реферат бесплатно, курсовые работы
 

Анализ конкурентоспособности страховой компании

Анализ конкурентоспособности Нижнекамского городского филиал ООО "Росгосстрах -Татарстан" проводился по пятибалльной шкале факторов конкурентоспособности этой компании и ее ближайших конкурентов. Анализ показал, что у рассматриваемой компании довольно сильные по сравнению с ближайшими конкурентами позиции. Российский потребитель страховых услуг хочет чувствовать себя защищенным, и поэтому выбирает ту страховую компанию, которая находится "на плаву" уже более 85 лет. Рассмотрим каждый фактор конкурентоспособности в отдельности по всем представленным страховым компаниям. Первый раздел - менеджмент предприятия. Этот фактор занимает 2 место по значимости среди всех факторов и составляет 22,6% в Нижнекамском городском филиале ООО "Росгосстрах - Татарстан"; 23,5% в "НАСКО - Татарстан"; 24,5% в СК "Чулпан", 23,5% в СГ "АСКО". Второй раздел - услуги предприятия. Этот фактор занимает 4 место по значимости среди всех факторов и составляет 12,9% в Нижнекамском городском филиале ООО "Росгосстрах - Татарстан"; 15,7% в "НАСКО - Татарстан"; 15,1% в СК "Чулпан", 15,7% в СГ "АСКО". Третий раздел - научные исследования и развитие. Этот фактор занимает 4 место по значимости среди всех факторов конкурентоспособности и составляет 19,4% в Нижнекамском городском филиале ООО "Росгосстрах - Татарстан"; 17,6% в "НАСКО - Татарстан"; 18,7% в СК "Чулпан", 19,6% в СГ "АСКО". Четвертый раздел - маркетинг. Данный фактор занимает 1 место по значимости среди всех факторов конкурентоспособности и составляет 45,1% в Нижнекамском городском филиале ООО "Росгосстрах-Татарстан"; 43,1% в "НАСКО - Татарстан"; 41,5% в СК "Чулпан", 41,2% в СГ "АСКО". Рассмотрим некоторые факторы конкурентоспособности Нижнекамского городского филиала ООО "Росгосстрах - Татарстан" по отдельности. Такой фактор, как предпринимательская культура и культура персонала, в данном филиале присутствует, но выражена не на должном уровне. Она была оценена на один бал меньше, чем у СК "Чулпан". Таким образом, получается, что ООО "Росгосстрах - Татарстан" необходимо повысить уровень этого показателя. Например, за счет проведения тренингов и обучения персонала правилам общения с клиентами, преподношения того или иного страхового продукта, проведение коллективных мероприятий и праздников. Следующий фактор - это цены. Данный фактор нельзя оценивать однозначно. Цена на каждый конкретный страховой продукт, в каждой конкретной страховой компании разный. Необходимо найти оптимальный тариф на каждый вид страхования, для того чтобы привлечь как можно больше потенциальных клиентов. Такой фактор, как наличие филиалов один из немаловажных. Наличие сети филиалов расположенных в различных городах и селах намного облегчает работу сотрудников и наиболее удобно для клиентов. С целью выявления факторов влияющих на страховые сборы проведем корреляционный анализ на основе статистической отчетности за 2005-2009 гг. по Республике Татарстан представленной в таблице 5.

Таблица 5 - Данные для проведения корреляционного анализа за 2005-2009 гг. по Республике Татарстан

Факторы

Года

2005

2006

2007

2008

2009

Страховые сборы (тыс. руб.)

36753

33380

41665

46623

53830

Количество договоров с юр. лицами

9863

7749

2364

2466

7638

Количество договоров с физ. лицами

25470

23655

25741

23424

20046

ВВП (трлн. руб.)

21665

26621

32987

41540

39016

Инфляция (темп, %)

11

9

12

13

9

Средняя заработная плата начисленная

8555

10634

13593

17290

18287

Индекс потребительских цен

111

109

112

113

114

Уровень безработицы (млн. чел)

3

2

2

2

2

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в процентах от общей численности населения

17,7

15,2

13,3

13,1

14,0

В корреляционном анализе в качестве результативного признака выступают страховые сборы Нижнекамского городского филиала ООО "Росгосстрах-Татарстан" за 2005-2009 гг. При этом факторными признаками являются следующие факторы, влияющие на объемы сборов:

- страховые сборы;

- количество договоров заключенными с юридическими лицами;

- ВВП;

- количество договоров заключенными с физическими лицами;

- инфляция;

- средняя заработная плата начисленная;

- индекс потребительских цен;

- зарегистрированный уровень безработицы;

- численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в процентах от общей численности населения.

