реферат бесплатно, курсовые работы
 

Банковское дело

Роль БР как финансового агента правительства.

Основные методы финансирования дефицита госбюджета. Участие БР в выпуске гос. займов.В статье 155 Бюджетного кодекса РФ определены бюджетные полномочия БР: 1. Банк России совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления ДКП. 2. БР обслуживает счета бюджетов. 3. БР осуществляет функции генерального агента по гос. ценным бумагам РФ. До создания в России рынка ГКО-ОФЗ дефицит бюджета покрывался в основном за счет кредитов, предоставляемых Правительству Банком России. Развитие внутреннего российского финансового рынка, в том числе сегмента ценных бумаг, позволило внести в 1995 г. в ФЗ «О ЦБ» положе-ние, в соответствии с которым Банк России не может предоставлять прямые кредиты Правительству (за исключением отдельных случаев -- в самых критических ситуациях нестабильности финансового рынка). Банк России на рынке облигаций государства выполняет следующие функции: 1. Агента Министерства финансов РФ по обслуживанию выпусков облигаций; 2. Дилера; 3. Контролирующего органа; 4. Организатора денежных расчетов по сделкам с облигациями. Банк России является основным организатором денежных расчетов по операциям с облигациями, их непосредственным участником и «сердцевиной» расчетной системы рынка. Как агент Минфина по обслуживанию выпусков, Банк России: Устанавливает требования к Торговой системе, Расчетным цен-трам ОРЦБ, Депозитарной системе. Устанавливает требования к Дилерам, а также критерии отбора Дилеров и их количественный состав., Заключает договоры с организациями на выполнение функций Дилеров., Устанавливает правила проведения и проводит аукцион по про-даже облигаций на первичном рынке, Хранит глобальные сертификаты о каждом выпуске, присваивая ему государственный регистрационный номер., Осуществляет по поручению Минфина РФ дополнительную продажу на вторичном рынке не проданных в период размеще-ния облигаций., Осуществляет погашение облигаций по поручению Минфина РФ в день погашения, Передает по требованию Минфина информацию о состоянии счетов депо Дилеров и Инвесторов, полученную на основании соответствующей отчетности. Выполняя функции Дилера, Банк России: Обладает правами Дилера и может заключать соответствующие договоры через ГУ (НБ). Осуществляет сбор заявок инвесторов на покупку или продажу облигаций, исполняет эти заявки через торговую систему. Выполняя функции контролирующего органа, БР: Осуществляет контроль за размещением и обращением Облига-ций.Получает информацию о ходе торгов облигациями, имеющуюся в Торговой системе, об остатках на счетах депо Дилеров в Депозитарии, о движении средств по счетам в торговой системе. Приостанавливает операции любого Дилера при обнаружении в них нарушений действующего законодательства

Базельские принципы эффек-го банк-го надзора.

В сентябре 1997г. Базельским комитетом были разработаны принципы эффек-го надзора (Базель I), ктр-ые были одобрены м/у народным фин. сообществом. Эти принципы представляют собой важнейшие минимальные требования к орг-ции банк-го надзора. Сущ-ет 25 принципов, ктр-ые можно разделить на 7 гр.: 1) предпосылок эффек-го банк-го надзора -1; 2) лицензирования и структуры - 2-5; 3) пруденциальных норм и требований - 6-15; 4) методов постоянного банк-го надзора - 16-20; 5) информац-х требований - 21;

6) полномочий надзорных органов - 22; 7) заруб. банк-кой деят-ти - 23-25. 1-й - создание предпосылок для успешной деят-ти надзор-х органов (наличие соответ-щей нормативно-правовой базы, ктр-ая гарантирует правовую защиту тех, кто осущ-ет надзор).

