реферат бесплатно, курсовые работы
 

Анализ конкурентоспособности страховой компании

- на создание налогообложения, мотивирующего граждан на страхование жизни и юридические лица - на осуществление страхования жизни сотрудников;

- создание законодательных условий формирования современного спектра услуг по страхованию жизни. В том числе страховых продуктов, которые предоставляют страхователям возможность выбирать и изменять условия договора в течение срока его действия с учетом экономической ситуации, управлять своими вложениями в виде страховых взносов;

- расширение спектра инструментов для инвестирования резервов страховщиков жизни;

- создание системы гарантий исполнения страховыми организациями обязательств по долгосрочному страхованию жизни [14].

Важной задачей сейчас является создание и отработка юридической модели замены лицензирования отдельных видов деятельности страхованием. Речь идет не столько о том, чтобы создать новые рынки для страховщиков, сколько о необходимости формирования прочной финансовой основы обеспечения ответственности участников экономических отношений.

В ближайшее время необходимо разработать и принять несколько важных для страховой отрасли законов. Например, о страховании ответственности, о медицинском страховании, которые учитывали бы проблемы как обязательного, так и добровольного медицинского страхования. В сложившихся условиях модель развития страховых отношений, сочетающая лишь обязательное и вмененное страхование, имеет объективные границы. Ее дальнейшая реализация будет приводить ко все большему росту недоверия потребителей. А это повлечет "отторжение" от страховщиков благонадежных страхователей, усилит стремление к мошенничеству и увеличит убыточность страховых операций в условиях снижения притока премий. В будущем основой российского страхового рынка должно стать добровольное страхование. Пора пересмотреть принципы действия существующих видов обязательного страхования в пользу; рыночных механизмов. А роль обязательных видов страхования в развитии российского страхового рынка должна постепенно снижаться. Однако это не значит, что сейчас следует вовсе отказаться от новых обязательных видов страхования. Например, страхование ответственности эксплуатации особо опасных объектов или некоторые другие виды страхования ответственности - это как раз те случаи, где обязательное страхование уместно. На первом этапе эти виды станут локомотивом развития, а затем будут необходимы изменения и реформы для повышения эффективности. Конечно, вмененное страхование, в силу большей гибкости, является более надежным способом обеспечения защиты интересов третьих лиц по сравнению с законодательно регламентируемыми обязательными видами страхования. Замена лицензирования и сертификации продукции вмененными видами страхования позволит решить и задачу повышения качества работ и услуг. Следовательно, в настоящее время востребовано оптимальное и разумное сочетание обязательных и добровольных видов страхования с последующим постепенным замещением обязательных видов добровольным страхованием. Мировой опыт свидетельствует о том, что понуждение к страхованию со стороны государства является распространенной практикой и действует до тех пор, пока развитые институты защиты прав потребителей не принимают эту практику на себя [18, с. 38-42]. Таким образом, основными проблемами российских страховых компаний являются:

- плохое качество страхового портфеля;

- большие издержки на ведение дел;

- многократно возрастающие риски страховых мошенничеств со стороны клиентов;

- отсутствие надежных финансовых инструментов;

- обеспечение суверенитета российской страховой отрасли;

- рост убыточности.

Важными задачами для страховых компаний являются:

- сохранение страховых резервов и собственных средств;

- поддержка страховой отрасли в целом со стороны государства:

1) повышение финансовой устойчивости, надежности и прозрачности деятельности субъектов страхового дела;

2) разработка эффектных механизмов защиты прав страхователей;

3) развитие правовых основ деятельности участников страхового рынка и конкуренции среди них;

4) обеспечение развития приоритетных видов страхования, имеющих социальную и экономическую направленность;

5) предоставление дополнительных налоговых льгот предпринимателям, страхующим своих сотрудников по линии добровольного медицинского страхования.

Таким образом, в сложившихся условиях адресная поддержка российскому страховому рынку необходима.

3.2 Применение зарубежного опыта страхования к условиям в Российской Федерации

Рассмотрим несколько зарубежных стран с наиболее совершенной системой страхования.

Французский страховой рынок - один из наиболее крупных страховых секторов на всей территории Европейского Союза. Он привлекает к себе внимание, прежде всего высоким уровнем страховой культуры и организационно-правовыми формами хозяйствования страховых компаний. Интерес представляют и исторически сложившаяся система закрепленных во французском страховом кодексе отраслей и способы распространения страховых продуктов. Что же касается методов государственного регулирования, то Франция - это страна, имеющая прочные традиции "дирижисма", то есть государственного участия в жизни общества. Таким образом, являясь одним из лидеров на рынке страхования, Франция может предложить некоторые примеры решения ряда задач с использованием рычагов государственного регулирования.

