| |||||
МЕНЮ
| Основы социальной информатикиТЕМА 3. СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ Ресурсная и социокультурная концепции информационной среды как пространства социальных коммуникаций. Когда информационная среда рассматривается с точки зрения хранимой и циркулирующей в ней информации, она, как правило, является техническим объектом, служащим определенным человеческим целям, которые выступают по отношению к этой технике внешними условиями функционирования. Это ресурсный или технический подход к информационной среде. Как только информационная среда начинает рассматриваться как средство коммуникации, не сводящейся к передаче фактических сведений, но связанной с передачей мнений, приказаний, обещаний, гипотез, вопросов, слухов [1] и т.д., среда выступает неотъемлемым фрагментом культуры и должна исследоваться в этом качестве. Абсолютизации первого подхода предполагает веру в то, что технические возможности предопределяют цели развития общества (возникают технические утопии). Абсолютизация второго подхода может привести к забвению технических возможностей информатизации, недооценке технических нововведений. Информационный обмен в обществе и его эволюция. Выделяются следующие типы обменов в обществе: - материальный; - энергетический; - информационный, который стал особенно актуален с середины ХХ века. Общество является примером целостной системы, которая характеризуется наличием обмена между ее элементами [2]. Предметом нашего рассмотрения, естественно, является информационный обмен. История совершенствования информационного обмена совпадает с историей создания и усовершенствования знаковых систем, техники создания знаков. Основными фазами информационного обмена являются: - устная фаза; - письменная фаза; - книжная фаза; - компьютерная фаза. Д.С. Робертсон (США), исходя из взаимообусловленности цивилизационного и информационного процессов, выдвинул формулу “цивилизация - это информация” [3]. Опираясь на количественные меры математической теории информации, ученый ранжирует цивилизации по количеству производимой ими информации следующим образом : Уровень 0 - информационная емкость мозга отдельного человека - 107 бит; Уровень 1 - устное общение внутри общины, деревни или племени - количество циркулирующей информации ( 109 бит; Уровень 2 - письменная культура; мерой информированности общества служит Александрийская библиотека, имеющая 532800 свитков, в которых содержится 1011 бит информации; Уровень 3 - книжная культура: имеются сотни библиотек, выпускаются десятки тысяч книг, газет, журналов, совокупная емкость которых оценивается в 1017 бит; Уровень 4 - информационное общество с электронной обработкой информации объемом 1025 бит. Рассмотрим вклад каждой исторической фазы в совершенствование эффективности информационного обмена: 1. Устная фаза. Развитие речи, языка - объективный процесс в развитии общества, реакция на усложнение социальных отношений. Как отмечал Ф. Энгельс, “развивающиеся люди доразвивались до того, что им стало необходимо что-то сказать друг другу” [4]. Труд в единстве с членораздельной речью сыграл значительную роль в развитии человека. Появилась возможность оперативной реализации сложного по содержанию информационного обмена. Речь - отражение мыслительных процессов, образа жизни человека , образно говоря, вершина айсберга. Культура речи наиболее ярко отражает уровень развитие человека. Как показал математический анализ, язык обладает в среднем 20% избыточностью, т.е. любое сообщение можно без потери информации сократить на 1/5, что, однако, резко уменьшит помехоустойчивость информации. Ю.В. Рождественский выделил 10 дописьменных знаковых систем: приметы, в т.ч. симптоматика народной медицины; гадания; предзнаменования ; язык; изобразительная группа: музыка; графико-живописная изобразительность; пластика, танец, пантомима; прикладные искусства: архитектура, костюм, народные ремесла; измерительная группа: меры; пространственные ориентиры; сигналы в контуре управления; обряды. 2) Письменная фаза. Помогла решить проблему хранения информации, появилась более надежная возможность обеспечить связь прошлого с будущим (сохранение преемственности в развитии). Письменность как первая пространственно отделенная от субъекта форма моделирования природного и социального мира открывает общество, в научном смысле слова, как цивилизацию, то есть дает возможность оперировать социальной семантической информацией вне прямого контакта. Письменность явилась семиотической революцией в знаковых способах организации общества [5]. Письменность служит также одним из важнейших средств сохранения языка в живом виде [6]. Проблема “левшей”, ее социальное значение. Еще достаточно широко, к сожалению, распространенная практика переучивания “левшей” на “правшей” в детском возрасте существенно уменьшает возможности личностной реализации первых, их возможный вклад в интеллект нации. 