Результаты корреляционного анализа взаимосвязи факторов влияющих на объем страховых сборов Нижнекамского городского филиала ООО "Росгосстрах-Татарстан" за 2005-2009 гг. показаны в таблице 6.

Таблица 6 - Корреляционный анализ взаимосвязи факторов влияющих на объем страховых сборов Нижнекамского городского филиала ООО "Росгосстрах - Татарстан" за 2005-2009 гг.

Показатели

Страховые сборы (тыс. руб.)

Страховые сборы (тыс. руб.)

1,00

Количество договоров заключенными с юр. лицами

-0,28

Количество договоров заключенными с физ. лицами

-0,73

ВВП (трлн. руб.)

0,84

Инфляция (темп, %)

0,04

Средняя заработная плата начисленная

0,92

Индекс потребительских цен в процентах

0,94

Зарегистрированный уровень безработицы (млн. чел)

-0,70

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в процентах от общей численности населения (млн. чел)

-0,58

В результате анализа корреляционной модели были определены факторы, положительно влияющие на объем страховых сборов Нижнекамского городского филиала ООО "Росгосстрах-Татарстан".

На первом месте - индекс потребительских цен - 0,94.

На втором месте - средняя заработная плата начисленная - 0,92.

На третьем месте - ВВП - 0,84.

Отрицательное влияние оказали следующие факторы:

- количество договоров, заключенные с физическими лицами -0,73;

- уровень безработицы -0,70;

- численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума -0,58.

Незначительное влияние оказывают такие факторы, как инфляция и количество договоров, заключенные с юридическими лицами.

Рисунок 2.12 - Факторы, влияющие на объемы страховых сборов

Таким образом, можно сделать следующие выводы по оценке конкурентоспособности факторов ООО "Росгосстрах - Татарстан". Положительное влияние индекса потребительских цен обусловлено тем, что чем выше данный показатель, тем выше желание и возможность граждан заключать договора страхования. Такая же ситуация и со средней заработной платой. Чем выше заработная плата населения, тем больше средств можно вложить в сферу страховых услуг. Отрицательное влияние такого показателя как зарегистрированный уровень безработицы объясняется тем, что человек, не имеющий работы, не может оплатить страховые взносы за тот или иной вид страхования. Аналогичная ситуация обстоит и с таким фактором как "численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума".

3. Пути повышения конкурентоспособности страховых компаний

3.1 Проблемы и способы регулирования российского страхового рынка в условиях мирового финансового кризиса

Рассмотрим проблемы российского страхового рынка. В условиях мирового финансового кризиса перед российской страховой отраслью встают новые цели и задачи. Сегодня трудности развития отечественного страхования многократно усилены экономическим кризисом. Хотя в целом 2008 г. закончился приростом, в третьем и четвертом кварталах произошло существенное снижение поступлений страховых премий. Сейчас страхование в России в первую очередь обязано обеспечить социальную защиту граждан, их имущественных интересов и выступить механизмом, гарантирующим стабильный экономический рост вне зависимости от неблагоприятной экономической конъюнктуры, природных и технологических катастроф.

Уровень развития страхового рынка не соответствует потребностям российской экономики. И страхование лишь частично выполняет свои основные функции. На протяжении ряда последних лет доля реального страхования в ВВП страны остается незначительной. Это является индикатором невостребованности страхования обществом и нежизнеспособности сложившейся в нашей стране модели страховых отношений. Международный опыт свидетельствует о том, что страхование, прежде всего его накопительные виды, - один из основных источников долгосрочных инвестиций в развитие экономики. Оно может и должно при определенной поддержке государства стать акселератором инновационного процесса, развития человеческого потенциала [14].

Следует отметить, что страховые компании еще не ощутили в полной мере последствий экономического спада. В сложных ситуациях страховщики обычно обладают большей устойчивостью. Потому что в отличие от банковских вкладчиков их клиенты не могут отозвать взносы, да и по сути своей страховые компании являются профессиональными управляющими рисками. Однако в ближайшей перспективе нынешние экономические реалии окажут значительное влияние на развитие страхового рынка. Он не сможет развиваться так же активно, как на протяжении последних лет.

