реферат бесплатно, курсовые работы
 

Банковское дело

Центральный банк РФ является основным органом валютного регулирования в Российской Федерации и:1. В отношении валютных операций движения капитала ЦБ может устанавливать 2 ограничения: режим спец. счёта и требования о резервировании. Вал. операции движения капитала - операции, связанные с предоставлением займов и операции с внешними ценными бумагами. Резервирование - перевод определённой суммы денег в рублях на отдельный счёт в уполномоченном банке, ч/з который осуществляются вал. операции. Спец. счета - счета на проведение операций по предоставлению вал. займов. 2. ЦБ издаёт нормативные акты, обязательные к исполнению резидентами и нерезидентами. 3. Ц, устанавливает правила выдачи лицензии на валютные операции 4. Устанавливает форму учёта и отчётности5. Готовит и публикует статистику валютных операций6. Проводит все виды валютных операций.Банк России как орган валютного контроля осуществляет контроль: за совершением валютных операций кредитными организациями и валютными биржами. Инструментами валютного контроля являются: паспорт сделки, карточка платежа, учётная карточка, грузовая таможенная декларация, отчёт об операциях, ведомость банковского контроля. Методы валютного контроля - это приемы и способы его осуществления. Методами валютного контроля являются наблюдение, проверка, обследование, анализ, ревизия. Наблюдение - ознакомление с деятельностью объекта контроля без применения сложных приемов получения и оценки информации. Обследование затрагивает отдельные стороны финансовой деятельности с привлечением широкого круга источников информации документального характера, опросов, анкетирования и т.д.Анализ характеризуется обработкой документальной информации с использованием специальных аналитических математических приемов. Метод может применяться как дополнительный. Проверка касается, как правило, специальных вопросов деятельности объекта, исследуемых на основе документов на предмет выявления нарушений законодательства. Ревизия - изучение любых сторон финансово-хозяйственной деятельности на основе проверки документальных и фактических данных.

Задачи и направления деятельности Банка России в регулировании рынка ценных бумаг. Контроль Банка России за участниками рынка.

Исторически КБ - основные участники РЦБ. Первоначально они не имели лицензии. К концу 90-х годов стали получать лицензии. Контроль:ЦБ осуществляет контроль через достоверность отчётности, при комплексных и тематических проверках выясняет правильно ли осуществляются операции с ценными бумагами (по соблюдению норм и фед законов). Проверяет все операции по депозитарному учёту. ЦБ - агент правительства на РЦБ - является дилером и т.д.ТУ ЦБ и РКЦ осуществляет расчёты в режиме реального времени с биржи. В РКЦ люди сидят до завершения операций на ММВБ - расчёты осуществляются сразу после проведения операций. БР не только контролёр, но и дилер, брокер и т.д.

1. Совет управляющих - гл. руководящий орган. В него входят все члены исполнительной дирекции и управляющие нац ЦБ.2. Исполнительная дирекция включает президента, вицепризидента и 4 членов, имеющих большой профессиональный опыт. Они назначаются из граждан ЕВС. Этот орган проводит денежно-кредитную политику.3. Генеральный совет - президент НЦБ, вицепрезидент, управляющие нац ЦБ. Занимается отчётами,

Стандарты банковского надзора в России.

Международные стандарты надзора за кредитными организациями изложены в документах Базельского комитета по банковскому надзору. Базельский комитет был создан в 1975 году управляющими центральных банков стран "большой десятки". Он состоит из представителей высших должностных лиц органов банковского надзора и центральных банков Бельгии, Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, Люксембурга, Нидерландов, Швеции, Швейцарии, Великобритании и США.Принципы представляют собой важнейшие минимальные требования к организации банковского надзора в любой стране с рыночной экономикой. 25 основополагающих принципов эффективного банковского надзора можно условно объединить в 7 групп, касающихся:1. предпосылок эффективного банковского надзора - принцип 1; 2. лицензирования и структуры - принципы 2-5; 3. пруденциальных норм и требований - принципы 6-15;

4. методов постоянного банковского надзора - принципы 16-20; 5. информационных требований - принцип 21; 6. полномочий надзорных органов - принцип 22; 7. зарубежной банковской деятельности - принципы 23-25.

