реферат бесплатно, курсовые работы
 

Исламский радикализм и его воздействие на национальную безопасность России

никакого разделения»[31].

Глав «Ассоциации Братьев-мусульман» считал, что ислам дал миру

постоянные принципы, которые нужно уметь правильно толковать: «Главная

политическая цель - свобода и независимость, освобождение от чужеземцев

всех территорий распространения ислама, объединения мусульманских народов

на основе Корана; создание всемирного исламского государства - "федерации"

мусульманских наций... Исламское государство - это мусульманская община,

базирующаяся на солидарности и взаимном сотрудничестве его членов, а также

призванная защитить всех их от социальной несправедливости»[32]. Основная

экономическая задача такого мусульманского государства у аль-Банны состоит

в том, чтобы развивать экономику свободно, без какого бы то ни было

иностранного вмешательства. Он считал одной из важнейших задач в области

достижения социальной справедливости решение проблемы социального

неравенства между членами общины за счет ликвидации последнего, но при

обязательном существовании частной собственности (если она содействует

общему благу) и капитала (если он приобретен законным путем). По мнению аль-

Банны, любой труд почетен и должен быть оплачен справедливо. Социальное

неравенство для X. аль-Банны было обусловлено неравномерным распределением

доходов между различными социальными группами. Он возмущался тем, что

благодаря отмене рибы многие египетские богачи стали получать большие

барыши, в то время как значительная часть населения оказалась на грани

нищеты и голода. Хасан аль-Банна осознавал тот факт, что развитие

капитализма еще больше усугубит социальное неравенство и приведет к сильной

поляризации общества.

По сути дела, проблемы социальной несправедливости Хасан аль-Банна

пытался разрешить за счет следующих действий: введение 1) закята

(предписываемого шариатом налога на имущество и доходы мусульман в пользу

бедных и общественных нужд); 2) садака добровольные милостыни для

нуждающихся мусульман; 3) системы наследования ирс - в соответствии с

положения шариата она препятствует сосредоточению собственности в руках

одного мусульманина; 4) запрет ссудного процента рибы, 5) монополия

государства на производство и продажу предметов первой необходимости (риса,

хлеба, мяса, промышленные товары).

Отметим тот факт, что с самого начала образования "Ассоциации Братьев-

мусульман" Хасан аль-Банна пытался придать своему движению всеисламский

характер, претендуя тем самым на роль нового провозвестника «истинного

ислама». Отстаивая идеи возвращения к первоначальному исламу, аль-Банна

подчеркивал, что только в этом случае нация может стать действительно

мусульманской. В его понимании «истинный ислам» должен быть всеохватывающей

системой, затрагивающей практически все явления в жизни мусульман: «Это -

государство и родина, или правительство и уммы (община верующих); это -

нравственность и сила, или милосердие и справедливость; это - культура и

закон, или наука и судопроизводство, это - материал и богатство, или

заработок и зажиточность; это - джихад и пропаганда, или армия и идея; это,

наконец, истинное вероучение и поклонение Богу»[33].

В свете данного высказывания аль-Банна обосновал и свою социально-

политическую доктрину. Он установил три правила для исламской власти: 1)

ответственность правителя перед уммой; 2) равенство всех членов общины; 3)

уважение правителя мнения общины, призванной контролировать его действия.

Причем, контроль уммы должен осуществляться через «представительные

учреждения» (хайа тамсилийя)- своего рода мусульманский парламент,

характеризующийся отсутствием многопартийности, которая оказала столь

негативное воздействие на деятельность западноевропейских парламентов. В

едином исламском обществе, по мнению Хасана аль-Банны, должна существовать

только одна партия: «Необходимо распустить все египетские партии,

объединившись в одну, которая трудилась бы в интересах всей мусульманской

общины, отдавала свои силы решению внутренних проблем». Такой партией, по

мнению Хасана аль-Банны, могла быть только «Ассоциация Братьев-мусульман».

Хасан аль-Банна не отвергал в качестве средства борьбы насилие и

отстаивал его необходимость для осуществления поставленных целей.

Знаменитый девиз «Братьев-мусульман» - «Бог - наш идеал, Пророк - наш

вождь. Джихад - средство достижения цели, смерть во имя Аллаха - наша

заветная мечта» - представляется нам логическим продолжением изречения

Хасана аль-Банны: «Метод наш» наставление и совет, а если это не помогает

- то искоренение силой и устранение (читай - насилие). Одновременно он

отмечал, что «каждый мусульманин - это солдат Аллаха, жертвующий собой и

ничего не ждущий взамен»[34].

