реферат бесплатно, курсовые работы
 

Проблемы развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России

резким падением средней продолжительности жизни населения.

В 1992-93гг. средняя продолжительность жизни у мужчин была 59 лет

и у женщин 78,7 года.14 По этому основному показателю состояния качества

жизни Россия оказалась на последнем месте в Европе для мужчин и на одном из

последних мест для женщин. Тенденция по сокращению продолжительности

жизни привела к тому, что среди лиц пожилого возраста много одиноких женщин

.

Несомненно влияние резкого ухудшения условий труда и жизни для

многих миллионов мужчин и женщин, что особенно сильно отразилось на

пенсионерах.

Старость, как период жизни людей вбирает в себя многие коренные

проблемы как биолого-медицинской сферы, так и вопросы социального и

личного быта общества и каждой индивидуальности. В этот период перед

пожилыми людьми возникает много проблем, так как пожилые люди относятся к

категории "маломобильного" населения и являются наименее защищенной,

социально уязвимой частью общества. Это связано прежде всего с дефектами и

физического состояния, вызванного заболеваниями с пониженной двигательной

активностью. Кроме этого социальная незащищенность пожилых людей связана с

наличием психического расстройства, формирующего их отношение к обществу и

затрудняющего адекватный контакт с ним. 15

Психические проблемы возникают при разрыве привычного образа жизни

и общения в связи с выходом на пенсию, при наступлении одиночества в

результате потери супруга, при заострении характерологических особенностей

в результате развития склеротического процесса. Все это ведет к

возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии,

изменениям поведения. Снижение жизненного тонуса, лежащего в основе

всевозможных недугов, в значительной степени объясняется психологическим

фактором - пессимистической оценкой будущего, бесперспективным

существованием. При этом, чем глубже самоанализ, тем сложнее и

болезненнее психическая перестройка.

Главная трудность заключается в изменении статуса пожилых людей

и максимального продления их независимой и активной жизни в старости,

вызванное прежде всего прекращением или ограничением трудовой

деятельности, пересмотров ценностных ориентиров, самого образа жизни и

общения, а также возникновение различных затруднений как в социально-

бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям.

Повышенная социальная уязвимость пожилых граждан связана также

и с экономическими факторами: небольшими размерами получаемых пенсий,

низкой возможностью трудоустройства как на предприятиях, так и в получении

работы на дому.

Важной социальной проблемой пожилых людей является постепенное

разрушение традиционных семейных устоев, что привело к тому, что старшее

поколение не занимает почетное главенствующее положение. Очень часто

пожилые люди вообще живут отдельно от семей и поэтому им бывает не подсилу

справляться со своими недомоганиями и одиночеством, и если раньше основная

ответственность за пожилых лежала на семье, то сейчас ее все чаще берут на

себя государственные и местные органы, учреждения социальной защиты.

В условиях нашей страны, когда средняя продолжительность жизни

женщин примерно на 12 лет больше, чем у мужчин, пожилая семья, чаще

всего заканчивается женским одиночеством.

Хронические заболевания снижают возможности самообслуживания,

адаптации к изменениям. Могут возникать сложности с окружающими, в том

числе и с близкими, даже с детьми и внуками. Психика пожилых и старых

людей людей отличается иногда раздражи-тельностью, обидчивостью,

возможны старческие депрессии, ведущие порой к самоубийству, уходу из

дома. Люди пожилого и старческого возраста, прежде всего, одинокие - но

нужно помнить что помощь нужна не только пожилому человеку, но и его

семье.

Наступление зрелости и старости - неизбежный процесс, но

объективное положение, а также их опыт, взгляды, ценностные ориентации -

являются продуктами социальной среды.

Сегодня каждый пятый житель России - пенсионер по возрасту.

Практически во всех семьях хотя бы один из членов семьи – пожилой человек.

Проблемы людей третьего поколения можно считать всеобщими. Пожилые люди

нуждаются в повышенном внимании общества и государства, и представляют

собой специфический объект социальной работы. В России около 23%

населения являются пожи-лыми и старыми людьми, и тенденции увеличения

части пожилых людей в общей массе населения сохраняются, то становится

очевидным, что проблема социальной работы с пожилыми людьми имеет

общегосударственное значение.

