реферат бесплатно, курсовые работы
 

Банковское дело

- информационно-аналитические материалы территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по статистике о социально-экономическом положении региона;

- государственная статистическая отчетность "Отчет об обороте кассы" (форма 11-торг);

- федеральное государственное статистическое наблюдение" Сведения о производстве и отгрузке товаров, услуг" (форма П-1(месячная);

- баланс денежных доходов и расходов населения, разрабатываемый территориальными органами Государственного комитета Российской Федерации по статистике;

- формы федерального государственного статистического наблюдения по труду: "Сведения о численности и заработной плате работников" (форма 1-т (квартальная, годовая), "Сведения о просроченной задолженности по выдаче средств на заработную плату" ( форм3 - ф (месячная);

- информация о произведенных проверках соблюдения порядка работы с денежной наличностью (приложения 18, 19).Результаты анализа состояния наличного денежного оборота используются территориальными учреждениями Банка России при составлении прогнозов кассовых оборотов, а также для разработки и осуществления совместно с учреждениями банков практических мер по улучшению организации оборота наличных денег, сокращению эмиссии в городах и районах.

Надзор Банка России за кредитными рисками.

Под нормами дистанционного наблюдения (пруденциальными нормами) за деятельностью кредитных организаций понимаются:1.предельные величины рисков, принимаемые КО при осуществлении банковских нормативы кредитного риска Н6, Н7, Н9.1 ,Н10.1, , рыночные риски, нормы обязательного резервирования и т.д.)2.нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных организаций и покрытие возможных потерь,3.своевременное предоставление отчетности, выполнение требований по ведению бухгалтерского учета. Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6)

Крз

Н6 = --- х 100% <= 25%, где

К

Крз - совокупная сумма кредитных требований банка к заемщику, имеющему перед банком обязательства по кредитным требованиям, или группе связанных заемщиков, за вычетом сформированного резерва на возможные потери Максимальный размер крупных

кредитных рисков (Н7)

SUM Кскр

i

Н7 = --------- х 100% <= 800%, где

К

Кскр - i-й крупный кредитный риск, за вычетом сформированного резерва на возможные потери по соответствующим кредитным требованиям

Максимальный размер кредитов, банковских

гарантий и поручительств, предоставленных банком

своим участникам (акционерам) (Н9.1)

SUM Kpa

Н9.1 = -------- х 100% <= 50%, где

К

Kpa - величина i-го кредитного требования банка, а также кредитного риска по условным обязательствам кредитного характера и срочным сделкам в отношении участников (акционеров), которые имеют право распоряжаться 5 и более процентами долей (голосующих акций) банка, за вычетом сформированного резерва на возможные потери по указанным кредитным требованиям

Совокупная величина риска по инсайдерам банка (Н10.1)

SUM Крси

i

H10.1 = --------- х 100% <= 3%, где

К

Крси - величина i-го кредитного требования к инсайдеру банка, кредитного риска по условным обязательствам кредитного характера и срочным сделкам, заключенным с инсайдером за вычетом сформированного резерва на возможные потери по указанным кредитным требованиям Основное звено правового регулирования банковской деятельности -обязательные нормативы для кредитных организаций. Любая кредитная организация, оперируя высоколиквидными активами, обладает ограниченной возможностью своевременного удовлетворения всех требований своих кредиторов (даже за счет собственных средств (капитала) и поскольку основными объектами банковских сделок являются высоколиквидные активы, неисполнение обязательств перед кредиторами приводит к недостатку у них ликвидных средств, что выражается в резком сокращении в первую очередь оборотных средств и может создать «цепочку» неплатежей. Неисполнение обязанностей одной кредитной организацией отражается на имущественном положении всех ее контрагентов, и при определенных обстоятельствах (если размер требований многократно превышает размер собственных средств) влечет для них такие же последствия. В целях обеспечения экономических условий устойчивого функционирования банковской системы России, защиты интересов кредиторов и вкладчиков Банк России устанавливает обязательные экономические нормативы деятельности кредитных организаций. Экономические нормативы устанавливаются, как правило, в виде пропорций между группами активов, пассивов и капитала банка. Экономические нормативы рассчитываются на основе отчетных балансов банков и базируются на прочной законодательной основе (ст. 62 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» и Положения Банка России № 110-И от 16.01.2004г. «Об обязательных нормативах». Одним из способов управления кредитными рисками является создание кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам. Положение № 254-П позволяет каждой кредитной организации разработать собственный механизм анализа финансового состояния заемщика. Но в отсутствие единой для всех кредитных организаций методики анализа финансового положения заемщика ЦБ РФ вполне может потребовать реклассификации ссуд. «Профессиональное суждение» специалистов кредитной организации не может быть лишено субъективизма, и возврат к формальным показателям, в которых больше ясности и пруденциальности, не исключен. Кроме того, порядок создания кредитными организациями резервов на возможные потери регламентирован указаниями Банка России от12.04.2001 № 137-П «О порядке создания резервов на возможные потери». Резервы создаются под прочие активы, на которыен е распространяется действие Положение № 254-П.Одним из основных инструментов денежно-кредитной политики Банка России являются обязательные резервы.

