реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социальная реабилитация детей-инвалидов

• привлечение к работе не только родителей, но и других членов семьи,

родственников;

• внимание к более широкому спектру потребностей (речь идет не только о

ребенке, но и обо всей семье);

• организация групп поддержки, в которых обсуждаются результаты и проблемы

(обычно в такую группу входят разные специалисты; социальный работник,

психолог, педагог, психотерапевт).

Все это будет способствовать развитию ребенка, и повышать мотивацию

родителей к сотрудничеству.

1.3 Особенности социально-психологической реабилитации детей-инвалидов,

проживающих вне семьи

Рассматривая особенности социальной реабилитации детей-инвалидов,

проживающих вне семьи, необходимо разобраться прежде всего в наиболее общих

подходах к этому явлению.

Под социальной реабилитацией понимают процесс становления человека в

системе социальных отношений как компонента этой системы, то есть человек

становится частью социальной общности, какой – либо группы людей,

организации. При этом происходит усвоение им элементов культуры, социальных

норм и ценностей, на основе которых формируется качества личности.

Для человека социальные отношения являются той средой, в которой он

реализует свои потребности, где он приобретает главные черты, отличающие

его от других обитателей Земли.

Рождается человек как биологическое существо. Он имеет все задатки для

того, чтобы стать существом социальным, но это возможно, если он будет

развиваться и воспитываться в социальной среде, в полноценном обществе

людей. История Маугли – это сказка. Человек выросший среди зверей, как

показывают многочисленные случаи, не может стать человеком в полном смысле

этого слова.

Существует два подхода к пониманию сущности социальной реабилитации,

различающиеся представлениями о человеке и его роли в процессе собственного

развития. Так, одни исследователи указывают, что содержание процесса

социальной реабилитации определяется заинтересованностью общества в том,

чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать

в производственной деятельности, создавали прочные семьи, были

законопослушными гражданами и т.д. Это характеризует человека как объект

социальной реабилитации.

Другой подход связан с тем, что ребенок-инвалид становится полноценным

членом общества, выступая не только объектом, но и субъектом социальной

реабилитации. Как субъект он усваивает социальные нормы, культурные

ценности общества в единстве с проявлением своей активности, саморазвития,

самореализации в обществе, то есть не только адаптируется к обществу,

активно участвует в процессе социализации, а влияет на самого себя и свои

жизненные обстоятельства. Именно второй подход наиболее соответствует

современному гуманистическому мировоззрению. Социализируясь, человек не

только обобщается опытом, но реализует себя как личность, влияя на

жизненные обстоятельства и на окружающих людей.

Человек не играет пассивной роли в своем социальном становлении. Он

имеет определенные задатки, у него формируется индивидуальность, он активен

в освоении своего социального опыта. Поэтому можно говорить о том, что все

люди, усваивая вроде бы одновременно общий для всех социальный опыт, делают

это каждый по-своему.

Процесс социальной реабилитации существенным образом зависит от тех

норм, принятых в обществе, которые регулируют требования предъявляемые

обществом человеку, и обеспечивают его адекватное включение в социальную

деятельность.

В процессе социальной реабилитации формируется личность, которая

определяется тем, какое место занимает человек в системе социальных

отношений: дружеских, любовных, семейных, производственных, политических и

т.д. Известно, что социализация человека осуществляется широким набором

средств, специфических для того или иного общества, того или иного

социализируемого возраста. Особое значение для педагогического понимания

сущности социальной реабилитации и личности ребенка имеет изучение факторов

и механизмов социальной реабилитации личности.

На социализацию человека влияют ряд факторов, требующих от него

определенного поведения и активности. Первая группа – макрофакторы (космос,

планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на

социализацию всех жителей планеты, а также больших групп людей, живущих в

определенных странах. Вторая – мезофакторы, т.е. условия социализации

больших групп людей, выделяемых по национальному признаку, по месту и типу

поселения, в котором они живут (регион, город, поселок, село), по

принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио,

телевиденье, кино и др.). Эти факторы влияют на социализацию как прямо, так

и опосредованно через микрофакторы. К ним относятся: семья, группы

сверстников, организации, в которых происходит социальное воспитание

(учебные, профессиональные, общественные, частные и др.). Влияние

микрофакторов на развитие инвалида осуществляется через агентов социальной

реабилитации, т.е. лиц во взаимодействии с которыми протекает его жизнь

(родители, братья, сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя).