Анализируя основные положения концепции Хасана аль-Банны о

«возрождении истинного ислама», можно отметить тот факт, что подобные

рассуждения идеолога «Братьев-мусульман», а также противопоставление

исламского мира европейскому (капиталистическому) и социалистическому

обществам, призывы к активному (насильственному) решению существовавших

проблем, - преследовали две основных цели: во-первых, получить массовую

поддержку среди беднейших слоев населения страны и воинственно настроенной

интеллигенции, и во-вторых, придать движению "Братьев-мусульман"

идеологическое обоснование.

Среди последователей Хасана аль-Банны особое место занимает Сейид Кутб

(1906-1966), видный идеолог исламского фундаментализма, один из «идейных

отцов» экстремистской концепции «возрождения чистого ислама».

На рубеже 50-60-х годов в египетских тюрьмах и концентрационных

лагерях находилось большое количество активистов "Ассоциации Братьев-

мусульман", в том числе и Сейид Кутб. Синтезировав отдельные положения,

выдвинутые пакистанским идеологом исламизма Абу-аль-Аля Маудуди с идеями

Хасана аль-Банны, Кутб сформировал собственную, отличающуюся от

классических взглядов «Братьев-мусульман», концепцию, изложенную в

написанных им в заключении книгах – «Фи зыляли-ль-Коран» («Под сенью

Корана») и «Маалим фи-т-тарик» («Вехи на пути»)[35].

Основополагающая категория концепции Кутба - понятие «джахилийя»,

применяемое в исламской историографии для обозначения до исламского,

«варварского» периода в арабской истории, эпохи незнания "слова Аллаха",

Корана. По мнению Сейида Кутба, человечество (мусульманство) постепенно

впало вновь в новую джахилийю: «Весь мир, на Востоке и на Западе,

мусульманский и немусульманский, верующий и атеистический - вернулся к

джахилийе»[36]. Он считал "варварскими" как «лжеисламские», с его точки

зрения, арабские режимы, так и западный и социалистический режимы.

Единственная законная власть в обществе для Кутба - это власть Аллаха.

Поэтому борьба между мусульманами и их врагами - это прежде всего борьба

убеждений, а лишь затем - политическое, экономическое и тем более военное

противостояние.

Сейид Кутб негативно относился к идее арабского национализма. Он

считал, что все правоверные мусульмане должны объединиться в единую умму,

независимо от их национальной принадлежности. Только в прочном братском

союзе они смогут пережить джахилийю и вновь придут к «божественной власти».

Особенно резко С. Кутб выступал против попыток совмещения ислама и

социализма: «Я не перевариваю речей тех, кто рассуждает о "социализме

ислама", "демократии ислама" и т.п., смешивая порядок, сотворенный Аллахом,

с порядком, созданным людьми. Ислам дает самостоятельные, независимые

решения проблемы человечества. Это - интегральный метод и гармоническое

единство, и введение в него любого постороннего элемента способно испортить

ислам подобно тому, как включение ненужной детали может привести в полную

негодность сложный механизм»[37]. Кутб объяснял, что социалисты так

называемого мусульманского мира вообще не являются приверженцами ислама, но

в реальной действительности это как раз-таки и есть эквивалент джахилийи.

Сейид Кутб считал, что ислам характеризуется суверенностью единого

Бога. Глава государства получает легитимность своей власти только в том

случае, если он является проводником воли Аллаха, правит на основе шариата.

Демократия, в конечном счете, относится также к джахилийи, поскольку

провозглашает суверенитет народа-демоса и отделяет его от Бога. Отсюда Кутб

делает вывод, что джахилийя, во всех своих формах и проявлениях, должна

быть уничтожена новым поколением коранистов.

По мнению С.Кутба, спасение мусульманского мира связано в первую

очередь с созданием общества социальной справедливости и исламской морали,

живущего по законам шариата. Истинно исламскую власть он обозначил термином

«хакимийя исламийя». Она основана на шихаде - исламском символе веры ("Нет

бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк Его"). Ссылаясь на 7 аят из 98 суры

Корана, Кутб подчеркивает, что «первое и самое важное правило - это

установление Аллаха (аш-шариа) на этой планете и управление людьми согласно

тому, что постановил Аллах».

Но в почетной миссии возрождения истинного ислама и построения

справедливого исламского общества, по мнению С.Кутба, будут участвовать не

все правоверные мусульмане, а лишь их самая передовая часть (в его

понимании - это «Братья-мусульмане»). В своем завещании «Вехи на пути»

накануне казни он, в частности, писал: «Ислам нуждается в возрождении.

