реферат бесплатно, курсовые работы
 

Исламский радикализм и его воздействие на национальную безопасность России

шаги по вовлечению в свое движение дагестанской молодежи. В этих целях

активно использовались возможности "Исламской партии Дагестана", исламского

центра "Кавказ", "Союза исламской молодежи Дагестана" и ряда других

радикальных организаций.

Неудивительно поэтому, что к 1996 г. "исламским миром" на территории

Дагестана (а также Чечни) уже были созданы своего рода территориальные

плацдармы со сформированной инфраструктурой, обеспечивающей его культурную,

идеологическую и, в перспективе, политическую экспансию - т.н.

"ваххабитские анклавы" (самый известный - "Кадарская зона", включающая в

себя населенные пункты Кадар, Карамахи и Чабанмахи). Спецификой этих

"анклавов" являлось то, что они содержались на "спонсорские деньги",

поступавшие из-за рубежа (более всего из Саудовской Аравии) и изначально

являлись угрозой и территориальной целостности со стороны экстремистов..

Реализацию отработанной "ваххабитами" доктрины, как представляется,

предполагалось осуществить в два этапа: на первом должны были сформированы

"анклавные" образования на территории всех республик Северного Кавказа, а

на втором предполагалось развернуть деятельность по политическому

объединению этих "анклавов" в единое государство[46].

Таким образом, "ваххабиты", действовавшие на территории Дагестана, уже

в 1998 г. представляли собой хорошо организованную политико-религиозную и

военную структуру, располагавшую реальными силовыми возможностями. С чёткой

программой по захвату и дальнейший идеологической экспансией на территорию

России.

В Чечне ваххабизм получил распространение в период правления

дудаевского режима, когда в Грозном был открыт центр ваххабитов, который

распространял религиозную литературу, организовывал коллективные моления,

проповедовал идеи своего учения через средства массовой информации. Строя

исламское государство, экстремисты нуждались в единой идеологии. В качестве

таковой должен был выступить, по замыслам дудаевских идеологов

(З.Яндарбиев, М.Удугов и др.), ваххабизм[47].

Можно указать как минимум несколько причин такого выбора: ставка на

поддержку чеченской независимости со стороны богатых арабских стран, где

эта идеология официально признана; опора на сторонников движения, прошедших

хорошую военную подготовку, а также надежда на то, что распространение

"строгого", "первоначального" ("классического") ислама снимет религиозные

разногласия не только внутри республики, но и между мусульманскими народами

Северного Кавказа в целом[48].

Мощный импульс для развития исламского экстремизма на Северном Кавказе

придали события в Чечне (1994-96 гг.) и последующая ее "суверенизация".

Мероприятия по "восстановлению конституционного порядка" в Чечне повлекли

за собой тяжелейшие последствия для России и российской государственности.

Тейпово-родовое чеченское общество, в мирное время раздираемое

противоречиями, в военном противостоянии с федеральным центром сумело

сплотиться посредством идеи мусульманского единства. Эта же идея во многом

стала определяющей для многих сотен "воинов джихада" из Пакистана,

Афганистана, Турции, различных арабских государств, принявших участие в

чеченской кампании.

Многочисленные исламские партии, движения, неправительственные

мусульманские организации и учреждения, а иногда и непосредственно

исламские государства (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Сирия, Пакистан,

Турция, Афганистан и др.) по каналам своих спецслужб, оказывали и оказывают

финансовую, военную, идеологическую и иную помощь Чечне в ее борьбе с

«неверными».

В годы чеченских событий несколько крупных террористических акций,

осуществленных под руководством известных полевых командиров, резко

изменили ситуацию, заведя в тупик "наведение конституционного порядка".

Речь идет, прежде всего, об акциях 1995 г. в Буденновске, возглавлявшейся

Ш.Басаевым и 1996 г. в Кизляре в Первомайском под руководством С.Радуева.

Характерной вехой явилось формирование весной 1995 г. на территории

Чечни отряда иностранных наемников "Джамаат Ислами", которым командовал

подданный Иордании Хабиб Абд эль-Рахман Хаттаб. Уже после окончания военной

кампании он создал в районе н.п. Сержень-Юрт Шалинского района Чечни

учебный центр - "Исламский институт Кавказа" (ИИК), который фактически

являлся филиалом международной экстремистской организации "Братья-

мусульмане"[49].

