| |||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Финансовое планирование на предприятии и его усовершенствованиеРасходование средств превысило плановое в целом на 29,7 тыс.грн. или на 29,7 %. Рассмотрим эти изменения, так: 1. Выплаты средств по заработной плате и приравненным к ним платежам увеличились на 4,0 тыс.грн. или на 18,18 %; 2. План отчислений налогов и обязательных платежей снизился на 1,7 тыс.грн или на 12,41 %; 3. Фактические взносы в Пенсионный фонд, взносы на обязательное социальное страхование и другие отчисления во внебюджетные фонды, так же незначительно превысили плановое; 4. Однако наибольший рост наблюдается по оплате за товарно-материальные ценности на 25,5 тыс.грн. или на 51,0 %; 5. Незначительно превышены фактических выплат над плановыми по арендной плате на 1,0 тыс.грн. или на 20,00 %. Таким образом, в целом, по результатам оперативного планирования можно сделать следующий вывод: Во-первых, на предприятии на протяжении всего анализируемого периода наблюдается перевыполнение плана расходов, что является отрицательным фактором; Во-вторых, превышение плана расходов над поступлениями отрицательно влияют на конечные финансовые результаты деятельности предприятия, т.е.на прибыль. Итак, ЧП «Фирма «Индустриал» характеризуется постоянными темпами развития, высокими экономическими и финансовыми показателями, что должно стать стимулом работы руководства и рабочих предприятия в дальнейшей деятельности и наращивании производства. Однако эффективность стратегического и оперативного планирования на предприятии остаются малоэффективными, из-за превышения фактических расходов над плановыми. РАЗДЕЛ 3 Предложения по усовершенствованию финансовой работы на предприятии 3.1. Возможности применения элементов финансового контролинга в финансовом планировании В последние годы в практике стран с развитой рыночной эконо-микой широкое распространение получила новая прогрессивная комп-лексная система внутреннего контроля, организуемая в компаниях и фирмах, которая называется „контроллинг". Концепция контроллинга была разработана в 80-е годы как средство активного предотвращения кризисных ситуаций, приводящих предприятие к банкротству. Прин-ципом этой концепции, получившей название „управление по отклоне-ниям", является оперативное сравнение основных плановых (норма-тивных) и фактических показателей с целью выявления отклонений между ними и определение взаимосвязи и взаимозависимости этих отклонений на предприятии с целью воздействия на узловые факто-ры нормализации деятельности. Система контроллинга начинает внед-ряться и в нашу практику. Финансовый контроллинг представляет собой контролирую-щую систему, обеспечивающую концентрацию контрольных дей-ствий на наиболее приоритетных направлениях финансовой дея-тельности предприятия, своевременное выявление отклонений фактических ее результатов от предусмотренных и принятие опе-ративных управленческих решений, обеспечивающих ее нормали-зацию. Основными функциями финансового контроллинга являются: * наблюдение за ходом реализации финансовых заданий, установ-ленных системой плановых финансовых показателей и нормативов; * измерение степени отклонения фактических результатов фи-нансовой деятельности от предусмотренных; * диагностирование по размерам отклонений серьезных ухуд-шений в финансовом состоянии предприятия и существенного сни-жения темпов его финансового развития; * разработка оперативных управленческих решений по норма-лизации финансовой деятельности предприятия в соответствии с пре-дусмотренными целями и показателями; * корректировка при необходимости отдельных целей и пока-зателей финансового развития в связи с изменением внешней фи-нансовой среды, конъюнктуры финансового рынка и внутренних ус-ловий осуществления хозяйственной деятельности предприятия. Как видно из этих функций, финансовый контроллинг не ограни-чивается осуществлением лишь внутреннего контроля за осуществле-нием финансовой деятельности и финансовых операций, но является эффективной координирующей системой обеспечения взаимосвязи между формированием информационной базы, финансовым анали-зом, финансовым планированием и внутренним финансовым контро-лем на предприятии. Финансовый контроллинг на предприятии строится по следую-щим основным этапам: 1. Определение объекта контроллинга 2. Определение видов и сферы контроллинга 3. Формирование системы приоритетов контролируемых показателей 4. Разработка системы количественных стандартов контроля 5. Построение системы мониторинга показателей, включаемых в финансовый контроллинг. 6. Формирование системы алгоритмов действий по устранению отклонений. 1. Определение объекта контроллинга. Это общее требование к построению любых видов контроллинга на предприятии с позиций целевой его ориентации. Объектом финансового контроллинга яв-ляется ход реализации управленческих решений по основным аспек-там финансовой деятельности предприятий. 2. Определение видов и сферы контроллинга. В соответствии с концепцией построения системы контроллинга, он подразделяется на следующие основные виды: стратегический контроллинг; теку-щий контроллинг; оперативный контроллинг. Каждому из перечис-ленных видов контроллинга должна соответствовать определенная его сфера и периодичность осуществления его функций. В табл. 3.1. при-ведены основные характеристики отдельных видов финансового кон-троллинга на предприятии. Таблица 3.1 - Характеристика отдельных видов финансового контроллинга на предприятии