По данным ООН в 1950г. в мире было 214 миллионов людей старше 60

лет: по прогнозам в 2000г. их уже будет 590 миллионов, а в 2005г. - 1100

миллионов, т.е. численность пожилых людей возрастет за эти годы в 5 раз,

тогда как население планеты за это время увеличится в 3 раза. 16 В связи с

этим стали говорить о "старении" общества. В нашей стране по тем же

прогнозам в 2000г. 25% населения будет старше 50 лет.

Социальная политика по отношению к престарелым гражданам, как и

социальная политика нашего государства в целом, ее масштабы,

направленность и содержание на протяжении всей истории страны находились

под влиянием и определялись социально-экономическими и конкретными

общественно-политическими задачами, стоявшими перед обществом на том или

ином этапе его развития. Выделение в общей структуре социальной политики

особого направления - геронтологической политики, касающей благосостояния

и здоровья престарелых граждан, обусловлена довольно специфическими

условиями и образом жизни, особенностями их потребностей, а также уровнем

развития общества в целом, его культурой.

Особенность социальной политики государства в современных

условиях состоит в переносе центра тяжести при осуществлении социальной

защиты пожилых и старых людей непосредственно на места. Социальная защита

на ближайший кризисный период предоставляет собой комплекс дополнительных

мероприятий по оказанию материальной помощи старым людям, осуществляемых

за счет федерального и местных бюджетов, за счет специально создаваемых

фондов социальной поддержки населения, сверх социальных гарантий,

традиционно реализуемых системой социального обеспечения.

В качестве основной цели социальная защита пожилых предполагает

избавление их от абсолютной нищеты, оказание материальной помощи в

экстремальных условиях переходного периода к рыночной экономике,

содействие адаптации этих слоев населения к новым условиям. К сожалению, в

настоящее время социальная стратегия государства направлена не на

абсолютное увеличение расходов на социальные программы, а преимущественно

на перераспределение имеющихся средств в целях оказания социальной помощи

прежде всего наиболее нуждающимся гражданам общества, к которым

традиционно относятся пенсионеры по старости, оказавшиеся за чертой

бедности. 17

Анализируя накопленный опыт работы по социаль-ной поддержке

москвичей за последние годы можно констатировать следующее.

Принимаемые Правительством Москвы в течение ряда лет меры по

социальной поддержке жителей города позволили сформировать устойчивую,

гарантированную систему социальной защиты населения на городском и районном

уровнях, имеющую целенаправленный, адресный характер.

В современных социально-экономических условиях, к сожалению,

постоянно снижается жизненный уровень "экономически неактивной части

населения", а в Москве это почти каждый третий житель (только в

органах социальной защиты на учете состоит 3,5 млн. получателей пенсий и

пособий). Проводимая Правительством Москвы социально ориентированная

политика позволяет сохранять в городе необходимую социальную стабильность.

Основные меры социальной поддержки, осущест-вляемые

Правительством Москвы, нашли свое отражение в Комплексной программе мер

социальной защиты жителей Москвы на 1999 год.

Намеченная на 1999 год программа мер социальной защиты жителей

Москвы полностью выполнена. 18

В целом на ее реализацию направлено около 45% всех бюджетных

расходов города, в том числе на строительство бесплатного муниципального

жилья и расселение жителей из районов с пятиэтажной застройкой - 3,5

млрд.руб., дотацию на бесплатный проезд в городском транспорте льготных

категорий - 3,8 млрд.руб., бесплатное лекарственное обеспечение - 2,1

млрд.руб., выплату пособий семьям с детьми и различных доплат - 1,1

млрд.руб. В процессе исполнения бюджета в целях обеспечения социальной

защиты москвичей дополнительные ассиг-нования направлялись на бесплатное

лекарственное обеспечение, увеличение доплат к пенсиям.

С января 1999 года в Москве в основном реализован Федеральный

закон "О ветеранах". Жилищно-коммунальные льготы дополнительно получили

570 тысяч ветеранов войны и труда, льготы по оплате радиоточки и

телеантенны - 1,3 млн.ветеранов, на что из городского бюджета допол-

нительно было выделено 460 млн.руб., а всего на реали-зацию этого закона

городом расходуется более 4 млрд. руб. в год. Из-за отсутствия средств

федерального бюджета в 1999 году для 1,1 млн.ветеранов льгота по оплате за

телефон по-прежнему финансировалась из доходов АО "Москов-ская

городская телефонная сеть", на что направлено 206 млн.руб.

