реферат бесплатно, курсовые работы
 

Банковское дело

Контроль Банка России за соблюдением кредитными организациями порядка ведения кассовых операций

Кассовое обсл. клиентов - это комплекс услуг, предоставляемый ко юр. и физ. лицам, по операциям с наличными деньгами в российской и ин. валюте, другими ценностями и платежными документами. В соответствии с п. 2.1 Положения Банка России от 05.01.1998 г. № 14-П организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовой формы должны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Прием денежной наличности учреждениями банков от обслуживаемых предприятий осущест-вляется в порядке, установленном Инструкцией по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России № 31 и Положением «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» № 199-П. В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, установленных обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий. Дня установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждение банка специальный расчет. Лимит остатка кассы определяется, исходя из объемов налично-денежного оборота предприятий с учетом режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей. По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а несданная пред-приятием в учреждения банков денежная наличность - сверхлимитной. При наличии у предприятия нескольких счетов в различных учреждениях банков предприятие по своему усмотрению обращается в одно из обслуживающих учреждений банков с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе. После установления лимита остатка кассы в одном из учреждений банка предприятие направляет уведомления об определении ему лимита остатка кассы в другие учреждения банков, в которых открыты ему соответствующие счета. При проверке данного предприятия учреждения банков руководствуются этим лимитом остатка наличных денег в кассе. Предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе. Предприятия могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на зарплату, выплаты социального характерам и стипендии по времени не более трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка. Минимальный остаток наличных денег в операционной кассе устанавливается учреждением Банка России (РКЦ), исходя из объема оборота наличных денег, проходящих через кассу, графика поступления денежной наличности от клиентов, порядка ее обработки и других особенностей организации налично-денежного оборота и кассовой работы. Основными задачами учреждений Банка России в деле организации денежного обращения и кассового обслуживания клиентов являются: безусловная сохранность ценностей в резервных фондах и оборотной кассе; своевременное и полное зачисление на соответствующие счета клиентов наличных денег, поступивших в кассы РКЦ; своевременное удовл. законных требований клиентов на получение наличных денег; организация наиболее рационального оборота наличных денег и сокращение издержек на его осуществление; контроль за соответствием купюрного состава банкнот и монет в обращении потребностям налично-денежного оборота; контроль за качеством денежной массы в обращении (сортировка, экспертиза, прием, обмен денежных знаков); строгое соблюдение законов Российской Федерации и нормативных актов Банка России. В составе территориальных учреждений Банка России создаются управления (отделы) эмиссионно-кассовых операций для организации работы и осуществления контроля за правильностью ее постановки в подчиненных РКЦ. Проверки Банка России соблюдения кредитными организациями порядка ведения кассовых операций осуществляются по следующим направлениям: оценка соответствия осуществляемых кредитной организацией кассовых операций Федеральным
законам и нормативным актам Банка России; подтверждения достоверности отражения кассовых операций в бухгалтерском учете; выявление недостатков в организации и ведении кассовой работы, отрицательно сказывающихся на финансовом положении кредитной организации; анализ динамики вложений в наличную иностранную валюту и ее удельного веса в общих активах банка, влияние указанных вложений на динамику доходности банковских операций; проверка соблюдения кредитными организациями минимального остатка наличных денег в операционной кассе, установленного территориальным учреждением Банка России; анализ кассовых оборотов кредитной организации, структуры прихода наличных денег в кассу и расходной части кассовых оборотов; проверка проведения кредитной организацией работы по предотвращению проникновения в банк доходов, полученных незаконным путем, подозрительных и требующих внимания со стороны кредитной организации операций; анализ сложившейся практики согласования и оформления разрешений на право расходования предприятиями поступающей в их кассы выручки; проверка составления календаря и ведомости учета выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии; соблюдение кредитной организацией установленного порядка составления и представления отчетности о кассовых оборотах, достоверность отражения данных в пятидневной и месячной отчетности (формы № 201,202), ведение ежедневного учета кассовых оборотов по ведомости формы № 744;проверка кредитными организациями предприятий по порядку ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, которые должны проводиться не реже одного раза в два года; проверка принимаемых кредитной организацией мер по мобилизации внутренних кассовых ресурсов для своевременного удовлетворения потребности обслуживаемой клиентуры в наличных деньгах; проверка соблюдения кредитными организациями правил совершения операций с наличными деньгами.

