реферат бесплатно, курсовые работы
 

Бунт молодежи против общественных ценностей: социологический аспект

Внутренние факторы отмечаются значительно реже. Можно предположить, что это связано со стремлением респондента показать внутреннюю целостность взглядов.

Такие факторы, как музыка, печать, ТВ, учебное заведение и некоторые другие набрали незначительные проценты или их выборы отсутствуют вовсе. Это связано с второстепенным, косвенным характером их влияния, так как в данном случае респонденту предлагалось дать один вариант ответа.

Так же в ходе исследования собиралась информация относительно того, есть ли среди знакомых респондента люди, разделяющие взгляды отречения от общественных ценностей. В результате выяснилось, что 70% опрошенных считают, что некоторые из их знакомых разделяют такие взгляды. Данное положение объясняет и наличие знания о предмете исследования, и логичную оценку данного явление, и высокую роль друзей в принятии данных взглядов. А, самое главное, не однозначное отношение к проблеме самих респондентов.

Таким образом, можно сказать, что половина респондентов склонна изменить свою позицию при наличии общественных изменений либо смене круга общения. Эти факторы наглядно объясняют причины возникновения явления отрицания молодежью общественных ценностей, которыми являются нестабильность самого общества и молодежная культура, пропагандирующая новые ценности, противоречащие ценностям родителей.

Заключение

В результате анализа данных, полученных в ходе пилотажного исследования, были решены следующие задачи: были выявлены взгляды и оценка молодых людей идей отречения от общественных ценностей; определена степень склонности молодежи к принятию данных взглядов; выявлены закономерности и выделены причины и факторы, влияющие на формирование данного мышления.

В результате изучения мнения молодежи относительно бунта против общественных ценностей, мы получили следующие результаты: данное поведение является знакомым объекту. В большинстве своем, такое поведение не разделяется респондентами, но и не воспринимается ими как что-либо опасное или неестественное. Таким образом, опровергается первая гипотеза исследования, предполагающая, что лишь не большая часть респондентов сталкивалась с явлением отречения от общественных ценностей молодежью. Более того, изучаемое явление распространено несколько шире, чем полагалось ранее.

Анализ факторов, влияющих на формирование отречения от общественных норм молодого человека, показал, что наибольшее значение, по мнению опрошенных, играют так называемые «внутренние мотивы», среди которых «стремление выделиться» и «внутреннее миропонимание», а так же факторы, связанные с влиянием субкультур, самым ярким среди которых являются «друзья». Так же нельзя не принимать во внимание факторы, сформированные общественным устройством и подчеркивающие его недостатки. Они так же обуславливают не принятие общественных норм молодым человеком.

Таким образом, можно сказать, что половина респондентов склонна изменить свою позицию при наличии общественных изменений либо смене круга общения. Эти факторы наглядно объясняют причины возникновения явления отрицания молодежью общественных ценностей, которыми являются нестабильность самого общества и молодежная культура, пропагандирующая новые ценности, противоречащие ценностям родителей.

Связь предмета исследования с социально-демографическими характеристиками объекта оказалась не значительной.

Таким образом, можно сделать вывод, что все задачи, поставленные на программном этапе социологического исследования, были решены. Большинство гипотез подтвердились.

В перспективе планируется более подробно изучать влияние субкультур на социальное восприятие молодого человека.

Методическое заключение

Восприятие респондентом процедуры опроса:

Не смотря на то, что интервью происходило в рамках научного исследования, респонденты относились к нему с недостаточной серьезностью, хотя весьма внимательно отвечали на вопросы, вступали в контакт и высказывались на заданную тему. Не серьезность эта связана, очевидно, с неформальностью обстановки проведения интервью (уличный опрос) и с социальным статусом интервьюера, который так же является автором исследования - сам принадлежит к исследуемой группе. Данное обстоятельство помогало найти больше взаимопонимания с опрашиваемыми. Они легче шли на контакт.

