| |||||
МЕНЮ
| Основы социальной информатикисредства коммуникации: почта, телеграф, телефон и т.п. Скорость обработки данных в узлах современной коммуникационной сети общества, выполненных на базе супер-ЭВМ, достигает миллиардов операций в секунду, что в тысячи раз выше, чем скорость обработки данных персональным компьютером среднего класса. Средства обеспечения потребительского сервиса развиваются в направлении создания максимально благоприятных условий для передачи информации , причем эргономический аспект (комфортность) является ведущим. Национальные и коммерческие сети передачи данных (СПД) складывались как неоднородные по техническому составу комплексы: в зонах с развитой инфоструктурой и при высокой интенсивности информационно-обменных процессов в узлах СПД устанавливаются высокопроизводительные компьютеры, между которыми прокладываются информационные магистрали - специализированные каналы связи (высокочастотный кабель, спутниковая связь, оптоволоконные линии и т.п.). Образующийся “силовой” контур СПД позволяет реализовать эффект сжатия пространства - регионы, в эпицентре которых находятся такие узлы, живут в едином информационном ритме. Периферийные участки СПД могут быть представлены средствами традиционной коммуникации (телетайп, телефон и т.п.). Характерный процесс - интеграция СПД, имеющая результатом возникновение глобальной коммуникационной сети Интернет (объединение более 10 тысяч различных СПД). Информационная среда постоянно пополняется современными технологическими средствами, имеющими или приобретающими высокую социальную значимость, такими как: электронная почта; телекс; факсимильная связь; телетекст; видеотекс. При всем разнообразии средств информационной технологии наблюдается тенденция к их взаимодействию. Наиболее сильно тенденции глобализации выразились в факте образования СПД Интернет. Интернет можно рассматривать с разных позиций: наиболее узкое представление. Интернет - это объединение сетей, непрерывно связанных между собой так, что любой компьютер в сети “видит” любой другой, т.е. может передать ему пакет данных и получить ответ за доли секунды; наиболее широкое представление. Интернет - это кибернетическое пространство, идеалистическая субстанция, рождающая киберкультуру со своим образом мыслей, своим языком. ЛИТЕРАТУРА: 1. Колин К.К. Социальная информатика - научная база постиндустриального общества // Социальная информатика-94. М., 1994. 2. Вовканыч С.И., Парфенцева Н.А. “Социальный интеллект”: метафора или научное понятие // Социс, 1993, № 8, с.153. 3. Кочетов А.Н. Интеллектуальный потенциал общества. Саратов, 1991. 4. Каныгин Ю.М., Маркашов В.Е. Информатизация: социальный аспект // Вестник ВОИВТ, 1990, № 2, с.31. 5. Ермакова Е. Не дайте себя оболванить и купить! // Правда, 12 октября 1995 года. 6. Михайловский В.Н. Формирование научной картины мира и информатизация. С.- Петербург, 1994, с.56. 7. Медведева Е.А. Основы информационной культуры (программа курса для вузов) // Социс, 1994, № 11, с.59. 8. Ершов А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммунист, 1988, № 2, с.82-92. ТЕМА 7. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ: ОБЩЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В условиях развертывания информатизации каждое из диалектически взаимосвязанных начал человека: физическое, психическое и социальное требует специального учета, т.к. только в этом случае новые возможности информационного общества могут быть в полной мере использованы для всестороннего развития человека. Неучет специфики этих начал человека, стихийная информатизация чревата трудно прогнозируемыми в полной мере отрицательными общественными последствиям информатизации. 1. Учет физического начала личности. Проблемы адаптации людей с ограниченными физическими возможностями в современной информационной среде. Люди с ограниченными физическими возможностями требуют особого подхода к разработке прежде всего устройств ввода- вывода информации в ЭВМ. Например, во многих странах мира для слепых и слабовидящих людей широко применяются специальные синтезаторы, позволяющие осуществлять голосовой ввод информации; практически полностью потерявшие подвижность могут осуществлять работу на компьютере, ввод информации в него движением глаз при помощи специальных шлемов. Показательна в этом смысле новая операционная система Windows 95, где впервые в мире предусмотрены возможности настройки экрана и клавиатуры для плохо видящих и людей с дефектами конечностей, еще