реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социальная реабилитация детей-инвалидов

1. Готовность к адекватному восприятию возникающих социальных проблем

и решение этих проблем в соответствии с нормами отношений, сложившихся в

социуме (социальная адаптированность), т.е. способность адаптироваться к

существующей системе отношений, овладеть соответствующим социально-ролевым

поведением и мобилизовать не только свой потенциал для решения социальной

проблемы, но и использовать те условия, в которых складываются отношения

ребенка;

2. Устойчивость к неблагоприятным социальным воздействиям

(автономность), сохранение своих индивидуальных качеств, сформированных

установок и ценностей;

3. Активная позиция в решении социальных проблем, реализуемая

готовность к социальным действиям, саморазвитие и самореализация в

возникающих трудных ситуациях (социальная активность), способность к

самоопределению и расширению границ пространственной жизнедеятельности.

Каждый из перечисленных критериев не свидетельствует о подготовке

ребенка к преодолению трудностей социальной реабилитации. Они могут

рассматриваться только в комплексе.

2.2 Развитие способностей преодоления трудностей социальной реабилитации

Опираясь на вышеизложенные положения, рассмотрим способности ребенка-

инвалида, необходимые для преодоления трудностей социальной реабилитации и

некоторые психолого-педагогические механизмы, развивающие эти способности.

Наиболее значимыми способностями, позволяющими ребенку преодолевать

трудности социальной реабилитации являются:

1. способность к расширению границ пространства жизнедеятельности;

2. способность к самоопределению;

3. способность к овладению социально ролевым поведением через систему

дифференцированных отношений.

1. Для того, чтобы обеспечить возможность расширения границ

пространства жизнедеятельности ребенка, необходимо учитывать логику его

естественного развития, опирающегося на удовлетворение базовых

потребностей. В противном случае у ребенка не формируется способность,

позволяющая контролировать происходящие с ним события, что может привести к

"выученной беспомощности", блокирующей социальную адаптацию. Естественная

линия развития ребенка предполагает последовательное удовлетворение

потребностей по мере их возникновения.

В условиях интерната эти способности могут длительное время

оставаться в скрытом состоянии и требуются особые педагогические

воздействия для их актуализации, "взращивания".

Способность к расширению границ пространства жизнедеятельности может

сформироваться при наличии у человека такого базового качества, как

автономия.

Автономия означает, что ребенок в буквальном смысле ощущает себя

"отдельным" человеком в том, что он способен к самостоятельному проживанию.

Это не означает наличия реальных навыков ведения самостоятельной жизни -

речь идет о бессознательном ощущении, о чувстве спокойствии и благополучия,

когда ребенок на какое-то время останется один. Противоположный ему

является возникновение в одиночестве растерянности и страха, что происходит

с зависимым ребенком, ощущающим, что он способен выжить без кого-то.

Автономия возникает в результате выделения себя из мира, отделения от

других людей (в первую очередь от матери) и объектов. Поддерживается она

осознанием границ собственного тела и обладание им. Это означает и принятие

собственного тела (правильное к нему отношение), и умение им пользоваться,

причем эти качества очень тесно взаимосвязаны: правильное отношение к

своему телу поощряет ребенка к освоению новых моторных навыков, а их в свою

очередь, рождает чувство собственной ловкости и подкрепляет положительное

отношение к телу. В случае естественного развития ребенка в семье это

достигается за счет постоянных телесных контактов с родителями: родители

участвуют во многих физиологических отправлениях ребенка, ребенка обнимают,

к нему прикасаются, берут на руки, пеленают и т.п., а также говорят ему,

что он красивый, "сладенький", "малыш", что также несет для ребенка

информацию о его теле. Кроме того, ребенок имеет возможность

"экспериментировать" с собственным телом: он активно овладевает окружающим

его пространством - дети часто строят какие-то сооружения из мебели,

забираются на нее или под нее, прыгают с нее и т.д.

В условиях воспитания ребенка в интернате поддержание границ

собственного тела может быть затруднено за счет ограничения детей (в целях

их безопасности) и малого количества разнообразных телесных контактов с

ребенком и разговоров об особенностях его тела. Поэтому задача воспитателя

заключается в помощи ребенку в осознании границ собственного тела и его

принятии. Методическими средствами для этого могут быть специальные

спортивные занятия, которые направлены на развитие координации движений,

включающие возможные передвижения и вращение тела в пространстве с

преодолением ряда препятствий.

