| |||||
МЕНЮ
| Технологическое проектирование АТПпоследовательных постах, м Vк –скорость передвижения автомобиля конвейером, м/мин. Число линий обслуживания mл рассчитывается по формуле [4, c.57]: mл=?л/Rл, (2.7) Т. к. согласно п.2.1.1. количество постов ТО-1 и ТО-2 по одному, то в нашем случае применять поточные линии периодического действия мы не будем. 2.1.3. Расчёт поточных линий непрерывного действия Такие линии применяются для выполнения уборочно-моечных работ ЕО с использованием механизированных установок для мойки и сушки (обдува) автомобилей. При полной механизации работ по мойке и сушке автомобиля для обеспечения максимальной производительности линии пропускная способность отдельных постовых установок должна быть равна пропускной способности основной установки для мойки автомобилей. В этом случае такт линии ?ЕОм рассчитывается [4, c.58]: ?ЕОм=60/Nу, (2.8) где Nу –производительность механизированной моечной установки на линии. Такт линии ?ЕОм равен: ?ЕО ЛиАЗ=60/40=1,5 мин; ?ЕО ЗИЛ=60/40=1,5 мин. Ритм линии RЕО рассчитывается по формуле [4, c.58]: RЕО=60?Твозв/(0,7?NЕОс), (2.9) где Твозв –время возврата автомобиля с линии, час. Принимаем согласно [4, c.59]: Твозв ЛиАЗ=2,8 часа; Твозв ЗИЛ=2,8 часа; Ритм линии RЕО равен: RЕО ЛиАЗ=60?2,8/(0,7?292)=0,82 мин; RЕО ЗИЛ=60?2,8/(0,7?289)=0,83 мин. Число линий обслуживания mЕО, согласно формулы (2.7) равно: mЕО ЛиАЗ=1,5/0,82(2 линии; mЕО ЗИЛ=1,5/0,83(2 линии. Если на линии работы выполняются вручную, предусматривается механизация моечных работ, остальные выполняются вручную, то такт линии ?ЕО ч.м. рассчитывается с учётом скорости перемещения автомобилей (2-3 м/мин), обеспечивающий возможность выполнения работ вручную в процессе движения автобуса [4, c.59]: ?ЕО ч.м. =(La+a)/Vк, (2.10) Такт линии равен: ?ЕО ч.м. ЛиАЗ =(10,45+1,5)/2,5=4,78 мин; ?ЕО ч.м. ЗИЛ =(6,675+1,5)/2,5=3,3 мин. Количество линий обслуживания mЕО ч.м., согласно формулы (2.7) равно: mЕО ч.м ЛиАЗ=4,78/0,82=6 линий; mЕО ч.м. ЗИЛ=3,3/0,83=4 линии. 2.1.4. Расчёт постов ТР При этом расчёте число воздействий по ТР неизвестно, поэтому для расчёта числа постов ТР используют годовой объём постовых работ ТР. Так как работа на постах ТР производится в 1 смену, то расчёт количества постов ХТР производится по формуле [4, c.60]: ХТР [pic], (2.11) где ТТР –годовой объём работ, выполняемых на постах ТР, чел?ч; ?ТР –коэффициент, учитывающий неравномерность поступления автомобилей на посты ТР; КТР –коэффициент, учитывающий долю объёма работ, выполняемую на постах ТР в наиболее загруженную смену; ?п –коэффициент использования рабочего времени поста; с – 1 смена. Принимаем согласно [4, c.10]: Для ЛиАЗ-677: Рср=2 чел; КТР=0,6; ?п=0,8; Тсм=8 час; для ЗИЛ-130: Рср=2 чел; КТР=0,6; ?п=0,8; Тсм=8 час. Коэффициент ?ТР рассчитывается по формуле: ?ТР=( ?1?а+ ?2?b)/(a+b), (2.12) где ?1 –коэффициент, учитывающий регулировочные, разборочно-сборочные и окрасочные работы; ?2 –коэффициент, учитывающий сварочно-жестяницкие работы; a,b –количество работы, %. Принимаем согласно [2, c.14]: ?1=1,4; ?2=1,2; а=27+8=35%; b=5+2=7%; Коэффициент ?ТР равен: ?