реферат бесплатно, курсовые работы
 

Психологическая характеристика причин семейных конфликтов

Психологическая характеристика причин семейных конфликтов

Белорусский государственный педагогический университет им.

М. Танка.

Факультет прикладной психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Психологическая характеристика причин семейных конфликтов»

студентки группы ПП-3 заочного

отделения Шевлюгиной Елены

Николаевны

научный руководитель: кандидат

психологических наук, доцент Амельков

Анатолий Александрович

Минск

1998

ОГЛАВЛЕНИЕ

введение 3

1. ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТОВ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИчЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5

1.1. СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА. 8

1.2. ПРИчИНЫ КОНФЛИКТОВ. 14

2. ИЗУчЕНИЕ ПРИчИН СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ. 23

2.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАчИ, ГИПОТЕЗЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИя. 23

2.2. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУчЕНИя ОСНОВНЫХ ПРИчИН КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЕ

24

2.2.1. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУчЕНИя ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЛИчНОСТИ О СВОЕЙ

КОНФЛИКТНОСТИ 24

2.2.2. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУчЕНИя УРОВНя КОНФЛИКТНОСТИ СУПРУГОВ.

25

2.2.3. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ УДОВЛЕТВОРёННОСТИ БРАКОМ. 25

2.2.4. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУчЕНИя СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ. 26

2.2.5. ОБСУЖДЕНИЕ ИЗУчЕНИя РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ. 32

2.2.6. ОБСУЖДЕНИЕ УРОВНя КОНФЛИКТНОСТИ НА ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДИКАХ «ДОМ –

ДЕРЕВО – чЕЛОВЕК» И «МОя СЕМЬя». 36

2.2.7. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУчЕНИя СПОСОБОВ РАЗРЕШЕНИя КОНФЛИКТНЫХ

СИТУАЦИЙ. 43

ЛИТЕРАТУРА 46

ВВЕДЕНИЕ

ТОЛЬКО ТЕ СЕМЕЙНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ

ОТНОШЕНИя И МОГУТ БЫТЬ КРЕПКИ, КОТОРЫЕ

ВЫТЕКАЮТ ИЗ ВНУТРЕННЕГО УБЕЖДЕНИя И

ОПРАВДЫВАЮТСя ДОБРОВОЛЬНЫМ, РАЗУМНЫМ

СОГЛАСИЕМ ВСЕХ В НИХ УчАСТВУЮЩИХ.

Н. А. Добролюбов

Семья – это основанное на браке или кровном родстве объединение людей,

связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и

взаимопомощью.

Семейная жизнь напоминает айсберг. Большинство людей видит лишь его

надводную часть и обманывает себя, думая, что видит его целиком. Некоторые

догадываются, что айсберг несколько больше, но не знают, что же именно

представляет собой его невидимая часть. Не зная всех тонкостей семейной

жизни, можно направить её опасным курсом. Искусство семейной жизни,

пожалуй, самое сложное из всех искусств – всё из летучих полутонов, из

паутинного сплетения оттенков. Мы не знаем тут очень многого, не знаем даже

размеров своего незнания. Большинство из нас здесь самоучки и, значит, чаще

всего неучи.

Бытом многих семей правят сейчас три докультуры: психологическая

неграмотность – незнание женской и мужской психологии, азов эмоционального

общения в семье; половое невежество – незнание законов человеческой

сексуальности, разладов мужской и женской половой природы и способов их

смягчения; воспитательная неграмотность – незнание коренных отличий детской

психологии от взрослой, неумение воспитывать детей в ключе их психологии и

в духе нынешнего образа жизни.

Эти три невежества чрезвычайно усложняют жизнь большинства семей,

особенно молодых, тогда как знания могут очень помочь им. Впрочем, одних

знаний здесь явно не хватает. Знания не нить Ариадны, которая сама выводит

из лабиринта. Это скорее компас, который показывает на полюс счастья, а

дойдём мы до него или нет – зависит от наших усилий, от того, сумеем мы или

не сумеем отыскать свою дорогу к этому полюсу, дорогу, которая отвечает

неповторимому складу наших характеров, чувств, отношений.

