реферат бесплатно, курсовые работы
 

Основы социальной информатики

средства коммуникации: почта, телеграф, телефон и т.п.

Скорость обработки данных в узлах современной коммуникационной сети

общества, выполненных на базе супер-ЭВМ, достигает миллиардов операций в

секунду, что в тысячи раз выше, чем скорость обработки данных персональным

компьютером среднего класса.

Средства обеспечения потребительского сервиса развиваются в

направлении создания максимально благоприятных условий для передачи

информации , причем эргономический аспект (комфортность) является ведущим.

Национальные и коммерческие сети передачи данных (СПД) складывались

как неоднородные по техническому составу комплексы: в зонах с развитой

инфоструктурой и при высокой интенсивности информационно-обменных процессов

в узлах СПД устанавливаются высокопроизводительные компьютеры, между

которыми прокладываются информационные магистрали - специализированные

каналы связи (высокочастотный кабель, спутниковая связь, оптоволоконные

линии и т.п.). Образующийся “силовой” контур СПД позволяет реализовать

эффект сжатия пространства - регионы, в эпицентре которых находятся такие

узлы, живут в едином информационном ритме. Периферийные участки СПД могут

быть представлены средствами традиционной коммуникации (телетайп, телефон и

т.п.).

Характерный процесс - интеграция СПД, имеющая результатом

возникновение глобальной коммуникационной сети Интернет (объединение более

10 тысяч различных СПД).

Информационная среда постоянно пополняется современными

технологическими средствами, имеющими или приобретающими высокую социальную

значимость, такими как:

электронная почта;

телекс;

факсимильная связь;

телетекст;

видеотекс.

При всем разнообразии средств информационной технологии наблюдается

тенденция к их взаимодействию. Наиболее сильно тенденции глобализации

выразились в факте образования СПД Интернет.

Интернет можно рассматривать с разных позиций:

наиболее узкое представление. Интернет - это объединение сетей, непрерывно

связанных между собой так, что любой компьютер в сети “видит” любой другой,

т.е. может передать ему пакет данных и получить ответ за доли секунды;

наиболее широкое представление. Интернет - это кибернетическое

пространство, идеалистическая субстанция, рождающая киберкультуру со своим

образом мыслей, своим языком.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Колин К.К. Социальная информатика - научная база постиндустриального

общества // Социальная информатика-94. М., 1994.

2. Вовканыч С.И., Парфенцева Н.А. “Социальный интеллект”: метафора или

научное понятие // Социс, 1993, № 8, с.153.

3. Кочетов А.Н. Интеллектуальный потенциал общества. Саратов, 1991.

4. Каныгин Ю.М., Маркашов В.Е. Информатизация: социальный аспект // Вестник

ВОИВТ, 1990, № 2, с.31.

5. Ермакова Е. Не дайте себя оболванить и купить! // Правда, 12 октября

1995 года.

6. Михайловский В.Н. Формирование научной картины мира и информатизация. С.-

Петербург, 1994, с.56.

7. Медведева Е.А. Основы информационной культуры (программа курса для

вузов) // Социс, 1994, № 11, с.59.

8. Ершов А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к

информационной культуре общества // Коммунист, 1988, № 2, с.82-92.

ТЕМА 7. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ:

ОБЩЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ В УСЛОВИЯХ

ИНФОРМАТИЗАЦИИ

В условиях развертывания информатизации каждое из диалектически

взаимосвязанных начал человека: физическое, психическое и социальное

требует специального учета, т.к. только в этом случае новые возможности

информационного общества могут быть в полной мере использованы для

всестороннего развития человека. Неучет специфики этих начал человека,

стихийная информатизация чревата трудно прогнозируемыми в полной мере

отрицательными общественными последствиям информатизации.

1. Учет физического начала личности. Проблемы адаптации людей с

ограниченными физическими возможностями в современной информационной среде.

Люди с ограниченными физическими возможностями требуют особого подхода

к разработке прежде всего устройств ввода- вывода информации в ЭВМ.

