реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социальная реабилитация детей-инвалидов

экономической политики государства по отношению к ним);

2. создается рынок труда, так как персональным ассистентом может

работать практически любой человек.

Политическая выгода очевидна, так как данная социальная служба

обеспечивает каждого члена общества равными правами на образование, труд и

отдых.

Клуб “Контакты-1” сделал попытку развернуть модель службы

“Персональный ассистент” в рамках программы Центра независимой жизни для

детей, имеющих ограниченные возможности. Ограниченные финансовые средства

не позволили нам реализовать модель в чистом виде; она была осуществлена с

программой “Выездного лицея”, а персональные ассистенты чаще всего работали

одновременно и преподавателями. Кроме того, на мероприятиях для большого

количества детей, персональные ассистенты обслуживали группы. Однако даже

эта попытка, предпринятая в России впервые силами небольшой общественной

организации, дала положительные результаты и показала перспективность идеи.

Она также доказала, что такое использование финансовой поддержки более

всего отвечает требованиям времени, так как оно позволяет очень успешно

изменять общественное сознание и неузнаваемо меняет облик ребенка, имеющего

самые серьезные виды инвалидности, который, начиная чувствовать уважение к

своей личности и уверенность, раскрывает свои способности. Родители,

получая такую поддержку, становятся более объективными в оценивании

проблем, связанных с инвалидностью, и начинают проявлять большую социальную

активность, направленную вовне, на то, чтобы изменить ситуацию в целом, для

всех детей, а не только пытаться, не видя проблем другой семьи, имеющей

такого же особого ребенка, улучшить свое положение.

Персональными ассистентами в течение 1993-94 учебного года работали

родители и студенты факультета социальной работы и социологии Института

молодежи.

Цель службы: Открыть детям, имеющим инвалидность, широкие возможности

для развития их потенциальных возможностей и талантов, и активного участия

во всех аспектах жизни общества.

Задачи:

1. Создать действующую модель “Человек с особыми проблемами-

ассистент”.

2. Расширить круг детей, получающих помощь ассистентов.

3. Провести социально- педагогические исследование модели с целью

разработки рекомендаций для неправительственных организаций.

Инновационная модель службы “ Выездной лицей”

Медицинская модель инвалидности, официально принятая в России, находит

свое выражение в том, что социальная политика имеет сегрегирующий характер.

Образование, участие в экономической жизни, отдых являются закрытыми для

людей, имеющих инвалидность. Специализированные учебные заведения,

специализированные предприятия и санатории изолируют людей, имеющих

инвалидность, от общества и делают их меньшинством, права которого

дискриминируются.

Изменения в социально- политической и экономической жизни России

делают реальностью возможность интеграции людей, имеющих инвалидность, в

общество и создают предпосылки для их независимой жизни. Однако в

социальных программах специализированность остается доминирующей, что

объясняется медицинской моделью инвалидности, положенной в основу

законодательства, недоступной архитектурной средой и отсутствием системы

социальных служб.

Эксперементальная модель “Выездной лицей”- это попытка решить проблему

интегрированного обучения детей, имеющих инвалидность, посредством создания

службы “Персональный ассистент” и специальной транспортной службы (“Зеленая

служба”), которые бы предоставляли им равные возможности. Комплексный

подход необходим для того, чтобы организовать обучение детей, имеющих

инвалидность, в режиме “двустороннего движения”:

1. Преподаватели едут на дом к ребенку и дают ему домашние уроки;

2. Службы помогают ребенку выехать из дома и заниматься в

интегрированных группах, организуемых в Центре.

Цель:

Духовное и культурное развитие детей, имеющих инвалидность, и их

интеграция в общество через организацию специальных служб “Выездной лицей”,

“Персональный ассистент” и транспортные службы.

Задачи:

1. Обучение детей, имеющих инвалидность, общеобразовательным

дисциплинам и творчеству на дому.

2. Профессиональное обучение и развитие творческих способностей детей,

имеющих инвалидность, в интегрированных кружках вне дома.

3. Интеграция детей, имеющих инвалидность, и их родителей умением и

навыкам независимой жизни.

Методы.

1. Движение на дом обеспечивают профессиональные педагоги, которые

привлекаются для работы в службе “Выездной лицей” на контрактной основе.

