реферат бесплатно, курсовые работы
 

Перспективы и социально-экономические проблемы развития агроэкотуризма

развлечений, экскурсий, походов и т.п.

Работа, по разработке законодательства в сфере агроэкотуризма, велась в

следующих направлениях:

- дать законодательное определение термина «Агроэкотуризм» в

законодательстве Республики Беларусь;

- определить виды услуг, оказываемых в рамках деятельности по

агроэкотуризму, не относящихся к предпринимательской деятельности;

определить субъектов агроэкотуризма и критерии, которым данные субъекты

должны соответствовать;

- законодательно закрепить отсутствие регистрации субъектов агроэкотуризма

и установить, что им не требуется получение лицензий и разрешений на

оказание услуг в области агроэкотуризма;

- отсутствие налогообложения агроэкотуризма и критерии, при которых услуги

в области агроэкотуризма не облагаются налогами;

* отсутствие регистрации договоров найма помещений в домах частного

жилищного фонда в местных органах власти;

- снижение или отсутствие требований к санитарным, техническим и

противопожарным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям для

проживания;

- отсутствие или сведение к минимуму налоговой и бухгалтерской отчетности

субъектов агроэкотуризма при оказании ими услуг

Были проработаны и подготовлены различные варианты внесения изменений в

законодательство регламентирующее оказание услуг в сфере агроэкотуризма:

- принятие отдельного законна об агроэкотуризме;

- внесения изменений и дополнений в закон «О туризме», регламентирующих

осуществление деятельность в сфере агроэкотуризма;

- принятие отдельного Указа Президента РБ в сфере агроэкотуризма.

- внесение изменений в закон «О личном подсобном хозяйстве»;

- внесение изменений в закон «О фермерском хозяйстве»;

- принять или внести изменения в нормативные акты по налогообложению

субъектов хозяйствования, устанавливающие порядок налогообложения

деятельности в сфере агроэкотуризма:

- Общую часть Налогового кодекса;

- Закон «О подоходном налоге с физических лиц».

- принять или внести изменения в специальные нормативные акты,

определяющие стандарты в области сельского туризма и регламентирующие

деятельность по предоставлению (оказанию) в данной сфере.

Все разработанные в соответствии с указанными вариантами документы были

переданы в Комитет государственного контроля Республики Беларусь, который

и явился основным инициатором и разработчиком Указа Президента РБ № 372 от

2 июня 2006 г. в сфере агроэкотуризма.

Указ был принят в целях создания благоприятных условий для развития

агроэкотуризма, улучшения условий жизни граждан в сельской местности и

совершенствования сельской инфраструктуры. Необходимость в этом

законодательном акте реально существовала и была обусловлена, прежде

всего, двумя основными причинами. Во-первых, самим наличием отношений в

данной сфере, во-вторых, тем, что данная сфера отношений не регулировалась

законодательством.

Указ закрепляет понятие агроэкотуризма. Под ним понимается временное

пребывание граждан РБ, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее

агроэкотуристы) в сельской местности РБ на основании договоров,

заключенных с субъектами агроэкотуризма, в целях отдыха, оздоровления,

ознакомления с природным потенциалом республики, национальными культурными

традициями без занятия трудовой, предпринимательской, иной деятельностью,

оплачиваемой и (или приносящий прибыль (доход) из источника в месте

пребывания). В данном понятии определяются категории агроэкотуристов

(граждане РБ, иностранные граждане, лица без гражданства), основание для

оказания им услуг (договор), территория, на которой оказываются услуги

(сельская местность РБ), цели временного пребывания агроэкотуристов

(отдых, оздоровление и т.д.). Указ четко определяет понятие сельской

местности - территория, входящая в пространственные пределы сельсоветов,

за исключением территории поселков городского типа и городов районного

подчинения.

Что касается субъектов агроэкотуризма, то в Указе определены два их вида:

1. физические лица, постоянно проживающие в сельской местности и ведущие

личное подсобное хозяйство. В соответствии с Законом Республики

Беларусь от 11 ноября 2002 г. «О личных подсобных хозяйствах граждан»

