реферат бесплатно, курсовые работы
 

Проблемы развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России

функции, в частности, по медицинскому, бытовому и торговому обслуживанию

граждан.

Однако, несмотря на все трудности в целом по г.Москве удалось не

только сохранить сеть нестационарных учреждений, но и в определенной мере

расширить ее.

Хотя система социального обслуживания населения развивалась бы

гораздо успешнее, если бы было меньше нерешенных вопросов, как в правовом,

так и в орга-низационном планах.

Прежде всего, до настоящего времени не разработана государственная

концепция социальной защиты населения, отсутствуют законодательная база

и нормативные акты по социальному обслуживанию пенсионеров и инвалидов,

многодетных, неполных и других семей. Существующие же немногочисленные

документы по данной проблеме нередко иногда "тормозят" процесс оказания

социальной помощи.

Налаживается обеспечение компьютерами и другой вычислительной

техникой, но только в одном направлении: пенсионное обеспечение. Центрам

социального обслужи-вания компьютеры практически не выделяются в

централизованном порядке Минсоцзащиты России и не приобретаются

Комитетом социальной защиты населения Москвы, причина в основном сводится

к недостатку финансирования. В связи с этим, в ЦСО практически не ведется

работа по сбору и анализу данных о населении, и введения полученной

информации в компьютеры. Все это сказывается на качестве планирования и

проведение тех или иных социальных программ. Сейчас расслоение общества

настолько велико, что учесть все группы социально незащищенных людей, а тем

более отдельные семьи, старыми методами нереально.

Органы исполнительной власти, создавая центры социального

обслуживания, как государственные учреждения, предназначенные для оказания

поддержки населению, с первого дня существования ставят их в унизительное

положение, вынуждая выкручиваться и искать или просить помощь для себя.

Почему центры финансируются из бюджета частично: на заработную плату

работников, ремонт, оборудование и хозяйственные расходы? Но ведь есть

еще питание посетителей, культурно-массовые мероприятия, срочная

социальная помощь и другие направления деятельности ЦСО, которые требуют

стабильного бюджетного финансирования. На данный период времени

московским центрам помогает Отделение Пенсионного фонда по г.Москве. А

завтра возможностей этой организации хватит только на выплату пенсий, что

сейчас и происходит в ряде регионов Российской Федерации, т.к.

предприятия останавливаются и поступления денежных средств существенно

сокращаются. Какой же выход? Неужели придется закрывать ЦСО, в условиях,

когда количество нуждающихся в социальной поддержке резко возрастает в

результате полного или частичного прекращения деятельности предприятий?

Что касается заработной платы руководителей центров, то тут

возникает множество проблем и вопросов, и не столько из-за ее размеров,

сколько из-за принципов установления должностных окладов. Во внимание

прини-мается всего лишь один критерий: количество обслу-живаемых

пенсионеров и инвалидов на дому, да и то с неприемлемой разбивкой по

категориям. Совсем не учитываются другие условия: наличие и мощность

отделения дневного пребывания, отделения срочного социального обслуживания,

мини-пансионата, филиала и т.д. В итоге, директор ЦСО, не имеющий в

структуре центра ничего, кроме ОСО, обслуживающих чуть больше 1000

человек, получает такую же зарплату, что и директор ЦСО с ОСО,

обслуживающими 2000-4000 человек, да еще имеющий полный набор структурных

подразделений. Отсутствие материальной заинтересованности руководителей, в

определенной степени, не способствует более быстрому развитию структурных

подразделений центров и качеству обслуживания пожилых людей.

Если еще год назад в центрах социального обслуживания велись

журналы с записью желающих устроиться на должность социального

работника, то сейчас ситуация в корне изменилась: резко возросла текучесть

кадров. Причина - низкая заработная плата. Не говоря даже о физической

нагрузке, социальному работнику в психологическом отношении порой непросто

бывает обслуживать своего подопечного, в подавляющем боль-шинстве

получающего пенсию в 1,5-2 раза превышающую оценку нелегкого труда. В

аналогичном положении нахо-дится и административно-хозяйственный персонал

ЦСО: бухгалтеры, кассиры, водители, сторожа и др.

В этой системе еще довольно многое не совершенно. Но можно с

уверенностью сказать, что центры социального обслуживания и социальные

работники нужны пожилым людям. Так же люди пожилого возраста нужны нам:

их пройденный жизненный опыт, их оптимизм и уверенность в том, что все

уладится и будет лучше - все это нам необходимо, чтобы не забыть для чего и

ради чего мы живем на Земле.