Базой стандарта банковского надзора являютмя принципы банк менеджмента:1. Нормативно-правовая база 2. международные признанные таребования к процедурам лицензирования банк деят-ти3. надзор по отчётности (ежемес): норматив достаточности капитала

Капитал должен состоять из двух уровней: акционерный капитал и дополнительный капитал (резервы, переоценка…)Объединенная Европа создает новый экономический порядок. В банковской сфере он определяется Базельскими принципами эффективного банковского надзора (Базель I) и Соглашением по капиталу (Базель II). Базельский комитет разработал принципы банковского надзора с целью гармонизации надзора.В 1993-2003 годах Базельский комитет учёл требования и подготовил 3 редакции соглашения по Базелю. Уже в 1993 году Базельский комитет рекомендовал определить достат капитала с учётом рыночного риска. Было расширено определение капитала - добавили 3-й уровень:1. УК+фонды, нераспр прибыль2. Эмиссионный доход, переоценка, имущество, переданное банку безвозмездно3. субардинированный кредит (который нельзя трогать 5 лет)Рыночный риск КБ - возможность потери КБ, возникшего в связи с колебание %-х ставок, рыночных цен, курса валют.В качестве осноывы изменения рыночного риска Базельский комитет предположил показатели оценки риска (Var). Это абсолютный максимальный размер потерь от рыночных колебаний %-х ставок, валютных курсов и рыночных цен, которые можно ожидать от фин инструмента на протяжении времени прохождения его в портфеле (рекомендовали 10 дней с амплидудой колебания 95%).Послед вариант соглашения Базеля (26.06.04) предполагает, что платёжеспособность и стабильность КБ и банк системы должны базировать на:

1. минимальных требованиях к капиталу: кредитный, операционный, рыночный риски.2. Надзорный процесс - требования: прозрачность и подотчётность, усовершенствованные принципы надзора, проверка %-го риска вне торгового портфеля цен бумаг.3. Рыночная дисциплина: определение типов рисков, уровни применения положений.В стандартном подходе применяется Базель 2 на основе оценки международного рейтинга агенств.

Банковский надзор

Главная цель проверки КО и их филиалов - определить непосредственно на месте реальное фин. сост-ие, выявить ситуации, угрожающие интересам кредиторов и вкладчиков, проверить соблюдение КО и их филиалами действующего банковского, валютного законодательства и нор-мативных актов Банка России, достоверность отчетности. Проверки кредитных организаций могут быть:- комплексными (проверке подвергаются все стороны ее деятельности);- тематическими (рассматриваются те вопросы, которые наиболее важны в данный период времени).Проверки проводятся силами управления инспектирования кредитных организаций с привлечением работников других структурных подразделений надзорного блока и куратора данной кредитной организации. По результатам проверки каждой КО (филиалу) составляется акт проверки. В этом акте отражаются все основные выявленные в ходе проверки нарушения и недостатки. Результаты проверки, как правило, рассматриваются на совместном совещании с руководством КО в Главном управлении БР. На данных совещаниях заслушивается отчет руководителя КО об устранения выявленных нарушений и принимается решение по мерам воздействия. По результатам рассмотрения материалов проверки с учетом разработанных КО мероприятий в ее адрес направляются письма с оценкой ее работы и необходимыми рекомендациями либо предписания по устранению выявленных недостатков. Контроль за выполнением предписаний и рекомендаций, направленных КО, осуществляется управлением надзора за деятельностью КО. Проверки КО могут осуществляться и аудиторскими организациями, имеющими специальные лицензии БР. Объектом проверки являются годовой отчет КО, а также публикуемая отчетность.КО по результатам проверки аудиторская фирма (аудитор) представляет детализированный отчет. В том случае, если аудитор выявил существенные замечания в детализированном отчете должны содержаться оценка и анализ исправлений, внесенных КО в порядке выполнения требований аудитора.Не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, КО представляет территориальному учреждению БР два экземпляра копии аудиторского заключения и два экземпляра копии издания, в котором опубликован годовой отчет.

Роль Центрального банка в платежных системах

На ЦБ возложены задачи по обеспечению бесперебойности, безопасности и эффективности функ-ционирования национальной платежной системы. В современных платежных системах центральный банк любой страны играет ключевую роль, выполняя следующие функции: организует систему перевода средств; производит лицензирование, контроль и надзор за платежными системами; предоставляет услуги по клиринговым системам многосторонних зачетов взаимных требований, оплачивая по открытым в них счетам чистые обязательства и требования, выявленные в конце определенного расчетного цикла; принимает активное участие в регулировании платежей, предоставляя кредит для завершения расчетов; инспектирует коммерческие банки - конкретных участников платежей.Любой центральный банк, регулируя организацию платежной системы в целом и межбанковских расчетов в частности, ограждает финансовую и банковскую системы от возможных потрясений. В России общее руководство платежной системой обеспечивает БР, который уста-навливает правила, формы, сроки, операционные стандарты безналичных расчетов. Банк России регулирует, координирует, лицензирует организацию платежных систем, обеспечивает защиту банковской информации и является участником платежной системы, осуществляя межбанковские расчеты через свои подразделения (РКЦ, ГРКЦ).

Пруденциальный надзор со стороны Банка России за выполнением норм и нормативов кредитными организациями.