Семья попала сейчас в океан бедствий. Взрыв разводов и одиночества,

лавина несчастий и недобрых нравов – ещё никогда в истории человечества не

было такого острого семейного кризиса. Кризис этот рождён и небывалыми

противоречиями жизни и тем, что мы из рук вон плохо разрешаем их.

Данная работа посвящена изучению основных причин семейных конфликтов.

Задачей является исследование основных причин конфликтов в семье.

Предметом – причины семейного конфликта, а объектом изучения является сам

конфликт. В обследовании участвовало восемь супружеских пар:

1. Заикины Татьяна и Сергей.

Семейный стаж 17 лет. Двое детей (16 лет и 12 лет)

2. Антоновы Наталья и Геннадий.

Семейный стаж 13 лет. Двое детей (12 лет и 8 лет)

3. Скоблик Валентина и Виктор.

Семейный стаж 18 лет. Двое детей (16 лет и 12 лет)

4. Ященко Оксана и Владимир.

Семейный стаж 6 лет. Один сын (4 года)

5. Риутовы Светлана и Андрей.

Семейный стаж 5 лет. Один сын (3 года)

6. Садошенко Светлана и Анатолий.

Семейный стаж 8 лет. Один сын (6 лет)

7. Щур Анжела и Николай.

Семейный стаж 7 лет. Одна дочь (5 лет)

8. Дешевы Наталья и Александр.

Семейный стаж 7 лет. Одна дочь (5 лет)

В результате исследования документирующей причиной конфликта в семье

является нарушение нравственно-психологического аспекта.

проблема конфликтов в современной психологической литературе

НАРОДНАя МУДРОСТЬ ГЛАСИТ: “ДОМ ДЕРЖИТСя НА чЕТЫРёХ УГЛАХ, А СЕМЬя – НА

ДВУХ ГОЛОВАХ”. ЧЕТЫРЕ УГЛА СЕМЕЙНОГО ОчАГА – ЭТО ВЗАИМНАя ЛЮБОВЬ, ВЗАИМНАя

ВЕРНОСТЬ, ВЗАИМНОЕ УВАЖЕНИЕ И ВЗАИМНАя ПОМОЩЬ. В КАчЕСТВЕ СОЗИДАТЕЛЕЙ,

ХРАНИТЕЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ОчАГА МУЖ И ЖЕНА РАВНО ОТВЕТСТВЕННЫ ЗА ЕГО СУДЬБУ, ЗА

ПРОчНОСТЬ И ДОЛГОВЕчНОСТЬ БРАКА, В РАВНОЙ МЕРЕ ОПРЕДЕЛяЮТ ПСИХОЛОГИчЕСКИЙ

КЛИМАТ В СЕМЬЕ, ГАРМОНИЮ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. НЕЛЬЗя СТРОИТЬ СЕМЕЙНЫЕ

ОТНОШЕНИя НА НЕРАВЕНСТВЕ, ГОСПОДСТВЕ ОДНОГО ИЗ СУПРУГОВ НАД ДРУГИМ.

Вступая в брак, люди хотят семейного счастья. Но их надежды не всегда

сбываются. В отдельных регионах до 50 % семей распадаются.

После вступления в брак молодожёнам предстоит хорошо узнать друг

друга, изучить привычки, выработанные в прежней жизни, научиться

взаимодействовать, отказываться от того, что этому взаимодействию мешает.

Но это удаётся далеко не всем – и тогда супруги перестают понимать друг

друга, между ними возникают конфликты, перерастающие в семейные ссоры и

скандалы.

Почему далеко не всем удаётся сохранить семью? Почему между супругами

возникают ссоры и конфликты, нередко ведущие к разводам? Почему исчезает

любовь и уважение, когда-то объединявших их? Чтобы ответить на эти вопросы,

надо выяснить, как молодожёны понимают любовь, какого человека называют

любимым.

Потребности, которые супруги удовлетворяют в браке, различны, поэтому

и содержание любви неодинаково. Один человек понимает любовь как физическое

влечение. Потребность в половой близости, другой – как близость с другим

человеком, с другом. Обращает на себя внимание тот факт, что конфликтующие

и разводящиеся супруги на первое место в любви ставят личные потребности и

стараются использовать любимого человека как средство их удовлетворения.

