реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социальная зашита населения в РФ

|Отечественной | | | |

|войны и | | | |

|инвалидам | | | |

|боевых | | | |

|действий на | | | |

|территории | | | |

|других | | | |

|государств | | | |

|инвалидам и |6672,3 |2788,0 |35 |

|семьям, | | | |

|имеющим | | | |

|детей-инвалидо| | | |

|в | | | |

|ветеранам |20986,2 |7542,4 |30 |

|из них: |

|участникам |1417,6 |569,6 |33 |

|Великой | | | |

|Отечественной | | | |

|войны | | | |

|ветеранам |295,3 |71,9 |20 |

|боевых | | | |

|действий на | | | |

|территории | | | |

|других | | | |

|государств | | | |

|ветеранам |18090,9 |6443,3 |30 |

|труда | | | |

|на основании |10740,3 |4113,7 |32 |

|других | | | |

|законодательны| | | |

|х актов | | | |

|по |1400,8 |643,2 |38 |

|профессиональн| | | |

|ому приказу | | | |

|иными |2384,2 |827,7 |29 |

|категориями | | | |

|граждан | | | |

В приложении можно ознакомиться с жилищными условиями населения (см.

Приложение, таблица №6).

26 мая 1997 г. принято постановление Правительства РФ № 621 «О

федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и

коммунальных услуг». Постановлением определена минимальная социальная норма

жилой площади на человека - 18 кв. м2 , ниже которой человек признается

нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеет право на льготное

получение, покупку или строительство жилья.

Итак, минимальные социальные гарантии составляют основу системы

социальной защиты населения в обществе рыночных отношений. Они

устанавливаются государством в соответствии с законодательством и

возможностями их финансового обеспечения.

4.Социальное обеспечение и социальное помощь.

В условиях перехода к рыночным отношениям проблема совершенствования

системы социального обеспечения населения становится особенно острой и

актуальной. В ст. 39 Конституции РФ записано, что каждому гарантируется

социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери

кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Поощряются добровольное социальное страхование, создании дополнительных

форм социального обеспечения и благотворительность.

Основными видами социального обеспечения являются:

-пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за

выслугу лет, социальные;

-пособия по безработице, по временной нетрудоспособности,

беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей, инвалидам с

детства и др.;

-содержание и обслуживание детей, престарелых и инвалидов в

стационарных учреждениях;

-профессиональное обучение, трудовое устройство инвалидов,

протезно-ортопедическая и медико-социальная помощь, льготы и преимущества

инвалидам, медико-социальная экспертиза и реабилитация и др.

Функции социального обеспечения выполняют различные государственные

органы, министерства, ведомства, службы и учреждения социальной защиты и

негосударственные учреждения. Это организационная структура социального

обеспечения.

Экономическую основу социального обеспечения составляют государственный

бюджет и социальное страхование, которые различаются между собой по

источникам финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся

из страховых фондов, образуемых за счет отчислений на социальное

страхование. Они взимаются как с предприятий-работодателей, так и с

трудящихся. Государственные вложения осуществляются за счет средств из

федерального и местного бюджетов.

Фонды социального обеспечения и источники формирования устанавливаются

в соответствии с законодательством РФ.

Одной из важных социальных функций государства является обеспечение

граждан пенсиями и пособиями. Пенсия - это регулярная денежная выплата,

которая производится в установленном законом порядке определенным

категориям лиц из социальных доходов и других источников, предназначенных

для этих целей. Пенсионные отношения в РФ регулируются законом «О

государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 г. и последующими

изменениями, законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходящих службу в

органах внутренних дел, и их семей» и др.

Основаниями для пенсионного обеспечения являются: достижение

соответствующего пенсионного возраста и трудовой стаж или выслуга;

наступление инвалидности; потеря кормильца - для нетрудоспособных членов

семьи.

Законом установлены трудовые и социальные пенсии. Так, в связи с

трудовой и иной общественно-полезной деятельностью, которая засчитывается в

общий трудовой стаж, назначаются пенсии: по старости, по инвалидности, по

случаю потери кормильца, за выслугу лет. Если граждане не имеют по каким-

либо причинам права на пенсию в связи с трудовой или иной общественно-

полезной деятельностью, им устанавливается социальная пенсия. Такая пенсия

может быть назначена в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии.

Условия пенсионного обеспечения состоят в том, что право на пенсию на

общих основаниях имеют: женщины по достижении 55 лет при общем трудовом

стаже не менее 20 лет и мужчины по достижении 60 лет и при трудовом стаже

не менее 25 лет. Отдельным категориям граждан трудовая пенсия по старости

устанавливается при пониженном пенсионном возрасте, а в некоторых случаях и

при пониженном трудовом стаже (льготные пенсии, в связи с особыми условиями

труда, работой на Крайнем Севере, при неполном трудовом стаже и др.).