Приоритет при этом отдается педагогам, обладающим достаточным запасом

знаний и жизненным опытом, необходимыми для работы с особыми детьми по

индивидуальным программам. Большое значение придается привлечению к работе

педагогов из общеобразовательной школы с тем, чтобы приблизить школу к

пониманию проблем детей, имеющих инвалидность, а затем превратить ее в

основного союзника.

2.Движение из дома обеспечивается тремя службами одновременно.

Персональные ассистенты и оборудованный транспорт необходимы для того,

чтобы ребенок, имеющий инвалидность, получил мобильность и смог посещать

кружки вне дома.

3.Интеграция детей, имеющих инвалидность, в общеобразовательную школу

осуществляется при помощи службы “Персональный ассистент” и транспортной

службы, которые помогут детям посещать интегрированные кружки и обычные

классы.

4.Знания о независимой жизни людей, имеющих инвалидность, передаются

на семинарах, организуемых службами “От родителя к родителю” и “Правовая

защита интересов ребенка”.

Заключение.

Президентская программа “Дети России” всколыхнула третий сектор,

объединяющий неправительственные организации. Включение в программу,

поддерживаемую бюджетом, инновационной практики независимых организаций,

является ярким примером положительных изменений в социальной политике

Государства. Союз и сотрудничество между государством и

неправительственными организациями имеет большое значение для таких

организаций, как клуб “Контакты-1”, так как признание нас равноправными

партнерами, умеющими внести положительную динамику в социальную политику,

дает нам силы и желание работать, проявлять инициативу и принимать на себя

всю ответственность за предлагаемые нами идеи, модели, программы.

Опыт появляется только у тех, кто работает. Клубу “Контакты-1” дает

возможность работать и доказывать свою полезность обществу Президентская

программа “Дети России”.

Целевая программа реабилитации

детей - инвалидов и членов их семей на базе Реабилитационного центра

“Ивма” города Калуги

Актуальность проблемы

Реабилитационный центр “Ивма”- некоммерческое, благотворительное

объединение семей, имеющих детей- инвалидов, уже более 5-ти лет занимается

учебно- педагогическими работами, направленными на помощь аномальным детям

и их родителям.

В течение ряда лет центр ведет постоянно корректируемую, компьютерную

базу по аномальным детям г. Калуги. Сейчас она насчитывает 985 детей-

инвалидов, получающих социальные пособия (без учета психических больных, а

их по их данным это около 30% от общего числа):

- 16% из них с ДЦП, причем 10-15% из них - тяжелые постельные больные;

- 11% с заболеванием глаз и тугоухостью;

- 17% с различными анатомическими отклонениями (сколиозы, косолапие,

вывихи врожденные, отсутствие и недоразвитие конечностей и т.п.).

Как правило, эти заболевания приводят к задержке психического развития

детей, а в дальнейшем - к тяжелым психическим недугам при отсутствии

грамотных реабилитационных мероприятий. Статистика показывает, что если при

рождении психическими расстройствами страдают лишь около 10% детей -

инвалидов, то к 16 годам около 30%, в 30-40 лет 60%, а к 50-60 годам более

90% инвалидов с детства страдают психическими заболеваниями.

Следует признать, что из всего количества детей, а их в Калуге менее

70 тысяч, детей - инвалидов около 1,4%. Если принять экспертную оценку

российских врачей по тяжелой инвалидности детей, то 4,5% или 3150 детям в

городе следует назначить социальные пособия (пенсии) по инвалидности.

Из них:

- ортопедических больных - 1300;

- с нарушением психического развития - 360;

- хирургических больных - 219;

- с детским церебральным параличом (ДЦП) - 159. То есть не менее 50%

детей - инвалидов имеют сохранный интеллект.

Сегодняшняя ситуация такова, что вряд ли стоит рассчитывать, что

каждый ребенок- инвалид сможет постоянно находиться в специальном

реабилитационном центре: нет экономических условий для их строительства и

создания оплачиваемых мест воспитателей (в международной практике принято

соотношение - для каждых трех ребят - инвалидов - один наставник).

Да и вряд ли дети, воспитанные в специализированных условиях, смогут

адаптироваться в обычной жизни. Более реальной будет постепенная интеграция

ребенка с аномалиями в развитии в социум семейной жизни, детского

дошкольного учреждения, школы и т.п. с активным использованием

реабилитационного потенциала семьи.

