| |||||
МЕНЮ
| Проблемы развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной Россиифункции, в частности, по медицинскому, бытовому и торговому обслуживанию граждан. Однако, несмотря на все трудности в целом по г.Москве удалось не только сохранить сеть нестационарных учреждений, но и в определенной мере расширить ее. Хотя система социального обслуживания населения развивалась бы гораздо успешнее, если бы было меньше нерешенных вопросов, как в правовом, так и в орга-низационном планах. Прежде всего, до настоящего времени не разработана государственная концепция социальной защиты населения, отсутствуют законодательная база и нормативные акты по социальному обслуживанию пенсионеров и инвалидов, многодетных, неполных и других семей. Существующие же немногочисленные документы по данной проблеме нередко иногда "тормозят" процесс оказания социальной помощи. Налаживается обеспечение компьютерами и другой вычислительной техникой, но только в одном направлении: пенсионное обеспечение. Центрам социального обслужи-вания компьютеры практически не выделяются в централизованном порядке Минсоцзащиты России и не приобретаются Комитетом социальной защиты населения Москвы, причина в основном сводится к недостатку финансирования. В связи с этим, в ЦСО практически не ведется работа по сбору и анализу данных о населении, и введения полученной информации в компьютеры. Все это сказывается на качестве планирования и проведение тех или иных социальных программ. Сейчас расслоение общества настолько велико, что учесть все группы социально незащищенных людей, а тем более отдельные семьи, старыми методами нереально. Органы исполнительной власти, создавая центры социального обслуживания, как государственные учреждения, предназначенные для оказания поддержки населению, с первого дня существования ставят их в унизительное положение, вынуждая выкручиваться и искать или просить помощь для себя. Почему центры финансируются из бюджета частично: на заработную плату работников, ремонт, оборудование и хозяйственные расходы? Но ведь есть еще питание посетителей, культурно-массовые мероприятия, срочная социальная помощь и другие направления деятельности ЦСО, которые требуют стабильного бюджетного финансирования. На данный период времени московским центрам помогает Отделение Пенсионного фонда по г.Москве. А завтра возможностей этой организации хватит только на выплату пенсий, что сейчас и происходит в ряде регионов Российской Федерации, т.к. предприятия останавливаются и поступления денежных средств существенно сокращаются. Какой же выход? Неужели придется закрывать ЦСО, в условиях, когда количество нуждающихся в социальной поддержке резко возрастает в результате полного или частичного прекращения деятельности предприятий? Что касается заработной платы руководителей центров, то тут возникает множество проблем и вопросов, и не столько из-за ее размеров, сколько из-за принципов установления должностных окладов. Во внимание прини-мается всего лишь один критерий: количество обслу-живаемых пенсионеров и инвалидов на дому, да и то с неприемлемой разбивкой по категориям. Совсем не учитываются другие условия: наличие и мощность отделения дневного пребывания, отделения срочного социального обслуживания, мини-пансионата, филиала и т.д. В итоге, директор ЦСО, не имеющий в структуре центра ничего, кроме ОСО, обслуживающих чуть больше 1000 человек, получает такую же зарплату, что и директор ЦСО с ОСО, обслуживающими 2000-4000 человек, да еще имеющий полный набор структурных подразделений. Отсутствие материальной заинтересованности руководителей, в определенной степени, не способствует более быстрому развитию структурных подразделений центров и качеству обслуживания пожилых людей. Если еще год назад в центрах социального обслуживания велись журналы с записью желающих устроиться на должность социального работника, то сейчас ситуация в корне изменилась: резко возросла текучесть кадров. Причина - низкая заработная плата. Не говоря даже о физической нагрузке, социальному работнику в психологическом отношении порой непросто бывает обслуживать своего подопечного, в подавляющем боль-шинстве получающего пенсию в 1,5-2 раза превышающую оценку нелегкого труда. В аналогичном положении нахо-дится и административно-хозяйственный персонал ЦСО: бухгалтеры, кассиры, водители, сторожа и др. В этой системе еще довольно многое не совершенно. Но можно с уверенностью сказать, что центры социального обслуживания и социальные работники нужны пожилым людям. Так же люди пожилого возраста нужны нам: их пройденный