реферат бесплатно, курсовые работы
 

Проблемы развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России

Проблемы развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ФАКУЛЬТЕТ ДИСТАЦИОННО-ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

кафедра социальной работы

ЧИЖИКОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В

СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Дипломная работа

Допустить к защите Научный

руководитель

Декан факультета социальных кандидат

исторических наук,

технологий отделения доцент

дистанционно-заочного обучения

профессор

Л.И.Кононова

А.С.Госпорьян

______________________________

____________________________

“_____”__________________2000 г.

“_____”_________________2000 г.

Москва 2000

ПЛАН ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

ВВЕДЕНИЕ

2-4

ГЛАВА I

Социальная политика государства по защите и поддержке граждан пожилого

возраста.

1.1 Объективные предпосылки и пути развития социальной защиты

пожилых людей. 5-11

1.2. Социальные проблемы лиц пожилого возраста и их

отражение в государственной социальной политике. 12-22

ГЛАВА II

Анализ эффективности работы центров социального

обслуживания и повышение их роли ( на примере г.Москвы)

2.1. Совершенствование управления деятельности Комитета социальной

защиты населения Москвы и ОУСЗН по социальной защите.

23-27

2.2. Новые методы работы центров социального обслуживания

28-48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

49-51

ЛИТЕРАТУРА

52-54

ПРИЛОЖЕНИЯ

55-60

ВВЕДЕНИЕ

Новый экономический курс, связанный с переходом к рынку,

осуществляется в РФ в крайне сложных условиях. Сокращение объемов

производства, нарушение производственно-хозяйственных связей привели к

экономическому кризису. Общество разделилось на богатых и бедных.

Преобладающей стала категория малообеспеченных граждан.

Практически единственно правильным выходом было создание и

развитие системы учреждений социального обслуживания, которые смогли

обеспечить социальную защиту малоимущему и престарелому населению.

Государственная социальная политика была сориентирована на

гарантированную индивидуальную помощь и поддержку тем людям, которые

оказались в экстремальной ситуации.

Эти меры были приняты вовремя и сыграли определенную роль в

формировании и развитии нового направления социального обслуживания

населения. В Российской Федерации данный сектор конституировался

относительно недавно, хотя социальные услуги отдельным группам граждан

оказывались и ранее.1

Социальное обслуживание населения можно рассматривать как

социальную технологию, позволяющую оказать необходимую поддержку гражданам

в условиях сложной жизненной ситуации, то есть ситуации, нарушающей

жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к

самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство,

безнадзорность, малообеспеченность, отсутствие определенного места

жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.д.),

которую он не может преодолеть самостоятельно.2

Определенная нормативно-правовая база организации социального

обслуживания нуждающимся гражданам стала формироваться в нашей стране в

начале 1990-х годов. На региональных и территориальных уровнях прошла

реорганизация, в Москве и других городах были созданы центры социального

обслуживания пенсионеров и инвалидов.

Основные положения развития новых служб закреплены в Федеральном

Законе "Об основах социального обслуживания населения в Российской

Федерации" от 10.12.95г. N195-ФЗ. Актуальность проблем, связанных с

развитием системы социального обслуживания предопределена следующими

факторами:

- неудовлетворенность кризисных слоев населения материальным

положением;

- востребованность обществом новой социальной политики;

- проблемность развития системы социального обслуживания.

Следовательно, актуальность дипломной работы обусловлена

необходимостью усиления социальной поддержки населения, особенно его

наиболее уязвимых слоев, в условиях переходного периода.

Первый раздел дипломной работы определяет наиболее острые

проблемы пожилых людей. Раскрывается их сущность: рассматривается состояние

и положение пожилого человека в обществе, определяются основные критерии

оценки уровня жизни пожилых людей, также и определяются задачи нашего

государства в области социальной политики в отношении престарелых граждан.

Второй раздел диплома посвящается работе центров социального

обслуживания г.Москвы. Рассматривается деятельность его структурных

подразделений, их задачи, определяются проблемы и пути их решения.

Цель данной дипломной работы - раскрыть сущность проблем

развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной

России и определить пути их решения.

Решению этой цели служат следующие задачи:

- рассмотреть социальную политику государства по защите и поддержке

граждан пожилого возраста;

- объективные предпосылки и пути развития социальной защиты пожилых людей;

- социальные проблемы лиц пожилого возраста и их отражение в

государственной социальной политике;

- провести анализ эффективности работы центров социального обслуживания и

повышение их роли по социальному обслуживанию пожилых (на примере

г.Москвы);

- предложить меры по усовершенствованию управления деятельности Комитета

социальной защиты населения Москвы и ОУСЗН по социальной защите;

- новые методы работы центров социального обслуживания;

- показать какие социальные технологии используются в работе с пожилыми

людьми, какие меры предпринимаются Правительством Москвы и Комитетом

социальной защиты населения Москвы для оказания социальной помощи

пенсионерам и инвалидам;

- определить место и роль центров социального обслуживания в системе

социальных служб.