Таблица №14

Численность пенсионеров, состоящих на учете в органах соц. защиты населения

(на конец года)

|Численность |1992 |1995 |1997 |1998 |1999 |2000 |

|пенсионеров, | | | | | | |

|состоящих на | | | | | | |

|учете в органах| | | | | | |

|соц. защиты | | | | | | |

|населения | | | | | | |

|всего, тыс. |35273 |37083 |38184 |38410 |38381 |38411 |

|чел. | | | | | | |

|в процентах к |103,6 |101,3 |100,9 |100,6 |99,9 |100,1 |

|предыдущему | | | | | | |

|году | | | | | | |

Основная часть пенсионеров - 96,2% - получает трудовые пенсии; из них 81%

составляют пенсионеры по старости, 12% - по инвалидности, 6% - по случаю

потери кормильца и менее 1% - за выслугу лет. Пенсионеры, получающие

социальные пенсии, составляют 3% общей численности.

Согласно закону «О государственных пенсиях», в механизм исчисления

пенсий заложен принцип учета длительности трудового стажа. Он заключается в

том, что пенсия по старости определяется в размере 55% заработка и, сверх

того, 1% заработка за каждый полный год общего трудового стажа,

превышающего требуемый для назначения пенсии. При этом должны соблюдаться

два требования: во-первых, размер пенсии не может превышать 75% среднего

заработка и, во-вторых, не может быть ниже установленного законом минимума

и не может превышать предусмотренный им максимум.

Таблица № 15

Минимальный размер пенсии

(в месяц)

|инвалидам с детства: |

|Величина |1,3 |186,2 |289,9 |347,9 |639,9 |909 |

|прожиточного | | | | | | |

|минимума | | | | | | |

|пенсионера | | | | | | |

|в процентах к |… |в 3,1 |в 111 |в 120 |в 183 |в 117 |

|предыдущему | |р. |р. |р. |р. |р. |

|году | | | | | | |

В приложении можно ознакомиться с покупательской способностью среднего

размера назначенных месячных пенсий (Приложение, таблица №3).

Наряду с общими основаниями и условиями для исчисления и определения

размера трудовых и социальных пенсий имеются и некоторые особенности.

Например, основной размер пенсии за выслугу лет определяется в зависимости

от имеющейся выслуги, а не от общего стажа и на основе Списков профессий и

должностей работников этой категории, утвержденных постановлением

Правительства РФ. Имеются некоторые особенности в начислении пенсий для

государственных служащих.

Немаловажное значение имеют определенные законодательством надбавки.

Например, к пенсии по старости устанавливаются следующие надбавки: на уход

за пенсионером, если он является инвалидом I группы или нуждается в

постороннем уходе по заключению лечебного учреждения; на нетрудоспособных

иждивенцев, если они сами не получают какой-либо пенсии.

В настоящее время уровень обеспечения пенсиями и пособиями

корректируется с учетом розничных цен путем выплаты компенсации и

индексации пенсий. В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР

от 20 марта 1991 г. «О реформе розничных цен и социальной защите населения

РСФСР» были введены компенсация ко всем видам пенсий, пособий семьям,

имеющим детей, а также целевые компенсационные выплаты на

несовершеннолетних детей.

Законодательство РФ устанавливает систему компенсаций и льгот в отношении

граждан РФ, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов (авария на

Чернобыльской АЭС и др.).

Пенсионное обеспечение осуществляется государственными органами

социальной защиты населения, их отделами, комитетами, управлениями и т.д.

Пенсия назначается пожизненно, а выплата производится, как правило, за

текущий месяц. Доставка и пересылка пенсий осуществляются за счет

государства.

Размер назначенной пенсии может изменяться при возникновении права на ее

повышение, так же, как перевод с одной пенсии на другую, согласно

установленным правилам.

Развитие пенсионного обеспечения осуществляется путем реформирования

системы пенсионного обеспечения РФ. Концепция реформы предполагает плавный

переход к новым принципам пенсионного обеспечения с сохранением пенсионных

прав, закрепленных действующей пенсионной системой. Суть реформы можно

свести к основным моментам:

- введение системы индивидуального учета страховых взносов в

Пенсионный фонд РФ на основе Федерального закона от 1 апреля

1996 г. № 27-ФЗ;

- обеспечение стабильности реальной стоимости пенсии, достижение

справедливой дифференциации размеров пенсий на основе

трудового

вклада, установление постоянного механизма индексации пенсий

посредством применения индивидуального коэффициента

пенсионера, исходя из роста средней заработной платы в

народном

хозяйстве страны;

- создание базы финансовой устойчивости бюджета Пенсионного

фонда России для обеспечения своевременного финансирования

выплаты пенсий.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ «О порядке исчисления и

увеличения государственных пенсий» нацелен на определение размера пенсии с

учетом трудового стажа, в течение которого лицо участвовало в страховой

пенсионной системе.

Кроме того, фактический заработок пенсионера учитывается для пенсий за счет

индивидуального коэффициента, адаптированного к современному уровню оплаты

труда. Иначе говоря, достигается положение, при котором лица одинаковой

профессии и аналогичной квалификации смогут воспользоваться приблизительно

равными заработками, получаемыми за такую же работу в настоящее время.

Вводимый законом индивидуальный коэффициент пенсионера отражает реальное

соотношение фактического заработка гражданина за периоды, учитываемые для

исчисления пенсии, к заработку за те же периоды по стране.