Задачей всего общества и социальных работников, в частности,

является сделать так, чтобы у пожилого человека не возникло чувство

отчужденности, ненужности. И этого можно достичь окружив человека теплом и

заботой, дав ему возможность максимально реализовать свой духовный и

интеллектуальный потенциал.

Несмотря на сложившуюся ситуацию, социальная работа с пожилыми

совершенствуется и этому в немалой степени способствует профессиональная

подготовка кадров.

В 1995 году десять российских вузов осуществили первый выпуск

профессиональных социальных работников, которым вручены дипломы специалиста

социальной работы.

Начиная с 1991г. сеть высших учебных заведений России, ведущих

подготовку и переподготовку специалистов по социальной работе, постоянно

расширялась. Если в 1990/91 учебном году таких вузов было 8, то в 199/98

учебном году - 81. Подготовку специалистов по социальной работе

осуществляли также 9 средних специальных учебных заведений.

По состоянию на начало 1998г. среди учебных заведений, занятых

подготовкой и переподготовкой кадров для системы социальной защиты

населения, было 10 государственных академий, 62 государственных

университета, 9 институтов социального и гуманитарного профиля, 1

учебный центр.

Значительный вклад в обучение, подготовку и переподготовку

специалистов по социальной работе, а также обеспечение научно-

методической и учебной литературой вносит Московский государственный

социальный университет (МГСУ).

Большую научно-исследовательскую работу развернул созданный в

1994г. Институт социальной работы. В стране выпускается ряд периодических

изданий по проблематике социальной работы. Систематически проводятся

научные и научно-практические конференции международного, всероссийского и

межрегионального уровня.

Все это свидетельствует о том, что процесс становления социальной

работы как науки и учебной дисциплины идет успешно. По существу создана

целостная система подготовки и переподготовки специалистов в одной из

актуальных областей человеческой деятельности - социальной сфере.

Однако еще немало проблем и нерешенных вопросов.

Чрезвычайно остро стоит проблема кадров. Вот только одна цифра:

на 89 территориях России в социальной сфере трудится более 400 тыс.

человек. Многие из них получили узкопрофильное профессиональное образование

(медики, педагоги, психологи, социологи и т.д.), но не имеют подготовки

социального работника.

В МГСУ действуют курсы повышения квалификации для практических

социальных работников. Но прием на них небольшой: 25 человек. При МГСУ

открыты также курсы по переподготовке преподавателей социальной работы.

В числе актуальных проблем подготовки социальных работников на наш

взгляд стоит отметить следующие:

1. Более тесная связь обучения выпускников с их будущей

профессиональной деятельностью. Ведь специфика теории и методики социальной

работы как научной и учебной дисциплины состоит в единстве знаний и умений.

Без такого единства не может состояться социальный работник.

2. Подготовка социальных работников, которая наряду с получением

общих знаний и умений предусматривает и узкую специализацию с учетом

объектов и направлений социальной работы (скажем, организатор социальной

защиты населения, юрист социальной службы, социальный педагог, специалист

по социальной работе с людьми пожилого возраста и т.д.). Сочетание

универсальной (общей) и специальной профессиональной подготовки дает

возможность социальным работникам более успешно решать свои проблемы на

рынке труда.

3. Расширение географии подготовки социальных работников. Сейчас

высшее образование получают в 55 субъектах Российской Федерации из 89.

Конечно, эта задача может быть решена лишь со временем.

4. Обновление существующих программ, создание новых, подготовка

учебников и учебных пособий по учебным дисциплинам, предусмотренным

обновленным Государст-венным стандартом.

5. Конституирование социальной работы как новой дисциплины. Это

позволит осуществлять подготовку социальных работников высшей квалификации,

без чего успешное развитие этого актуального направления невоз-можно.

6. Получение, хранение и распространение социальной информации.

Необходимо решить проблему оформления социального и юридического

статуса социальных работ-ников, определить их права, гарантии

деятельности, ввести данную специальность в штатное расписание всех служб и

учреждений.

В сфере социальной защиты населения должность специалиста по

социальной работе введена в штатное расписание девяти видов учреждений.

Такая должность введена также в системе учреждений комитетов по делам

молодежи. Вопрос о ее введении в учреждения здравоохра-нения,

пенитенциарной системы находится в стадии решения.

Актуальной остается проблема отбора лиц, избравших эту профессию.

Как в подготовке социальных работников, так и в содержании

социальной работы необходимо прежде всего (не игнорируя все полезное и

ценное за рубежом) опираться на традиции своей страны, менталитет народа,

особенности образа жизни населения России.