Роль Цб в достижении макроэк. cтабил. курса нац. валюты

Дкп - один из мощнейших инструментов экономической политики, находящихся в распоряжении государства. Обладая такими средствами, как пересмотр резервной нормы, изменение учетной ставки и операции на открытом рынке, Центральный эмиссионный банк может оказывать определяющее воздействие на денежное предложение, а через него - на реальный национальный продукт, занятость и стабилизацию цен.

Результаты монетарного регулирования по-разному расцениваются в кейнсианской и монетаристской теориях, а также в теории рациональных ожиданий. Кейнсианцы полагают, что дискретная денежно-кредитная политика, уступая фискальной по силе воздействия, тем не менее эффективна для сглаживания колебаний экономической активности, цен и занятости. Монетаристы ратуют за введение монетарного правила и отказ от дискретной денежно-кредитной политики. Приверженцы теории рациональных ожиданий утверждают, что монетарная политика вообще не оказывает воздействия на реальный ВНП.

Дкп во многом определяет валютные курсы, влияя тем самым на эффективность внешнеторговых операций по экспорту и импорту. Ее можно использовать не только для изменения основных внутренних макроэкономических переменных, но и для управления внешнеторговым балансом. Сегодня понятие «стабильный уровень цен» во многих странах наполняется практическим содержанием. В большинстве из них стабилизацию связывают с очень низким уровнем инфляции. В случае дестабилизации вся вина не должна списываться на слабое управление денежной политикой или ее практическое отсутствие. Причины, как правило, кроются в другом: чрезмерное увеличение экономической роли правительства, усиление давления профсоюзов и изменение в связи с этим общественного и интеллектуального климата.

Исторический опыт показал важность фундаментальных принципов, лежащих в основе эффективной банковской системы и успешной кредитно-денежной политики: диверсифицированные портфели ценных бумаг и адекватный капитал в коммерческих банках; своевременное и адекватное, но не избыточное предложение ликвидности центральным банком.

На сегодня перед Банком России стоит задача на основе текущей политики и действующего механизма обеспечить устойчивый низкоинфляционный рост. И уже сегодня происходят коренные изменения в использовании инструментов денежно-кредитной политики в России, например, явно замечено некоторое начало перехода от преимущественно административных методов регулирования банковской деятельности к экономическим. Сегодня доля на мировом рынке кредитов сегодня характеризует уже не только успехи центрального банка, надежность национальной валюты, но и эффективность всей экономической деятельности той или иной страны. В заключении для иллюстрации я приведу несколько статистических данных для сравнения .

Используя рекомендации представителей различных школ, находя компромиссные решения, Центральные банки реализуют денежно-кредитную политику. Эта деятельность, как я считаю, является наиболее демократичным способом экономического регулирования, в наименьшей степени ограничивая рамки экономической свободы субъектов системы бизнеса. В сфере укрепления роли банков в системе финансового посредничества необходимо обеспечить: открытость деятельности хозяйствующих субъектов на основе раскрытия информации о финансовом состоянии и показателях хозяйственной деятельности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности; совершенствование механизмов рефинансирования и управления ликвидностью банков; равные возможности для кредитных организаций при совершении операций и сделок, проводимых на финансовых рынках, на базе современных информационных и банковских технологий. Основными задачами развития банковского сектора являются: усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков; повышение эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции; повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций; предотвращение использования кредитных организаций для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности и в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем); развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций; укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков. Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации (Банк России) рассматривают процессы реформирования банковского сектора в качестве важного компонента развития и укрепления рыночных основ функционирования экономики страны.