Под нормами дистанционного наблюдения (пруденциальными нормами) за деят-тью кред организаций понимаются:1предельные величины рисков, принимаемые КО при осуществлении банковских операций2нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кред орг-ий и покрытие возможных потерь3своевременное предоставление отчетности, выполнение требований по ведению бух учета. Основное звено правового регулирования банковской деятельности - обязательные нормативы для КО. В целях обеспечения экономич условий устойчивого функционир-ия банк системы России, защиты интересов кредиторов и вкладчиков Банк России устанавливает обязательные экономические нормативы деятельности КО. Экономические нормативы устанавливаются, как правило, в виде пропорций между группами активов, пассивов и капитала банка. Эк нормативы рассчитываются на основе отчетных балансов банков и базируются на прочной законодат основе (ФЗ о ЦБ и положение об обязат нормативах).

Меры воздействия к кредитным организациям, нарушающим требования Банка России.

Основной задачей является регулирование деятельности КО в целях приведения ее в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим банковским законодательством и БР. Выбор мер воздействия, применяемых к кредитным организациям в рамках, установленных действующим законодательством и Инструкцией Банка России № 59«О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности», должен определяться наиболее эффективным решением указанной задачи. К КО могут применяться след. меры:- предупредительные(корректирующие);Предупредительные меры воздействия (доведение до органов управления КО письменной информации о недостатках в ее деятельности, предложения о мероприятиях по устра-нению недостатков, проведение деловой встречи с обсуждением имеющихся проблем) применяются в основном в тех случаях, когда недостатки в деятельности кредитной организации непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков. Предупредительные меры воздействия могут применяться главным образом на ранних стадиях возникновения недостатков в деятельности кредитных организаций. В частности, предупредительные меры воздействия могут применяться:1) при ухудшении деятельности КО, если установленные Банком России экономические нормативы деятельности (иные требования, определяющие предельные уровни рисков) выполняются либо имеют место незначительные нарушения этих требований, не свидетельствующие о развитии процессов, угрожающих финансовому состоянию КО, интересам ее кредиторов и вкладчиков; если по данным отчетности кредитной организации и другой информации о ее деятельности имеются признаки, свидетельствующие об опасности ухудшения финансового состояния кредитной организации; при несоблюдении требований законодательства и нормативных актов.- принудительные вплоть до процедуры ликвидации. Принудительные меры воздействия (штрафы; требования об осуществлении кредитной орга-низацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению; ограничение проведения кредитными организациями отдельных банковских операций на срок до шести месяцев; запрет на осуществление кредитными организациями банковских операций, предусмотренных выданной лицензией на срок до одного года; запрет на открытие филиалов на срок до одного года; требование о замене руководителей кредитной организации; введение временной администрации по управлению кредитной организацией; отзыв лицензии на осуществление банковских операций) применяются, когда одних только предупредительных мер воздействия не приносит или не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности КО. Если, несмотря на предпринимаемые меры по разрешению проблемной ситуации, банк оказался нежизнеспособным, орган надзора должен быть вовлечен в проведение процедуры реорганизации (поглощения банка или его слияния с жизнеспособным институтом). Когда все принятые меры не приносят результата, орган надзора должен иметь право закрыть нежизнеспособный банк, чтобы защитить общую стабильность банковской системы. Конкретный состав применяемых мер воздействия может включать как меры воздействия только одного типа (предупредительного или принудительного), так и сочетание меры воздействия разных типов. Выбор мер воздействия производится надзорными органами самостоятельно, исходя из норма-тивных актов и инструкций БР.

Особенности организации банковского надзора в отдельных странах

Цели и функции банковского надзора во многих зарубежных странах совпадают. Проверка финансовой надежности кредитных организаций везде ставится на первое место. Надзор создается для обеспечения стабильности кредитно-денежной системы, бесперебойного, эффективного и надежного функционирования кредитно-финансовых рынков, а также для осуществления мер, призванных защитить интересы кредиторов и вкладчиков, помещающих свои средства в кредитно-финансовые организации. Выделяются три группы стран по организации регулирования банковской деятельности: банковская деятельность регулируется центральным банком государства; банковская деятельность регулируется как центральным банком государства, так и другими органами, наделенными соответствующими полномочиями; регулирование банковской системы осуществляют специальные органы.

Банковский надзор во Франции. Во Франции регулирование деятельности банков и осуществление банковского надзора входят в компетенцию Банка Франции, Комитета по регламентации банковской деятельности, Комитета кредитных учреждений и Банковской комиссии. Управляющий Банком Франции руководит работой этих институтов. Одновременно он является президентом Комитета кредитных учреждений и Банковской комиссии и занимает пост вице-президента в Комитете по регламентации банковской деятельности.