Например, во многих странах мира для слепых и слабовидящих людей широко

применяются специальные синтезаторы, позволяющие осуществлять голосовой

ввод информации; практически полностью потерявшие подвижность могут

осуществлять работу на компьютере, ввод информации в него движением глаз

при помощи специальных шлемов. Показательна в этом смысле новая

операционная система Windows 95, где впервые в мире предусмотрены

возможности настройки экрана и клавиатуры для плохо видящих и людей с

дефектами конечностей, еще примечательней, что это первая операционная

система со встроенными средствами доступа в Интернет.

В России создана специальная программа по компьютерной технике,

адаптированной для лиц, имеющих различные физические отклонения . Например,

в Москве разработана и успешно применяется компьютерная методика для

лечения косоглазия у детей, что очень важно, так как в каждой тридцатой

семье ребенок страдает этим заболеванием. Существуют специальные

компьютерные залы, а также центры подготовки специалистов из числа людей с

ограниченными физическими возможностями.

Необходима разработка программ занятости с использованием компьютеров

на дому для людей, не имеющих возможности перемещаться на работу.

Реализация таких программ позволит обществу не потерять деятельностный,

образовательный и интеллектуальный потенциал людей, а также снизит

социальную напряженность.

2. Учет психического начала личности.

У людей различна психологическая устойчивость к процессам

информатизации. Необходимо точное определение предельно допустимых нагрузок

на психику у различных социальных групп в условиях стремительно

возрастающих потоков информации.

Особого внимания требуют женщины, принявшие на себя основной “удар” в

области практической компьютерной работы. В социально-экономическом

отношении очень важна практическая реализация уже имеющегося нормативного

положения о доплате лицам, постоянно использующим в своей работе

компьютерную технику.

Далее, например, известно, что наиболее подвержены “зомбированию” по

телевидению и другим СМИ молодежь и люди пожилого возраста. Необходимо

правовое ограничение объема и содержания воздействия СМИ, разработанное на

базе глубоких научных исследований психологов.

На повестке дня сегодня активизация изучения в целом социально-

психологических аспектов информатизации. Должны исследоваться такие

проблемы, как:

страх определенных социальных групп перед стремительно совершенствующейся

информационной техникой, ростом и усложнением информационных потоков -

компьютерофобия;

информомания как социальная болезнь , выражающаяся в приоритете общения с

компьютером, а не с людьми;

Уже появился термин “киберболезнь”, которой подвержены люди, часто

находящиеся в виртуальной реальности.

3. Учет социального начала личности.

Каждая социальная группа имеет свой специфический вариант

социализации, а это значит, что в условиях информатизации все современные

средства коммуникации и компьютеры должны делать учет этой специфики более

совершенным, а не нивелировать ее, стандартизуя человека.

Остановимся на основных социальных проблемах и вариантах их решения в

условиях информатизации:

. проблема языковой коммуникации.

Языковая коммуникация составляет ядро информатизации. Значит,

электронные средства информатизации должны органически встраиваться в сеть

естественно сложившейся для каждого человека языковой среды. В условиях

России широкое распространение нерусифицированных программных средств,

формирование общественного мнения о нормальности подобной ситуации -

тяжелая по перспективным последствиям социальная проблема.

Должны быть разработаны средства информатики и компьютерной

лингвистики массового применения. Имеющиеся средства не соответствуют

социальным потребностям либо по уровню доступности, либо по составу слов,

либо по цене.

. информационная безопасность личности.

Под информационной безопасностью понимается состояние защищенности

информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в

интересах граждан, организаций и государства [1].

Обеспечение информационной безопасности личности означает ее право на

получение объективной информации и предполагает, что полученная человеком

из разных источников информация не препятствует свободному формированию и

развитию его личности.

В качестве воздействия на личность могут выступать:

1. целенаправленное информационное давление с целью изменения

мировоззрения, политических взглядов и морально-психологического состояния

людей;

2. распространение недостоверной, искаженной, неполной информации;

3. использование неадекватного восприятия людьми достоверной

информации.

Информационные воздействия опасны или полезны не столько сами по себе,

сколько тем, что управляют мощными вещественно-энергетическими процессами.

Суть влияния информации как раз и заключается в ее способности

контролировать вещественно-энергетические процессы, параметры которых на

много порядков выше самой информации [2].

Учеными установлено, что пользователи в псевдореальном мире гораздо в

большей степени, чем в мире обычном, подвержены внушению и гипнозу.

