реферат бесплатно, курсовые работы
 

Реабилитация инвалидов

худшему.

К началу 1997г. безработные инвалиды составляли 48,0 тыс. человек

(1,9% от общего числа зарегистрированных безработных), из них 42,0 тыс.

инвалидов (87,7%) назначено пособие по безработице. В 1997г. в органы

службы занятости по вопросу трудоустройства обратилось 62,1 тыс. инвалидов,

из них было трудоустроено 23,12 тыс. чел. (37,4 %), оформлено на досрочную

пенсию 1,0 тыс. чел. В связи с тем, что инвалиды являются наименее

конкурентоспособными на рынке труда, у инвалидов, состоящих на учете в

органах федеральной государственной службы занятости и признанных

безработными, отмечается наиболее продолжительный период безработицы по

сравнению с другими категориями граждан.

Таблица 4. Распределение инвалидов, состоящих на учете в органах

службы занятости по продолжительности безработицы

| |1996г. |1997 г |

|до 1 месяца |7,0 % |6,4 % |

|1 - 4 |19,0 % |22,2 % |

|4 - 8 |18,5 % |22,9 % |

|8 - 12 |26,6 % |15,2 % |

|более 1 года |28,9 % |33,4 % |

В большинстве регионов приняты разработанные службой занятости

программы “Профессиональная реабилитация и содействие занятости инвалидов”,

мероприятия которых отражают участие заинтересованных организаций в работе

по реализации федеральных программ социальной защиты инвалидов в части

профессиональной реабилитации и содействия трудоустройству. В рамках данных

программ направлено на обучение в 1997г. 2471 инвалид и закончили обучение

1639 инвалидов.

Финансирование программ осуществляется из средств Государственного

фонда занятости населения Российской Федерации (далее - фонд занятости),

местных бюджетов, средств работодателей. В бюджете Государственного фонда

занятости населения Российской Федерации на 1997г. планировалось выделить

66,1 млрд. руб. на трудовую реабилитацию инвалидов, фактически же было

выделено 51,9 млрд. руб. Затраты фонда занятости на трудовую реабилитацию

одного инвалида в 1997г. фактически в среднем составили 0,5 млн. рублей,

данный показатель в 1998г. планируется довести до 0,6 тыс. рублей.

При этом 57% расходов по данной статье исполнено Москвой (29,5 млрд.

руб.). Основную часть расходов фонда занятости на реабилитацию безработных

инвалидов (64 %) составляют расходы 8 регионов с развитой системой

профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов,

осуществляющие полный комплекс услуг (профессиональную диагностику,

реабилитацию, обучение, создание специальных условий для трудоустройства

инвалидов и др. меры). К ним относятся - города Москва и Санкт-Петербург,

Воронежская, Липецкая, Волгоградская, Саратовская, Челябинская и Тюменская

области.

Таблица 5. Затраты Государственного фонда занятости населения Российской

Федерации на трудовую реабилитацию инвалидов

млн. руб.

| |1996 |1997 |1998 |1999 |

|План |- |66100,0 |65,0 |143,9 |

|Факт |29805,3 |51882,6 |Н/д |Н/д |

Таблица 6. Финансирование политики социальной защиты инвалидов из

средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации в

1997г.

млрд. рублей

|Статьи расходов | |

|Израсходовано средств фонда занятости на финансирование | |

|мероприятий по содействию занятости инвалидов всего: |175,92 |

|в том числе: | |

|на поддержание доходов | |

|в том числе: | |

|на выплату пособий |55,78 |

|на выплату материальной помощи и иной | |

|помощи |0,77 |

|на проф. подготовку, переподготовку и профориентацию |4,16 |

|из них на выплату стипендий |1,75 |

|на финансовую поддержку | |

|в том числе: | |

|на сохранение рабочих мест |18,0 |

|на создание дополнительных рабочих мест |25,37 |

|на субсидии для организации собственного дела |0,37 |

|на социальную адаптацию |7,05 |

|на финансирование общественных работ |0,52 |

|на содержание и оснащение проф. реабилитационных структур| |

|для инвалидов |15,07 |

В настоящее время удельный вес работающих инвалидов в общей их

численности не превышает 11%. Особенно тяжелое положение складывается с

занятостью инвалидов I и II групп, среди которых удельный вес работающих -

менее 8 %.

