реферат бесплатно, курсовые работы
 

Организация международных грузовых автомобильных перевозок

Организация международных грузовых автомобильных перевозок

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА, ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК И

ИХ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ………………………………………………………………..6

1. Грузовые автомобильные перевозки в системе транспортной системы

Республики Беларусь…………………………………………6

2. Структура организации грузовых перевозок………………………..14

2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ГРУЗОВЫХ ПОТОКОВ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГРУЗОВОГО ТРАНСПОРТА…………………………………………………………...24

1. Роль автомобильных грузовых перевозок…………………………...24

2. Показатели экономической деятельности грузового транспорта….30

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ

ПЕРЕВОЗОК……………………………………41

3.1. Совершенствование организационных структур……………………...41

3.2. Совершенствование транспортной инфраструктуры (дороги и др.)…48

3.3. Совершенствование правовой базы международных грузовых

перевозок……………………………………………………………………...52

3.4. Рационализация маршрутов автомобильных грузовых перевозок…..57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………62

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..64

ВВЕДЕНИЕ

Уровень развития транспортной системы государства — один из важнейших

признаков ее технологического прогресса и цивилизованности. Потребность в

высокоразвитой транспортной системе еще более усиливается при интеграции в

европейскую и мировую экономику, транспортная система становится базисом

для эффективного вхождения Беларуси в мировое сообщество и занятия в нем

места, отвечающего уровню высокоразвитого государства.

Объективные условия трансформационных процессов в развитии Республики

Беларусь обусловливают ее нацеленность на вхождение в мировую экономическую

систему и прежде всего — на экономическую интеграцию с ведущими

западноевропейскими государствами. Этот процесс, безусловно, приведет к

росту товарообменных операций между сотрудничающими странами. Кроме того,

геостратегическое расположение Беларуси позволяет ей быть выгодным мостом

для транзитных перевозок товаров и пассажиров между государствами Европы,

Азии и Ближнего Востока.

Одной из определяющих систем, обеспечивающих грузовые и пассажирские

перевозки на территории Республики Беларусь, является транспортная система,

к которой в рыночных условиях предъявляются высокие требования в отношении

качества, регулярности и надежности транспортных связей, сохранности грузов

и безопасности перевозки пассажиров, сроков и стоимости доставки. В

соответствии с этим состояние транспортных коммуникаций Республики Беларусь

должно отвечать требованиям европейской интеграции.

Важнейшим показателем интегрирования транспортной системы Республики

Беларусь является рациональное использование существующих транспортных

сетей, реализация преимуществ их географического расположения и

коммуникационной способности, обеспечивающей кратчайший путь европейским

странам с Восточным и Азиатским континентами. Но чтобы транспортные системы

Республики Беларусь как можно быстрее преобразились в транспортные системы

мирового уровня, необходимо осуществить комплексную модернизацию всей

транспортной отрасли.

В рыночных условиях важным требованием потребителя транспортных услуг

является своевременная и качественная доставка груза. Выполнить заданные

условия представляется возможным с применением логистики, т. е.

управляющего алгоритма, который с помощью различных экономико-

математических методов позволяет оптимизировать работу отдельных элементов

транспортного процесса и объединить эти элементы в единую систему.

Недостаточное развитие в Беларуси логистических прогрессивных транспортно-

технологических систем перевозок приводит к увеличению транспортных

расходов, следовательно, к потере рынка.

Не простая экономическая ситуация в нашей стране, требует от

работников автомобильного транспорта повышенного внимания при решении

вопросов организации и управления автомобильными перевозками. При решении

этих серьезных задач возникает необходимость повышения точности

планирования, анализа и экономической оценки работы как крупных

транспортных систем, так и отдельных автомобилей. Только на основе точных

расчетов и анализа возможна разработка рациональных ресурсосберегающих схем

перевозки грузов. Верное экономическое решение является залогом успешного

развития автотранспортного предприятия и получения им стабильной прибыли.

Таким образом, выбранная тема работы является достаточно актуальной.

