| |||||
МЕНЮ
| Реабилитация инвалидовобеспечение дополнительных гарантий занятости граждан, признанных в соответствии с действующим законодательством инвалидами, и устанавливает механизм введения квоты для приема на работу инвалидов, ее размер и определяет порядок внесения обязательной платы в случае ее невыполнения. В соответствии с законодательством квота устанавливается организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности с численностью работников более 30 человек. Общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности организации, хозяйственные товарищества и общества, уставной капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов. Рабочие места для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты создаются за счет работодателей (организаций) и иных источников. Вместе с тем, существуют и сомнения относительно самой парадигмы квотирования рабочих мест для инвалидов. Безусловно, здесь имеется почва для серьезного конфликта интересов между инвалидами, стремящимся к занятости, с одной стороны, и работодателем, основная цель которого – конкурентоспособность производства на открытом рынке, которая априори стимулирует его к поиску квалифицированной и адекватной потребностям производства рабочей силы, но не наоборот – искусственной адаптации 3% рабочих мест к потребностям отдельных работников-инвалидов. Не случайно, что действующий закон о квотировании породил широко распространенную “обходную технологию”, когда работодатель лишь формально нанимает работников-инвалидов во избежание санкций, реально же они незаняты. Закрепленная законом система квот только кажется простым решением проблемы трудоустройства инвалидов. В действительности она не очень успешна, непродуктивна и не согласуется с понятием профессиональной реабилитацией инвалидов. Квотовая система редко направлена на поддержку инвалидов в их продвижении по службе, сосредоточивает внимание, в основном, на низкооплачиваемых, малозначительных работах. Принудительное внедрение закона о квотах для трудоустройства инвалидов происходит довольно трудно и подрывает его законность. Пока еще мала вероятность того, что жесткие принудительные процедуры могут оказать большое влияние на изменение ситуации с занятостью инвалидов и увеличение доли работников-инвалидов в общей численности работников организаций. В настоящее время органы государственной службы занятости, которые контролируют реализацию законодательства о квотах, из-за недостатка денежных средств и персонала не в состоянии осуществлять эффективный контроль за выполнением квоты. Кроме того, работодатели могут выполнить квоту при условии достаточно высокой трудовой активности самих инвалидов. Вместе с тем, по поводу стремления к занятости самих инвалидов существуют самые разнообразные оценки и мнения. Большинство социологических опросов показывают, что это стремление существует и что примерно половина всех инвалидов хотят работать, но не могут трудоустроиться в современных условиях, хотя к этим оценкам следует относиться с известной степенью осторожности[24]. Введение законодательствами о занятости и социальной защиты инвалидов нормы, предусматривающей взыскания с работодателя обязательной ежемесячной платы за каждого нетрудоустроенного в рамках квоты инвалида в случае невозможности ее выполнения, фактически является скрытой формой дополнительного целевого “налога” на работодателя. Однако собранные от этого “налога” средства в соответствие с законом могут быть направлены только на создание новых рабочих мест у работодателя, трудоустраивающего инвалидов сверх установленной квоты или на создание специализированных предприятий (цехов, участков) общественных объединений инвалидов. Это положение не учитывает тот факт, что для трудоустройства инвалидов в счет квоты тоже требуются, и в ряде случаев значительные, средства. К сожалению, в соответствии с законом средства от этого “налога” не могут быть направлены на проведение мероприятий по профессиональному обучению или переобучению инвалидов, на адаптацию рабочих мест для инвалидов у работодателя, желающего выполнить квоту, на субсидирование их занятости, на оказание поддержки специализированным рабочим местам и реабилитационным