реферат бесплатно, курсовые работы
 

Анализ конкурентоспособности страховой компании

Государство также следит за тем, чтобы сведения о клиентах, накопленные в банках данных страховой компании, не передавались третьим лицам. В Германии действует закон о защите личных данных. Застрахованный может быть уверен, что у его дверей не будет непрерывного потока коммивояжеров, предлагающих услуги своих компаний, как не будет и потока почтовых отправлений с рекламой [29].

Многие страховые компании в Германии являются членами немецкой ассоциации по страхованию - добровольного союза немецких страховых компаний. Как и другие национальные страховые союзы Европы, немецкая ассоциация защищает интересы национальных страховщиков в правительстве, парламенте, перед политическими партиями и социальными группами, а также организациями ЕС и другими международными организациями. Ассоциация поддерживает широкие контакты со страховыми рынками Центральной и Восточной Европы, оказывая поддержку развитию современной страховой индустрии, предоставляя информацию, консультационные услуги, помощь в базовой и специализированной подготовке по страхованию, помогая организации и развитию страховых союзов и органов страхового надзора в этих странах.

Страховой рынок Японии является вторым по величине национальным рынком в мире после США.

Развитие страхового дела в Японии началось после 1868 г. К моменту принятия первого закона "О страховании" действовали уже 43 страховых компаний. Начало регулирования страхового дела в Японии началось с принятием в 1898 г. Коммерческого кодекса, который содержал положения о наблюдении за деятельностью страховщиков. Кроме закона был издан императорский указ об иностранных страховщиках на территории Японии и надзоре за ними.

В рамках либерализации были отменены жесткое тарифное регулирование в рисковом страховании и так называемая "конвойная система", при которой правительство устанавливало одинаковые темпы развития для всех участников рынка.

Вместе с тем новый закон "О страховании" предусматривает дальнейшую регламентацию страхового дела, в частности, лицензирование каждого вида страхования, введение института брокеров, установление уровня платежеспособности, необходимость создания страховщиками гарантийных фондов.

Согласно закону "О страховании" страхование имеет две отрасли: страхование жизни и иные виды. Страховщикам запрещено проводить операции по этим отраслям одновременно.

Страхование жизни включает страхование на дожитие, от несчастных случаев и болезней, кроме случаев, отнесенных к иным видам страхования.

Иные виды включают страхование убытков (в том числе ценных бумаг), рисков несчастных случаев, болезней третьих лиц и ухода за ними, страхование от пожаров, морское страхование, страхование транспорта и автомобилей.

В соответствии с законом о рейтинговых организациях было отменено обязательное использование страховщиками тарифных ставок, рассчитанных рейтинговыми организациями по основным рисковым видам страхования (от огня, несчастного случая, землетрясений, обязательного страхования автогражданской ответственности). Эти тарифы стали примерными.

В то же время "стандартный страховой тариф" по добровольному страхованию автоКАСКО остался обязательным для страховщиков.

Система стандартных тарифов была введена в Японии с целью исключения ценовой конкуренции между крупнейшими национальными страховщиками.

В Японии действуют в основном национальные страховщики, доля иностранных компаний в обозримом будущем не превысит 5%.

Страховой рынок Индии входит в число 25 наиболее развитых страховых рынков мира.

В Индии, одной из первых стран Азии, возникло страховое дело в связи с развитием мореплавания и торговли.

Государственная монополия на страхование и перестрахование отменена в Индии в 1999 г. Наиболее существенными элементами реформы можно считать: разрешение иностранным инвесторам владеть до 40% капитала индийских страховщиков, 20-кратное увеличение размера требования к минимальному капиталу страховой организации (1,0 млрд. рупий), а также отмена обязательной цессии (перестрахования) в пользу национальной перестраховочной компании.

В настоящее время подписано более двадцати протоколов о намерении с участием иностранных страховых компаний об учреждении совместных страховых компаний в стране, в том числе с участием крупнейших международных страховщиков: "Allianz", "Commercial Union", "Royal & Sun Allianze", "AIG", "Zurich Insuranze", "Cigna".

Китайский страховой рынок входит в число крупнейших мировых рынков. Роль государственной страховой компании является определяющей, на ее долю приходится около 80% совокупного сбора страховой премии.

