реферат бесплатно, курсовые работы
 

Реабилитация инвалидов

содействовать повышению уровня их образования и получению ими высшего

образования.

5. Социальная политика в отношении инвалидов.

5.1. Динамика показателей реабилитации инвалидов

Одним из главных критериев эффективности социальной политики в

отношении инвалидов по идее должна быть ее ориентация на выход максимально

возможного числа лиц из состояния инвалидности. Полная реабилитация

означает снятие статуса инвалида. Два других показателя - частичной

реабилитации и утяжеления инвалидности (дереабилитация) - отражают процесс

перетекания инвалидов из группы в группу. Частичная реабилитация - переход

в более легкую группу (для третьей группы, естественно, отсутствует).

Утяжеление инвалидности или дереабилитация - переход в более тяжелую

(соответственно, для первой группы невозможен). Показатель изменчивости -

доля инвалидов, сменивших свою группу, в том числе вследствие полной

реабилитации. И, наконец, баланс - сальдо, отражающее либо преобладание

реабилитации над утяжелением инвалидности (в этом случае показатель имеет

положительное значение), либо наоборот (знак отрицателен).

"Входное" распределение инвалидов можно считать довольно благоприятным

с точки зрения потенциала полной реабилитации, так как более “тяжелая” 1-я

группа в 14-17 раз меньше самой “легкой” 3-ей группы. По "баллу легкости"

структуры инвалидов по группам тяжести, который определяется как взвешенная

средняя баллов (для первой группы - балл 1, для второй - 2, для третьей -

3), можно судить о соотношении долей 1-й и 3-ей групп в распределении

инвалидов. Если их доли равны, то показатель равен 2. Если преобладают

инвалиды 3-ей группы, то показатель превышает значение 2. Следовательно,

чем он больше, тем “легче” структура. С 1992г. по 1997г. балл практически

не изменился - с 2,33 до 2,34.

Таблица 1. Удельный показатель стоимости льгот, предоставляемых

отдельным категориям инвалидов и различным группам ветеранов, за 1997г.

| | |Расчетный |Соотношение |

| | |удельный |расчетного удельного|

| | |показатель |показателя стоимости|

| |Наименование категорий |стоимости всех |всех предоставляемых|

| |граждан |предоставляемых |льгот в расчете на |

| | |льгот в расчете |одного получателя в |

| | |на одного |месяц и средней |

| | |получателя в |пенсии, % |

| | |месяц, тыс. руб. | |

|1 |Инвалиды Великой |993,5 |303 |

| |Отечественной войны | | |

|2 |Участники Великой |311,6 |95 |

| |Отечественной войны | | |

|3 |Участники Великой |993,5 |303 |

| |Отечественной войны, | | |

| |ставшие инвалидами | | |

| |вследствие общего | | |

| |заболевания, трудового | | |

| |увечья и других причин | | |

|4 |Ветераны боевых действий |214,3 |65 |

| |на территории других | | |

| |государств | | |

|5 |Инвалиды боевых действий |993,5 |303 |

| |на территории других | | |

| |государств | | |

|6 |Военнослужащие, проходящие|186,9 |57 |

| |военную службу в годы | | |

| |войны в тылу | | |

|7 |Лица, работавшие на |227,8 |69 |

| |предприятиях, в | | |

| |учреждениях и организациях| | |

| |города Ленинграда в период| | |

| |блокады | | |

|8 |Лица, работавшие на |295,8 |90 |

| |предприятиях, в | | |

| |учреждениях и организациях| | |

| |города Ленинграда в период| | |

| |блокады, ставшие | | |

| |инвалидами вследствие | | |

| |общего заболевания, | | |

| |трудового увечья и других | | |

| |причин | | |

|9 |Лица, работавшие в годы |159,9 |49 |

| |Великой Отечественной | | |

| |войны на объектах | | |

| |противовоздушной обороны | | |

|10|Труженики тыла в годы |152,4 |46 |

| |Великой Отечественной | | |

| |войны | | |

|11|Члены семей погибших |209,5 |64 |

| |(умерших) инвалидов и | | |

| |участников Великой | | |

| |Отечественной войны, | | |

| |ветеранов боевых действий | | |

| |на территории других | | |

| |государств | | |

|12|Ветераны труда |186,5 |57 |

|13|Бывшие несовершеннолетние |993,5 |303 |

| |узники фашизма, признанные| | |

| |инвалидами | | |

|14|Бывшие несовершеннолетние |311,6 |95 |

| |узники фашизма | | |

|15|Реабилитированные граждане|398,2 |121 |

|16|Лица, пострадавшие от |160,3 |49 |

| |политических репрессий | | |

|17|Члены семей, совместно |49,9 |15 |

| |проживающие с | | |

| |реабилитированными лицами | | |

| |и лицами, пострадавшими от| | |

| |политических репрессий | | |

Таблица 2. Удельные показатели активной и пассивной политики

государства в отношении инвалидов в 1997г.

