реферат бесплатно, курсовые работы
 

Психологическая характеристика причин семейных конфликтов

3. Симбиоз – Анжела, Николай – 6 б. – см III (3).

4. Контроль – Анжела – 6 б. см III (4).

Николай – 4 б. см II (4).

5. Отношения к неудачам ребёнка – Анжела, Николай – 2 б. – см I (5).

VIII. Дешевы Наталья и Александр.

1. Принятие-отвержение ребёнка.

Валентина – 18 б. – см III (1).

Александр – 10 б. – см I (1).

2. Кооперация – Наталья – 7 б. – см II (2).

Александр – 6 б. см II (2).

3. Симбиоз – Наталья – 4 б. – см II (3).

Александр – 7 б. см II (3).

4. Контроль – Наталья, Александр– 4 б. – см II (4).

5. Отношения к неудачам ребёнка – Наталья – 1 б. – см I (5).

Александр – 4 б. – считает ребёнка маленьким неудачником и относится к

нему как к несмышлёному существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства

ребёнка кажутся взрослому человеку не серьёзными, и он игнорирует их. Вряд

ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребёнка.

2.2.6. Обсуждение уровня конфликтности на проективных методиках «Дом –

дерево – человек» и «Моя семья».

«ДДЧ»

1. Заикина Света.

На первом месте нарисован дом – безопасность, успех.

Дом вдали – чувство отвергнутости.

Двери боковые – отчуждение, уединение, неприятие реальности.

Отсутствие трубы – субъект чувствует нехватку психологической теплоты

дома.

Рисунок изображён вдали + крыша в конце прямая сигнализирует о

начинающихся сложностях, страх перед будущим.

Плечи покатые – уныние, отчаяние, чувство вины,

Отсутствие ушей – неприятие критики

Волосы заштрихованы – тревога связана с мышлением или воображением.

Пальцев меньше пяти – зависимость, бессилие.

Пальцы одномерные обведены петлёй – сознательные усилия против

агрессивного чувства.

Линии неодинаковой ярости – напряжение.

Изменчивый нажим – эмоциональная нестабильность, мобильные настроения.

Изменчивые штрихи – незащищённость, недостаток упорства.

Ветви в разные стороны – поиск самоутверждения, контактов,

самораспыления, суетливость, чувствительность к окружающему.

Толстые ветви – хорошее различение действительности.

Ствол расширен книзу – поиск надёжного положения в своём кругу.

Ствол ограничен снизу – ощущение несчастья, поиск поддержки.

Несколько совместных линий, касающихся края листа – спонтанный

контакт, внезапное удаление, капризность, импульсивность.

Анализ методики «Моя семья».

Члены семьи расположены в разных местах, не сплочены, что

свидетельствует о низком уровне эмоционального контакта в семье. Девочка

располагает себя ближе к матери, а брата и отца дальше, последние

заштрихованы чёрным цветом, что свидетельствует о серьёзных вопросах. У

девочки идёт идентификация с мамой, а брата идентифицирует с отцом. Во

время рисования делала паузы – что свидетельствует о конфликтах.

2. Заикин Дима.

«ДДЧ».

Первым нарисован дом – безопасность, успех.

Дом вдали – чувство отвергнутости.

Отсутствие дверей – испытывает трудности при стремлении раскрыться

перед другими (особенно в домашнем кругу).

Исполнение одним цветом – боится эмоционального возбуждения.

Горизонтальная линия крыши и стены – сигнализирует о начинающихся

сложностях интегрирования, страх перед будущим.

Плечи угловатые – признак чрезмерной осторожности, защиты.

Плечи широкие – сильные телесные импульсы.

Отсутствуют уши – стремление избегать не принимать никакой критики.

Глаза как пустые глазницы – значимое стремление избегать визуальных

стимулов.

Лицо неясное, тусклое – боязливость, застенчивость.

Руки напряжены и близко к телу – напряжение.

Руки вытянутые по бокам – трудности в социальных контактах.

Фигура человека на ветру – потребность в любви, привязанности,

заботливой теплоте.

Неодинаковый нажим – импульсивность, нестабильность, тревога.

Недостаточная детализация – тенденция к замкнутости.

Ветви в верх – энтузиазм, порыв, стремление к власти.

Ствол оторван от земли – недостаток контактов с внешним миром, жизнь

повседневная и духовная мало связаны.

Анализ методики «Моя семья».

Члены семьи нарисованы отдельно друг от друга, грустные, отец с

открытым ртом, кричит – свидетельствует о низком уровне эмоциональных

контактов. Мальчик нарисовал себя меньше других – что свидетельствует о

низкой самооценке, о чувстве покинутости. Все выполнены в одной манере,

только мама выглядит больше всех, что может говорить о главенстве ею семьи.

