реферат бесплатно, курсовые работы
 

Проблемы развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России

законодательные и правовые акты по организации социального обслуживания и

пенсионного обеспечения граждан требует пересмотра и доработок. Изучение

эффективности работы системы социального обслуживания пожилых показывает,

что необходимо принимать меры по ее совершенствованию, так как наблюдается

увеличение количества пожилых людей, нуждающихся в социальной помощи.

ГЛАВА ВТОРАЯ

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ЦЕНТРОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ

ИХ РОЛИ (на примере г.Москвы)

2.1. Совершенствование управления деятельности Комитета социальной

защиты населения Москвы и окружных Управлений социальной защиты населения

по социальной защите (на примере работы Комитета и Управления социальной

защиты населения Северного округа).

В г.Москве социальная защита малоимущих слоев населения

осуществляется под непосредственным руководством Комитета социальной защиты

населения Москвы совместно с десятью Управлениями социальной защиты

населения административных округов. (Прил. №5)

Комитет социальной защиты населения Москвы является отраслевым

органом исполнительной власти (городской администрации), в свою очередь

Управление социальной защиты населения Северного округа является органом

управления, которые совместно обеспечивают в пределах своей компетенции

проведение единой государственной политики социальной защиты престарелых

граждан, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми, а также иных

нетрудоспособных групп населения, нуждающихся в социальной поддержке.

Комитет и Управление, а также другие органы и учреждения социальной

защиты, образуют единую государственную систему социальной защиты г.Москвы.

Комитет и Управление действуют на основании утвержденного

Положения и руководствуются в своей деятельности Конституцией

Российской Федерации, Федеральными законами и законами г.Москвы, указами и

распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями

Правительства Российской Федерации, распоряжениями Мэра и Вице-мэра,

постановлениями Правительства Москвы, указаниями Министерства труда и

социального развития РФ, а также своим Положением.

Комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с

Московской городской Думой, органа-ми исполнительной власти

г.Москвы, отделением Пенсион-ного фонда РФ по г.Москве, государственными

внебюд-жетными фондами, органами местного самоуправления, федеральными и

городскими общественными организа-циями.

Управление же осуществляет свою деятельность под руководством

Комитета, предоставляет ему финансовую и другие виды отчетности по

деятельности Управлений социальной защиты населения (УСЗН),

Муниципальных управлений социальной защиты населения (МУСЗН), Центров

социального обслуживания (ЦСО) и бюро медико-социальной экспертизы.

Управление Северного округа работает в тесном контакте с Комитетом

и префектурой своего округа, Комитет и Управление совместно

разрабатывает Программу по социальной поддержке малоимущих слоев населения

округа в связи с празднованием Международного года пожилых людей, в 1997г.

была разработана Комплексная программа по развитию сети центров социального

обслуживания, укреплению материально-технической базы учреждений социальной

защиты населения

по улучшению материально-бытового обслуживания малоимущих групп населения

на 1997-2000 гг. Необходимость разработки данной программы и создание

новых центров объясняется прежде всего тем, что, например, количество

граждан, нуждающихся в социальном обслуживании на дому в Северном округе,

по сравнению с 1994г., увеличилось в двое. На сегодняшний момент в ЦСО

состоит на обслуживании 12127 человек.

В штате Управления Северного округа, помимо начальника

Управления, есть два заместителя начальника по общим вопросам, по

координации деятельности ЦСО и МУСЗН, два главных специалиста по работе с

МУСЗН и ЦСО, ведущий специалист по работе с бюро медико-социальной

экспертизы. Ведущий специалист по работе с лицами без определенного места

жительства из числа бывших москвичей, находится в постоянном тесном

контакте с тремя приемниками-распределителями округа. В даль-нейшем этим

лицам, если они достигают пенсионного возраста оформляется пенсия,

желающим помогают разместиться на постоянное проживание в Центр социальной

реабилитации Работники УСЗН Северного округа полностью несут

ответственность за работу подведомст-венных организаций и учреждений,

осуществляют постоян-ный контроль деятельности служб ЦСО и МУСЗН,

распре-деляют поступающие финансовые средства из Отделения Пенсионного

фонда по г.Москве, а также средства фонда Префектуры и контролируют их

использование.