Прогнозируемые в ближайшем будущем серьезные проблемы российских страховых компаний связаны с плохим качеством страхового портфеля и большими издержками на ведение дел. Осложняют ситуацию и многократно возрастающие риски страховых мошенничеств со стороны клиентов, которые в условиях кризиса готовы спорить со страховыми компаниями за каждый рубль.

До недавнего времени динамичное развитие страховой отрасли позволяло быстро нарастить страховой портфель и на фоне падающих сборов премий покрывать убытки за счет инвестиционного дохода. В прежние годы у отдельных компаний он мог достигать 20 - 25%. Главная проблема сегодняшнего страхового рынка - отсутствие надежных финансовых инструментов. По данным Росстрахнадзора, в структуре страховых резервов депозиты в коммерческих банках занимают около 23%, порядка 7% активов страховых компаний вложено в акции, еще 8 % - в векселя. Причем доля последних двух показателей постепенно уменьшается. Обострение проблемы роста убыточности, обесценение инвестиций могут привести к банкротству ряда российских страховых компаний и замедлению темпов развития страхового рынка.

Финансовый кризис может оказать весьма заметное воздействие на объем, динамику, отраслевую, региональную и фирменную структуру российского страхового рынка. Основная задача государства в нынешних условиях - не допустить превращения кризиса ликвидности в полномасштабный кризис доверия к финансовой системе страны. Иначе это может отбросить развитие национального страхового рынка на годы назад.

В таких условиях представители крупнейших страховых компаний выражают серьезную обеспокоенность по поводу развития страхового бизнеса России. И не столько в связи с кризисом, сколько из-за отсутствия внятной позиции российских властей относительно стратегии развития страховой отрасли.

В России на уровне правительства нет понимания значимости страховой отрасли, ее целей и задач в макроэкономическом смысле. Но в цивилизованных странах страхование воспринимается как долгосрочный способ защиты интересов населения и бизнеса. Если бы государство пятнадцать лет назад серьезно занялось развитием страховой отрасли, то страховые резервы в условиях финансового кризиса стали бы национальным капиталом, важным источником финансирования наряду со средствами Стабилизационного фонда, государственного бюджета и Фонда национального благосостояния.

Развертывание финансового кризиса неизбежно вносит коррективы в систему государственного регулирования и надзора на страховом рынке. Федеральная служба страхового надзора уже меняет систему мониторинга финансового состояния страховых организаций, которые находятся в "зонах риска". Те есть там, где слишком быстро растет убыточность, резко падают тарифы, заметно увеличивается количество жалоб. Однако каких-либо серьезных действий, направленных на поддержку страхового бизнеса, государство пока не предпринимает. Экспертный совет Федеральной службы страхового надзора обсудил программу антикризисных мер правительства на 2009 г. Места страхованию в ней практически не нашлось, за исключением обязательного медицинского страхования и упоминания о банкротстве небанковских организаций [13].

Кроме того, крупнейшая в России саморегулируемая страховая ассоциация - Всероссийский союз страховщиков не обладает достаточным весом при обсуждении законодательных инициатив, касающихся развития рынка страховых услуг. А власти и надзорные ведомства, судя по всему, явно недооценивают влияние финансового кризиса, который уже внес серьезные коррективы в планы развития страховой отрасли.

Очень важная задача для страховщиков - сохранить страховые резервы и собственные средства. Сегодня многие финансовые инструменты исчезают или обесцениваются. Фондовый рынок является непрозрачным и спекулятивным. И очевидно, что страховые компании, которые вложились в ценные бумаги, покажут неудовлетворительный результат по финансовой деятельности. Большинство классических страховых организаций подготовились к последствиям спада, воспользовавшись услугами крупных системообразующих банков с государственным участием. При этом они стремятся разнести средства по разным валютам, чтобы обезопасит инвестиционный портфель. Но немногие из крупных страховщиков с многолетней историей смогут самостоятельно выдержать последствия перемен на фондовых рынках. Практика списания убытков от недооценки и других малоустойчивых активов приведет к потере денежных средств и снижению ликвидности этих компаний.

Для стимулирования страхового рынка государству важно, с одной стороны, поддерживать страховую отрасль в целом, с другой - обеспечить развитие значимых для экономики страны видов страхования [10].