(тыс. руб.)

| |Удельный показатель |

| |стоимости в расчете на |

| |одного получателя |

|I. Активная политика | |

|Медицинская реабилитация, лечение и | |

|протезирование: | |

|оплата лекарств |31,6 |

|пользование поликлиниками |33,4 |

|Протезирование |43,1 |

|курортно-санаторное лечение |275,5 |

|оплата проезда на лечение |128,6 |

| всего: |236,7-512,2 |

|Трудовая реабилитация и содействие | |

|занятости | |

|профподготовка, переподготовка и |140,4 |

|профориентация | |

|проведение общественных работ |103,0 |

|сохранение рабочих мест |386,5 |

|создание дополнительных рабочих мест |646,2 |

|кредиты для организации собственного дела |83,4 |

|субсидирование занятости безработных |260,4 |

|инвалидов | |

|Социальная реабилитация | |

|оплата проезда на транспорте дальнего |81,8 |

|сообщения | |

|оплата проезда на пригородном транспорте |54,0 |

|оплата проезда на городском транспорте |40,6 |

|обеспечение автомобилями |297,5 |

|обеспечение мотоколясками |166,7 |

|обеспечение кресло-колясками |125,0 |

|установка телефона |113,0 |

|оплата пользования телефоном и радиоточкой |3,0 |

| всего: |303,9-589,4 |

|Федеральные целевые программы | |

|“Социальная защита инвалидов” |0,54 |

|“Дети инвалиды” |12,7 |

|II. Пассивная политика | |

|Пенсионное обеспечение | |

|средний размер назначенных инвалидам пенсий| |

|с компенсационными выплатами: |343,48 |

|Получающим пенсии по старости |433,07 |

|получающим пенсии по инвалидности |333,27 |

|Получающим социальную пенсию |251,32 |

|из числа военнослужащих |356,28 |

|Надбавки инвалидам ВОВ и приравненным к ним|166,8 |

|категориям | |

|Надбавка на уход за инвалидом I группы |83,4 |

|Надбавка на уход за ребенком-инвалидом до |83,4 |

|16 лет | |

| всего: |251,32-599,87 |

|Защита от безработицы ( поддержка доходов) | |

|Средний размер пособий по безработице |99,7 |

|Стационарные учреждения | |

|средняя суточная стоимость содержания | |

|одного проживающего инвалида в учреждении |26,0 |

|общего типа | |

|средняя суточная стоимость содержания | |

|одного проживающего инвалида в |29,0 |

|психоневрологических интернатах | |

|средняя суточная стоимость содержания | |

|одного проживающего инвалида в детских |38,0 |

|интернатах | |

Динамический анализ структуры инвалидов показал, что уровень полной

реабилитации стабильно очень низкий, а в 1-ой и 2-ой группах почти нулевой

(0.2-0.6%). Из числа реабилитированных 82-87% - это бывшие инвалиды 3-ей

группы, где уровень ОКПР единственно значимый и составляет 5-6%.

Ежегодно совокупность инвалидов уменьшается всего на 2.2-2.3%

благодаря полной реабилитации. Можно прийти к выводу: кто бы и по каким

мотивам не оформлял инвалидность, инвалидность в России - явление

терминальное, а не временное. Лишь инвалиды 3-ей группы имеют сколько-то

значимый шанс полной реабилитации.

При низком уровне полной реабилитации в 1-2 группах тяжести можно было

бы надеяться, что в переходах из группы в группу будет преобладать поток в

сторону самой легкой – 3-ей группы, из которой есть шанс быть

реабилитированным у каждого двадцатого инвалида. Но в соотношении

реабилитации и дереабилитации последняя преобладает, так что результатом

ежегодных переосвидетельствований является утяжеление инвалидности у

оставшихся 97,8% в сторону резкого увеличения группы 1 (в 3-4 раза) и

уменьшения доли 3-ей. Однако на протяжении всех 6 лет с 1992г.

просматривалась тенденция к улучшению баланса, в первую очередь, благодаря

снижению уровня дереабилитации. Впрочем, что касается динамики, то 1995г.

по целому ряду показателей отличался от остальных.

Сравнение работающих и неработающих инвалидов выявило, что

реабилитация первых существенно выше, чем среди последних. И это

неудивительно, так среди работающих подавляющее большинство инвалидов

третьей группы (83-86%). Именно применительно к категории неработающих до

самого последнего времени относится вывод о полном отсутствии

реабилитируемости (всего 0,4% в 1992г.). Но за шесть лет ситуация

изменилась. У неработающих все показатели реабилитируемости повышались, а у

работающих показатели полной реабилитируемости даже снизились, частичной -

выросли совсем немного. Более того, внутригрупповой общий баланс между

реабилитацией и дереабилитацией у неработающих в 1997г. оказался лучше, чем

у неработающих. Стандартизация общих показателей полной и частичной

реабилитации подтвердила, что рост показателей у неработающих действительно

имеет место, более того, рост чистого показателя интенсивности даже выше.

Точно так же, что действительно снизился показатель полной реабилитации у

работающих и что по структурному компоненту он даже завышен по отношению к

аналогичному показателю у неработающих.

Таким образом, все благоприятные тенденции оказались не связаны с

явными структурными факторами, наоборот, последние, как правило,

препятствовали более яркому проявлению этих тенденций.