ДКП заруб стран

В зарубежной экономической литературе денежно-кредитная политика разделяется на «узкую», обеспечивающую стабильность национальной валюты посредством проведения валютных интервенций, изменений уровня учетной ставки, а также других инструментов, оказывающих влияние на состояние национальной денежной единицы, и «широкую», непосредственно воздействующую на объем денежной массы в обращении. Эти меры воздействия взаимосвязаны и взаимообусловлены. Являясь посредником между государством и банковской системой страны, центральный банк призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью определенных инструментов. По мере развития кредитных систем и рынков ссудных капиталов возможности центрального банка непосредственно воздействовать на спрос и предложение денежной массы уменьшились, но вместе с тем расширился арсенал, и повысилась эффективность рыночных инструментов денежно-кредитного регулирования. Выбор инструментов денежно-кредитного регулирования, применяемых центральными банками зарубежных государств, довольно широк. Использование различных видов инструментов варьируется в зависимости от направленности экономической политики страны, степени открытости ее экономики, сложившихся традиций и конкретных обстоятельств. Имеющиеся в распоряжении центрального банка инструменты денежно-кредитного регулирования различаются по непосредственным объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги), по своей форме (прямые и косвенные), по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные), по срокам воздействия (краткосрочные и долгосрочные). Все эти методы используются в единой системе. Основными инструментами денежно-кредитного регулирования, наиболее часто используемыми центральными банками зарубежных стран, являются установление минимальных резервных требований, рефинансирование коммерческих банков, регулирование официальной учетной ставки и операции на открытом рынке. Однако этим не исчерпывается арсенал инструментов денежно-кредитного регулирования. В некоторых странах центральные банки прибегают к таким методам, как установление кредитных ограничений лимитирование уровня процентных ставок по депозитам и кредитам коммерческих банков, портфельные ограничения и др. Выбор и сочетание инструментов денежно-кредитного регулирования зависит прежде всего от задач, которые решает центральный банк на том или ином этапе экономического развития. Как уже отмечалось, именно на центральные банки возложена функция установления уровня официальной учетной ставки. Несколько своеобразными являются методы регулирования официальной учетной ставки ФРС США в силу специфики самой формы организации денежно-кредитной системы этой страны. Каждый из федеральных резервных банков самостоятельно устанавливает уровень своей учетной ставки, который по прошествии 14 дней подлежит пересмотру и утверждению Советом управляющих ФРС. Вместе с тем фактическая централизация действий федеральных резервных банков, по существу, определяет проведение ими единой политики в области регулирования учетных ставок. Обычно официальные учетные ставки устанавливаются в отношении всех видов учитываемых центральным банком векселей, однако в порядке исключения в течение определенных периодов могут действовать и льготные ставки. Так, до 1956 г. льготные ставки применялись Банком немецких земель (ФРГ) при переучете иностранных векселей и векселей, выставленных экспортерами. Банки ФРС США осуществляют операции на открытом рынке преимущественно с краткосрочными государственными ценными бумагами, то есть казначейскими векселями. Прямые операции с ценными бумагами широко использует в качестве инструмента косвенного регулирования денежной массы и Банк Италии. Объектом торговли являются, как правило, так называемые основные ценные бумаги, которые пользуются наибольшим спросом, - прежде всего средне- и долгосрочные государственные ценные бумаги. Обратные операции на открытом рынке (операции «репо») - операции по купле-продаже центральным банком ценных бумаг с обязательством обратной продажи-выкупа по заранее установленному курсу. Обратные операции на открытом рынке характеризуются более мягким воздействием на денежный рынок, и поэтому являются более гибким методом регулирования. Это делает их еще более привлекательными и расширяет масштабы их использования. Обратные операции широко применяются в США, Японии, Канаде, Великобритании, Франции, а также в Германии, где в настоящее время они составляют свыше 95% совокупных операций с ценными бумагами. Операции проводятся с интервалом от 1 до 15 дней. Жесткое административное регулирование процентных ставок по кредитам и депозитам коммерческих банков характерно для развивающихся государств, хотя в отдельные годы данный метод использовался и в промышленно развитых странах. В условиях ограничения верхних пределов процентных ставок возникает избыточный спрос на кредит, в результате чего процентная политика способствует административному распределению финансовых ресурсов.