личное подсобное хозяйство граждан - форма хозяйственно-трудовой

деятельности граждан по производству сельскохозяйственной продукции,

основанная на использовании земельных участков, находящихся в частной

собственности, в пожизненном наследуемом владении, переданных им в

аренду для ведения личного подсобного хозяйства. В личном подсобном

хозяйстве гражданина на праве частной собственности могут находиться

хозяйственный строения и сооружения, скот, птица, многолетние

насаждения, в установленном законодательством Республики Беларусь

порядке - транспортные средства, а также иное имущество, не

запрещенное законодательством Республики Беларусь. Деятельность

граждан, осуществляющих ведение личных подсобных хозяйств, по

производству, переработке и реализации, произведенной ими

сельскохозяйственной продукции не относится к предпринимательской

деятельности. Например, гражданин А постоянно проживает в сельской

местности, где есть свободные жилые комнаты, ведет личное подсобное

хозяйство (выращивает овощи, фрукты, содержит кур, скот), у него есть

возможность ознакомления агроэкотуристов с природными и архитектурными

объектами - в соответствии с Указом этот гражданин А имеет право

осуществлять деятельность в сфере агроэкотуризма.

2. Крестьянские (фермерские) хозяйства.

Физические лица осуществляют свою деятельность без государственной

регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. По отношению же к

крестьянам (фермерским) хозяйствам Указ содержит требование - ведение

раздельного учета доходов, получаемых от реализации произведенной и

переработанной сельскохозяйственной продукции, а также других видов

хозяйственной деятельности, не запрещенных законодательством.

В Указе (п. 4) определены четыре основных условия, при наличии которых в

совокупности субъекты агроэкотуризма могут осуществлять деятельность по

оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.

Указом четко не определено, какие именно возможности должен иметь субъект

агроэкотуризма для ознакомления агроэкотуристов с природными и

архитектурными объектами, национальными культурными традициями

соответствующей местности. На мой взгляд, для каждого конкретного субъекта

они свои. Например, наличие транспорта, если природный или архитектурный

объект расположен далеко от места пребывания агроэкотуриста; если маршрут

проходит по реке, то наличие лодки, байдарки и т.д. Таким образом, при

наличии всех выше перечисленных Указом условий в совокупности субъекты

агроэкотуризма могут осуществлять деятельность в этой сфере.

Указом (п. 5) определены также и виды услуг в сфере агроэкотуризма,

которые субъекты агроэкотуризма вправе осуществлять. Следует отметить, что

Указ не ограничивает виды услуг, оказываемых в сфере агроэкотуризма, а

предусматривает их широкий спектр.

Что касается правоотношений между субъектами агроэкотуризма и

агроэкотуристами, то они возникают на основании договоров. Указ определяет

обязательное требование к форме договора - простая письменная [см.

приложение 1]. Качество оказываемых услуг должно соответствовать условиям

договора.

До начала осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере

агроэкотуризма субъекты агроэкотуризма обязаны:

1. уплатить сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере

агроэкотуризма;

2. письменно проинформировать соответствующий сельский Совет депутатов о

намерении осуществлять такую деятельность;

3. физические лица (субъекты агроэкотуризма) дополнительно обязаны подать

в налоговый орган по месту жительства заявление о поставке на учет с

представлением документа, подтверждающего уплату сбора.

Размер сбора (до 31 декабря 2010г.) будет составлять одну базовую величину

за календарный год, определяемый на момент его уплаты, и зачисляется в

бюджеты соответствующих сельских Советов депутатов. За последующий

календарный год сбор уплачивается не позднее 28 числа последнего месяца

текущего календарного года, в котором осуществляется деятельность по

оказанию услуг в сфере агроэкотуризма. До 31 декабря 2010г. доходы

плательщиков сборов не облагаются налогами, сборами и иными обязательными

платежами. Указ обязывает субъектов агроэкотуризма ежегодно до 31 декабря

представлять в налоговый орган по месту жительства (крестьянские

(фермерские) хозяйства по месту нахождения) информацию о договорах на

оказание услуг в сфере агроэкотуризма, заключённых в истекшем году, по

форме, утверждаемой Министерством по налогам и сборам.

Деятельность, осуществляемая субъектами агроэкотуризма, без уплаты сбора

или без извещения соответствующего сельского Совета депутатов, а также без

подачи заявления в налоговый орган о постановке на учёт, либо без

заключения договора на оказание услуг в сфере агроэкотуризма, либо при

осуществлении ими деятельности, наносящей ущерб окружающей среде и (или)

историко-культурным объектам, запрещается.

Указ устанавливает также и санкции за осуществление субъектами

агроэкотуризма деятельности в нарушение установленных правил по оказанию

услуг в данной сфере - штраф в размере от одной до десяти базовых величин,

а за непредставление субъектами агроэкотуризма в налоговый орган

информации по установленной форме о договорах на оказание услуг,

заключённых в истёкшем году - штраф в размере от одной до пяти базовых

величин.