3) Книжная фаза. Станок Гутенберга (1440 - 1450 гг.) ознаменовал начало эпохи книгопечатания. Первая русская датированная печатная книга - “Апостол” - Иван Федоров, Петр Мстиславец - появилась в 1563-1564 гг. Появление четкой возможности обеспечить сохранение авторства, интеллектуальной собственности (выходные данные книги), существенно более массовый и оперативный обмен информацией. По мнению академика В.И. Вернадского, книгопечатание явилось могучим орудием, которое охраняло мысль личности, увеличило ее силу в сотни раз. Коммуникационные процессы в целом определяют социальную природу человека. Избыточность текста (проза, поэзия). Информационная способность стихов в 1,5 раза больше, чем прозы. Этот факт объясняется тем, что стих допускает большую свободу в выражениях и большую образность, чем проза, что позволяет ему при одном и том же количестве символов передать больше информации. Академик А.Н. Колмогоров установил, что информационное содержание стихов Пушкина очень близко к пределу - информационной способности русского языка вообще, современных же поэтов - существенно ниже. Индустриальная коммуникационная система - высшая точка развития книжной культуры, но уже в пору расцвета заметны признаки ее размывания, например, обезличенная массовая коммуникация, оппозиционная информационно- документальная деятельность, а также распространение мифа об информационном кризисе. Книжная информатика со временем стала снижать свою эффективность, образовалось противоречие между потоками текущей литературы и индивидуальными читательскими возможностями, а также сложилась ситуация, когда легче открыть новый факт или создать новую теорию, чем удостовериться, что они еще не были открыты или выведены (отсюда неоправданное дублирование научных и конструкторских работ, замедляющее темп научно-технического прогресса). Таким образом, появилась необходимость более совершенных технических средств для снятия информационного кризиса. Книга в настоящее время приобретает электронную форму. Исчезновение книги учеными не прогнозируется. Более того, отмечается необходимость сохранения книги как атрибута культуры, ответственного за формирование и развитие индивидуально-образного, абстрактного мышления. В крупнейшей библиотеке мира - Библиотеке Конгресса США более 50 млн. ед. хранения, в их числе и библия Гутенберга. 2-е место в мире по размеру фондов занимает Российская государственная библиотека (бывш. Госуд. библиотека им. В.И. Ленина). Богатейшее в мире собрание русских книг находится в Российской национальной библиотеке (бывш. Госуд. публ. библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, г. С.-Петербург). 4) Компьютерная фаза. Новый безбумажный[5] этап в развитии социальных коммуникаций, позволивший существенно увеличить эффективность информационного обмена, снять остроту информационного кризиса. Бумага на этом этапе необходима только для воспроизводства визуально оформленных документов. Роль систематизации, хранения, переработки информации, а также передачи ее на длительные расстояния взяла на себя техника [7]. Главное отличие наступившей компьютерной фазы, по мнению профессора А.В. Соколова, состоит не столько в опосредованности экраном, которая есть и в случае видеотелефона или промышленного телевидения, не говоря уж о кинематографе, сколько в факте общения не с человеком, а непосредственно с электронной памятью. Диалог “человек - ЭВМ” - главное отличие электронной коммуникации от устной или документальной коммуникации, где имеет место прямой или опосредованный документом диалог “человек - человек” [8]. Каковы же качественно новые возможности компьютерной страницы из компьютерной книги? [9]. Во-первых, при наличии глобальных информационных сетей компьютерная книга становится составной частью глобального пол-лога[6] и интертекста[7]. Во-вторых, невиданная мобильность содержания и оформления компьютерной страницы буквально подталкивают читателя-зрителя к диалогу с ней. В-третьих, принципиально по-иному начинает действовать ее потенциальная сверхъемкость, обеспечиваемая