Процедуры слияния и поглощения банков. Ликвидация банков и их филиалов. Роль банка России в этих процессах.

Ликвидация или реорганизация кредитной организации осуществляется в соответствии с федеральными законами с учетом требований настоящего Федерального закона. При этом государственная регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией и государственная регистрация кредитной организации, создаваемой путем ее реорганизации, осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России. Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией и государственной регистрации кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, представляются в Банк России. Перечень указанных сведений и документов, а также порядок их представления определяется Банком России. Банк России после принятия решения о государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией или государственной регистрации кредитной организации, создаваемой путем ее реорганизации, направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц. На основании указанного решения, принятого Банком России, и представленных им необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в БР. Взаимодействие Банка России и уполномоченного регистрирующего органа по вопросу о государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией или о государственной регистрации кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом. Гос. регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в течение 45 рабочих дней со дня представления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов. Государственная регистрация кредитной организации, создаваемой путем реорганизации, в случае, если не принято решение об отказе в такой регистрации, осуществляется в течение шести месяцев со дня представления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов. Банк России имеет право запретить реорганизацию кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".В случае прекращения деятельности кредитной организации на основании решения ее учредителей (участников) Банк России по ходатайству кредитной организации принимает решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций. Порядок представления кредитной организацией указанного ходатайства регулируется нормативными актами Банка России. Если после принятия решения учредителями (участниками) кредитной организации о ее ликвидации Банк России на основании статьи 20 настоящего Федерального закона принимает решение об отзыве у нее лицензии на осуществление банковских операций, решение учредителей (участников) кредитной организации о ее ликвидации и иные связанные с ним решения учредителей (участников) кредитной организации или решения назначенной учредителями (участниками) кредитной организации ликвидационной комиссии (ликвидатора) утрачивают юридическую силу. Кредитная организация подлежит ликвидации в порядке, предусмотренном статьей 23.1 настоящего Федерального закона. В случае аннулирования или отзыва лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация в течение 15 дней со дня принятия такого решения возвращает указанную лицензию в Банк России. Учредители (участники) кредитной организации, принявшие решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс кредитной организации по согласованию с Банком России. Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свою деятельность после внесения уполномоченным регистрирующим органом соответствующей записи в единый государственный реестр ЮЛ.

Основные составляющие ден. массы и ден. базы.

Анализ динамики ден. агрегатов. Денежное обращение можно определить как движение нал. и безнал. денег, когда движение денег и товара происходит одновременно. Безнал. ден. обращение осущ-ся в условиях электронной системы ден. расчетов в режиме реального времени. Под наличными деньгами понимаются банкн. и монета БР.

Принципы организации нал. ден-го обращ-я: 1.П.номинала. Официальной денеж. единицей РФ является руб.2.П.необязательности обеспечения. Офици-ное соотношение м\д руб. и золотом и др. драгоцен. металл.не устанав-ся.3.П.монополъиости и уникальности. Эмиссия нал-х денег, организация их обращ-я и изъятие из обращения на терр. РФ осущ-тся исключительно БР. Банкноты и монеты БР являются един-ным законным средством платежа на терр.РФ.4.П.безусловной обязательности. Банкноты и монета являются безуслов.обяза¬тельствами БР и обеспеч-ся всеми его активами. Банкноты и монета БР обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады и для переводов на всей терр.РФ.5.П.неограниченной обмениваемости. Банкноты и монеты БР не могут быть объявлены недейств-ми,если не установлен достаточно продолж-ный срок их обмена на банкноты и монеты нового образц.6.П.правового регулирования. Сов.директоров принимает решение о выпуске и обращении новых банкнот и монет и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Основные составляющие денежной массы и денежной базы. Ден. масса подразделяется на несколько агрегатов, сущность кот-х выражается в группировке ликвидных активов. Каждый последующий агрегат включает в себя предыд. и нов.виды фин-х средств. При этом с ростом порядкового номера ден. агрегата уменьшается его ликвидность. В этой связи для измерения ден. массы БР использует ряд денежных агрегатов (МО, М1, М2, МЗ):1.МО вкл.нал.деньги, выпущ-е в обращение БР, за искл. сумм наличности наход-ся в кассах БРи кред. орг-ций; 2.М1 вкл. МО и безнал.средства (остатки ден.средств в валюте РФ на расч.и тек. счетах п\п,ИП ит.д.); 3.М2 вкл. М1 и срочные вклады в комм. банках; 4.МЗ вкл. М2 и облигации гос-х займов, деп-ные и сбер-ные сертификаты.

