реферат бесплатно, курсовые работы
 

Исламский радикализм и его воздействие на национальную безопасность России

Исламский радикализм и его воздействие на национальную безопасность России

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени М.В. ЛОМОНОСОВА

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра политологии и социологии политических процессов

Дипломная работа

Исламский радикализм и его воздействие на национальную безопасность России

студента 5 курса дневного отделения

просто Денис

научный руководитель:

кандидат философских наук,

доцент Амелин В.Н.

Москва, 2002

Введение

Актуальность темы исследования. Стремительность распада Советского

Союза явилась одной из основных причин обострения межнациональной и

межконфессиональной напряженности на просторах бывшей сверхдержавы. В

результате в ряде зон бывшей периферии СССР возникли настоящие ареалы

конфликтов, имели место и ныне еще происходят локальные войны, появился ряд

новых и очень нестабильных государств. На волне эйфории победы либерального

Запада в "холодной войне" с "советской империей", как очень точно замечает

известный отечественный этнополитолог В.В.Тишков, родился "интригующий

проект второго круга дезинтеграции постсоветского пространства за счет

России как новой "мини-империи". Он "нашел много энтузиастов среди

политиков, международной бюрократии и научного сообщества, в том числе и в

среде новых соседей России, где ощутимо желание наказать бывшего "старшего

брата". В осуществление этой идеи вкладываются ощутимые интеллектуальные и

материальные ресурсы, а также академические амбиции"[1].

После распада СССР Северный Кавказ получил статус приграничного

региона на южном направлении внешних интересов России, которое ныне можно

рассматривать в качестве главного источника потенциальной угрозы

безопасности страны в связи с активизацией исламских радикальных тенденций,

проникающих сюда со стороны Саудовской Аравии, Иордании, Пакистана, Турции

и других южных соседей.

В стремлении создать ядро будущего все исламского союза, независимо от

его основы, пантюркистской или панисламистской. Саудовская Аравия, Турция,

Пакистан и др. не исключают возможности прямого вмешательства в дела не

только "мусульманских" республик бывшего СССР, но и России, что наиболее

явно проявилось и продолжает проявляться в Таджикистане и Чечне.

В результате их поддержки чеченский конфликт остается наиболее

серьезным очагом социальной и межнациональной напряженности в стране и

непосредственной угрозе национальной безопасности России. В условиях

существовавшей фактически независимой "исламской" Чечни в последние годы

наблюдалась активизация радикальных исламских сил в Дагестане, что явилось

одной из причин вторжения банд исламских экстремистов в августе 1999 г. на

территорию некоторых районов Дагестана. Под их воздействием наблюдался

процесс растекания практики исламского радикализма и в другие

северокавказские республики.

Обзор литературы и определение основных понятий.

Изучение проблемы радикализма в исламе относительно новое направление

исследований в области политических наук, поскольку современный радикализм

берет свое начало с момента образования в Египте в 1926 г. мусульманской

организации экстремистского толка "Братья-мусульмане". Тем не менее, можно

утверждать, что целая плеяда ученых Востока и Запада еще до указанного

периода внесла свой вклад в освещение проблемы. Так, мусульманский теолог

XII века аш-Шахрастани[2] исследовал процесс и последствия расколов в

исламе, которые в основном носили политическую подоплеку.

Абу Хамид Ал-Газали стал основателем ныне общепризнанной, эталонной

суннитской ортодоксии, получившей повсеместное распространение в

мусульманском мире. Л. Бернард[3], Г.Э., Идрис Шах[4], А. Массэ[5], в своих

трудах ставили целью проследить историю возникновения и развития ислама и

его отдельных течений, а также составить наиболее полное описание

мусульманской доктрины в том виде, в каком она была доступна этим

исследователям.

Нынешний интерес к религии в целом и к религиозному радикализму в

частности в известной степени стимулируется получившей популярность в

научном мире идеей о столкновении цивилизаций, высказанной американским

ученым С.Хантингтоном[6]. Популярность концепции Хантингтона, определившим

нарастание межконфессиональных противоречий как межцивилизационное

противостояние, может быть объяснена относительной легкостью ее восприятия,

ее удобством как "ключа" для понимания конфликтов в СНГ, эффективностью

подачи ее публицистами самых разных идеологических направлений, а также

тем, что к идеям Хантингтона обращается немалая часть политических

радикалов.

