реферат бесплатно, курсовые работы
 

Социальная реабилитация детей-инвалидов

• ребенок-инвалид — здоровый ребенок. Братья и сестры больного ребенка

ощущают чувство вины, стыда и страха «заразиться» той же болезнью;

ребенок-инвалид стремится «поработить» брата или сестру; здоровые дети

формируют нормальное амбивалентное отношение к брату или сестре с

ограниченными возможностями.

Микросистема функционирует в контексте мезосистемы, включающей широкий

спектр подсистем, в которых участвует семья. Образования уровня мезосистемы

— это отдельные индивиды, а также службы и организации, активно

взаимодействующие с семьей: работники здравоохранения и социального

обслуживания, родственники, друзья, соседи, сослуживцы, а также специальные

реабилитационные или образовательные программы.

Значительная социальная, психологическая и практическая помощь может

быть оказана семьям детей-инвалидов группами поддержки; такие группы могут

также защищать права семей, оказывая влияние на социальную политику,

предлагая инициативы органам принятия решений. Ассоциации родителей детей с

ограниченными возможностями не только поддерживают семьи детей-инвалидов,

но иногда инициируют новые формы, виды и технологии реабилитационной помощи

своим детям. Наличие сети услуг по месту жительства может стать бесценной

поддержкой, но уровень доступности и качество услуг в различных регионах

неодинаковы.

В экзосистему входят институты, в которых семья может не участвовать

непосредственно, но которые могут опосредованно оказывать воздействие на

семью:

• средства массовой информации, которые влияют на формирование

стереотипа положительного или отрицательного отношения к людям с

ограниченными возможностями: например, инвалиды могут быть представлены как

жалкие, несчастные, недееспособные существа или же как компетентные,

уверенные в себе личности с сильной волей;

• система здравоохранения. Семьи, имеющие детей со значительными

нарушениями физического здоровья и взрослых инвалидов, в большой степени

нуждаются в помощи системы здравоохранения;

• система социального обеспечения. В современной России для большинства

семей, имеющих ребенка-инвалида и взрослых инвалидов, финансовая и иная

поддержка государства являются весьма существенными;

• образование. Содержание и качество образовательных программ, принцип

их организации определяют характер взаимоотношений родителей и школы,

доступность и форму образования, степень оказываемой родителям помощи и

уровень независимости семьи от ребенка с ограниченными возможностями. Для

детей-инвалидов обучение посильной и доступной профессии, пользующейся в

обществе большим спросом, является одним из факторов, гарантирующих

возможности выживания.

Наконец, макросистему образуют следующие факторы:

• социокультурные и социально-экономические. Члены семьи воспринимают

инвалидность своего ребенка с позиций социокультурных факторов, этнических

и конфессиональных ценностей, широкого социального окружения. Эти же

факторы определяют семейный выбор по участию в системе услуг. Социально-

экономический статус семьи может определять или отражать характер и уровень

ресурсов семьи;

• экономический и политический. Состояние экономики и политическая

атмосфера региона или страны в целом оказывают большое воздействие на

программы для инвалидов и их семей. Инвалидность следует понимать не только

как физическое состояние, но и как ограничение возможностей, поскольку

нарушения телосложения, функций организма или условий окружающей среды

снижают активность человека и затрудняют его социальную деятельность.

Причиной ограничения возможностей может стать, скажем, недостаток или

несовершенство образовательных программ, медицинских и социальных услуг,

необходимых конкретному ребенку, подростку, взрослому человеку,

недостаточное развитие протезно-ортопедической промышленности,

неприспособленность среды обитания к специфическим нуждам лиц с

ограниченными возможностями.

Вся сложность и многоаспектность проблем инвалидов и их семей в

значительной степени находит отражение в социально-экономических

технологиях работы с инвалидами, в деятельности системы государственного

социального обеспечения. Остановимся на социально-реабилитационной работе с

детьми-инвалидами, обсудим некоторые принципы и направления работы с

семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. За рубежом, где

такая деятельность имеет достаточно длительную историю, принято различать

понятия абилитаиии и реабилитации. Абилитация — это комплекс услуг,

направленных на формирование новых и мобилизацию, усиление имеющихся

ресурсов социального, психического и физического развития человека.

