реферат бесплатно, курсовые работы
 

Анализ социальной защиты в мире

Анализ социальной защиты в мире

152

АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО И МЕЖОТРАСЛЕВОГО ОПЫТА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Введение

Частный сектор более энергичен, но менее информирован о перспективах развития экономики страны и мира, а госсектор менее гибок, менее подвижен и менее заинтересован в результатах труда. Многие экономисты долгое время считали, что рынок в условиях развивающихся стран несостоятелен, и только мощное государственное вмешательство способно вывести эти страны из нищеты. Затем они решили, что само это вмешательство является гораздо большим злом, и лучшее, что способно сделать правительство, - это отказаться от любых попыток управлять экономикой. Жизнь не подтвердила ни одну из этих позиций. Планирование и государственная собственность позволили достичь определенных успехов, однако со временем подобная политика потеряла гибкость, закоснела и привела к колоссальным потрясениям, кризисами даже смене общественного строя, как это имело место в 90-х годах прошлого века в России. Либерализация и открытость рынков благоприятствовали экспорту и развитию финансового сектора, однако чаще всего это приводило к значительно более скромным показателям экономического роста, чем государственная политика прошлого. Кроме того, рыночные экономические отношения неизбежно приводят к росту безработицы, ухудшению экономического положения наемных работников, росту социальной напряженности в обществе, частым сменам правительства и неустойчивому экономическому состоянию в стране. Социальная политика во многих странах мира тесно переплетается с общегосударственной политической политикой и особенно тесно она переплетается с последней в периоды предвыборных компаний. Кандидаты в члены парламентов, а также в президенты, как правило, не скупятся на щедрые обещания, о которых нередко и быстро забывают как только оказываются во властных структурах и вновь вспоминают о них накануне новых выборов. Эти качели уже давно стали привычными во многих индустриально развитых странах, к которым стали постепенно привыкать и в странах с нарождающейся демократией. Тем не менее, ряд предвыборных обещаний иногда все же реализуются, особенно те из них, которые касаются оплаты труда, условий труда и пенсионного обеспечения, что и является предметом настоящего исследования. Всемирный банк в «Докладе о развитии мира» в 1991 году установил: «Целью развития является улучшение качества жизни, которое включает образование, питание, безопасность и здравоохранение, а также сокращение масштабов нищеты, сохранение и оздоровление окружающей природной среды, равенство возможностей от рождения до возмужания, обеспечение личной свободы и насыщенную культурную жизнь». Эта цель содержит три главных составляющих части:

1. Увеличение предложения и большая доступность жизненно необходимых товаров и услуг;

2. Повышение уровня жизни населения;

3. Предоставление каждому гражданину широких возможностей для выбора направлений своей жизнедеятельности.

Реализация этих задач возможна лишь при условии обеспечения стабильных темпов роста экономики в каждой стране, где забота о населении является национальной целью и главной задачей функционирования и развития общества. Приведенные выше положения позволяют нам сформулировать главную национальную идею развития и функционирования любой страны в мире. Суть ее состоит в следующем - обеспечить благосостояние, здоровье и безопасность населения страны в гармоничном сочетании с дальнейшим развитием интеллекта (в первую очередь профессиональной подготовки) и духовности нации. Реализация указанной идеи является прерогативой населения и властных структур на всех уровнях хозяйственной деятельности, эффективность которой и будет определяться степенью заинтересованности и участия всех хозяйствующих субъектов в реализации указанной идеи и выражаться в результирующих экономических показателях, таких, например, как ВВП и добавленная стоимость на душу населения и их соотношение между собой, что и является критерием всякой хозяйственной деятельности.

1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ И НАСЕЛЕНИЯ В США

1.1 Основные положения социальной защиты в США

Вопросы социального обеспечение населения и трудящихся в США являются важнейшим направлением стратегической национальной политики и государственного регулирования социально-экономического развития как на федеральном уровне, так и на уровне штатов и местных органов власти. Эта стратегия находит свое выражение в следующих направлениях социальной политики:

* обеспечение правового базиса, разработка и систематическое обновление общих методологических принципов государственных гарантий и методических разработок в сфере труда и социального обеспечения трудящихся и населения штатов;

*определение и установление структуры приоритетов социального обеспечения трудящихся и населения штатов и установление их последовательности;

*широкомасштабное использование бюджетного механизма как в целях финансирования социальных программ, перераспределения средств между различными по доходу, возрасту, трудоспособности, семейному составу, так и для стимулирования социальной ответственности негосударственных структур;

*постоянное совершенствование организационно-административного инструментария для государственного регулирования сферы социального обеспечения в соответствии с возникающими проблемами и трудностями;

*проведение социально-экономической политики, направленной на повышение конкурентоспособности экономически активного населения на рынке труда, и на создание условий для их самостоятельной жизнедеятельности и уменьшения зависимости от государственной помощи;

*разработка основных социальных нормативов, стандартов и механизмов их реализации.