Среди современных отечественных ученых, исследовавших различные

аспекты арабо-мусульманской цивилизации, исламского права, а также

политизации этой религии можно отметить Л.С. Васильева[7]. Так,

исследователь движения радикального ислама Л.Р. Полонская указывает на

такие особенности возрождения фундаментальных основ религии как

теологические и политические. Если в первом случае речь идет о теории

возрождения идеального исламского государства, обеспечивающего возможность

существования такого общества, то во втором следует говорить о борьбе

фундаменталистов за захват власти насильственным путем и утверждение

политической модели государства, основанной на шариате.

Известнейший исследователь политизированного ислама А.В.Малашенко[8],

в свою очередь, рассматривает фундаментализм как мысль, теорию, в то время

как исламизм, по его мнению, является практическим воплощением

фундаментализма, то есть действием. В идеологическом отношении

"классические" фундаменталистские организации выступают сегодня за

"очищение" реально существующего ислама, обвиняют в продажности, сервилизме

официальных служителей культа, призывают к созданию "идеального"

мусульманского общества, функционирующего согласно Корану, "неповрежденной"

Сунне и законам шариата. Характерной чертой современного исламского

фундаментализма можно считать то, что его сторонники внутри исламского

движения борются против традиционалистов и модернистов.

Традиционалисты выступают за сохранение ислама таким, каким он

сложился в период добуржуазных социально-экономических, политических и

культурных институтов и представлений. Они противодействуют каким-либо

переменам - как в религиозной сфере, так и в общественной жизни. Носителями

традиционного сознания являются представители официального духовенства,

поддерживающие правящие режимы.

Модернисты стремятся реформировать, приспособить мусульманскую

догматику к нуждам современного развития, отбрасывая или замалчивая одни

положения и развивая другие. Носителями этого типа религиозного сознания

являются, в частности, сторонники "исламского социализма".

Наибольшую угрозу представляют радикализм и экстремизм

фундаментализма, вследствие чего его часто называют "воинствующим исламом".

Фундаменталисты считают вполне допустимым использование террора и насилия

для достижения поставленных ими целей, как правило, политического

характера.

Таким образом, исламский фундаментализм - это религиозно-политическое

течение в исламе, который связан с деятельностью общественно-политических,

экономико-социальных, культурно-просветительских и элитных группировок,

использующих в своей практике лозунги, призывающие к построению государства

на основе принципов раннего, времен пророка Мухаммеда и первых четырех

"праведных" халифов, ислама.

Радикализм определим как решительное, бескомпромиссное осуществление

намерений внедрить «истинный ислам» в политику и повседневную жизнь

общества. Исламский радикализм – это совокупность социально-политических

идей и действий, направленных на коренное изменение основных общественных

институтов или политической системы общества в целом.

Что касается "экстремизма", то в отечественной литературе он

определяется как приверженность к крайним взглядам и действиям в идеологии

и политике. Для современного экстремизма характерны выбор, отстаивание и

применение в решении теоретических и практических социальных проблем

крайних насильственных методов и средств.

Определение понятия "исламский экстремизм" содержится в научном отчете

Российского института стратегических исследований "Исламский экстремизм и

фундаментализм как угроза национальной безопасности России", где под данным

феноменом понимается использование различными исламистскими группировками,

ставящими своей целью захват политической власти, таких методов ведения

борьбы, которые выходят за рамки законных с точки зрения международного

права1.

В современной западной литературе существует более 100 определений

"терроризма". По мнению многих специалистов, терроризм представляет собой

специфическую форму вооруженного насилия. "Угроза применения насилия,-

утверждает Б.Дженкинс,- индивидуальные акты насилия или кампания насилия,

возбуждающие чувство страха, могут быть определены как терроризм"2.

"Терроризм,- утверждает Б.Крозье, директор лондонского института по

изучению конфликтов,- есть мотивированное насилие с политическими целями"3.

В книге "Терроризм: теория и практика", изданной в США в 1979 г., терроризм

определяется как "угроза использования насилия для достижения политической

цели посредством страха, принуждения или запугивания".

