| |||||
МЕНЮ
| Реабилитация инвалидовсодействовать повышению уровня их образования и получению ими высшего образования. 5. Социальная политика в отношении инвалидов. 5.1. Динамика показателей реабилитации инвалидов Одним из главных критериев эффективности социальной политики в отношении инвалидов по идее должна быть ее ориентация на выход максимально возможного числа лиц из состояния инвалидности. Полная реабилитация означает снятие статуса инвалида. Два других показателя - частичной реабилитации и утяжеления инвалидности (дереабилитация) - отражают процесс перетекания инвалидов из группы в группу. Частичная реабилитация - переход в более легкую группу (для третьей группы, естественно, отсутствует). Утяжеление инвалидности или дереабилитация - переход в более тяжелую (соответственно, для первой группы невозможен). Показатель изменчивости - доля инвалидов, сменивших свою группу, в том числе вследствие полной реабилитации. И, наконец, баланс - сальдо, отражающее либо преобладание реабилитации над утяжелением инвалидности (в этом случае показатель имеет положительное значение), либо наоборот (знак отрицателен). "Входное" распределение инвалидов можно считать довольно благоприятным с точки зрения потенциала полной реабилитации, так как более “тяжелая” 1-я группа в 14-17 раз меньше самой “легкой” 3-ей группы. По "баллу легкости" структуры инвалидов по группам тяжести, который определяется как взвешенная средняя баллов (для первой группы - балл 1, для второй - 2, для третьей - 3), можно судить о соотношении долей 1-й и 3-ей групп в распределении инвалидов. Если их доли равны, то показатель равен 2. Если преобладают инвалиды 3-ей группы, то показатель превышает значение 2. Следовательно, чем он больше, тем “легче” структура. С 1992г. по 1997г. балл практически не изменился - с 2,33 до 2,34. Таблица 1. Удельный показатель стоимости льгот, предоставляемых отдельным категориям инвалидов и различным группам ветеранов, за 1997г. | | |Расчетный |Соотношение | | | |удельный |расчетного удельного| | | |показатель |показателя стоимости| | |Наименование категорий |стоимости всех |всех предоставляемых| | |граждан |предоставляемых |льгот в расчете на | | | |льгот в расчете |одного получателя в | | | |на одного |месяц и средней | | | |получателя в |пенсии, % | | | |месяц, тыс. руб. | | |1 |Инвалиды Великой |993,5 |303 | | |Отечественной войны | | | |2 |Участники Великой |311,6 |95 | | |Отечественной войны | | | |3 |Участники Великой |993,5 |303 | | |Отечественной войны, | | | | |ставшие инвалидами | | | | |вследствие общего | | | | |заболевания, трудового | | | | |увечья и других причин | | | |4 |Ветераны боевых действий |214,3 |65 | | |на территории других | | | | |государств | | | |5 |Инвалиды боевых действий |993,5 |303 | | |на территории других | | | | |государств | | | |6 |Военнослужащие, проходящие|186,9 |57 | | |военную службу в годы | | | | |войны в тылу | | | |7 |Лица, работавшие на |227,8 |69 | | |предприятиях, в | | | | |учреждениях и организациях| | | | |города Ленинграда в период| | | | |блокады | | | |8 |Лица, работавшие на |295,8 |90 | | |предприятиях, в | | | | |учреждениях и организациях| | | | |города Ленинграда в период| | | | |блокады, ставшие | | | | |инвалидами вследствие | | | | |общего заболевания, | | | | |трудового увечья и других | | | | |причин | | | |9 |Лица, работавшие в годы |159,9 |49 | | |Великой Отечественной | | | | |войны на объектах | | | | |противовоздушной обороны | | | |10|Труженики тыла в годы |152,4 |46 | | |Великой Отечественной | | | | |войны | | | |11|Члены семей погибших |209,5 |64 | | |(умерших) инвалидов и | | | | |участников Великой | | | | |Отечественной войны, | | | | |ветеранов боевых действий | | | | |на территории других | | | | |государств | | | |12|Ветераны труда |186,5 |57 | |13|Бывшие несовершеннолетние |993,5 |303 | | |узники фашизма, признанные| | | | |инвалидами | | | |14|Бывшие несовершеннолетние |311,6 |95 | | |узники фашизма | | | |15|Реабилитированные граждане|398,2 |121 | |16|Лица, пострадавшие от |160,3 |49 | | |политических репрессий | | | |17|Члены семей, совместно |49,9 |15 | | |проживающие с | | | | |реабилитированными лицами | | | | |и лицами, пострадавшими от| | | | |политических репрессий | | | Таблица 2. Удельные показатели активной и пассивной политики государства в отношении инвалидов в 1997г. (тыс. руб.) | |Удельный показатель | | |стоимости в расчете на | | |одного получателя | |I. Активная политика | | |Медицинская реабилитация, лечение и | | |протезирование: | | |оплата лекарств |31,6 | |пользование поликлиниками |33,4 | |Протезирование |43,1 | |курортно-санаторное лечение |275,5 | |оплата проезда на лечение |128,6 | | всего: |236,7-512,2 | |Трудовая реабилитация и содействие | | |занятости | | |профподготовка, переподготовка и |140,4 | |профориентация | | |проведение общественных работ |103,0 | |сохранение рабочих мест |386,5 | |создание дополнительных рабочих мест |646,2 | |кредиты для организации собственного дела |83,4 | |субсидирование занятости безработных |260,4 | |инвалидов | | |Социальная реабилитация | | |оплата проезда на транспорте дальнего |81,8 | |сообщения | | |оплата проезда на пригородном транспорте |54,0 | |оплата проезда на городском транспорте |40,6 | |обеспечение автомобилями |297,5 | |обеспечение мотоколясками |166,7 | |обеспечение кресло-колясками |125,0 | |установка телефона |113,0 | |оплата пользования телефоном и радиоточкой |3,0 | | всего: |303,9-589,4 | |Федеральные целевые программы | | |“Социальная защита инвалидов” |0,54 | |“Дети инвалиды” |12,7 | |II. Пассивная политика | | |Пенсионное обеспечение | | |средний размер назначенных инвалидам пенсий| | |с компенсационными выплатами: |343,48 | |Получающим пенсии по старости |433,07 | |получающим пенсии по инвалидности |333,27 | |Получающим социальную пенсию |251,32 | |из числа военнослужащих |356,28 | |Надбавки инвалидам ВОВ и приравненным к ним|166,8 | |категориям | | |Надбавка на уход за инвалидом I группы |83,4 | |Надбавка на уход за ребенком-инвалидом до |83,4 | |16 лет | | | всего: |251,32-599,87 | |Защита от безработицы ( поддержка доходов) | | |Средний размер пособий по безработице |99,7 | |Стационарные учреждения | | |средняя суточная стоимость содержания | | |одного проживающего инвалида в учреждении |26,0 | |общего типа | | |средняя суточная стоимость содержания | | |одного проживающего инвалида в |29,0 | |психоневрологических интернатах | | |средняя суточная стоимость содержания | | |одного проживающего инвалида в детских |38,0 | |интернатах | | Динамический анализ структуры инвалидов показал, что уровень полной реабилитации стабильно очень низкий, а в 1-ой и 2-ой группах почти нулевой (0.2-0.6%). Из числа реабилитированных 82-87% - это бывшие инвалиды 3-ей группы, где уровень ОКПР единственно значимый и составляет 5-6%. Ежегодно совокупность инвалидов уменьшается всего на 2.2-2.3% благодаря полной реабилитации. Можно прийти к выводу: кто бы и по каким мотивам не оформлял инвалидность, инвалидность в России - явление терминальное, а не временное. Лишь инвалиды 3-ей группы имеют сколько-то значимый шанс полной реабилитации. При низком уровне полной реабилитации в 1-2 группах тяжести можно было бы надеяться, что в переходах из группы в группу будет преобладать поток в сторону самой легкой – 3-ей группы, из которой есть шанс быть реабилитированным у каждого двадцатого инвалида. Но в соотношении реабилитации и дереабилитации последняя преобладает, так что результатом ежегодных переосвидетельствований является утяжеление инвалидности у оставшихся 97,8% в сторону резкого увеличения группы 1 (в 3-4 раза) и уменьшения доли 3-ей. Однако на протяжении всех 6 лет с 1992г. просматривалась тенденция к улучшению баланса, в первую очередь, благодаря снижению уровня дереабилитации. Впрочем, что касается динамики, то 1995г. по целому ряду показателей отличался от остальных. Сравнение работающих и неработающих инвалидов выявило, что реабилитация первых существенно выше, чем среди последних. И это неудивительно, так среди работающих подавляющее большинство инвалидов третьей группы (83-86%). Именно применительно к категории неработающих до самого последнего времени относится вывод о полном отсутствии реабилитируемости (всего 0,4% в 1992г.). Но за шесть лет ситуация изменилась. У неработающих все показатели реабилитируемости повышались, а у работающих показатели полной реабилитируемости даже снизились, частичной - выросли совсем немного. Более того, внутригрупповой общий баланс между реабилитацией и дереабилитацией у неработающих в 1997г. оказался лучше, чем у неработающих. Стандартизация общих показателей полной и частичной реабилитации подтвердила, что рост показателей у неработающих действительно имеет место, более того, рост чистого показателя интенсивности даже выше. Точно так же, что действительно снизился показатель полной реабилитации у работающих и что по структурному компоненту он даже завышен по отношению к аналогичному показателю у неработающих. Таким образом, все благоприятные тенденции оказались не связаны с явными структурными факторами, наоборот, последние, как правило, препятствовали более яркому проявлению этих тенденций. Однако улучшение реаблитируемости неработающих при стагнации и даже ухудшении показателей у работающих инвалидов труднообъяснимо. Простая ссылка на то, что у неработающих все показатели были невообразимо низки, а у работающих - столь же высоки, мало конкретна. Поэтому мы все же предполагаем, что рост реабилитации неработающих