реферат бесплатно, курсовые работы
 

Психологическая характеристика причин семейных конфликтов

важное, наболевшее, но никто его не слышит – в ответ звучит такой же

монолог.

Под умением общаться мы подразумеваем не только, что следует, а что не

следует говорить, но и как следует, а как не следует говорить.

По данным психологов, изучающих проблемы общения, два человека в

процессе непосредственного общения передают при помощи слов только 7

процентов всей сообщаемой информации. Остальные 93 процента передаются:

через интонацию голоса и жесты, которыми сопровождается разговор, - 38

процентов, через выражение лица – 55 процентов.

Ещё один источник трудностей в общении, подстерегающий супругов,

особенно в конфликтных ситуациях, – неумение выражать и проявлять свои

чувства и переживания.

У каждого человека есть определённое представление о себе, о своих

возможностях, которое складывается на протяжении всей жизни. В детстве – на

основе оценки, даваемой ребёнку близкими, в последующие годы – окружающими

людьми и результате самоанализа. В психологии оценку человеком своих

возможностей, качеств и его представление о своём месте среди людей

называют самооценкой. Она может быть завышенной, заниженной или адекватной.

Самооценка влияет на характер взаимоотношений человека с окружающими людьми

и выбор средств самоутверждения.

Отношение человека к себе находит выражение во всём его облике.

Человек с заниженной самооценкой, как правило, стеснителен, нерешителен, с

опаской включается в деятельность. Он оценивает свои возможности и успехи

ниже их реального состояния. У людей с заниженной самооценкой достаточно

развита способность к самокритике.

Человек с завышенной самооценкой пренебрежительно и неодобрительно

относится к людям. Он переоценивает свои реальные возможности и успехи.

Такой человек оценивает себя выше, чем его оценивают взаимодействующие с

ним люди.

Человек с адекватной самооценкой точно знает, на что он способен, и

берётся за дело тогда, когда уверен в успехе.

При всём разнообразии проблем семья, испытывающая боль, всегда

характеризуется: низкой самооценкой, ненаправленными, спутанными, неясными,

в значительной степени нереалистичными и нечестными коммуникациями;

ригидными, инертными, стереотипными, негуманными, не направленными на

помощь другим и чрезмерно ограничивающими жизнь правилами поведения;

социальными связями, либо обеспечивающими покой в семье, либо наполненными

страхом и угрозой.

Неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой

самооценкой, что толкает их на преступление, оборачивается душевными

болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными

проблемами.

Причиной раздоров в семье может быть зависть к материальному

обеспечению. Чаще у людей с эгоистической направленностью чрезмерно развиты

материальные потребности. Разумеется, человек должен быть материально

обеспечен. Но материальные потребности могут быть столь значительными, что

зарплаты на их удовлетворение не хватит. Одни ищут дополнительную работу.

Стараясь заработать побольше денег. Другие «добывают» деньги преступным

путём – берут взятки, занимаются вымогательством, спекулируют, воруют,

участвуют в грабежах. Третьи, не найдя способа «добыть» деньги, мучаются,

страдают, чувствуют себя несчастными и завидуют тем, кто «умеет жить». У

этих людей часто бывает плохое настроение, вызванное сильными

отрицательными переживаниями. В итоге – неизбежные семейные ссоры.

Люди с нормально развитыми материальными потребностями живут по

средствам и стремятся свои потребности привести в соответствие с

возможностями удовлетворения их.

Большую роль в возникновении семейных конфликтов играет незнание

индивидуально-психологических различий людей, знание же их позволяет понять

их поведение, помогает правильно выбрать средства общения с ними.

Типы темперамента нельзя делить на «хорошие» и «плохие». Людей с

«чистыми» типами темперамента не бывает. Под влиянием условий жизни и

воспитания темперамент подвергается изменениям. Поведение человека того или

иного типа темперамента можно в определённой мере корректировать. В

зависимости от обстановки холерик может сорваться, накричать, но может и

сдержаться. Оскорбляющий жену и близких людей у себя дома, холерик

воздержится от подобного поведения по отношению к начальнику, если знает,

что это может для него плохо кончиться. Необходимо научиться различать

особенности поведения, вызванного типом темперамента и неумением (или

нежеланием) сдерживать себя. Кроме того, на поведение человека влияет и

состояние его нервной системы, и состояние здоровья. Нервное заболевание

может стать причиной несдержанности, эмоциональной вспышки. И флегматика,

если очень постараться, можно вывести из себя.

Если оба – холерики, то можно ожидать состояния повышенной

конфликтности в семье. Если оба – флегматики, то скорее всего, конфликтных

ситуаций будет мало. Если один из супругов холерик, а другой – флегматик,

то вспыльчивость и нетерпеливость натолкается на выдержку, спокойное и

ровное поведение другого. В этой ситуации холерик, подогреваемый ответным

действием, успокоится и ссора может не возникнуть. Разумеется,

отрицательное проявление того или иного темперамента должны

корректироваться самовоспитанием.

