| |||||
МЕНЮ
| Проблемы развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной Россиизаконодательные и правовые акты по организации социального обслуживания и пенсионного обеспечения граждан требует пересмотра и доработок. Изучение эффективности работы системы социального обслуживания пожилых показывает, что необходимо принимать меры по ее совершенствованию, так как наблюдается увеличение количества пожилых людей, нуждающихся в социальной помощи. ГЛАВА ВТОРАЯ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ЦЕНТРОВ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ИХ РОЛИ (на примере г.Москвы) 2.1. Совершенствование управления деятельности Комитета социальной защиты населения Москвы и окружных Управлений социальной защиты населения по социальной защите (на примере работы Комитета и Управления социальной защиты населения Северного округа). В г.Москве социальная защита малоимущих слоев населения осуществляется под непосредственным руководством Комитета социальной защиты населения Москвы совместно с десятью Управлениями социальной защиты населения административных округов. (Прил. №5) Комитет социальной защиты населения Москвы является отраслевым органом исполнительной власти (городской администрации), в свою очередь Управление социальной защиты населения Северного округа является органом управления, которые совместно обеспечивают в пределах своей компетенции проведение единой государственной политики социальной защиты престарелых граждан, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми, а также иных нетрудоспособных групп населения, нуждающихся в социальной поддержке. Комитет и Управление, а также другие органы и учреждения социальной защиты, образуют единую государственную систему социальной защиты г.Москвы. Комитет и Управление действуют на основании утвержденного Положения и руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и законами г.Москвы, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, распоряжениями Мэра и Вице-мэра, постановлениями Правительства Москвы, указаниями Министерства труда и социального развития РФ, а также своим Положением. Комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Московской городской Думой, органа-ми исполнительной власти г.Москвы, отделением Пенсион-ного фонда РФ по г.Москве, государственными внебюд-жетными фондами, органами местного самоуправления, федеральными и городскими общественными организа-циями. Управление же осуществляет свою деятельность под руководством Комитета, предоставляет ему финансовую и другие виды отчетности по деятельности Управлений социальной защиты населения (УСЗН), Муниципальных управлений социальной защиты населения (МУСЗН), Центров социального обслуживания (ЦСО) и бюро медико-социальной экспертизы. Управление Северного округа работает в тесном контакте с Комитетом и префектурой своего округа, Комитет и Управление совместно разрабатывает Программу по социальной поддержке малоимущих слоев населения округа в связи с празднованием Международного года пожилых людей, в 1997г. была разработана Комплексная программа по развитию сети центров социального обслуживания, укреплению материально-технической базы учреждений социальной защиты населения по улучшению материально-бытового обслуживания малоимущих групп населения на 1997-2000 гг. Необходимость разработки данной программы и создание новых центров объясняется прежде всего тем, что, например, количество граждан, нуждающихся в социальном обслуживании на дому в Северном округе, по сравнению с 1994г., увеличилось в двое. На сегодняшний момент в ЦСО состоит на обслуживании 12127 человек. В штате Управления Северного округа, помимо начальника Управления, есть два заместителя начальника по общим вопросам, по координации деятельности ЦСО и МУСЗН, два главных специалиста по работе с МУСЗН и ЦСО, ведущий специалист по работе с бюро медико-социальной экспертизы. Ведущий специалист по работе с лицами без определенного места жительства из числа бывших москвичей, находится в постоянном тесном контакте с тремя приемниками-распределителями округа. В даль-нейшем этим лицам, если они достигают пенсионного возраста оформляется пенсия, желающим помогают разместиться на постоянное проживание в Центр социальной реабилитации Работники УСЗН Северного округа полностью несут ответственность за работу подведомст-венных организаций и учреждений, осуществляют постоян-ный контроль деятельности служб ЦСО и МУСЗН, распре-деляют поступающие финансовые средства из Отделения Пенсионного фонда по г.