Основные цели и задачи

Основные задачи Реабилитационного центра и создаваемых им клубов можно

объединить блоками.

Информационно-методический блок

Создание благоприятной информационно-методической среды обеспечения

выживания, защиты и развития детей-инвалидов и их семей:

- создание достоверной системы учета детей-инвалидов, позволяющей

получать информацию об уровне детской инвалидности, ее динамику, проблемы,

потребности и интересы детей и их семей;

- создание пункта сети или использование существующей электронной сети

информационного обмена по проблемам детской инвалидности;

- освоение новых информационных и диагностических технологий при

работе с детьми-инвалидами.

Для конкретной реализации блока этих задач центр:

- разрабатывает анкеты, тесты, программы и методики работы с детьми-

инвалидами;

- проводит работу по оснащению телекоммуникационной системы

(компьютер, модем, программное обеспечение);

- проводит техническое оснащение современными средствами тестирования

и диагностики детей, информационной технологии обучения.

Учебно - педагогический блок

Блок, изначально ориентированный на тезис аномального ребенка: “Помоги

мне сделать все самому”. Пусть любой маленький человек сделает немногое, но

сам. Это:

- реализация Принципа детерминированной динамической Среды, создающей

условия воспитания и развивающего обучения детей-инвалидов на основе

методик Марии Монтессори и Рудольфа Штайнера, Толстого Л.Н., Циолковского

К.Э. и Ушинского К.Д.

Для реализации поставленных задач центр осуществляет следующую

деятельность:

- проводит интеграционную, педагогическую работу на экспериментальных

площадках по инновационным направлениям работы с детьми-инвалидами;

- решает вопросы обеспечения дидактическими материалами, Монтессори

материалами, методиками и программами учебно-педагогической работы,

компьютерными программами и т.п.

Блок прагматической школы

По существу, это подготовка ребенка-инвалида к независимой жизни: -

предпрофессиональное обучение по конкурентным специальностям, обучение

надомному труду и создание фонда техноваций надомного труда,

преимущественно в области народных и декоративно-прикладных искусств и

информационной, компьютерной области.

Центр в своей работе:

- способствует созданию и расширению сети учебно-производственных

мастерских, подсобных хозяйств, с помощью которых дети могут получить

необходимые навыки и специальность, оказывает помощь в технологическом

оснащении надомного труда.

Инженерный блок

Создан из-за существенного возрастания насыщенности современного

информационно ориентированного учебного процесса, использования сложного

диагностического и коррекционного оборудования. Это:

- расширение потенциальных возможностей детей-инвалидов с помощью

реабилитационных технических средств.

Центр:

- решает вопросы обеспечения необходимым оборудованием для

конструирования и изготовления в местных условиях устройств,

приспособлений, тренажеров, систем, расширяющих возможности ребенка-

инвалида.

Блок медицинского оздоровления

Естественное желание родителей, имеющих детей с аномалиями в

развитии, это:

- медицинское оздоровление детей-инвалидов, направленное на

восстановление и компенсацию нарушенных или утраченных функций организма.

Центр:

- проводит работы по созданию оздоровительных кабинетов нетрадиционной

медицины, разрабатывает системы и методики медицинского оздоровления

аномальных детей.

Блок духовного развития это:

- помощь в духовном развитии, воспитание детей-инвалидов в духе добра,

порядочности, чести и достоинства; - организация культурно-досуговой

деятельности детей и их семей в атмосфере любви,понимания и заботы.

Кроме этого центр оказывает:

- гуманитарную помощь семьям, имеющим детей-инвалидов;

- способствует осуществлению внешних контактов, включая зарубежные, по

вопросам детской инвалидной тематики;

- разрабатывает законодательные, экологические, научные, инновационные

и др. инициативы, соответствующие целям и задачам центра;

- способствует повышению реабилитационной культуры родителей и

заинтересованных лиц по компонентам интегрированного подхода к проблемам

детской инвалидности:

1. основам общей психологии и педагогики;

2. основам практической психологии и коррекционной педагогики;

3. основам прамедицинских знаний;

4. основам экологии, гелиоэкологии и валеологии;

5. основам организации культурно-досуговой деятельности детей с

ограниченными возможностями;

6. другим.