В течение многих веков в Китае существуют страховые ассоциации, которые гарантируют за известный процент прибытие к месту назначения транспортируемых ценностей.

Эти страховые ассоциации платят известный процент с их операций воровским шайкам: последние выдают застрахованному в виде удостоверения маленькое знамя, которое несет вожатый конвоя и которое служит оповещением для разбойников, что здесь не надо предъявлять требований; вместе с тем они дают каравану несколько решительных людей для защиты от неорганизованных воров.

Экономические реформы в страховом секторе Китая были начаты в 1995 г. принятием закона о страховании и отменой государственной монополии на страхование.

Было разрешено учреждение дочерних обществ иностранных страховщиков в свободных экономических зонах.

Уже сейчас такие международные страховые компании, как "Royal & Sun Allianze", AIG, имеют право на продажу страховых услуг в Китае. В 2002 г. 115 страховщиков из 17 стран мира имели в Китае 208 своих представительств.

Налогообложение страховых компаний в Китае производится с их доходов (33% с китайских, 15% с иностранных, компании по страхованию жизни освобождаются от налога на доходы) и с оборота - 5%.

Рассмотрим основные тенденции развития мирового страхового рынка

Глобализация производства и потребления означает вхождение всех стран с учетом достигнутого экономического, научно-технического, финансового потенциала в мировое хозяйство, их интеграцию и взаимодействие, постепенное снятие границ между национальными хозяйственными комплексами и образование на этой основе глобального экономического пространства.

Можно указать несколько основных причин глобализации:

- изменение политической карты мира в связи с появлением политически независимых, но экономически связанных с бывшими метрополиями государств в Африке, Юго-Восточной Азии, Латинской Америке;

- прекращение открытой конфронтации Западного и Восточного блоков;

- качественное изменение научно-технической революции и формирование новых способов информационного общения;

- усиление финансовой мощи и как следствие структурообразующей роли транснациональных корпораций в мировом хозяйстве;

- снижение межгосударственных барьеров на путях капитала, товара, рабочей силы;

- продолжающееся на фоне технологического отставания развивающихся стран от стран-лидеров международное разделение труда, особенно в части добычи сырья и его переработки.

Отмеченные процессы глобализации в полной мере затрагивают и мировой рынок страхования. Сама специфика страхования, связанная с перераспределением рисков среди страховых и перестраховочных компаний, способствует этому [27, c. 40-42].

Глобализация мирового страхового рынка представляет собой процесс стирания законодательных и экономических барьеров между национальными страховыми хозяйствами, происходящий под влиянием изменений в мировой экономике, и имеет в качестве конечной цели формирование глобального страхового пространства.

Одним из признаков глобализации является процесс поглощения национальных страховщиков.

Подобный процесс концентрации идет и среди страховых брокеров. Американский страховой брокер "Marsh & McLennan" приобрел двух английских брокеров "Sedjwick" и "Jonson & Higgins", а другой крупнейший американский брокер AON - шесть европейских брокеров в течение 3-4 лет. "Marsh & McLennan" и AON контролируют около 70% мировой страховой премии, размещаемой через брокеров.

3.3 Мероприятия по улучшению конкурентной среды и структуры рынка популярных видов страховых услуг

Рассмотрим мероприятия по улучшению конкурентной среды по итогам 2008г. Россия стала вторым по размеру автомобильным рынком Европы. Согласно прогнозам рейтинговых агентств к 2010 - 2011 гг. рынок Российской Федерации должен был стать первым в Европе по количеству приобретаемых новых автомобилей.

Подстраивая свое стратегическое развитие под тенденции авторынка, страховые компании начали вести рискованную политику в области автострахования, рассчитанную на захват рынка путем ценового демпинга.

У некоторых страховщиков, в том числе широко известных, бизнес по автоКАСКО стал похож на финансовую пирамиду.

Взносы росли высокими темпами, что позволяло страховщикам осуществлять выплаты из страховых премий, собранных от вновь привлеченных клиентов. Глобальный финансовый кризис внес свои коррективы в автомобильную и страховую отрасли мира.