Амир ваххабитского "Джамаата Урус-Мартана" Умар Бен Исмаил так говорит

о значении ИИК, который называет "научно-просветительским центром": "Группа

Хаттаба начала свое существование еще с Афганистана, прошла Таджикистан,

его моджахеды воевали на пути Аллаха в Боснии и Абхазии, Карабахе,

Ингушетии и Ичкерии. Его центр очень важен для мусульман, значение таких

центров сегодня неоспоримо, что подтверждает Россия, Израиль и США"[50]. В

этом "научно-просветительском центре" курс обучения (партизанские методы

ведения войны, общая боевая, диверсионная, террористическая и

идеологическая подготовка) прошли сотни молодых северокавказцев, став

высоко подготовленными агитаторами-исламистами, диверсантами и

террористами.

Все выпускники ИКК обязательно сдают практический экзамен. Например,

террористическая вылазка в декабре 1997 года в Буйнакске (Дагестан) -

характерный пример практического осуществления идей ваххабитского

экстремизма боевиками Хаттаба.

После завершения чеченской кампании 1994-96 гг. руководство ЧРИ берет

курс на построение исламского государства. Президент А. Масхадов в

выступлении по республиканскому телевидению в апреле 1998 г. заявляет, что

в Чечне будет построено независимое исламское государство, в котором нормы

шариата будут возведены в ранг закона (еще ранее создаются "исламские"

институты - "шариатский суд", "шариатская гвардия" и др.). По его словам,

"джихад чеченского народа начинается с укрепления государства, власти и

порядка. Весь чеченский народ должен принять участие в создании чеченской

армии. чеченском государстве, которое будет называться Чеченская Республика

"Нохчийо", будут действовать только нормы ислама и шариата. Основой

Конституции станет Коран".

Совершенно очевидно, что Масхадов концепцию джихада понимает и

интерпретирует совсем не русле идеологии воинствующего ваххабизма. Да и

цель мусульманских экстремистов другая - построить исламское государство на

всем Северном Кавказе, на первых порах - в масштабе Чечни и Дагестана.

Просто Чечня, пусть даже "исламская", им не нужна. Поэтому в республике

нарастает противоборство традиционалистов и фундаменталистов. На стороне

первых - президент А. Масхадов со своими сторонниками, в идеологическом

плане опирающиеся на положения традиционного в Чечне ислама (суфизм) и

поддерживающие духовное управление мусульман республики во главе с муфтием

Ахмад-Хаджи Кадыровым. В оппозиции - Ш. Басаев, М. Удугов, 3. Яндарбиев, Э.

Хаттаб и другие поборники "чистого" ислама, а также поддерживающие их

зарубежные исламистские организации, учреждения и фонды.

После непродолжительного разыгрывания антиваххабитской карты,

преследовавшей пропагандистские цели, в стан "ваххабитов" переходит и

террорист номер два С. Радуев. Последний в своей речи перед выпускниками

одной из диверсионных школ 14 марта 1997 г. озвучивает планы чеченских

экстремистов: "Ваша задача - сеять смертельный ужас среди тех, кто продал

Аллаха, они каждый час должны чувствовать холодную руку смерти. Ваша задача

- внедриться во властные структуры, административные и финансовые органы

России. Ваша задача-дестабилизация обстановки, экономики, финансов.

Создавайте базы, подбирайте людей, ждать долго не придется. На территории

национальных республик сейте национальную рознь, стравливайте националов и

русских, любую беду сваливайте на русских. Необходимо занимать лидирующее

место в мафиозных структурах"[51].

На этом фоне особого внимания заслуживает наметившаяся тенденция к

консолидации чеченских и дагестанских "ваххабитов": в 1997-98 гг.

предпринимаются многократные попытки их организационно-структурного

объединения. В этих целях 22 августа 1997 г. на конгрессе 35 исламских

партий и движений Чечни и Дагестана была учреждена общественно-политическая

организация "Исламская нация", задачами которой провозглашены создание

условий для защиты исламской нации от агрессии и геноцида, всемерное

противодействие антиисламской экспансии России на Кавказе, способствование

реальному объединению народов Кавказа на основе исламской идеи.

Руководителем (амиром) "Исламской нации" был избран М.Удугов, который

заявил, что данная организация в будущем должна стать единым исламским

движением на Кавказе и имеет одной из задач возрождение Дагестана в его

прежних границах[52]. Тогда же (в августе 1997 г.) на состоявшемся в

Грозном "Съезде народов Кавказа" был образован общественно-политический

союз "Кавказская Конфедерация", лидером которого был избран чеченский экс-

президент З.Яндарбиев.

Позднее были созданы и другие организации, ставящие перед собой

аналогичные цели, например, в апреле 1998 г. в Грозном образован "Конгресс

народов Ичкерии и Дагестана" (КНИД). Председателем Конгресса был избран Ш.

Басаев, заместителями - М. Удугов, А. Алиев и Т. Исмаилов (последние два от

Дагестана). "Конгресс народов Ичкерии и Дагестана", как сказано в Уставе

этой организации, "создается с целью защиты исламского порядка от

посягательств из вне в Ичкерии, Дагестане и на Кавказе, и объединение

исламских республик в единое государство".

