реферат бесплатно, курсовые работы
 

Основы социальной информатики

личности?

Для этого необходим свободный доступ каждого человека к социально-

бытовой (информационные центры муниципалитетов, префектур и т.д.),

политической, экономической, культурно-духовной и др. информации. Особое

социальное значение приобретает сам факт наличия компьютеров дома (в

семье), в детских садах, школах и вузах.

2. Рассмотрим подход к анализу информационных особенностей

существования различных социальных групп, а также соотношения социальной

структуры общества с процессом информатизации.

Социальная структура общества с информационной точки зрения.

Выстраивая социальную структуру по одному из критериев: отношению к

собственности, уровню жизни, полу, возрасту и т.д., необходимо дополнить

полученную структуру “информационным срезом”. Очевидно, например, более

позитивное и активное отношение к информатизации молодежи по сравнению с

людьми более старшего возраста. В других же вариантах структурирования

общества часто не так очевиден “информационный срез”, необходимы

специальные социологические исследования. Без получения подобных знаний

невозможно эффективное вовлечение в процесс информатизации различных

социальных групп.

Взаимосвязь социальной структуры и процесса информатизации общества

достаточно подробно будет рассмотрена в последней лекции курса.

Социальные последствия информатизации.

Таблица швейцарского исследователя К. Хессига “Последствия

информатизации в зеркале общественности” [4] является хорошим примером

системного подхода к анализу социальных последствий информатизации :

| |Отрицательные последствия|

|Положительные последствия| |

| КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО |

|Свободное развитие |“Автоматизация” человека |

|индивида | |

|Информационное общество |Дегуманизация жизни |

|Социализация информации |Технократическое мышление|

|(1) | |

|Коммуникативное общество |Снижение культурного |

| |уровня (3) |

|Преодоление кризиса |Лавина информации |

|цивилизации (2) |Элитарное знание |

| |(поляризация) (4) |

| |Изоляция индивида (5) |

| |

|ПОЛИТИКА |

|Расширение свобод |Снижение свобод |

|Децентрализация |Централизация |

|Выравнивание иерархии |Государство - |

|власти (6) |“надзиратель” (7) |

|Расширенное участие в |Расширение |

|общественной жизни |государственной |

| |бюрократии |

| |Усиление власти благодаря|

| |знаниям |

| |Усиление манипуляции |

| |людьми |

| ХОЗЯЙСТВО И|

|ТРУД |

|Повышение продуктивности |Все возрастающая |

|Рационализация |сложность |

| |жизни |

|Повышение компетентности |Обострение промышленного |

|(8) | |

|Увеличение богатства |кризиса |

|Преодоление кризиса |Концентрация |

|Экономия ресурсов |Подверженность кризисам |

|Охрана окружающей среды |Стандартизация |

|Децентрализация |Массовая безработица |

|промышленности |Новые требования к |

|Новая продукция |мобильности трудящихся |

|Улучшение качества |Дегуманизация труда |

|Диверсификация[12] |Стрессы |

|продукции | |

|Новые профессии и |Деквалификация |

|квалификации (9) |Исчезновение |

| |многочисленных профессий |

| МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ |

|Национальная |Усиление |

|независимость (10) |взаимозависимости |

|Появляется шанс на |Технологическая |

|развитие |зависимость |

|у стран “третьего мира” |Обострение отношений |

| |Юга-Запада . |

|Улучшение обороноспособ- |Уязвимость. Усиление |

|ности страны |опасности новой войны |

| |из-за обновления военных |

| |систем |

Комментарий к таблице Хессига:

1. ”Социализация информации” - возможность увеличения степени

направленности информации на социальную сферу.

2. “Преодоление кризиса цивилизации” - создание предпосылок для

разрешения глобального экологического кризиса, решение проблемы устойчивого

развития цивилизации в целом [5].

