реферат бесплатно, курсовые работы
 

Организация международных грузовых автомобильных перевозок

является участком IX Критского коридора и имеет протяженность по территории

республики 456 км.

Важную роль играет и ответвление коридора 1ХВ Киев - Минск — Вильнюс —

Каунас — Клайпеда, в которое входят автомобильные дороги М5 Минск - Гомель,

М6 Минск - Гродно и Р28 Першай - Ошмяны - граница Литовской республики (на

Вильнюс), протяженностью 468 км. Ответвление 1ХВ обеспечивает выход

грузовладельцев из областей Восточной Украины и Центральной России к

специализированным морским портам Клайпеды, Вентспилса и Калининграда. [9,

стр. 8]

Транспорт, обслуживая практически все виды международных экономических

отношений, является важнейшим источником валютных поступлений в республике,

выступая на международном рынке как экспортер транспортных услуг.

В общем объеме экспорта услуг 63,5% составляет экспорт транспортных

услуг, в том числе железнодорожный транспорт-20,5%, автомобильный транспорт-

12,0% и воздушный транспорт — 1,9%.

Автомобильный транспорт является единственным в мире видом транспорта,

способным обеспечивать доставку грузов в прямом сообщении «от двери до

двери» - дополнительных погрузочно-разгрузочных операций. Эта его

специфическая особенность дополняется еще одним важным фактором -

способностью обеспечивать быструю и сохранную доставку грузов в пункты

назначения.

Последний фактор реализуется тем лучше, чем четче будет организовано

выполнение всех работ по подготовке и обеспечению перевозочного процесса.

Однако организация автомобильных перевозок грузов из одной страны в другую

- процесс сложный, требующий соблюдения международных конвенций и

соглашений по перевозкам и транзиту, высокого качества обслуживания,

точного исполнения условий контракта, соблюдения таможенных и

государственных законов. Сложность управления международными перевозками

заключается в том, что необходимо управлять объектом (грузом), находящимся

за тысячи километров от управляющего, который должен принимать оперативные

решения с учетом постоянно меняющейся обстановки и необходимости

своевременной и сохранной доставки груза.

Поэтому эффективность и качество всего транспортного процесса в

большой степени зависит не только от грузоотправителя и перевозчика, но и

от ряда посредников, принимающих участие в международных перевозках. Такими

посредниками в международных транспортных операциях являются

специализированные предприятия, фирмы, объединения, осуществляющие

разнообразные функции по поручению владельца груза при его перемещении с

момента подготовки товара к транспортировке до момента сдачи его

потребителю.

Посредничество в области международных перевозок все больше охватывает

необходимый комплекс услуг и операций, называемый транспортно-

экспедиционное обслуживание (ТЭО). В международной практике под ТЭО

понимается особый вид специализированной деятельности по организации

доставки грузов и выполнению соответствующих этому услуг, осуществляемый

экспедитором для грузовладельца по договору, предусматривающему

экспедиционное вознаграждение.

Темпы развития промышленного и сельскохозяйственного производства,

значительные объемы капитального строительства, возросший товарооборот

повысили роль междугородных перевозок грузов в регионе. Автомобильный

транспорт в этом виде перевозок имеет ряд преимуществ по сравнению с

другими видами транспорта:

. ускорение доставки грузов,

. сокращение количества перевалок,

. повышение степени сохранности грузов.

Использование автомобильного транспорта для междугородных перевозок

позволяет исключить нерациональные, т.е. на короткие расстояния, перевозки

железнодорожным транспортом.

Широкая специализация и кооперирование производства, концентрация баз

снабжения в крупных городах потребовали организации устойчивого, ритмичного

и в короткие сроки перевозочного процесса в междугородном сообщении. В

республике проводится систематическая работа по оптимизации перевозок

грузов. Основные перевозки и грузооборот в междугородном сообщении

осуществляются автомобильным транспортом.

Всевозрастающие объемы междугородных перевозок привели к необходимости

организации их по принципу, который обеспечил бы ускорение доставки и

сохранность грузов, наилучшее обслуживание грузоотправителей-

грузополучателей с учетом режимов их работы по приемке-выдаче грузов и

высокоэффективное использование подвижного состава.