Такая любовь носит потребительский характер. При настоящей же любви человек

посвящает свою жизнь любимому, стремится доставить ему радость, сделать его

счастливым. Непонимание этого приводит к тому, что любовь пропадает (при

этом возникает вопрос: а была ли она вообще?)

Каждый человек имеет свою “модель” любимого (любимой). Сильная

потребность иметь любимого рядом приводит к тому, что нередко людям

кажется, что они нашли его наконец-то. Эта установка мешает реально увидеть

достоинства и недостатки любимого. Однако рано или поздно человек

раскрывается, и нередко наступает разочарование, причём не только в объекте

любви, но и в любви вообще (отсюда возникает суждение – “любви нет

вообще”).

Человек может влюбиться с первого взгляда, если объект любви

соответствует его модели – отличается красотой, эрудицией,

интеллигентностью, чуток, добр и деликатен, имеет престижную профессию.

Однако в семейной жизни, когда появляются домашние заботы, когда необходимо

заботиться о других членах семьи, посвящать им своё время, и нередко

подчинять свои интересы, “любимый” зачастую поворачивается совсем другой

стороной.

В молодости, на этапе поиска будущего супруга, внешность играет весьма

важную роль. В супружеской жизни главным становится отношения между

супругами, наличие у них таких качеств, как нежность, порядочность,

честность и дружелюбие. Поэтому, если один из супругов перестаёт отвечать

потребностям другого, наступает разочарование и любовь уходит. Так, если

один из супругов учится, стремится повысить своё образование, другому

необходимо задуматься над собственным духовным развитием, совершенствовать

свои общие и специальные знания, повышать свою профессиональную

квалификацию. Многие так и поступают. Но нередко один из супругов этому

препятствует: мешает учиться, стремится загрузить различными делами,

отвлекающими от интересующей его деятельности, ограничить общение с новыми

людьми, соответствующими возросшим духовным потребностям и способностям

супруга (или супруги). В этом случае возрастающая разница в уровнях

развития супругов и конфликты, усиливающие противоречия, могут стать

причиной исчезновения любви и распада семьи.

Многие молодые супруги не понимают, что брак – это постоянный труд,

творческий поиск путей сохранения взаимопонимания и любви. И к любви себя

надо готовить. Надо учиться дарить счастье другому.

Источниками нарушения семейных отношений являются, как правило,

столкновение различных представлений мужа и жены о целях семьи, о

конкретном содержании её функций и способов их реализации, о распределении

ролей в семье. Если супруги не будут понимать друг друга в жизненно важных

для существования брака вопросах и действовать соответствующим образом,

если не выработают общую систему взглядов, то супружеские отношения будут

разрушаться.

Учёные считают, что многие причины неудачных браков существуют уже в

момент их заключения. Эти причины именуются факторами риска построения

счастливой семьи.

Возраст вступления в брак. Социологические исследования показывают,

что раннее заключение брака является важным фактором, влияющим на

удовлетворённость отношениями в семье. При изучении успешных и неуспешных

браков выяснилось, что в группе успешных семей только 43 % вступили в брак

до 21 года, а неуспешных 69 %. Успешный брак предполагает высокий уровень

социальной и психологической зрелости людей, т. к. для него необходимы

устойчивые установки, определённые знания и умения, чего в зачастую нет в

юношеском возрасте.

Экономический фактор. Изучение бракоразводной практики показало, что

малая зарплата, отсутствие отдельной квартиры никогда не называется в

качестве первопричины разлада в семье, на первом месте обычно стоят причины

нравственно-психологического характера, а материальные затруднения могут

усугублять разногласия и осложнять уже нарушенные отношения.