3. “Снижение культурного уровня” - развитие информационной среды

создает предпосылки для повышения культурного уровня (доступ по сетям к

сокровищам библиотек, музеев и т.д.), однако автоматически это не

происходит. Возможно резкое увеличение числа людей, являющихся

механическими потребителями предоставляемой информации.

4. “Элитарное знание” - опасность огромной поляризации знаний в

обществе, возможном накоплении их преимущественно в узком, “верхнем”

общественном слое - элите (политической, экономической и т.д.).

5. “Изоляция индивида” - без общественного регулирования

информатизация может привести к тому, что люди начнут общаться, как

правило, опосредованно - через компьютер или только с компьютером. Незнание

и, что еще хуже, отсутствие потребности знать своих коллег, соседей и

родственников, общаться с ними - весьма опасное социальное явление.

6. “Выравнивание иерархии власти” в информатизируемом обществе должно

происходить за счет реальной возможности вовлечения большего числа людей в

политику, создания условий для повышения ими социального статуса.

7. Государство - ”надзиратель” - Левиафан[13], “помноженный” на

компьютерные технологии. При современных технологиях возможен контроль, а

затем и направление не только поведения, но и мыслей людей. В статье 5

закона РФ “Об информации, информатизации и защите информации” [6]

персональные данные отнесены к категории конфиденциальной информации.

Если государство не будет создавать условия для воспитания

интеллектуального человека, то получит массу легко управляемых и

прогнозируемых по поведению и мыслям людей.

8. ”Повышение компетентности” и как альтернатива этому -

”деквалификация”. ЭВМ как средство нейтральна по отношению к человеку, она

лишь предоставляет новые возможности для реализации конкретных жизненных

целей.

9. “Новые профессии и квалификации” и, с другой стороны, возможное

исчезновение многочисленных профессий. Появление новых, более

интеллектуальных профессий не должно исключать сохранение информации не

только об исчезающих технологиях, но и о социальных структурах,

обеспечивавших их реализацию (типе людей, их отношениях, менталитете).

Утеря технологий создания таких мировых шедевров как египетские пирамиды,

изделия из дамасской стали, перегородчатой эмали, невозможность их

воссоздания сегодня в значительной степени связана с социальными аспектами.

10. “Национальная независимость” и, с другой стороны, “уязвимость”.

Уровень развития информатизации, интеллекта нации позволяет государствам

выходить на позиции действительной национальной независимости.

Общеизвестна роль таких факторов как количество и качество вооруженных

сил сторон, сформированная направленность общественного мнения, открытость

(закрытость) информации о мотивах политических акций при поиске

дипломатических решений. Для общества, вступившего в фазу информатизации,

фактор технологического отрыва становится более весомым, чем численное

превосходство армии. Прежде всего этот фактор проявляется в технологии

информационно-обменных процессов. Понятия "психологическая война", "пси-

оружие", "утечка мозгов", "зомбирование"[14] наполняются реальным

содержанием. Национальные системы СМИ становятся объектами стратегического

значения.

Национальная независимость диктует России необходимость

государственного регулирования технологического сотрудничества с Западом,

что отражено в концепции информационной безопасности, ряде нормативных

документов, например, в Указе Президента РФ “О мерах по соблюдению

законности в области производства, реализации и эксплуатации шифровальных

средств, а также предоставлении услуг в области шифрования информации” [7].

ЛИТЕРАТУРА:

1. Что за “ядерным чемоданчиком”? // Правда, 20 апреля 1994 г.

2. Ершов А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к

информационной культуре общества // Коммунист, 1988, № 2, с.

3. Проблемы информатизации, № 3/4,1993, с.81-88.

4. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991, с.217.

5. Урсул А.Д. Информатизация общества и переход к устойчивому развитию

цивилизации // Вестник РОИВТ, 1993, № 1-3, с.35-45.

6. Закон об информации, информатизации и защите информации // Российская

газета, 22 февраля 1995 г.