Важнейшим показателем интегрирования транспортной системы Республики

Беларусь является рациональное использование существующих транспортных

сетей, реализация преимуществ их географического расположения и

коммуникационной способности, обеспечивающей кратчайший путь европейским

странам с Восточным и Азиатским континентами. Но чтобы транспортные системы

Беларуси как можно быстрее преобразились в транспортные системы мирового

уровня, необходимо осуществить комплексную модернизацию всей транспортной

отрасли. В основу модернизации должен быть положен принцип системного

построения рационального транспортного комплекса с использованием

современных знаний, упреждающего выполнение комплексных фундаментальных

исследований, направленных на решение первоочередных проблем формирования

национального транспортного комплекса.

Первой такой проблемой является поиск наиболее рациональных вариантов

структурной организации транспортной системы страны как единого целого.

Настала объективная необходимость в системном осмыслении глубоких

структурных преобразований на транспорте и создании новой структурной

организации, обеспечивающей управление направленным развитием всей

транспортной системы страны.

Вторая проблема, которая требует разрешения, - транспортные ресурсы и

их рациональное использование в единой транспортной системе страны. Как

известно, к числу транспортных ресурсов, как основных системных качеств,

относятся: пропускная способность транспортных сетей всех видов транспорта

и провозная способность транспортных средств, которые используют эти сети.

Создать и реализовать в современных условиях эффективную стратегию

управления направленным развитием отрасли без наличия достаточно глубокой

научной разработки фундаментальных проблем организации, механизмов

разрешения противоречий, рационального комплексного использования ресурсов,

практически невозможно. Это обусловлено тем, что в процессе современного

развития возникают принципиально новые проблемы, не имеющие аналогов в

прошлом, для решения которых требуется поиск новых методологических

подходов и новых средств их разрешения. Потребность в таких новых подходах

проявляется и имеет особую значимость в переходных периодах развития

социальных формаций, при переходе к новым рыночным отношениям, когда роль

государственного регулирования не только не должна снижаться, а значительно

усиливается в целях повышения уровня организации общества и государства, но

не исключает активизацию процессов самоорганизации.

2.2. Показатели экономической деятельности грузового транспорта.

Для планирования, учета и анализа работы подвижного состава грузового

автомобильного транспорта применяется система показателей, позволяющая

оценивать степень эффективности использования подвижного состава и

результаты его работы.

Объемными показателями работы автомобильного транспорта являются

выполненный объем перевозок в тоннах (т) и грузооборот в тонно-километрах

(ткм).

Показатель, характеризующий среднее расстояние перевозки 1 т груза:

[pic],

где Р – грузооборот, ткм;

Q – выполненный объем перевозок, т.

Технико-эксплуатационные показатели, характеризующие интенсивность

использования подвижного состава, можно разделить на четыре группы:

1. использование подвижного состава во времени (дни, автомобиле-дни

эксплуатации, коэффициент выпуска подвижного состава, время на

маршруте и в наряде, время простоя под погрузкой-разгрузкой или

остановочных пунктах и коэффициент использования рабочего времени);

2. использование скоростных свойств подвижного состава (скорости движения

— техническая и эксплуатационная);

3. использование пробега подвижного состава (коэффициенты использования

пробега за различные периоды времени работы на линии);

4. использование грузоподъемности подвижного состава (коэффициенты

использования грузоподъемности— статический и динамический).

Технико-эксплуатационные показатели работы транспорта подразделяются

на:

. единичные — коэффициент использования парка, скорость движения,

коэффициент использования пробега, коэффициенты использования

вместимости подвижного состава;

. комплексные — время цикла процесса перемещения, скорость

доставки (сообщения) грузов или пассажиров, производительный

пробег и производительность за анализируемый период времени.

Коэффициент использования парка показывает долю рабочего времени парка

подвижного состава от всего календарного времени; определяется отношением

суммарного времени нахождения транспортных средств в работе к суммарному

времени нахождения их на балансе транспортного предприятия.