Москве, а также средства фонда Префектуры и контролируют их использование. Комитет и Управление являются юридическими лицами, имеют самостоятельный баланс, текущие и расчет-ные счета в учреждениях банков, печать с изображением Герба г.Москвы и своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы и бланки. Совместно с Бюро медико-социальной экспертизы Управление организуют работу в соответствии с новым Положением о районном (межрайонном) бюро медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Комитета от 25.11.97г. N227, принимают меры к укомплектованию Бюро квалифицированными специалистами, такими как врач-реабилитолог, психолог, социальный работник, в связи с возложенными на Бюро новыми функциями по формированию и корректировке индивидуальных программ реабилитации инвалидов, а также контроля за их реализа-цией. Если же рассматривать проблему обеспечения кадрами в органах социальной защиты, то все это можно представить следующим образом. Сведения о работниках системы социальной защиты населения Л(L)[+/-] на 1999г. |Наименование |Количест-во |Штат |Факт |Теку-чес| |организации |органи-заций|(чел.) |(чел.)|ть | | | | | |кадров в| | | | | |% | |Комитет соц. защиты |1 |287,5 |257 |9 | |населения Москвы | | | | | |Окружное Управление |10 |233,25 |207 |18 | |соц. защиты населения | | | | | |Муниципальное |97 |4758,75 |4312 |19 | |управление (МУСЗН) | | | | | |Центры (ЦСО) |113 |19998 |14510 |33 | |Главное бюро |1 |130 |68 |24 | |Медико-социальной | | | | | |экспертизы | | | | | |Медико-социальная |10 |810 |473 |21 | |экспертиза | | | | | |Стационарное учреждение|38 |10680,2 |5451 |30 | |Центры помощи семье и |5 |233,5 |152 |38 | |детям | | | | | |Социальные приюты для |2 |193,5 |102 |75 | |детей и подростков | | | | | |Учреждения для лиц БОМЖ|6 |142,5 |65 |91 | |Наименование |Количест-во |Штат |Факт |Теку-чес| |организации |органи-заций|(чел.) |(чел.)|ть | | | | | |кадров в| | | | | |% | |Дирекция по управлению |1 |78,5 |38 |16 | |комплексом соц. жил. | | | | | |домов «Митино» | | | | | |Моссоцгарантия |1 |76 |76 |13 | |Опытно-экспериментальны|1 |102 |71 |11 | |й центр | | | | | |Московский центр |1 |10,5 |6 |- | |технических средств | | | | | |реабилитации | | | | | |Итого: |287 |37734,2 |25788 |30 | В связи с изложенным, можно сделать вывод о том, что одной из важнейших задач Комитета и управлений по подготовке кадров, является проведение курсов по повышению квалификации работников различных служб. Проведение обучения специалистов различных отраслей, не только по правовым вопросам социального обеспечения, но и по вопросам оказания помощи населению в экстремальных ситуациях, а также по различным аспектам работы с пожилыми людьми и инвалидами. Можно также предположить, что совместное сотрудничество с Московским Государственным Социальным Университетом по данной проблеме, являлось бы одним из наиболее удачных вариантов решения проблем обеспечения квалифицированными кадрами. 2.2. Опыт работы центров социального обслуживания. (отделения дневного пребывания - опыт работы ЦСО "Митино" и ЦСО "Дмитровский", новые формы и методы работы в Экспериментальном центре социального обслуживания Юго-Восточного административного округа) Анализ положения граждан пожилого возраста и инвалидов свидетельствует о том, что они являются наиболее социально незащищенными категориями населения, нуждающимися в особом внимании и социальной защите со стороны государства. Почти в один день большая часть граждан пожилого возраста потеряла все свои сбережения, которые откладывались в течение всей жизни и сберегались "на достойную старость и достойные похороны". Обесцененными оказались все достижения их прошедшей жизни: идеалы их молодости и зрелости признаны ложными, а сами они не только потеряли уважение молодого поколения, но, как постоянно внушается, представляют "обузу для трудового населения". В связи с этим, главной задачей учреждений социальной защиты, особенно центров социального обслуживания (ЦСО), стало поддержание активного образа жизни старшего поколения, оказание им разносторонней социально-бытовой и психологической помощи, обеспечения участия в посильной трудовой деятельности. Нестационарные формы социального обслуживания созданы для оказания социальной помощи и обслуживания пожилых людей, предпочитающих оставаться в привычной для них домашней среде. Среди нестационарных форм социального обслуживания на первое место следует поставить социальное обслуживание на дому. Эта форма социального обслуживания впервые была организована в 1987г. и сразу же получила широкое признание со стороны пожилых граждан. В настоящее