Основными программными положениями, регламентирующими деятельность

КНИД, были провозглашены укрепление исламского чеченского государства как

базы возрождения единого исламского государства "Дегъистан"; консолидация

общественно-политических сил Ичкерии и Дагестана; возрождение ислама и

исламских ценностей как единого для народов Кавказа духовного корня.

Разработка стратегии и тактики движения КНИД к поставленной цели и их

практическое применение предполагает «противодействие антиисламской

экспансии на Кавказе, защита мира и согласия, обеспечение стабильности и

безопасности на Кавказе, возрождение "Дегъистана", всемерное содействие

реальному объединению и укреплению исламской уммы мира».

Как следует из изложенного, Конгресс наделил себя правами на любые

действия, в том числе и политические, от имени народов Дагестана и Чечни.

КНИД была также принята "Декларация прав народов Ичкерии и Дагестана",

основанная на шариате и противоречащая действующему российскому

законодательству.

Необходимо подчеркнуть, что всплеск исламизма на Северном Кавказе,

особенно в ее северо-восточной части, вряд ли был бы осуществим без

всесторонней поддержки из-за рубежа. Как уже отмечалось, многие государства

Ближнего и Среднего Востока (Саудовская Аравия, Иордания, Пакистан, Турция,

Афганистан и др.) и расположенные на их территории неправительственные

организации, учреждения, фонды активно продвигают сюда политизированный

ислам. Среди последних: "Лига исламского мира" (ОАЭ), "Таблиг-и джамиат-и

ислами" (Пакистан), "Международная исламская организация спасения" (МИОС,

или "Аль-игаса-аль-исламия") и многие другие.

Однако наиболее масштабную деятельность на территории России, и

особенно на Северном Кавказе, проводит МИОС, которая структурно входит во

''Всемирную исламскую Лигу". Имеется информация, что руководители этой

организации "связаны со спецслужбами Саудовской Аравии, негласно

финансировали воинствующих ваххабитов по всему миру"[53]. 10 ноября 1992 г.

"Аль-игаса" получила в России официальный статус регистрировал ее

московское отделение. В этом же году эта организация разворачивает активную

деятельность в Дагестане, опираясь на возможности дагестанского филиала

"Исламской партии возрождения" и структуры Махачкалинского исламского

культурного центра, которые к тому времени прочно стояли на

фундаменталистских позициях.

Не случайно дагестанский ученый М.Шакирла в статье "Экстремистские

течения в исламе" называет ряд ультра-радикальных организаций, возникших на

идейной основе исламского фундамента-лизма. Среди одиозных "Братьев-

мусульман", ХАМАС, "Джихад Ислами" и др. он отмечает и организации,

действующие в Дагестане: "Исламская партия возрождения" и многочисленные

т.н. "исламские культурные центры"[54]

Стремясь завладеть умами и настроениями как можно большего числа

верующих Северо-Кавказских республик, эмиссары МИОС за период своей

деятельности в регионе приняли активное участие в создании новых и

реорганизации существующих мусульманских организаций и движений, неизменно

привнося в их деятельность идеи исламского радикализма, нетерпимости к

представителям других вероисповеданий, откровенных антироссийских

настроений. Одновременно с расширением масштабов экспансии указанных идей,

использование МИОС всего многообразия мусульманских организаций и движений

на Северном Кавказе преследовало и другую важнейшую для исламских радикалов

цель - через эти организации распространять радикальную ваххабитскую

идеологию и практику, а самим оставаться в "тени".

Однако идеологическая обработка населения с целью пополнения своих

рядов, создание партий, движений, центров и даже исламистских анклавов

промежуточная цель северокавказских "ваххабитов" и их зарубежных

покровителей. Очередная задача на пути к созданию Северо-Кавказской

Конфедерации - дестабилизация внутриполитической обстановки в Дагестане,

устранение законного руководства этой республики, ее отрыв от России и

далее - воссоединение с Чечней, создание единого исламского государства

"Дегьистан".

Практическая попытка реализации этих планов предпринималась дважды - в

мае 1998 г. (20-21 мая в Махачкале братьями Хачилаевыми и их вооруженными

сторонниками были захвачены здания Правительства и Госсовета) и в августе-

сентябре 1999 г.

Рассмотрим каким образом осуществлялся такого рода политический

процесс накануне и во время событий августа-сентября 1999 г.