Скорость движения характеризуется отношением пройденного пути к

затраченному времени без учета простоев под коммерческими и техническими

операциями (техническая скорость) или с учетом этих простоев

(эксплуатационная или коммерческая скорость).

Коэффициент использования пробега определяется отношением

производительного пробега транспорта (с грузом, пассажирами) к общему

пробегу за тот же период времени.

Степень использования грузоподъемности характеризуется статическим и

динамическим коэффициентами.

Статический коэффициент использования определяется отношением

физически выполненного объема перевозок за данное число операций

транспортирования к возможному за то же число операций при полной загрузке

подвижного состава; динамический коэффициент использования — отношением

фактически выполненной транспортной работы за данный производительный

пробег к возможной за этот же пробег при полной загрузке подвижного

состава.

Время цикла процесса перемещения включает производительный пробег,

простои под коммерческими и грузовыми операциями, непроизводительный пробег

по подаче подвижного состава под очередную загрузку; определяется

расстоянием транспортирования, длиной непроизводительного пробега,

технической скоростью движения и простоями в погрузочно-разгрузочных

пунктах и в пути движения. Ускорение цикла перемещения за счет повышения

скорости транспортирования и сокращения простоев является одной из важных

задач на транспорте. [18, стр. 43]

Скорость доставки (сообщения) определяется отношением расстояния

транспортирования к затраченному на это времени, которое состоит из времени

движения и простоев в пути подвижного состава как под коммерческими,

техническими операциями, так и во время отдыха водителей.

Производительный пробег и производительность указывают на

интенсивность эксплуатации подвижного состава транспорта; определяются

пробегом (км), объемом перевозок (т) и транспортной работой (ткм),

выполненными за конкретный период рабочего или календарного времени (час,

сутки, месяц, год) парком или единицей подвижного состава.

Производительность подвижного состава может быть выражена в пересчете на 1

т грузоподъемности.

Основными технико-экономическими показателями работы транспорта

являются себестоимость перевозок и производительность труда.

Себестоимость грузовых или пассажирских перевозок определяется

величиной эксплуатационных затрат, приходящихся на единицу транспортной

продукции:

[pic],

где ЗЭ – эксплуатационные затраты;

Р – транспортная работа, ткм.

Производительность труда определяется в натуральном или денежном

выражении и представляет собой отношение выполненной транспортной продукции

(ткм или руб.) к трудовым затратам. За календарный период (например, за

год) она определяется как отношение транспортной продукции к численности

работников.

При планировании и организации перевозок основными задачами являются:

повышение технико-эксплуатационных показателей (кроме простоев) подвижного

состава; сокращение простоев под погрузкой-разгрузкой (посадкой-высадкой);

снижение себестоимости перевозок.

Своевременный анализ технико-эксплуатационных показателей позволяет

принимать меры по управлению транспортным процессом с целью повышения его

эффективности.

Рассмотрим, какие технико-экономические показатели применяются для

описания процесса перемещения грузов.

Перемещение — это совокупность операций, связанных с движением грузов

в пространстве.

В результате перемещения груз Q транспортируется на определенное

расстояние lr и при этом совершается транспортная работа Р (ткм), равная:

[pic],

Операция перемещения — часть процесса, выполняемая с помощью одного

или системы совместно действующих механизмов или вручную. Транспортирование

- операция перемещения груза по определенному маршруту от места погрузки до

места разгрузки или перегрузки.

Перемещение включает операцию транспортирования груза и начально-

конечные операции: подготовку, погрузку, разгрузку, подачу транспортных

средств, перегрузку, складирование.

Погрузка — операция перемещения груза с места постоянного хранения или

временного накопления на транспортное средство, а разгрузка — с

транспортного средства — на место постоянного хранения или временного

накопления.

Перегрузка — операция перемещения груза с одного транспортного

средства на другое или с одного места хранения на другое.

Складирование — операция размещения грузов в определенном порядке для

хранения или временного накопления.

Перемещение выполняется в соответствии с транспортно-технологической

схемой (ТТС). Это схема производственного процесса или его части, в которой

все производственные операции, в том числе перемещения, даны в

последовательности и взаимосвязи.

Циклом процесса перемещения называется законченный комплекс операций

по доставке груза с момента погрузки до следующей погрузки.