Последнее начинается за счет меньшинства, изолированного от варварского

общества и не признающего его законов и обычаев. Оно признает только

единственно правильный путь насильственное разрушение, полное уничтожение,

не имеющее снисхождения ни к кому. Чтобы идеи верующего сообщества дошли до

сердец людей, оно нуждается в сметании варварских преград, отделяющих его

от них. Прежде всякой дискуссии или убеждения необходимо свергнуть правящий

режим (в Египте), поскольку он варварский. Более того, надо свергнуть вес

режимы (мусульманских странах), поскольку они варварские, даже те из них,

что призывают к исламу в своих документах и конституциях».

Таким образом, «хакимийя исламийя» возможна только путем джихада и

насилия. В результате ее установления будет достигнута и социальная

справедливость. Последняя у Кутба сводится к избранию мусульманами

властителя, подчинению которому будет приравниваться подчинению Аллаху и

его пророку. Подвластный правителю совет (шура) будет контролировать

исполнение в жизни законов шариата. Основной метод экономической

справедливости и гармонии - закят и садака. Защищая священное право частной

собственности. Кутб вводит лишь некоторые ограничения. Одновременно в его

«идеальном мусульманском государстве» полностью запрещена рыба

(ростовщический ссудный процент) и введена монополия на товары первой

необходимости (продукты питания, одежду, товары промышленного производства

и т.д.).

Из выше сказанного становится очевидным тот факт, что Сейид Кутб

идеологически обосновал необходимость прихода к власти исламских

фундаменталистов. Одновременно он стал идеологом, а впоследствии и

организатором экстремистского крыла в "Ассоциации Братьев-мусульман".

Одобряя джихад и насилие как самые действенные методы борьбы избранной

группы правоверных мусульман против «варварского» общества, он тем самым

оправдывал террор, убийства, взрывы, крайний экстремизм, взятие заложников,

исходя из знаменитого принципа «цель оправдывает средства», хорошо

известного тем же христианам, благодаря деятельности иезуитов.

На наш взгляд, стоит отметить тот факт, что среди исламских

фундаменталистов были и сторонники так называемого "исламского социализма".

В частности, к таковым относится один из идеологов «Ассоциации Братьев-

мусульман» Мустафа ас-Сибаи (1915-1964), автор книги «Социализм ислама».

Пытаясь приравнять ислам к социализму, расценивая последний как

гуманистическое течение, проявлявшееся в различные времена у пророков

практически всех ведущих религий мира, ас-Сибаи приветствовал тот факт, что

социалистические течения, независимо от их формы, преследуют одну великую

цель - избавление угнетенных от нищеты, голода, страданий, бесправия. По

его мнению, все они помогают «достичь социальной интеграции граждан,

уничтожить значительные имущественные различия между ними»[38].

Мустафа ас-Сибаи предложил свой путь достижения общественной гармонии

- через ислам. Основные положения его концепции «исламского социализма»

можно свести к следующим:

1) основной базис «исламского социализма» - «естественные права»

каждого мусульманина, как-то: право на жизнь, на свободу, на образование

(ильм), на человеческое достоинство (карама), право собственности

(тамаллюк);

2) право собственности должно быть реализовано на основе закята и

исламского права наследования (предусматривающего наличие не одного, а

нескольких наследников);

3) наличие национализации - она допустима в силу изречения великого

пророка Мухаммеда: "Люди " сотоварищи в трех вещах: воде, пастбище и огне".

Одновременно М. ас-Сибаи сужает понятие национализации. Он считает,

что имущество можно получить только с согласия его владельца и выплатить за

него соответствующую компенсацию.

Мустафа ас-Сибаи считал, что гарантии справедливого исламского

общества связаны с самим религиозным учением, верой в Аллаха, соблюдением

нравственных и моральных устоев в соответствия с предписаниями из Корана.

Кроме того, значительную поддержку при этом должны сыграть законодательные

меры и средства материальной обеспеченности населения. Причем,

законодательство может быть осуществлено в качестве гаранта за счет

функционирования четырех исламских институтов: хисбы (полиции нравов),

судопроизводства (работающего по принципу аль-кисас ("око за око"),

общественного порицания и бойкота, а также священной войны (против внешних

и внутренних врагов)[39].

Свой "исламский социализм" Мустафа ас-Сибаи противопоставлял как

капитализму, так и коммунизму. Он считал, что в последнем очень мало

внимания уделяется духовным вопросам и вообще это - «война классов и

постоянные политические чистки»[40].