Прежде всего, стоит рассмотреть принятую в этой стране классификацию страхового продукта.

Первый блок отраслей страхования - это "Общее страхование", в которое входит страхование имущества и страхование ответственности. В свою очередь, например страхование ответственности, делится на страхование гражданской, профессиональной, личной и семейной ответственности. Вся отрасль "Общее страхование" подчиняется так называемому индемнитарному принципу возмещения ущерба, в соответствии с которым суммы, выплачиваемые страховщиком страхователю в результате наступления страхового случая, не должны превышать реального ущерба, понесенного страхователем.

Второй блок отраслей - это "Личное страхование". Сюда относятся страхование жизни и "индивидуальное страхование от несчастных случаев, и медицинское страхование". "Личное страхование" подчиняется принципу возмещения ущерба на основании заранее твердо фиксированных сумм.

Долгое время французский рынок включал в себя три равных сектора:

- национальные товарищества: Союз страховщиков Парижа, Генеральное страхование во Франции, Группа национальных страховых товариществ и Взаимное общее страхование Франции;

- акционерные общества частного сектора;

- общества взаимного страхования, продающие свои услуги прямо или с помощью посредников, чье присутствие стало характерным на страховом рынке.

Эти три страховых сектора были дополнены компанией Mutuelles Agricoles (страховые товарищества в сельскохозяйственном секторе). К группе компаний, занимающихся страхованием промышленных рисков, добавилась Caisse Nationale de Prevoyance, государственная структура, функционирующая в рамках уже действующей Caisse des depots et consignations.

В течение последних лет эволюция в структуре страхового рынка Франции ускорилась и отмечена следующими моментами:

- вмешательством государства, которое начиная с 1987 г. приватизировало существующие национальные товарищества;

- появлением товариществ взаимного страхования, которые развиваются в основном за счет выкупа предприятий, как во Франции, так и за рубежом

- стремительным ростом страхования, предоставляемого банками, сначала в страховании жизни, затем и в других отраслях, так что банки отныне доминируют на страховом рынке Франции и от своего имени продают полный спектр страховых услуг;

Большую роль на рынке страхования Франции играют фирмы, занимающиеся страхованием жизни, использующие широкую сеть продавцов своих услуг, дополняя ее агентами и куртье. Куртье - страховой брокер, представляющий и защищающий интересы клиентов перед страховой компанией, помогает разрешить проблемы, возникающие с договором страхования, официально уполномочен на переговоры со страховой компанией от имени страхователя, получает комиссионное вознаграждение в результате исполнения обязанностей.

Две трети страховых продуктов в страховании жизни продаются банками, также занимающимися страхованием, в основном за счет целой сети банкоматов. Используется также продажа услуг по телефону, факсу, Интернету.

В связи с тем, что сегодня французские страховщики тесно сотрудничают с различными российскими страховыми фирмами, открывают представительства на территории России, их роль на российском страховом рынке неизменно возрастает.

До принятия в 1992 г. закона " Об организации страхового дела в Российской Федерации " доступ иностранных страховщиков на российский рынок был полностью закрыт [1]. С принятием этого закона началась либерализация страхового рынка: была разрешена деятельность страховых компаний с иностранным участием при условии, что доля такого участия не превышает 49%. Следующий значительный шаг на пути либерализации был сделан в 1999 г., когда 49-процентное ограничение было отменено. Одновременно была введена 15%-ная квота на суммарный иностранный уставный капитал в общем страховом уставном капитале России. Это изменение закона открыло путь на российский рынок прямым иностранным страховщикам. Одновременно было установлено препятствие для возникновения доминирующего положения иностранных страховых компаний на российском рынке.

Характерно, что до сих пор указанная квота не выбрана. Незначительный пока уровень спроса, отсутствие в обществе традиций использования страховых услуг обуславливает низкую заинтересованность иностранных страховщиков в прямых инвестициях в российскую страховую отрасль. Существующее прямое иностранное присутствие обусловлено скорее "стратегическими" интересами, расчетом на высокий потенциал развития страхового рынка в России.

Те иностранные страховщики, которые хотели прийти на российский рынок, уже давно на нем работают, как через совместный капитал, так и через собственных страховых операторов. По данным Минфина, сейчас на российском рынке работают страховщики из 28 стран, в том числе 12 американских и 8 немецких компаний. Кроме того, зарубежные страховые компании оказывают влияние на российский страховой рынок через систему перестрахования, в которое отдается значительная доля рисков.