Под реформированием банковского сектора понимается комплекс мер, последовательно осуществляемых органами государственной власти, Банком России, кредитными организациями, их учредителями (участниками) и иными заинтересованными лицами с целью формирования развитого и эффективного банковского сектора, ориентированного на реальную экономику и на удовлетворение потребностей клиентов в качественных банковских услугах.

Статус и особенности ЦБ заруб стран

Банк Франции был основан в 1800 г. по инициативе Наполеона I и первоначально функционировал как частное акционерное общество. Постепенно он начал выполнять функции центрального банка, в частности эмиссионную, а в 1948 г. превратился в единый эмиссионный центр страны. Лишь в 1936 году был принят новый Закон об Уставе Банка Франции. В соответствии с ним Банк Франции разрабатывает и проводит денежную политику в целях обеспечения стабильности цен и выполняет свою миссию в рамках общей экономической политики правительства.

Для современной функциональной структуры Банка Франции характерна централизация административной власти в руках управляющего. Он и оба его заместителя назначаются декретом совета министров Франции сроком на 6 лет без права отзыва и не могут занимать эти должности более двух сроков. Такой порядок назначения - своего рода гарантия независимости центрального банка. Управляющий, возраст которого не должен превышать 65 лет, приносит присягу президенту республики. Управляющий осуществляет руководство Банком Франции, определяет общие направления деятельности всех его подразделений. Ему предоставлено право назначать служащих на все должности в Банке, за исключением директора филиала Банка - его кандидатуру он может лишь предложить, а назначает на эту должность министр экономики и финансов Франции.

Управляет Банком Франции Генеральный совет, в состав которого входит Совет поденежной политике, созданный в 1993 г. в соответствии с Законом об Уставе Банка Франции. Совет по денежной политике разрабатывает направления денежной политики и отслеживает динамику денежной массы и ее агрегатов; определяет порядок проведения Банком Франции ссудных, учетных, валютных операций, сделок с обратным выкупом, предоставления гарантий по данным видам операций; устанавливает параметры политики обязательных резервов (базу исчисления, нормы отчислений). В состав Совета по денежной политике входят управляющий.Банком Франции (председатель Совета), 2 его заместителя и 6 высококвалифицированных специалистов в области денежно-кредитных проблем, финансов и экономики. В заседаниях совета имеют право участвовать премьер-министр и министр экономики.

Федеральная Резервная Система США (ФРС США) была образована в 1913 г. в соответствии с законом о создании ФРС. По принципам организации и управления ФРС США существенно отличается от центральных банков других развитых стран. Она состоит из 12 федеральных резервных банков, во главе которых находится Совет управляющих, а также из частных коммерческих банков - членов ФРС. Правовой статус ФРС своеобразен: федеральные резервные банки юридически не являются государственными институтами, хотя и тесно связаны с правительством, министерством финансов, системой государственных учреждений. Согласно уставу их капитал образуется из взносов частных коммерческих банков - членов ФРС. Состав руководящих органов, функции, принципы и критерии проводимой политики ФРС позволяют причислить ее к важнейшим правительственным учреждениям США. В законе о создании ФРС был предусмотрен принцип ее независимости в рамках системы государственного управления. Этот принцип нашел отражение в ряде законодательных положений, определяющих организационные и функциональные особенности ФРС: - члены руководящего органа ФРС - Совета управляющих, состоящего из 7человек, - назначаются президентом США (с одобрения сената) сроком на 14 лет и не могут быть освобождены президентом от должности по причине его несогласия с их деятельностью, причем каждые два года заканчивается один 14-летний срок;

- Совет управляющих ФРС подотчетен Конгрессу США, а не администрации;

- Совет управляющих ФРС предоставляет Конгрессу США ряд докладов, включая ежегодный доклад об операциях ФРС, и специальные доклады дважды в год о состоянии экономики и целевых ориентирах ФРС относительно денежной массы и кредитов;

- Вся деятельность ФРС финансируется из ее собственных внутренних источников и не подлежит какой-либо регламентации со стороны законодательной или исполнительной власти. Примерно 80% доходов, полученных ФРС в процессе ее деятельности, передается в казну. Особенности организационной структуры ФРС. В структуре ФРС выделяются 5 звеньев, составляющих ее функциональный комплекс (схема 2):

- Совет управляющих ФРС;

- Федеральный комитет по операциям на открытом рынке;

- Федеральный консультативный совет;

- 12 федеральных резервных банков;

Немецкий федеральный банк использует более высокую по сравнению с ФРС США степень централизации.