Необходимо отметить, что действие Указа не распространяется на

предоставление гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и

лицам без гражданства жилых помещений на территории курортных зон. В

соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004г. «Об

архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике

Беларусь» в целях обеспечения прав граждан на отдых и оздоровление в

природных и зелёных зонах городов, имеющих благоприятные природные

лечебные факторы т ресурсы для организации профилактики и лечения

заболеваний, массового отдыха и туризма, размещаются курортные зоны,

статус и границы которых устанавливаются в соответствии с

законодательством [4].

Т.о. в Республике Беларусь за последние годы создана нормативно-правовая

база, обеспечивающая благоприятные условия для развития агроэкотуризма.

Основным документом, регулирующим отношения в агротуристическом секторе

хозяйствования, стал Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006г.

№372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь». Однако

для более эффективного решения проблем агротуристических хозяйств следует

разработать ряд дополнений, которые бы позволили:

1. более организовано и эффективно вести работу на местах;

2. дали возможность получения льготных кредитов как уже работающим

усадьбам, так и желающим начать деятельность в сфере агроэкотуризма.

2. СОСТОЯНИЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АГРОЭКОТУРИЗМА В

БЕЛАРУСИ

2.1. Ресурсный потенциал для развития агроэкотуризма

Слагающими агроэкотуризма той или иной территории являются:

1. природный потенциал, при этом особую ценность представляют природные

объекты, сохранившие первозданное состояние, не подвергшиеся

антропогенной деятельности;

2. объекты историко-культурного значений;

3. транспортная и хозяйственная инфраструктура;

4. наличие подготовленных кадров.

В условиях Республики Беларусь привлекательность развития агроэкотуризма

обусловлена высокой сохранностью природно-территориальных комплексов, что

выгодно отличает Беларусь от стран-соседей. Страны Западной Европы,

находящиеся на одной широте с Беларусью, лишены первозданных

природно-территориальных комплексов равнинного типа. В данном аспекте

конкурентом Республики Беларусь является Россия, но Беларусь выглядит

более предпочтительной в силу более близкого расположения к ареалам

высокого спроса.

Ландшафтно-экологическая оценка территории Беларуси показывает, что 46,3%

природно-территориальных комплексов республики являются типичными, 32,8% -

ценными и 20,9% - уникальными. Большая часть ценных и уникальных

ландшафтов сконцентрирована в северной и южной Беларуси.

Факторами, влияющими на формирование природных ресурсов, являются климат,

рельеф, гидрография, растительный и животный мир. В условиях Республики

Беларусь наиболее привлекательными для туризма являются элементы

гидрографической сети.

В Беларуси существует более 10 тысяч озёр, которые расположены в Поозерье

и Полесье. Наиболее привлекательными для туристов являются озёра,

расположенные группами. Самыми известными являются нарочанская и

браславская озёрные группы. Главным условием для организации отдыха и

туризма является приемлемое качество вод. Для организации туризма могут

использоваться озёра с чистой и условно чистой водой, а они составляют

почти 90% всех озёр республики:

* озёра с чистой водой высокого качества (составляют 6% общего

количества) - это Нарочь, Снуды, Струсто, Волосо, Долгое, Плиса. Они

пригодны не только для организации отдыха, но и для разведения ценных

пород рыб (форель, осётр, лосось);

* озёра с условно чистой и слабозагрязнённой водой (81%) - Лукомльское,

Дрисвяты, Шо, Баторино и др. Эти озёра могут использоваться для

массовых видов отдыха.

Необходимо отметить, что если геоморфологические и гидрологические условия

организации рекреации в обобщённом виде улучшаются с юга на север, то

климатические условия летнего периода в данном направлении ухудшаются.

Например, продолжительность летнего комфортного периода (количество дней

со среднесуточной температурой +15 - +20) максимальна на юго-западе

Беларуси и составляет 70 дней. На северо-востоке этот показатель снижается

до 52 дней.

Режим выпадения летних осадков наиболее благоприятен в Полесье, а наименее

- на возвышенности Белорусской гряды. Но в целом необходимо отметить, что

расположение гидролого-геоморфологических объектов в большей степени, чем

климатические ресурсы, предопределяет географическую концентрацию центров

туризма. Примером, подтверждающим данное утверждение, является нарочанский

регион. Он характеризуется сравнительно низким качеством климатических

ресурсов и в то же время является наиболее привлекательным для туристов

регионом в силу наличия крупных водоёмов, что ослабляет влияние

климатических факторов в структуре природно-рекреационного потенциала.