7. PKZIP/PGP/etc вне закона // Компьютерра, № 16(96), 24 апреля 1995 г.

ТЕМА 6. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФOРМАЦИОННОЙ

СРЕДЫ ОБЩЕСТВА

Современное общество не может существовать в условиях сенсорного

голода - для его развития и саморганизации совершенно необходимо

всеобъемлющее информационное поле.

В процессе разработки информационной стратегии важно учитывать, что

при создании информационной среды должно быть образовано диалектическое

единство средств информатики и системы социальной информации.

Системы социальной информации (ССИ) в России практически не

существует. ССИ предполагает создание иерархии в социальной информации.

При социальном управлении должна использоваться лишь информация о выходе

значений ключевых параметров за соответствующие нормативные пределы. При

нахождении ключевого параметра в этих пределах информация о его значениях

предоставляется только по запросу. Информация по остальному множеству

параметров запрашивается лишь в случае выхода ключевых параметров за

нормативные пороги. Например, 10-12% - это требующий кардинальных решений

порог уровня безработицы в обществе, 14 - это коэффициент, характеризующий

катастрофическое соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных

членов общества и т.д.

Не удовлетворяет требованиям социогуманитарного подхода состав

социальной информации, носящий сильно выраженный организационно-

экономический оттенок. В частности, ССИ должна содержать в себе социально-

бытовую статистику для информирования населения.

Социальную информацию собирают и обобщают Госкомстат СНГ и Госкомстат

РФ. Выпускается журнал “Вопросы статистики”.

Важно отметить, что существует как объективные, так и объективные

причины нескладывания ССИ. Основными объективными причинами являются

трудность определения состава ключевых управленческих параметров и их

нормативных порогов, отсутствие достаточных финансовых средств и программно-

технического компьютерного обеспечения. Среди субъективных причин могут

быть названы и недостаточный уровень образования, и несформированное по

поводу необходимости научных основ социального управления общественное

мнение.

Таким образом, в широком смысле слова под информационной средой

общества (ИСО) понимается единство социальной информации и средств,

необходимых для осуществления информационного обмена. Информационная среда

понимается как пространство, в которое “погружается” человек по аналогии

с воздушной и водной средами.

Однако, существует представление об ИСО в так называемом узком смысле

слова. В этой трактовке информационная среда общества - полная

совокупность социальных, организационных, экономических, материально-

технических, технологических, правовых и иных механизмов и норм, созданных

и используемых для осуществления информационного обмена.

К сожалению, в научной литературе и публицистике нередко

информационная среда трактуется как синоним только техносферы, что является

отражением технократического подхода. Сейчас во всем мире в процессе

информатизации превалирует развитие программно-технических средств

информатизации (“железо” +программное обеспечение). Развивается

парадоксальная ситуация, когда очень качественной технологией

обрабатывается некачественная, неадекватная социальным процессам

информация.

Максимально эффективное использование информационного ресурса общества

определяет информационный потенциал общества (ИПО). На практике

информационный ресурс общества может использоваться не в максимальной

степени в зависимости от социально-экономических, общественно-политических

и иных условий жизнедеятельности общества. В таких случаях ИПО реализуется

лишь частично, что говорит о способности общества осуществлять

информационно-обменные процессы на соответствующем социально полезном

уровне.

Степень реализации ИПО непосредственно связана с интенсивностью

протекающих в нем информационно-обменных процессов: чем выше их

интенсивность, тем полнее используется ИПО.

Таким образом, информационный потенциал общества - это информационный

ресурс общества в единстве со средствами, методами и условиями,

позволяющими его активизировать и эффективно использовать.

В эту совокупность средств, методов и условий должны быть включены [1]

не только средства информационной техносферы, но также социальные средства,

методы и структуры, способствующие воспроизводству и развитию инфосферы,

повышению информационной культуры общества, его интеллектуального

потенциала. Таким образом, необходимо единство процессов компьютеризации,

медиатизации и интеллектуализации.