2 и 3-й - м/у народно признанные требования к процедурам лицензирования банк-кой деят-ти. 4 и 5-й - предполагает, что банк обязательно должен уведомлять надзорные органы или предварительно получать их согласие на определенные изменения в собственности кредит-х орг-ций или участие в др. структурах. 6-й - предполагает необх-ть установления органами банк-го надзора минимал-х требований по достаточности капитала кредит. орг-ций. Эти нормы должны отражать риски, принимаемые на себя банками.7 и 8-й - предполагают, что органы банк-го надзора д.б.убеждены в том, что б-ки устанавливают адекватные правила, нормы и процедуры предоставления ссуд и инвестиций, а также контроль за качеством их управления. 9-й - контроль со стороны уполномоч-х органов за наличием у б-ка систем, ктр-е правильно оценивают риски их деят-ти, а также введение пруденциальных ограничений риска на 1-го или гр. заемщиков.10-й - разработка требований в отношении предоставления кредит. орг-циями связанных кредитов и принятия мер для эффек-го управления ими. 11-й - предполагает, что органы банк-го надзора д.б.убеждены в том, что б-ки располагают адекватными политикой и процедурами для определения, оценки и управления рисками; 12-й - контроль органов банк. надзора за управлением рыноч.рисками, ктр-е принимают на себя кредит.орг-ции. 13-й - орг. банк. надзора д.б.уверены в том, что б-ки располагают процедурами всестороннего (надзор со стороны правления и высшего руководства б-ка) управления рисками для выявления, оценки, контроля и управления иными существенными рисками и там, где это необх-мо, для резервирования капитала на покрытие этих рисков. 14-й - орг. банк-го надзора д.требовать от б-ков наличия систем внутр. контроля. Эти системы вкл.четкие положения о распределении прав и обязанностей; разделение ф-ций по совершенствованию б-ких опер.; а также независим. внутр. или внеш. аудит и службу внутр. контроля, для проверки строго установл-х правил, как самими банк-ми, так и законом. 15-й - орг.банк-го надзора д. активно участвовать в разработке норм и приемов профилактики отмывания денег и контролировать их применение на практике кредит. орг-циями. 16-й - эффек-ная система банк-го надзора д. представлять собой определенное сочетание дистанционного надзора и проверок на местах. 17-20-й - орг.банк-го надзора д.поддерживать регулярные контакты с руководством кредит. орг-ции. Они д. располагать средствами сбора, проверки и анализа стат.и фин.отчетности б-ков и др. 21-й - орг. банк.надзора д.б.убеждены в том, что б-ки ведут адекват. отчетность, составляемую в соот-вии с постоянной политикой и практикой бух. уч., ктр-я позволяет получить орг.банк-го надзора правдивую и четкую инфор-цию о фин.положении б-ка. 22-й - предполагает своевременное вмешательство орг.банк-го надзора в деят-ти кред.орг-ций. 23-25-й - орг.банк. надзора д.предъявлять к нерезидентам столь же строгие требования, что и к резидентам и обладать полномочиями передавать инфор-цию надзорным органам стран регистр-ции нерезидентов инфор-цию по этим иностр. б-кам. Позднее был разработан и Базель II. Сегодня миссия состоит в создании нормативной и правовой среды для оптимизации качества и повышения эффек-ти управления банк. рисками с целью обеспечения устойчивости и надежности б-кой системы и ее субъектов. Ключевыми моментами при оценке б-ка явл. Структура собственности, состояние внутр. контроля и системы управления рисками, а также размер СК б-ка.

Методы, инструменты, конечные и промежуточные цели денежно-кредитной политики Банка России.

Денежно-кредитная политика (ДКП) - это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Согласно ФЗ «О ЦБ», одна из функций ЦБ - во взаимодействии с Правительством разрабатывать и проводить единую гос. ДКП. Основными инструментами и методами ДКП Банка России (БР) являются (ст. 35): 1. Процентные ставки по операциям банка России. 2. Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). 3. Операции на открытом рынке.4. Рефинансирование кредитных организаций. 5. Валютные интервенции.6. Установление ориентиров роста денежной массы. 7. Прямые количественные ограничения.8. Эмиссия облигаций от своего имени. Инструменты ДКП - разнообразные способы влияния на финансовый рынок, используемые БР для достижения промежуточных и конечных целей. Инструменты ДКП могут быть разделены на два вида: административные (прямые) инструменты и рыночные (косвенные).1. Административные (прямые) инструменты - прямые количественные ограничения размеров кредитов, пределов банковских вкладов, максимальных ссудных и депозитных ставок. Эти ограничения используются при недостаточности развития отдельных сегментов эк-ки и в состоянии кризиса.2. Рыночные (косвенные): операции на открытом рынке; рефинансирование КБ. Использование этих инструментов более эффективно при макроэкономическом равновесии и стабильной экономической ситуации. Конечная цель ДКП - снижение инфляции, обеспечение стабильности цен при обеспечении роста ВВП. Промежуточная цель - поддержание темпов роста денежной массы М2 адекватно достижению конечной цели - снижение инфляции. Индикаторы ДКП: ВВП, инфляция - прирост потребительских цен, прирост ден. массы М2.Уровень инфляции = М2*Скорость обращения денег / ВВП

Проблемы внешнего долга и его реструктуризация. Платежный баланс России.