На автомобильном транспорте под циклом процесса перемещения понимается

время ездки

[pic],

где [pic] – время погрузки, ч;

[pic] - время перевозки (движение с грузом), ч;

[pic] - время разгрузки, ч;

[pic] - время подачи транспортных средств для следующей погрузки

(время на движение без груза), ч;

[pic] - время на движение за ездку, ч;

[pic] - время погрузки – разгрузки, ч.

Объем перевозок груза за оборот

[pic],

где qi – количество перевозимого груза за i-ую поездку;

m – число поездок с грузом за оборот.

Рассмотрим показатель общей грузоподъемности автомобильного парка

предприятия:

[pic],

где [pic]- общая грузоподъемность автомобильного парка предприятия;

ni – количество автомобилей с i-ой грузоподъемностью;

(qобщ)i – грузоподъемность автомобилей i-ого вида;

k – количество видов автомобилей в автомобильном парке.

Рассмотрим технико-экономические показатели, описывающие работу парка

подвижного состава.

Под парком подвижного состава понимают все транспортные средства

(автомобили, тягачи, прицепы) автомобильного транспортного предприятия.

Списочный (инвентарный) парк подвижного состава — это парк, числящийся на

балансе предприятия на данный период. По своему техническому состоянию он

подразделяется на парк, готовый к эксплуатации Ат, и парк, находящийся в ТО

и ремонтах Ар:

[pic].

Часть парка Ат используется на перевозках, а другая часть находится в

простое:

[pic],

где АЭ – число автомобилей на линии;

АП – число автомобилей в простое.

Для каждой единицы парка подвижного состава число календарных дней:

[pic],

где ДЭ – дни в эксплуатации;

ДР – дни в ТО и ремонтах;

ДП – дни в простое в готовом к эксплуатации состоянии.

Для определения дней эксплуатации, ремонта или простоя парка

подвижного состава пользуются показателем автомобиле-дни:

[pic],

где АД - суммарное число автомобиле-дней парка автомобилей в

рассматриваемом состоянии;

АДк - суммарное число автомобиле-дней k-й группы автомобилей

(например, одной грузоподъемности);

n - число групп автомобилей.

Погрузочно-разгрузочными работами называется комплекс операций,

связанных с погрузкой груза на подвижной состав в пунктах отправления и

разгрузкой в пунктах назначения.

Общее время простоя подвижного состава под погрузкой-разгрузкой за

одну ездку включает следующие элементы: ожидание погрузки-разгрузки;

маневрирование подвижного состава в пунктах погрузки-разгрузки; выполнение

непосредственно погрузочно-разгрузочных работ; оформление документов.

Время непосредственного выполнения погрузочно-разгрузочных работ

является основным элементом общего времени простоя и состоит из времени,

затрачиваемого на открытие и закрытие бортов и дверей кузова, увязку груза,

укрепление брезента, взвешивание и пересчет груза, навешивание пломбы и т.

д.

Продолжительность погрузочно-разгрузочных работ зависит от способа их

выполнения, грузоподъемности и типа подвижного состава, рода груза.

Величина общего времени определяется предельными нормами простоя подвижного

состава под погрузкой-разгрузкой, которые устанавливаются тарифами на

грузовые перевозки.

Норма времени на погрузочно-разгрузочные работы делится на основную

(механизированный способ выполнения работ) и дополнительную (связана с

ручным производством работ или дополнительными операциями — взвешивание

груза, пересчет грузовых мест, производство лабораторных анализов и т. п.).

Сокращение времени простоя под погрузочно-разгрузочными операциями

достигается: повышением уровня механизации работ и применением

производительных погрузочно-разгрузочных машин и механизмов; использованием

специализированного подвижного состава (самосвалов, самопогрузчиков);

укрупнением грузовых мест; равномерным поступлением подвижного состава на

пункты погрузки-разгрузки; организацией работы автомобилей-тягачей со

сменным (оборотным) прицепным составом; четкой организацией работ.

Производительность грузового автомобильного транспортного средства

определяется количеством выполненных тонно-километров или перевезенных тонн

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.