Запрограммировать игровую программу на ту или иную установку не

представляет труда. “Виртуальную” систему можно заразить вирусом, который

будет кодировать на слова, что позволит в дальнейшем осуществлять

“зомбирование”.

За рубежом наблюдение за соблюдением прав граждан в этом отношении -

компетенция специальных уполномоченных по защите прав граждан в

информационных системах [3].

. компьютерная преступность.

Компьютерная преступность является современным вариантом проявления

социальной девиации (отклонения). Различаются, как правило, два направления

компьютерной преступности: кража информации, денег и вирусописательство.

Компьютерный вирус - специальная программа, составленная кем-то со

злым умыслом и способная к саморазмножению. Одну из самых популярных

антивирусных программ AIDSTEST вынуждены обновлять иногда даже дважды в

неделю.

Попытка создателей вирусов , как правило, молодых людей реализовать

себя в вирусописательстве связана с рядом причин: желанием самоутвердиться,

“прогреметь”, а также с отсутствием осознанных жизненных целей. Д.

Лозинский считает их жалкими созданиями [4].

Уголовный Кодекс РФ с 1 января 1997 года впервые предусматривает

ответственность за компьютерные преступления, однако, его практическое

использование зависит от общественного мнения о компьютерной преступности,

которое сегодня, как правило, не осуждает ее.

Информационный образ жизни.

Существует два смысла этого понятия:

1. образ жизни людей в информационном обществе, где все стороны жизни

в значительной степени пронизываются информационными отношениями,

базирующимися на современных информационных технологиях;

2. информационный аспект образа жизни.

Сегодня учеными и специалистами ставится вопрос о необходимости

развития информационной экологии, формирующей здоровый информационный образ

жизни людей в социальной и природной среде. Соблюдение правил

информационной гигиены приводит к сознательно избранному информационному

образу жизни, на склоне которой человек не жалеет, что прожил ее зря.

Под образом жизни понимается система видов жизнедеятельности общества

в целом, социальных групп, личности, определяемых социально-экономическими

условиями.

Главной чертой образа жизни является его системность, проявляющаяся в

том, что входящие в его состав виды деятельности взаимосвязаны между собой:

изменение одной из них ведет к изменению другой.

Каковы же составляющие образ жизни виды деятельности? Это:

трудовая;

общественно-политическая;

учебная;

бытовая;

социально-культурная;

досуговая деятельность.

Рассмотрим новые возможности, предоставляемые информатизацией, для

совершенствования ряда из перечисленных слагаемых образа жизни.

Общественно-политическая деятельность обретает новую глубину с

использованием интерактивного телевидения (телевидения с обратной связью).

Добавление к обычному телевизору передающего устройства с пультом обратной

связи позволяет зрителю реагировать на вопросы ведущих телепрограмм,

принимать участие в анкетированиях, голосованиях и т.д. Создается также

новый рынок заказного цифрового телевидения на экране компьютера.

Учебная деятельность.

Активно развивающаяся педагогическая информатика занимается проблемами

создания и реализации концепции образования [5] людей, которым предстоит

жить в информационном обществе. Среди целей информатизации образования,

наряду с универсальными (развитие интеллектуальных способностей,

гуманизация и доступность образования) определяется и ряд специфических -

компьютерная грамотность, информационное обеспечение образования (базы

знаний и данных), индивидуализированное образование на основе новых

компьютерных технологий обучения. Мультимедиа, в частности, помогут

осуществить смену парадигмы образования: от “наполнения сосуда” к

“воспламенению факела”, т.е. раскрытию и развитию индивидуальных

возможностей человека.

Появление мультимедиа приводит к созданию не только новых рабочих

мест, но и особых возможностей для изменения культуры бытового,

производственного (учебного) и экономического поведения.

Гипертекст как обучающее средство сегодня начинает активно

использоваться в учебном процессе, внося свой вклад в совершенствование

индивидуализации обучения.

В развитых странах, например, в Великобритании, в законе об

образовании гарантируется право учащихся с 6 лет пользоваться новыми

информационными технологиями в учебном процессе.

Бытовая деятельность.

Бытовые компьютеры в принципе имеют по сравнению с профессиональными

более ограниченные возможности (по ресурсам памяти, набору внешних

устройств и др.). Однако, сегодня согласно мировым стандартам бытовой

(домашний) компьютер представляет собой машину, оснащенную микрофоном,

проигрывателем CD-ROM, стереодинамиками, факсимильной связью и т.п. В

России под домашним компьютером часто понимается пока предельно усеченная

модель.