центрам, способствующим преодолению препятствий на пути к трудовой деятельности граждан, данной категории. Все это в значительной степени сдерживает решение проблемы обеспечения занятости инвалидов. Средства, поступившие в Фонд занятости от этого “налога”, могли бы быть использованы на усиление процесса реабилитации и решение проблемы занятости инвалидов. В большинстве развитых стран мирового сообщества политика занятости в отношении инвалидов строится в соответствии с концепцией включения инвалидов в процесс общей занятости. При этом следует иметь в виду, что социальная политика в отношении инвалидов в послевоенный период прошла уже несколько этапов развития. Начальным этапом считается принятие законов о квотировании рабочих мест для инвалидов. В разных странах это законодательство имело свои специфические национальные особенности. В Великобритании такой закон был принят в 1944г. В настоящее время в мире происходит поворот от патерналистской социальной политики в отношении инвалидов к концепции равных возможностей, закрепленной в антидискриминационном законодательстве ряда стран, в результате которого ряд стран отказывается от практики квотирования. 6. Проблемы занятости инвалидов в Уральском федеральном округе. Сегодня в Уральском федеральном округе остро стоит вопрос занятости инвалидов. Целью государственной политики в отношении инвалидов является обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. Однако в стране еще не создана полноценная система удовлетворения специфических потребностей населения, возникающих в связи с инвалидностью. Это, в конечном итоге, приводит к вытеснению инвалидов из различных сфер деятельности и к их самоизоляции. По оценочным данным, в УрФО имеют работу лишь 15 процентов инвалидов трудоспособного возраста. Около 20 тысяч инвалидов нуждаются в автономных средствах передвижения. В минимальных объемах удовлетворяются потребности инвалидов в технических средствах, облегчающих их труд и быт. Не лучшим образом обстоит дело с профессиональной подготовкой инвалидов. Не более 20 процентов инвалидов могут удовлетворить свои потребности в профессиональном обучении. Потребность в получении высшего образования среди инвалидов возрастной группы (15-25 лет) – более 16%, но на сегодняшний день реализована только у 5% инвалидов. Около 2% инвалидов занимаются предпринимательской деятельностью. В связи с внесением изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации сложные времена наступили для специализированных предприятий общественных организаций инвалидов. Для них эти предприятия – одна из наиболее активных форм трудоустройства. 7. Программы трудоустройства инвалидов Правительства Москвы Одним из критериев оценки цивилизованности общества может служить отношение к людям с ограниченными физическими возможностями. К сожалению, нам похвалиться особо нечем: даже люди, пострадавшие на поле брани, защищая Отечество, не окружены тем вниманием и заботой, которых они безусловно заслуживают. Контингент людей с ограниченными возможностями в обществе достаточно значителен, он составляет примерно 10% всего населения. Так, например, в Москве на 8,5 миллионов жителей приходится более 960 тысяч инвалидов. Из них практически каждый пятый, то есть не менее 180 тысяч человек - люди трудоспособного возраста. Задачей является оказание содействия в трудоустройстве этим людям, создание условий их профессиональной реабилитации. В соответствии с федеральным законом "О социальной защите инвалидов" в июне 1999 года вышло постановление Правительства Москвы "О создании Государственной службы реабилитации инвалидов г. Москвы", в котором регламентируется порядок деятельности всех заинтересованных и ответственных государственных служб, призванных обеспечивать комплексную реабилитацию инвалидов с целью максимальной интеграции их в общественную жизнь города. Комплексная реабилитация инвалидов включает в себя три части: медицинскую, за которую несет ответственность Комитет здравоохранения, социальную - Комитет социальной защиты населения совместно с Комитетом по культуре и Комитетом физкультуры и спорта и профессиональную - Комитет труда и занятости совместно с Комитетом образования Москвы. Комплексная