Объектом исследования является система социального обслуживания

пожилых людей (центры социального обслуживания г.Москвы).

Предметом исследования - является исследование проблем

развития и функционирования системы комплексного социального обслуживания

пожилых людей на примере г.Москвы.

ГЛАВА ПЕРВАЯ

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА ПО ЗАЩИТЕ И ПОДДЕРЖКЕ ГРАЖДАН

ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА.

1.1 Объективные предпосылки и пути развития социальной

защиты пожилых людей.

Распад Советского Союза обернулся для нашей страны образованием

нового государства с меньшим количеством населения, сократившегося с 289

до 147 млн. человек, с расчленением основного государствообразующего

этноса, с урезанной территорией, с разрывом вековых духовных,

экономических, политических, социальных и иных связей.3

Новая реальность самым непосредственным образом воздействует на

содержание, осмысление и восприятие нынешних интересов нашей страны и

общества в целом. Для России характерны свои традиционные жизненные

ценности, духовные и общественные ориентации: неприятие положений

прагматической этики и приоритета материального успеха, а также

признание в качестве главного в жизни – иметь спокойную совесть, душевную

гармонию, хорошие семейные и дружеские отношения.4

На эти традиционные особенности российского мышления наложили свой

отпечаток многие годы жизни при социализме , когда существовала более

полувека социальная защищенность людей, подтверждая уверенность в

завтрашнем дне. Государство в определенной мере провоцировало

иждивенчество. Не было опасности остаться без работы или, заболев, - без

средств к существованию. Не терзали сомнения за будущее детей и получение

ими образования. Медленно, но решался жилищный вопрос.

Проблема состоит в том, что в механизмах взаимодействия личности,

семьи и общества, существует огромное число уникальных моделей отношений.

Их многообразие и динамизм предопределяются как сущностными свойствами

человека, его особенностями, так и свойствами микро и макросреды, т.е.

свойствами и динамикой экономических, политических, духовно-нравственных

процессов, происходящих в обществе. В этом смысле переживаемый россиянами

переходный период уникален по степени напряженности социально-личностных

отношений, по динамизму перемен.

Одним из основополагающих факторов, действующих в рамках общества,

определяющим социально-экономический статус человека и семьи, является

состояние и характер существующих общественных отношений.

В условиях зарождения и развития рыночных отношений наиболее

острыми становятся проблемы социальной защиты населения от негативных

воздействий рынка.

Логика развития рыночных отношений выдвигает на первый план

социальной защиты людей, находящихся за пределами рынка и не имеющих

возможности существования даже на уровне минимальных стандартов к жизни.

Это относится к тем, кто по объективным причинам не участвует в

сфере производства и стоит вне взаимосвязанных моментов социальной

справедливости, актуальных для всех исторических периодов:

- производственная справедливость, которая содержит предъявленные к

человеку со стороны общества требования необходимости полезной

деятельности, и которому не могут отвечать те, кто остался вне

производства: старики, дети, инвалиды и др.;

- распределительной справедливости, которая предполагает

ответственность общества перед человеком цивилизованного гражданского

общества.

На Земле с каждым годом становится все больше и больше людей

пожилого возраста. Доля людей пожилого и старческого возраста в общей

численности населения России за последние годы значительно выросла и

сегодня составляет примерно 20%.5 Ученые, занимающиеся проблемами

народонаселения, утверждают, что этот процесс в нашей стране будет

продолжаться еще не одно десятилетие.

Наша страна переживает сейчас нелегкие времена и все же,

несмотря на большие трудности, регулярно проводится индексация пенсий,

которые получают 29 миллионов россиян. Открыты и функционируют более 2000

учреждений социального обслуживания. 232 тысячи человек, нуждающихся в

постоянной посторонней помощи, проживают в стационарных учреждениях.

Гораздо больше пожилых пациентов лечатся в различных лечебно-

профилактических учреждениях.6

Надо признать, что совместные усилия различных ведомств позволяют

более эффективно использовать выделенные государством средства и

достаточно успешно проводить в жизнь политику в отношении пожилых.

1999 год был объявлен ООН как год пожилых людей, что является

признанием людей, вступивших в период "золотой осени", а также показателем

необходимости улучшения социальной, медицинской и других видов помощи

престарелым гражданам со стороны общества.

Следует также признать, что большая группа наших граждан,

представленная пожилыми людьми, нуждается в основательной материальной,

социальной и психологической поддержке. Ведь это в большинстве своем люди,

прекратившие трудовую деятельность (в России, кстати, продолжают работать

всего лишь 15% мужчин-пенсионеров и 12% женщин, что очень мало).7

Пенсионеры имеют материальный доход в несколько раз ниже, чем работающие.