Целью работы является исследование организации грузовых автомобильных

перевозок и разработка путей совершенствования в этом направлении.

Исходя из поставленной цели, предметом работы является система

грузовых автомобильных перевозок Республики Беларусь.

В работе использованы монографии таких авторов, как Ковалев В.П. [11],

Ходош М.С [22] и ряда других авторов. При написании работы использовались

также различные справочники и периодические издания.

Данная работа исследует существующую организацию грузовых перевозок в

Республике Беларусь и предлагает пути совершенствования грузовых перевозок.

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА, ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК

И ИХ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

1. Грузовые автомобильные перевозки в системе транспортной системы РБ.

Транспорт — одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию

своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Он не только

обеспечивает потребности хозяйства и населения в перевозках, но вместе с

городами образует «каркас» территории, является крупнейшей составной частью

инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и

развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние

на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных

регионов и страны в целом.

Рассматривая транспорт как отрасль народного хозяйства, необходимо

отметить ряд его специфических особенностей. Специфика транспорта как сферы

экономики заключается в том, что он сам не производит новой продукции, а

только участвует в ее создании, обеспечивая сырьем, материалами,

оборудованием производство и, доставляя готовую продукцию потребителю,

увеличивая тем самым её стоимость на величину транспортных издержек,

которые включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям

промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в

лесной промышленности, где они могут достигать 50%. [3, стр. 35]

Полные же транспортные издержки народного хозяйства в сфере

производства и обращения составляют 10% от валового общественного продукта

страны. Отношение суммарных транспортных издержек к полной стоимости

продукта у потребителя называют коэффициентом транспортной слагающей. Он

играет важную роль в решении проблемы оптимизации территориальной

организации производительных сил.

Большое значение транспорт имеет и в решении социально-экономических

проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой

является одним из факторов привлечения населения и производства, служит

важным преимуществом для размещения производительных сил и дает

интеграционный эффект.

Транспортный фактор имеет немаловажное значение в нашей стране с ее

географическим положением и неравномерным размещением ресурсов, населения и

основных производственных фондов. Транспорт создает условия для

формирования местного и общегосударственного рынков. В условиях перехода к

рыночным отношениям роль транспорта существенно возрастает. С одной

стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия,

что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а, с другой

стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без

транспорта невозможно, а, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому

транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.

Важной особенностью транспортной системы Республики Беларусь является

её тесная взаимосвязь с производством. В их взаимоотношениях выделяют три

стадии.

На первой стадии производство и транспорт находились в

непосредственном единстве, между ними нельзя было провести

разграничительную черту.

На второй стадии они сформировали самостоятельные системы,

функционирующие и развивающиеся достаточно автономно. При этом транспорт

выделился в самостоятельную народнохозяйственную отрасль со сложившейся

устойчивой внутренней структурой, собственными критериями – максимизация

пропускной способности транспортных магистралей – и показателями работы –

учёт транспортных расходов и проделанной работы (в тонно-километрах).

Именно на этой стадии развития в настоящее время находится транспортная

система Беларуси.

На третьей стадии производство и транспорт должны объединиться в такую

производственно-транспортную систему, в рамках которой они взаимодействуют

в качестве отдельных подсистем. При этом меняются не только целевые функции

обеих подсистем, но и критерии и показатели их работы. На первый план

выступает задача минимизации потерь при их взаимодействии. [7, стр. 15]

Важно подчеркнуть, что в этом случае транспорт рассматривается как

активный элемент взаимодействия, при котором он не только организует

перевозки с учётом изменяющихся потребностей производства, но и само

производство активно упорядочивает связи и формирует свои программы

развития, исходя из возможностей и потребностей транспорта. Функция

транспорта в таком взаимодействии заключается не только в полном

обеспечении потребностей производства в перевозках, но и в качественном и

своевременном транспортном обслуживании поставщиков и потребителей с

колеблющимися ритмами работы, т. е. С учетом постоянно изменяющихся и в

перспективе в условиях рыночной экономики часто неопределенных потребностей

производства в транспортных услугах.