жизненный опыт, их оптимизм и уверенность в том, что все уладится и будет лучше - все это нам необходимо, чтобы не забыть для чего и ради чего мы живем на Земле. Задачей всего общества и социальных работников, в частности, является сделать так, чтобы у пожилого человека не возникло чувство отчужденности, ненужности. И этого можно достичь окружив человека теплом и заботой, дав ему возможность максимально реализовать свой духовный и интеллектуальный потенциал. Несмотря на сложившуюся ситуацию, социальная работа с пожилыми совершенствуется и этому в немалой степени способствует профессиональная подготовка кадров. В 1995 году десять российских вузов осуществили первый выпуск профессиональных социальных работников, которым вручены дипломы специалиста социальной работы. Начиная с 1991г. сеть высших учебных заведений России, ведущих подготовку и переподготовку специалистов по социальной работе, постоянно расширялась. Если в 1990/91 учебном году таких вузов было 8, то в 199/98 учебном году - 81. Подготовку специалистов по социальной работе осуществляли также 9 средних специальных учебных заведений. По состоянию на начало 1998г. среди учебных заведений, занятых подготовкой и переподготовкой кадров для системы социальной защиты населения, было 10 государственных академий, 62 государственных университета, 9 институтов социального и гуманитарного профиля, 1 учебный центр. Значительный вклад в обучение, подготовку и переподготовку специалистов по социальной работе, а также обеспечение научно- методической и учебной литературой вносит Московский государственный социальный университет (МГСУ). Большую научно-исследовательскую работу развернул созданный в 1994г. Институт социальной работы. В стране выпускается ряд периодических изданий по проблематике социальной работы. Систематически проводятся научные и научно-практические конференции международного, всероссийского и межрегионального уровня. Все это свидетельствует о том, что процесс становления социальной работы как науки и учебной дисциплины идет успешно. По существу создана целостная система подготовки и переподготовки специалистов в одной из актуальных областей человеческой деятельности - социальной сфере. Однако еще немало проблем и нерешенных вопросов. Чрезвычайно остро стоит проблема кадров. Вот только одна цифра: на 89 территориях России в социальной сфере трудится более 400 тыс. человек. Многие из них получили узкопрофильное профессиональное образование (медики, педагоги, психологи, социологи и т.д.), но не имеют подготовки социального работника. В МГСУ действуют курсы повышения квалификации для практических социальных работников. Но прием на них небольшой: 25 человек. При МГСУ открыты также курсы по переподготовке преподавателей социальной работы. В числе актуальных проблем подготовки социальных работников на наш взгляд стоит отметить следующие: 1. Более тесная связь обучения выпускников с их будущей профессиональной деятельностью. Ведь специфика теории и методики социальной работы как научной и учебной дисциплины состоит в единстве знаний и умений. Без такого единства не может состояться социальный работник. 2. Подготовка социальных работников, которая наряду с получением общих знаний и умений предусматривает и узкую специализацию с учетом объектов и направлений социальной работы (скажем, организатор социальной защиты населения, юрист социальной службы, социальный педагог, специалист по социальной работе с людьми пожилого возраста и т.д.). Сочетание универсальной (общей) и специальной профессиональной подготовки дает возможность социальным работникам более успешно решать свои проблемы на рынке труда. 3. Расширение географии подготовки социальных работников. Сейчас высшее образование получают в 55 субъектах Российской Федерации из 89. Конечно, эта задача может быть решена лишь со временем. 4. Обновление существующих программ, создание новых, подготовка учебников и учебных пособий по учебным дисциплинам, предусмотренным обновленным Государст-венным стандартом. 5. Конституирование социальной работы как новой дисциплины. Это позволит осуществлять подготовку социальных работников высшей квалификации, без чего успешное развитие этого актуального направления невоз-можно. 