Для развития и поддержания автономии в условиях интерната необходимо

предоставление ребенку больших возможностей в удовлетворении естественных

потребностей по мере из возникновения (в частности, это может быть

разрешение на наличие, пусть ограниченного, запаса собственной еды, к чему

спонтанно всегда прибегают дети в условиях коллективного существования, сто

известно любому работнику летних лагерей). Необходимо также выделение

личного пространства для ребенка. Это обеспечивается наличием собственных

игрушек, фотографий, писем, подарков, а также местом для хранения всех этих

личных вещей. Свое место ребенок может оформить самостоятельно или с

помощью воспитателя по собственному замыслу.

В условиях интерната для формирования способности к социальной

активности и спонтанному проявлению необходимо использовать все возможные

способы и средства, помогающие ребенку почувствовать себя в живом

эмоциональном контакте с небольшим количеством значимых людей. Это может

быть обеспечено выделением в рамках интерната условных семей, поддержанием

контакта с родственниками, индивидуальным прикреплением ребенка к

определенному мастеру для обучения ремеслу и т.п.

К подростковому возрасту начинает формироваться потребность

самопознания. В этом возрасте дети с крайним интересом относятся к любым

сведеньям о себе: они выполняют любые психологические задания, если им

обещают сообщить результаты, не безразличные к тому, какие впечатления

произвели на нового человека, наконец, в полной мере проявляются

избирательность общения - подросток старается найти близкого друга. Все это

позволяет ему понять, чем он отличается от людей, какими сильными и слабыми

качествами он по сравнению с ними обладает

С точки зрения возможности широкого общения со сверстниками жизнь в

интернате могла бы рассматриваться как более подходящая подростку, чем

жизнь в семье, но при одном существенном условии: он должен иметь

возможность выбирать группы общения, менять их, пытаясь осуществлять какие-

то реакции: словесные, эмоциональные или поведенческие, подросток

приобретает способность к самоидентификации, отслеживанию последствий

своего поведения, а затем и их предвиденья, т.е. способность к рефлексии.

Реально же подросток из интерната оказывается постоянно включенным в какую-

то группу, где его социометрический статус и мнение о нем давно сложились и

закреплены. Как это ни парадоксально, детский дом начинает выполнять

функцию семьи, но эта функция отрицательна.

2. Способность к самоопределению позволяет ребенку вступать в

разнообразные отношения с окружающим его миром, оставаясь при этом самим

собой, сохраняя собственные границы.

Характерная особенность этой способности в том, что потребности в

самоопределении первично у ребенка нет. Эта потребность формируется

взрослым только при условии, что ребенок уже способен владеть границами

собственного пространства. В противном случае потребность в самоопределении

подменяется потребностью в слиянии с другими, а право ответа на ключевые

вопросы самоопределения делегируется кому-то другому. Таким образом

запускается иждивенческий сценарий, заставляющий ребенка в будущем

надеяться на патронат, покровительство и пожизненную опеку.

3. Способность к овладению социально-ролевым поведением через систему

дифференцированных отношений обычно формируется за счет того, что в

условиях семейного воспитания постоянно расширяется радиус значимости для

ребенка различных лиц из его социального окружения. Уже для маленького

ребенка отношения с отцом и матерью дифференцированы. Со временем

социальные связи ребенка усложняются за счет включения в них членов

расширенной семьи: бабушек-дедушек, тетей-дядей и т.п., что позволяет

ребенку обнаружить двойственность социальных ролей взрослого: его мать,

например, выступает и в роли матери, и в роли ребенка по отношению к своей

собственной матери. Ребенок узнает о том, что родители "ходят на работу",

где выступают в совершенно ином качестве, чем дома.

В условиях интерната отношения "взрослый-ребенок" и "ребенок-

ребенок", как правило, фиксированы, в связи с этим диапазон представлений

ребенка о социальных ролях ограничен. Преодоление этого ограничения

возможно за счет включения воспитателя в ролевую игру детей в

нетрадиционной для него роли ребенка, например, в игре в "школу"

воспитатель берет на себя роль ученика, а ребенок - учителя. Это позволяет

ребенку преодолеть жесткость ролевой позиции взрослого и своей собственной.