Частой причиной, а по данным социологов стоят на первом месте,

конфликтов между супругами являются дети.

Родился новый человек. До его рождения будущие родители вряд ли

задумывались над тем, какой нелёгкий путь предстоит им пройти вместе, какие

испытания выдержать.

А испытания эти очень серьёзные. За первыми минутами умиления и

восторга начинается кропотливая работа: бессонные ночи, ежедневные

кормления, купания, стирка, глажка. Молодые люди, ещё не насладившиеся

обществом друг друга, обнаруживают, что маленький человечек переключил всё

их внимание на себя, заполнил собой всю их жизнь. Им некогда даже посидеть

рядышком, беззаботно поболтать или пообщаться с друзьями. Для них закрыты

дискотеки и кинотеатры, поездки за город – ребёнок приковал их к себе.

Супругам приходится изменять весь строй уже сложившихся внутри семьи

отношений, привычек, весь созданный ими уклад жизни. Помимо прежних ролей

супругов. Они принимают на себя новые роли матери и отца. На несколько лет

в семье складывается такая ситуация, когда новый член семьи фактически

«диктует» своим родителям условия семейной жизни. Подобная перестройка не

всегда проходит гладко. Более того, трудности этого периода иной раз

приводят к таким конфликтам, которые могут на долгие годы исказить,

искалечить весь строй душевных, психологических отношений между супругами.

Постоянно возникающие конфликты могут негативно сказаться не только на

супружеских отношениях, но и на нравственном, психическом развитии ребёнка.

Ведь психика малыша, его душевный склад, восприятие и отношение к

окружающему миру, другим людям и себе самому формируются под влиянием той

атмосферы, которая царит в родном доме. Эмоциональный настрой, доминирующий

во взаимоотношениях супругов, имеет здесь немаловажное значение. Проходит

совсем немного времени, и постоянно ссорящиеся молодые папы и мамы начинают

удивляться, откуда у их малыша появились не очень приятные свойства и

качества: драчливость, жадность, капризность, чрезмерная застенчивость,

лживость, возникновение которых в свою очередь ведёт к серьёзному

осложнению и без того натянутых отношений.

Как же избежать конфликтов, связанных с детьми? Путь только один:

перестроить свои отношения так, чтобы на первое место вышли задачи,

связанные с воспитанием ребёнка, уходом за ним. Тогда малыш станет

настоящим центром супружеских отношений, а не помехой.

Психологи знают: воспитание детей – это поле битвы, на котором

выясняются фактически не педагогические проблемы, а супружеские отношения,

взаимные обиды. Хотя большинство людей убеждены в том, что их личные заботы

– это одно, а трудности воспитания – совсем другое. Многие даже наивно

полагают, что не будь их дети такими «сложными», то и супружеские отношения

складывались бы у них значительно ровнее, легче. Увы, они принимают причину

за следствие.

Родительская любовь обогащает супружескую. Любовь к детям бескорыстна

по своей сути, помогает взрослым избавиться от неизбежных на первых порах

эгоистичных установок. Опыт родительской любви формирует такие качества,

как терпимость, внимательность к людям, тактичность, деликатность, а потому

совершенствуют сами супружеские отношения, делает их тоньше, глубже. Можно

сказать, что дети – своеобразная школа воспитания родителей. Ведь новые

заботы и хлопоты заставляют действовать иначе, чем в начале супружеской

жизни, появляются дополнительные права и обязанности, меняются взгляды и

отношения. Каждый из супругов при рождении ребёнка обнаруживает в себе и в

другом и новые положительные качества, и неожиданные способности, и конечно

же, некоторые слабости, жизненную неопытность, которые теперь нужно

преодолевать самому и помогать другому избавиться от них. Преодоление

трудностей, связанных с воспитанием детей и собственным совершенствованием,

поднимает супругов на качественно новый уровень их духовного развития,

совершенствует их внутренний мир. В преодолении трудностей и своих

слабостей люди становятся лучше, а это обогащает их.

Дети – это и новое качество супружеских отношений. Раньше была любовь

друг к другу – теперь она дополняется совместной любовью к ребёнку и в

порядке обратной связи – любовью детей к родителям.

Воспитание детей – это прежде всего самовоспитание родителей. С

появлением ребёнка возникает необходимость многое знать и уметь, развивать

свои силы и способности, чтобы соответствовать идеалу отца и матери. Ведь

ребёнок постоянно наблюдает поведение старших, вначале подражает ему, а

повзрослев, сознательно избирает идеалом родителей или… не избирает.