Данная тенденция поставила под удар финансовое положение многих страховых компаний. Сильная конкуренция, перепроизводство на рынке страхования заставляют практически всех страховщиков максимально снижать тарифы, делая убыточной одну из самых больших частей своего портфеля, что является весьма рискованным не только из-за падения количества продаж полисов КАСКО, но и общей тенденцией повышения стоимости запчастей и нормо-часов на ремонт автомобиля.

Так, в Свердловской области стоимость ремонта автомобиля в первом квартале 2009 г. выросла в среднем на 20% [24].

Существует много способов снижения стоимости автоКАСКО.

Основными являются уменьшение страхового покрытия и снижение постоянных издержек (на продажу полиса, урегулирование убытков и т. д.). Представим наглядно несколько примеров:

- группа "Ренессанс-страхование" запустила 1 сентября 2008 г. проект прямых продаж с использованием контакт-центра и Интернет-сайта во всех регионах Российской Федерации. Прямая продажа полиса позволяет удешевить стоимость страхования на 15%.

- компания СК "РОСНО - страхование" проводит маркетинговую политику продукта по добровольному автострахованию "КАСКО СКАЗКА", в котором предусмотрена франшиза 25 000 руб. Ее применение позволяет сократить стоимость полиса на 10-15%.

- компания ОАО "Росгосстрах" начала с сокращения постоянных издержек путем внутренней реструктуризации системы урегулирования убытков - в 2009 г. в ней завершен переход на урегулирование убытков с помощью программного обеспечения "Guidewire ClaimCenter" (в российской интерпретации - ГУРУ), что позволяет сократить расходы страховщика при осуществлении выплаты [37].

Одновременно часть компаний, направляющих большие объемы автомобилей на автосервис дилера, договариваются о предоставлении скидок на ремонт. На сегодняшний день скидки составляют порядка 5 - 10% от стоимости ремонта при гарантии постоянного потока клиентов из страховой компании. В европейских странах распространена деятельность страховых компаний по закупке больших объемов запасных частей, необходимых для ремонта поврежденных транспортных средств, непосредственно у производителя - за счет этого значительно сокращается размер страхового возмещения.

Следующим шагом сокращения стоимости полисов автострахования является распространенная на Западе методика скорринг-оценки потенциального страхователя. Использование метода скорринг-оценки водителей, представленного в таблице 8, позволит более правильно подходить к формированию страхового тарифа; и сократить стоимость полиса для потенциально малоубыточных клиентов до 15% [22, с. 81-84].

В первом случае указанная группа интересна для страховой компании, необходимо развивать продажи в этом сегменте, предоставлять скидку.

Во втором случае группа потенциально убыточна для страховой компании, поэтому следует уменьшать продажи, увеличивая тариф.

Таблица 8 - Пример применения скорринговой модели

1. Наиболее безопасно управляют транспортным средством (наименее склонны к совершению ДТП)

2. Наиболее опасно управляют транспортным средством (наиболее склонны к совершению ДТП)

· По роду деятельности - домохозяйки

· По количеству детей - имеющие 3 несовершеннолетних детей

· По характеру использования ТС - использующие с целью поездок на отдых в выходные дни

· По роду деятельности - продавцы розничной торговли

· По характеру использования ТС - использующие с целью поездок на работу

Все вышеуказанные методы требуют инновационного, кадрового и финансового потенциалов. Однако возможности страховщиков в условиях кризиса сильно ограничены, а введение инноваций требует серьезных денежных вливаний. Например: стоимость внедренной системы урегулирования убытков в "Росгосстрахе" составила несколько десятков миллионов долларов.

В данных условиях единственным способом снижения стоимости полиса для большинства компаний становится уменьшение страхового покрытия или внесение дополнительных пунктов в условия страхования, позволяющих при желании страховщика увеличить количество отказов в страховом возмещении. Как правило, эти условия стараются не оглашать страхователю, так как данные продукты являются некачественными на страховом рынке.

Приведем примеры выдержек из правил страхования подобных действий некоторых страховщиков.