5.4. Государственная политика в области профессиональной подготовки

инвалидов

Законодательство в отношении инвалидов не учитывает, что работодателю

нужен не инвалид, а работник. Полноценная трудовая реабилитация и состоит в

том, чтобы сделать из инвалида работника. Однако для этого необходимы

определенные условия. Эффективная последовательность - превратить инвалидов

в работников, а затем трудоустраивать, но не наоборот. Профессиональная

подготовка и профессиональное образование инвалидов являются важнейшими

аспектами их профессиональной реабилитации.

Изучение потребности инвалидов в различных видах реабилитации в г.

Москва, проведенное ЦИЭТИНом показало, что 62,6% инвалидов нуждаются в тех

или иных мерах профессиональной реабилитации. Потребность в

профессиональной реабилитации особенно высока у инвалидов молодого и

среднего возраста - соответственно 82,8% и 78,7% от численности инвалидов

указанных возрастных групп. В профессиональной ориентации нуждается каждый

пятый, а в профобучении, - почти каждый десятый инвалид, в трудовой

адаптации - 25,4% инвалидов. Выявлена высокая потребность инвалидов в

трудовом устройстве (59,5%). В данном исследовании были представлены

инвалиды, работающие как на специализированных предприятиях, так и в

системе общей занятости.

Однако, несмотря на то, что треть обращающихся инвалидов составляют

лица в возрасте до 45 лет, как показывает практика и результаты специальных

исследований, только 2,1% инвалидов получают рекомендации пройти

профподготовку или получить профобразование. Из-за недостатка финансовых

средств сокращаются возможности профессионального обучения инвалидов в

образовательных учреждениях профессионального образования системы

Министерства труда и социального развития РФ: в них обучается около 7 тыс.

инвалидов, в то время как МСЭК ежегодно рекомендует пройти обучение в

специальных учебных заведениях 11-12 тыс. инвалидам. Специальные учебные

заведения не обеспечивают подготовки инвалидов на уровне, гарантирующем их

конкурентоспособность, а некоторые из них готовят специалистов, которые

заведомо оказываются невостребованными.

В значительной мере это обусловлено следующими причинами:

специалисты МСЭК, которые сегодня осуществляют профессиональную ориентацию

инвалидов, не владеют информацией о показаниях и противопоказаниях к приему

в высшие и другие образовательные учреждения, ориентируясь на пожелания

самих инвалидов;

инвалиды не имеют доступа к информации о показаниях и противопоказаниях к

приему в образовательные учреждения: 98% из них мало что знают о выбранной

профессии и условиях ее труда;

68% инвалидов считают специальные образовательные учреждения системы

социальной защиты населения непрестижными и не дающими перспектив для

последующего трудоустройства;

образовательные учреждения не приспособлены для инвалидов, чьи

психосоматические возможности требуют особой инфраструктуры помещений,

специального оборудования учебных мест и специальной методики обучения.

Ввиду этого круг профессий, которым могут быть обучены инвалиды, сужается и

субъективно формируются противопоказания для приема в образовательные

учреждения;

неразвитость региональной сети профессиональных образовательных учреждений

(в России функционирует 30 таких учреждений). В результате обучение в них

связано для инвалида с переездом из места постоянного жительства, что не

всегда приемлемо.

5.5. Программы государственных служб занятости,

адресованные инвалидам

Объемы профессионального обучения безработных инвалидов при

посредничестве службы занятости снижаются. Так, в 1996г. органами службы

занятости направлено на обучение 2,4 тыс. инвалидов, что в 1,4 раза меньше,

чем в 1995г. При этом из общего числа инвалидов, прошедших профессиональное

обучение (2,6 тыс. чел.), трудоустроено 1,9 тыс. чел. или 71,3%. Услуги по

профессиональной ориентации в органах службы занятости предоставлены 30,7

тыс. инвалидов.

Профессиональное обучение безработных инвалидов на региональном уровне

в основном осуществляется в рамках программ “Профессиональная реабилитация

и содействие занятости инвалидов”. Их финансирование осуществляется из

средств государственного фонда занятости населения, местных бюджетов,

средств работодателей. Тем не менее, в реализации этих программ очевидна

узость профилей профессиональной подготовки инвалидов: в техникумах

инвалидов обучают по 16 специальностям, а в ПТУ - по 31 специальности.

Среди специальностей отсутствуют относительно престижные для молодежи

профессии, доступные для большей части инвалидов: наладчик станков и

манипуляторов с программным управлением, монтажник радиоэлектронной

аппаратуры, моделирование и конструирование изделий народного потребления и

др.