Родившись, ребенок сразу попадает в мир социальных отношений – мир

отношений между людьми, в котором каждый играет не одну, а множество ролей.

Это роль семьянина, политика, роль жителя села, города и т.д. Осваивая эти

роли, человек социализируется, становится личностью. Окружение человека

играет громадную роль. От того, в каких отношениях с окружающей средой он

находится, зависит формирование личности. Только активно и полноценно

участвуя в системе социальных отношений, усваиваются роли, которые

приходится исполнять в жизни, вырабатывается свое отношение к этим ролям,

появляется человек как социальный феномен.

Подготовка человека к реализации той или иной роли может быть

осуществлена только после представления человека об этой роли («образ»

роли). Такие представления формируются на основе реальных жизненных

наблюдений, в процессе общения, а также в процессе восприятия произведений

искусства, под влиянием средств массовой информации и других источников.

Для ребенка-инвалида, который воспитывается вне семьи, микрофакторы

социальной реабилитации имеют другую иерархию, чем микрофакторы для

ребенка, воспитывающегося в традиционных условиях семьи. Наиболее значимыми

агентами социальной реабилитации для него выступают коллектив, сверстники,

воспитатели интерната и т.д. При этом должно происходить социальное

самоопределение – выбор детьми – инвалидами своей роли и позиции в общей

системе социальных отношений, предполагающей их включённость в эту систему

на основе сформировавшихся интересов и потребностей.

Очень важен процесс формирования представлений ребенка о той или иной

социальной роли. Такие представления у детей – инвалидов часто бывают

искажены. В зависимости от их индивидуальных особенностей они создают свой

образ реализации той или иной роли. Отсутствие нормальных для ребенка

контактов (семья, друзья по улице, соседи и т.п.) приводит к тому, что

образ роли создается на основе противоречивой информации, получаемой

ребенком из разных источников. Чаще всего источником информации для ребенка

о социальных ролях являются средства массовой информации и мнение

сверстников. В связи с этим часто возникает иллюзорный «образ» социальной

роли. Это касается ролей члена семьи и других ролей с ними

взаимодействующих. Формируется ложное представление о своей социальной роли

как инвалида. Эта роль будет реализовываться человеком в течение всей его

жизни.

Дети попадают в учреждения из различных ситуаций. Есть те, которые

никогда не видели своих родителей. В том случае влияние на них оказывают

только окружающие люди: воспитатели, дети и т.д. У детей, которые

воспитывались в семье, но их родители умерли, сохраняются добрые отношения

к семье и опосредованно пример членов семьи, в которой они были, оказывает

на них существенное влияние. Есть третья группа детей, родители которых

живы. Это дети- инвалиды, на которых до сих пор оказывает влияние семья,

хотя они и не живут в ней. Наличие родителей, стремление к ним в какой-то

степени создают особые условия, при которых они ищут оправдание поведению

своих родителей, ищут то, сто дает им возможность сформировать искаженное

впечатление об окружающих людях. Семья оказывает то влияние на ребенка,

которое не заменит никакой интернат, никакие педагоги, никакие специальные

или искусственно создаваемые условия.

Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему

социальных отношений могут быть совершенно различные. Прежде всего они

связаны с неадекватным восприятием детьми-инвалидами тех требований,

которые предъявляет окружающий социум.

В связи с ограничением социальных контактов детей-инвалидов процесс

их социальной реабилитации затруднен. Существенным образом он зависит от

тех норм, принятых в социальном окружении ребенка, которые регулируют

требования к нему и обеспечивают формирование его личности. Воспитанник

интерната прежде всего воспринимает складывающиеся отношения между детьми и

взрослыми в этом типе воспитательного учреждения как эталонные нормы

отношений, при этом в качестве такой нормы выступает особое положение детей-

инвалидов в обществе, что в какой-то степени деформирует восприятие этими

детьми других социальных норм и создает трудности для адекватного

социального развития.