Таким образом, гибкость, эластичность транспорта, возможность работать

в разных, в том числе вероятностных, режимах, реализовывать «пиковые»

потребности в перевозках — вот те требования, которые предъявляются

современным транспортным системам.

Перечисленные выше особенности транспортной системы страны ставят

целый ряд проблем его территориальной организации. Важную роль в их решении

призвано сыграть изучение территориальной организации транспортных систем,

особенностей и закономерностей становления и развития территориальных

транспортных структур и формируемой ими системы транспортно-географичеких

отношений в их взаимодействии с другими территориальными социально-

экономическими системами.

Интенсивный путь расширенного производства ставит перед транспортом

ряд важных проблем, требующих неотложного решения:

. комплексное развитие транспортной системы;

. замена малопроизводительных транспортных средств более

производительными;

. создание современной техники для погрузочно-разгрузочных работ;

. совершенствование структуры автомобильного транспорта (по типу

кузова и грузоподъемности);

. подготовка и повышение квалификации работников, занятых не

только эксплуатацией новой техники, но и техническим

обслуживанием, и текущим ремонтом;

. совершенствование организации производства и труда;

. сокращение внутрисменных простоев транспортных средств, потерь

сырья и топлива, рабочего времени;

. ускорение темпов строительства дорог с твердым покрытием.

При этом отрасли, наиболее активно использующие транспорт, так

называемые транспортоемкие, предъявляют к нему новые требования по

повышению скоростей и увеличению тоннажа доставляемых грузов. Конструкция

транспортных средств должна обеспечивать необходимую грузоподъемность,

улучшение технико-эксплуатационных параметров их работы.

Транспортная система представляет собой большой и сложный

народнохозяйственный комплекс, рассредоточенный на всей территории страны.

В него входят следующие виды транспорта: железнодорожный, морской, речной

(внутренний водный), автомобильный, воздушный, трубопроводный.

Далеко не последнее место в транспортной системе принадлежит железным

дорогам. Их роль определяется высокой провозной способностью,

независимостью от климата и условий погоды. На их долю приходится более 35

% перевозок. В 2002 г. удельный вес железных дорог в грузообороте всех

видов транспорта составлял 30,6 %. [13, стр. 7]

Трубопроводами выполняется значительный объем работ по транспортировке

сырой нефти и нефтепродуктов. И это неудивительно: перекачка нефти по

трубопроводам обходится в 2—3 раза дешевле, чем перевозка ее по железной

дороге. Преимущества этого вида транспорта по сравнению с другими

заключаются также в меньшем объеме капиталовложений, более низком удельном

расходе металла, электроэнергии и топлива на единицу полезной работы. Кроме

того, на трубопроводном транспорте можно при относительно небольших

затратах быстрее осуществить автоматизацию производственных процессов и

добиться высокой производительности труда. Поэтому тенденция роста

удельного веса трубопроводного транспорта сохранится и на перспективу.

Однако необходимо иметь в виду, что строительство трубопроводов

экономически обосновано только при наличии мощных и устойчивых потоков

нефти или нефтепродуктов.

Грузовой автомобильный транспорт на сегодняшний день является наиболее

массовым в нашей республике. В настоящее время в автомобильном транспорте

занято более 20 тыс. мелких и средних предприятий.

Протяженность автомобильных дорог республики составляет 74,2 тысяч

километров, в том числе с твердым покрытием - 67 тысяч километров, при этом

плотность автомобильных дорог на 1 000 квадратных километров территории

республики составляет 357 километров. Среди развитых в дорожном отношении

стран Европы Беларусь занимает двенадцатое место по протяженности на 1 000

жителей и пятнадцатое место по плотности национальных дорог.

Характерной особенностью развития транспортного комплекса Республики

Беларусь является повышение удельного веса автомобильного транспорта как в

грузообороте, так и в объемах перевозок. Это обусловлено тем, что

автомобильный транспорт более эффективен при перевозках на короткие

расстояния, в результате чего сокращается количество перевалок, уменьшается

объем погрузочно-разгрузочных работ, значительно повышается степень

сохранности перевозимых грузов и др.