Комитет по регламентации БД устанавливает правила функционирования кредитных учреждений: определяет объем и структуру их капитала, условия участия в кредитовании других учреждений, методы проведения операций, правила бухгалтерского учета и управления, устанавливает нормативы кредитования одного клиента, ликвидности и т.д.Комитет кредитных учреждений занимается проведением аттестации банков и финансовых компаний и выдачей лицензии. Он наделен правом осуществления небанковских операций и предоставляет предусмотренные законодательством и нормативными актами льготы. Банковская комиссия - независимый по отношению к Банку Франции институт, но работает она в тесном взаимодействии с ним. Сотрудниками ее рабочего органа - Генерального секретариата являются исключительно служащие Банка Франции. На Банковскую комиссию возложены функции надзора. В обязанности комиссии входит изучение условий деятельности кредитных учреждений, контроль за их финансовым положением, а также за соблюдением работниками банков профессиональной этики, она проверяет законность операций всех кредитных учреждений страны. Банковский надзор в Германии. В Германии надзор за банковской деятельностью осуществляется Федеральным ведомством по осуществлению надзора за кредитными организациями совместно с Федеральным Немецким банком. Структурным звеньями Немецкого Федерального банка являются Совет национальных банков и Совет директоров, девять центральных банков земель на правах главных управлений и подчиненные им филиалы в наиболее крупных населенных пунктах страны. Роль и статус Федерального банка в германском обществе очень высоки: по закону Совет центральных банков и Совет директоров Бундесбанка приравнены к верховным федеральным ведомствам, а центральные банки земель - к уровню федеральных ведомств. Центральные банки земель осуществляют постоянный надзор за кредитными организациями, анализируя поступающую оттуда информацию, обязательную отчетность, а также другую документацию банков, и со своими заклю-чениями направляют Федеральному ведомству по надзору за кредитной системой, так как только оно имеет право применять в случае необходимости соответствующие санкции против нарушителей. Банковский надзор в США. В США все банки, условно говоря, делятся на три группы, что определяет надзор за ними. Первая группа - национальные банки. Они получают лицензии у федеральных органов власти - в Министерстве финансов. Ко второй группе банков относятся те из них, которые получили лицензии, у властей штатов и присоединились к ФРС на добровольных началах. Третья группа банков - банки штатов, не являющиеся членами ФРС. Но тем не менее эти банки охвачены системой страхования депозитов через феде-ральную корпорацию по страхованию депозитов (ФКСД).Национальные банки регулируются и контролируются Департаментом контроля денежного обращениям, а также контрольными подразделениями Центрального банка США (ФРС) и ФКСД. Таким образом, эти банки контролируются сразу тремя ведомствами. Банки штатов, которые являются членами ФРС с застрахованными в ФКСД депозитами, контролируются органами банковского контроля при правительстве штатов (отдел комиссионера по банкам или управляющий по банкам при правительстве штата).

Банки штатов, не относящиеся к членам ФРС и депозиты которых застрахованы, контролируются банковскими органами штатов и ФКСД. Банки, депозиты которых не застрахованы в ФКСД и которые не являются членами ФРС, контролируются только властями штатов. Однако таких банков крайне мало, и они занимают незначительное место в денежно-кредитной системе страны.

Задачи, принципы и объекты аналитической работы в Банке России.

В соответствии с гл.5 Положения Банка России от 05.012.1998 № 14-П ежеквартально территориальные учреждения Банка России анализируют состояния наличного денежного обращения в регионах.

Объектом анализа является:

-складывающиеся тенденции и наличном денежном обороте и его структуре;

- источники поступлений наличных денег в кассы учреждений банков и направления их выдач из касс учреждений банков;

- скорость возврата наличных денег в кассы учреждении банков;

- происходящие изменений и тенденции в экономике;

- изменение индекса потребительских цен;

- состояние и развитие безналичных расчетов между юридическими и физическими лицами

- уровень инкассации наличной денежной выручки (особенно торговой), образующейся и сфере потребительского рынка;

- территориальное размещение выпуска денег в обращение и изъятия денег из обращения, причины роста эмиссии (сокращения изъятия) наличных денег;

- неиспользованные возможности мобилизации учреждениями банков внутренних кассовых ресурсов для удовлетворения потребностей предприятий в наличных деньгах;

- результаты банковского контроля за соблюдением предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью;

- изменения, происходящие в направлениях использования денежных доходов населения и источниках их формирования;

- состояние расходования юридическими лицами средств на заработную плату и выплаты социального характера;

- причины образования просроченной задолженности по выдаче средств на заработную плату и пенсии. При анализе состояния наличного денежного оборота используются:

- отчеты о кассовых оборотах учреждений Банка России и кредитных организации (формы NN 201, 202);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.