Все члены семьи нарисованы без рук, что свидетельствует о подавлении

активности ребёнка, ограниченности. Все члены семьи подписаны, кроме

сестры, в какой-то степени это может быть непризнание её.

3. Антонов Женя.

«ДДЧ».

Первым нарисовано дерево – основная жизненная энергия.

Дом вдали – чувство отвергнутости.

Ступеньки, ведущие в глухую стену 0 отражение конфликтной ситуации,

наносящей вред правильной оценки реальности.

Отсутствие дверей – испытывает трудности при стремлении раскрыться.

Отсутствие трубы – субъект чувствует нехватку психологической теплоты

дома.

Размещение рисунка точно в центре – незащищённость и ригидность.

Подбородок слишком подчёркнут – потребность доминировать.

Отсутствуют уши – стремление избегать не принимать никакой критики.

Рот клоуна – вынужденная приветливость, неадекватные чувства.

Волосы сильно заштрихованы – тревога связана с мышлением или

воображением.

Руки вытянутые по бокам – трудности в социальных контактах, страх

перед агрессивными импульсами.

Пальцы обрублены – вытесненная агрессия, замкнутость.

Фигура человека на ветру – потребность в любви, привязанности,

заботливой теплоте.

Штриховка – сфера конфликта.

Ветви в разные стороны – поиск самоутверждения, контактов,

самораспыления, суетливость, чувствительность к окружающему.

Ствол расширен книзу – поиск надёжного положения в своём кругу.

Анализ методики «Моя семья».

Члены семьи нарисованы как бы с вытянутыми друг к другу руками,

улыбаются, что говорит о благоприятных отношениях. Мальчик себя

идентифицирует с братом. Рисунок выполнен не очень аккуратно все члены

семьи без ушей – не прислушиваются друг к другу.

4. Антонов Витя.

«ДДЧ».

Первым нарисован дом – на первом месте безопасность, успех.

Ступеньки, ведущие в глухую стену – отражение конфликтной ситуации.

Стена с акцентированным контуром основы – субъект пытается вытеснить

конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу.

Отсутствие дверей – испытывает трудности при стремлении раскрыться

перед другими (особенно в домашнем кругу).

Отсутствие трубы – субъект чувствует нехватку психологической теплоты

дома.

Рисует одним цветом – боится эмоционального возбуждения.

Отсутствие ушей – стремление не принимать никакой критики, заглушить

её.

Зубы чётко нарисованы – агрессивность.

Ноги короткие – чувство физической или психологической неловкости.

Фигура человека на ветру – потребность в любви, привязанности,

заботливой теплоте.

Изменчивый нажим – эмоциональная нестабильность, мобильные настроения.

Круглая крона – экзальтированность, эмоциональность.

Штриховка – напряжение, тревожность.

Ствол расширен книзу – поиск надёжного положения в своём кругу.

Анализ методики «Моя семья».

Члены семьи нарисованы как бы все агрессивно настроены (руки,

выражение лица, рот). Сам мальчик своё лицо нарисовал более приветливое и с

улыбкой. Он идентифицирует себя с братом. Судя по рисунку можно сказать,

что в семье нет тесных эмоциональных контактов.

5. Скоблик Ира.

«ДДЧ».

Первым нарисован дом – на первом месте безопасность, успех.

Дом вблизи – открытость, доступность и чувство теплоты и

гостеприимства.

Стена, отсутствие её основы – слабый контакт с реальностью.

Дым очень густой – значительное внутреннее напряжение.

Подведённые глаза – грубость, чёрствость.

Длинные ресницы – кокетливость, склонность демонстрировать себя.

Волосы сильно заштрихованы – тревога связана с мышлением или

воображением.

Руки шире у ладони – недостаточный контроль действий и импульсивность.

Руки вытянутые по бокам – трудности в социальных контактах.

Ноги отсутствуют – робость, замкнутость.

Вертикальные штрихи – упрямство, настойчивость, решительность.

Круглая крона – экзальтированность, эмоциональность.

Закрытая листва – охрана своего внутреннего мира детским способом.

Ствол зачернён – внутренняя тревога, подозрительность.

Ствол расширен книзу – поиск надёжного положения в своём кругу.

6. Скоблик Оля.

«ДДЧ».

Первым нарисован дом – на первом месте безопасность, успех.

Двери боковые – отчуждение, уединение, неприятие реальности.

Двери открытые – это сильная потребность к теплу извне.

Дым очень густой – значительное внутреннее напряжение.

