| |||||
МЕНЮ
| Социальная зашита населения в РФ|Отечественной | | | | |войны и | | | | |инвалидам | | | | |боевых | | | | |действий на | | | | |территории | | | | |других | | | | |государств | | | | |инвалидам и |6672,3 |2788,0 |35 | |семьям, | | | | |имеющим | | | | |детей-инвалидо| | | | |в | | | | |ветеранам |20986,2 |7542,4 |30 | |из них: | |участникам |1417,6 |569,6 |33 | |Великой | | | | |Отечественной | | | | |войны | | | | |ветеранам |295,3 |71,9 |20 | |боевых | | | | |действий на | | | | |территории | | | | |других | | | | |государств | | | | |ветеранам |18090,9 |6443,3 |30 | |труда | | | | |на основании |10740,3 |4113,7 |32 | |других | | | | |законодательны| | | | |х актов | | | | |по |1400,8 |643,2 |38 | |профессиональн| | | | |ому приказу | | | | |иными |2384,2 |827,7 |29 | |категориями | | | | |граждан | | | | В приложении можно ознакомиться с жилищными условиями населения (см. Приложение, таблица №6). 26 мая 1997 г. принято постановление Правительства РФ № 621 «О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг». Постановлением определена минимальная социальная норма жилой площади на человека - 18 кв. м2 , ниже которой человек признается нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеет право на льготное получение, покупку или строительство жилья. Итак, минимальные социальные гарантии составляют основу системы социальной защиты населения в обществе рыночных отношений. Они устанавливаются государством в соответствии с законодательством и возможностями их финансового обеспечения. 4.Социальное обеспечение и социальное помощь. В условиях перехода к рыночным отношениям проблема совершенствования системы социального обеспечения населения становится особенно острой и актуальной. В ст. 39 Конституции РФ записано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создании дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Основными видами социального обеспечения являются: -пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные; -пособия по безработице, по временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей, инвалидам с детства и др.; -содержание и обслуживание детей, престарелых и инвалидов в стационарных учреждениях; -профессиональное обучение, трудовое устройство инвалидов, протезно-ортопедическая и медико-социальная помощь, льготы и преимущества инвалидам, медико-социальная экспертиза и реабилитация и др. Функции социального обеспечения выполняют различные государственные органы, министерства, ведомства, службы и учреждения социальной защиты и негосударственные учреждения. Это организационная структура социального обеспечения. Экономическую основу социального обеспечения составляют государственный бюджет и социальное страхование, которые различаются между собой по источникам финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, образуемых за счет отчислений на социальное страхование. Они взимаются как с предприятий-работодателей, так и с трудящихся. Государственные вложения осуществляются за счет средств из федерального и местного бюджетов. Фонды социального обеспечения и источники формирования устанавливаются в соответствии с законодательством РФ. Одной из важных социальных функций государства является обеспечение граждан пенсиями и пособиями. Пенсия - это регулярная денежная выплата, которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из социальных доходов и других источников, предназначенных для этих целей. Пенсионные отношения в РФ регулируются законом «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 г. и последующими изменениями, законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходящих службу в органах внутренних дел, и их семей» и др. Основаниями для пенсионного обеспечения являются: достижение соответствующего пенсионного возраста и трудовой стаж или выслуга; наступление инвалидности; потеря кормильца - для нетрудоспособных членов семьи. Законом установлены трудовые и социальные пенсии. Так, в связи с трудовой и иной общественно-полезной деятельностью, которая засчитывается в общий трудовой стаж, назначаются пенсии: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Если граждане не имеют по каким- либо причинам права на пенсию в связи с трудовой или иной общественно- полезной деятельностью, им устанавливается социальная пенсия. Такая пенсия может быть назначена в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии. Условия пенсионного обеспечения состоят в том, что право на пенсию на общих основаниях имеют: женщины по достижении 55 лет при общем трудовом стаже не менее 20 лет и мужчины по достижении 60 лет и при трудовом стаже не менее 25 лет. Отдельным категориям граждан трудовая пенсия по старости устанавливается при пониженном пенсионном возрасте, а в некоторых случаях и при пониженном трудовом стаже (льготные пенсии, в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, при неполном трудовом стаже и др.). Таблица №14 Численность пенсионеров, состоящих