Путь западных страховых компаний на российский рынок не так прост. Любой национальный рынок характеризуется своими особенностями, самобытными традициями и менталитетом потребителя. Транснациональные страховые технологии потребуют адаптации к российским условиям. Этот процесс занимает определенное время и требует дополнительных затрат.

По мнению экспертов страхового рынка, для снижения отрицательных последствий либерализации страхования необходимо сохранение запрета на трансграничное предоставление услуг по прямому страхованию. На российском рынке должны работать лишь компании-резиденты. Это стратегически важно, поскольку связано с уплатой налогов, размещением средств страховых резервов внутри страны, эффективностью страхового надзора.

В условиях конкуренции местного и международного опыта, а также крупного капитала и знания страхователя российским страховщикам придется больше внимания уделять передовым технологиям продаж и обслуживания клиентов, разработке страховых продуктов, активному привлечению инвестиций. Для этого будет необходима реорганизация бизнеса в целом, внедрение международных стандартов финансовой отчетности.

Последствия открытия национального рынка для прямой конкуренции со стороны иностранных страховщиков наглядно представлено в таблице 7.

Таблица 7 - Последствия открытия национального рынка для прямой конкуренции со стороны иностранных страховщиков

Положительные стороны

Отрицательные стороны

- повышение капитализации и емкости национальной страховой отрасли за счет средств иностранных инвесторов;

- привлечение иностранных инвестиций в развитие страховой инфраструктуры;

- использование передовых страховых технологий и ноу-хау;

- расширение структуры и повышение качества страховых услуг;

- снижение издержек на предоставление страховых услуг;

- активизация конкуренции на внутреннем страховом рынке и интенсификация деятельности национальных операторов.

- снижение капитализации отрасли за счет "переключения" большей части финансовых потоков страховой отрасли на зарубежное перестрахование;

- увод на международные финансовые рынки значительной доли внутренних инвестиционных ресурсов, аккумулированных через страхование;

- потеря национального контроля над страховыми резервами и инвестиционными средствами;

- сильное влияние иностранного капитала на национальные органы страхового надзора;

- ограничение возможности государства по использованию механизмов страхования в социальной политике;

- ценовой демпинг, которому неокрепший национальный рынок не может противостоять;

- повышенная подверженность колебаниям мирового финансового рынка;

- сокращение занятости в страховой сфере, прежде всего - высококвалифицированного и управленческого персонала, что вызвано концентрацией большинства технологических функций в зарубежных офисах иностранных страховщиков.

Таким образом, в целом приход зарубежных компаний в Россию положительно отразился бы на рынке страхования. От российского страхового рынка потребуется увеличение капитализации компаний путем вытеснения или поглощения мелких страховщиков.

Ограничения для иностранного персонала имеют Австралия, Канада, Египет, Финляндия, Италия, Греция, Малайзия, США и др. Запрет для иностранцев на осуществление отдельных видов обязательного страхования существует в Австралии, Болгарии, Канаде, Чехии, Финляндии, Словакии, а по страхованию жизни - в Корее, Болгарии и др. Такие страны как США, страны ЕС, Канада и ряд других, практикуют несимметричный режим налогообложения национальных и иностранных операторов. Общая квота иностранного участия в капитале страховой компании ограничивается в Канаде, Египте, Малайзии, Таиланде и др. Многие страны, например Германия, при формальном беспрепятственном режиме доступа практикуют введение барьеров на уровне подзаконных актов, что делает практически невозможным реальное вхождение иностранных операторов на их страховые рынки.

Американский страховой бизнес отличается огромным размахом и не имеет равных в мире. Американские страховые монополии контролируют примерно 50% всего страхового рынка индустриально развитых стран мира. В США работает свыше 8 тыс. компаний имущественного страхования и около 2 тыс. компаний по страхованию жизни.

Каждый штат имеет свое страховое законодательство и свой регулирующий орган. Каждый штат выдвигает свои требования относительно минимального уровня капитала, видов страхования, проводит ревизию подконтрольных страховых компаний, осуществляет общее регулирование страховой деятельности путем выдачи лицензии брокерам, агентам, страховым компаниям.

В США имеются два типа страховых компаний: акционерные общества и общества взаимного страхования. Государственных страховых фирм не существует. Акции акционерных обществ может приобрести как физическое, так и юридическое лицо.

Страховые компании осуществляют три типа страхования:

- бекифиты (страхование жизни и здоровья, медицинское, пенсии);

- коммерческое (широкий спектр);

- личное.

Страховой традиции в США уже полторы сотни лет и, кажется, что страхуются все. Как свидетельствует американский Институт страховой информации, лидером на рынке страхования США является страхование автомобилей физическими лицами, по объемам страховых премий почти в 4 раза опережающее страхование домовладельцев.

