.

Революционный прорыв в технологии информационного обмена произошел в

1971 году, когда был изобретен микропроцессор. Появление микропроцессора

сделало возможным действительное и широкое использование ЭВМ в

осуществлении процессов информационного обмена, сняв проблему

“информационного кризиса” 70-х годов.

Однако, по-прежнему, актуальной и острой в мире является проблема

создания, сохранения и эффективного использования информационных ресурсов

(ИР). Произошло формирование еще одного самостоятельного вида общественного

ресурса - информационного, позволяющего экономить большинство других

ресурсов общества. Дальнейший прогресс общества в значительной степени

связан сегодня с совершенствованием информационной инфраструктуры,

эффективностью формирования, размещения и использования информационных

ресурсов и продуктов.

Информационный ресурс общества.

Понятие “информационного ресурса общества” (ИРО) является одним из

ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого

понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р. “Национальные

информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации”. Активизация на

рубеже 80-х годов понятия - национальные информационные ресурсы - было

обусловлено растущей зависимостью промышленно развитых стран от источников

информации (технической, экономической, политической, военной), а также от

уровня развития и эффективности использования средств передачи и

переработки информации.

Понятие ИРО, накопленных в обществе знаний, может быть рассмотрено в

узком и широком смысле слова.

ИРО в узком смысле слова - это знания, уже готовые для целесообразного

социального использования, т.е. отчужденные от носителей и

материализованные знания.

ИРО в широком смысле слова включают в себя все отчужденные от

носителей и включенные в информационный обмен знания, существующие как в

устной, так и в материализованной форме.

Важно отметить, что существует представление, по которому в понятие

ИРО должны быть включены также сами носители “живого знания” - ученые,

специалисты и т.д. Эта позиция в значительной степени связана с тем, что

вероятность отчуждения знаний от этих носителей и перевода их в

информационный ресурс весьма высока.

В целом, понятие ИРО нуждается в дальнейшей глубокой научной

разработке.

Представим схему создания и развития ИРО:

Знания как национальное богатство. Проблема “утечки мозгов” из России.

Уровень “живого знания” в каждой стране определяется историческим

наследием, уровнем образования, профессиональной квалификации и т.д.

1 Имеющиеся в наличии запасы, средства, которые используются при

необходимости.

2 Степень возможного проявления какого-л. действия, какой-л. функции.

С “живым знанием” как национальным богатством связана печально известная

проблема “утечки мозгов” из России. По данным МВД России, в 1992 году

эмигрировало 4576, а в 1993 году - 5876 работников науки и образования.

Наиболее “выездной” возраст 31-45 лет. По прогнозам Комиссии Совета Европы

по образованию, убытки России от этого процесса могут достигнуть 50-60

млрд. $ в год. Как показывают социологические опросы, более 80%

отечественных ученых хотели бы уехать за рубеж и уедут, как только

представится подходящая возможность. Значительная часть научной молодежи

России уже практически живет за рубежом, формально числясь сотрудниками

российских НИИ. “Внутренняя” утечка умов еще основательнее: сейчас на

одного эмигрирующего ученого приходится 9 коллег, покидающих науку ради

успеха в бизнесе или политике[2]. По прогнозу к 2013 году такой социальной

группы как ученые в России вообще может не оказаться.

Основными проблемами исследований в области ИР общества являются:

проблема раскрытия сущности ИР как формы представления знаний, определение

и исследование закономерностей формирования, преобразования и

распространения различных видов ИР в обществе.

Здесь необходимы такие научные дисциплины как “информология” -

совокупность знаний о свойствах и закономерностях формирования ИР и

“информдинамика” - наука о закономерностях преобразования одних форм ИР в

другие и о процессах их распространения в обществе;

проблема разработки методологии количественной и качественной оценки

имеющихся в обществе ИР, а также прогнозирования потребностей общества в

этих ресурсах;

проблема создания методов исследования структуры и топологии распределения

различных видов ИР по регионам России, а также в глобальном масштабе.

Научная дисциплина, призванная заниматься решением этой проблемы, может

быть названа “информографией” [3].

Свободный доступ к национальным ИР - важнейшее условие соблюдения

конституционного права граждан на информацию, права “свободно искать,

получать, передавать, производить и распространять информацию любым

законным способом” (ст. 29, п. 4 Конституции РФ). В решении же задач

обеспечения доступа к автоматизированным информационным ресурсам важнейшая

роль принадлежит “географической” дислокации баз данных (БД), их

топологической характеристике.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.