Они превращаются из "поставщиков", кормильцев в потребителей, что,

конечно, изменяет положение пенсионеров в семье и обществе и делает его

уязвимым во многих жизненных ситуациях. Поэтому своевременная поддержка

пенсионеров государством, а также их родными предприятиями и учреждениями,

различными фондами играет очень большую роль.

Основным показателем высокой культуры и цивилизации общества

являются социальные гарантии и социальная защита престарелых граждан, а

также качество оказываемой им помощи и поддержки.

Социальная защита пожилых и престарелых граждан на современном

уровне осуществляется по трем основным направлениям:

-социальная защита (предоставление старым людям льгот и

преимуществ),

-социальное обслуживание

-организация пенсионного обеспечения.

Механизм социальной защиты пожилых людей реализуется на

государственном (федеральном) и региональном (местном) уровнях.

Государственный уровень социальной защиты обеспечивает

гарантированное предоставление зако-нодательно установленных пенсий, услуг

и льгот в соответствии с установленными денежными и социальными

нормативами. На региональном уровне с учетом местных условий и

возможностей решаются вопросы допол-нительного повышения уровня

обеспечения сверх госу-дарственного. По усмотрению местных органов

возможно установление региональных норм обеспечения, но не ниже

закрепленных в законодательстве. 8

Обострение проблем в пенсионном обеспечении было связано с

появлением и быстрым нарастанием задолжности по выплате пенсий в предыдущие

годы, начиная с 1995 года.

Объективной причиной финансовой нестабильности пенсионной системы

является, с одной стороны, кризис неплатежей, с другой – ее несоответствие

изменившимся социально-экономическим условиям в стране.

Действующая пенсионная система сложилась, когда экономические

отношения базировались исключительно на государственной (общенародной)

собственности и государство жестко регулировало все сферы жизни общества и

народного хозяйства. В рамках системы пенсионного обеспечения решались

многие , несвойственные для нее задачи.

Предотвратить углубление кризиса пенсионной системы и создать

предпосылки для экономического роста можно только через поэтапный переход

от всеобщей распределительной системы к смешенной системе пен-сионного

обеспечения, в которой значительную роль играют накопительный механизмы

финансирования пенсий. 9

В долгосрочной перспективе в качестве альтернативы действующей

распределительной системе предлагается смешенная система пенсионного

обеспечения, которая включает в себя :

- государственное пенсионное страхование – ведущий элемент

системы , по которому выплата пенсий осуществляется в зависимости от

страхового (трудового) стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет

государственного пенсионного страхования и финансируется как за счет

текущих поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации, так и за счет

средств, полученных от направления части обязательных страховых взносов на

накопление, и за счет инвестиционного дохода от их размещения ;

- государственное пенсионное обеспечение для отдельных

категорий граждан, а также для лиц, которые не преобрели права на пенсию

по государственному пенсионному страхованию, - за счет средств федерального

бюджета ;

- дополнительное пенсионное страхование (обеспечение),

осуществляемое за счет добровольных взносов работодателей и работников, а

в случаях , установленных законодательством Российской Федерации, -

обязательных страховых взносов.10

Развитие ситуации с пенсионным обеспечением за время, прошедшее с

момента одобрения Правительством Российской Федерации Концепции реформы

системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации привело к

необходимости корректировки отдельных направлений пенсионной реформы.11

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста , инвалидов,

представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных

граждан в социальных услугах.

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг

(уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой,

социально- психологической и натуральных видов помощи, помощь в

профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга,

содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются

гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях

социального обслуживания независимо от форм собственности.12

Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидаи

возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной

справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка,

происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,

отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям

и других обстоятельств.13

Гражданам пожилого возраста и инвалидам обеспечивается возможность

получения достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей

социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальные

перечни гарантированных государством социальных услуг.

Таким образом, создание системы социальных услуг, соответствующей

потребности населения – одна из важнейших задач государства в период

становления социально- ориентированной рыночной экономики.

Необходима концентрация усилий всех заинтересованных сторон –

представителей законодательной власти, исполнительных органов,

исследователей, общественных объединений с тем, чтобы последовательно

реализовывать меры по развитию и укреплению системы социального

обслуживания населения.

1.2. Социальные проблемы лиц пожилого возраста и их отражение в

государственной социальной политике.

Структурная перестройка общества неизмеримо усилила проблемы

пожилого населения страны, что напрямую сказалось на сокращении

продолжительности жизни.

Средняя продолжительность жизни - величина переменная,

свидетельствующая об усилиях государства и общества, направленных на

предотвращение смертности и укрепление здоровья населения. Средняя

продолжи-тельность жизни является обобщенным критерием, определяющим как

присущие людям биологические закономерности старения и смерти, так и

влияние социальных факторов: уровня и образа жизни, состояния

здравоохранения, достижений науки.

Первая половина 90-х годов ознаменовалась в Российской Федерации

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.