По доле страхования жизни США несколько уступают Японии (29,7 и 31,4% мирового рынка соответственно), по иным видам страхования, прежде всего имущества и ответственности, занимает первое место в мире (46% мирового рынка).

Страхование в США разделено на две отрасли: страхование жизни и иные виды страхования. Самым крупным страховщиком в США является компания State Farm Group, занимающая своими подразделениями 18% рынка страхования автомобилей и 23% страхования жизни, а в целом по рынку - 12%.

Что касается популярности различных видов страхования, то ситуация в США кардинально отличается от российской. В организации независимых страховых агентов и брокеров Америки страховые полисы от несчастных случаев приносит агентствам 53% доходов. Коммерческое страхование (имущества компаний и прочих рисков для юридических лиц) обеспечивает 39% доходов, страхование жизни и здоровья - приблизительно 5% и страхование от потери работы - около 3%.

Государственная система социальной безопасности в США включает две формы социальное страхование (за счет налога на социальное страхование) и государственное вспомоществование (за счет бюджета). Социальное страхование проводится за счет взносов работников и работодателей и включает пенсионное страхование и страхование от безработицы. Пенсионное страхование предусматривает пенсионные выплаты по достижении пенсионного, выплаты по утрате кормильца (если умерший имел право на государственную пенсию), пособия по нетрудоспособности лицам до 65 лет. В систему социального страхования включены и лица, неработающие по найму (врачи, адвокаты), уплачивающие совокупные взносы как работники и как работодатели. Страхование от безработицы регулируется законодательствами штатов и финансируется за счет налога на работодателей в определенном проценте от заработка работника [11].

Страховой рынок Великобритании вместе с рынком Германии, по различным показателям, делят 3-4-е места в мире.

Количество страховых компаний, имеющих лицензию на страховую деятельность на территории Великобритании, превышает 800.

Предприятия Великобритании облагаются налогом на корпорации, ставка которого составляет 31%. Налогом облагается прибыль компаний по всему миру, однако к страховым компаниям применяется особый режим налогообложения в зависимости от вида ил деятельности. К компаниям по страхованию жизни применяется особый налоговый режим. Закон о страховых компаниях обязывает страховщиков соответствовать требованиям, предъявляемым к марже платежеспособности (показатель превышения активов страховщиков над обязательствами.

В соответствии с законом о защите интересов полисодержателей, в обязанности которого входит компенсировать убытки или каким-либо другим образом оказывать финансовую поддержку держателям страховых полисов, которые как-либо пострадали от неплатежеспособности страховщиков. В случае если страховая компания, имеющая лицензию на проведение страховой деятельности в Великобритании, сталкивается с проблемой неплатежеспособности, Совет имеет полномочия финансировать оказание помощи страхователям, причем за счет страховых компаний с устойчивым финансовым положением, с которых взимаются специальные сборы на эти цели.

Страховые компании Германии принадлежат к наиболее надежным в мире.

Обязательное страхование от несчастных случаев должно способствовать предотвращению несчастных случаев и снижению рисков их последствий. Для этого разрабатываются правила предупреждения несчастных случаев, оказывается содействие восстановлению трудоспособности наемных работников, с которыми произошел несчастный случай на производстве, и возмещаются расходы на лечение застрахованных потерпевших. Право на получение выплаты дает также признанное в установленном порядке профессиональное заболевание.

В целом страхование распространяется на всех работающих по найму (кроме государственных служащих), включая надомных рабочих, представителей шоу-бизнеса, артистов цирка, эстрады и варьете, а также художников. Кроме того, правом на страхование обладают кустари, производители сельскохозяйственной продукции и предприниматели малых промыслов и морского рыболовства. Услугами страхования пользуются также спасатели, доноры и лица, которые оказывают помощь при авариях, опасностях и катастрофах, рискуют своей жизнью.

Для рынка добровольного страхования жизни характерна ценовая конкуренция. Здесь она проявляется в неоправданно завышенных ожиданиях доходности договоров страхования жизни последнее время компании по страхованию жизни стали сокращать размер участия своих клиентов в прибыли от капиталовложений. Для подобного развития ситуации решающими стали две причины: слабая деловая активность на рынке ссудных капиталов и фондовом рынке.

Государственный контроль над всеми действующими в Германии национальными и иностранными страховыми компаниями осуществляет Федеральное ведомство надзора за деятельностью страховых компаний. Оно осуществляет мониторинг уровня платежеспособности и финансовой устойчивости страховых компаний, проводит анализ управленческий структур компаний, согласовывает кандидатуры на высшие посты и внутренних аудиторов компаний, рассматривает жалобы акционеров и страхователей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.