3. формирование системы приоритетов контролируемых по-казателей. Вся система показателей, входящих в сферу каждого вида финансового контроллинга, ранжируется по значимости. В процессе такого ранжирования вначале в систему приоритетов первого уровня отбираются наиболее важные из контролируемых показателей дан-ного вида контроллинга; затем формируется система приоритетов второго уровня, показатели которого находятся в факторной связи с показателями приоритетов первого уровня; аналогичным образом фор-мируется система приоритетов третьего и последующих уровней. Та-кой подход к формированию системы контролируемых показателей облегчает подход к их разложению при последующем объяснении причин отклонения фактических величин от предусмотренных соот-ветствующими заданиями. При формировании системы приоритетов следует учесть, что они могут носить разный характер для отдельных типов центров ответ-ственности: для отдельных направлений финансовой деятельности предприятия; для различных аспектов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Однако при этом должна быть обеспечена как иерархическая сводимость всех контролируемых по-казателей по предприятию в целом, так и их сводимость по отдель-ным направлениям финансовой деятельности. 4. Разработка системы количественных стандартов контроля. После того, как определен и ранжирован перечень контролируемых финансовых показателей, возникает необходимость установления количественных стандартов по каждому из них. Такие стандарты могут устанавливаться как в абсолютных, так и в относительных показателях. Кроме того, такие количественные стандарты могут носить стабильный или подвижный характер (подвижные количественные стандарты мо-гут быть использованы при контроле показателей гибких бюджетов для корректировки стандартов при изменении учетной ставки, темпов инфляции и т.п.). Стандартами выступают целевые стратегические нор-мативы, показатели текущих планов и бюджетов, система государ-ственных или разработанных предприятием норм и нормативов и т.п. 5. Построение системы мониторинга показателей, включае-мых в финансовый контроллинг. Система мониторинга (или как ее часто переводят „следящая система") составляет основу финансово-го контроллинга, самую активную часть его механизма. Система финансового мониторинга представляет собой разработанный на предприятии механизм постоянного наблюдения за контролируе-мыми показателями финансовой деятельности, определения раз-меров отклонений фактических результатов от предусмотренных и выявления причин этих отклонений. Построение системы мониторинга контролируемых финансовых показателей охватывает следующие основные этапы. а) Построение системы информативных отчетных показа-телей по каждому виду финансового контроллинга основывается на данных финансового и управленческого учета. Эта система пред-ставляет собой так называемую „первичную информационную базу наблюдения", необходимую для последующего расчета агрегирован-ных по предприятию отдельных аналитических абсолютных и относи-тельных финансовых показателей, характеризующих результаты фи-нансовой деятельности предприятия. б) Разработка системы обобщающих (аналитических) пока-зателей, отражающих фактические результаты достижения пре-дусмотренных количественных стандартов контроля, осущест-вляется в четком соответствии с системой финансовых показателей. При этом обеспечивается полная сопоставимость количественного вы-ражения установленных стандартов и контролируемых аналитичес-ких показателей. В процессе разработки такой системы строятся ал-горитмы расчета отдельных обобщающих (аналитических) показателей с использованием первичной информационной базы наблюдения и методов финансового анализа. в) Определение структуры и показателей форм контрольных отчетов (рапортов) исполнителей призвано сформировать систему носителей контрольной информации. Для обеспечения эффективности контроллинга такая форма отчета должна быть стандартизирована и содержать следующую информацию: -- фактически достигнутое значение контролируемого показа-теля (в сопоставлении с предусмотренным); -- размер отклонения фактически достигнутого значения конт-ролируемого показателя от предусмотренного; -- факторное разложение размера отклонения (если контроли-руемый показатель поддается количественному разложению на от-дельные составляющие). Алгоритм такого разложения должен быть определен и доведен до каждого исполнителя заранее; -- объяснение причин отрицательных отклонений по показате-лю в целом и отдельным его составляющим; -- указание лиц, виновных в отрицательном отклонении пока-зателя, если это отклонение вызвано внутренними факторами дея-тельности