На первом этапе возникновения и функционирования капитализма вопросы социальной защиты и социального обеспечения населения практически не возникали. Лишь по мере развития социальной напряженности в обществе и под давлением стачечного и забастовочного движения трудящихся масс государственные органы власти для ликвидации уличных беспорядков и наведения порядка на предприятиях вначале были вынуждены применять силовые методы, а затем по мере накопления опыта и привлечения социологов стали принимать на вооружение и практически использовать научные методы обеспечения баланса интересов капиталистов (как собственников средств производства материальных благ) и трудящихся масс. Особенно это стало заметно после Великой экономической депрессии в США в 1929-1934 гг., а также после опубликования в широкой и открытой печати широко известного научного труда Д.М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (рус. перевод, М., 1948) вмешательство государственных структур в решение социальных вопросов стало принимать законодательный характер. Эпоха Франклина Рузвельта стала принципиальным водоразделом в подходах к решению проблем социального обеспечения собственных граждан, наемных работников и неработающего населения.

Другим и достаточно серьезным фактором в повышении социальной защищенности трудящихся и населения капиталистических стран стало возникновение после окончания Второй мировой войны 1939-1945 гг. блока социалистических стран и стран народной демократии, объединившихся в Варшавский пакт, ставший весьма серьезным и достаточно внушительным противовесом блоку НАТО.

На этот фактор до сих пор экономистами не обращалось должного внимания, а, тем не менее, роль его в повышении благосостояния и обеспечении социальной защищенности трудящихся капиталистических стран была достаточно велика и реально ими вполне ощутима. Следует при этом иметь в виду, что не только непосредственно владельцы средств производства и фактические хозяева предприятий, фирм, компаний и других коммерческих и некоммерческих учреждений и организаций стали осознавать необходимость и экономическую целесообразность создания необходимых и достаточных для населения и трудящихся социальных гарантий, но и правительственные чиновники самых высших служебных статусов и рангов стали понимать необходимость создания системы государственной защищенности трудящихся и пенсионеров от произвола особенно алчных бизнесменов, коммерсантов и капиталистов. В средствах массовой информации и в общественном сознании стало очевидно, что обеспечение гарантий экономической безопасности населения в общенациональном масштабе не под силу одному только частному капиталу и требует всесторонней поддержки государства, выражающейся не только в прямых финансовых затратах государственного бюджета, но и в создании системы социального страхования, а также благоприятного климата для достижения гражданской солидарности материально обеспеченных элитарных слоев общества и малоимущего и социально незащищенного населения и наемных работников.

Поэтому государство в целях обеспечения единства интересов общества вынуждено брать на себя нелегкую, но крайне необходимую миссию ответственности за стабилизацию социально-экономического положение своих граждан и неуклонный рост их доходов, а также за социальную интеграцию всех слоев общества. Именно поэтому установление и оценка важнейших проблем социального обеспечения трудящихся и населения, разработка основных направлений его развития, в соответствии с официально признанной госдепартаментом США доктриной доктора Д.М. Кейнса, стали во многих индустриально развитых капиталистических странах приоритетной сферой деятельности государства в социальной области. В результате реализации этой политики в США был создан юридически достаточно проработанный, всесторонне обоснованный и эффективный социально-экономический механизм государственного регулирования экономических отношений в области социального обеспечения. Этот механизм функционирует до настоящего времени независимо от политических приоритетов и расстановки политических сил в Соединенных Штатах и объединяет поведение всех действующих в обществе структур: федеральных органов власти, штатов, местного самоуправления и частных работодателей - с одной стороны, и наемных работников, а также примыкающего к ним населения - с другой стороны. Государственное регулирование социального обеспечения населения и трудящихся предприятий носит глобальный, всеобъемлющий характер и способствует укреплению экономической безопасности граждан путем создания государственной системы социального страхования и в исключительных случаях оказания финансовой помощи в виде беспроцентных и иногда даже безвозвратных ссуд, а также законодательного закрепления экономических прав, ограничивающих риск падения доходов, группам населения, находящимся вблизи или за чертой бедности, расширения доступа безработных к профессиональной переподготовке, кредитным и иным ресурсам социального обеспечения.