Весьма остро сейчас стоит вопрос: необходим ли другой способ регулирования размещения средств страховых резервов и собственных средств или соответствующие приказы нужно менять при каждом ухудшении экономической ситуации? Целесообразно на законодательном уровне разрешить страховщикам размещать до 100 % средств только в самые надежные активы. План же санации, введение которого предлагает Федеральная служба страхового надзора, - возможен. Но только это метод постреагирования, когда нормативы уже нарушены [7]. Также чрезвычайно важной остается проблема обеспечения суверенитета российской страховой отрасли. Уже сейчас иностранные инвесторы проявляют активный интерес к российскому страховому бизнесу. Опыт стран Восточной Европы показал, что без установления ограничений на деятельность иностранных компаний национальный рынок страхования может быть потерян. Это может привести к тому; что значительные страховые резервы будут аккумулироваться за рубежом и работать на экономику там, а не здесь. Наиболее яркими примерами являются Польша и Венгрия, где 90 % рынка принадлежит страховым компаниям Западной Европы, что уже привело к оттоку денежных ресурсов, которые могли бы быть инвестированы в экономику этих стран. Разрешение на открытие "прямых" филиалов иностранных страховых компаний без ограничений их деятельности заведомо приведет к конкурентным преференциям для иностранных страховых компаний, так как филиалы иностранных компаний при обычном режиме будут иметь более широкий спектр возможностей при меньших издержках на организацию бизнеса. Для защиты интересов отечественных страховых компаний необходимо разработать комплекс мер, которые позволят им достичь уровня конкурентоспособности иностранных страховщиков к моменту завершения действия временных ограничений. В целях защиты интересов российских страхователей целесообразно законодательно усилить функции государственного и общественного надзора по таким направлениям:

- повышение финансовой устойчивости, надежности и прозрачности деятельности субъектов страхового дела;

- разработка эффективных механизмов защиты прав страхователей (застрахованных);

- развитие правовых основ деятельности участников страхового рынка и конкуренции среди них [14].

Обязательными пунктами антикризисной программы государства должно стать развитие приоритетных видов страхования, имеющих социальную и экономическую направленность. Среди них необходимо отметить следующие: страхование жизни, резервы которого являются важнейшим источником долгосрочных инвестиций в экономику; медицинское страхование, включая ДМС, которое построено на реальных страховых принципах и позволяет достичь полной прозрачности в использовании средств, обеспечивая при этом более высокое, чем при обязательном медицинском страховании, качество медицинских услуг; страхование различных видов ответственности для обеспечения более полной социальной защищенности населения РФ.

К настоящему времени законодательная база, регулирующая обязательное медицинское страхование, в значительной мере устарела. Действующая система обязательного медицинского страхования ведет к неэффективному использованию выделенных бюджетных средств. Но в последние годы получила значительное развитие, прежде всего за счет корпоративного сектора, система добровольного медицинского страхования. Хотя в свете последних событий этот сектор страхования, видимо, сузится. В условиях растущего рынка предприятия и организации в составе социального пакета выделяли расходы на добровольное медицинское страхование из чистой прибыли. Сейчас во многих компаниях начались сокращения, а социальные пакеты оставшихся сотрудников, скорее всего, будут урезаны, поскольку в условиях кризиса желания тратить средства на добровольное медицинское страхование сверх налоговых льгот у предприятий не будет.

Не слишком благоприятные перспективы в России и у накопительного страхования жизни. На фоне повышения процентов по депозитам во многих коммерческих банках привлекательность долгосрочного накопительного страхования снизится, что приведет как минимум к стагнации рынка. Важно помнить, что такое страхование хорошо себя чувствует только в условиях стабильности - предсказуемости инфляции, надежности финансовых институтов и валютных курсов. Нынешняя ситуация ставит эту предсказуемость под сомнение. Должно пройти несколько лет, прежде чем потребительское доверие к долгосрочным инвестиционным инструментам восстановится. В рамках стимулирования развития системы ДМС, и, как следствие, обеспечения притока инвестиций в здравоохранение и повышения уровня медицинского обслуживания населения, государству следует предоставить дополнительные налоговые льготы предпринимателям, страхующим своих сотрудников по линии добровольного медицинского страхования. Для развития страхования жизни необходимо изменение ряда законодательных норм, направленное в первую очередь:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.