реабилитация инвалидов воплощена в индивидуальную программу реабилитации. Государственную помощь по всем трем направлениям человек может получить после специального освидетельствования, в ходе которого устанавливается его группа инвалидности. Такие освидетельствования проводят Бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) - бывшие ВТЭК. Там же вырабатывается индивидуальная программа реабилитации инвалида при его непосредственном участии. В индивидуальной программе реабилитации указывается характер заболевания, группа инвалидности, а также медицинские показания для трудоустройства каждого гражданина. В зависимости от этого обстоятельства программа может содержать либо два раздела (медицинский и социальный), либо три (добавляется еще профессиональный). Индивидуальная программа реабилитации предоставляет инвалиду возможность трудится, но отнюдь не обязывает его к этому. С другой стороны, программа не лишает возможности посильной работы инвалидов I и II группы, для них сняты категоричные запреты типа "Без права работы". Теперь для инвалида возможны два варианта пути. Первый - трудоустройство на обычном рабочем месте по вакансии службы занятости, если рекомендации МСЭ не противоречат этому. И второй - трудоустройство на специализированном предприятии, изначально ориентированном на использование труда инвалидов. Таких предприятий на сегодня в Москве насчитывает около сорока. По решению городских властей специализированным предприятиям могут предоставляться налоговые льготы, другие формы финансовой поддержки. Комитетом труда и занятости проводится ежегодный конкурс по отбору проектов по созданию и сохранению рабочих мест для инвалидов. При этом Комитет берет на себя половину затрат по реализации проекта, представленного предприятием и одобренного конкурсной комиссией. Другую половину средств предприятие вкладывает самостоятельно. Например, ТОО "Сезам и Ко", производящее дверные замки, широко использует труд инвалидов. Продукция этой фирмы пользуется хорошим спросом. На ООО "Арт Лайн" при активном участии инвалидов выпускают очень красивые, нарядные светильники - торшеры, бра, настольные лампы. Это предприятие также вполне конкурентоспособно. Нельзя не отметить Российский центр компьютерных технологий, где трудятся около 70 инвалидов по зрению, а возглавляет предприятие ослепший в детстве кандидат экономических наук Сергей Ваньшин. Еще одну возможность для трудоустройства инвалидов представляют специализированные рабочие места для людей с ограниченными возможностями на обычных предприятиях. В настоящее время Комитетом проводится серьезная работа по организации создания таких специализированных рабочих мест. Приходится подчас преодолевать значительное сопротивление со стороны отдельных работодателей, предпочитающих перечислить деньги в Фонд занятости, чем оборудовать на собственном предприятии рабочие места для инвалидов. Однако закон - на стороне последних. В 1999 году усилиями Комитета создано 800 специализированных рабочих мест для инвалидов. Далеко не каждый нуждающийся в трудоустройстве инвалид владеет специальностью, пользующейся спросом на рынке труда. В этом случае требуется дополнительное обучение или переподготовка. Профессиональная подготовка осуществляется за счет средств Фонда занятости, также как и выплата стипендий на время учебы. Среди людей с ограниченными возможностями, трудоустроенных с помощью Комитета, имеются программисты, юристы, производственные технологи, авиадиспетчеры и другие специалисты высокой квалификации. Понятно, что реализация программы по их профессиональной подготовке требует немалых сил и средств. В службу занятости столицы обратилось около 4-х тысяч инвалидов с трудовыми рекомендациями МСЭ, из которых почти 2-м тысячам человек удалось оказать содействие в трудоустройстве, в том числе, и лицам с 1-ой и 2-ой группами инвалидности. По подсчетам, к общественно-полезной деятельности стремятся 65-70% инвалидов трудоспособного возраста, то есть 120-130 тысяч москвичей. На сегодняшний день трудоустроено более 60 тысяч. Это означает, что около половины претендующих на трудоустройство столичных инвалидов нуждаются в нашей помощи и поддержке. Люди, готовые к преодолению своих недугов, имеют право на полноценную работу по избранной специальности. 