Однако улучшение реаблитируемости неработающих при стагнации и даже

ухудшении показателей у работающих инвалидов труднообъяснимо. Простая

ссылка на то, что у неработающих все показатели были невообразимо низки, а

у работающих - столь же высоки, мало конкретна. Поэтому мы все же

предполагаем, что рост реабилитации неработающих инвалидов может быть

связан не с улучшением работы ВТЭК/БМСЭ, избирательно направленным на эту

категорию инвалидов, а со скрытыми структурными изменениями, на роль

которых наилучшим образом подходит снижение доли бессрочников пенсионных

возрастов среди переосвидетельствованных инвалидов. Особенности 1995г.,

которые бросались в глаза и при анализе других контингентов инвалидов, дают

косвенное основание для того, чтобы считать такую гипотезу правдоподобной.

Возможно, что высокий уровень реабилитации в последующие два года есть

следствие 1995г., ибо довольно трудно представить, что ввод нового

положения о критериях инвалидности, в которых впервые инвалидность

рассматривается в социальном контексте, выразился в повышении

реабилитируемости неработающих инвалидов.

5.2. Профессиональная и трудовая реабилитация (инвалиды на рынке труда)

Одним из основных направлений поддержки инвалидов является

профессиональная реабилитация, которая является важнейшей составной частью

государственной политики в области социальной защиты инвалидов.

Профессиональная реабилитация инвалидов включает следующие мероприятия,

услуги и технические средства:

профориентация (профинформирование; профконсультирование; профотбор;

профподбор);

психологическая поддержка профессионального самоопределения;

обучение (переобучение) по программам основного общего образования,

среднего (полного) общего образования, начального, среднего и высшего

профессионального образования;

повышение квалификации;

содействие трудоустройству (содействие в трудоустройстве на временные

работы, на постоянное место работы, самозанятости и предпринимательству);

квотирование и создание специальных рабочих мест для трудоустройства

инвалидов;

профессионально-производственная адаптация.

Профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим

трудоустройством экономически выгодна для государства. Так как, средства,

вложенные в реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде

налоговых поступлений, являющихся следствием трудоустройства инвалидов. В

случае ограничения доступа инвалидов к занятиям профессиональной

деятельностью, расходы на реабилитацию инвалидов лягут на плечи общества в

еще большем размере.

5.3. Динамика занятости инвалидов

Сужение экономических возможностей занятости инвалидов на фоне

постепенного развития самосознания инвалидов, а также на фоне принятия

документов, расширяющих права и возможности инвалидов на рынке труда,

обострили проблемы профессиональной реабилитации и обеспечения занятости

инвалидов. В России продолжает сокращаться численность работающих инвалидов

- за последние три года она уменьшилась на 10%. Менее трети инвалидов

трудоспособного возраста имеют работу. На протяжении многих лет доля

трудоустроенных инвалидов составляла примерно 2% от среднесписочной

численности работающих. Наиболее благополучными в отношении трудоустройства

инвалидов были 1988-89гг., когда работало около 25-28% от общего числа всех

инвалидов. Теперь эта цифра колеблется в пределах 10-11%, учитывая, что

трудоустройство бывает формальным.

Наиболее драматичные события развивались в 1996-98гг. в связи с

введением нового порядка признания инвалидов, обратившихся в службу

занятости, безработными. Этот порядок регламентируется Законом Российской

Федерации “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” и

изменениями и дополнениями к Закону “О занятости населения в Российской

Федерации”.

Таблица 3. Численность инвалидов в общей численности граждан, ищущих

работу и безработных, зарегистрированных в органах государственной службы

занятости населения

| |1993 |1994 |1995 |1996 |1997|

|Численность пенсионеров по | | | | | |

|инвалидности, обратившихся в органы |26,6 |52,9 |71,3 |70,5 |62,1|

|службы занятости, тыс. чел. | | | | | |

|Доля пенсионеров по инвалидности в | | | | | |

|общей численности граждан, ищущих |1,16 |1,43 |1,39 |1,34 |2,80|

|работу и зарегистрированных в службе | | | | | |

|занятости, % | | | | | |

|Численность безработных, | | | | | |

|зарегистрированных в органах службы |835,5 |1636,8|2327,0|2506,0|1998|

|занятости, тыс. чел. | | | | |,7 |

| в том числе инвалиды, тыс. чел. |Н.д. |31,7 |48,8 |48,0 |48,0|

|Доля инвалидов в общей численности | | | | | |

|безработных, зарегистрированных в |---- |1,9 |2,1 |1,9 |2,4 |

|органах службы занятости, % | | | | | |

Из общей численности инвалидов, зарегистрированных в службе занятости,

в 1996г. было трудоустроено 21,6 тыс. пенсионеров по инвалидности и 2,8

тыс. инвалидов оформлены на досрочную пенсию. Общий процент трудоустроенных

инвалидов (около 30%) от числа обратившихся инвалидов свидетельствует о

том, что инвалиды еще являются достаточно конкурентоспособными на рынке

труда. Однако происходящие процессы массовых высвобождений с предприятий,

банкротства предприятий резко изменяют ситуацию с занятостью инвалидов к

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.