Помимо коммуникативных особенностей проведения интервью, необходимо отметить то, что тематика исследования многим казалась сложной для восприятия и вызывала удивление. Однако после объяснения сути исследования респонденты охотно соглашались принять участие в опросе.

Правильность формулировок вопросов:

Некоторые формулировки вопросов оказались достаточно сложными для восприятия респондентом. Это связано, в первую очередь, со сложностью предмета исследования.

Возможно, во вступительной части анкеты необходимо будет написать краткое разъяснение сути проблемы для облегчения понимания вопросов.

Вопрос №3 необходимо переформулировать из «Как Вы считаете, бунт молодежи против общественных норм и устоев - реальность или выдумка?» в «Как Вы считаете, бунт молодежи против общественных норм и устоев является общественной реальностью, или же это надуманная проблема?»

Вопрос №6 необходимо переформулировать из «Как Вы считаете, нормально ли такое явление для общества в целом?» в «Как Вы считаете, является ли такое явление общественной нормой, либо оно аномально для общества?»

Вопрос № 7,8,9 необходимо добавить фактор «внутреннее мировосприятие»

Вопрос № 19 Необходимо добавить род занятий «домохозяйка»

Выводы по качеству работы инструмента:

В целом, инструмент выполнил поставленные задачи. Но в ходе исследования возникла потребность в расширении спектра вопросов, касающихся влияющих факторов, а именно, мнение респондента в качестве открытого вопроса, какая из известных ему молодежных течений или субкультур предполагает отречение от общественных ценностей носителем данной культуры.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Программа исследования

Проблемная ситуация:

Все больше молодежи ведут маргинальный образ жизни. В их поведении присутствуют признаки девиантного поведения. При этом само поведение носит ярко выраженный характер протеста, что отражается в их взглядах, суждениях, субкультуре и в целом, ценностной ориентации. Данный процесс наблюдается достаточно давно - ориентировочно на протяжении нескольких десятилетий и имеет повсеместный характер. Однако в различные эпохи принимал разные формы, но все же оставались характерные черты. Этот процесс, несомненно, негативно сказывается на «здоровье» общества. Гносеологическая сторона проблемы заключается в том, что, во-первых, неизвестно, является ли данный процесс новой «болезнью» общества или же это всего лишь новая форма выражения юношеского бунта и максимализма; во-вторых, неизвестно отношение и склонность самой молодежи к данному явлению.

Объект: Молодежь в возрасте от 14 до 20 лет.

Предмет: Отношение молодежи к маргинализации.

Цель: Определить отношение и склонность молодежи к маргинализации.

Задачи:

1)Выявить взгляды молодых людей на

а. маргинализацию;

б. идеи отречения от общественных ценностей;

2)Выявить оценку молодежью данного явления;

3)Выявить степень склонности молодежи к маргинализации;

4)Определить закономерности и выделить причины и факторы, влияющие на формирование данного мышления;

5)Выявить социально-демографические характеристики объекта.

Теоретическая интерпретация:

Молодежь - социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной и психо-физеологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых. Возрастные границы молодежи размыты и подвижны, как правило, молодежь причисляют в возрасте 14-30 лет [2]

В нашем исследовании возрастные рамки молодежи 14-20 лет, т.к. позже изучаемое нами явление выражено в меньшей степени.

Маргинализация - процесс перехода личности в состояние маргинальности.

Маргинальность - состояние групп людей или личностей, поставленных общественным развитием на грань двух культур, участвующих во взаимодействии этих культур, но не примыкающих полностью ни к одной. (…) Во всех случаях культурная маргинальность переплетается с социальной стратификацией и обуславливается социальными процессами.(…)

Теория маргинальных людей и маргинальных общностей выдвинута в 20-х гг. ХХв. Р.Э. Парком, крупным американским ученым, одним из основателей Чикагской социологической школы. Теория Парка была развита Э. Стоунквистов в социально-психологическом труде «Маргинальный человек», впервые опубликованном в 1937г. [3]