Комитет и Управление являются юридическими лицами, имеют

самостоятельный баланс, текущие и расчет-ные счета в учреждениях

банков, печать с изображением Герба г.Москвы и своим наименованием, а также

соответствующие печати, штампы и бланки.

Совместно с Бюро медико-социальной экспертизы Управление организуют

работу в соответствии с новым Положением о районном (межрайонном)

бюро медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Комитета от

25.11.97г. N227, принимают меры к укомплектованию Бюро

квалифицированными специалистами, такими как врач-реабилитолог,

психолог, социальный работник, в связи с возложенными на Бюро новыми

функциями по формированию и корректировке индивидуальных программ

реабилитации инвалидов, а также контроля за их реализа-цией.

Если же рассматривать проблему обеспечения кадрами в органах

социальной защиты, то все это можно представить следующим образом.

Сведения о работниках системы социальной защиты населения

Л(L)[+/-] на 1999г.

|Наименование |Количест-во |Штат |Факт |Теку-чес|

|организации |органи-заций|(чел.) |(чел.)|ть |

| | | | |кадров в|

| | | | |% |

|Комитет соц. защиты |1 |287,5 |257 |9 |

|населения Москвы | | | | |

|Окружное Управление |10 |233,25 |207 |18 |

|соц. защиты населения | | | | |

|Муниципальное |97 |4758,75 |4312 |19 |

|управление (МУСЗН) | | | | |

|Центры (ЦСО) |113 |19998 |14510 |33 |

|Главное бюро |1 |130 |68 |24 |

|Медико-социальной | | | | |

|экспертизы | | | | |

|Медико-социальная |10 |810 |473 |21 |

|экспертиза | | | | |

|Стационарное учреждение|38 |10680,2 |5451 |30 |

|Центры помощи семье и |5 |233,5 |152 |38 |

|детям | | | | |

|Социальные приюты для |2 |193,5 |102 |75 |

|детей и подростков | | | | |

|Учреждения для лиц БОМЖ|6 |142,5 |65 |91 |

|Наименование |Количест-во |Штат |Факт |Теку-чес|

|организации |органи-заций|(чел.) |(чел.)|ть |

| | | | |кадров в|

| | | | |% |

|Дирекция по управлению |1 |78,5 |38 |16 |

|комплексом соц. жил. | | | | |

|домов «Митино» | | | | |

|Моссоцгарантия |1 |76 |76 |13 |

|Опытно-экспериментальны|1 |102 |71 |11 |

|й центр | | | | |

|Московский центр |1 |10,5 |6 |- |

|технических средств | | | | |

|реабилитации | | | | |

|Итого: |287 |37734,2 |25788 |30 |

В связи с изложенным, можно сделать вывод о том, что одной из

важнейших задач Комитета и управлений по подготовке кадров, является

проведение курсов по повышению квалификации работников различных служб.

Проведение обучения специалистов различных отраслей, не только по правовым

вопросам социального обеспечения, но и по вопросам оказания помощи

населению в экстремальных ситуациях, а также по различным аспектам работы

с пожилыми людьми и инвалидами. Можно также предположить, что

совместное сотрудничество с Московским Государственным Социальным

Университетом по данной проблеме, являлось бы одним из наиболее удачных

вариантов решения проблем обеспечения квалифицированными кадрами.

2.2. Опыт работы центров социального обслуживания. (отделения

дневного пребывания - опыт работы ЦСО "Митино" и ЦСО "Дмитровский", новые

формы и методы работы в Экспериментальном центре социального обслуживания

Юго-Восточного административного округа)

Анализ положения граждан пожилого возраста и инвалидов

свидетельствует о том, что они являются наиболее социально незащищенными

категориями населения, нуждающимися в особом внимании и социальной защите

со стороны государства. Почти в один день большая часть граждан пожилого

возраста потеряла все свои сбережения, которые откладывались в течение

всей жизни и сберегались "на достойную старость и достойные похороны".