При организации игр по правилам в интернатах желательно участие в

них воспитателей на "равных" с детьми правах, но при этом мастерство

воспитателя значительно повышает умение детей; ему следует глубоко менять

свою позицию в процессе игры: периодически (но не всегда) он должен

подыгрывать ребенку, приближая тем самым свою роль к роли партнера-

противника.

Деятельность педагогов учреждений интернатного типа направлена прежде

всего на развитие способностей детей к преодолению трудностей социализации.

Решение этой задачи зависит от подготовленности педагогов, сформированности

их профессиональной позиции.

Преодоление трудностей социальной адаптации, реабилитации, интеграции

в общество детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями – процесс,

растягивающийся на долгие годы. Его успешность, эффективность зависит от

множества выше перечисленных факторов, но, в первую очередь, от готовности

близких людей, педагогов и др. специалистов к оказанию помощи этой

категории детей и от сформированности их профессиональной позиции, другими

словами – их профессионализма.

2.3 Практическое решение проблем детской инвалидности

“Инвалидность, о чем говорилось выше, - не есть чисто медицинская

проблема. Инвалидность –это проблема неравных возможностей, это ограничения

в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными,

социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не

позволяют ребенку, быть интегрированным в общество и принимать участие в

жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены

общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к

особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того, чтобы они могли жить

независимой жизнью”.

В 1992 году клуб инициировал первый в России Центр независимой жизни

для детей с ограниченными физическими и умственными возможностями и

разработал инновационные модели и программы, в основе которых лежит именно

социально- политическая модель инвалидности.

Работы клуба базируется на трех инновационных моделях: "Центр

независимой жизни", "Выездной лицей", и "Персональный ассистент" .

Инновационная модель “Центр независимой жизни для детей с

ограниченными физическими и /или умственными возможностями”.

Понятие “независимая жизнь” в концептуальном значении подразумевает

два взаимосвязанных момента. В социально- политическом значении независимая

жизнь- это право человека быть неотъемлемой частью жизни общества и

принимать активное участие в социальных, политических и экономических

процессах, это свобода выбора и свобода доступа к жилым и общественным

зданиям, транспорту, средствам коммуникации, страхованию, труду и

образованию. Независимая жизнь- это возможность самому определять и

выбирать, принимать решения и управлять жизненными ситуациями. В социально-

политическом значении независимая жизнь не зависит от вынужденности

человека прибегать к посторонней помощи или вспомогательным средствам,

необходимым для его физического функционирования.

В философском понимании независимая жизнь - это способ мышления, это

психологическая ориентация личности, которая зависит от ее взаимоотношений

с другими личностями, ее физическими возможностями, системой служб

поддержки и окружающей средой. Философия независимой жизни ориентирует

человека, имеющего инвалидность на то, что он ставит перед собой такие же

задачи, как и любой другой член общества.

Мы все зависим друг от друга. Мы зависим от булочника, который

выпекает хлеб, от обувщика и портного, от почтальона и телефонистки.

Обувщик или почтальон зависят от врача или учителя. Однако эта

взаимозависимость не лишает нас права выбора. Мы сами определяем, что, как,

когда принимать те или иные решения.

С точки зрения философии независимой жизни, инвалидность

рассматривается с позиций неумения человека ходить, слышать, видеть,

говорить или мыслить обычными категориями. Таким образом, человек, имеющий

инвалидность, попадает в ту же сферу взаимосвязанных отношений между

членами общества. Для того, чтобы он мог сам принимать решения и определять

свои действия, создаются социальные службы, которые, также как мастерская

по ремонту автомобилей или ателье, компенсирует его неумение делать что-то.

Специальные социальные службы, которые создаются в рамках официальной

политики на основе медицинской модели, не позволяют человеку, имеющему

инвалидность, право выбора: за него решают, ему предлогают, его

патронируют. Социальные службы в том виде, в котором они существуют в

настоящее время, усугубляют сегрерующий характер социальной политики и

усиливают пассивно- иждивенческий характер в среде людей, имеющих

инвалидность.