Парк был сосредоточен, прежде всего, на мигрантах, подчеркивая дезориентирующее влияние маргинальности. Однако концепция может, очевидно, применяться и по отношению ко многим типам социальной маргинальности, например, выскочки, клейменного и т.д. [1]

Маргинал (маргинальный человек) (от лат. margo, -inis - край) - человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур, испытывающий влияние их норм, ценностей и т.д., противоречащих друг другу [2]

Маргинальная группа - 2) Группа, отвергающая определенные ценности и традиции той культуры, в которой она возникает, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей. [2]

Таким образом, в нашем исследовании под термином «маргинальность» мы будем понимать следующее:

Маргинальность - это не состояние автономии, а результат конфликта с общепринятыми нормами, выражение специфических отношений с существующим общественным строем. Маргинальность не возникает вне резкого реального или вымышленного столкновения с окружающим миром.

Неформальная группа - группа, обычно не большая и часто спонтанно образованная, не имеющая формально установленных правил, целей, лидеров. [2]

Девиантность - характеристика поведения, не совпадающего с социальными нормами и ценностями, принятыми в обществе. [2]

Ценность - особое общественное отношение, благодаря которому потребности и интересы индивида или социальной группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений, придавая им определенные социальные свойства, не связанные прямо с утилитарным назначением этих вещей, предметов, духовных явлений. [2]

Ценностная ориентация - разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения, являющихся важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности и ее поведение. [2]

Социальные (общественные) ценности - В широком смысле - значимость предметов и явлений реальной действительности с точки зрения их соответствия и несоответствия потребностям общества, социальной группы, личности; в более узком - нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания. Индивид интернализирует (усваивает) ценности в процессе своей социализации, являющиеся основой социальных норм. [2]

Отклоняющееся (девиантное) поведение - 1)Поступок, деятельность человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам). Как индивидуальный поведенческий акт, отклоняющееся поведение изучается преимущественно психологией, педагогикой, психиатрией.(…)[3]

Основные виды о.п.: преступность, наркомания, проституция, алкоголизм и т.д. [2]

Обычно к о.п. относят лишь негативные явления, наносящие обществу урон и препятствующие социальному развитию. Между тем различные формы социального творчества (научного, технического, художественного и др.) можно рассматривать как позитивные отклонения, поскольку новаторство неразрывно связано с преодолением, нарушением существующих норм, типов деятельности. В борьбе с негативными формами о.п. важную роль играет социальная профилактика. Одно из общесоциальных средств профилактики - развитие социального творчества, как альтернативы антиобщественным проявлениям.[3]

Отклоняющееся поведение (психологический словарь) - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Основные виды о.п. - преступность и уголовно не наказуемое аморальное поведение (систематическое пьянство, стяжательство, сексуальная распущенность и т.д.) Связь между этими видами поведения состоит в том, что совершению правонарушений предшествует ставшее привычным аморальное поведение.(…)

Первые проявления о.п. иногда наблюдаются в детском и подростковом , возрасте и объясняются незавершенностью формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в ней ценностных ориентаций.

У детей и подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест действительности и кажущейся несправедливости взрослых.[4]

Сопротивление через ритуал - ритуализованные стили молодежной культуры рабочего класса, а также поведение во время досуга (например, пижоны), которые можно интерпретировать как нацеленные на сопротивление структурным и культурным изменениям. Выражение приобрело ценность после появления его в качестве названия сборника статей, написанных исследователями Центра современных культурных исследований в середине 1970-х гг. Оно показательно для принятого ЦСКИ подхода к изучению субкультур и пользовалось впоследствии влиянием в исследованиях молодежных культур, образования и девиации, в частности, модистов, рокеров и панков (М.Брейк, 1985). Такие молодежные субкультуры возникают во время социального переворота - краха общинности, связанного будь то с относительным богатством или безработицей - и, как полагают, отражают «договорные ответы» на эти обстоятельства. В данном процессе продукты массовой культуры не просто принимаются, но богато интерпретируются, чтобы выразить субкультурные интересы. [1]