Обесцененными оказались все достижения их прошедшей жизни: идеалы их

молодости и зрелости признаны ложными, а сами они не только потеряли

уважение молодого поколения, но, как постоянно внушается, представляют

"обузу для трудового населения".

В связи с этим, главной задачей учреждений социальной защиты,

особенно центров социального обслуживания (ЦСО), стало поддержание

активного образа жизни старшего поколения, оказание им разносторонней

социально-бытовой и психологической помощи, обеспечения участия в

посильной трудовой деятельности.

Нестационарные формы социального обслуживания созданы для

оказания социальной помощи и обслуживания пожилых людей, предпочитающих

оставаться в привычной для них домашней среде. Среди нестационарных

форм социального обслуживания на первое место следует поставить социальное

обслуживание на дому.

Эта форма социального обслуживания впервые была организована в

1987г. и сразу же получила широкое признание со стороны пожилых граждан. В

настоящее время - это один из основных видов социального обслуживания в

ЦСО, главная цель которого максимально продлить пребывание людей пожилого

возраста в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный и

социальный статус, защитить их права и законные интересы.

Отделениях социального обслуживания (ОСО) осу-ществляют свою

деятельность в соответствии с Терри-ториальным перечнем гарантированных

государством со-циальных услуг, утвержденных Правительством Москвы от

11.07.96г. Перечень гарантирует предоставление следующих услуг:

- покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов;

- помощь в приготовлении пищи;

- покупка и доставка на дом промышленных товаров первой

необходимости;

- содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений;

- содействие в оплате жилья и коммунальных услуг;

- сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка;

- обеспечение ухода с учетом состояния здоровья;

- содействие в оказании медицинской помощи в объеме базовой

программы целевых программ и территориальных программ обязательного

медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых программ и

террито-риальных программ обязательного медицинского страхова-ния,

оказываемой государственными и муниципально про-филактическими

учреждениями;

- содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными

средствами и изделиями медицинского назначения;

- оказание психологической помощи;

-посещение в стационарных учреждениях здравоохра-нения в целях

оказания морально-психологической поддерж-ки;

- содействие в госпитализации, сопровождение нуждающихся в

лечебно-профилактические учреждения.

В соответствии с примерным Положением о центрах социальное

обслуживание осуществляется для временного (до 6 месяцев) или

постоянного оказания социально-бытовой и социально-медицинской помощи в

надомных условиях. Отделение создается для обслуживания не менее 120

человек, проживающих в городе, и не менее 60 человек, проживающих в

сельской местности.

Обслуживание на дому в г.Москве, производится бесплатно, в

основном вышеперечисленные услуги предоставляются одиноким престарелым

гражданам, одиноким супружеским парам или одинокопроживающим гражданам,

близкие родственники которых по объективным причинам не в состоянии

осуществлять за ними уход.

В итоге, к основным видам деятельности отделения можно отнести:

- организация и выявление в зоне обслуживания малоимущих

граждан, нуждающихся в обслуживании на дому;

- оказание социально-бытовой, социально-медицин-ской и др. видов

помощи;

- содействие в предоставлении льгот и преимуществ, установленных

действующим законодательством.

В трудное время для нашей страны работа социальных служб должна

сводиться не только в предоставлении обслуживаемым гражданам социально-

бытовых услуг, но и в оказании социально-психологической помощи

(выслушать, понять и дать совет, по возможности удовлетворить духовные

потребности человека преклонного возраста). Потребность в общении данной

категории населения являются для них крайне необходимым.

Исходя из опыта работы ЦСО, нам бы хотелось проанализировать

трудности в работе отделения социаль-ного обслуживания на дому, что в свою

очередь отражается на качестве обслуживания граждан.

Как правило, пригодность к работе с пожилыми гражданами и

инвалидами на дому прежде всего опреде-ляется выносливостью и физической

силой социального работника. Это объясняется тем, что деятельность работ-

ника отделения - очень тяжелый труд, связанный с большими физическими

нагрузками. В настоящее время установлена норма предельно допустимых

нагрузок для женщин при доставки продуктов на дом, в расчете на одного

подопечного за одно посещение - до 7 кг.