Реабилитацией в международной практике принято называть восстановление

имевшихся в прошлом способностей, утраченных по причине болезни, травмы,

изменении условий жизнедеятельности. В России реабилитация объединяет оба

эти понятия, причем предполагается не узкомедицинский, а более широкий

аспект социально-реабилитационной работы.

Главное, что должен учитывать социальный работник - это то, что его

деятельность является не узкоспециализированной, а предоставляет собой

широкий спектр услуг, предоставляемых детям, имеющим нарушения развития, и

их семьям. Причем дети, развитие которых существенно нарушено, обычно сразу

попадают в поле зрения специалиста, и потребности в создании системы

профессиональной помощи, как правило, очевидны. Напротив, распознание

детей, которым лишь грозит риск нарушения развития, может быть затруднено,

и характер и формы профессиональных услуг в этом случае также не

представляются очевидными. Не только малый вес ребенка при рождении или

нездоровая обстановка в его семье могут стать причиной отставания его

развития, поэтому реабилитация предполагает мониторинг развития ребенка с

целью своевременного обеспечения семьи специальной помощью сразу же после

появления у него первых признаков нарушения развития.

Основная цель ранней социально-реабилитационной работы — обеспечение

социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития

ребенка, имеющего нарушения, и попытка максимального раскрытия его

потенциала для обучения. Вторая важная цель — предупреждение вторичных

дефектов у детей с нарушениями развития, возникающих либо после неудачной

попытки купировать прогрессирующие первичные дефекты с помощью

медицинского, терапевтического или обучающего воздействия, либо в

результате искажения взаимоотношений между ребенком и семьей, вызванного, в

частности, тем, что ожидания родителей (или других членов семьи)

относительно ребенка не оправдались.

Проведение ранней социально-реабилитационной работы, помогающей членам

семьи достичь понимания с ребенком и приобрести навыки, более эффективно

адаптирующие их к особенностям ребенка, нацелено на предотвращение

дополнительных внешних воздействий, способных усугубить нарушения детского

развития.

Третья цель ранней социально-реабилитационной работы — абилитировать

(приспособить) семьи, имеющие детей с задержками развития, чтобы

максимально эффективно удовлетворять потребности ребенка. Социальный

работник должен относится к родителям как к партнерам, изучать способ

функционирования конкретной семьи и вырабатывать индивидуальную программу,

соответствующую потребностям и стилям жизни данной семьи.

Система реабилитации предусматривает значительный набор услуг,

оказываемых не только детям, но и их родителям, семье в целом и более

широкому окружению. Все услуги скоординированы таким образом, чтобы оказать

помощь индивидуальному и семейному развитию и защитить права всех членов

семьи. Помощь при малейшей возможности должна оказываться в естественном

окружении, т.е. не в изолированном учреждении, а по месту жительства, в

семье.

Воспитывая ребенка, родители общаются с другими детьми и родителями,

специалистами, педагогами, вступают в системы отношений, которые помещены

(как куклы-матрешки) в другие взаимодействующие между собой системы. Дети

развиваются в семье, а ведь семья — это тоже система отношений, имеющая

собственные правила, потребности и интересы, если же ребенок посещает

лечебное или образовательное учреждение, то подключается еще одна система с

ее собственными правилами и законами. Общество может выражать семье,

имеющей ребенка-инвалида, поддержку и сочувствие, но может и отказывать ей

в этом.

Чтобы социально-реабилитационная работа была успешной, необходимо

добиваться нормализации всех этих взаимоотношений. При этом могут возникать

следующие вопросы:

Что такое программа реабилитации?

Как помочь семье создать благоприятное окружение для ребенка?

Чему и как родители должны и могли бы учить ребенка?

Куда родители могли бы обратиться за помощью и советом?

Как говорить с родителями и ребенком о его состоянии?

Как помочь родителям в их взаимодействии со специалистами?

Как помочь родителям раскрыть возможности ребенка?

Как помочь родителям подготовить ребенка к школе?

Что нужно посоветовать родителям подростка?

Какими правами обладают ребенок и его семья?