Поэтому нельзя в семье казаться хорошим, а нужно таковым быть на самом

деле.

Нормальные воспитательные отношения складываются при взаимной

удовлетворённости супругов, их соответствии друг другу во всех видах

внутрисемейных отношений. Особое положительное значение для воспитания

детей имеют доверительные отношения в семье, а также социально-

психологическая готовность супругов к браку, включая усвоение элементарных

норм и правил человеческого общения, принятия взаимных обязательств по

отношению друг к другу, соответствующих их семейным роля: супруга, супруги,

отца, матери и т. п.

Частыми причинами аномалий в воспитании детей являются систематические

нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного

доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты.

Нередко причиной такого рода аномалий является неоднозначность понимания

супругами семейных ролей, завышенные требования, предъявляемые супругами

друг к другу. Но самыми, пожалуй, существенными факторами, отрицательно

сказывающимися на воспитании детей, является несовместимость нравственных

позиций супругов, рассогласование их точек зрения на честь, мораль,

совесть, долг, обязанности перед семьёй, меру ответственности за состояние

дел в семье.

Основными путями и способами практического устранения отрицательного

влияние перечисленных факторов на воспитание детей являются достижение

взаимопонимания и гармонизации личных взаимоотношений супругов.

Семейное счастье зависит от обоих супругов. Если один идёт на встречу

другому, а тот уклоняется от примирения, то супруги могут разминуться раз,

другой… А затем может наступить окончательный разрыв. Семейное счастье –

это постоянный творческий труд каждого из супругов, напряжённая ежедневная

деятельность.

Социологи изучали конфликтные семьи и семьи на грани развода. Самым

серьёзным для судьбы брака является нарушение (или разрушение) духовно-

нравственной связи, главного в супружестве. Многие функции в таких семьях

нарушаются, претерпевают значительные изменения психологические установки

супругов на сохранение брака. Жизненные планы распадаются. Нарушение

физической близости выражается в том, что супруги перестают удовлетворять

друг друга как сексуальные партнёры, функция деторождения прекращается.

Экономическая сторона брачно-семейных отношений также изменяется. В ведении

домашнего хозяйства появляется разобщённость: муж и жена начинают

«обслуживать» каждый сам себя, наблюдается самостоятельность в

финансировании. Если какой-либо из процессов, характерных для

дезорганизации семьи, задерживается или прекращается, разложение семьи не

будет окончательным.

Не может быть счастлив супруг, пытающийся своё счастье построить на

несчастье другого супруга. Только совместный поиск путей создания

счастливой семьи может привести к успеху.

2. Изучение причин семейных конфликтов.

1 ЦЕЛЬ, ЗАДАчИ, ГИПОТЕЗЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИя.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ – ИЗУчЕНИЕ ХАРАКТЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИчИН КОНФЛИКТОВ.

Задачей является исследование основных причин конфликтов в семье:

а) изучить при помощи теста «Конфликтная ли Вы личность?» имеется ли

достаточная осведомлённость друг о друге супругами;

б) определить уровень конфликтности каждого из исследуемых;

в) исследовать супружеские пары на удовлетворённость браком;

г) определить представления супругов о значимости в семейной жизни

сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских

обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-

бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней

привлекательности партнёров;

д) изучить родительские отношения супругов;

е) изучить влияние уровня конфликтности на развитие и воспитание

детей;

ж) изучить способы разрешения конфликтных ситуаций у исследуемых пар.

Гипотезы:

1. Недостаточная осведомлённость друг о друге приводит к семейным

конфликтам.

2. Личностное непонимание является основной из причин семейных

конфликтов.

3. Различные взгляды и стереотипы поведения являются важными в

возникновении конфликтов, а также представления супругов о

значимости в семейной жизни сексуальных отношений, родительских

обязанностей, моральной и эмоциональной поддержки и т. д.

Методы:

1. Тест «Конфликтная ли Вы личность»

2. Тест на уровень конфликтности

3. Методика «Удовлетворённость браком»

4. Тест родительских отношений

5. Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке»

6. Тест Томаса

7. Проективные методики: «Дом – дерево – человек», «Моя семья»

2.2. Обсуждение результатов изучения основных причин конфликтов в семье

2.2.1. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУчЕНИя ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЛИчНОСТИ О СВОЕЙ

КОНФЛИКТНОСТИ

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОВОДИЛА ПРИ ПОМОЩИ ТЕСТА «КОНФЛИКТНАя ЛИ ВЫ ЛИчНОСТЬ?».