8. Технические средства реабилитации инвалидов в России В памяти старшего поколения еще живы времена, когда вернувшимся с фронтов Второй мировой войны искалеченным ветеранам разрешалось передвигаться по городам и селам только на открытых велоколясках с двухтактным одноцилиндровым двигателем, называемых по городу-производителю “Киевлянками”, хотя, по слухам, их конструкция и даже комплектующие части были заимствованы у проигравших войну немцев. Лишь десятилетие спустя инвалиды войны добились разрешения устанавливать ручное управление на обычные автомобили и получать лицензии на право их вождение. Внутри старого жилья довоенных построек, в бараках промышленных поселков, в сельских деревянных избах и позже в новых “малогабаритных” квартирах в пятиэтажных домах без лифтов, подаренных населению Никитой Хрущевым, безногие и парализованные инвалиды, прежде всего инвалиды с детства, передвигались в худшем случае ползком или на низких тележках- платформочках, отталкиваясь от пола деревянными “утюгами”, а в лучшем - в громоздких креслах, сделанных из грубого железа, фанеры, заменителя кожи и ваты. На улицах российских городов, на рынках и около церквей часто можно было видеть людей в трехколесных рычажных велоколясках времен Русско- японской 1905 г. и Первой мировой 1914 г. войн. Их называли “крокодилами” то ли за архаичность, то ли за грязно-зеленую окраску. Удивительно, но они встречаются в глухой провинции и до сих пор. Обстановка стала изменяться в 60-ых годах, когда главным коммунистом Хрущевым была провозглашена задача построить к 1980 г. материальную базу коммунизма. Инвалидам, прошедшим строгую медицинскую комиссию, разрешалось приобретать автомобили с ручным управлением. Основным транспортным средством, выдаваемым ветеранам с затруднениями в ходьбе бесплатно, а прочим с существенной скидкой и главное без очереди (обычные граждане, не герои труда, дожидались своей очереди на любой автомобиль, на дефицитные запасные части и даже на шины в течение 5-10 лет), был 30-сильный малолитражный украинский автомобиль с воздушным охлаждением "Запорожец". Известны две его модификации: более раннюю, похожую на старый Fiat-600, окрестили “Горбатым”, а более современную из-за выступающих воздухозаборников “Ушастым”. Офицеры-инвалиды и более состоятельные граждане, получившие трудовое увечье, могли рассчитывать на получение или оплату по льготным расценкам автомобиля "Москвич" с тремя рычагами ручного управления. Инвалиды с детства, как правило, довольствовались двухместной и очень ненадежной, а скорее, и просто опасной во многих отношениях, но зато бесплатной мотоколяской second-hand, достававшейся после использования ее ветераном войны. Эти коляски “Серпуховки” начали выпускаться еще раньше Запорожцев по специальному заказу командующего бронетанковыми войсками, и для их рамы первоначально использовались прочные детали от оставшихся после войны минометов. Протезная промышленность в России издавна базировалась на сети заводов в каждой из более чем 100 областей Советского Союза. Протезы выпускались из липы и металлических узлов. Шинно-гильзовые аппараты для парализованных конечностей спинальников и лиц с последствиями полиомиелита делались, да и продолжают делаться, также из кожи и металла. Полимерные материалы не применялись и практически не применяются по сей день. Россия - страна лесов, поэтому костыли и трости изготавливались тоже из дерева. Для современного европейского или американского читателя эти изделия могут показаться верхом гигиенического и экологического совершенства, так же, как нижнее белье из хлопка по сравнению с синтетикой, но они были, тем не менее, тяжелы, громоздки и, главное, непрочны. Слуховые аппараты были крайне несовершенны акустически и неудобны в ношении. Переворот в производстве инвалидных колясок произошел в начале 80-ых гг., когда один из заводских цехов в центрально-европейской России вблизи ее древней столицы Владимира, согласно решению Правительства, стал выпускать по лицензии германской фирмы Meyra две модели комнатных и одну модель прогулочной (рычажной) колясок и быстро довел свою производительность почти до 30 тысяч