Этот коэффициент - константа, которая будет сопровождать пенсионера на

протяжении всей его «пенсионной жизни». Умноженный на этот постоянный

коэффициент средний заработок по стране (за соответствующий квартал)

автоматически позволяет перерасчетать пенсию в соответствии с ростом оплаты

труда.

Размер пенсии устанавливается, исходя из среднемесячной зарплаты по

стране за квартал, предшествующий кварталу назначения (перерасчета) пенсии.

Порядок исчисления индивидуального коэффициента (КИ) пенсионера

следующий:

КИ = размер пенсии в % Х

Механизм индексации уже несколько десятилетий используется в США,

Японии, Канаде и более чем в десяти западноевропейских странах; в

последнее время - и в бывших социалистических государствах Восточной

Европы. Выполняя по отношению к значительной части населения защитные

функции, он необходим еще и для предотвращения социальных взрывов.

Реформирование пенсионной системы также предусматривает совершенствование

организационной структуры пенсионной службы на основе указа Президента РФ

от 29 мая 1993 г. № 787 «Об управлении пенсионным обеспечением Российской

Федерации».

Создается новая модель пенсионной службы, объединяющая весь процесс,

начиная от сбора средств и кончая доставкой пенсии, в одном ведомстве,

которая возьмет на себя ответственность за социальное обеспечение

населения.

Основополагающим документом является соглашение о создании в регионе

единой пенсионной службы между Пенсионным фондом РФ и субъектами Федерации.

Отдельным документом фиксируется разграничение функций между органами

социальной защиты и Пенсионным фондом.

В целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в

декабре 1990 г. был образован Пенсионный фонд РФ. Средства этого фонда

формируются за счет следующих источников:

- страховые взносы работодателей;

- страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой

деятельностью;

- средства из республиканского бюджета РФ на выплату государственных

пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному

обеспечению гражданам, их семьям; социальных пенсий, пособий на детей в

возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а

также предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам,

пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке, пересылке

пенсий и пособий;

-средства, возмещаемые Пенсионному фонду Государственным фондом

занятости в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

- добровольные взносы физических и юридических лиц;

- доходы от капитализации средств и другие поступления.

На основе Положения о Пенсионном фонде его средства направляются на

выплату государственных пенсий, пособий по уходу за ребенком в возрасте

старше полутора лет; оказание органами социальной защиты населения

материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; финансовое и

материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его

органов и другие мероприятия, связанные с его деятельностью.

При создании единой пенсионной службы вся работа как бы связывает

единой цепью страхователя - пенсионную службу - получателя пенсии; пенсия

доставляется силами самой пенсионной службы без посредничества почты или

коммерческих структур. В результате повышаются управляемость структуры и

экономическая эффективность деятельности службы.

Таблица №17

Основные показатели Пенсионного фонда РФ

|Поступления |1992|1993 |1995 |1997 |1998 |1999 |2000 |

|страховых | | | | | | | |

|взносов | | | | | | | |

|предприятий и | | | | | | | |

|организаций в | | | | | | | |

|Пенсионный | | | | | | | |

|фонд РФ: | | | | | | | |

|всего,млн.руб.|1203|10169 |73709 |151073|149102|250436|379259|

|(до 1998г.- | | | | | | | |

|млрд.руб) | | | | | | | |

|в процентах к |6,3 |5,9 |4,8 |6,1 |5,4 |5,3 |5,4 |

|ВВП | | | | | | | |

|в процентах к |… |86,8 |68,5 |114,3 |77,3 |90,5 |125,3 |

|предыдущему | | | | | | | |

|году (с | | | | | | | |

|корректировкой| | | | | | | |

|на индекс | | | | | | | |

|потребительски| | | | | | | |

|х цен) | | | | | | | |

|Расходование средств Пенсионного фонда РФ на финансирование |

|выплат населению пенсий и пособий: |

|всего,млн.руб.|885 |10312 |85078 |172767|160450|254710|331257|

|(до 1998г.- | | | | | | | |

|млрд.руб) | | | | | | | |

|в процентах к |4,7 |6,0 |5,5 |7,0 |5,9 |5,4 |4,7 |

|ВВП | | | | | | | |

|в процентах к |… |119,6 |77,6 |120,1 |72,7 |85,5 |107,7 |

|предыдущему | | | | | | | |

|году (с | | | | | | | |

|корректировкой| | | | | | | |

|на индекс | | | | | | | |

|потребительски| | | | | | | |

|х цен) | | | | | | | |

|Задолженность по выплате песий (на конец года): |

|всего,млрд.руб|… |… |0,7 |- |26,3 |- |- |

|.(до 1998г.- | | | | | | | |

|мрлн.руб) | | | | | | | |

|в процентах к |… |… |10,0 |- |203,9 |- |- |

|предыдущему | | | | | | | |

|году (с | | | | | | | |

|корректировкой| | | | | | | |

|на индекс | | | | | | | |

|потребительски| | | | | | | |

|х цен) | | | | | | | |

Важное значение приобретают дополнительные формы пенсионного

обеспечения в соответствии с указом Президента РФ от 16 сентября 1992 г. «О

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.