Особое значение для социального развития ребенка имеет процесс

формирования его ценностных ориентаций, которые отражают внутреннюю основу

отношений человека к различным ценностям материального, морального и

духовного порядка. Ценностные ориентации обнаруживаются в идеалах,

убеждениях, интересах и других проявлениях личности. Ценностные ориентации

у детей-инвалидов существенным образом отличаются от ценностных ориентаций

здоровых детей.

Исследование психологов свидетельствуют о том, что главной ценностью

они считают силу, которая способна их защитить.

Выделяют три сферы, в которых происходит процесс становления

личности: деятельность, общение, самосознание. В деятельности личность

имеет дело с освоением все новых и новых ее видов, что предполагает

ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и

между ее различными видами. Речь идет о лично значимой доминанте, т.е. об

определении главного, сосредоточении внимания на нем.

В деятельности происходит освоение новых социальных ролей и

осмысление их значимости.

Включение детей-инвалидов в социальную деятельность является процесс,

в ходе которого происходит следующее:

+ выработка критериев, определяющих выбор деятельности;

+ формирование своего отношения к деятельности и участие в ней;

+ приобретение опыта деятельности.

Наибольшую трудность для детей-инвалидов имеет решение первой задачи,

так как у них ограничены возможности как выбора деятельности, так и

способов ее осуществления.

Социальное самоопределение ребенка зависит от реализации двух

важнейших условий. Первым из них является обеспечение включенности детей-

инвалидов в реальные социальные отношения, т.е. возникновение у них

личностного отношения к деятельности, несущего в себе объективный и

субъективный компоненты.

Объективным компонентом является собственно деятельность личности,

субъективным – отношение личности к данной деятельности.

Вторым условием является самореализация детей в процессе социального

взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребенку

более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.

Важнейшей стороной, обеспечивающей социализацию ребенка, является

общение. Для воспитанника интернатного учреждения круг общения и его

содержание значительно уже, беднее, чем у воспитанников обычной семьи.

Третья сфера социальной реабилитации – самопознание личности, которое

предполагает становление в человеке «образа собственного Я», возникающего у

него не сразу. Этот образ складывается на протяжении всей жизни человека

под воздействием многочисленных социальных влияний.

Наиболее распространенная схема самопознания своего «Я» включает три

компонента: познавательный (знание себя); эмоциональный (оценка себя);

поведенческий (отношение к себе). Процесс социальной реабилитации

предполагает единство изменений всех трех обозначенных сфер.

Самым сложным для ребенка, оставшегося без семьи, является оценка

самого себя. Семья представляет своего рода зеркало, в котором человек

видит свое отражение. Отсутствие семьи приводит к искаженному представлению

ребенка о себе. Дети-инвалиды либо завышают, а чаще занижают свои

возможности в решении социальных проблем.

Исследования особенностей психологического развития воспитанников

интерната традиционно основывается на лежащей в русле психоанализа идее

психической депривации. Депривация рассматривается как основной фактор,

препятствующий полноценному психическому развитию. Идея «дефицитарности»

вследствие депривации обуславливает выбор форм оказания помощи детям-

инвалидам: ребенок нуждается в том, чтобы ему создали ситуацию, максимально

приближенную к семейной, т.е. компенсировали дефицит. Безусловно, полностью

достичь этого не удается, чем и объясняется реально выявляемая в

большинстве исследований проблем инвалидов их меньшая социальная

адаптированность как в детстве, так в последующей взрослой жизни.

Рассматривая ситуацию инвалидности как стрессовую, необходимо

учитывать факт состоящий в том, что любая стрессовая ситуация способна

пробуждать личностные ресурсы и таким образом способствовать формированию

продуктивных механизмов совладания с жизненными трудностями. Механизмы эти

не универсальны и не могут быть предложены в качестве одинаковых для всех

образцов поведения в социуме, что, очевидно, заложено в систему воспитания

в интернатах. Это обстоятельство приводит к тому, что воспитанники

интерната характеризуются некоторой "унифицированностью" личностной

структуры, отсутствием индивидуальных стратегий поведения в различных

жизненных ситуациях. Отсутствие гибких стратегий поведения в тех ситуациях,

когда имеющиеся стратегии оказываются неэффективными, вызывает агрессивное

и деструктивное поведение, которое может быть направлено как во внешний

мир, так и на собственную личность.