Управление госдолгом - совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определение условий по выпуску новых государственных ценных бумаг. Цикл управления госдолгом включает 3 стадии: привлечение, размещение и погашение. Управление погашением госдолга производится из трех основных источников: из бюджета, за счет золотовалютных резервов и новых заимствований. В российской практике новые заимствования играют существенную роль в обслуживании задолженности. Золотовалютные резервы направлялись на погашение задолженности только в период долгового кризиса в 1991-92 годах. Большая часть внешнего долга была погашена из Стабфонда. В мае 1993 г. правительством было принято решение о запрещении прямого кредитования и создан рынок краткосрочных государственных облигаций.

Способы реструктуризации госдолга: Сокращение "короткого" и дорогого внутреннего долга за счет увеличения внешнего - значи-тельно менее дорогого и "длинного". Конвертация задолженности в другие ценные бумаги (корпоративные, еврооблигации)Платежный баланс (ПБ) - это соотношение между суммой всех валютных платежей данной страны другим странам и суммой всех валютных поступлений от других стран за определенный период. ПБ охватывает, прежде всего, экспорт и импорт товаров, по которым в данный период произведены платежи. Элементы ПБ: Торговый баланс (ТБ). Но в ПБ входит не весь ТБ данного периода, лишь фактические платежи по эскортированным и импортированным товарам. Когда существует дефицит ТБ, это означает, что расходы по оплате импорта превосходят доходы, полученные от экспорта. Баланс услуг и некоммерческих платежей (транспортные услуги, телефонные, почтово-телеграфные, туризм и т.п.). Баланс движения капитала, в котором отражаются доходы и платежи по иностранным кредитам и займам. Если имеется дефицит баланса движения капитала, то это означает отток капитала (вывоз капитала). Дефицит ПБ финансируется с помощью зарубежных займов, что порождает проблему урегулирования внешней задолженности. Окончательным методом покрытия дефицита ПБ служат золотовалютные резервы.

Виды кредитов ЦБ, представляемых Ко

Виды кредитов: Внутридневные кредиты. Однодневные кредиты (овернайт). Ломбардные кредиты. В настоящее время к инструментам рефинансирования относятся также краткосрочные двухсторонние сделки на валютном и фондовом рынках (операции СВОП и операции РЕПО). Внутридневной. Предоставляется на основе соглашения м/у КО и ЦБ в пределах лимита рефинансирования в течение дня в момент образования дебетового сальдо по корсчету КО. Проводок нет. Овернайт. Предоставляется на завершение расчетов в конце операционного дня на 1 рабочий день в пределах лимита рефин-я при наличии дебетового сальдо по корсчету КО. Ломбардные кредиты предоставляются двумя способами: 1) по заявкам (на 7 дней); 2)по результатам проведенного ломбардного аукциона (14 дней).КО подают конкурентные (могут удовлетворяться частично) и неконкурентные заявки (по средневзвешенной ставке по итогам аукциона = ?(Сумма i-ой удовлетворенной конкурентной заявки*Ставку данной заявки) / Сумма всех удовлетворенных конкурентных заявок) Американский способ: конкурентные заявки удовлетворяются по ставке = или > ставки отсечения (минимальная из максимальных предложенных ставок). Голландский - все заявки удовлетворяются по ставке отсечения. Обеспечение - ценные бумаги, входящие в ломбардный список ЦБ (гос. цен. бумаги, облигации БР и субъектов федерации, корпоративные ц.б. юрлиц-разидентов, например простые векселя, выпущенные добывающей, энергетической отраслями, строительством, транспортом, связью, отнесенные к I и II категории качества, срок векселя больше срока кредита не менее, чем на 30 дней, банк-заемщик должен быть отнесен к финансово стабильным КО)Штраф за просрочку = ставка рефинансирования за каждый день просрочки. Счета:

* в КО - 31201П - кредиты, полученные КО-ей от ЦБ

* в РКЦ - 32002А - кредиты, выданные КО

Депозитные операции Банка России как источник рефинансирования кредитных организаций. Правовая основа операций, их сущность, виды и порядок проведения.