При любой внешнеторговой сделке проданный товар попадает в

сферу международного обращения. С помощью средств транспорта товар

перемещается от места его производства до пункта потребления. При этом

транспорт как бы продолжает процесс производства товара в в пределах

сферы обращения, добавляя к его изначальной стоимости (цене),

стоимость (цену) произведенной транспортной продукции во время перемещения.

Транспорт, обслуживая практически все виды международных экономических

отношений, является важнейшим источником валютных поступлений в республике,

выступая на международном рынке как экспортер транспортных услуг.

В общем объеме экспорта услуг 63,5% составляет экспорт транспортных

услуг, в том числе железнодорожный транспорт - 20,5%, автомобильный

транспорт- 12,0% и воздушный транспорт - 1,9%.

Наиболее динамично растет экспорт автотранспортных услуг. Развитие

указанных услуг обусловлено как географическим положением республики, так и

развитой транспортной инфраструктурой. Так, в период с 1993 года по 2000

год, экспорт услуг от международных автоперевозок увеличился в 5,4 раза и

достиг 123,3 млн. долларов. [13, стр. 135]

Преимущества автомобильного перед другими видами транспорта состоят в

следующем:

. маневренность — возможность концентрации транспорта там, где

требуется. Сбор и доставка грузов могут быть выполнены без

перегрузок, во все пункты, куда может доехать автомобиль. Именно

эта характеристика в большей степени, чем любая другая,

принимается во внимание, когда во внутренних перевозках отдают

предпочтение автомобильному транспорту по сравнению со всеми

другими видами транспорта;

. срочность и регулярность доставки. Время сбора и доставки грузов

может быть назначено довольно точно. Это важно, когда для

погрузки и выгрузки привлекают рабочую силу и когда прибытие

груза синхронизировано с потребностями производства. Доставка

может быть организована по системе «just in time» — точно в

срок;

. большая сохранность перевозимых грузов. По сравнению с

перевозкой другими видами транспорта, потери, пропажи и

загрязнение груза значительно ниже в связи с тем, что водитель,

осуществляющий перевозку, несет ответственность за сохранность

перевозимого груза. При этом упаковка требуется в меньших

объемах или даже не требуется поскольку, как правило,

отсутствует перевалка грузов.

Самостоятельный выход предприятий и фирм всех видов собственности на

внешние рынки, усиление международной производственной кооперации и

специализации, создание совместных предприятий, активный переход на прямые

связи требуют улучшения транспортного обслуживания. Уровень транспортного

обслуживания становится одним из факторов, влияющих на конечные результаты

работы предприятий, объединений и фирм, работающих на условиях

самофинансирования и валютной окупаемости.

В настоящее время в Республике Беларусь зарегистрировано свыше 12000

субъектов хозяйствования, имеющих лицензию на выполнение международных

автомобильных перевозок.

Активный выход перевозчиков Беларуси на международный транспортный

рынок, сложность и многообразие факторов, действующих в сфере международных

и внутренних перевозок, вызывают потребность в подготовке

высококвалифицированных специалистов, способных обеспечивать устойчивую

работу предприятий в условиях жесткой конкуренции на транспортных рынках

Западной Европы, стран Балтии и СНГ.

1.2. Структура организации автомобильных перевозок в Республике Беларусь.

В Республике Беларусь автомобильные перевозки – лицензируемый вид

деятельности. В частности, в настоящее время в Республике Беларусь на

автомобильном транспорте лицензируемыми видами деятельности являются

международные и междугородные перевозки грузов и пассажиров,

внутригородские (лицензии на внутригородские перевозки выдаются районными и

городскими исполнительными комитетами), транспортно-экспедиционная

деятельность, а также оценка стоимости транспортных средств автомобильного

транспорта (кроме подлежащих декларированию транспортных средств, оценка

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.