колясок в год. И хотя немцы продали морально устаревшие и тяжелые образцы, благодаря их возможности складываться десятки тысяч инвалидов могли теперь не только спускаться по лестницам и выезжать в открытый мир своих городов, но и путешествовать с ними в машинах и лечиться на курортах. Эти коляски выдавались по рекомендации медицинских комиссий местными комитетами Министерства социального обеспечения бесплатно: комнатная коляска на 7 лет, прогулочная на 5 лет. Кстати, эти коляски являются до сих пор самыми популярными и дешевыми (около 200 долларов США) и поставляются во многие регионы России, причем сроки пользования ими сохранены вплоть до настоящего времени. Ситуация в стране резко изменилась с горбачевской перестройкой, с которой связаны открытость в сторону остального мира и информированность о технических возможностях других стран во всесторонней реабилитации инвалидов. В крупных городах, в основном благодаря деятельности благотворительных организаций, стали появляться современные коляски, слуховые аппараты и другие изделия. В России обосновались представительства ведущих западных фирм-производителей протезов и реабилитационной техники, которая, будучи недоступной по ценам для рядовых граждан, заказывается и закупается состоятельными семьями или чаще богатыми предприятиями, где раньше работали или продолжают работать инвалиды с трудовым увечьем. В начале 90-х годов в Москве, а затем в Петербурге появились мастерские, в которых по западным, в основном шведским, образцам стали конструироваться и собираться новые для России компактные легкие инвалидные коляски из титана и алюминия для активного образа жизни. Характерно, что руководителями этих небольших предприятий (“Преодоление”, “Катаржина”, “Люкор”), а также дизайнерами и рабочими являются сами инвалиды, в основном пара- и тетраплегики. Их коляски вполне сопоставимы по основным параметрам с западными аналогами, но в три-четыре раза дешевле их (около 400 долларов США). Несмотря на это приобретать их могут далеко не все региональные комитеты социальной защиты, которые имеют свой самостоятельный и очень ограниченный бюджет, и тем более покупать на свои деньги сами инвалиды, социальные пенсии которых в среднем в 25 раз меньше стоимости таких колясок. Сейчас мощности трех крупных заводов-производителей инвалидных колясок в Уфе (столица Башкирской республики в Предуралье), Петербурге и Владимирской области вполне могли бы обеспечить потребность страны, в которой проживают около 40 тысяч инвалидов-колясочников. Проблема в другом: После децентрализации федерального бюджета комитеты социальной защиты населения во многих дотационных регионах не имеют собственных средств на закупку колясок и другого реабилитационного оборудования, и очереди на получения бесплатных колясок в них поэтому растягиваются на несколько лет. Вторая проблема - малый ассортимент продукции: Вряд ли количество всех моделей отечественных колясок превысит 3 десятка. Очень мало колясок для детей и практически не выпускаются коляски с электрическими двигателями, если не считать нескольких небольших мастерских, делающих электроприводы к стандартным комнатным коляскам. Примерно такая же ситуация с многолетними очередями сложилась в России и в обеспечении инвалидов адаптированным автотранспортом: есть машины, но нет денег ни у населения, ни у государственных органов, которые на местах решают, какой транспорт и с какими дотациями предоставлять разным социальным категориям инвалидов. Главной инвалидной автомашиной в России стала двухцилиндровая микролитражка “Ока”, габаритами напоминающая “Fiat- Uno” и стоящая около 1500 долларов США (около 90 месячных пенсий среднего инвалида). Она выпускается в подмосковном городе Серпухове в трех модификациях: для лиц с одной ногой и с полным ручным управлением включая автоматический электровакуумный привод сцепления. В ряде регионов она выдается бесплатно взамен недавно снятой с производства мотоколяски, в других, в частности в Москве, инвалид оплачивает примерно половину ее стоимости. Столичные власти также компенсируют затраты на горючее в размере около 170 литров в год (около 3 тысяч километров пробега или 25% реального годового пробега инвалида-жителя