Основное содержание и виды реабилитации инвалидов

Под реабилитацией детей-инвалидов понимается система мероприятий, цель

которых — быстрейшее и наиболее полное восстановление здоровья больных и

инвалидов и возвращение их к активной жизни. Реабилитация больных и

инвалидов представляет собой комплексную систему государственных,

медицинских, психологических, социально-экономических, педагогических,

производственных, бытовых и других мероприятий.[2]

Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное

восстановление или компенсацию той или иной нарушенной или утраченной

функции или на замедление прогрессирования заболевания.

Право на бесплатную медицинскую реабилитационную помощь закреплено

законодательствами о здравоохранении и труде.

Реабилитация в медицине является начальным звеном системы общей

реабилитации, ибо ребенок-инвалид, прежде всего, нуждается в медицинской

помощи. По существу, между периодом лечения заболевшего ребенка и периодом

его медицинской реабилитации, или восстановительного лечения, нет четкой

границы, так как лечение всегда направлено на восстановление здоровья и

возвращение к учебной или трудовой деятельности, однако мероприятия по

медицинской реабилитации начинаются в больничном учреждении после

исчезновения острых симптомов заболевания — для этого применяются все виды

необходимого лечения — хирургическое, терапевтическое, ортопедическое,

курортное и др.

Заболевший либо получивший травму, увечье ребенок, ставший инвалидом,

получает не только лечение — органы здравоохранения и социальной защиты,

профессиональные союзы, органы образования, принимают необходимые меры к

восстановлению его здоровья, осуществляют комплексные мероприятия по

возвращению его к активной жизни, возможному облегчению его положения.

Все другие формы реабилитации — психологическая, педагогическая,

социально-экономическая, профессиональная, бытовая — проводятся наряду с

медицинской.

Психологическая форма реабилитации — это воздействие на психическую

сферу больного ребенка, на преодоление в его сознании представления о

бесполезности лечения. Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл

лечебно-восстановительных мероприятий.

Педагогическая реабилитация — это мероприятия воспитательного характера,

направленные на то, чтобы больной ребенок овладел необходимыми умениями и

навыками по самообслуживанию, получил школьное образование. Очень важно

выработать у ребенка психологическую уверенность в собственной

полноценности и создать правильную профессиональную ориентацию. Подготовить

к доступным им видам деятельности, создать уверенность в том, что

приобретенные знания в той или иной области окажутся полезными в

последующем трудоустройстве.

Социально-экономическая реабилитация — это целый комплекс мероприятий:

обеспечение больного или инвалида необходимым и удобным для него жилищем,

находящимся вблизи места учебы, поддержание уверенности больного или

инвалида в том, что он является полезным членом общества; денежное

обеспечение больного или инвалида и его семьи путем предусмотренных

государством выплат , назначения пенсии и т.п.

Профессиональная реабилитация подростков-инвалидов предусматривает

обучение или переобучение доступным формам труда, обеспечение необходимыми

индивидуальными техническими приспособлениями для облегчения пользования

рабочим инструментом, приспособление рабочего места подростка-инвалида к

его функциональным возможностям, организацию для инвалидов специальных

цехов и предприятий с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим

днем и т.д.

В реабилитационных центрах широко используется метод трудовой терапии,

основанный на тонизирующем и активизирующем воздействии труда на

психофизиологическую сферу ребенка. Длительная бездеятельность расслабляет

человека, снижает его энергетические возможности, а работа повышает

жизненный тонус, являясь естественным стимулятором. Нежелательный

психологический эффект дает и длительная социальная изоляция ребенка.

Большую роль трудовая терапия играет при заболеваниях и травмах костно-

суставного аппарата, предотвращая развитие стойких анкилозов (неподвижность

суставов).

Особое значение трудовая терапия приобрела при лечении психических

болезней, которые часто являются причиной длительной изоляции больного

ребенка от общества. Трудовая терапия облегчает взаимоотношения между

людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства. Занятость,

концентрация внимания на выполняемой работе отвлекают пациента от его

болезненных переживаний.

Значение трудовой активизации для душевнобольных, сохранение их

социальных контактов в ходе совместной деятельности так велико, что

трудовая терапия как вид медицинской помощи раньше всех была использована в

психиатрии. (Кроме того, трудовая терапия позволяет приобрести определенную

квалификацию.)

Бытовая реабилитация — это предоставление ребенку-инвалиду протезов,

личных средств передвижения дома и на улице (специальные вело- и

мотоколяски, и др.).