- Страховая компания "РОСНО - страхование" - если в течение 60 дней с момента заявления о выплате страхового возмещения, Страхователь (Выгодоприобретатель) не представил всех необходимых документов, подтверждающих факт и причины наступления страхового случая и определяющих размер убытка, Страховщик имеет право по истечении указанного срока отказать в принятии указанных документов. Если на день страхового события Застрахованный был болен или имел физический упадок сил, существенно повлиявший на последствия страхового случая, страховое возмещение уменьшается на 25 %.

- Для страховых компаний ОСАО "РОССИЯ", "ВСК" и "Северная казна", "НАСТА" - страховщик вправе отказать в выплате страхового возмещения, если повреждения ТС возникли вследствие: - грубого нарушения Страхователем, Выгодоприобретателем, либо лицом, чье право на использование транспортного средства указано в договоре страхования, нарушения правил дорожного движения (выезда на полосу встречного движения, пересечения двух сплошных линий, проезда на запрещающий сигнал светофора, нарушения правил проезда ж/д переезда и т. п.).

- Для страховой компании "Северная казна" - не являются страховыми случаями:

1) точечные сколы диаметром до 5 мм (повреждение лакокрасочного покрытия в результате точечного воздействия следообразующего предмета на окрашенную поверхность);

2) царапины длиной до 200мм (повреждение лакокрасочного покрытия в результате воздействия следообразующего предмета, имеющего острую следообразующую поверхность;

3) потертости, притертости диаметром до 100мм (повреждение лакокрасочного покрытия в результате воздействия следообразующего предмета, имеющего относительно плоскую, следообразующую поверхность);

4) повреждение лакокрасочного покрытия связанное с попаданием на его поверхность разрушающих составов (краска, кислот, смола тополиных и иных почек; диаметр менее 100мм).

Данная система сокращения ответственности страховой компании позволяет экономить до 70 % всех выплат, однако подрывается репутация компании на рынке, что может вызвать дальнейшее сокращение потока клиентов. Применение данной практики обосновано при критическом состоянии компании.

Более лояльным по отношению к потенциальному страхователю является иной подход к снижению покрытия КАСКО.

Большинство страховщиков предпочитают проводить обширную рекламную кампанию "собственного участия клиента в выплате".

Страховые продукты с применением различных видов франшиз становятся более распространенными.

Некоторые примеры показаны в таблице 9.

Исходя из вышеизложенного можно графически изобразить структуру повышения эффективности добровольного страхования автоКАСКО. Приложение В.

На стадии "входа" оценивается возможность повышения эффективности автострахования путем сокращения издержек на заключение договора страхования или проведения более качественной политики андеррайтинга при заключении договора. На стадии "процесса" оценивается возможность более эффективного автострахования в процессе обслуживания договора, рассмотрен интенсивный тип снижения издержек (изменение системы урегулирования убытков, бухгалтерской и финансовой отчетности). Также снижение стоимости аренды помещений, в процессе внедрения системы Интернет - страхования. Внедрение данной системы позволит снизить издержки компании, как в стадии "входа", так и на стадии "процесс". На стадии "выхода" рассмотрены варианты повышения эффективности страховой компании в процессе произведения выплаты. Примером повышения эффективности автострахования является на стадии "выхода" создание сети автомастерских, экспертов и автопрокатных фирм для снижения затрат на ремонт, экспертиз и издержек на прокат машин посредством формирования сети на всей территории присутствия страховой компании [26]. Подобная практика распространена среди страховщиков Германии.

Таблица 9 - Маркетинговые акции страховых компаний, пропагандирующих страхование с франшизой

Глобализация мирового страхового рынка стирает барьеры между национальными страховыми системами под влиянием общих тенденций и изменений, характерных для мировой экономики, постепенно формируя глобальное страховое пространство. Интеграция России в мировой рынок страхования может коренным образом изменить структуру отрасли внутри страны не в пользу местных страховщиков. Для того чтобы российские страховые компании смогли полноценно встроиться в мировую систему страхования, необходимо вести комплексную и экономически обоснованную политику в автоКАСКО как одному из самых рисковых видов страхования.

Представим все вышеизложенные предложения на рисунке 3.1.

Рисунок 3.1 - Мероприятия по повышению эффективности страхового рынка автострахования

Таким образом, новых подходов к повышению эффективности автострахования в условиях финансового кризиса каждая страховая компания может предложить множество. От снижения собственных издержек до предложения различных программ по страхованию автомототранспорта.