Таким образом,

1.Существующая сеть ЦСО в столице можно и должно развивать, не

останавливаясь на достигнутом, делая социаль-ное обслуживание еще более

доступным и эффективным.

2. Системе социального обслуживания необходимы соответствующее

материально-техническое обеспечение и базы данных по группам

населения, нуждающихся в поддержке или находящихся в зоне риска.

3. Слабое финансирование.

4. Несоответствие выполняемого объема труда и оплаты работников ЦСО.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Уровень цивилизованности общества ставится в прямую зависимость от

того положения, которое занимает в обществе старики, инвалиды и дети.

Совершенно очевидно, что от меры, глубины и последовательности решения

проблем пожилых людей зависит будущее страны, и устойчивое социальное

развитие.

Рассматриваемые в дипломной работе проблемы лиц пожилого

возраста и инвалидов требуют незамедлительного решения.

Число пожилых людей увеличивается каждый год, а качество жизни

снижается, и это далеко не временное явление в сегодняшних условиях

системного кризиса социальной защиты пожилых людей приобретает приоритетное

значение.

Создание системы социальных услуг, соответствующей потребностям

населения - одна из важнейших задач государства в период становления

социально-ориентированной рыночной экономики. Необходима концентрация

усилий всех заинтересованных сторон - представителей законодательной

власти, исполни-тельных органов, исследователей, общественных объеди-

нений с тем, чтобы последовательно реализовать меры по развитию и

укреплению системы социального обслуживания населения, обеспечивающей

гарантированный государством уровень социальной защиты.

Старение населения России, приблизившееся к критическому рубежу,

вовлекает государство в решение вопросов перераспределения ресурсов в

пользу пожилых людей, как особой группы населения, эффективного обеспечения

их социальной защищенности в период реформирования экономики.

Правительство Москвы исходит из того, что результативная и

взвешенная социальная политика является необходимым условием продолжения

реформ, укрепления ее социальной базы и улучшения общественно-

политической ситуации.

В рамках дипломной работы сложно осветить все проблемы и

тенденции в развитии системы социального обслуживания слабо защищенных

слоев общества. Проведенное исследование позволяет обобщить поднятые

вопросы следующим образом:

1. Социальная защита населения должна быть одним из главных

направлений государственной политики.

2. Необходимо продолжать работу по совершенст-вованию

законодательно-нормативной базы, ввести стандар-ты по организации

социального обслуживания населения, используя для этого научный потенциал

страны и зару-бежный опыт.

3. Социальная наука должна более активно заниматься

прогнозированием и разработкой на основе прогноза эффективных

управленческих решений, исключающие негативные социальные последствия, в

исследованиях в большей степени опираться на практический материал.

4. Эффективную систему социального обслуживания нельзя создать

без соответствующего материально-технического обеспечения и базы данных по

группам населения, нуждающихся в поддержке или находящихся в зоне риска.

5. Финансирование центров социального обслужи-вания, как

государственных учреждений, нацеленных на защиту населения, должно быть

гарантированным и произ-водиться за счет бюджета.

6. Необходимо пересмотреть подходы к оценке труда руководителей

центров социального обслуживания, решить вопрос о пересмотре оплаты труда

социальных работников и административно-хозяйственного персонала центров.

7. Внедрение новых эффективных методов социальной работы с пожилыми

позволит сделать социальное обслужи-вание более доступным для каждого

нуждающегося москви-ча. Для развития сети учреждений и оказания более

эффек-тивной помощи населению, необходимо привлекать не только

государственные организации, но и налаживать контакты с коммерческими

структурами и благотво-рительными фондами, путем тесного сотрудничества со

средствами массовой информации и коммуникации.

Важность проведенных исследований подтверждает рост числа людей

пожилого возраста, нуждающихся в социальной поддержке, а существующая

система не спо-собна в полной мере защитить их и требует дальнейшего

совершенствования.

Л И Т Е Р А Т У Р А :

1. Конституция Российской Федерации. М.,1993.

2. Федеральный закон РФ от 10.12.95г. N195 "Об основах социального

обслуживания населения в Российской Федерации".

3. Федеральный закон РФ от 17.05.95г. N122 "О социальном

обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".

4. Федеральный закон РФ от 24.11.95г. N181 "О социальной защите

инвалидов в Российской Федерации".

5. Федеральный закон от 12.01.95г. N5 "О ветеранах".