Денежная база - ден. база, средства кред.орг-ций на корр., деп. счетах в БР, вложения кред. орг-ций в облигации БР. В мировой практике ден. массу принято считать по агрегатам МО, М1, М2, МЗ, М4. Набор компонентов, входящих в агрегаты, может отличаться по странам, различается и количество денежных агрегатов.

Организация эконом. работы по денеж. обращ-ию в регион-х учреждениях БР.

В соответствии с Положением БР ежеквар. терр-ные учреждения БР анал-ют состояния нал. ден. обращения в регионах.

Объектом анализа является: 1.складывающиеся тенденции в нал.ден. обороте и его структуре;2.источники поступлений нал. денег в кассы учреждений банков и направления их выдач из касс учреждений банков;3. скорость возврата нал. денег в кассы учреждении банков; 4.изменение индекса потребительских цен; 5.состояние и развитие безнал. расчетов м\д юр. и физ. лицами;5.территор. размещение выпуска денег в обращение и изъятие денег из обращения; результаты банк. контроля за соблюдением п\п порядка ведения кассовых операций и работы с денежной нал-стью и т.д...

При анализе состояния наличного денежного оборота используются: 1. отчеты о кассовых оборотах учреждений БР и кред. орган-ции; 2.информационно-аналитические материалы терр-ных органов Гос-ного комитета РФ по статистике о социально-экономическом положении региона; 3.гос-ная статист. отчетность «Отчет об обороте кассы»; 4.баланс ден. дох. и расх. населения, разрабат-мый терр-ными органами Государственного комитета РФ по статистике и т.д....

Результаты анализа состояния нал. ден. оборота используются террит-ными учреждениями БР при составлении прогнозов кассовых оборотов, а также для разработки и осущ-ния совместно с учреждениями банков практических мер по улучшению организации оборота нал. денег, сокращению эмиссии в городах и районах.

Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации до 2008 года.

1. Развитие риск-ориентированных подходов в банковском надзоре, предусматривающих оценку деятельности КО прежде всего исходя реальной оценки рисков банковской деятельности как факторов, влияющих на устойчивость КО.2. Повышение качественных параметров оценки банковского капитала, т.е. борьба с фиктивной капитализацией3. Совершенствование надзора за деятельностью КО4. Совершенствование надзора в области противодействия легализации доходов и финансирования терроризма.6. Совершенствованию платежной системы России будет способствовать построение Банком России системы валовых расчетов в режиме реального времени. Особое внимание будет уделено мерам по совершенствованию регулирования действующих в стране частных платежных систем.7. Кроме того, Банк России планирует упорядочить сроки и параметры надзорных процедур, обеспечить единообразие подходов и процедур лицензирования, получения разрешений и т.п. в различных территориальных подразделениях Банка России. Основная цель - повышение устойчивости банковской системы. Основные направления деятельности Правительства и БР:1. Совершенствование правового обеспечения;2. Формирование благоприятных условий для участия банка в финансовом посредничестве;3. Повышение эффективности банковского регулирования и надзора;4. Развитие конкретной среды и обеспечение транспорентности (открытости) КО;5. Укрепление рыночной дисциплины в банковской сфере и обеспечение равных условий конкуренции для КО;6. Повышение требований к качеству корпоративного управления КО;7. Развитие инфраструктура банковского бизнеса. Также:- необходимо создать правовые условия в соответствии с международными стандартами:- совершенствование механизмов рефинансирования и переход на МСФО;- определение режима банковского надзора по рискам;- развитие инфраструктуры банковского рынка услуг и повышение качества аудиторской деятельности;- повышение эффективности управления рисками - внутренний контроль. Приоритетом госсоц-эк политики является обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста. Осн. задачами развития банковского сектора являются: усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков; повышение эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции; повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций; предотвращение использования кредитных организаций для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности и в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем); развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций; укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.