Плечи мелкие – ощущение малоценности, ничтожности.

Волосы сильно заштрихованы – тревога связана с мышлением или

воображением.

Большие пальцы – грубость, чёрствость, агрессия.

Сильный нажим – энергичность, настойчивость.

Короткие штрихи – импульсивное поведение.

Круглая крона – экзальтированность, эмоциональность.

Ветви опущены – потеря мужества, отказ от усилий.

Закрытая листва - охрана своего внутреннего мира детским способом.

Штриховка листвы – напряжение, тревожность.

Ствол оторван от земли – недостаток контактов с внешним миром, жизнь

повседневная и духовная мало связаны.

Ствол расширен книзу – поиск надёжного положения в своём кругу.

7. Ященко Кирилл.

Первым нарисовано дерево – основная жизненная энергия.

Отсутствие дверей – испытывает трудности при стремлении раскрыться

перед другими.

Окна без стёкол –враждебность, отчуждённость.

Отсутствие трубы –чувствует нехватку психологической теплоты дома.

Плечи слишком угловатые – признак чрезмерной осторожности, защиты.

Руки вытянуты по бокам – трудности в социальных контактах.

Руки неясно очерчены – нехватка самоуверенности в деятельности и

социальных отношениях.

Человек без определённых частей тела – непризнание человека в целом.

Фигура человека на ветру – потребность в любви, привязанности,

заботливой теплоте.

Сильный нажим – энергичность, настойчивость.

Короткие штрихи – импульсивное поведение.

Ствол оторван от земли – недостаток контактов с внешним миром, жизнь

повседневная и духовная мало связаны.

Ствол снижается книзу – ощущение безопасности в кругу, который не даёт

желаемой опоры.

8. Реутов Никита – отказ от рисования.

9. Садошенко Дмитрий.

«ДДЧ».

Первым нарисован дом – на первом месте безопасность, успех.

Стена, отсутствие её основы – слабый контакт с реальностью.

Стена одномерная перспектива – имеются тенденции к отчуждению,

оппозиции.

Штриховка, выходящая за пределы рисунка – тенденция к импульсивному

ответу на дополнительную стимуляцию.

Нечёткая голова – застенчивость, робость.

Отсутствие шеи – нет связи между сферой контроля и сферой влечения.

Плечи слишком угловаты – признак чрезмерной осторожности, защиты.

Лицо без ничего – нет сенсорного контакта с действительностью.

Человек без определённых частей тела – указывает на отвержение,

непризнание человека в целом.

Много гнутых линий, много острых углов – агрессивность, плохая

адаптация.

Недостаточная детализация – тенденция к замкнутости.

Штрихи угловатые, скованные – напряжённость, замкнутость.

Ствол из одной линии – отказ реально смотреть на вещи.

10. Щур Ксения.

«ДДЧ».

Первым нарисован дом – на первом месте безопасность, успех.

Дом вблизи – открытость, доступность и чувство теплоты и

гостеприимства.

Двери открытые – это сильная потребность к теплу извне или стремление

демонстрировать доступность.

Размещение рисунка в центре – незащищённость.

Нечёткая голова – застенчивость, робость.

Длинная тонкая шея – торможение.

Глаза как пустые глазницы – значимое стремление избегать визуальных

стимулов.

Волосы сильно заштрихованы – тревога связана с мышлением или

воображением.

Руки длинные – желание чего-то достигнуть, завладеть чем-то.

Разнообразные, изменчивые штрихи – незащищённость, недостаток

упорства.

Ветви в разные стороны – поиск самоутверждения, контактов,

суетливость, чувствительность к окружающему.

Зигзаги в листве – осторожность и скрытость.

Ствол ограничен снизу – ощущение несчастья, поиск поддержки.

Земля изображена одной чертой – сосредоточенность на цели.

2.2.7. Обсуждение результатов изучения способов разрешения конфликтных

ситуаций.

ИСПОЛЬЗОВАН ТЕСТ ТОМАСА.