Социальные структуры и институты, необходимые для активизации

информационных ресурсов общества - это, например, институты образования и

семьи. Особое значение в плане интеллектуализации социальных систем имеют

подбор и расстановка кадров, подбор талантов, определение места и роли

каждого индивидуального интеллекта (каждой личности) в системе. Здесь важно

использовать методику определения интеллектуальных способностей,

профессиональной ориентации и другие, широко используемые за рубежом.

Уровень образования женщин имеет существенное значение для успеха

процесса интеллектуализации общества, так как преимущественно по женской

линии идет передача культурного опыта поколений, в основном мать

закладывает основы интеллекта ребенка в семье.

По аналогии с когнитивными структурами человека, изучаемыми

психологией, важно выделять когнитивные структуры общества и его подсистем.

Это структуры социальной памяти, общественного сознания и общественного

мнения, научных и вообще творческих школ и течений, духовной коммуникации и

т.д. [2].

В настоящее время формируется важное направление - интеллектуализация

социальных систем (предприятий, управленческого аппарата, общественных

организаций, сфер науки, искусства, массовой информации).

Важно в рамках работы по информатизации общества организовать

исследования прикладного характера по повышению интеллектуального уровня

тех или иных социальных подсистем.

Речь идет о формировании методами социальной инженерии информационной

среды как основы интеллектуальной среды. Это становится важнейшей задачей

прикладного социологического анализа [4].

По данным ЮНЕСКО, в 1982 г. молодежь нашей страны занимала 2-е место в

мире по коэффициенту интеллектуализации молодежи, а к началу 90-х годов -

уже 42-е. Школьники не справляются с тестами, созданными 10-15 лет назад в

расчете на среднего ученика. И дело здесь не во врожденной глупости:

доказано, что интеллект в течение жизни изменяется в зависимости от того,

упражняет ли его человек [5].

Мир в настоящее время можно условно разбить на четыре группы стран:

страны, производящие сырье, продовольствие и товары народного потребления;

страны, производящие техническую продукцию по иностранным лицензиям и

частично оригинальные технологии;

страны, производящие оригинальные технологии;

страны, производящие знания.

США позволяют себе “сдавать позиции” в любой сфере деятельности ,

например, допускать на свой рынок товары из Японии и т.д., но не в

производстве знаний.

США имеют максимум квалифицированного населения - населения,

способного приспосабливаться к новым технологиям за счет уровня

образования[15].

Ряд стран, имеющих современные информационные технологии, научную

информацию и знания получают, главным образом, из США и других стран, т.е.

они не способны создавать знания, которые должны наполнять национальную

информационную среду. Такие общества информационными не являются.

Информационная культура - это [6]:

новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в

информационное бытие;

свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от

глобального до локального, поскольку внутринациональный,

внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и

национальная наука;

новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от

рутинной информационно-интеллектуальной работы, среди черт, определяющих

его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и

самообучение.

Впервые понятие “информационная грамотность” было введено в 1977 году

в США и использовано в национальной программе реформы высшего образования.

Ассоциация Американских библиотек информационно грамотным человеком назвала

личность, способную выявить, разместить, оценить информацию и наиболее

эффективно ее использовать [7].

Академик А.П. Ершов понимает под компьютерной грамотностью “владение

навыками решения задач с помощью ЭВМ, умение планировать действия и

предвидеть их последствия, понимание основных идей информатики,

представление о роли информационных технологий в жизни общества” [8].

Соотношение понятий компьютерная, информационная грамотность и

информационная культура.

Состав информационной техносферы как основы информационной среды

общества.

Технической основой современной информационной среды являются:

электронно - вычислительная техника, кабельные сети передачи данных,

оптоволоконные и спутниковые каналы связи, аудиовизуальное оборудование

пользовательских терминалов и др.

Информационная среда вмещает в себя и современные, и ранее сложившиеся

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.