Служба занятости проводит профессиональное обучение инвалидов в учебно-

курсовых комбинатах, учреждениях начального и среднего профессионального

образования, в специализированных учебных заведениях. При обучении

инвалидов в неспециализированных учебных заведениях чаще всего используется

индивидуальный метод обучения. Что касается обучения инвалидов 1-й и 2-й

групп, то оно преимущественно проводится специализированными учебными и

учебно-производственными учреждениями: профтехучилище-интернат для

инвалидов, учебно-производственные предприятия Всероссийских обществ глухих

и слепых.

Профессиональную подготовку и профессиональное образование (включая

обучение, переобучение, переквалификацию) инвалидов предпочтительнее

осуществлять не в специальных, а в обычных образовательных учреждениях

начального, среднего и высшего профессионального образования, различных

курсах. Это позволит избежать формирования сегрегационных установок у

инвалидов и предоставит возможность более полноценной интеграции инвалидов

в общество.

Другой существенный изъян состоит в том, что большинство

реабилитационных мероприятий адресованы лишь инвалидам с незначительными

нарушениями здоровья. Интерес работодателя и служб социальной защиты

очевиден: видимость успеха создается быстро и эффективно.

Следующая проблема заключается в том, что многие инвалиды не имеют

опыта в поиске работы. Занятия по поиску работы должны быть включены в

программы по реабилитации инвалидов.

В службах занятости отсутствует какой-либо существенный опыт по

трудоустройству инвалидов. Нет четкого, основанного на нормативно-правовой

базе взаимодействия с МСЭК, в результате чего инвалиды обращаются в службу

занятости с рекомендациями, содержащими общие указания относительно условий

труда, которые являются, скорее, определением предположительной трудовой

возможности инвалидов.

5.6. Специализированные предприятия

Наиболее распространенным средством предоставления рабочих мест тем из

инвалидов, кто не способен участвовать в основном процессе занятости,

являются специализированные предприятия. В России в настоящее время

существует около 1,5 тысяч таких предприятий (цехов, участков) на 240 тысяч

рабочих мест. Однако в среднем только треть рабочих мест на них занято

инвалидами, что обеспечивает занятость всего лишь 12% общей численности

работающих инвалидов. Главное, что работая на специализированных

предприятиях, инвалиды существуют как бы в своей замкнутой социосистеме.

Специализированные предприятия обычно предназначены для определенных

категорий инвалидов со значительными потерями функций организма (слепые, с

нарушениями умственного развития и двигательного аппарата). Однако

трудоустройство инвалидов на специализированные предприятия нельзя

рассматривать как исключительную форму обеспечения занятости инвалидов и

как фундамент, на котором основывается вся политика по обеспечению

занятости инвалидов.

Перемещение из специализированной в обычную форму занятости должно

являться целью политики государства в отношении к инвалидам, в

действительности это происходит крайне редко, что объясняется следующими

причинами:

инвалиды часто опасаются перемещения на основной рынок труда из-за

возможной неудачи в общем процессе занятости, после чего перед ними вновь

встанет проблема получения специализированной работы;

инвалиды могут потерять определенные льготы, которые они получают, работая

на специализированном предприятии;

руководители специализированных предприятий неохотно расстаются с

работниками, чей профессионализм и производительность возросли настолько,

что они стали важны для предприятия и для его дохода и прибыли;

целью руководителей специализированных предприятий может являться

достижение определенного уровня занятости инвалидов с целью получения

определенных налоговых и других льгот, таким образом, они заинтересованы в

сохранении этих рабочих, какой бы ни была их производительность;

в условиях постоянно растущей безработицы организации не очень охотно

принимают на работу тех, кто был ранее занят на специализированных

предприятиях.

Процессы в переходной экономике довольно в целом негативно отразились

на специализированной занятости инвалидов, так как многие предприятия

находят, что с финансовой точки зрения невозможно держать рабочих-инвалидов

или платить оставшимся даже минимально допустимую заработную плату,

предоставлять различные льготы или продолжать осуществлять их

профессиональную реабилитацию. Особенно сложно это для предприятий, не

имеющих государственных дотаций. Кроме того, специализированные предприятия

испытывают большие трудности, так как им приходится конкурировать с

предприятиями, проводящими в настоящее время модернизацию своего

оборудования и маркетинговые исследования, которые они не могут себе

позволить. Специализированные цеха и предприятия испытывают недостаток в

инвестиционных средствах, что приводит их к значительному отставанию от

конкурентов из частного сектора. Каковы бы ни были их достижения и

недостатки в процессе обеспечения занятости инвалидов, специализированные

предприятия, стремящиеся к достижению конкурентоспособности, будут

сталкиваться с новыми трудностями, связанными с развитием рыночных

отношений.