В Москве есть много инициативных групп людей, имеющих инвалидность,

которые также придерживаются идеологии независимой жизни, связывая ее, в

первую очередь, с экономической независимостью. Молодые ребята в инвалидных

колясках стремятся заработать денег, чтобы не зависеть от пенсии. Ярким

примером являются инвалидные производства, организуемые с тем, чтобы

человек, имеющий инвалидность, мог зарабатывать деньги и жить полной

жизнью.

Однако экономическая независимость и независимая жизнь - это разные

понятия. Надомная работа или инвалидное производство может дать приличный

доход человеку, имеющему инвалидность. Но право выбора и равные возможности

нельзя купить, какие бы ты деньги не имел. Сегрегация остается, также как и

остается недоступная окружающая среда.

Экономическая независимость одного человека не изменит

законодательства, окружающей среды и общественного сознания. Хорошо одетый,

гордый и сильный человек в инвалидной коляске, или, как говорят,

“упакованный”- это исключение, которое подтверждает правило: человек,

имеющий инвалидность, может жить как все; все, что ему нужно - это равные

возможности.

Включение в инфраструктуру системы социальных служб, которыми человек,

имеющий инвалидность, мог бы делегировать свои ограниченные возможности,

сделало бы его равноправным членом общества, самостоятельно принимающим

решения и ответственность за свои поступки, приносящим пользу государству.

Именно такие службы освободили бы человека, имеющего инвалидность, от

унижающей человеческое достоинство зависимости от окружающей среды, и

высвободили бы бесценные человеческие ресурсы (родителей и родственников)

для свободного труда на благо общества.

Центр независимой жизни - это комплексная инновационная модель системы

социальных служб, которые в условиях дискриминирующего законодательства,

недоступной архитектурной среды и консервативного в отношении людей,

имеющих инвалидность, общественного сознания, создают режим равных

возможностей для детей с особыми проблемами.

Основной задачей в реализации модели Центра независимой жизни является

обучение детей и родителей умениям и навыкам независимой жизни. Ключевую

роль в модели играет служба “От родителя к родителю”. От родителя к

родителю передается знания о социальных проблемах, затрагивающих интересы

детей, от родителя к родителю передаются желание изменить положение детей к

лучшему через активное участие самих родителей в социальных процессах.

Формы работы: беседы, семинары, мероприятия, творческие кружки,

исследования, создание служб. Два года назад активных родителей было очень

мало. Сейчас в Центре независимой жизни принимают участие, активное и

инициативное, 100-150 родителей. Мы привлекаем родителей не только

организацией мероприятий. Они у нас работают преподавателями, экспертами и

руководителями служб.

Цель: Изменение среды, окружающей человека с ограниченными

возможностями, таким образом, чтобы стало возможным включение его во все

аспекты жизни общества; изменение самосознания человека, имеющего

инвалидность.

Задачи:

1. Создание моделей социальных служб, помогающих адаптировать условия

окружающей среды нуждам детей, имеющих инвалидность.

2. Создание экспертной службы для родителей, осуществляющей

мероприятия по обучению родителей основам независимой жизни и

представительство их интересов.

3. Создание системы волонтерской помощи родителям, имеющих особых

детей.

4. Налаживание мостов сотрудничества с Государством, Бизнесом,

Общественностью, Наукой.

5. Инициирование сетевой структуры Центров независимой жизни в России.

Инновационная модель службы “Персональный ассистент”

Служба “Персональный ассистент” подразумевает помощь человеку,

имеющему инвалидность, в преодолении препятствий, мешающих ему на равных

принимать участие в жизни общества. “Персональный”- значит знающий

особенности каждого отдельного человека, имеющего инвалидность. Критерий

“потребителя”, введенный в данную социальную службу позволяет поручить найм

и обучение персональных ассистентов самим людям, которые в этих услугах

нуждаются. При помощи персонального ассистента, человек, имеющий

инвалидность, может учиться в открытом учебном заведении и работать на

обычном предприятии. Экономическая выгода государства при организации такой

социальной службы заключается в том, что:

1. потенциальные способности людей, имеющих инвалидность, будут

использованы в полной мере (специализированные заведения создаются под

ограниченные возможности людей, имеющих инвалидность, и вместе с надомным и

детским трудом при интернатах, усиливают сегрегирующий характер

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.