глобальной сетью баз данных, баз знаний и экспертных систем, к которым можно подключить каждую индивидуальную экранную книгу, сделав ее книгой “тысячи и одного автора”. Компьютерная страница непредсказуемым образом расширяет социокультурный диапазон. Речь идет о непредсказуемости в смысле перехода от жестко фиксированного текста, характерного для классической письменной культуры, к “мягкому” тексту на экране компьютера с его мгновенной готовностью к трансформации. Гипертекст как новая технология работы с текстами на компьютерной фазе информационного обмена. Особо важно использование гипертекстовых технологий в социальной сфере, описываемой множеством трудно формализуемых параметров. Другими причинами популярности данных технологий являются предоставляемая ими возможность реализации сугубо индивидуальных информационных потребностей, а также существенное ускорение научного поиска. Блок-схема социальной коммуникации [10] [pic] 1-отправитель; 2- физический канал; 3- получатель; 4- обучение за длительное время. - наборы знаков отправителя и получателя (тезаурусы). Процесс коммуникации включает в себя следующие основные компоненты: выбор известных знаков из перечня отправителя и передачу их по так называемому каналу коммуникации и опознавание воспринятых знаков получателем с помощью имеющегося у него набора. Передача идей возможна только при условии, что названные два набора имеют общую часть, что передано на схеме соответствующей площадью пересекающихся кругов. По мере повторного осуществления этого процесса в системах, обладающих памятью и “статистическим” восприятием, и в частности в человеческом мозгу, восприятие одних и тех же знаков постепенно обеспечивает все большую площадь пересечения перечня получателя с перечнем отправителя. Этот процесс обучения получателя показан на схеме пунктирной стрелкой справа. Множество отдельных актов коммуникации в силу их прогрессирующего влияния на состав набора приобретают кумулятивный характер. Таков, в частности, процесс освоения культуры, в особенности мозаичной культуры нашего времени. Семантемы, наиболее часто встречающиеся в сообщениях, постепенно проникают в перечень получателя и меняют его состав; в этом ключ к циклическому развитию социальной культуры. ЛИТЕРАТУРА: 1. Андриянов В.И., Левашов В.К., Хлопьев А.Т. “Слухи” как социальный феномен // Социс, 1993, № 1, с.82-88. 2. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980, с. 62. 3. Робертсон Д.С. Информационная революция // Информационная революция: наука, экономика, технология: Реферативный сб./ ИНИОН РАН. М., 1993, с.17- 26. 4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с. 450. 5. Рейзема Я.В. Информатика социального отражения (информационные и социальные основания общественного разума). М. 1990, с.127. 6. Дьячков М.В. Языковая политика в современной России // Социс, 1993, № 9, с.101. 7. Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. М. 1987. 8. Соколов А.В. Эволюция социальных коммуникаций. С.-Петербург, 1995, с.149. 9. Михайловский В.Н. Формирование научной картины мира и информатизация. С.- Петербург, 1994, с.54. 10. Моль А. Социодинамика культуры. М.1973, с.128. ТЕМА 4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ОБЩЕСТВА Информационный кризис начала 70-х годов ХХ века: предпосылки, содержание, симптомы в социальной практике, последствия. Информационный кризис начала 70-х годов ХХ века проявился в снижении эффективности информационного обмена: резко возрос объем публикуемых данных; между группами разных специалистов стало трудно общаться; возрос объем неопубликованной информации; выросла проблема межязыкового обмена в мире. Глубокий анализ причин, породивших кризисную ситуацию в сфере информационного обмена. раскрывает их острую парадоксальность. Приведем ряд условных формул этой парадоксальности[1]: “Люди знают столько, что человек не знает ничего”; “Новое - это хорошо забытое старое”; “Ненужная информация - тоже нужна”; “Информация “абсолютно относительна” и “относительно абсолютна”; “Информационный обмен - рутинная компонента творчества”. Революционный прорыв в технологии информационного обмена произошел в 1971 году, когда был изобретен микропроцессор. Появление микропроцессора сделало возможным действительное и широкое использование ЭВМ в осуществлении процессов информационного обмена, сняв проблему “информационного кризиса” 70-х годов. Однако, по-прежнему, актуальной и острой в мире является проблема создания, сохранения и эффективного