ЦБ проводит депозитные операции (ДО) в соответствии с ФЗ «О ЦБ» с целью регулирования ликвидности банковской системы (изъятия излишней ликвидности).

Виды депозитных операций: 1)депозитные аукционы, 2) депозитные операции по фиксированной процентной ставке, 3) депозитные операции с использованием системы «Рейтерс-дилинг», 4) депозитные операции на основе отдельного соглашения. Банки, с которыми ЦБ вправе осуществлять депозитные операции, должны отвечать следующим критериям: 1) должны быть отнесены не ниже чем к I-ой категории фин. состояния; 2) выполнять обязательные резервные требования ЦБ; 3) не иметь просроченной задолженности по кредитам ЦБ и процентам по ним. Депозитные операции осуществляют уполномоченные учреждения ЦБ (ГУ и НБ) и их подразделения (ГРКЦ и РКЦ).Депозитный аукцион проводится ЦБ на основании решения Кредитного комитета, когда большая ликвидность банковской системы. Определяется сумма, ставка и дата проведения. КБ делают заявки. Ставка отсечения устанавливается ЦБ по итогам аукциона как максимальная из минимальных предложенных банками.

ДО по системе «рейтерс-дилинг» бывают: 1) по фиксированным процентным ставка, 2) по ставкам, определенным на аукционной основе. По фиксированным процентным ставкам делятся на: а) овернайт (1 рабочий день, поступление на этот же день, возврат - на след.); б) том- некст (1 день, поступление - на след., возврат - ч/з день); в) 1 неделя (поступление -в этот же день); г) 2 недели; д) спот-некст (1 день, поступление - на второй рабочий день после заключения договора, т.е. ч/з день, возврат - на след. рабочий день после посупления ); е) спот-неделя (поступление - на второй день, возврат - ч/з нед. после поступления)Штраф за несвоевременное внесение КБ денег = 2 ставки рефинансирования от суммы депозита по каждому дню просрочки.

Рефинансирование кредитных организаций.

Согласно ст. 40 ФЗ «О ЦБ» под рефинансированием понимается кредитования ЦБ-ом КБ-ов под залог, в том числе учет и переучет векселей. Рефинансирование также как и обязательные резервы и операции на открытом рынке является важным инструментом регулирования кредитного потенциала и уровня ликвидности КБ, а также рыночных процентных ставок.

Система рефинансирования состоит из 2 этапов: 1) аукционы, 2) заявки. Согласно ФЗ «О ЦБ» БР является кредитором последней инстанции и предоставляет, в порядке рефинансирования КО-резидентам кредиты в рублях в целях поддержания и регулирования ликвидности банковской системы. ЦБ предоставляет кредиты банкам в пределах общего объема выдаваемых кредитов, определенного Банком России в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной ДКП. Обеспечением для кредитов могут выступать: гос. ценные бумаги, драгметаллы, иностранная валюта, корпоративные ценные бумаги, определенные Советом директоров ЦБ. Обеспечение должно быть больше основного долга и процентов

Установление лимитов оборотных касс учреждениями Цб. Перечисление сверхлимитных остатков денег из оборотной кассы в резервные фонды. Порядок подкрепления оборотных касс.