подразделения. Форма стандартного контрольного отчета (рапорта) исполните-ля дифференцируется в соответствии с содержанием доведенного ему бюджета (плана). г) Определение контрольных периодов по каждому виду финан-сового контроллинга и каждой группе контролируемых показате-лей. Конкретизация контрольного периода по видам контроллинга и груп-пам показателей определяется „срочностью реагирования", необходи-мой для эффективного управления финансовой деятельностью на дан-ном предприятии. С учетом этого принципа выделяют: -- недельный (декадный) контрольный отчет; -- месячный контрольный отчет; -- квартальный контрольный отчет. д) Установление размеров отклонений фактических резуль-татов контролируемых показателей от установленных стандар-тов осуществляется как в абсолютных, так и в относительных пока-зателях. Так как каждый показатель содержится в контрольных отчетах исполнителей, на данной стадии он агрегируется в рамках предприя-тия в целом. При этом по относительным показателям все отклоне-ния подразделяются на три группы: -- положительное отклонение; -- отрицательное „допустимое" отклонение; -- отрицательное „критическое" отклонение. Для проведения такой градации на каждом предприятии должен быть определен критерий „критических" отклонений, который может быть дифференцирован по контрольным периодам. В качестве крите-рия „критического" отклонения может быть принято отклонение в размере 20 и более процентов по недельному (декадному) контрольно-му периоду; 15 и более процентов по месячному периоду; 10 и более процентов по квартальному периоду. е) Выявление основных причин отклонений фактических резуль-татов контролируемых показателей от установленных стандартов проводится по предприятию в целом и по отдельным „центрам ответ-ственности". В процессе такого анализа выделяются и рассматриваются те показатели финансового контроллинга, по которым наблюдаются „кри-тические" отклонения от целевых нормативов, заданий текущих планов и бюджетов. По каждому „критическому" отклонению (а при необходи-мости и менее значимым размерам отклонений показателей приоритетов первого порядка) должны быть выявлены вызвавшие их причины. В про-цессе осуществления такого анализа в целом по предприятию использу-ются соответствующие разделы контрольных отчетов исполнителей. Разработанная система мониторинга должна корректироваться при изменении целей финансового контроллинга и системы показа-телей текущих планов и бюджетов. 6. формирование системы алгоритмов действий по устране-нию отклонений является заключительным этапом построения финан-сового контроллинга на предприятии. Принципиальная система дей-ствий менеджеров предприятия в этом случае заключается в трех алгоритмах: а) „Ничего не предпринимать". Эта форма реагирования пре-дусматривается в тех случаях, когда размер отрицательных отклоне-ний значительно ниже предусмотренного „критического" критерия. б) „Устранить отклонение". Такая система действий преду-сматривает процедуру поиска и реализации резервов по обеспече-нию выполнения целевых, плановых или нормативных показателей. При этом резервы рассматриваются в разрезе различных аспектов финансовой деятельности и отдельных финансовых операций. В ка-честве таких возможностей может быть рассмотрена целесообраз-ность введения усиленного режима экономии (по принципу „отсече-ния лишнего"), использования системы финансовых резервов и другие. в) Изменить систему плановых или нормативных показате-лей". Такая система действий предпринимается в тех случаях, если возможности нормализации отдельных аспектов финансовой деятель-ности ограничены или вообще отсутствуют. В этом случае по результа-там финансового мониторинга вносятся предложения по корректировке системы целевых стратегических нормативов, показателей текущих финансовых планов или отдельных бюджетов. В отдельных критичес-ких случаях может быть обосновано предложение о прекращении от-дельных производственных, инвестиционных и финансовых операций и даже деятельности отдельных центров затрат и инвестиций. Таким образом, внедрение на предприятии системы финансового контроллинга позволяет существенно повысить эффективность всего процесса планирования его финансовой деятельности. 3.2. Автоматизация работ по финансовому планированию Деятельность предприятий в условиях рынка требует повышенной роли планирования в процессе управлению предприятием, разработки стратегии и тактики его деятельности, значительно расширяет круг решаемых задач, обуславливает изменения в содержании и методах их решения, существенно изменяет функции и содержание работы сотрудников экономических служб. Изменение в содержании методов управления предприятием в целом не могут не отразится на реализации отдельных функций управления, таких как учет, аудит, анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Это обуславливается необходимостью автоматизации реализации функций управления на базе внедрения в практику автоматизированных рабочих мест счетно-аналитических работников, работников аппарата на основе применения современных информационных технологий