использования информационных ресурсов (ИР). Произошло формирование еще одного самостоятельного вида общественного ресурса - информационного, позволяющего экономить большинство других ресурсов общества. Дальнейший прогресс общества в значительной степени связан сегодня с совершенствованием информационной инфраструктуры, эффективностью формирования, размещения и использования информационных ресурсов и продуктов. Информационный ресурс общества. Понятие “информационного ресурса общества” (ИРО) является одним из ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р. “Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации”. Активизация на рубеже 80-х годов понятия - национальные информационные ресурсы - было обусловлено растущей зависимостью промышленно развитых стран от источников информации (технической, экономической, политической, военной), а также от уровня развития и эффективности использования средств передачи и переработки информации. Понятие ИРО, накопленных в обществе знаний, может быть рассмотрено в узком и широком смысле слова. ИРО в узком смысле слова - это знания, уже готовые для целесообразного социального использования, т.е. отчужденные от носителей и материализованные знания. ИРО в широком смысле слова включают в себя все отчужденные от носителей и включенные в информационный обмен знания, существующие как в устной, так и в материализованной форме. Важно отметить, что существует представление, по которому в понятие ИРО должны быть включены также сами носители “живого знания” - ученые, специалисты и т.д. Эта позиция в значительной степени связана с тем, что вероятность отчуждения знаний от этих носителей и перевода их в информационный ресурс весьма высока. В целом, понятие ИРО нуждается в дальнейшей глубокой научной разработке. Представим схему создания и развития ИРО: Знания как национальное богатство. Проблема “утечки мозгов” из России. Уровень “живого знания” в каждой стране определяется историческим наследием, уровнем образования, профессиональной квалификации и т.д. 1 Имеющиеся в наличии запасы, средства, которые используются при необходимости. 2 Степень возможного проявления какого-л. действия, какой-л. функции. С “живым знанием” как национальным богатством связана печально известная проблема “утечки мозгов” из России. По данным МВД России, в 1992 году эмигрировало 4576, а в 1993 году - 5876 работников науки и образования. Наиболее “выездной” возраст 31-45 лет. По прогнозам Комиссии Совета Европы по образованию, убытки России от этого процесса могут достигнуть 50-60 млрд. $ в год. Как показывают социологические опросы, более 80% отечественных ученых хотели бы уехать за рубеж и уедут, как только представится подходящая возможность. Значительная часть научной молодежи России уже практически живет за рубежом, формально числясь сотрудниками российских НИИ. “Внутренняя” утечка умов еще основательнее: сейчас на одного эмигрирующего ученого приходится 9 коллег, покидающих науку ради успеха в бизнесе или политике[2]. По прогнозу к 2013 году такой социальной группы как ученые в России вообще может не оказаться. Основными проблемами исследований в области ИР общества являются: проблема раскрытия сущности ИР как формы представления знаний, определение и исследование закономерностей формирования, преобразования и распространения различных видов ИР в обществе. Здесь необходимы такие научные дисциплины как “информология” - совокупность знаний о свойствах и закономерностях формирования ИР и “информдинамика” - наука о закономерностях преобразования одних форм ИР в другие и о процессах их распространения в обществе; проблема разработки методологии количественной и качественной оценки имеющихся в обществе ИР, а также прогнозирования потребностей общества в этих ресурсах; проблема создания методов исследования структуры и топологии распределения различных видов ИР по регионам России, а также в глобальном масштабе. Научная дисциплина, призванная заниматься решением этой проблемы, может быть названа “информографией” [3]. Свободный доступ к национальным ИР - важнейшее условие соблюдения конституционного права граждан на информацию, права “свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом” (ст. 29, п. 4 Конституции РФ). В решении же задач обеспечения доступа к автоматизированным информационным ресурсам важнейшая роль принадлежит “географической” дислокации баз данных (БД), их топологической характеристике. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|