Совр механизм эмиссии денег Цб имеет кредитный и бюджетный характер. Выпуск денег в обращение должен осуществляться в порядке кредитования хозяйства, т.е. носить кредитный характер. Если же деньги выпускаются под дефицит государственного бюджета то эмиссия носит бюджетный характер. Если ссуда Банка России государству или кредитной системе связана с выпуском банкнот, то это налично-денежная эмиссия - банкнотная эмиссия. Если связана с зачислением кредитов на счета кб или казначейства (Министерства финансов), то это депозитная эмиссия Цб Выпуск наличных денег в пределах сумм, изымаемых из обращения происходит постоянно в любой стране. Эмиссия наличных денег от выпуска денег отличается тем, что осуществляется сверх сумм денежных средств, изъятых из обращения. В этом смысле эмиссия денег является объектом эмиссионного регулирования со стороны Центрального банка. миссия денег в обращение состоит из следующих этапов:1.Составление прогноза потребности в наличной денежной массе для бесперебойного проведения расчетов. 2.Изготовление денежных знаков и их защита от фальсификации 3.Организация резервных фондов денежной наличности 4.Транспортировка денежной наличности в регионы Российской Федерации. 5.Эмиссия денег в обращение.1 этап. Процессу изготовления денежных знаков и их эмиссии предшествуют работы Банка России по определению потребности экономики Российской Федерации в наличной денежной массе на предстоящий период и составлению соответствующего прогноза банкнотной эмиссии. При этом схема построения прогноза в общем виде такова:1. На основе прогнозных расчетов кассовых оборотов учреждений Банка России определяется предполагаемый объем прихода и расхода наличных денег по банковской системе в целом. 2. Определяется предполагаемая разница между приходом и расходом В соответствии с расчетом предполагаемой эмиссии производится выпуск денег в обращение, который заключается в их передаче из резервных фондов Банка России в оборотные кассы расчетно-кассовых центров. Выдача денежной наличности из оборотных касс кредитным организациям производится в пределах их остатков на корреспондентских счетах, открытых в расчетно-кассовых центрах. Составление прогнозов кассовых оборотов осуществляется по вертикальному принципу, начиная от каждой кредитной организации РКЦ ГУ или НБ ДЭКО.2этап. Основанием для отпуска продукции является распоряжение Банка России и доверенность отдела перевозки ценностей Центрального хранилища Банка России. Распоряжение представляет собой разрешение Департамента эмиссионно-кассовых операций учреждению Банка России или предприятию ГПО «Гознак» выдать ценности, а другому учреждению Банка России (получателю) принять их. ЦБ обязан не позднее, чем через 40 дней до начала квартала, сообщить программу производства на квартал. «Гознак» ежемесячно предоставляет ЦБ отчет об изготовлении продукции и план поступления на склад денег. 3этап. Национальном банке, в расчетно-кассовых центрах имеются оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег, а также резервные фонды денежных билетов и монет. Резервные фонды - это запас денежных билетов и монеты, для выпуска их в обращение. БР утверждает лимит оборотной кассы территориальным учреждениям (ГУ или НБ). Руководитель территориального учреждения Банка России осуществляет распоряжение резервными фондами в подчиненных РКЦ. 4этап. распоряжение на доставку наличности в соответствующие регионы страны. Доставка наличности с ГПО «Гознак» может осуществляться тремя способами: * через филиал Центрального хранилища Банка России; через региональные резервные фонды, находящиеся в ведении Банка России; непосредственно в территориальные учреждения Банка России. Основными задачами РКЦ в деле организации денежного оборота и кассового обслуживания клиентов являются: безусловная сохранность ценностей в резервных фондах и оборотной кассе; своевременное и полное зачисление на счета клиентов наличных денег, поступивших в кассы;своевременное удовлетворение законных требований клиентов на получение наличных денег; организация наиболее рационального оборота наличных денег и сокращение издержек на его осуществление; контроль за соответствием купюрного состава банкнот и монеты в обращении потребностям налично - денежного оборота; контроль за качеством денежной массы, находящейся в обращении. 5этап. Выпуск денег в обращение происходит путем их перечисления из резервных фондов в оборотную кассу РКЦ. Деньги выпущены в обращение, если они находятся в оборотной кассе. Деньги в оборотной кассе в течение операционного дня находятся в постоянном движении: поступают в кассу и выдаются из кассы. Деньги считаются изъятыми из обращения, если они находятся в резервных фондах.

Процентная политика. Экономическое значение ставки рефинансирования.

Важную роль в эффективном применении инструментов ден-кред регулировании играет процентная политика ЦБ. ЦБки оказывают опосредованное влияние на процентные ставки, формируемые на денежном рынке и рынке капитала, с помощью регулирования процентных ставок по своим операциям. Основным назначением процентной ставки является регулирование кредита (а через него - инфляции). При этом Банк России регулирует общий объем выдаваемых кредитным организациям кредитов в соот с принятыми ориентирами единой гос ден-кред политики. Ставка рефинансирования - процентная ставка, по которой ЦБ предоставляет кредит коммерческим банкам с целью дать им возможность кредитовать предприятия, коммерческие фирмы, предпринимателей, использовать денежные средства для закупки гос цен бумаг и в иных целях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.