и технических средств. В условиях автоматизации бухгалтерского, финансового и налогового учета, в деятельности финансовых служб осуществляется четкое разграничение функций планирования, и создаются предпосылки для более полной реализации этих функций. Под системой автоматизации необходимо понимать интегрированную систему автоматизации, обеспечивающую охват всех участков планирования, отразить ее (его, их) в оперативном, налоговом и бухгалтерском учете). Таким образом, большое|великое| значение в процессе планирования занимают информационные технологии, которые|какие| базируются на применении компьютеров, активному участию пользователей (непрофессионалов в отрасли программирования) в информационном процессе, высоком уровне "дружеского" интерфейса пользователя, широком использовании|употреблении| пакетов прикладных программ общего назначения с доступом к|до| отдаленным базам данных и программ благодаря вычислительным сетям ЭВМ. Компьютеры стали основными "орудиями труда" всех специалистов (также и аналитиков), потому|оттого| рассматривать особенности формирования и использования|употребления| современной информационной базы планирования невозможно без учета этого обстоятельства. В бухгалтерском учете внедрения|ввода| системы поддержки принятия решения (СППР|) связано|повязано| с производством и учетом товарно-материальных запасов|припасов|, их физическим делением|распределением|. Самыми Типичными|типовыми| СППР|, которые могут применяться в планировании, являются "Симплан" - для корпоративного планирования; "Прожектор" - финансового планирования; "Экспресс" - маркетинга, финансов; "BIS" - управление бюджетом. В Украине распространенные такие программно-технологические комплексы, как ГАЛАКТИКА R/3, БЕСТ-Ф|, которые базируются на идеологии АСУ и предусматривают модули анализа финансовой и хозяйственной деятельности. Локальные вычислительные сети автоматизированных рабочих мест специалистов могут формировать внутреннюю информацию для планирования на 3-х уровнях: 1-й уровень - формируются фактические данные о ходе производства, автоматизацию рабочих мест (АРМ) в цехах и участках, о наличии и движении товаров, материально-технических ресурсов на складах|слогах,складах|; 2-й уровень - формирование данных по планированию и анализу производственных процессов (АРМ производственного отдела); по планированию ассортимента товаров (АРМ в плановому отделу); формирование данных об обеспечении материально-техническими ресурсами (АРМ отдела материально-технического снабжения); о конструкторско-технологических параметрах и характеристиках товаров (АРМ отдела главного|головного| инженера); а также сбор|сборка,собирание| и агрегация информации на АРМ бухгалтеров (учет продажи товаров и расчетов, учет расходов на производство и себестоимость товаров); 3-й уровень - АРМ директора и других руководителей. Формируется директивная информация, которая|какая| отображает текущие и перспективные планы развития предприятия. До недавнего времени большинство отечественных предприятий процесс усовершенствования управления производством осуществляли|свершали,совершали| независимо от автоматизированных систем. Автоматизировались функции только отдельных структурных подразделений. Теперь основное внимание уделяется созданию сквозных компьютерных систем, которые|какие| обеспечивают комплексность и интегрированность|интегрируемость| функций управления, ориентируются на оперативное формирование вариантов решений для руководства. Функциональный подход к|до| построению информационных систем часто приводил к тому, что необходимая информация в компьютерных системах была, но проанализировать ее руководство предприятия не могло, поскольку основные пользователи такой информации - специалисты предприятия и руководители среднего звена. К|до| высшему уровню руководства поступала информация в виде громоздких сводок|возведений,сведений,сводов|, сложных таблиц, непригодных для оперативного анализа и принятия решений. Бухгалтерская информация лишь|только| констатировала факты относительно|касательно| работы предприятия за прошлый|прошедший| период (с опозданием почти на месяц|луну|) и не давала детальных оперативных данных, необходимых для целей текущего и стратегического планирования. На сегодня|сегодня| главное|головное| внимание нужно направить на развитие информационных систем на предприятии с созданием корпоративных информационных сетей (Intranet), которые|какие| объединяют все имеющиеся компьютеры предприятия, многообразное|разнообразное| программное обеспечение и базы данных в единственную|единую| систему. Эта система даст возможность быстрее найти необходимую информацию, где бы|б| она на данный момент не сохранялась|хранилась|. В основу|основание| ее функционирования положена Web-технология. Intranet- это своеобразная индивидуальная система Internet, которая|какая| использует инфраструктуру и стандарты Internet World Wide Web, но является защищенной от несанкционированного доступа из открытой сети Internet. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||||||||||||||||
|