реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социальная зашита населения в РФ

| | | | |службы |

| | | | |занятости |

| |млн.|в % к |млн. |в % к |млн. |в % к | |

| | |соот- |челов|соот- |челов|соот- | |

| |чело|ветствую|ек |ветствую|ек |ветствую| |

| |век |- щему | |- щему | |- щему | |

| | |пери- | |пери- | |пери- | |

| | |оду | |оду | |оду | |

| | |предыдущ| |предыдущ| |предыдущ| |

| | |его года| |его года| |его года| |

| | | | | | | |млн. |в % к |

| | | | | | | |челов|соот- |

| | | | | | | |ек |ветств|

| | | | | | | | |ую-щем|

| | | | | | | | |у |

| | | | | | | | |пери- |

| | | | | | | | |оду |

| | | | | | | | |предыд|

| | | | | | | | |ущего |

| | | | | | | | |года |

|2001г. |

|Январь|70,5|98,8 |63,5 |101,3 |7,1 |81,0 |1,1 |85,3 |

|Феврал|70,1|98,7 |63,0 |100,8 |7,1 |83,0 |1,1 |88,9 |

|ь | | | | | | | | |

|Март |70,3|98,3 |63,5 |100,3 |6,8 |82,9 |1,1 |91,8 |

|I |70,3|98,6 |63,3 |100,8 |7,0 |82,3 |1,1 |88,6 |

|кварта| | | | | | | | |

|л | | | | | | | | |

|(в | | | | | | | | |

|сред-н| | | | | | | | |

|ем | | | | | | | | |

|за | | | | | | | | |

|месяц)| | | | | | | | |

|Апрель|70,5|98,0 |64,0 |99,9 |6,4 |82,6 |1,1 |94,8 |

|Май |70,7|97,7 |64,6 |99,4 |6,1 |82,4 |1,0 |97,6 |

|Июнь |71,0|98,1 |64,9 |99,8 |6,1 |83,8 |1,0 |99,3 |

|II |70,7|97,9 |64,5 |99,7 |6,2 |82,9 |1,0 |97,2 |

|кварта| | | | | | | | |

|л | | | | | | | | |

|(в | | | | | | | | |

|сред-н| | | | | | | | |

|ем | | | | | | | | |

|за | | | | | | | | |

|месяц)| | | | | | | | |

|Июль |71,3|98,6 |65,2 |100,1 |6,1 |85,2 |1,0 |101,6 |

|Август|71,6|99,1 |65,5 |100,5 |6,1 |86,7 |1,0 |102,9 |

|Сен-тя|71,4|99,2 |65,2 |100,4 |6,2 |87,8 |1,0 |103,0 |

|брь | | | | | | | | |

|III |71,4|99,0 |65,3 |100,3 |6,2 |86,6 |1,0 |102,5 |

|кварта| | | | | | | | |

|л | | | | | | | | |

|(в | | | | | | | | |

|средне| | | | | | | | |

|м | | | | | | | | |

|за | | | | | | | | |

|месяц)| | | | | | | | |

|Октябр|71,2|99,2 |64,9 |100,4 |6,3 |88,9 |1,0 |104,4 |

|ь | | | | | | | | |

|Ноябрь|71,0|99,3 |64,7 |100,3 |6,3 |90,1 |1,1 |106,5 |

|Декабр|70,8|99,8 |64,5 |100,8 |6,4 |90,3 |1,1 |108,3 |

|ь | | | | | | | | |

|IV |71,0|99,4 |64,7 |100,5 |6,3 |89,8 |1,1 |106,4 |

|кварта| | | | | | | | |

|л | | | | | | | | |

|(в | | | | | | | | |

|средне| | | | | | | | |

|м | | | | | | | | |

|за | | | | | | | | |

|месяц)| | | | | | | | |

|Год |70,9|98,7 |64,4 |100,3 |6,4 |85,2 |1,1 |98,1 |

|(в | | | | | | | | |

|средне| | | | | | | | |

|м | | | | | | | | |

|за | | | | | | | | |

|месяц)| | | | | | | | |

|2002г. |

|Январь|70,6|100,2 |64,3 |101,3 |6,4 |89,8 |1,2 |111,8 |

|Феврал|70,5|100,6 |64,1 |101,8 |6,4 |89,8 |1,2 |114,2 |

|ь | | | | | | | | |

Безработица, с которой мы сейчас сталкиваемся, связана не с

техническим прогрессом или кризисом перепроизводства, как это происходит

циклически в рыночной экономике, а с факторами, обусловленными глубокими

деформациями в развитии народного хозяйства. Если на Западе безработица

возникает в условиях перепроизводства товаров и относительной узости рынка,

результатом чего и является падение спроса на рабочую силу, то в наших

условиях ситуация иная. Сокращение занятости в современной России связано в

первую очередь с катастрофическим падением производства за годы реформ.

В приложении можно ознакомиться со статистикой об общей численности

безработных в различных странах мира (Приложение, таблица №4).

В решении этой проблемы есть две стороны: создание экономических

условий для максимальной занятости населения, с одной стороны, и

государственная поддержка - с другой.

На снижение уровня безработицы должны быть направлены государственные