примечательней, что это первая операционная система со встроенными средствами доступа в Интернет. В России создана специальная программа по компьютерной технике, адаптированной для лиц, имеющих различные физические отклонения . Например, в Москве разработана и успешно применяется компьютерная методика для лечения косоглазия у детей, что очень важно, так как в каждой тридцатой семье ребенок страдает этим заболеванием. Существуют специальные компьютерные залы, а также центры подготовки специалистов из числа людей с ограниченными физическими возможностями. Необходима разработка программ занятости с использованием компьютеров на дому для людей, не имеющих возможности перемещаться на работу. Реализация таких программ позволит обществу не потерять деятельностный, образовательный и интеллектуальный потенциал людей, а также снизит социальную напряженность. 2. Учет психического начала личности. У людей различна психологическая устойчивость к процессам информатизации. Необходимо точное определение предельно допустимых нагрузок на психику у различных социальных групп в условиях стремительно возрастающих потоков информации. Особого внимания требуют женщины, принявшие на себя основной “удар” в области практической компьютерной работы. В социально-экономическом отношении очень важна практическая реализация уже имеющегося нормативного положения о доплате лицам, постоянно использующим в своей работе компьютерную технику. Далее, например, известно, что наиболее подвержены “зомбированию” по телевидению и другим СМИ молодежь и люди пожилого возраста. Необходимо правовое ограничение объема и содержания воздействия СМИ, разработанное на базе глубоких научных исследований психологов. На повестке дня сегодня активизация изучения в целом социально- психологических аспектов информатизации. Должны исследоваться такие проблемы, как: страх определенных социальных групп перед стремительно совершенствующейся информационной техникой, ростом и усложнением информационных потоков - компьютерофобия; информомания как социальная болезнь , выражающаяся в приоритете общения с компьютером, а не с людьми; Уже появился термин “киберболезнь”, которой подвержены люди, часто находящиеся в виртуальной реальности. 3. Учет социального начала личности. Каждая социальная группа имеет свой специфический вариант социализации, а это значит, что в условиях информатизации все современные средства коммуникации и компьютеры должны делать учет этой специфики более совершенным, а не нивелировать ее, стандартизуя человека. Остановимся на основных социальных проблемах и вариантах их решения в условиях информатизации: . проблема языковой коммуникации. Языковая коммуникация составляет ядро информатизации. Значит, электронные средства информатизации должны органически встраиваться в сеть естественно сложившейся для каждого человека языковой среды. В условиях России широкое распространение нерусифицированных программных средств, формирование общественного мнения о нормальности подобной ситуации - тяжелая по перспективным последствиям социальная проблема. Должны быть разработаны средства информатики и компьютерной лингвистики массового применения. Имеющиеся средства не соответствуют социальным потребностям либо по уровню доступности, либо по составу слов, либо по цене. . информационная безопасность личности. Под информационной безопасностью понимается состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства [1]. Обеспечение информационной безопасности личности означает ее право на получение объективной информации и предполагает, что полученная человеком из разных источников информация не препятствует свободному формированию и развитию его личности. В качестве воздействия на личность могут выступать: 1. целенаправленное информационное давление с целью изменения мировоззрения, политических взглядов и морально-психологического состояния людей; 2. распространение недостоверной, искаженной, неполной информации; 3. использование неадекватного восприятия людьми достоверной информации. Информационные воздействия опасны или полезны не столько сами по себе, сколько тем, что управляют мощными вещественно-энергетическими процессами. Суть влияния информации как раз и заключается в ее способности контролировать вещественно-энергетические процессы, параметры которых на много порядков выше самой информации [2]. Учеными установлено, что пользователи в псевдореальном мире гораздо в большей степени, чем в мире обычном, подвержены внушению и