Бытовые компьютеры предназначены для массового использования в

домашних условиях при решении вычислительных, обучающих, информационно-

справочных, игровых и других задач.

Важными областями применения бытовых компьютеров также являются:

- обеспечение информационных потребностей людей (доступ к различным

базам данных и знаний, общение с владельцами других ЭВМ по линиям связи и

др.);

- автоматическое управление домашним хозяйством (управление

микроклиматом, освещенностью, расходом электроэнергии и отопительной

системой, устройствами бытовой техники, обеспечение неприкосновенности и

безопасности жилища и др.).

Социально-культурная деятельность.

Развитие мультимедийных технологий и увеличение места, занимаемого ими

в жизни современного человека, отразилось, конечно не только на науке и

игре, но и на искусстве.

Так, например, первый выполненный в технологии мультимедиа CD-ROM

“Сокровища России” (стоимость 55$), посвященный русскому искусству Х -

начала ХХ веков, содержит карты Российского государства в динамике его

развития и так называемую “временную линию”, позволяющие вести анализ

развития русского искусства во времени и пространстве.

Досуговая деятельность.

В мире фиксируется четкая тенденция развития “инфоразвлечений” [6].

Развлекательные информационные средства делятся на воспроизводящие средства

и средства, обеспечивающие участие (интерактивные средства).

За одно десятилетие были созданы 4 поколения интерактивных средств.

Компактные диски знаменуют появление пятого поколения. Первые три поколения

интерактивных средств объединяют постоянно усложняющиеся версии видеоигр. В

четвертом поколении были объединены видеоигры и бытовые компьютеры при

одновременном расширении ассортимента развлечений за счет включения

логических игр, музыкальных и художественных интерактивных программ. В

настоящее время среди последних достижений можно выделить компьютерную

мультипликацию. Появившиеся оптические диски, предлагающие игроку

возможность альтернативного выбора решений, являются первым шагом к

продукции пятого поколения.

В США покупаются системы, обеспечивающие воспроизведение

полнометражного фильма в режиме CD - Interactive на большом телевизионном

экране.

По прогнозам ряда специалистов домашний компьютер, вместе с

разнообразными on-line - службами, текстовыми и аудиовизуальными новостями,

видеоиграми в перспективе победит телевизор, погубит интерактивное

телевидение. [7]

В условиях стремительного совершенствования информационных технологий

и беспредельного развития предоставляемых ими возможностей, самым

актуальным вопросом продолжает оставаться вопрос о целевых жизненных

установках конкретной личности.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Концепция информационной безопасности РФ (проект) М. 1994, с.40.

2. См. Домозетов Х. Компьютеризация и проблемы здоровья, свободы и

безопасности личности // Философская и социологическая мысль, 1991, № 4,

с.93-99; Поздняков А.И. Информационная безопасность личности, общества,

государства // Военная мысль, 1993, № 10.

3. Венгеров А.Б. Информационная ситуация может способствовать как

прогрессу, так и деградации общества // Компьютер и право, № 1, июнь

1994.

4. Лозинский Д. Компьютерный вирус - это СПИД для машин. Но без резиновых

перчаток можно обойтись // Вечерний клуб, 1994, 20 октября.

5. См. Жданов В.С., Кортуков Е.В., Саксонов Е.А., Джугели Т.П., Гуничев

В.Н., Шапкин Ю.А. К концепции информатизации образования // Социальная

информатика. М. 1990, с.92; Смольникова И.А. Виртуальная реальность в

искусстве и обучении // Социальная информатика - 95, с.107-114; Ульянов

Б.В. Эффективность информационных систем обучения. М. 1995.

6. Поппель Г., Голдстайн Б. Информационная технология - миллионные прибыли.

М., 1990, гл.2. Область ИТ: услуги развлечения, с.147-157.

7. Домашний компьютер вытеснит телевизор с рынка multimedia // Компьютерра,

6 июня 1994 года.

ТЕМА 8. ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И

СПЕЦИФИКА

ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тенденции в изменении параметров, соотношения и типов взаимосвязи

социальных групп при переходе к постиндустриальному, информационному

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.