Вне сомнения, концепция "исламского социализма" не нашла должного

внимания среди представителей "Братьев-мусульман" в силу ее идеологической

непопулярности. Тем не менее, отдельные положения из теоретических

воззрений данного идеолога исламского фундаментализма использовались

умеренным крылом "Ассоциации".

Таким образом, на основе выше сказанного можно сделать следующие

выводы. Исламский фундаментализм как религиозно-политическое течение был

обусловлен объективными причинами исторического развития Египта. Его

основатель и главный идеолог Хасан аль-Банна, сумел создать такую

концепцию, которая была понята самым беднейшим слоям населения и

импонировала интеллектуальным запросам национальной интеллигенции,

разочаровавшейся в капиталистическом развитии страны.

Среди идеологов исламского фундаментализма мы столкнулись с различными

теоретическими воззрениями по поводу создания «исламского порядка» и

«исламского государства». В частности, в работах Хасана аль-Банны

прослеживается более умеренная позиция по отношению к способам ведения

борьбы за создание справедливого исламского общества, нежели в трудах

Сейида Кутба, откровенно призывавшего к джихаду и насилию, террору и

убийству не только немусульманского населения, и но самих мусульман, не

относившихся в его понимании к самой передовой части правоверных адептов

ислама. Мустафа ас-Сибаи в книге «Социализм ислама» вообще предложил иной

вариант построения справедливого исламского общества.

По существу, основные положения современных воззрений исламских

фундаменталистов базируются на работах Хасана аль-Банны с некоторыми

дополнениями и отдельными положениями из трудов Сейида Кутба. Позднее

исламские экстремисты трансформировали идеи и лозунги панисламизма и

реформаторов, фундаменталистов провозгласив своей целью создание единого

государственного образования, объединяющего всех мусульман., выдвигая идею

надклассового и наднационального "мусульманского единства", всемирной

общности правоверных, стремятся к распространению своей деятельности на все

регионы, где, по их мнению, попираются права приверженцев ислама.

Современный исламский фундаментализм, базируется на идее "исламского

возрождения". При этом "возрожденчество" представляет собой процесс

усиления роли ислама во всех сферах жизни общества (политической,

экономической, в сфере бытовых отношений и т.д.), стремление к созданию

идеальной мусульманской уммы, функционирующей по законам Корана,

"неповрежденной" Сунны и основанному на них шариату.

Мусульманская умма (община единоверцев-мусульман, начиная от реальной

приходской, вплоть до общности мусульман целого государства, региона и даже

мира, независимо от этнических, расовых и иных отличий) выступает в

качестве главной мировоззренческой ценности в восприятии мусульманина-

радикала.

Очевидно, данная идея о справедливом обществе является утопией и

невыполнима на практике. История знает много примеров, к чему приводили

попытки насильственного внедрения ее в практику, в результате которого сами

идеи извращались и приводили к огромным жертвам. К утопии я отношу

положения о создании единого общества над классовыми принципами и

функционирующее на основе шариата. В современной действительности законы,

разработанные в других социальных условиях и времени ведут общество к

отставанию и падению в бездну нищеты.

Рассмотрение истории основных расколов в исламе свидетельствует об их,

в основном, политическом характере, а также о том, что "возрожденческие"

тенденции в стремлении "очистить" ислам, возвратиться к его "незамутненным"

истокам в мусульманстве носят перманентный характер, начиная с первого

хариджитского раскола и завершая появлением современных фундаменталистских

течений.

Расколы в исламе стали причиной появления многочисленных направлений,

течений, орденов, сект и различных толков. Их идеологические Установки,

провозглашающие необходимость бескомпромиссного противостояния миру

"неверных" вовне и миру "неистинной веры" внутри ислама, оказываются

тождественными по своему содержанию независимо от конкретно-исторических

условий. Построенные по такому принципу идеологемы являющиеся базовыми в

обосновании политической практики "раскольников", допускают и даже

предусматривают экстремистские методы борьбы со своими противниками,

включая террористические акции и открытые вооруженные столкновения

(низариты-ассасины, ранние ваххабиты, кавказские мюриды, многочисленные

современные экстремистские группировки).

На основании вышеизложенного, "исламский радикализм" можно определить

следующим образом: это идеологическая доктрина, основанная на утопических

идеях с предположением введения их в общество по принципу «цель оправдывает

средства». Закрепление тотального регулирования общественных отношений и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.