гипнозу. Запрограммировать игровую программу на ту или иную установку не представляет труда. “Виртуальную” систему можно заразить вирусом, который будет кодировать на слова, что позволит в дальнейшем осуществлять “зомбирование”. За рубежом наблюдение за соблюдением прав граждан в этом отношении - компетенция специальных уполномоченных по защите прав граждан в информационных системах [3]. . компьютерная преступность. Компьютерная преступность является современным вариантом проявления социальной девиации (отклонения). Различаются, как правило, два направления компьютерной преступности: кража информации, денег и вирусописательство. Компьютерный вирус - специальная программа, составленная кем-то со злым умыслом и способная к саморазмножению. Одну из самых популярных антивирусных программ AIDSTEST вынуждены обновлять иногда даже дважды в неделю. Попытка создателей вирусов , как правило, молодых людей реализовать себя в вирусописательстве связана с рядом причин: желанием самоутвердиться, “прогреметь”, а также с отсутствием осознанных жизненных целей. Д. Лозинский считает их жалкими созданиями [4]. Уголовный Кодекс РФ с 1 января 1997 года впервые предусматривает ответственность за компьютерные преступления, однако, его практическое использование зависит от общественного мнения о компьютерной преступности, которое сегодня, как правило, не осуждает ее. Информационный образ жизни. Существует два смысла этого понятия: 1. образ жизни людей в информационном обществе, где все стороны жизни в значительной степени пронизываются информационными отношениями, базирующимися на современных информационных технологиях; 2. информационный аспект образа жизни. Сегодня учеными и специалистами ставится вопрос о необходимости развития информационной экологии, формирующей здоровый информационный образ жизни людей в социальной и природной среде. Соблюдение правил информационной гигиены приводит к сознательно избранному информационному образу жизни, на склоне которой человек не жалеет, что прожил ее зря. Под образом жизни понимается система видов жизнедеятельности общества в целом, социальных групп, личности, определяемых социально-экономическими условиями. Главной чертой образа жизни является его системность, проявляющаяся в том, что входящие в его состав виды деятельности взаимосвязаны между собой: изменение одной из них ведет к изменению другой. Каковы же составляющие образ жизни виды деятельности? Это: трудовая; общественно-политическая; учебная; бытовая; социально-культурная; досуговая деятельность. Рассмотрим новые возможности, предоставляемые информатизацией, для совершенствования ряда из перечисленных слагаемых образа жизни. Общественно-политическая деятельность обретает новую глубину с использованием интерактивного телевидения (телевидения с обратной связью). Добавление к обычному телевизору передающего устройства с пультом обратной связи позволяет зрителю реагировать на вопросы ведущих телепрограмм, принимать участие в анкетированиях, голосованиях и т.д. Создается также новый рынок заказного цифрового телевидения на экране компьютера. Учебная деятельность. Активно развивающаяся педагогическая информатика занимается проблемами создания и реализации концепции образования [5] людей, которым предстоит жить в информационном обществе. Среди целей информатизации образования, наряду с универсальными (развитие интеллектуальных способностей, гуманизация и доступность образования) определяется и ряд специфических - компьютерная грамотность, информационное обеспечение образования (базы знаний и данных), индивидуализированное образование на основе новых компьютерных технологий обучения. Мультимедиа, в частности, помогут осуществить смену парадигмы образования: от “наполнения сосуда” к “воспламенению факела”, т.е. раскрытию и развитию индивидуальных возможностей человека. Появление мультимедиа приводит к созданию не только новых рабочих мест, но и особых возможностей для изменения культуры бытового, производственного (учебного) и экономического поведения. Гипертекст как обучающее средство сегодня начинает активно использоваться в учебном процессе, внося свой вклад в совершенствование индивидуализации обучения. В развитых странах, например, в Великобритании, в законе об образовании гарантируется право учащихся с 6 лет пользоваться новыми информационными технологиями в учебном процессе. Бытовая деятельность. Бытовые компьютеры в принципе имеют по сравнению с профессиональными более ограниченные возможности (по ресурсам памяти, набору внешних устройств и др.). Однако, сегодня согласно мировым стандартам бытовой (домашний) компьютер представляет собой машину, оснащенную микрофоном, проигрывателем CD-ROM, стереодинамиками, факсимильной связью и т.