Москвы). Вторая более вместительная автомашина с объемом цилиндра 1500 куб. см, оснащенная старомодным рычажным ручным управлением, “Москвич” производится на Московском Автозаводе имени Ленинского Комсомола, прежнее полное названии которого стыдливо спрятано в нынешнюю пост-коммунистическую эпоху в форме аббревиатуры АЗЛК. В Москве эта машина предоставляется безвозмездно ветеранам Второй мировой войны и инвалидам всех недавних вооруженных конфликтов. К сожалению, адаптированное управление для инвалидов без одной или обеих рук в России перестало выпускаться вовсе. В последний год появились небольшие партии автомобилей “Кинешма” с мотоциклетным двигателем. Они характеризуются повышенной проходимостью и упрощенным дизайном и предназначены, в основном, для сельских инвалидов. Большинство водителей самостоятельно устанавливают ручное управление на свои отечественные или перевозимые из сопредельных государств (в основном second-hand) автомобили или используют заготовки полукустарных частных мастерских. При этом нередко возникают сложности с их лицензированием в органах дорожной полиции. Но с еще большими проблемами сталкиваются тетраплегики, а также лица, страдающие миопатией, дефектами остеогенеза (например, ломкостью костей), нанизмом, а также другие тяжелые инвалиды. Им просто отказывают в праве вождения любого транспорта, и им приходится добиваться получения водительской лицензии противозаконными методами, водить машину нелегально или оформлять ее на родственников. Но радует уже то, что сравнительно недавно было разрешено управлять автомашиной лицам с потерей слуха. Было бы несправедливо не упомянуть об автобусах, оборудованных подъемниками для колясок, которые делаются в Брянске и благодаря которым члены общественных инвалидных организаций совершают коллективные поездки на собрания и праздничные встречи и радостные экскурсии по окрестностям своих городов. Такие автобусы стали доступны не только для столичных отделений Всероссийского общества инвалидов, но и для крупных региональных центров. Надо подчеркнуть особо, что в современной России расслоение населения по материальным показателям уровня жизни достигла критического и даже опасного контраста. То же можно отметить и в отношении обеспеченности инвалидов основными средствами реабилитации: На фоне удручающей нищеты, особенно в провинции, появляются обеспеченные даже по западным меркам люди, разъезжающие на престижных иностранных автомобилях и дорогих электроколясках, причем далеко не всегда они заработаны собственных трудом. До сих пор шла речь о таких предметах первой значимости для свободы передвижения, как автомобиль, инвалидная коляска и протез, и, как мы видим, их производство медленно, но неуклонно идет по пути прогресса. Однако, производство более мелких, но не менее необходимых вещей, в частности, противопролежневых подушек для пара- и тетраплегиков, специальных приспособлений для лиц со слабыми пальцами, современных слуховых аппаратов, говорящих часов и звуковых сигнальных устройств для незрячих, подъемников для ванн, современных мочеприемников для плегиков и калоприемников для стомированных онкологических больных и др. практически стоит на месте. Если раньше главный тормоз в реадаптации инвалидов, в том числе и техническими средствами, крылся в пренебрежении к этой группе советских граждан, в нежелании и неумении решать накопившиеся проблемы, то теперь все сложности в реализации реабилитационных программ упираются в отсутствие или нехватку средств для этого. Заключение. Основные сферы жизнедеятельности человека - труд и быт. Здоровый человек приспосабливается к среде. Для инвалидов же особенность этих сфер жизнедеятельности состоит в том, что их надо приспосабливать к нуждам инвалидов. Им надо помочь адаптироваться в среде: чтобы они свободно могли дотянуться до станка и выполнять на нем производственные операции; могли бы сами, без посторонней помощи выехать из дому, посетить магазины, аптеки, кинотеатры, преодолев при этом и подъемы, и спуски, и переходы, и лестницы, и пороги, и многие другие препятствия. Чтобы инвалид смог все это преодолеть, нужно сделать среду его обитания максимально для него доступной, т.