1.2 Анализ состояния и регулирования социального обеспечения работников и населения в США

Американский опыт государственного регулирования сферы социального обеспечения свидетельствует о целесообразности и необходимости решения социальных проблем в тесном взаимодействии государственных чиновников, частных и общественных структур, каждого трудоспособного гражданина и предельно четкого определения в соответствующих инструкциях и законодательных актах их прав и обязанностей при сохранении руководящей функции государства.

Необходимость постоянного обеспечения социально-экономической безопасности страны путем своевременного оказания необходимой материальной поддержки нуждающимся слоям населения, а также обеспечения социальной интеграции различных слоев населения требует неуклонного выполнения следующих социально-экономических мероприятий:

* всестороннего учета экономических, организационных и демографических факторов с разных сторон и в различной мере, воздействующих на социальную незащищенность граждан и их семей, а также способности государства к обоснованным изменениям и дополнениям в структуре действующего порядка оказания социальной поддержки в связи с неуклонной динамикой развития и совершенствования социально-экономических отношений в общественной жизни;

* четкого разграничения выплат государственных пенсий и пособий, выполняющих функцию по независящим от работника причинам утраченного заработка (пенсии по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, получения производственной травмы, пособия по безработице) на принципах страхования и социальных пособий нуждающимся гражданам из бюджетных средств всех уровней власти;

* применения научно обоснованной нормативной базы для установления прожиточного минимума и связанных с этим показателем форм оказания помощи.

В последние десятилетия государство в США расширяет в сфере социального обеспечения методы косвенного регулирования, прежде всего, налоговые льготы, бонусы, роялти и транши, делая таким образом экономически выгодным для работодателей расширение масштабов и спектра оказания социальных услуг труженикам и неработающему населению. Особую роль при этом имеет государственное социальное страхование (пенсионное, на случай безработицы, производственного и бытового травматизма), которое не только способствует повышению экономической безопасности населения, выполняя основные функции социальной защиты, но и адекватное возмещение утраченных доходов, а также является важнейшим фактором реализации принципов и методов достижения социальной интеграции и повышения трудовой мотивации участия в общественном производстве. В Соединенных Штатах Америки основой социально-экономической безопасности пенсионеров, инвалидов, лиц потерявших кормильца, или нетрудоспособных служит Общая федеральная программа страхования, которая вскоре была распространена на всех тружеников, работающих по найму и на занятых индивидуальной трудовой деятельностью. Указанная программа в законодательном порядке установила ответственность работодателей за своевременную выплату в установленном порядке и в полном объеме страховых взносов, регулярную индексацию пенсий и контроль за их начислением каждому пенсионеру, размеры пенсии которого зависят от фактического стажа работы.

Важнейшим элементом социального обеспечения трудящихся является система страхования безработных, в рамках которой в последние десятилетия разрабатывались новые подходы к увязке выплаты пособий с мерами, направленными на поиск новых источников дохода, переподготовку тех, у кого нет шансов вернуться на прежнюю работу или вообще работать по своей специальности, т.е. на превращение пособий по безработице из страхового фонда в фонд для устройства на работу. Опыт реализации программ по оказанию помощи нуждающимся в ней показывает, что цели снижения и сдерживания распространения бедности не могут быть достигнуты лишь проведением специальных программ, ориентированных на беднейшее население. Необходимы изменения во всех структурах общества для обеспечения доступа всех слоев населения ко всем ресурсам государственных служб. Перенесение центра тяжести оказания социальных услуг населению с предоставления социальных пособий на создание необходимых и экономически обоснованных социальных условий для возможно более полного использования трудового, интеллектуального и нравственного потенциала трудоспособных граждан является в США главным стратегическим направлением реформирования всей системы оказания социальной помощи остро нуждающимся в ней.

Расширение социальных и экономических функций государства в последние десятилетия обусловлено прежде всего возрастающей сложностью социально-экономических процессов, связанных с отказом в дальнейшем следовании доктрине Милтона Фридмана и неореставрацией доктрины Джона Мейнарда Кейнса, настоятельно рекомендующей обеспечение экономической и социальной безопасности человека, с одной стороны, и неспособностью рынка комплексно и своевременно решать возникающие в обществе социально-экономические проблемы - с другой. Последние десятилетия социально-экономического развития в США и в других индустриально развитых капиталистических странах «золотого миллиарда» характеризуются не только кардинальными изменениями в структуре производительных сил, когда внедрение принципиально новых и нанотехнологий стало основополагающим фактором конкурентоспособности и выживаемости как отдельных компаний, так и целых стран на мировом рынке в условиях глобальной конкурентной борьбы за рынки сбыта качественной товарной продукции и за конкретного покупателя, но и не менее кардинальными сдвигами в структуре социально-трудовых отношений, обладающих потенциалом ускорять приспособляемость населения к объективно меняющимся социально-экономическим и технологическим реалиям нового времени.