ТР =( 1,4?35+1,2?7)/(35+7)=1,37; Количество постов ХТР равно: ХТР ЛиАЗ[pic](1 поста; ХТР ЗИЛ[pic](2 пост. 2.1.5. Расчёт постов ожидания Посты ожидания – это посты, на которых автомобили нуждающиеся в том или ином виде ТО и ТР, ожидают своей очереди для перехода на соответствующий пост или поточную линию. Эти посты обеспечивают бесперебойную работу зон ТО и ТР, устраняя в некоторой степени неравномерность поступления автомобилей на обслуживание и ТР. Кроме того, в холодное время года посты ожидания в закрытых помещениях обеспечивают обогрев автомобилей перед их обслуживанием [4, c.61]. Для постов ТО: Хож=0,2?ХТО-1,ТО-2; Для постов ТР: Хож=0,2?ХТР; Х ТО-1ож =0,2?2=0,4 , Х ТО-2ож =0,2?2=0,4 , Х ТРож =0,2?3=0,6 ( Х ТО,ТР ож АТП =1 пост. Для постов диагностики постов ожидания нет. 2.1.6. Расчёт потребного количества постов КТП Количество постов КТП, предназначенных для контроля технического состояния автомобилей рассчитывается [4, c.62]: ХКТП[pic], (2.13) где R –численность автомобилей, проходящих через пост КТП за 1 час, авт/час. Принимаем R=40 авт/час согласно норматива. Количество постов КТП равно: ХКТП ЛиАЗ[pic](0 постов; ХКТП ЗИЛ=0,85(1 пост; ХКТП АТП=1 пост. 2.2. Расчёт площадей помещения АТП Площади АТП по своему функциональному назначению подразделяются на 3 основные группы: производственно-складские, хранения подвижного состава и вспомогательные. 2.2.1. Расчёт площадей помещения зон ТО и ТР Площадь зоны ТО и ТР находится по формуле [4, c.69]: Fз=fa ?xз?кп, (2.14) где fa –площадь, занимаемая автомобилем в плане, м2; хз –число постов зоны, ед; кп –коэффициент плотности расстановки постов, согласно рекомендациям [4, c.69]: кп=6ч7 при одностороннем расположении постов; кп=4ч5 при двухстороннем расположении постов и погонном методе (при ТО). Согласно данным [5]: -ЛиАЗ-677: la=10450 мм; ba=2500 мм; -ЗИЛ-130: la=6675 мм; ba=2500 мм. Площадь зон ТО и ТР равна: для ЛиАЗ: FзТО-1=10,45 ?2,5?2?4=105 м2; FзТО-2=105 м2; FзТР=105 м2; FзД-2=105 м2; FзД-1=105 м2; для ЗИЛ-130: FзТО-1=6,675?2,5?1?4=67 м2; FзТО-2=67 м2; FзТР=6,675?2,5?2?4=134 м2; S Fз АТП=793 м2. 2.2.2. Расчёт площадей производственных участков Площади участков рассчитывают по площади помещения, занимаемой оборудованием и коэффициенту плотности его расстановки по формуле [4, c.69]: Fуч=fоб ?кп, (2.15) где fоб –суммарная площадь горизонтальной проекции по габаритным размерам оборудования, м2; кп –коэффициент плотности расстановки оборудования. Значения кп для производственных участков [4, c.70]: -слесарно-механический, электротехнический, аккумуляторный, ремонт приборов системы питания кп=3,5ч4; -агрегатный, шиномонтажный, ремонт оборудования кп=4ч4,5; -сварочный, жестяницкий, кузнечно-рессорный кп=4,5ч5; Для приближённых расчётов площади участков могут быть определены по числу работающих на участке в наиболее загруженную смену, рассчитывается по формуле [4, c.70]: F’уч=f1+f2?(Pт-1), (2.16) где f1 –удельная площадь участка на первого работающего, м2/чел; f2 –удельная площадь участка на каждого последующего работающего, м2/чел; Рт –число технологически необходимых рабочих: Рт=Тгодi/Фтгод, (2.17) где Тгодi –трудоёмкость на i-ом участке, чел?