6. Постановление Правительства Москвы от 11.06.96г. N502 "О

территориальном перечне гарантированных государством социальных услуг,

предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам учреждениями

социального обслуживания г.Москвы".

7. Программа пенсионной реформы от 20 мая 1998г.

8. Распоряжение Правительства Москвы от 08.11.95г. N1101-РП "О

порядке и условиях зачисления на социальное обслуживание на дому".

9. Комплексная программа мер социальной защиты жителей Москвы на

2000г.-Москва-2000г.

10. Альперович В.А. Социальная геронтология. Ростов-на-Дону, 1997.

11. Гуманизм на практике - опыт работы ЦСО "Раменки" - МГСУ, ЦСО

"Раменки"-М.1995.

12. Дмитриев А.В. - Социальные проблемы людей пожилого возраста М.

1980

13. Жуков В.И. Реформы в России. М.: Союз-1997.

14. История социальной работы в России/ Энциклопедия социального

образования. т.VI/ Под ред.Жукова В.И., М.1998

15. Настольная книга специалиста - Социальная работа с пожилыми М.

1995.

16. Павленок П.Д. Введение в профессию "Социальная работа" -

Москва.: Инфра-М. 1998

17. Панов А.М. Социальное обслуживание населения как новый сектор

социальной сферы. Научно-теоретический сборник N 3 М. 1996 Союз.

18.Российская энциклопедия социальной рабо-ты/М.1997, т.II

19. Социальные льготы и гарантии для жителей Москвы. М.: Агар.1996.

20. Сборник нормативных и инструктивных документов по вопросам

деятельности ЦСО г.Москвы М.:1998 Агар.

21. Социс – М – Наука, 1996г.

22. Социальное обеспечение N1-М.1997.

23. Теория и практика социальной работы: отечественный и

зарубежный опыт - т.1 и 2- Москва-Тула-1993.

24. Теория и методика социальной работы - ч.1 и 2-М.: Союз 1994

25. Теория и практика социальной работы под ред. Холостовой Е.И.,

Москва -1999.

26. Уход за престарелыми на дому. Пособие для патронажных

работников. М.1998.

27. Шапиро В.Д.. Человек на пенсии.М.1980.

1 Теория социальной работы/ Под. ред. Е.И.Холостовой, М., 1999 – с.52

2 Жуков В.И. Реформы в России – М. : Союз – 1997 – с.253

3 История социальной работы в России/ Энциклопедия социального образования.

т.VI/ Под ред. Жукова В.И., М.1998 – с.108

4 Российская энциклопедия социальной работы, М.1997 т.II.- с.63

5 Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста/ М.1980 – с.25

6 Котельникова Г.П. Популярная энциклопедия пожилого

человека. М. 1997-с.68

7 Котельникова Г.П. Популярная энциклопедия пожилого

человека. М. 1997-с.54

8 Жуков В.И. Реформы в России – М. : Союз – 1997 – с.254

9 Постановление Правительства Российской Федерации «Программа пенсионной

реформы в РФ» от 20 мая 1998 года // Российская газета. 1998. 26 мая.

10 Постановление Правительства Российской Федерации «Программа пенсионной

реформы в РФ» от 20 мая 1998 года // Российская газета. 1998. 26 мая.

11 Постановление Правительства Российской Федерации «Программа пенсионной

реформы в РФ» от 20 мая 1998 года // Российская газета. 1998. 26 мая.

12 Об основах социального обслуживания населения в РФ. Федералный закон РФ

// Экономика и жизнь. 1996. № 1 . с. 20.

13 Федеральный закон РФ от 17.05.95 №122 «Осоциальном обслуживании граждан

пожилого возраста и инвалидов».

14 Альперович В.А. Социальная геронтология – М.1997. с.23

15 Альперович В.А. Социальная геронтология – М.1997. с.23

16 СОЦИС-М-Наука-1996г.- N3 с.27

17 Жуков В.И. Реформы в России – М. : Союз – 1997 – с.256

18 Постановление Правительства Москвы от 18 января 2000 N 38 "О

Комплексной программе мер социальной защиты жителей Москвы на 2000 год"

20 Постановление Правительства Москвы от 18 января 2000 N 38 "О

Комплексной программе мер социальной защиты жителей Москвы на 2000 год"

21 Постановление Правительства Москвы от 18 января 2000 N 38 "О

Комплексной программе мер социальной защиты жителей Москвы на 2000 год"

22 Постановление Правительства Москвы от 18 января 2000 N 38 "О

Комплексной программе мер социальной защиты жителей Москвы на 2000 год"

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.