п. В России под домашним компьютером часто понимается пока предельно усеченная модель. Бытовые компьютеры предназначены для массового использования в домашних условиях при решении вычислительных, обучающих, информационно- справочных, игровых и других задач. Важными областями применения бытовых компьютеров также являются: - обеспечение информационных потребностей людей (доступ к различным базам данных и знаний, общение с владельцами других ЭВМ по линиям связи и др.); - автоматическое управление домашним хозяйством (управление микроклиматом, освещенностью, расходом электроэнергии и отопительной системой, устройствами бытовой техники, обеспечение неприкосновенности и безопасности жилища и др.). Социально-культурная деятельность. Развитие мультимедийных технологий и увеличение места, занимаемого ими в жизни современного человека, отразилось, конечно не только на науке и игре, но и на искусстве. Так, например, первый выполненный в технологии мультимедиа CD-ROM “Сокровища России” (стоимость 55$), посвященный русскому искусству Х - начала ХХ веков, содержит карты Российского государства в динамике его развития и так называемую “временную линию”, позволяющие вести анализ развития русского искусства во времени и пространстве. Досуговая деятельность. В мире фиксируется четкая тенденция развития “инфоразвлечений” [6]. Развлекательные информационные средства делятся на воспроизводящие средства и средства, обеспечивающие участие (интерактивные средства). За одно десятилетие были созданы 4 поколения интерактивных средств. Компактные диски знаменуют появление пятого поколения. Первые три поколения интерактивных средств объединяют постоянно усложняющиеся версии видеоигр. В четвертом поколении были объединены видеоигры и бытовые компьютеры при одновременном расширении ассортимента развлечений за счет включения логических игр, музыкальных и художественных интерактивных программ. В настоящее время среди последних достижений можно выделить компьютерную мультипликацию. Появившиеся оптические диски, предлагающие игроку возможность альтернативного выбора решений, являются первым шагом к продукции пятого поколения. В США покупаются системы, обеспечивающие воспроизведение полнометражного фильма в режиме CD - Interactive на большом телевизионном экране. По прогнозам ряда специалистов домашний компьютер, вместе с разнообразными on-line - службами, текстовыми и аудиовизуальными новостями, видеоиграми в перспективе победит телевизор, погубит интерактивное телевидение. [7] В условиях стремительного совершенствования информационных технологий и беспредельного развития предоставляемых ими возможностей, самым актуальным вопросом продолжает оставаться вопрос о целевых жизненных установках конкретной личности. ЛИТЕРАТУРА: 1. Концепция информационной безопасности РФ (проект) М. 1994, с.40. 2. См. Домозетов Х. Компьютеризация и проблемы здоровья, свободы и безопасности личности // Философская и социологическая мысль, 1991, № 4, с.93-99; Поздняков А.И. Информационная безопасность личности, общества, государства // Военная мысль, 1993, № 10. 3. Венгеров А.Б. Информационная ситуация может способствовать как прогрессу, так и деградации общества // Компьютер и право, № 1, июнь 1994. 4. Лозинский Д. Компьютерный вирус - это СПИД для машин. Но без резиновых перчаток можно обойтись // Вечерний клуб, 1994, 20 октября. 5. См. Жданов В.С., Кортуков Е.В., Саксонов Е.А., Джугели Т.П., Гуничев В.Н., Шапкин Ю.А. К концепции информатизации образования // Социальная информатика. М. 1990, с.92; Смольникова И.А. Виртуальная реальность в искусстве и обучении // Социальная информатика - 95, с.107-114; Ульянов Б.В. Эффективность информационных систем обучения. М. 1995. 6. Поппель Г., Голдстайн Б. Информационная технология - миллионные прибыли. М., 1990, гл.2. Область ИТ: услуги развлечения, с.147-157. 7. Домашний компьютер вытеснит телевизор с рынка multimedia // Компьютерра, 6 июня 1994 года. ТЕМА 8. ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СПЕЦИФИКА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тенденции в изменении параметров, соотношения и типов взаимосвязи социальных групп при переходе к постиндустриальному, информационному |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|