Во второй половине 1998 г. активизируется деятельность основного

политического института сепаратистов - КНИД, которая стала приобретать все

более беспрецедентные формы. Принятое 10 ноября 1998 г. "маджлисом"

Конгресса постановление и направленная в Госсовет РД выписка из него,

предупреждающая о "недопустимости мер преследования" в отношении членов

КНИД и решении маджлиса "пресекать любые формы преследования средствами, не

нарушающими нормы Шариата", свидетельствуют о том, что объединенные силы

исламских радикалов, наряду с подготовкой к дальнейшему проведению силовых

акций, приступили к новому этапу открытой борьбы за власть, перехватив

политическую инициативу у законного руководство РД, с одновременной

дискредитацией и оказанием на него морально-психологического давления (См.:

Приложение №1).

5 июля 1998 г. на перевале "Волчьи ворота" ("Кадарская зона") проходит

съезд дагестанских "исламистов", участниками которого выдвигаются

требования по выводу из республики российских войск, сокращению численности

милиции, созданию исламской республики. А уже в сентябре того же года

"кадарцами" провозглашается создание "исламской территории", где должны

быть только законы шариата. Здесь осуществляется апробация трансформации

местных органов власти и этот опыт, по мнению "исламистского" руководства,

может быть востребован в ходе дальнейшей исламизации региона в духе

мусульманского радикализма.

В марте 1999 г. в "Кадарской зоне" внедряются новые атрибуты

"исламского правления" - шариатские суды. Аналогичные и "анклавы" создаются

и в ряде. В этот же период в Чечне нарастает противостояние между

президентом Масхадовым и "правой" оппозицией. Однако последняя, ввиду

сохраняющейся поддержки президента со стороны населения республики, не

решается применить силу, делает ставку на объявление импичмента Масхадову.

В этих целях в других районов республики. 1998 г. в Гудермесе учреждается

антимасхадовский военно-политический союз "Воины свободы".

С марта 1998 г. в Урус-Мартане располагается штаб М.Багаутдина, там же

находятся его боевики, численность которых постоянно растет. Укрепляется

взаимодействие чеченских и дагестанских "ваххабитов", целью которых по-

прежнему остается построение единого исламского дагестано-чеченского

государства. Для этого они пытаются "разогреть" ситуацию в Дагестане до

состояния неуправляемости, чреватого взрывными социальными процессами.

Наблюдается вмешательство во внутренние дела Дагестана: из Чечни все чаще

раздаются требования, например, по восстановлению Ауховского района,

невмешательству государства в дела мусульман "Кадарской зоны" и т.д.

В начале ноября 1998 г. лидер КНИД Ш. Басаев в интервью чеченской

газете "Аль-Каф" говорит, что в рамках "Конгресса" создано вооруженное

формирование - "Исламская миротворческая бригада", которая может вмешаться

в любой конфликт на Кавказе с "целью разъединения сторон". Комментируя

события, происходящие в Дагестане, он подчеркивает: "Руководство КНИД не

позволит русской оккупационной армии творить беспредел в братской

мусульманской стране, а своих братьев в беде оставлять мы не намерены"[55].

В декабре 1998 г. в Чечне осуществляется зверское убийство трех

англичан и одного новозеландца. Масхадов, режим которого весьма неустойчив,

объявляет кампанию по борьбе с преступностью и одновременно издает указ о

частичной мобилизации народного ополчения. В своем выступлении 15 декабря

по национальному телевидению чеченский президент возлагает ответственность

за ситуацию в Чечне на "деструктивные силы", осевшие в Урус-Мартане.

Несколькими днями ранее вице-премьер Чечни и лидер КНК Ю. Сосланбеков

заявил о намерении чеченских властей выслать с территории республики лидера

арабских террористов Э.Хаттаба. В ответ Ш. Басаев в своем выступлении по

телеканалу "Кавказ" прямо угрожает официальному Грозному, что не допустит

высылки Хаттаба из Чечни, "даже если для этого придется развязать войну",

подчеркивая, что "Хаттаб внес огромный вклад в дело победы чеченского

народа в войне с Россией".

Таким образом, оппозиция отстояла Хаттаба и других зарубежных

эмиссаров. Более того, в январе 1999 г. Хаттабом из числа зарубежных

добровольцев начал формироваться "иностранный легион". По заявлению Хаттаба

в ходе интервью корреспонденту "Вестник КНИД": "создание иностранного

легиона продиктовано сегодняшней обостряющейся обстановкой на Кавказе, в

первую очередь в Чечне". Именно в" интересах безопасности исламского

государства, а также за торжество исламских идей во всем мире, будут

действовать бойцы иностранного легиона, и, уверяю вас, за эти идеи наши

моджахеды готовы отдать свои молодые жизни"[56].

В этот период оппозиция готова совершить государственный переворот в

Чечне, однако провоцирует Масхадова выступить первым. Президент не идет на

поводу у своих политических оппонентов. Тем не менее, в феврале 1999 г. он

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.