6. Получение, хранение и распространение социальной информации. Необходимо решить проблему оформления социального и юридического статуса социальных работ-ников, определить их права, гарантии деятельности, ввести данную специальность в штатное расписание всех служб и учреждений. В сфере социальной защиты населения должность специалиста по социальной работе введена в штатное расписание девяти видов учреждений. Такая должность введена также в системе учреждений комитетов по делам молодежи. Вопрос о ее введении в учреждения здравоохра-нения, пенитенциарной системы находится в стадии решения. Актуальной остается проблема отбора лиц, избравших эту профессию. Как в подготовке социальных работников, так и в содержании социальной работы необходимо прежде всего (не игнорируя все полезное и ценное за рубежом) опираться на традиции своей страны, менталитет народа, особенности образа жизни населения России. Таким образом, 1.Существующая сеть ЦСО в столице можно и должно развивать, не останавливаясь на достигнутом, делая социаль-ное обслуживание еще более доступным и эффективным. 2. Системе социального обслуживания необходимы соответствующее материально-техническое обеспечение и базы данных по группам населения, нуждающихся в поддержке или находящихся в зоне риска. 3. Слабое финансирование. 4. Несоответствие выполняемого объема труда и оплаты работников ЦСО. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Уровень цивилизованности общества ставится в прямую зависимость от того положения, которое занимает в обществе старики, инвалиды и дети. Совершенно очевидно, что от меры, глубины и последовательности решения проблем пожилых людей зависит будущее страны, и устойчивое социальное развитие. Рассматриваемые в дипломной работе проблемы лиц пожилого возраста и инвалидов требуют незамедлительного решения. Число пожилых людей увеличивается каждый год, а качество жизни снижается, и это далеко не временное явление в сегодняшних условиях системного кризиса социальной защиты пожилых людей приобретает приоритетное значение. Создание системы социальных услуг, соответствующей потребностям населения - одна из важнейших задач государства в период становления социально-ориентированной рыночной экономики. Необходима концентрация усилий всех заинтересованных сторон - представителей законодательной власти, исполни-тельных органов, исследователей, общественных объеди- нений с тем, чтобы последовательно реализовать меры по развитию и укреплению системы социального обслуживания населения, обеспечивающей гарантированный государством уровень социальной защиты. Старение населения России, приблизившееся к критическому рубежу, вовлекает государство в решение вопросов перераспределения ресурсов в пользу пожилых людей, как особой группы населения, эффективного обеспечения их социальной защищенности в период реформирования экономики. Правительство Москвы исходит из того, что результативная и взвешенная социальная политика является необходимым условием продолжения реформ, укрепления ее социальной базы и улучшения общественно- политической ситуации. В рамках дипломной работы сложно осветить все проблемы и тенденции в развитии системы социального обслуживания слабо защищенных слоев общества. Проведенное исследование позволяет обобщить поднятые вопросы следующим образом: 1. Социальная защита населения должна быть одним из главных направлений государственной политики. 2. Необходимо продолжать работу по совершенст-вованию законодательно-нормативной базы, ввести стандар-ты по организации социального обслуживания населения, используя для этого научный потенциал страны и зару-бежный опыт. 3. Социальная наука должна более активно заниматься прогнозированием и разработкой на основе прогноза эффективных управленческих решений, исключающие негативные социальные последствия, в исследованиях в большей степени опираться на практический материал. 4. Эффективную систему социального обслуживания нельзя создать без соответствующего материально-технического обеспечения и базы данных по группам населения, нуждающихся в поддержке или находящихся в зоне риска. 5. Финансирование центров социального обслужи-вания, как государственных учреждений, нацеленных на защиту населения, должно быть гарантированным и произ-водиться за счет бюджета. 6. Необходимо пересмотреть подходы к оценке труда руководителей центров социального обслуживания, решить вопрос о пересмотре оплаты труда социальных работников и административно-хозяйственного персонала центров. 7. Внедрение новых эффективных методов социальной работы с пожилыми позволит сделать социальное обслужи-вание более доступным для каждого нуждающегося москви-ча. Для развития сети учреждений и оказания более эффек-тивной помощи населению, необходимо привлекать не только государственные организации, но и налаживать контакты с коммерческими структурами и благотво-рительными фондами, путем тесного сотрудничества со средствами массовой информации и коммуникации. Важность проведенных исследований подтверждает рост числа людей пожилого возраста, нуждающихся в социальной поддержке, а существующая система не спо-собна в полной мере защитить их и требует дальнейшего совершенствования. Л И Т Е Р А Т У Р А : 1. Конституция Российской Федерации. М.,1993. 