ч; Фтгод –годовой фонд времени технологического рабочего, час. Число технологически необходимых рабочих равно: Рт агр ЛиАЗ=1444/2070=0,7; Рт агр ЗИЛ=3874/2070=1,9; Рт агр АТП=0,7+1,9=3 чел. Расчёт технологически необходимых рабочих сводим в таблицу 2.1. Таблица 2.1 Количество технологически необходимых рабочих на участках ТР |Вид участковых работ |Тгодi , |Фтгод |Рт АТП, чел | | |чел*ч |,час | | |-агрегатные |5318 |2070 |3 | |-слесарно-механические |2958 |2070 |1 | |-электротехнические |2189 |2070 |1 | |-аккумуляторные |626 |1830 | | |-ремонт приборов системы питания |1167 |2070 |1 | |-шиномонтажные |398 |2070 |1 | |-вулканизационные |313 |2070 | | |-кузнечно-рессорные |939 |1830 |1 | |-медницкие |626 |1830 | | |-сварочные |398 |1830 | | |-жестяницкие |398 |2070 |1 | |-арматурные |483 |2070 | | |-обойные |483 |2070 | | |Итого по участкам |16150 | |9 | (Рт=9 чел., в п.1.5 (Рт также равно 9 чел. Для необъединённых видов работ площади производственных участков, согласно формулы (2.16) равны: F’агр=22+14?(3-1)=50 м2; F’с-мех=18+12?(1-1)=18 м2; F’рем=14+8?(1-1)=14 м2; Для объединённых видов работ площади участков равны: F’шин, вулк=[pic] =27 м2 ; F’жест, арм, об=[pic] =28 м2 ; F’аккум, электр=[pic]=31 м2 ; F’свар, мед, к-рес=[pic] =38 м2 . Удельные площади участков (F’) рассчитаны для АТП грузоподъёмностью грузовых автомобилей свыше 5 до 8 т и автобусов. Для АТП с числом автобусов до 200 отдельных помещений для мойки агрегатов, кислотный и зарядный не предусматриваются. SFуч=50+18+14+26,8+28,4+30,7+38=207 м2 . 2.2.3. Расчёт площадей складских помещений Для определения площадей складов используются 2 метода расчёта: -по удельной площади складских помещений на десять единиц подвижного состава (не точен); -по нормативам, исходя из суточных расходов и продолжительности хранения, далее по количеству хранимого подбирается оборудование складов (ёмкости для хранения смазочных материалов, насосы, стеллажи и др.) и определяется площадь fоб помещения, занимаемая этим оборудованием. Принимаем второй метод. Площадь склада рассчитывается по формуле [4, c.73]: Fскл= fоб?Кп, (2.18) где Кп =2,5 –коэффициент плотности расстановки оборудования. В настоящее время АТП не располагают собственными складами топлива и заправочными средствами и пользуются АЗС общего пользования, поэтому расчёт склада топлива в данной работе не рассматривается. 2.2.3.1. Расчёт склада смазочных материалов Запас смазочных материалов определяется по формуле [4, c.74]: Зм=0,01?Gсут?qм?Дз, (2.19) где Gсут –суточный расход топлива; qм –норма расхода смазочных материалов на 100 л топлива, л/100л.т.; Дз –число дней запаса (Дз=15 дней). Суточный расход топлива автомобилей рассчитывается: Gсут= Gл+Gт, (2.20) где Gл –расход топлива на линии, л; Gт –расход топлива на внутригаражные нужды, л. Расход топлива на линии Gл рассчитывается по формуле: Gл=(Асп??т?lcc?q)/100, (2.21) где q –линейный расход топлива на 100км пробега, л/100км (q ЛиАЗ=39 л/100км; q ЗИЛ=39 л/100км). Расход топлива на внутригаражные нужды равен 10% от расхода топлива на линии. Расход топлива Gл на линии равен: Gл ЛиАЗ=(40?0,95?130?39)/100=1927 л; Gл ЗИЛ=(135?0,94?130?39)/100=6434 л. Суточный расход топлива Gсут равен: Gсут ЛиАЗ=1,1?1927=2120 л; Gсут ЗИЛ=1,1?6434=7077 л; Gсут АТП=9197 л. Принимаем, согласно [2, c.24] нормы расхода смазочных материалов: qм=2,4 л/100л.