1948 г. в соответствии с законом западных оккупационных властей был образован Банк немецких земель. В правовом отношении этот банк являлся дочерним банком юридически самостоятельных центральных банков земель, однако в совокупности эти кредитные институты представляли собой более или менее единую систему. Банк немецких земель осуществлял операции исключительно с кб и государственными организациями. Фактически двухступенчатая система центрального банка (Банк немецких земель и центральные банки земель) была переходной формой организационной структуры центрального банка Германии. Центральные банки земель утратили юридическую самостоятельность и были преобразованы в головные конторы Бундесбанка в землях; при этом наименование центральных банков земель было сохранено.По конституции Германии Бундесбанк представляет собой институт, осуществляющий единую денежно-кредитную и эмиссионную политику. Деятельность Бундесбанка регулируется публичным правом. Его уставный капитал принадлежит федеральному правительству Германии, которому перечисляется получаемая Банком прибыль. В состав Совета директоров входят президент Бундесбанка, вице президент и другие члены (до 6 человек). Председателем Совета директоров, как и Совета центральных банков, является президент Бундесбанка. Члены Совета директоров назначаются на срок 8 лет президентом Германии

Контроль БР за ведением, открытием за вал счетами кто имеет право проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования?

На сегодняшний день таким правом обладают органы и агенты валютного контроля1.

Задачи и направления деятельности Банка России в регулировании рынка ценных бумаг. Контроль Банка России за участниками рынка.

Исторически КБ - основные участники РЦБ. Первоначально они не имели лицензии. К концу 90-х годов стали получать лицензии.

Контроль:

ЦБ осуществляет контроль через достоверность отчётности, при комплексных и тематических проверках выясняет правильно ли осуществляются операции с ценными бумагами (по соблюдению норм и фед. законов). Проверяет все операции по депозитарному учёту.

ЦБ - агент правительства на РЦБ - является дилером и т.д.

ТУ ЦБ и РКЦ осуществляет расчёты в режиме реального времени с биржи. В РКЦ люди сидят до завершения операций на ММВБ - расчёты осуществляются сразу после проведения операций.

БР не только контролёр, но и дилер, брокер и т.д.

Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг осуществляется профессиональными участниками рынка ценных бумаг на основании лицензии, выданной Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг или иным лицензирующим органом на основании генеральной, выданной Федеральной комиссией. Органы, выдавшие лицензии, контролируют деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг и принимают решение об отзыве выданной лицензии при нарушении законодательства Российской Федерации о ценных бумагах. Регулирование операций банков с ценными бумагами осуществляется Центральным Банком через выполнение следующих функций:- рефинансирование банков путём учёта векселей и предоставление ломбардного кредита;- установку правил расчётов чеками и векселями;- определение правил проведения банковских операций с фондовыми инструментами, их бухгалтерского учёта и форм отчётности;- надзор за деятельностью банков на рынке ценных бумаг;- регистрацию эмиссии ценных бумаг банков;- организацию валютного регулирования и контроля;- выпуск от своего имени облигаций. Основной блок проблем, связан с отсутствием единой концепции регулирования деятельности банка на рынке ценных бумаг, основанной на понимании сущности банка как эмитента безналичных Главными объектами регулирования должны стать направления деятельности банков, по которым обеспечением в широком смысле слова служат ценные бумаги. К специфическим объектам регулирования относят: инвестирование в ценные бумаги кредитование на покупку ценных бумаг; кредитование под залог ценных бумаг; операции репо. Другие фондовые операции банков должны регулироваться на общих со всеми финансово-кредитными организациями основаниях, так как особое место и роль банков в экономике связана только с операциями, связанными с эмиссией безналичных денег. Напомню, что существуют два органа валютного контроля2:

- Центральный Банк РФ (контролирует проведение валютных операций кредитными организациями и валютными биржами);

- Росфиннадзор (осуществляет контроль и надзор за соблюдением актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования резидентами и нерезидентами за исключением кредитных организаций и валютных бирж). К агентам валютного контроля относятся таможенные, налоговые органы, уполномоченные банки и профессиональные участники рынка ценных бумаг. 1 июля 2006 года отменено требование обязательного резервирования при осуществлении валютных операций в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 131-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный Закон "О валютном регулировании и валютном контроле". С 1 июля 2006 года вступили в силу Указания ЦБ РФ от 29.05.2006 № 1688-У "Об отмене требования обязательного использования специальных счетов при осуществлении валютных операций и о признании утратившими силу отдельных нормативных актов Банка России" и № 1689-У "О признании утратившими силу отдельных нормативных актов банка России".С 1 января 2007 г. полностью или частично прекратили свое действие ряд статьей Закона РФ от 10.12.2003 г № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". С 1 ноября 2006 года вступило в силу Указание ЦБ РФ от 08.08.2006 № 1713-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 15 июня 2004 года № 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок". Перечень валютных операций клиентов уполномоченных банков. Присвоены коды всем валютным операциям, о которых говорится в Законе. Мы рекомендуем нашим клиентам изучить их (Приложение № 2 к рассматриваемой Инструкции) и выбрать те, которые относятся к специфике деятельности предприятия, так как использовать их при представлении документов в Банк придется очень часто. В соответствии с Инструкцией Банка России от 15.06.2004 № 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" утвержден порядок документооборота между предприятием и Банком (если не указано иное, в скобках используются ссылки на пункты и Приложения Инструкции № 117-И): В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации банк исполняет функции агента валютного контроля при проведении клиентами всех видов валютных операций, включающие, в том числе: Оформление ПС по экспортным и импортным контрактам клиентов, в том числе самостоятельное составление Банком ПС для клиентов по указанным контрактам; Оформление ПС по договорам займа (кредитным договорам) клиентов, заключенным с нерезидентами, в том числе самостоятельное составление Банком ПС для клиентов по указанным договорам; Контроль за соблюдением клиентами - резидентами РФ и нерезидентами РФ требований нормативных документов Банка России в части оформления расчетных документов; Анализ контрактов, договоров и других обосновывающих документов, предоставляемых клиентами в рамках осуществления валютных операций, на предмет их соответствия требованиям действующего валютного законодательства РФ; Проверка документов валютного контроля, предоставляемых Клиентами (справки о валютных операциях, справки о поступлении валюты РФ, справки о подтверждающих документах и т.д.), контроль за сроками их предоставления; Бесплатное консультирование клиентов Банка по вопросам валютного контроля.Обмен документами валютного контроля между банком и клиентом может осуществляться по электронным каналам связи. Необходимые документы валютного контроля могут быть составлены клиентами в системе “Интернет Клиент-Банк” по разработанным банком шаблонам, что исключает ошибки при оформлении документов. Получив лицензию на ведение международных операций и руководствуясь своим уставом, документами о валютных операциях и валютном контроле, банк вправе принимать средства в иностранной валюте на счета государственных, акционерных, арендных и иных предприятий, объединений и организаций, а также совместных предприятий. Совместные предприятия и иностранные фирмы должны также представить в банк свидетельство о внесении их в реестр предприятий с иностранными инвестициями. Такое свидетельство выдается после регистрации в Государственном комитете РФ по иностранным инвестициям. Главный бухгалтер и юридическая служба банка проверяют представленные документы и при положительном заключении оформляют распоряжение на открытие счета. Копия распоряжения, заверенная банком, служит юридическим основанием для осуществления операций по счету. На основе представленных в банк документов с клиентом заключается договор о расчетно-кассовом обслуживании. В нем определяются перечень услуг взаимных прав и обязанностей, условия размещения средств на счете клиента во вклад (депозит). Предварительно клиент должен ознакомиться с тарифом комиссионных вознаграждений за оказываемые банком услуги и только при согласии с его содержанием подписать договор.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.