программы содействия занятости, а также разработка и реализация федеральной

целевой программы создания рабочих мест и осуществления следующих

мероприятий:

- поддержка малого и среднего предпринимательства, не требующего

крупных инвестиций;

- более эффективное использование на общественных работах тех, кто

состоит на учете в службе занятости;

- профилактика безработицы на основе переквалификации работников,

подлежащих сокращению, без прекращения с ними трудового договора;

- расширение в регионах сети частных бюро содействия занятости;

- максимальное обеспечение участками земли отдельных граждан для

обеспечения дополнительных доходов семьи, а также инвесторов под

обязательство создания рабочих мест.

Регулирование занятости - одно из главных направлений социальной

политики. Вместе с тем решение этой проблемы в условиях рыночных отношений

практически нереально. Показатели допустимого уровня безработицы, которые

пытались разрабатывать по регионам России, себя не оправдали. По мнению

ученых, такие стандарты возможны лишь в системе денежной помощи безработным

и определяются законом «О занятости населения в РФ» (1991 г.), в новой

редакции (1996 г.).

Согласно Закону, степень возмещения потерянного заработка пособием по

безработице варьируется в диапазоне от 45% до 75% заработка работника,

предшествовавшего увольнению, или в размере минимальной оплаты труда, если

он не работал в течение 12 месяцев перед признанием его безработным.

Чем продолжительнее период безработицы, тем ниже степень возмещения

утраченного заработка, тем значительнее экономические потери, тем больше

ухудшается материальное положение безработного и его семьи.

Государство гарантирует безработным:

- выплату пособий по безработице;

- выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения

квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;

- возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

- возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую

местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;

- оплату в размере причитающегося пособия по безработице

(стипендии) за счет средств фонда занятости периода временной

нетрудоспособности в течение не более 12 месяцев.

В России, несмотря на существование довольно прогрессивного Закона о

занятости (минимальный период трудовой деятельности - 12 недель, пособие не

ниже минимальной заработной платы и т.д.), выполнение социальных программ

постоянно натыкается на хроническое недофинансирование - в частности,

задержки выплаты пособий по безработице достигают в некоторых регионах

нескольких месяцев и даже лет.

Важным элементом социальной защиты населения являются программы

трудоустройства и переквалификации. При введении в действие этих программ

участвуют государство и предприниматели. Ежегодно американские фирмы тратят

на эти меры около 30 млрд. долларов, но основные средства все же поступают

от государства.

В общенациональном масштабе современное государство с целью

уменьшения армии безработных пытается регулировать заработную плату на

таком уровне, чтобы темпы ее роста были ниже от роста производительности

труда. Для этого осуществляется “политика доходов”, активная кредитно-

денежная политика и т.д. Такую тактику применяют частные фирмы, пытаясь

сделать так, чтобы уровень продуктивности труда опережал рост оплаты

рабочей силы. Наибольших успехов в этом деле достигли США. С 1974 г. до

середины 80-х годов было образовано 23 млн. дополнительных рабочих мест и

принято на работу 12 млн. эмигрантов. Характерно, что за это время 500

самых могущественных корпораций Америки сократили 3 млн. рабочих мест, а

мелкие фирмы образовали 7 млн. таких мест.