е. приспособить среду к возможностям инвалида, чтобы он чувствовал себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах. Это и называется социальной помощью инвалидам, людям престарелого возраста - всем тем, кто страдает от физических и психических ограничений. В России заложена основа правовой базы социальной защиты инвалидов, созданы необходимые предпосылки обеспечения инвалидам дополнительных гарантий трудоустройства. Однако нормативная база социальной защиты инвалидов и механизм обеспечения занятости инвалидов нуждаются в дальнейшем совершенствовании. На наш взгляд, для этого необходимо предпринять следующие действия: 1) внести в российское законодательство нормы, направленные на защиту инвалидов от дискриминации, от необоснованного отказа в приеме на работу; 2) установить повышенные гарантии и дополнительные социальные льготы для инвалидов, увольняемых по инициативе работодателя; 3) расширить структуру и виды общественных работ, условия их организации, проведение и финансирование с учетом привлечения к ним инвалидов; 4) принять соответствующие нормативные акты по расчету стоимости рабочих мест, что даст реальную возможность применять штрафные санкции к работодателям, отказывающим инвалидам в приеме на работу на квотируемые места; 5) развивать систему непрерывного образования, включая внутрипроизводственное обучение инвалидов, расширение возможностей самообучения; 6) формировать систему, которая сможет обеспечить трудоустройство и социально-бытовую адаптацию инвалидов по окончании специальных образовательных учреждений; 7) незамедлительно создать на территории всей страны Государственную службу медико-социальной экспертизы, что позволит инвалидам своевременно предоставлять индивидуальные программы реабилитации, подписанные МСЭК, в органы службы занятости, быть признанными безработными с правом получения пособия по безработице; 8) провести техническое перевооружение имеющихся протезно-ортопедических предприятий, развивать индустрию реабилитационной техники для инвалидов; 9) ввести систему стимулирования развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности инвалидов; 10) предоставить предприятиям, использующим преимущественно труд инвалидов, такие же льготы, как и для специализированных предприятий обществ инвалидов; 11) создать благоприятные экономические условия для предприятий, применяющих труд инвалидов, на региональном уровне; 12) расширить источники формирования ГФЗ, ввести новый механизм перераспределения средств фонда, наиболее полно учитывая интересы инвалидов. Список литературы. 1. “Основы социальной работы” Москва-98, учебник; 2. “Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов” Н.Ф.Дементьева, Э.В.Устинова; Тюмень 1995г.; 3. “Социальная работа с инвалидами” Москва-96; 4. “ Теория и методика социальной работы”,часть-1, Москва-94. 5. Указание "О взаимодействии органов социальной защиты населения и службы милосердия Российского Красного Креста в вопросах социальной защиты малообеспеченных групп населения от 15 мая 1993 г. №1-32-4. 6. Дементьева Н.Ф., Болтенко В. В., Доценко Н.М. и др. "Социальное обслуживание и адаптация лиц пожилого возраста в домах-интернатах". / Методич. рекоменд. — М., 1985, 36с. (ЦИЭТИН). 7. Дементьева Н.Ф., Модестов А.А. Дома-интернаты: от призрения к реабилитации. — Красноярск, 1993, 195 с. 8. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. -М., 1991, 135 с. (ЦИЭТИН). 9. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. Организационно- методические аспекты деятельности социального работника. В кн.; Социальная работа в учреждениях здравоохранения. — М., 1992, (Департамент проблем семьи, женщин и детей МСЗ РФ. Центр общечеловеческих ценностей). 10. Матейчек «Родители и дети» М., «Просвещение», 1992 год. 11. Контроль за ходом осуществления между народных планов и программ действии. Комиссия социального развития, XXXI 11 сессия. Вена, 8-17 февраля 1993. 12. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России. (Результаты исследования, как основа для построения проблемы развития) // Дефектология. №4, 1997. 13. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997. 14. Р. С. Немов "Психология" Книга 1. М., 1998 год. 15. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. — М., 1994, 78 с. (Институт социальной работы' ассоциации работников социальных служб). 16. http://pravoved.jurfak.spb.ru/default.asp?cnt=527 17. http://www.zarplata.ru/ 18. www.beafnd.org 19. http://www.osi.ru/ ----------------------- [1] Руководство по реабилитации больных с двигательными нарушениями. Под редакцией А Н Беловой, О Н Щепетовой М. “Антидор” 1998 стр. 11-13. [2] Руководство по реабилитации больных с двигательными нарушениями. Под редакцией А Н Беловой, О Н Щепетовой М. “Антидор” 1998 стр. 13-15 [3] Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. Организационно-методические аспекты деятельности социального работника. В кн.; Социальная работа в учреждениях здравоохранения. — М., 1992, (Департамент проблем семьи, женщин и детей МСЗ РФ. Центр общечеловеческих ценностей). [4] Приказ Минсоцзащиты населения РСФСР от 04.02.1992 г. №21 "Об утверждении Положения о территориальной службе срочной социальной помощи". [5] О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. // Российская газета. 1995. 2 дек. [6] Федеральная программа профессиональной реабилитации и обеспечения занятости инвалидов на 1994 г. // Сборник нормативных документов. Ч. 2, ФСЗ России. М., 1995. С. 489. [7] Демографическая ситуация и состояние трудовых ресурсов в Российской Федерации, их влияние на формирование пенсионного обеспечения: Доклад Министерства труда России // Социальная защита. 1997. № 1. С. 148. [8] Там же. С. 146. [9] Федеральная программа профессиональной реабилитации и обеспечения занятости инвалидов на 1994 г. [10] Примерное положение об индивидуальной программе реабилитации инвалида, утв. Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 1996 г. // Бюллетень Министерства труда РФ. 1996. № 12. [11] Развитие службы занятости Приморского края (1991—1996 гг.). Владивосток, 1997. С. 9. [12] Отчет о работе Департамента ГФСЗН по Приморскому краю за январь—сентябрь 1997 г. Текущий архив Департамента ГФСЗН по Приморскому краю. С. 54. [13] Федеральная программа содействия занятости населения на 1996—1997 гг.: Подходы и приоритеты // Человек и труд. 1996. № 1. С.21. [14] Порядок оказания финансовой помощи работодателям на организацию дополнительных рабочих мест для обеспечения трудоустройства и занятости безработных граждан, утв. Приказом ФСЗ России от 25 июля 1994 г. // Сборник нормативных документов. Ч. 1. ФСЗ России. М., 1995. [15] Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996—2000 гг. // Человек и труд. 1996. № 7. [16] Временное положение о порядке и условиях выделения финансовых средств для частичной компенсации расходов работодателей по оплате труда инвалидов, утв. Приказом ФСЗ России от 1 ноября 1995 г. // Там же. 1995. № 12. [17] Федеральная программа содействия занятости населения на 1996—1997 гг.: Подходы и приоритеты. С. 21. [18] О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. // Российская газета. № 117. 1995. 20 июня; Об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности. Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 13. Ст. 1052; Положение об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности, утв. Приказом ФСЗ РФ от 18 апреля 1996 г. // Российские вести. № 112. 1996. 19 июня. — См. также: Ключевые проблемы развития предприятий и создания рабочих мест в России // Человек и труд. 1997. № 7. 1994. [19] Федеральная программа содействия занятости населения на 1996—1997 гг.: подходы и приоритеты. С. 21. [20] А инвалиды ждут // Человек и труд. 1997. № 7. С. 36. [21] Социальная защита инвалидов // Человек и труд. 1997. № 7. С. 70. [22] Сборник законов Республики Саха (Якутия) за 1992 г. Якутск, 1993. С. 123—133; Сборник законов Республики Саха (Якутия) за 1993 г. Якутск, 1993. С. 19. [23] С. Смирнов, Е. Николаенко. “Экономика трудовой реабилитации инвалидов: опыт предприятий ВОИ” - Человек и труд, 1998, № 12 [24] Однако здесь следует иметь в виду социально-психологический феномен: в большинстве случаев респондент выражает свое намерения, которые еще не означают, что в реальности он готов к трудоустройству. Поэтому намерения респондентов не являются исчерпывающим аргументом при анализе их отношения к занятости. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|