Жилищные условия. Этот фактор связан с раздельным или совместным

проживанием молодой пары с родителями. Данные исследований говорят о том,

что молодые семьи, проживающие совместно с родителями, несколько стабильнее

тех, кто живёт раздельно, хотя конфликты между молодыми супругами и их

родителями при совместном проживании возникают нередко. С одной стороны

совместное проживание содействует внешнему социальному контролю со стороны

родителей за молодой парой, выполнением её семейных функций, обогащает

личностные контакты. Однако, с другой стороны жизнь с родителями может

затруднять процесс адоптации супругов, мешает их желанной

самостоятельности, мешает развитию чувства ответственности за созданную

семью.

Огромную роль играют такие факторы, как родительские семьи, в которых

воспитывались супруги; отношение родителей к браку детей; добрачная

беременность – является при создании семьи высоким фактором риска.

Ускоренное формирование семьи приводит к неудовлетворённости, что влияет и

на эмоциональную сторону взаимоотношений между мужем и женой.

Продолжительность знакомства до брака. Этот фактор является довольно

значимым для прочности брака. Непродолжительность знакомства до брака не

позволяет будущим супругам узнать друг друга настолько, чтобы иметь

адекватное представление о возможности совместной адоптации, особенностях

характеров и темпераментов.

Отношение между людьми в семье из всех человеческих отношений бывают

наиболее глубокими и прочными. Они включают четыре основных вида отношений:

психофизиологические, психологические, социальные и культурные.

Психофизиологические – это отношения биологического родства и половые

отношения. Психологические включают открытость, доверие, заботу друг о

друге, взаимную моральную и эмоциональную поддержку. Социальные отношения

содержат распределение ролей, материальную зависимость в семье, а также

статусные отношения: авторитет, руководство, подчинение и пр. Культурные –

это особого рода внутрисемейные связи и отношения, обусловленные

традициями, обычаями, сложившимися в условиях определённой культуры

(национальной, религиозной и т. д.), внутри которой данная семья возникла и

существует. Вся эта сложная система отношений оказывает влияние на семейное

взаимопонимание и воспитание детей. Внутри каждого из вида отношений могут

существовать как согласие, так и разногласие, которые могут положительно

или отрицательно сказываться на отношениях и воспитании.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том,

как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму

отрицательные влияния семьи на воспитание ребёнка. Для этого сначала

необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические

факторы, имеющие воспитательное значение.

Совместная жизнь требует от супругов постоянной готовности к

компромиссу в каждом из названных видов отношений, умения считаться с

личными интересами и потребностями партнёра, уважать друг друга, доверять

друг другу, находить взаимопонимание друг с другом. Статистика

бракоразводных процессов показывает, что самые большие трудности возникают

в сфере отношений, связанных с внутрисемейной культурой. На них приходится

большая часть разводов, особенно в молодых семьях, существующих от года до

пяти лет. Культура общения предполагает, в свою очередь, взаимное доверие,

вежливость, тактичность, чуткость, доброжелательность, внимательность,

отзывчивость, доброту.

И ещё раз хочется обратиться к народной мудрости: “Любовь без детей,

что цветок без запаха”. Рождение и воспитание детей – апогей супружеской

жизни. Как ни романтична любовь сама по себе, как ни сильна она и

прекрасна, величие супружеству придают дети. В процессе воспитания детей

возникает очень много проблем и вопросов. По данным социологов конфликты

между супругами по поводу детей по частоте стоят на первом месте. Причём не

только у молодых родителей, но и родителей со стажем.

1.1. Семейные конфликты и их характеристика.

В ПСИХОЛОГИИ ПОД КОНФЛИКТОМ ПОНИМАЕТСя ОБОЮДНОЕ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ

ПСИХИчЕСКОЕ СОСТОяНИЕ ДВУХ ИЛИ БОЛЕЕ ЛЮДЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩЕЕСя

ВРАЖДЕБНОСТЬЮ, НЕГАТИВИЗМОМ В ОТНОШЕНИяХ, ВЫЗВАННОЕ НЕСОВМЕСТИМОСТЬЮ ИХ

ВЗГЛяДОВ, ИНТЕРЕСОВ ИЛИ ПОТРЕБНОСТЕЙ. КОНФЛИКТЫ БЫВАЮТ ОТКРЫТЫЕ ИЛИ

СКРЫТЫЕ. ОТКРЫТЫЕ КОНФЛИКТЫ ПРИНИМАЮТ ФОРМУ ССОРЫ, СКАНДАЛА, ДРАКИ И Т. Д.