инвалидов может быть связан не с улучшением работы ВТЭК/БМСЭ, избирательно направленным на эту категорию инвалидов, а со скрытыми структурными изменениями, на роль которых наилучшим образом подходит снижение доли бессрочников пенсионных возрастов среди переосвидетельствованных инвалидов. Особенности 1995г., которые бросались в глаза и при анализе других контингентов инвалидов, дают косвенное основание для того, чтобы считать такую гипотезу правдоподобной. Возможно, что высокий уровень реабилитации в последующие два года есть следствие 1995г., ибо довольно трудно представить, что ввод нового положения о критериях инвалидности, в которых впервые инвалидность рассматривается в социальном контексте, выразился в повышении реабилитируемости неработающих инвалидов. 5.2. Профессиональная и трудовая реабилитация (инвалиды на рынке труда) Одним из основных направлений поддержки инвалидов является профессиональная реабилитация, которая является важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов. Профессиональная реабилитация инвалидов включает следующие мероприятия, услуги и технические средства: профориентация (профинформирование; профконсультирование; профотбор; профподбор); психологическая поддержка профессионального самоопределения; обучение (переобучение) по программам основного общего образования, среднего (полного) общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования; повышение квалификации; содействие трудоустройству (содействие в трудоустройстве на временные работы, на постоянное место работы, самозанятости и предпринимательству); квотирование и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов; профессионально-производственная адаптация. Профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна для государства. Так как, средства, вложенные в реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде налоговых поступлений, являющихся следствием трудоустройства инвалидов. В случае ограничения доступа инвалидов к занятиям профессиональной деятельностью, расходы на реабилитацию инвалидов лягут на плечи общества в еще большем размере. 5.3. Динамика занятости инвалидов Сужение экономических возможностей занятости инвалидов на фоне постепенного развития самосознания инвалидов, а также на фоне принятия документов, расширяющих права и возможности инвалидов на рынке труда, обострили проблемы профессиональной реабилитации и обеспечения занятости инвалидов. В России продолжает сокращаться численность работающих инвалидов - за последние три года она уменьшилась на 10%. Менее трети инвалидов трудоспособного возраста имеют работу. На протяжении многих лет доля трудоустроенных инвалидов составляла примерно 2% от среднесписочной численности работающих. Наиболее благополучными в отношении трудоустройства инвалидов были 1988-89гг., когда работало около 25-28% от общего числа всех инвалидов. Теперь эта цифра колеблется в пределах 10-11%, учитывая, что трудоустройство бывает формальным. Наиболее драматичные события развивались в 1996-98гг. в связи с введением нового порядка признания инвалидов, обратившихся в службу занятости, безработными. Этот порядок регламентируется Законом Российской Федерации “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” и изменениями и дополнениями к Закону “О занятости населения в Российской Федерации”. Таблица 3. Численность инвалидов в общей численности граждан, ищущих работу и безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения | |1993 |1994 |1995 |1996 |1997| |Численность пенсионеров по | | | | | | |инвалидности, обратившихся в органы |26,6 |52,9 |71,3 |70,5 |62,1| |службы занятости, тыс. чел. | | | | | | |Доля пенсионеров по инвалидности в | | | | | | |общей численности граждан, ищущих |1,16 |1,43 |1,39 |1,34 |2,80| |работу и зарегистрированных в службе | | | | | | |занятости, % | | | | | | |Численность безработных, | | | | | | |зарегистрированных в органах службы |835,5 |1636,8|2327,0|2506,0|1998| |занятости, тыс. чел. | | | | |,7 | | в том числе инвалиды, тыс. чел. |Н.д. |31,7 |48,8 |48,0 |48,0| |Доля инвалидов в общей численности | | | | | | |безработных, зарегистрированных в |---- |1,9 |2,1 |1,9 |2,4 | |органах службы занятости, % | | | | | | Из общей численности инвалидов, зарегистрированных в службе занятости, в 1996г. было трудоустроено 21,6 тыс. пенсионеров по инвалидности и 2,8 тыс. инвалидов оформлены на досрочную пенсию. Общий процент трудоустроенных инвалидов (около 30%) от числа обратившихся инвалидов свидетельствует о том, что инвалиды еще являются достаточно конкурентоспособными на рынке труда. Однако происходящие процессы массовых высвобождений с предприятий, банкротства предприятий резко изменяют ситуацию с занятостью инвалидов к |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|