Заключение

В результате исследования теоретической и практической части анализа конкурентоспособности ООО "Росгосстрах - Татарстан" можно сделать следующие выводы.

Объектом на рынке страховых компаний является страховая услуга, привлекательность которой для страхователя проявляется в процессе ее потребления, то есть исполнения страховщиком принятых на себя обязательств.

Страховая услуга - это соответствующий страховой продукту процесс, обеспечивающий оформление, сопровождение и исполнение содержащегося в нем страхового обязательства.

Рыночная структура - условия, в которых протекает конкуренция. Основными признаны четыре типа конкуренции: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Признаком, положенным в основу этой классификации является степень влияния отдельного продавца на рыночную цену.

Факторы, влияющие на рыночную структуру страховых услуг - это андеррайтинг, консультации, обслуживание заявлений, процесс урегулирования претензий, дополнительный сервис, ведение страховой истории, уровень корпоративной культуры организации, подготовка и вовлеченность ее персонала, адекватность тарифов предлагаемым условиям, объем и сбалансированность страхового портфеля, охват организацией долей рынка.

При анализе конкурентоспособности страховых компаний используются количественные методы оценки уровня его концентрации. Для характеристики концентрации на рынке служит индекс концентрации, характеризующий долю нескольких крупнейших фирм в общем объеме рынка. При наличии информации предпочтительной является оценка концентрации рынка с помощью коэффициента концентрации и индекса Херфиндаля - Хиршмана, который показывает, какое место на данном рынке занимают более мелкие участники, и есть ли предпосылки организаций к противодействию со стороны более мелких участников рынка, характеризует распределение рыночной власти между всеми субъектами рынка.

В результате анализа структуры рынка страховых услуг по Республике Татарстан за 2008-2009гг выявлено, что количество крупных игроков на рынке составляет 4-5 страховых компаний из 40 участников. В анализе структуры рынка страховых услуг Республики Татарстан по всем видам услуг за 2008-2009гг, доля каждой страховой компании 19%. При этом, индекс концентрации трех крупнейших страховых компаний в среднем за 2008-2009гг составляет 44 %, индекс Херфиндаля - Хиршмана составляет 1655%. Рынок страховых услуг Республики Татарстан характеризуется умеренной концентрации. Однако анализ структуры рынка страховых услуг Республики Татарстан за 2008-2009гг по основным, пользующимися популярностью видам услуг показал, что у каждой страховой компании есть своя рыночная ниша, аудитория - основное направление по страхованию. Так например, лидером на рынке по страхования ОСАГО за 2008-2009гг является страховая компания ООО "Росгосстрах-Татарстан", занимает 42% в общей сумме страховых сборов. Лидером на рынке по сбору страховых премий по личному страхованию является СК "ЧУЛПАН", доля в общей сумме сборов составляет 55%. Ведущие позиции на рынке по сбору страховых премий по имущественному страхованию являются ООО "Росгосстрах - Татарстан" и ОАО "НАСКО - Татарстан". Их доли в общей сумме страховых сборов составляют 27,4% и 27,0% соответственно. Индекс концентрации для рынка ОСАГО составляет 66%, для рынка по личному страхованию - 72%, для рынка по имущественному страхованию - 66%. Индекс Херфиндаля - Хиршмана для страхового рынка по ОСАГО составляет 2400%, для рынка по личному страхованию - 3550%, для рынка по имущественному страхованию - 2001%. Рынок страховых услуг по видам страхования является высококонцентрированным. Для того чтобы дать полную оценку рынку страховых услуг, необходимо рассматривать общий рынок страхования, а также по отдельным видам страхования. В результате корреляционного анализа взаимосвязи факторов влияющих на объем страховых сборов были определены факторы влияющие на объем страховых сборов Нижнекамского городского филиала ООО "Росгосстрах - Татарстан" за 2005-2009гг. положительные факторы: индекс потребительских цен - 0,94, средняя заработная плата начисленная - 0,92, ВВП - 0,84. Отрицательное влияние оказали следующие факторы: количество договоров, заключенные с физическими лицами -0,73, уровень безработицы -0,70, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума -0,58.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.