В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОЛУчЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ДАННЫЕ:

|№ |Фамилия семьи |Жена |Баллы |Муж |Баллы |

|1 |Заикины |Татьяна |32 |Сергей |32 |

|2 |Антоновы |Наталья |30 |Геннадий |30 |

|3 |Скоблик |Валентина |36 |Виктор |30 |

|4 |Ященко |Оксана |36 |Владимир |24 |

|5 |Реутовы |Светлана |30 |Андрей |26 |

|6 |Садошенко |Светлана |32 |Анатолий |32 |

|7 |Щур |Анжела |30 |Николай |28 |

|8 |Дешевы |Наталья |28 |Александр |32 |

КОЛИчЕСТВО БАЛЛОВ ОТ 30 ДО 44. ВЫ ТАКТИчНЫ. НЕ ЛЮБИТЕ КОНФЛИКТОВ.

УМЕЕТЕ ИХ СГЛАДИТЬ, ЛЕГКО ИЗБЕГАЕТЕ КРИТИчЕСКИХ СИТУАЦИЙ. КОГДА ЖЕ ВАМ

ПРИХОДИТСя ВСТУПАТЬ В СПОР, ТО ВЫ УчИТЫВАЕТЕ, КАК ЭТО МОЖЕТ ОТРАЖАТЬСя НА

ВАШЕМ СЛУЖЕБНОМ ПОЛОЖЕНИИ ИЛИ ПРИяТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИяХ. ВЫ СТРЕМИТЕСЬ БЫТЬ

ПРИяТНЫМ ДЛя ОКРУЖАЮЩИХ, НО КОГДА ИМ ТРЕБУЕТСя ПОМОЩЬ, ВЫ НЕ ВСЕГДА

РЕШАЕТЕСЬ Её ОКАЗАТЬ. НЕ ДУМАЕТЕ ЛИ ВЫ, чТО ТЕМ САМЫМ ВЫ ТЕРяЕТЕ УВАЖЕНИЕ К

СЕБЕ В ГЛАЗАХ ДРУГИХ.

От 15 до 29 очков. О Вас говорят, что Вы конфликтная личность. Вы

настойчиво отстаиваете своё мнение, невзирая на то, как это повлияет на

Ваши служебные и личные отношения. И за это Вас уважают.

У 50 % обследуемых оказалось, что один из членов супружеской пары

является конфликтной личностью, что может сыграть роль в возникновении

конфликтной ситуации и конфликта.

2.2.2. Обсуждение результатов изучения уровня конфликтности супругов.

В ДАННОМ СЛУчАЕ ИСПОЛЬЗОВАЛА ТЕСТ НА ОЦЕНКУ УРОВНя КОНФЛИКТНОСТИ.

Результаты:

|№ |Фамилия |жена |Кол-в|Уровень |муж |Кол-в|Уровень |

| |семьи | |о |конфл. | |о |конфл. |

| | | |балло| | |балло| |

| | | |в | | |в | |

|1 |Заикины |Татьяна |26 |Ниже |Сергей |24 |Ниже |

| | | | |среднего | | |среднего|

|2 |Антоновы |Наталья |29 |Средний |Геннадий|26 |Средний |

|3 |Скоблик |Валентина |30 |Выше |Виктор |33 |Выше |

| | | | |среднего | | |среднего|

|4 |Ященко |Оксана |27 |Средний |Владимир|28 |Средний |

|5 |Реутовы |Светлана |29 |Выше |Андрей |34 |Выше |

| | | | |среднего | | |среднего|

|6 |Садошенко |Светлана |33 |Выше |Анатолий|26 |Ниже |

| | | | |среднего | | |среднего|

|7 |Щур |Анжела |29 |Средний |Николай |35 |Выше |

| | | | | | | |среднего|

|8 |Дешевы |Наталья |28 |средний |Александ|27 |средний |

| | | | | |р | | |

У ВСЕХ ОБСЛЕДУЕМЫХ СРЕДНИЙ И ВЫШЕ СРЕДНЕГО УРОВНя КОНФЛИКТНОСТИ.

2.2.3. Обсуждение результатов удовлетворённости браком.

МЕТОДИКА «УДОВЛЕТВОРёННОСТЬ БРАКОМ».

Результаты обследования:

|№ |Фамилия |жена |Кол-в|Степень |муж |Кол-|Степень |

| |семьи | |о |удовлетво-р| |во |удовлетво-|

| | | |балло|ённости | |балл|рённости |

| | | |в | | |ов | |

|1 |Заикины |Татьяна |24 |Скорее |Сергей |26 |Частичная |

| | | | |неудовлетво| | |удовлетвор|

| | | | |рённость, | | |ённость и |

| | | | |чем | | |неудовлетв|

| | | | |удовлетворё| | |орённость |

| | | | |нность | | | |

|2 |Антоновы |Наталья |20 |Значительна|Геннадий|24 |Скорее |

| | | | |я | | |неудовлетв|

| | | | |неудовлетво| | |орённость,|

| | | | |рённость | | |чем |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.