Глава II

Современные подходы к проблемам детей-инвалидов

2.1 Трудности социально-психологической реабилитации детей-инвалидов

В процессе социальной реабилитации решаются три группы задач:

адаптация, автомизация и активизация личности. Решение этих задач, по сути

противоречивых и в тоже время диалектически единых, существенно зависит от

многих внешних и внутренних факторов.

Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к

условиям социальной среды, а социальная автомизация - реализацию

совокупности установок на себя; устойчивость в поведении и отношениях,

которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Решение

задач социальной адаптации и социальной автомизации регулируется кажущимися

противоречивыми мотивами "Быть со всеми" и "Оставаться самим собой". В тоже

время человек с высоким уровнем социальности должен быть активным, т.е. у

него должна быть сформирована реализуемая готовность к социальным

действиям.

Процесс социальной реабилитации, даже при благоприятном стечении

обстоятельств, разворачивается неравномерно и может быть чреват рядом

сложностей, тупиков, требующих совместных усилий взрослого и ребенка. Если

сравнить процесс социализации с дорогой, по которой должен пройти ребенок

из мира детства в мир взрослых, то она не везде выложена ровными плитами и

не всегда сопровождается четкими дорожными указателями, на ней есть участки

с оврагами и сыпучими песками, шаткими мостиками и развилками.

Под трудностью социализации понимается комплекс затруднений ребенка

при овладении той или иной социальной ролью. Чаще всего причинами

возникновения этих трудностей является несоответствие требований к ребенку

в процессе его взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этим

отношениям.

Трудности овладения социальной ролью возникают чаще всего тогда,

когда ребенок не информирован об этой роли, либо информация носит ложный

характер, либо у ребенка нет возможностей попробовать себя в данной роли

(отсутствие условий для социальных проб).

Трудности реабилитации могут быть связаны и с тем, что внутри социума

наблюдается "размытость" образов ролевого поведения (например, стираются

границы между представлениями об уверенности и агрессивном поведении, между

мужским и женским образом жизни).

В связи с этим у ребенка периодически с необходимостью встает задача

самоопределения, как по поводу содержания самой социальной роли, так по

поводу способов ее воплощения.

Условия организации жизни деятельности детей в интернатах создают

внешние трудности для успешной социальной реабилитации, однако, у данной

группы детей существуют внутренние трудности, которые связаны с

особенностями их психического развития.

Наиболее серьезным следствием инвалидности является утрата "базового

доверия к миру", без которого становится принципиально невозможным развитие

таких важнейших новообразований личности как: автономия, инициативность,

социальная компетентность, умелость в труде, половая идентичность и др.

Без этих новообразований ребенок не может стать собственно субъектом

межличностных отношений и сформироваться в зрелую личность. Утрата базового

доверия к миру проявляется и в подозрительности, недоверчивости,

агрессивности ребенка, с одной стороны, и формировании невротического

механизма - с другой.

Слияние блокирует, а иногда делает вовсе невозможным развитие

автономности ребенка, его инициативности и ответственности за свое

поведение. Слияние возможно с конкретным человеком (воспитатель, родитель,

учитель и т.д.), а также с группой людей (хорошо известное детдомовское

"мы"). В более поздних возрастах действие этого механизма может

провоцировать формирование алкогольной, наркотической или токсикологической

зависимости.

Трудности социальной реабилитации, как правило, порождают

гипертрофированную адаптированность к социальным процессам, т.е. социальный

конформизм или гипертрофированную автономность, т.е. полное неприятие норм

отношений, складывающихся в социуме.

Вследствие последствий аномальной социализации необходимо назвать

такие явления, как социальный аутизм (отстранения от окружающего мира),

отставание в социальном развитии.

Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему

социальных отношений могут быть самые различные, но, прежде всего ни

связаны с неадекватным восприятием детьми-инвалидами тех требований,

которые предъявляет окружающий социум.

Критериями преодоления этих трудностей могут быть сведущие:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.