на учете в органах соц. защиты населения (на конец года) |Численность |1992 |1995 |1997 |1998 |1999 |2000 | |пенсионеров, | | | | | | | |состоящих на | | | | | | | |учете в органах| | | | | | | |соц. защиты | | | | | | | |населения | | | | | | | |всего, тыс. |35273 |37083 |38184 |38410 |38381 |38411 | |чел. | | | | | | | |в процентах к |103,6 |101,3 |100,9 |100,6 |99,9 |100,1 | |предыдущему | | | | | | | |году | | | | | | | Основная часть пенсионеров - 96,2% - получает трудовые пенсии; из них 81% составляют пенсионеры по старости, 12% - по инвалидности, 6% - по случаю потери кормильца и менее 1% - за выслугу лет. Пенсионеры, получающие социальные пенсии, составляют 3% общей численности. Согласно закону «О государственных пенсиях», в механизм исчисления пенсий заложен принцип учета длительности трудового стажа. Он заключается в том, что пенсия по старости определяется в размере 55% заработка и, сверх того, 1% заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии. При этом должны соблюдаться два требования: во-первых, размер пенсии не может превышать 75% среднего заработка и, во-вторых, не может быть ниже установленного законом минимума и не может превышать предусмотренный им максимум. Таблица № 15 Минимальный размер пенсии (в месяц) |инвалидам с детства: | |Величина |1,3 |186,2 |289,9 |347,9 |639,9 |909 | |прожиточного | | | | | | | |минимума | | | | | | | |пенсионера | | | | | | | |в процентах к |… |в 3,1 |в 111 |в 120 |в 183 |в 117 | |предыдущему | |р. |р. |р. |р. |р. | |году | | | | | | | В приложении можно ознакомиться с покупательской способностью среднего размера назначенных месячных пенсий (Приложение, таблица №3). Наряду с общими основаниями и условиями для исчисления и определения размера трудовых и социальных пенсий имеются и некоторые особенности. Например, основной размер пенсии за выслугу лет определяется в зависимости от имеющейся выслуги, а не от общего стажа и на основе Списков профессий и должностей работников этой категории, утвержденных постановлением Правительства РФ. Имеются некоторые особенности в начислении пенсий для государственных служащих. Немаловажное значение имеют определенные законодательством надбавки. Например, к пенсии по старости устанавливаются следующие надбавки: на уход за пенсионером, если он является инвалидом I группы или нуждается в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения; на нетрудоспособных иждивенцев, если они сами не получают какой-либо пенсии. В настоящее время уровень обеспечения пенсиями и пособиями корректируется с учетом розничных цен путем выплаты компенсации и индексации пенсий. В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 20 марта 1991 г. «О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР» были введены компенсация ко всем видам пенсий, пособий семьям, имеющим детей, а также целевые компенсационные выплаты на несовершеннолетних детей. Законодательство РФ устанавливает систему компенсаций и льгот в отношении граждан РФ, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов (авария на Чернобыльской АЭС и др.). Пенсионное обеспечение осуществляется государственными органами социальной защиты населения, их отделами, комитетами, управлениями и т.д. Пенсия назначается пожизненно, а выплата производится, как правило, за текущий месяц. Доставка и пересылка пенсий осуществляются за счет государства. Размер назначенной пенсии может изменяться при возникновении права на ее повышение, так же, как перевод с одной пенсии на другую, согласно установленным правилам. Развитие пенсионного обеспечения осуществляется путем реформирования системы пенсионного обеспечения РФ. Концепция реформы предполагает плавный переход к новым принципам пенсионного обеспечения с сохранением пенсионных прав, закрепленных действующей пенсионной системой. Суть реформы можно свести к основным моментам: - введение системы индивидуального учета страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на основе Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ; - обеспечение стабильности реальной стоимости пенсии, достижение справедливой дифференциации размеров пенсий на основе трудового вклада, установление постоянного механизма индексации пенсий посредством применения индивидуального коэффициента пенсионера, исходя из роста средней заработной платы в народном хозяйстве страны; - создание базы финансовой устойчивости бюджета Пенсионного фонда России для обеспечения своевременного финансирования выплаты пенсий. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» нацелен на определение размера пенсии с учетом трудового стажа, в течение которого лицо участвовало в страховой пенсионной системе. Кроме того, фактический заработок пенсионера учитывается для пенсий за счет индивидуального коэффициента, адаптированного к современному уровню оплаты труда. Иначе говоря, достигается положение, при котором лица одинаковой профессии и аналогичной квалификации смогут воспользоваться приблизительно равными заработками, получаемыми за такую же работу в настоящее время. Вводимый законом индивидуальный коэффициент пенсионера отражает реальное соотношение фактического заработка гражданина за периоды, учитываемые для исчисления пенсии, к заработку за те же периоды по стране. Этот коэффициент - константа, которая будет сопровождать пенсионера на протяжении всей его «пенсионной жизни». Умноженный на этот постоянный коэффициент средний заработок по стране (за соответствующий квартал) автоматически позволяет перерасчетать пенсию в соответствии с ростом оплаты труда. Размер пенсии устанавливается, исходя из среднемесячной зарплаты по стране за квартал, предшествующий кварталу назначения (перерасчета) пенсии. Порядок исчисления индивидуального коэффициента (КИ) пенсионера следующий: КИ = размер пенсии в % Х Механизм индексации уже несколько десятилетий используется в США, Японии, Канаде и более чем в десяти западноевропейских странах; в последнее время - и в бывших социалистических государствах Восточной Европы. Выполняя по отношению к значительной части населения защитные функции, он необходим еще и для предотвращения социальных взрывов. Реформирование пенсионной системы также предусматривает совершенствование организационной структуры пенсионной службы на основе указа Президента РФ от 29 мая 1993 г. № 787 «Об управлении пенсионным обеспечением Российской Федерации». Создается новая модель пенсионной службы, объединяющая весь процесс, начиная от сбора средств и кончая доставкой пенсии, в одном ведомстве, которая возьмет на себя ответственность за социальное обеспечение населения. Основополагающим документом является соглашение о создании в регионе единой пенсионной службы между Пенсионным фондом РФ и субъектами Федерации. Отдельным документом фиксируется разграничение функций между органами социальной защиты и Пенсионным фондом. В целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в декабре 1990 г. был образован Пенсионный фонд РФ. Средства этого фонда формируются за счет следующих источников: - страховые взносы работодателей; - страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; - средства из республиканского бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям; социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке, пересылке пенсий и пособий; -средства, возмещаемые Пенсионному фонду Государственным фондом занятости в связи с назначением досрочных пенсий безработным; - добровольные взносы физических и юридических лиц; - доходы от капитализации средств и другие поступления. На основе Положения о Пенсионном фонде его средства направляются на выплату государственных пенсий, пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет; оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его органов и другие мероприятия, связанные с его деятельностью. При создании единой пенсионной службы вся работа как бы связывает единой цепью страхователя - пенсионную службу - получателя пенсии; пенсия доставляется силами самой пенсионной службы без посредничества почты или коммерческих структур. В результате повышаются управляемость структуры и экономическая эффективность деятельности службы. Таблица №17 Основные показатели Пенсионного фонда РФ |Поступления |1992|1993 |1995 |1997 |1998 |1999 |2000 | |страховых | | | | | | | | |взносов | | | | | | | | |предприятий и | | | | | | | | |организаций в | | | | | | | | |Пенсионный | | | | | | | | |фонд РФ: | | | | | | | | |всего,млн.руб.|1203|10169 |73709 |151073|149102|250436|379259| |(до 1998г.- | | | | | | | | |млрд.руб) | | | | | | | | |в процентах к |6,3 |5,9 |4,8 |6,1 |5,4 |5,3 |5,4 | |ВВП | | | | | | | | |в процентах к |… |86,8 |68,5 |114,3 |77,3 |90,5 |125,3 | |предыдущему | | | | | | | | |году (с | | | | | | | | |корректировкой| | | | | | | | |на индекс | | | | | | | | |потребительски| | | | | | | | |х цен) | | | | | | | | |Расходование средств Пенсионного фонда РФ на финансирование | |выплат населению пенсий и пособий: | |всего,млн.руб.|885 |10312 |85078 |172767|160450|254710|331257| |(до 1998г.- | | | | | | | | |млрд.руб) | | | | | | | | |в процентах к |4,7 |6,0 |5,5 |7,0 |5,9 |5,4 |4,7 | |ВВП | | | | | | | | |в процентах к |… |119,6 |77,6 |120,1 |72,7 |85,5 |107,7 | |предыдущему | | | | | | | | |году (с | | | | | | | | |корректировкой| | | | | | | | |на индекс | | | | | | | | |потребительски| | | | | | | | |х цен) | | | | | | | | |Задолженность по выплате песий (на конец года): | |всего,млрд.руб|… |… |0,7 |- |26,3 |- |- | |.(до 1998г.- | | | | | | | | |мрлн.руб) | | | | | | | | |в процентах к |… |… |10,0 |- |203,9 |- |- | |предыдущему | | | | | | | | |году (с | | | | | | | | |корректировкой| | | | | | | | |на индекс | | | | | | | | |потребительски| | | | | | | | |х цен) | | | | | | | | Важное значение приобретают дополнительные формы пенсионного обеспечения в соответствии с указом Президента РФ от 16 сентября 1992 г. «О |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|