Терроризм – это применение устрашающего насилия как средства

воздействия на государство, общество, личность в политических или

криминальных целях. Его признаками являются:

- применения в качестве основных методов насилия и устрашения;

- стремления оправдать свои действия высокими нравственными мотивами,

необходимостью достижения политических или идеологических целей;

- нанесения ущерба третьим лицам, то есть людям, непосредственно не

участвующим в конфликте;

- публичность и гласность, в той или иной мере пропагандистский характер

террористических акций;

- терроризм оправдывается его идеологами как последнее средство борьбы с

более сильным противником.

Современный терроризм - явление неоднородное как в идеологическом

плане, так и в том, что касается мотивации действий, масштабов

осуществления акций, средств и целей. Например, в "Белой книге российских

спецслужб" выделяются следующие направления в современном терроризме:

социальный терроризм, преследующий цель коренного или частичного изменения

экономического или политического строя собственной страны;

националистический терроризм, включающий в себя организации

этносепаратистского толка и организации, поставившие своей целью борьбу

против экономического или политического диктата инонациональных государств

и монополий; терроризм религиозный, связанный либо с борьбой приверженцев

одной религии (или секты) в рамках общего государства с приверженцами

другой, либо с попыткой подорвать и низвергнуть светскую власть и утвердить

власть религиозную, либо с тем и другим одновременно[9].

Составной, но достаточно автономной частью религиозного терроризма

является терроризм исламский. Он многообразен, в нем представлены борющиеся

между собой группировки различных исламских направлений, течений, сект,

учений (суннизм, шиизм, суфизм, ваххабизм и др.).

По данным западных спецслужб, число исламских террористических

организаций выросло с 13 в 1968 г. до 100 в 1999 г., а общее число активных

членов организации, способных совершать террористические акты, составляет

около 50 тыс. человек[10]. К числу исламских террористических организаций

можно отнести следующие фундаменталистские движения и группировки: в Египте

- "Братья-мусульмане" и их зарубежные филиалы, "Гамаа исламия", "Джихад

ислами"; в Иордании - "Воины Аллаха"; в Ливане - "Хезболлах", "Джамаа

исламия"; в Йемене "Аль-ислах"; в Саудовской Аравии - "Аль-Фад-жар"; в

Пакистане - " Танзим даават уль-Иршад", "Харакят-уль-Ансар"; в Афганистане

- "Гамаа аль-афган аль-моджахедин" и "Талибан"; в Турции - "Боз курт" и

т.д. На Северном Кавказе к таким организациям можно причислить

многочисленные группировки ваххабитского толка - "Исламские джамааты",

"Армия имама" и др.

В самое последнее время после дагестанской войны появились новые

работы по данной проблеме. Среди них следует отметить дагестанских ученых

З.С. Арухова2, Э.Кисриева3, рассмотревших проблему экстремизма в

современном исламе.

Объектом исследования данной работы является исламский радикализм и

экстремизм в тех формах, которые проявились в различных исламистских

движениях в Дагестане и Чечне, а также других республиках Северного

Кавказа.

Предметом исследования воздействие исламского радикализма и

экстремизма на национальную безопасность России.

Цели и задачи научного исследования. Целью работы является анализ

негативного воздействия исламского радикализма на национальную безопасность

и целостность России. Для достижения этой цели требуется решение следующих

задач:

1. Определить идейные истоки исламского радикализма;

2. Рассмотреть основные концепции исламского радикализма;

3. Выявить основные причины распространения исламского радикализма в

республиках Северного Кавказа;

4. Определить основные угрозы исламского радикализма в России.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

ГЛАВА I Идеологические основы радикальных и фундаменталистких направлений

в современном исламе

§1. Ранние радикальные течения в исламе

Анализируя базовые политико-мировоззренческие постулаты основных

доктринальных течений в исламе, можно выделить следующие характерные

особенности, лежащие в основе его радикальной составляющей:

1. Тотальность ислама. Под тотальностью большинство ученых понимают

широкий охват исламской религией всех сфер жизнедеятельности верующих. Это

не только вера, но и экономическое и социальное устройство, и управление, и

семья, и быт. Шариат определяет как правовые, так и нравственные отношения.

Все это в совокупности приводит к тому, что ислам выступает как образ

жизни, всецело определяющий мировоззрение и поведение людей1.

2. Идея "завершения пророчества". В трактовке мусульманских теологов а

идея означает, что пророк Мухаммед был последним посланником Бога на земле

и принес человечеству окончательную истину. Это свидетельствует об

исключительности мусульман как избранной общности и особом положении ислама

по сравнению с другими религиями2.