В последнее время большое значение придается спортивной реабилитации.

Участие в спортивно-реабилитационных мероприятиях позволяет детям

преодолевать страх, формировать культуру отношения к еще более слабому

слабому, корректировать иногда гипертрофированные потребительские тенденции

и, наконец, включать ребенка в процесс самовоспитания, приобретения навыков

вести самостоятельный образ жизни, быть достаточно свободным и

независимым.

Социальный работник, проводящий реабилитационные мероприятия с ребенком,

который получил инвалидность в результате общего заболевания, травмы или

ранения, должен использовать комплекс этих мероприятий, ориентироваться на

конечную цель — восстановление личного и социального статуса инвалида — и

учитывать метод взаимодействия с ребенком, предполагающий:

• апелляцию к его личности ;

• разносторонность усилий, направленных на различные сферы

жизнедеятельности ребенка-инвалида и на изменение его отношения к себе и

своему недугу;

• единство воздействий биологических (медикаментозное лечение,

физиотерапия и т.д.) и психосоциальных (психотерапия, трудовая терапия и

др.) факторов;

• определенную последовательность — переход от одних воздействий и

мероприятий к другим.

Целью реабилитации должна быть не только ликвидация болезненных

проявлений, но и выработка у них качеств, помогающих более оптимально

приспособиться к окружающей среде.

При проведении реабилитационных мероприятий необходимо учитывать

психосоциальные факторы, приводящие в ряде случаев к эмоциональному

стрессу, росту нервно-психической патологии и возникновению так называемых

психосоматических заболеваний, а зачастую — проявлению девиантного

поведения. Биологические, социальные и психологические факторы, взаимно

переплетаются на различных этапах адаптации ребенка к условиям

жизнеобеспечения.

При разработке реабилитационных мероприятий необходимо учитывать как

медицинский диагноз, так и особенности личности в социальной среде. Этим, в

частности, объясняется необходимость привлечения к работе с детьми-

инвалидами социальных работников и психологов в самой системе

здравоохранения, ибо граница между профилактикой, лечением и реабилитацией

весьма условна и существует для удобства разработки мероприятий. Тем не

менее, реабилитация отличается от обычного лечения тем, что предусматривает

выработку совместными усилиями социального работника, медицинского

психолога и врача, с одной стороны и ребенка и его окружения (в первую

очередь семейного) — с другой стороны, качеств, помогающих оптимальному

приспособлению ребенка к социальной среде. Лечение в данной ситуации — это

процесс, больше воздействующий на организм, на настоящее, а реабилитация

больше адресуется личности и как бы устремлена в будущее.

Задачи реабилитации, а также ее формы и методы меняются в зависимости от

этапа. Если задача первого этана — восстановительного — профилактика

дефекта, госпитализация, установление инвалидности, то задача последующих

этапов — приспособление индивидуума к жизни и труду, его бытовое и

последующее трудовое устройство, создание благоприятной психологической и

социальной микросреды. Формы воздействия при этом разнообразны — от

активного первоначального биологического лечения до «лечения средой»,

психотерапии, лечения занятостью, роль которых возрастает на последующих

этапах. Формы и методы реабилитации зависят от тяжести заболевания или

травмы, особенности клинической симптоматики особенностей личности больного

и социальных условий.

Таким образом, необходимо учитывать, что реабилитация — это не просто

оптимизация лечения, а комплекс мероприятий, направленных не только на

самого ребенка, но и на его окружение в первую очередь на его семью. В

этой связи важное значение для реабилитационной программы имеют групповая

(психо)терапия, семейная терапия, трудовая терапия и терапия средой.

Терапия как определенная форма вмешательства (интервенции) в интересах

ребенка может быть рассмотрена как метод лечения, влияющий на психические

и соматические функции организма; как метод влияния, связанный с обучением

и профессиональной ориентацией; как инструмент социального контроля; как

средство коммуникации.

В процессе реабилитации происходит изменение ориентации — от медицинской

модели (установка на болезнь) к антропоцентрической (установка на связь

индивида с социальной средой). В соответствии с этими моделями и решается,

кем и какими средствами, а также в рамках каких государственных учреждений

и общественных структур должна осуществляться терапия.

1.2 Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.