Благоприятные рекреационно-климатические ресурсы для зимних видов отдыха

обуславливаются продолжительностью зимнего комфортного периода (число дней

со среднесуточной температурой от -15 до-5) и продолжительностью залегания

снежного покрова. Для зимних видов туризма наиболее благоприятны

северо-восточные и наименее - юго-западные районы Республики Беларусь.

Важным ресурсом для развития агроэкотуризма Беларуси являются леса.

Естественный растительный покров Беларуси занимает около 65% территории

республики и представлен лесными, луговыми и болотными сообществами. Всего

в современной флоре Беларуси насчитывается около 1500 видов травянистых

растений, являющихся основным компонентом луговых, болотных и значительной

части сельскохозяйственных угодий. Но особую живописность пейзажам придают

древесные растения, среди которых 28 видов деревьев и около 60 видов

кустарников.

Краса, гордость и богатство Беларуси - ее леса, занимающие около 40%

площади республики. Наибольшее распространение имеют хвойные леса с

преобладающей породой сосной, чистые и смешанные насаждения которой

встречаются как на песчаных пространствах Полесья, так и на верховых

болотах Поозерья. Широко распространены также леса, сформированные елью,

дубом, березой, осиной. К югу и юго-востоку республики увеличиваются

площади широколиственных лесов. В средней части Полесской низменности

проходит южная граница произрастания ели.

В Беларуси расположен один из старейших в Европе лесных массивов -

Беловежская пуща, основные насаждения которой достигли возраста 120-200

лет, отдельные деревья - памятники природы - насчитывают 350-500 лет, а

более тысячи дубов имеют возраст от 300 до 700 лет. Это чудом

сохранившиеся остатки обширных лесов Европы XIII века.

Леса Беларуси богаты плодово-ягодными растениями и грибами. Это черника,

клюква, голубика, брусника, рябина, калина, малина. Наибольшее

распространение и самые большие запасы характерны для черники и клюквы.

Общий биологический запас ягод и плодов дикорастущих растений составляет

ориентировочно 152490 т.

В лесах республики встречается более 300 видов съедобных грибов, 38

несъедобных и ядовитых. Запасы грибов составляют примерно 33 тыс.т.

Около 14% территории республики занимают луга, которые сформировались

преимущественно на месте сведенных лесов и кустарников. Крупные луговые

угодья расположены на юге Беларуси. Луга Беларуси богаты медоносными и

декоративными, ярко цветущими растениями, многие из которых перспективны

для культивирования, многие имеют применение в качестве лекарственных и

технических видов. Луга являются местом произрастания многих редких и

исчезающих видов растений, занесенных в Красную книгу.

Неотъемлемой частью белорусского пейзажа являются болота, занимающие свыше

10% площади республики. Среди них преобладают низинные болота,

представляющие собой уникальные экосистемы, которые имеют ограниченный

ареал распространения на планете. В Западном Полесье сохранилось несколько

крупных болот, которые являются самыми большими естественными болотами

этого типа в Европе. Наиболее крупные из них - «Званец» и «Дикое» площадью

соответственно 150 и 80 км.кв. На естественных болотах доминируют

различные виды 7осок, поверхность покрыта толстым слоем зеленых мхов.

Не менее растительного мира разнообразен животный мир Беларуси. У нас

встречаются обитатели смешанных лесов Европы, тайги и степных зон. Обитает

453 вида позвоночных и более 30 тысяч беспозвоночных, млекопитающие

представлены 73 видами. В лиственных и смешанных лесах с развитым травяным

покровом, в Беловежской пуще и в Березинском биосферном заповеднике живут

представители реликтовой фауны - зубры. Это животное стало своеобразным

символом для страны.

В середине прошлого века на территории Беларуси восстановлена популяция

благородного оленя.

Наибольшим разнообразием среди позвоночных отличается фауна птиц. Она

включает 298 видов, из которых 225 гнездятся на территории республики.

Пресмыкающиеся и земноводные представлены соответственно 7 и 12 видами.

В составе фауны рыб и круглоротых насчитывается 62 вида, из которых 45

видов рыб являются аборигенными, а 14 заселены в водоемы Беларуси в целях

интродукции и акклиматизации. Огромным разнообразием отличается фауна

беспозвоночных животных, среди которых особенно выделяется класс

насекомых.

К охотничье-промысловым животным из позвоночных относятся 22 вида

млекопитающих, 31 вид птиц, 1 вид рептилий, а из беспозвоночных -

виноградная улитка.

Наибольшее ресурсное значение имеют лось, кабан, косуля, заяц, белка,

волк, лисица. Существенное значение могут иметь олень, бобр, ондатра,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.