Наряду с сохранением и поддержкой государственной системы пенсионного страхования и реформированием системы оказания регулярной помощи беднейшим слоям населения ключевыми элементами внутриэкономической политики на рубеже веков стало экономическое стимулирование, имеющее целью создание новых рабочих мест и основ для экономического роста в перспективе - мер, способствующих повышению экономической и социальной безопасности нынешнего и будущих поколений. Сокращение в последние годы в связи с очередным финансовым кризисом и ограничение действия отдельных программ по оказанию помощи беднейшим слоям населения отнюдь не означает снижения государственного участия в обеспечении социальных гарантий, скорее напротив, необходимость модернизации социальных программ требует усиления вмешательства государства в процесс перераспределения средств социальной защиты и разработки социальных гарантий, адекватных нынешнему этапу общественного развития, рационализации и интенсификации реализации социальных программ, диверсификации их структуры и повышения их эффективности.

Политика социального обеспечения в США приняла современную форму не сразу в современном виде, она прошла длительный период развития, и на разных этапах ей свойственны были те или иные особенности, учитывающие конкретные исторические потребности и приоритеты экономической и социальной безопасности как обычного наемного работника, так и вышедших на заслуженный отдых и пенсионное обеспечение, форм и методов воздействия на экономическое поведение работников и работодателей. К 2009 году примерно 20% ВВП США, составляющего около 11-12 трлн. долларов приходилась на расходы по социальному обеспечению, расширению доступности образовательных, медицинских, социальных и прочих услуг, существенно повышающих экономическую безопасность и социальную защищенность населения. При этом ежегодные ассигнования на указанные программы на федеральном уровне уже более семи лет подряд превышают 1,2 трлн. долларов. Кроме того, дополнительно каждый год федеральный бюджет недополучает в результате многочисленных налоговых льгот по социальной сфере, т.е. налоговых расходов по социальным статьям бюджета, еще 250 млрд. долларов. Таким образом, 78% расходной части федерального бюджета приходится на расходы, связанные с социальным обеспечением и расширением доступности образовательных, медицинских, социальных и иных услуг - всего того, что способствует укреплению физиологического, трудового, интеллектуального потенциала каждого американца. Перераспределение средств через государственный бюджет, осуществляемое в нарастающих масштабах, является основой социальной поддержки американских граждан. В случае отсутствия государственной системы социального обеспечения в конце 90-х годов около 60 млн. человек находились бы по американским стандартам за чертой бедности. Но благодаря государственной поддержки примерно 20 млн. американцев имеют доход выше черты бедности. В конце 90-х годов Общая федеральная программа охватывала свыше 170 млн. американцев, имеющих пенсионную страховку, а численность пенсионеров составляла 44,2 млн. человек, в сравнении с 3,5 млн. человек в 1950 году.

Проводимые в США в 90-ые годы реформы в сфере социального обеспечения были вызваны прежде всего возрастающим уровнем обязательных затрат, в силу все более неблагоприятной демографической дифференциации населения страны, изменений семейных структур, сдвигов на рынке труда в сторону менее защищенных форм занятости в связи с постоянно нарастающим конкурентным давлением более крупных корпораций и монополий, и в конечном счете направлены на перераспределение ответственности между государством, социальными партнерами и частными лицами в рамках системы социальной защиты в целом. Принятие бизнесом в последние годы существенно большей социальной ответственности предполагает, наряду с оказанием обычной социальной защиты населения, и ряд дополнительных организационных мероприятий, в частности, обеспечение мер по расширению доступа к непрерывному обучению и переквалификации непосредственно на рабочих местах для реципиентов (потребителей) пособий с учетом специфики соответствующего контингента, в частности безработных женщин, возвращающихся на рынок труда после длительного перерыва. Важным направлением вовлечения частного бизнеса в решение проблем трудоустройства указанных реципиентов является также предоставление вспомогательных услуг по месту работы, например, таких как услуги по уходу за детьми.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.