Особое внимание в 1999 году уделялось материальной поддержке

пенсионеров. Повышение "социальной нормы" (дважды в течение года)

способствовало приближению пенсий к прожиточному минимуму. С 1 ноября

1999 года она составила 575 руб. в месяц. Численность получателей

городских доплат к пенсиям до "социальной нормы" достигла к концу года

1730 тыс.чел., а сумма расходов на их выплату за 1999 год превысила 2

млрд.руб.

Продолжалась работа по предоставлению инвалидам различных

реабилитационных услуг и технических средств. В 1999 году инвалидам

бесплатно выдано 2,5 тыс. кресло-колясок, 150 тыс. протезно-

ортопедических изделий, 34,2 тыс. санаторно-курортных путевок, а также

выделено 2,6 тыс. автомобилей "Москвич-Святогор".

Для адресной социальной поддержки малообес-печенных персионеров и

семей с детьми в 1999 году активно привлекались внебюджетные средства

префектур адми-нистративных округов, районных управ, благотво-рительных,

некоммерческих организаций и внебюджетных государственных социальных

фондов - социального страхования, занятости, пенсионного. На эти цели

направлено более 1,2 млрд.руб.20

О резком падении жизненного уровня пожилых граждан

свидетельствует увеличение почти в 1,5 раза обращений по организации

захоронения умерших пенсионеров на безвозмездной основе.

В 1999 году продолжалась выплата городских доплат к пособию на

погребение и предоставление отдельных бесплатных ритуальных услуг ГП

"Ритуал". На эти цели из городского бюджета направлено около 53 млн.

рублей.

Кроме того, к пенсиям определенным категориям ветеранов с учетом

их боевых и других заслуг установлены дополнительные выплаты. К этим

категориям ветеранов относятся: женщины - инвалиды и участницы ВОВ,

инвалиды ВОВ, не выработавшие вследствие тяжелого ранения требуемый стаж

для назначения трудовой пенсии, инвалиды с детства вследствие ранения в

годы ВОВ, родители военнослужащих, погибших в армии в мирное время,

Почетные доноры СССР, сдававшие кровь в годы ВОВ.

Для обеспечения достойной жизнедеятельности престарелых

граждан в системе социальной защиты весьма положительно зарекомендовали

себя центры социального обслуживания, помогающие одиноким престарелым и

инвалидам адаптироваться в тяжелой жизненной ситуации.

В 1999 году продолжалось решение задачи по созданию центров

социального обслуживания в каждом районе города. На сегодняшний день в

городе практически завершена работа по выполнению Программы развития сети

центров социального обслуживания. В настоящее время в Москве создано 112

центров социального обслуживания, 11 филиалов и 1 Экспериментальный

комплексный центр социальной защиты населения в Юго-Восточном

административном округе.

Для обслуживания на дому одиноких пенсионеров и инвалидов при

ЦСО создано 916 отделений социального обслуживания, которые в 1999 году

оказали различные социальные услуги на дому более 115 тыс. (Приложение №1

и №2) одиноких граждан, нуждающихся в посторонней помощи. За последние

годы получили развитие отделения социально-медицинского обслуживания на

дому, которые предназначены для оказания социальной и медицинской помощи

одиноким пенсионерам и инвалидам, страдающим тяжелыми формами заболеваний.

Всего в городе создано 19 таких отделений, которые оказывают помощь почти

1200 человек.

В настоящее время при ЦСО функционируют 140 отделений дневного

пребывания (Приложение №2), которые ежедневно посещают около 4 тыс.

пенсионеров и инвалидов, где им предоставляется бесплатное питание,

доврачебная медицинская помощь, ЛФК, массаж, парикмахерские услуги,

культурно-досуговые мероприятия. 21

Почти во всех центрах социального обслуживания функционируют

отделения срочного социального обслуживания. В 1999г. в эти отделения

обратилось более 350 тыс. человек, из них 93 % граждан получили различную

адресную помощь (вещевую, продуктовую, юридическую, правовую) - Приложение

№3.

В 1999 году продолжилась работа по обеспечению малообеспеченных

граждан бесплатными горячими обедами и продуктовыми наборами. Ежедневно

горячее питание получают 3985 чел., а продуктовые наборы ежемесячно - 19

тыс. человек. С 1 ноября 1999 года стоимость обедов в отделениях дневного

пребывания увеличена с 16.5 рублей до 25 рублей в день на одного человека,

а стоимость продуктового набора - с 72 до 108 рублей (т.е. в 1,5 раза).