2. Федеральный закон РФ от 10.12.95г. N195 "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации". 3. Федеральный закон РФ от 17.05.95г. N122 "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". 4. Федеральный закон РФ от 24.11.95г. N181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". 5. Федеральный закон от 12.01.95г. N5 "О ветеранах". 6. Постановление Правительства Москвы от 11.06.96г. N502 "О территориальном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам учреждениями социального обслуживания г.Москвы". 7. Программа пенсионной реформы от 20 мая 1998г. 8. Распоряжение Правительства Москвы от 08.11.95г. N1101-РП "О порядке и условиях зачисления на социальное обслуживание на дому". 9. Комплексная программа мер социальной защиты жителей Москвы на 2000г.-Москва-2000г. 10. Альперович В.А. Социальная геронтология. Ростов-на-Дону, 1997. 11. Гуманизм на практике - опыт работы ЦСО "Раменки" - МГСУ, ЦСО "Раменки"-М.1995. 12. Дмитриев А.В. - Социальные проблемы людей пожилого возраста М. 1980 13. Жуков В.И. Реформы в России. М.: Союз-1997. 14. История социальной работы в России/ Энциклопедия социального образования. т.VI/ Под ред.Жукова В.И., М.1998 15. Настольная книга специалиста - Социальная работа с пожилыми М. 1995. 16. Павленок П.Д. Введение в профессию "Социальная работа" - Москва.: Инфра-М. 1998 17. Панов А.М. Социальное обслуживание населения как новый сектор социальной сферы. Научно-теоретический сборник N 3 М. 1996 Союз. 18.Российская энциклопедия социальной рабо-ты/М.1997, т.II 19. Социальные льготы и гарантии для жителей Москвы. М.: Агар.1996. 20. Сборник нормативных и инструктивных документов по вопросам деятельности ЦСО г.Москвы М.:1998 Агар. 21. Социс – М – Наука, 1996г. 22. Социальное обеспечение N1-М.1997. 23. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт - т.1 и 2- Москва-Тула-1993. 24. Теория и методика социальной работы - ч.1 и 2-М.: Союз 1994 25. Теория и практика социальной работы под ред. Холостовой Е.И., Москва -1999. 26. Уход за престарелыми на дому. Пособие для патронажных работников. М.1998. 27. Шапиро В.Д.. Человек на пенсии.М.1980. 1 Теория социальной работы/ Под. ред. Е.И.Холостовой, М., 1999 – с.52 2 Жуков В.И. Реформы в России – М. : Союз – 1997 – с.253 3 История социальной работы в России/ Энциклопедия социального образования. т.VI/ Под ред. Жукова В.И., М.1998 – с.108 4 Российская энциклопедия социальной работы, М.1997 т.II.- с.63 5 Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста/ М.1980 – с.25 6 Котельникова Г.П. Популярная энциклопедия пожилого человека. М. 1997-с.68 7 Котельникова Г.П. Популярная энциклопедия пожилого человека. М. 1997-с.54 8 Жуков В.И. Реформы в России – М. : Союз – 1997 – с.254 9 Постановление Правительства Российской Федерации «Программа пенсионной реформы в РФ» от 20 мая 1998 года // Российская газета. 1998. 26 мая. 10 Постановление Правительства Российской Федерации «Программа пенсионной реформы в РФ» от 20 мая 1998 года // Российская газета. 1998. 26 мая. 11 Постановление Правительства Российской Федерации «Программа пенсионной реформы в РФ» от 20 мая 1998 года // Российская газета. 1998. 26 мая. 12 Об основах социального обслуживания населения в РФ. Федералный закон РФ // Экономика и жизнь. 1996. № 1 . с. 20. 13 Федеральный закон РФ от 17.05.95 №122 «Осоциальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». 14 Альперович В.А. Социальная геронтология – М.1997. с.23 15 Альперович В.А. Социальная геронтология – М.1997. с.23 16 СОЦИС-М-Наука-1996г.- N3 с.27 17 Жуков В.И. Реформы в России – М. : Союз – 1997 – с.256 18 Постановление Правительства Москвы от 18 января 2000 N 38 "О Комплексной программе мер социальной защиты жителей Москвы на 2000 год" 20 Постановление Правительства Москвы от 18 января 2000 N 38 "О Комплексной программе мер социальной защиты жителей Москвы на 2000 год" 21 Постановление Правительства Москвы от 18 января 2000 N 38 "О Комплексной программе мер социальной защиты жителей Москвы на 2000 год" 22 Постановление Правительства Москвы от 18 января 2000 N 38 "О Комплексной программе мер социальной защиты жителей Москвы на 2000 год" |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|