т.; qтр.м=0,3 л/100л.т.; qспец=0,1 л/100л.т.; qк.см=0,2 л/100л.т. Затраты на масло равны: Зм=0,01?9197?2,4?15=3311 л; Зтр.м=0,01?9197?0,3?15=414 л; Зспец=0,01?9197?0,1?15=138 л; Зк.см=0,01?9197?0,2?15=276 кг; Vкс=276/0,9=307 л. Моторное, трансмиссионное, специальное масла и смазку храним в бочках объёмом 200 л, количество бочек равно: Nм=3311/200=17; Nтр.м=414/200=2; Nспец=138/200=1; Nк.см=307/200=2. Объём отработавших масел принимается 15% от расхода свежих масел: Зм отр=0,15?3311=497 л; Зтр.м отр=0,15?414=62 л; Зспец отр=0,15?138=21 л; Зк.см отр=0,15?307=46 л. Отработанное моторное масло 3 бочки по 200л; специальное масло-1 канистра по 20л ; трансмиссионное -1 бочка по 200л , смазка - 1 бочка по 200л. Площадь бочки 200л равна: fб=3,14?(0,6)2/4=0,283 м2; Площадь канистры 20л равна: fк=0,15?0,5=0,075 м2; Площадь оборудования (бочки, канистры) равна: fоб=0,283?(17+2+1+2+3+1+1)+0,075?1=7,7 м2. Площадь склада смазочных материалов равна, согласно формуле (2.18): Fск см=7,7?2,5=19 м2. 2.2.3.2. Расчёт склада автошин Запас автошин определяется по формуле [4, c.75]: Зш=Аu??т?lcc?Хк?Дз/Lп, (2.22) где Хк –число колёс автомобиля без запасного, ед; Lп –средний пробег покрышки, км. Принимаем, согласно [5, c.172]: Lп =70000 км; Хк =6; Дз=10 дн. Запас автошин равен: Зш ЛиАЗ=40?0,95?130?10?6/70000=4 ед; Зш ЗИЛ=135?0,94?130?10?6/70000=14 ед; Зш АТП=18 ед. Ширина стеллажа определяется размером покрышки: bст=dн.покр, где dн.покр –наружный диаметр покрышки, dн.покр =1,05 м. Длина стеллажей для хранения покрышек рассчитывается [4, c.75]: lст=Зш/П, (2.23) где П –число покрышек на 1 погонный метр стеллажа при двухярусном хранении (П=6ч10). Длина стеллажей lст равна: lст=18/8=2,25 м. Площадь, занимаемая стеллажами, равна: fоб=1,05?2,25=2,4 м2. Площадь склада автошин согласно формуле (2.18) равна: Fск.аш=2,4?2,5=6 м2. 2.2.3.3. Расчёт склада специальных материалов Размеры запаса запасных частей, агрегатов и материалов рассчитывается отдельно. Хранимый запас запасных частей, металлов и прочих материалов Gi (кг) рассчитывается [4, c.75]: Gi[pic], (2.24) где Ga –масса автомобиля, кг; а –средний процент расхода запасных частей, металлов и других материалов от массы автомобиля на 10000 км. Принимаем: Дз=20 дн; Ga ЛиАЗ=8380 кг; Ga ЗИЛ=4300 кг; согласно [4, c.76]. Запас Gi равен: Gзч ЛиАЗ[pic]=828 кг; Gзч ЗИЛ[pic]=1419 кг; Gзч АТП=2247 кг; Gме ЛиАЗ =662 кг; Gме ЗИЛ =1417 кг; Gме АТП=2069 кг; Gлк ЛиАЗ =124 кг; Gлк ЗИЛ =206 кг; Gлк АТП=330 кг; Gпр ЛиАЗ =207 кг; Gпр ЗИЛ =206 кг; Gпр АТП=413 кг. Запас агрегатов рассчитывается [4, c.75]: Gаг= Аu?