Если социальный работник не превышает нормы, то за одно посещение

он приносит при работе на одну (8 человек) - 56 кг, при работе на 1,

ставки (12 человек) - 84 кг.

По последним нормативным документам социальный работник должен

посещать своих подопечных не реже 2-3 раз в неделю. При желании или

просьбе обслуживаемого лица посещение на дому может осуществляться 3 раза в

неделю.

Так социальный работник в течение полной рабочей недели приносит

(при полной нагрузке) до 112 кг - при работе на одну ставку и до 168 кг -

при работе на 1,5 ставки.

Перечень продуктов, которые заказывают обслуживаемые граждане,

выглядит следующим образом: хлеб, молоко, крупа, овощи, мясо и т.д. По

оценке объема приносимых продуктов можно сказать, что все и ассортимент

зависит от материального достатка обслуживаемого лица, как правило, это

получаемый размер пенсии, в более редких случаях дополнительная помощь

близких и родственников. Но даже если пенсионеры и инвалиды, получат

минимальный размер пенсии, все социальные услуги и доставка предметов

первой необходимости как бы ложится на плечи социального работника.

Данную проблему можно было бы решить или облегчить работу

сотрудников при следующих вариантах:

- в каждом центре социального обслуживания имелся в наличии

автотранспорт и нормальная материально-техническая база для приобретения

и обслуживания автотранспорта. На сегодняшний день из 110 центров, только

10 из них имеют машины, хотя по примерному штатному расписанию центра в

каждом из структурных подразделений центра должен быть автотранспорт.

- в штатное расписание ввести ставку грузчика или добавить эту

ставку, как внутреннее совмещение - водителю. Так как любая продуктовая,

вещевая или гуманитарная помощь, предоставляемая в центр, разгружается с

помощью сил работников центра.

Отделения дневного пребывания (ОДП)- это лицо, визитная карточка

любого центра социального обслуживания. Главная задача - обеспечение

общения пожилых людей и инвалидов, обеспечение их активного образа жизни,

адаптация их жизнедеятельности в "своей" среде. Как вид

полустационарного социального обслужи-вания он включает в себя социально-

бытовое, медицинское и культурное обслуживание пожилых людей, организацию

их питания и отдыха.

Отделения рассчитаны на одновременный прием от 30 до 90 одиноких

пенсионеров и инвалидов. Посещение ОДП организуется по путевкам сроком на

4 недели (в некоторых случаях на 2 недели).

Работа отделений дневного пребывания строится в соответствии с

утвержденным Положением о центре социального обслуживания.

Отделения дневного пребывания в центрах, в соответствии с

утвержденным распорядком дня, начинают обслуживание в 10 ч. 00 мин.

Сотрудники отделения встре-чают своих посетителей уже при входе в центр,

после чего их проводят по центру и знакомят с его работой.

Приветливое и доброе отношение сотрудников центра, встречающих

пенсионеров, сразу создают атмосферу доброжелательности и расположения.

В каждом центре тщательно продуманно оформление, интерьер

создает домашний уют, поднимает настроение. На стендах отражена жизнь

как самого центра, так и отделения дневного пребывания. Пенсионеры могут

ознакомиться с информацией о работе социальных служб, о проведении

мероприятий посвященных различным праздникам, посмотреть фотографии,

посвященные работе ОДП.

Администрация центра, в лице его директора, знакомится с

группой пенсионеров, рассказывает им об отделении, его функциях и различных

видах помощи, которые они смогут получить во время посещения ОДП.

После этого обслуживаемым предлагают посетить медицинский

кабинет, в котором медицинская сестра по желанию пенсионера измеряет

артериальное давление, рассказывает о различных медицинских препаратах,

применяемых при конкретных обстоятельствах. В случае плохого самочувствия

оказывает первую медицинскую помощь, дает консультации по интересующим

вопросам.

Для желающих посещать зал лечебной физкультуры медицинская сестра

проводит занятия лечебной гимнастикой, рассказывает о предназначении

различных тренажеров, с помощью которых пенсионеры могут заняться

физическими упражнениями, необходимыми для восста-новления утраченного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.