3. Аутентичность ислама личности мусульманина. Под аутентичностью

понимается полное выражение мусульманской религии в личности верующего,

мусульмане всех стран одинаковы, независимо от этнических, расовых и иных

отличий. Это люди, сформированные исламом, составляющие единую общность -

"умму" 3. Поэтому мусульмане независимо от страны, в которой они проживают,

тянутся друг к другу как братья по вере. Отсюда различие панисламистские

концепции, пропагандирующие объединение всех мусульман мира в единое

государство.

4. Идеализация и мифологизация государственно-политической системы,

которая существовала в мусульманском мире в период правления пророка

Мухаммеда и первых четырех "праведных" халифов (Абу-Бакр, Омар, Осман,

Али), стремление к ее возрождению. В частности, современный пакистанский

автор, основатель фундаменталистской организации "Джамаат-и-Ислами" Аль-

Маудуди, идеализируя состояние первоначального ислама, пишет: «Вы можете

наблюдать, несмотря на жалкое положение, до которого докатилась исламская

умма, следы того отпечатка, который она носила на первом этапе своей

истории. Если вы заглянете в душу любого мусульманина, каким бы прочным и

безнравственным он ни был, и копнете ее, то узнаете, что больше всего он

тоскует по тому идеальному обществу, которое основал Муххамед, благословит

его Аллах и приветствует, и его праведные халифы. Каждый мусульманин

рассматривает этот золотой этап в качестве образца и примера, испытывая к

нему пылкую любовь, и мечтает увидеть его еще раз воплотившимся в жизнь»1.

5. Фатализм, фанатизм, мусульманский энтузиазм и воинственный характер

ислама, его стремление к мировому господству.В свете требования исламской

покорности и чувства зависимости в мусульманском теологическом мышлении

важное место занимает такая характерная черта как крайний фатализм (кадар).

Главная цель догмата божественного предопределения - это беспрекословное

исполнение воли Бога, т.е. его пророка и халифа на земле.

В непосредственной связи с фатализмом находится и мусульманский

энтузиазм. Он также вытекает из идейной сущности ислама и его системы.

Религиозный энтузиазм в исламе проявляется в высшей степени эмоционально,

особенно в отношении к не мусульманам. Ислам требует от своих

последователей неукоснительного следования кораническим идеям и хадисам во

всех практических делах.

Развитию религиозного фанатизма в исламе способствовали такие

основоопределяющие положения как вера в загробную жизнь и Судный день, в

рай и ад. Вера в то, что «шахид» (погибший за веру) обязательно попадет в

рай. «А у тех, которые убиты на пути Аллаха,- говорится в суре "Мухаммад",-

никогда Он не собьет с пути их деяний: Он поведет их и сохранит в порядке

их состояние и введет их в рай, который Он дал им узнать» [11].

Выдающийся юрист Абу-Юсуф (713-798), последователь мазхаба Абу-Ханифы

и Верховный судья халифата при халифах ал-Махди, ал-Хади и Харун-ар-Рашиде

так описывает исламский фанатизм, ссылаясь на предание, сущность джихада в

работе "Китаб-ал-харадж" ("Книга о харадже"): «Затем рассказывается о

походе Хали-Да в Ирак. Перед Хирой он говорит: Я приглашаю вас признать

бога и ислам; если вы это сделаете, то у вас будут такие же права и

обязанности, как и у мусульман; если же вы откажетесь, то уплатите нам

поголовную подать, если же откажетесь, то ведь я пришел к вам с людьми, для

которых смерть желательнее нежели для вас жизнь» [12]. Об этом же говорится

в Коране, в суре "Женщины": "Пусть же сражаются на пути Аллаха те, которые

покупают за ближайшую жизнь будущую! И если кто сражается на пути Аллаха и

будет убит или победит, Мы дадим ему великую награду" [13]. В условиях

мусульманской экспансии фанатизм как один из идеологических факторов сыграл

важную роль.

6. Нацеленность на борьбу с врагом, определение этого врага понятием

"кафир" (неверный). В узком смысле - это "...люди, которые рождаясь

мусульманами и оставаясь ими подсознательно всю жизнь, не используют свои

способности и интеллект для Признания своего Господа и Создателя. Более

того, они неправильно используют свободу, выбирая отрицание бог.

Такие люди становятся неверующими, что на языке Ислама называется

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.