Каг?qаг/100, (2.25) где Каг –число агрегатов на 100 автомобилей одной марки по нормативам положения, ед; qаг –масса агрегата, кг. Принимаем число агрегатов на 100 автомобилей (Каг) [6]: для ЛиАЗ-677: двигатель - Каг =3; КПП - Каг =3; передний мост - Каг=2; задний мост - Каг =2; карданные валы - Каг =2; радиатор - Каг =2; для ЗИЛ-130: двигатель - Каг =6; КПП - Каг =6; передний мост - Каг=5; задний мост - Каг =5; карданные валы - Каг =4; радиатор - Каг =4; Принимаем qаг согласно [5]: для ЛиАЗ-677: двигатель - qаг =477 кг; КПП - qаг=219 кг; передний мост - qаг =470 кг; задний мост - qаг =720 кг; карданные валы - qаг =76 кг; радиатор - qаг=40 кг. для ЗИЛ-130: двигатель - qаг =490 кг; КПП - qаг=120 кг; передний мост - qаг =260 кг; задний мост - qаг =500 кг; карданные валы - qаг =35 кг; радиатор - qаг=18 кг. Запас агрегатов равен: Gдв ЛиАЗ=40?3?477/100=572 кг; Gдв ЗИЛ=135?6?490/100=3969 кг; GдвАТП=4541 кг; GКПП ЛиАЗ =263 кг; GКПП ЗИЛ =972 кг; GКППАТП=1235 кг; Gп.м ЛиАЗ =376 кг; Gп.м ЗИЛ =1755 кг; Gп.мАТП=2131 кг; Gз.м ЛиАЗ =576 кг; Gз.м ЗИЛ =3375 кг; Gз.мАТП=3951 кг; Gк.в ЛиАЗ =61 кг; Gк.в ЗИЛ =189 кг; Gк.вАТП=250 кг; Gр ЛиАЗ =32 кг; Gр ЗИЛ =97 кг; GрАТП=129 кг; GагрАТП=12237 кг. Площадь пола, занимаемая стеллажами для хранения запасных частей, агрегатов, металлов и материалов рассчитывается [4, c.75]: fст=Gi/g, (2.26) где Gi –масса объектов хранения, кг; g –допустимая нагрузка на 1м2 занимаемой стеллажом площади, кг/м2. Принимаем согласно [4, c.75]: для запасных частей – g=600 кг/м2; для агрегатов – g=500 кг/м2; для металла – g=650 кг/м2. Площадь, занимаемая стеллажами, равна: fст з.ч=2247/600=3,8 м2; fст ме=2069/650=3,2 м2; fст лк=330/600=0,55 м2; fст пр=413/600=0,7 м2; fст агр=12237/500=24,5 м2. Площадь складов соответственно, согласно формулы (2.18) равна: Fск з.ч=3,8?2,5=10 м2; Fск ме=3,2?2,5=8 м2; Fск лк=0,55?2,5=1,4 м2; Fск пр=0,7?2,5=2 м2; Fск агр=24,5?2,5=62 м2; S Fск =83,4 м2. Суммарная площадь всех складских помещений АТП равна: Fск АТП=19+6+83,4=108,4 м2. 2.2.4. Расчёт площадей хранения автомобилей При укрупнённых расчётах площадь зоны хранения находится [4, c.75]: Fx=fa?Аст?Кп, (2.27) где fa –площадь занимаемая автомобилем в плане, м2; Аст –число автомобиле-мест хранения, ед; Кп –коэффициент плотности расстановки автомобиле-мест хранения. Согласно п.2.2.1. fa ЛиАЗ=26,125 м2, fa ЗИЛ=16,69 м2 . Величина Кп зависит от способа расстановки мест хранения и принимается равной 2,5ч3. Площадь хранения автобусов (стоянки) равна: Fx ЛиАЗ=26,125?40?2,5=2613 м2. Fx ЗИЛ=16,69?135?2,5=5632 м2. Fx АТП=8245 м2. 2.2.5. Расчёт площадей административно-бытовых и технических помещений Численность персонала служб управления зависит от типажа подвижного состава и от списочного количества автомобилей. Принимаем: общее руководство – 3 чел; плановый отдел – 3 чел; отдел кадров – 3 чел; отдел труда и заработной платы – 4 чел; бухгалтерия – 6 чел; отдел снабжения – 2 чел; отдел общего обслуживания – 2 чел; охрана – 3 чел; пожарные и служащие – 4 чел. Площади административных помещений рассчитывают по штатному расписанию управленческого аппарата, исходя из следующих норм: рабочие комнаты отделов – 4 м2 на одного работающего в отделе; площади кабинетов 10ч15% от площади рабочих комнат, вестибюлей и гардеробных – 0,27м2 на одного служащего [2, c.25]. Площади административных помещений равны: Fад рук=3?4=12 м2 ; Fад м=3?4=12 м2; Fад ок=3?4=12 м2; Fад от.зп=4?4=16 м2; Fад бух=6?4=24 м2; Fад сн=24 м2; Fад обс=8 м2; Fад охр=12 м2; Fад пож.служ=16 м2; SFад =120 м2; Fад каб=0,1?120=12 м2; Fад гард=0,27?2=0,54 м2. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|