Результаты:

|№ |Фамилия |Имя |Соперн|Сотруд|Компро|Избега|Приспо|

| | | |. в |нич. в|м. в |ние в |собл. |

| | | |баллах|баллах|баллах|баллах|в |

| | | | | | | |баллах|

|1 |Заикины |Татьяна |8 |4 |7 |6 |5 |

| | |Сергей |7 |5 |7 |5 |6 |

|2 |Антоновы |Наталья |6 |5 |7 |10 |2 |

| | |Геннадий |4 |7 |5 |7 |7 |

|3 |Скоблик |Валентина |7 |6 |7 |6 |4 |

| | |Виктор |9 |3 |7 |6 |5 |

|4 |Ященко |Оксана |8 |5 |4 |6 |7 |

| | |Владимир |12 |5 |4 |7 |2 |

|5 |Реутовы |Светлана |2 |8 |4 |8 |8 |

| | |Андрей |4 |6 |7 |5 |8 |

|6 |Садошенко |Светлана |1 |8 |7 |7 |7 |

| | |Анатолий |9 |8 |3 |8 |2 |

|7 |Щур |Анжела |3 |7 |8 |7 |5 |

| | |Николай |7 |4 |7 |8 |4 |

|8 |Дешевы |Наталья |3 |8 |6 |8 |5 |

| | |Александр |1 |4 |8 |10 |7 |

КОЛИчЕСТВО БАЛЛОВ ДАёТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВЫРАЖЕННОСТИ ТЕНДЕНЦИИ К

ПРОяВЛЕНИЮ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ФОРМ ПОВЕДЕНИя В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ.

В результате психологического исследования решены задачи, а также

доказаны гипотезы данного исследования.

1. Недостаточная осведомлённость друг о друге играет важную роль в

возникновении семейных конфликтов. Данная гипотеза доказана на

примере тестов «Конфликтный ли Вы человек?», «Уровень

конфликтности» – в результате обследования 50 % испытуемых являются

конфликтными личностями и уровень конфликтности, практически у

всех, средний и выше среднего. Зная эти данные, можно избежать

излишних конфликтов.

2. Личностное непонимание является основной причиной семейных

конфликтов.

Были проведены методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» и тест

«Родительских отношений».

Анализируя полученные данные, можно сказать, что у испытуемых

различные взгляды и представления о значимости в семейной жизни сексуальных

отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей,

профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового

обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней

привлекательности. Иными словами, нравственно-психологический аспект

является основным в возникновении семейных конфликтов.

Различные взгляды на воспитание и принятие ребёнка у испытуемых. Здесь

также кроется сфера конфликта. Большинство супругов не удовлетворены своими

браками.

В результате обсуждения теста Томаса в конфликтных семьях сложены

различные стереотипы поведения. Учитывая стиль супруга и зная свой можно

избежать возникновения конфликтной ситуации и разрастания конфликта.

Данные исследования можно применить на практике, то есть для выяснения

причин конфликтов в семье и их урегулирования.

Литература

1. ОНИ ЖИЛИ ДОЛГО И СчАСТЛИВО… КНИГА О ТАЙНАХ СОЗДАНИя СЕМЕЙНОГО ОчАГА. –

РОСТОВ Н/Д : ИЗД-ВО «ФЕНИКС», 1995.

2. Ковалёв С. В. психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988.

3. Сатир В. Как строить себя и свою семью: - М.: Педагогика – Пресс, 1992.

4. Кочетов А. И. Начало семейной жизни/ А. И. Кочетов Мужчина и женщина:

отношения полов/ А. А. Логинов. – Мн.: Полымя, 1989.

5. Популярная психология для родителей/ Под ред. А. А. Бодалева. – М.:

Педагогика, 1989.

6. Шуман С. Г., Шуман В. П. Семейные конфликты: причины, пути устранения. –

Брест: Лаборатория «Практической психологии и педагогики», 1992.

7. Супружеская жизнь: гармония и конфликты/ Состав А. А. Богданович. – М.:

Профиздат – 1990.

8. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. – Новосибирск: Наука.

Сиб. отд-ние, 1989.

9. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии/ Под ред. А. А.

Крылова. – Л.: Изд. Ленинградского университета, 1990.

10. Психология личности: тесты, опросники, методики/ Авт. сост. Н. В.

Киршева и Н. В. Рябчикова. – М.: Геликон, 1995.

11. Рогов Е. А. Настольная книга практического психолога в образовании. –

М.: Владос, 1995.

12. С. С. Харин, О. Г. Ксенда. Диагностика эмоциональных взаимоотношений

педагогов и детей. – Мн.: 1995.

13. Л. Д. Столяренко. Основы психологии. – Ростов-на-Дону. Издательство

«Феникс», 1996.

14. Немов Р. С. Психология: В 3-х кн. Кн. 2, 3 – М.: Просвещение, Владос,

1995.

15. А. Кроник, Е. Кроник. В главных ролях: Вы, мы, он, ты, я. – М.: Мысль,

1989.

16. Джампольски Дж. Д. Любовь побеждает страх. – М.: Профиздат, 1991.

17. Арокс Констанция. Развод: крах или новая жизнь? – М.: «Мирт», 1995.

-----------------------

наилучший вариант педагогических способностей

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.