В целях выявления нуждающихся в социальном обслуживании,

работниками центров в 1999 г. проведено массовое обследование всех

одиноких и одиноко проживающих лиц пожилого возраста. Всего обследовано

81,5 тыс. человек. В результате проведенной работы более 9 тыс. одиноких

пенсионеров дополнительно взяты на социальное обслуживание. По

результатам обследования была выявлена группа лиц, которая в данное время

не нуждающихся в прикреплении к социальному работнику, но в любой момент

этот вид услуги им может потребоваться. Центрами социального

обслуживания осуществляется контроль за гражданами, относящимися к этой

категории, на предмет принятия их в отделения социального обслуживания на

дому, а также оказания других видов социальной помощи. Граждане,

вошедшие в "группу риска", при обследовании получили памятки с телефонами

и адресами центров, в которые они могут обратиться в экстренных ситуациях.

В условиях финансово-экономического кризиса особую актуальность

приобретает организация торгово-бытового обслуживания малообеспеченных

граждан по сниженным ценам. Программа торгового и бытового обслуживания

малообеспеченных граждан по сниженным ценам была разработана Комитетом

социальной защиты населения совместно с заинтересованными департаментами

и комитетами Правительства Москвы, ветеранскими и другими организациями,

и рассмотрена на заседании Правительства Москвы 8 декабря 1998г.

Основной целью программы является создание единой системы торгово-бытового

обслуживания малообеспеченных граждан, консолидация для этого различных

финансовых ресурсов, привлечение внимания благотворительных и ветеранских

организаций. Одним из путей реализации данной программы является

организация выездной торговли и предоставление бытовых услуг в центрах

социального обслуживания, социальных жилых домах и других учреждениях

социальной защиты. Программой предусматривается снижение цен на товары и

услуги не менее чем на 15% от средних цен по городу или указанных в

прейскурантах.

Другим серьезным направлением социальной защиты являются меры по

социальной поддержке и реабилитации инвалидов, обеспечению их нормальной

жизнедеятельности и интеграции в общество. Правительством Москвы

поставлена задача комплексного решения вопросов социальной, медицинской,

профессиональной и трудовой реабилитации инвалидов. Начиная с 1995 года, в

бюджетных показателях ежегодно предусматриваются средства на реализацию

Комплексной целевой программы реабилитации инвалидов Москвы, которая

включает в себя широкий перечень мероприятий по реабилитации и социально-

бытовой адаптации инвалидов.

С 1 июля 1998 г. введены 50 % скидки по оплате жилья и

коммунальных услуг одиноко проживающим ветеранам труда; ветеранам труда,

проживающим в семьях, состоящих из пенсионеров, а также ветеранам труда,

проживающим с нетрудоспособными членами семьи, находящимися на их

иждивении. Право на эти льготы получили около 200 тыс. пенсионеров -

ветеранов труда. 22

Сегодня на реализацию социально-бытовых льгот, предусмотренных

Законом РФ "О ветеранах", расходуется более 3 млрд. руб. в год.

Вместе с тем, до настоящего времени остаются не реализованными

льготы для 530 тыс. ветеранов труда, проживающих в семьях, а также льготы

по оплате за телеантенну, радиоточку и льготы по оплате за пользование

телефоном для отдельных категорий ветеранов.

Для введения в г. Москве Федерального Закона "О ветеранах" в полном

объеме требуется дополнительно 461,51 млн. руб. в год. Вопрос о

включении этих расходов в бюджет города на 1999 год пока окончательно не

решен.

С 1 февраля 1998 года, с целью устранения диспропорции в уровне

пенсионного обеспечения 2,3 тыс. женщин-инвалидов войны по сравнению с

женщинами-участницами ВОВ, им установлены аналогичные доплаты к пенсиям,

на что израсходовано более 2,2 млн. руб. 28 мая 1998 года Мэром Москвы

принято решение об установлении лилипутам (карликам) ежемесячной доплаты к

пенсии в размере 100 % минимальной пенсии по старости.

С 1 июля 1998 года в полтора раза увеличены ежемесячные доплаты к

пенсиям по старости родителям погибших военнослужащих срочной службы

и одновре-менно такая же доплата распространена на родителей

военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и погибших при

исполнении обязанностей службы (2 млн. руб.).

Осуществление перечисленных мер позволило, наряду с финансированием

социальной защиты из городских источников, более гибко реагировать на

социальные нужды жителей своей территории, оказывая адресную социальную

поддержку.

Проведенное исследование показало, что система срциального

обслуживания пожилых людей – одна из важных, неотъемлемых сторон социальной

защиты населения, государственной социальной политики. Существующие

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.