СКРЫТЫЕ ЖЕ КОНФЛИКТЫ НЕ ИМЕЮТ яРКОГО ВНЕШНЕГО ПРОяВЛЕНИя, ЭТО ВНУТРЕННЕЕ

НЕДОВОЛЬСТВО, НО ИХ ВЛИяНИЕ НА СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИя НЕ МЕНЕЕ ОЩУТИМО, чЕМ

ОТКРЫТЫХ. ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЕ ВЫРАЖАЮТСя В ТОМ, чТО ПСИХИчЕСКОЕ

СОСТОяНИЕ СУПРУГОВ МОЖЕТ ПЕРЕЙТИ В СТРЕССОВОЕ, ИСКАЖАЮЩЕЕ ПСИХИКУ чЕЛОВЕКА;

ОБОСТРяЮТСя ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИя В ДУХОВНОМ МИРЕ чЕЛОВЕКА, МОЖЕТ

НАСТУПИТЬ СОСТОяНИЕ ОПУСТОШёННОСТИ, ПРИ КОТОРОМ ВСё КАЖЕТСя БЕЗРАЗЛИчНЫМ.

Конфликт вызывается какой-то сложной для супругов проблемой. Конфликты

специфичны для разных стадий развития семьи. Наиболее существенна роль

конфликта в период формирования семьи, когда супруги только начинают

приспосабливаться друг к другу. Именно на этом этапе важно определить

способы и пути решения конфликтных ситуаций. На первом этапе развития

семьи, когда закладывается система ценностей и формируется семейная

микрокультура, важную роль играет функция досуга. С рождением ребёнка

появляются новые проблемы, требующие разрешения, особое значение

приобретает хозяйственно-бытовая и воспитательная функция. На этапе

взросления детей, выхода супругов на пенсию отношения в семье меняются, и

конфликт имеет другую почву.

Существует зависимость между конфликтом и личностями конфликтующих.

Так, есть люди, которые испытывают положительные эмоции при конфликте.

Некоторые же переживают их очень болезненно, поскольку не переносят любую

психическую напряжённость. Определённые черты характера человека (злость,

вспыльчивость, капризность, обидчивость и т. д.) могут обострять

возникающие разногласия, усугублять неприязненность в отношениях. Вот

почему важно воспитывать в себе с юных лет те качества, которые могут

способствовать умению налаживать отношения с людьми. Можно с уверенностью

сказать, что если супруги по каким-то причинам не сумели найти верный,

адекватный способ решения своих проблем, то конфликт, даже естественный и

закономерный для данной стадии жизненного цикла семьи, оказывается

непреодолимым.

Конфликты могут быть легкоразрешимыми и трудноразрешимыми. В первых

причина может быть легко установлена и устранена. В трудноразрешимых

конфликтах даже при выявлении причины их нелегко ликвидировать, поэтому

отношения между супругами остаются напряжёнными. Однако причину,

испортившую отношения, нужно постараться устранить как можно скорее.

Возникновение ссор, которые никогда не проходят бесследно, - одно из

губительных последствий адаптации любви. Говорят: милые бранятся, только

тешатся. Но это не так. Всякая ссора необратима, то есть накладывает какой-

то отпечаток на дальнейшие отношения. Но как часто ссоры основываются на

пустяках!

Чаще всего неосознаваемой причиной ссоры является отрицательная

психологическая установка. В состоянии эмоциональной усталости человек

часто становится придирчивым, несдержанным. Лучше сразу понять причину

срыва и тут же это понимание продемонстрировать: « Я понимаю, ты сегодня

устал и поэтому так придирчив…» такое проявление доброжелательности обычно

помогает виновному одуматься. Если же другому вовремя не удаётся

сдержаться, ссора нарастает, как снежный ком.

Часто конфликты возникают из-за того, что супруги не поняли друг

друга, потому что не выразили своего отношения к делу достаточно ясно.

Чтобы поссориться используется всё: и как чистят зубы, и как держат ложку,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.