Эмпирическая интерпретация:

Показатель

Индикатор

Шкала

1. Взгляды молодежи на маргинализацию

-Преемственность данного поведения;

-Информированность о данном явлении;

Порядковая

Дихотомическая

2 Взгляды молодежи на идеи отречения от общественных ценностей

-Информированность о данных идеях;

-Преемственность этих идей;

Дихотомическая

Порядковая

3. Оценка молодежью маргинализации

- Оценка степени распространенности;

- Оценка нормативности;

Порядковая, оценочная Порядковая, оценочная

4. Степень склонности молодежи к маргинализации

- Определение причин, способствующих принятию данных взглядов;

- Преемственность данных взглядов;

- Наличие знакомых, разделяющих данные взгляды;

Порядковая, ранговая

Дихотомическая

Дихотомическая

5. Социально-демографические характеристики объекта

- Пол;

- Возраст;

- Образование;

- Сфера деятельности (изучаемая область знаний);

- Семейное положение;

- Доход в семье;

- Сфера деятельности родителей

Номинальная

Шк. Отношений

Порядковая

Номинальная

Дихотомическая

Шк. Отношений

Номинальная

Системный анализ:

Субъективные факторы

- Малая группа

- Друзья

- Авторитеты

- Семья

Объективные факторы

- Школа/ВУЗ

- СМИ

- Поп. культура

- Худ. литература

Объект:

Молодой человек

Предмет:

Отношение к маргинализации

Резко отрицательное. Незнание проблемы Частичное разделение

Полное неприятие взглядов

взглядов

Разделение взглядов, Полное разделение

Но неприятие поведения взглядов с соблюдением

норм данного поведения

Рабочая гипотеза программы:

1.А) Больш`ая часть молодых людей не имеет представления о проблеме, либо не выделяют это явление, как социальное, видя причину в юношеском максимализме. Лишь небольшая часть опрошенных признает наличие определенной субкультуры и частично знакома с ее идеями. Степень распространенности не велика, но явление имеет место.

Б) Нормативность: мнения резко делятся два лагеря: одни не понимают такого поведения и оттого не принимают; другие же частично (редко полностью) разделяют взгляды, либо не видят в них ничего противоестественного. Видна зависимость от информированности.

2) Опрошенные не видят опасности в данном явлении, однако, большинство отмечают негативное влияние на общество.

3) Молодежь не слишком склонна к разделению подобных взглядов. Влияние оказывают в основном друзья.

4) Наибольшее влияние оказывают друзья, малая группа. Однако, есть случаи, когда общение начинается на основе сложившихся взглядов, интересов, что свидетельствует о том, что объективные факторы оказывают также не малое влияние.

5)Распространенность взглядов: в основном среди лиц мужского пола, холостых, изучающих гуманитарные области знаний (мало влияющий фактор). Материальная обеспеченность и семья играют второстепенные роли.

Список литературы:

1. Джерри Д., Джерри Д. Большой толковый социологический словарь - М: Вече, 2001.

2. Осипов Т.В. Социологический энциклопедический словарь - М: издательская группа Инфра-М-Норма-1998.

3. Осипов Т.В. Социологический энциклопедический словарь. М: Издательская группа Инфра-М-Норма, 1998.

4. Осипов Т.В. Российская социологическая энциклопедия - М: издательская группа Инфра-М-Норма - 1999г.

5. Конорулина В.Н. Психологический словарь - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003г.

6. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социол. исслед. 2003. №1.

7. Ковалева Т.В., Степанова О.К. Подростки смутного времени (К проблеме социализации старшеклассников). // Социологические исследования, М., 1998г. №8

8. Маршак А.Л. Особенности социокультурных связей социально дезориентированной молодежи. // Социологические исследования, М., 1998г. №12

9. Фоминых А.М. Маргиналы и маргинальность. Новосибирск, 1998г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Инструмент социологического исследования

Российский государственный профессионально-педагогический университет

Институт социологии

Кафедра социологии

Анкета

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.