Конкретные результаты в осуществлении политики трудоустройства может

дать сокращение рабочего дня. За последние 100 лет в большинстве развитых

стран Запада продолжительность рабочего дня сократилась вдвое. Исключением

из этого правила стала только Япония. Японец сегодня работает в среднем

2150 часов в год, что на 230 часов больше, чем в США, на 450 часов больше,

чем в Германии, на 400 часов больше, чем во Франции. Сокращение

продолжительности рабочего дня с целью увеличения занятости происходило в

Швеции в 70-х годах, во Франции - в 1982-1983 гг. и некоторых других

странах.

Безработица порождает тяжелые социальные последствия, усиливая

социальное неравенство, снижая социальный статус, возникает социальную

напряженность в обществе. Как показывают социологические опросы,

безработица (особенно длительная) вызывает у людей неуверенность в будущем

и сопровождается увеличением нервно-психических и сердечно-сосудистых

заболеваний, ростом алкоголизма, наркомании, проституции и преступности.

Таблица №7

Забастовки

| |1990|1996|1997|1998|1999|2000|

|Число |260 |8278|1700|1116|7285|817 |

|предприятий, на| | |7 |2 | | |

|которых | | | | | | |

|проходили | | | | | | |

|забастовки | | | | | | |

|Численность работников, вовлеченных в забастовки:|

|тыс. человек |99,5|663,|887,|530,|238,|30,9|

| | |9 |3 |8 |4 | |

|В среднем на |383 |80 |52 |48 |33 |37 |

|одно | | | | | | |

|предприятие, | | | | | | |

|человек | | | | | | |

Таблица №8

Правонарушения

| |1990 |1995|1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |

|Число |1840 |2756|2625 |2397 |2582 |3002 |2952 |

|зарегистрированных| | | | | | | |

|преступлений за | | | | | | | |

|год, тыс. | | | | | | | |

|Раскрываемость |54,8 |64,5|70,1 |72,2 |74,4 |73,4 |75,6 |

|преступлений, % | | | | | | | |

|Коэфициэнт |14,3 |30,7|266 |23,9 |23,0 |26,2 |28,3 |

|смертности от | | | | | | | |

|убийств(число | | | | | | | |

|умерших на 100000 | | | | | | | |

|населения) | | | | | | | |

В качестве государственных социальных стандартов в области пенсионного

обеспечения устанавливаются минимальные размеры государственных пенсий

(подробнее о пенсионном обеспечение см. в главе “Социальное обеспечение и

социальная помощь ”).

Государственные минимальные стандарты в области образования

предполагают:

- набор общедоступных и бесплатных услуг образовательных учреждений,

финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней;

- нормы и нормативы предельной наполненности классов и групп в

государственных и муниципальных образовательных учреждениях и

обеспеченности населения общедоступными и бесплатными услугами;

- нормы и нормативы социально-экономической поддержки обучающихся;

- норматив числа студентов, получающих бесплатное высшее

профессиональное образование в государственных учебных заведениях и размер

стипендии.