Таким образом, специализированная занятость, предоставляющая

потенциальные возможности инвалидам, имеет преимущества и недостатки.

В большинстве случаев для работника-инвалида специализированное

рабочее место представляет единственную реальную возможность получить

оплачиваемую работу. В то же время для обычных предприятий, на которых

существуют специализированные виды работ и рабочие места для инвалидов, -

это возможность получить обученного и исполнительного работника. Для

государства существует возможность снизить расходы на социальные выплаты,

предоставляя людям возможность заниматься оплачиваемым производительным

трудом.

Основными недостатками специализированной занятости инвалидов

являются:

заработная плата на специализированных предприятиях, как правило, очень

низка из-за недостаточных или неправильных распределений субсидий или из-за

устаревших технологий, плохих рабочих условий, недостаточной помощи

работникам и т. д.;

довольно сложно внедрить простую и справедливую систему определения тех,

кто нуждается в специализированных видах работ;

намерения обеспечить инвалидов специализированными видами работ может

противоречить стремлению повышать производительность труда на

специализированных предприятиях;

специализированные виды работ, хотя и необходимы для отдельных групп людей,

могут привести к изолированию работников-инвалидов от других категорий

работников и создать отрицательное представление или стереотип для общества

в целом.

5.7. Оплата труда инвалидов

Современная статистика доходов и оплаты труда не дает возможности для

сколько-нибудь репрезентативного анализа уровня и динамики оплаты труда

занятых инвалидов. Такую возможность предоставляют лишь отдельные

социологические исследования или экономический анализ в отдельно взятом

экономическом секторе. Таким сектором (и весьма важным с точки зрения

нашего анализа) являются предприятия ВОИ, хотя бы по той причине, что на

них довольно высока концентрация работников-инвалидов.

В состав ВОИ входит около 2000 структурных единиц, в том числе около

1300 предприятий, 140 хозяйственных обществ и более 500 коммерческих

участков в 66 регионах России. В 1997г. на них было занято 55 тыс. чел., из

которых 23 (42%) тыс. чел. составляли инвалиды, из них 7% - инвалиды 1, 56%

– 2 и 37% - 3 группы. Исследования показывают[23], что в большинстве

регионов уровень заработной платы инвалидов более чем в два раза ниже

заработной платы неинвалидов, занятых на этих предприятиях. Сравнение

оплаты инвалидов со средней заработной платой по региону в целом, то есть

по всем предприятиям всех экономических секторов, также показывает

существенную дифференциацию – это соотношение колеблется по территориям от

18 до 57%. Как правило, на предприятиях ВОИ, (впрочем, по-видимому, как и

на других предприятиях) инвалиды заняты на вспомогательных работах.

Тем не менее, занятость инвалидов приносит им дополнительные доходы,

размеры которых сопоставимы с величиной получаемых пенсий. По сумме

совокупного дохода многие работающие инвалиды, таким образом, имеют

преимущества по сравнению, например, с неработающими пенсионерами, а также

со многими другими социально-демографическими группами, традиционно

входящими в зону бедности.

5.8. Самозанятость и организация инвалидами собственного дела.

Большим резервом в регулировании рынка труда инвалидов является их

самозанятость и организация инвалидами собственного дела. Однако работа с

инвалидами по обучению навыкам предпринимательства, профессиональной помощи

и психологической поддержке пока не приносит ощутимого эффекта.

В целях снижения социальной напряженности на рынке труда инвалидов,

создания инвалидам дополнительных возможностей трудоустройства органы

службы занятости внедряют систему выделения финансовых средств

работодателям для частичной компенсации их расходов по оплате труда

инвалидов. В 1996г. за счет реализации программ субсидирования заработной

платы инвалидов было трудоустроено 1 тыс. человек.

5.9. Квотирование рабочих мест

Новый закон о социальной защите инвалидов послужил отправной точкой

для развития идеи и реализации квотирования рабочих мест. В настоящее время

в соответствии с Планом мероприятий по реализации Комплексной программы мер

по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 гг., утвержденным

постановлением Правительства РФ 3 августа 1996г. № 928, продолжается работа

над проектом постановления Правительства РФ “О порядке установления квоты

для приема на работу инвалидов”. Данное постановление направлено на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.