Положительный эффект, полученный в результате проводимой внешкольной

работы, содействующей саморазвитию личности, реализации творческого

потенциала ребенка с недостатками в умственном и физическом развитии при

отсутствиии какой-либо существенной помощи педагогам, так как вся работа

проводится безвозмездно, не считая незначительной оплаты за кружковую

работу, требует расширения поля деятельности: создания распределенной сети

надомных производств и кабинетов индивидуального оздоровления для семей,

имеющих детей-инвалидов и наиболее незащищенных категорий населения. Это

позволяет создать систему ранней трудовой реабилитации в сенситивный

период развития ребенка, имеющего нарушения в психофизическом развитии и

создать рабочие места семьям с этими детьми.

Программа создания сети надомных производств

Программа состоит из двух частей - образовательной и организационной.

Образовательная часть программы базируется на четырех основных

принципах:

- борьба с замкнутостью и одиночеством детей с недостатками в

психофизическом развитии, что впоследствии ведет к различным отклонениям в

нравственном, физическом становлении личности, к эмоциональной

напряженности;

- содействие саморазвитию личности, ее активная социальная защита,

способствующая раскрытию субъектной позиции каждого ребенка с недостатками

в умственном или физическом развитии, реализацию его творческого

потенциала;

- взгляд на семью как первооснову социального воспитания, как главное

условие реализации задатков и способностей человека, приобщение его к

культуре;

- использование огромного воспитательного влияния природы на развитие

ребенка, экологического и декоративно- прикладного искусства.

Отдельные элементы образовательной части программы уже отрабатывались

в течение ряда лет Реабилитационным центром “ИВМА” при проведении занятий с

детьми - инвалидами в клубе самодеятельных художников.

В задачи образовательной части программы входит:

1) формирование у детей - инвалидов основ целостной эстетической

культуры через развитие исторической памяти, развитие их способностей и

задатков;

2) развитие наблюдательности у детей, способности живо откликаться на

события окружающей действительности;

3) выработка осознанного отношения к учебе и к труду, нравственное,

интеллектуальное и физическое развитие личности;

4) воспитание потребности в труде, уважения к мастерам своего дела,

заботливого и бережного отношения к природе;

5) формирование общих и начальных профессиональных умений и знаний,

необходимых для обустройства личного хозяйства, включая подсобный садовый

(дачный) участок;

6) развитие творческих способностей в процессе художественной

деятельности, включающей основы научно-исследовательской;

7) побуждение к сознательному выбора одной из профессий, связанных с

народным и декоративно-прикладным искусством или современными

информационными технологиями;

8) обучение Основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) по двум

разделам: “Выживание в природе” и “Безопасность в городе (социуме)”;

9) использование новейших информационных технологий развивающего

художественно- эстетического образования, включая мультимедийные средства и

компьютерную анимацию;

10) включение в муниципальные, региональные, федеральные и

международные гуманитарные программы.

К особенностям образовательной части программы следует отнести

практическую (прагматическую) направленность обучения детей-инвалидов и их

семей. Применение основных принципов художественно- эстетического

образования для приобритения ребенком-инвалидом основ возможной профессии,

связанной с народными и декоративно- прикладными искусствами или иной

конкурентной специальностью. Использование природного материала для

развивающего художественного образования детей - инвалидов.

Основным показателем педагогической эффективности образовательной

части программы является снятие комплекса неполноценности, подготовка детей-

инвалидов к жизни в нормальной социальной среде , формирование

познавательного интереса детей-инвалидов к народному и декоративно-

прикладному искусству, новым информационным технологиям, творческой

активности, самостоятельности, бережного отношения к природе и памятникам

культуры, понимание роли искусства в жизни общества, в его духовном

развитии.

Организационная часть программы - это комплекс мероприятий по

оснащению и функционированию системы рабочих мест надомного производства:

- маркетинговые исследования рынка сбыта продукции;

- приобретение, установка и ввод в действие необходимого оборудования,

инструментов и приспособлений;

- комплектование сырьем, заготовками, материалами;

- сбыт продукции;

- финансово- бухгалтерское сопровождение.

Со временем возможно выделение отдельных производителей в

самостоятельные хозяйственные товарищества, общества или производственные

кооперативы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.