Таблица №9

Образование

| |1990 |1995|1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |

|Число |67571 |6844|68259 |67862 |67321 |66943|66428 |

|государственных| |5 | | | | | |

|дневных | | | | | | | |

|общеобразовател| | | | | | | |

|ьных учреждений| | | | | | | |

|В них |20328 |2152|21682 |21683 |21429 |20826|20013 |

|численность | |1 | | | | | |

|учащихся, тыс. | | | | | | | |

|человек | | | | | | | |

|Число |2603 |2612|2608 |2593 |2584 |2576 |2589 |

|государственных| | | | | | | |

|средних | | | | | | | |

|специальных | | | | | | | |

|учебных | | | | | | | |

|заведений | | | | | | | |

|Численность |153 |130 |134 |137 |141 |148 |160 |

|студентов в | | | | | | | |

|государственных| | | | | | | |

|средних | | | | | | | |

|специальных | | | | | | | |

|учебных | | | | | | | |

|заведениях на | | | | | | | |

|10000 населения| | | | | | | |

|Число |514 |569 |573 |578 |580 |590 |607 |

|государственных| | | | | | | |

|высших учебных | | | | | | | |

|заведений | | | | | | | |

|Численность |190 |179 |190 |208 |229 |256 |294 |

|студентов | | | | | | | |

|государственных| | | | | | | |

|высших учебных | | | | | | | |

|заведений на | | | | | | | |

|10000 населения| | | | | | | |

Таблица № 10

Минимальные размеры стипендии

(в месяц)

|Численность|4,5 |4,5 |4,6 |4,6 |4,7 |4,7 |4,7 |

|врачей на | | | | | | | |

|1000 | | | | | | | |

|населения | | | | | | | |

Одной из важнейших функций системы социальной защиты населения является

социальное обслуживание, т. е. деятельность по оказанию различных видов

услуг, предоставляемых в стационарных и нестационарных условиях в виде

правовой, материальной, медико-реабилитационной, социально-психологической

и других видах помощи. Государственные гарантии в области социального

обслуживания определены законами «Об основах социального обслуживания

населения в РФ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и

инвалидов» и др.

До начала 90-х годов отрасли социального обслуживания населения были на

дотации государства и лишь частично оплачивались потребителями. В настоящее

время структура платных услуг населению резко возросла.

Таблица №12

Структура платных услуг населению

(в процентах)

| |1993|1996|1997|1998|1999|2000|

|Все оказанные |100 |100 |100 |100 |100 |100 |

|услуги | | | | | | |

|в том числе: |

|бытовые |29,4|18,8|18,1|16,7|15,7|14,3|

|пассажирского |29,3|25,3|26,0|24,5|25,7|25,9|

|транспорта | | | | | | |

|связи |5,9 |7,9 |8,4 |9,2 |9,9 |11,1|

|жилищно-коммуна|10,3|20,7|21,3|22,1|20,4|20,0|

|льные | | | | | | |

|системы |2,4 |3,0 |4,2 |5,4 |6,3 |6,7 |

|образования | | | | | | |

|культуры |1,6 |1,1 |1,4 |1,2 |1,5 |1,6 |

|туристико-экску|2,0 |1,3 |2,1 |1,9 |1,8 |1,8 |

|рсионные | | | | | | |

|физической |0,2 |0,3 |0,3 |0,4 |0,4 |0,4 |

|культуры и | | | | | | |

|спорта | | | | | | |

|медицинские |1,7 |2,7 |3,5 |3,8 |4,4 |4,5 |

|санаторно-оздар|5,0 |2,9 |2,4 |2,7 |3,3 |3,8 |

|овительные | | | | | | |

|правового |6,8 |7,5 |8,9 |8,0 |6,2 |5,1 |

|характера | | | | | | |

|другие |5,4 |8,5 |3,4 |4,1 |4,4 |4,8 |

Специфическим видом государственных социальных гарантий являются

предоставление жилья и дотации населению на его содержание. Сфера жилищно-

коммунального хозяйства переводится на рыночные механизмы. Концепция этой

реформы предполагает сохранение дотаций на содержание жилья. Дотирование

остается как социальная поддержка незащищенных групп населения.

Таблица №13

Предоставление гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг

| |2000 |

| |Численность |Затраты |Среднемесячн|

| |граждан, |предприятий по |ый размер |

| |пользующихся |предоставлению |льгот га |

| |льготами, тыс. |гражданам льгот |одного |

| |человек |по оплате |пользователя|

| | |жилищно-коммуналь|, руб. |

| | |ных услуг, млн. | |

| | |руб. | |

|Всего |46015,1 |17547,6 |32 |

|в том числе льготы, предоставленные: |

|инвалидам |10503,6 |4420,6 |35 |

|из них: |

|инвалидам |2065,7 |904,5 |36 |

|Великой | | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.