время - это один из основных видов социального обслуживания в ЦСО, главная цель которого максимально продлить пребывание людей пожилого возраста в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный и социальный статус, защитить их права и законные интересы. Отделениях социального обслуживания (ОСО) осу-ществляют свою деятельность в соответствии с Терри-ториальным перечнем гарантированных государством со-циальных услуг, утвержденных Правительством Москвы от 11.07.96г. Перечень гарантирует предоставление следующих услуг: - покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов; - помощь в приготовлении пищи; - покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости; - содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений; - содействие в оплате жилья и коммунальных услуг; - сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка; - обеспечение ухода с учетом состояния здоровья; - содействие в оказании медицинской помощи в объеме базовой программы целевых программ и территориальных программ обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, целевых программ и террито-риальных программ обязательного медицинского страхова-ния, оказываемой государственными и муниципально про-филактическими учреждениями; - содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения; - оказание психологической помощи; -посещение в стационарных учреждениях здравоохра-нения в целях оказания морально-психологической поддерж-ки; - содействие в госпитализации, сопровождение нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения. В соответствии с примерным Положением о центрах социальное обслуживание осуществляется для временного (до 6 месяцев) или постоянного оказания социально-бытовой и социально-медицинской помощи в надомных условиях. Отделение создается для обслуживания не менее 120 человек, проживающих в городе, и не менее 60 человек, проживающих в сельской местности. Обслуживание на дому в г.Москве, производится бесплатно, в основном вышеперечисленные услуги предоставляются одиноким престарелым гражданам, одиноким супружеским парам или одинокопроживающим гражданам, близкие родственники которых по объективным причинам не в состоянии осуществлять за ними уход. В итоге, к основным видам деятельности отделения можно отнести: - организация и выявление в зоне обслуживания малоимущих граждан, нуждающихся в обслуживании на дому; - оказание социально-бытовой, социально-медицин-ской и др. видов помощи; - содействие в предоставлении льгот и преимуществ, установленных действующим законодательством. В трудное время для нашей страны работа социальных служб должна сводиться не только в предоставлении обслуживаемым гражданам социально- бытовых услуг, но и в оказании социально-психологической помощи (выслушать, понять и дать совет, по возможности удовлетворить духовные потребности человека преклонного возраста). Потребность в общении данной категории населения являются для них крайне необходимым. Исходя из опыта работы ЦСО, нам бы хотелось проанализировать трудности в работе отделения социаль-ного обслуживания на дому, что в свою очередь отражается на качестве обслуживания граждан. Как правило, пригодность к работе с пожилыми гражданами и инвалидами на дому прежде всего опреде-ляется выносливостью и физической силой социального работника. Это объясняется тем, что деятельность работ- ника отделения - очень тяжелый труд, связанный с большими физическими нагрузками. В настоящее время установлена норма предельно допустимых нагрузок для женщин при доставки продуктов на дом, в расчете на одного подопечного за одно посещение - до 7 кг. Если социальный работник не превышает нормы, то за одно посещение он приносит при работе на одну (8 человек) - 56 кг, при работе на 1, ставки (12 человек) - 84 кг. По последним нормативным документам социальный работник должен посещать своих подопечных не реже 2-3 раз в неделю. При желании или просьбе обслуживаемого лица посещение на дому может осуществляться 3 раза в неделю. Так социальный работник в течение полной рабочей недели приносит (при полной нагрузке) до 112 кг - при работе на одну ставку и до 168 кг - при работе на 1,5 ставки. Перечень продуктов, которые заказывают обслуживаемые граждане, выглядит следующим образом: хлеб, молоко, крупа, овощи, мясо и т.д. По оценке объема приносимых продуктов можно сказать, что все и ассортимент зависит от материального достатка обслуживаемого лица, как правило, это получаемый размер пенсии, в более редких случаях дополнительная помощь близких и родственников. Но даже если пенсионеры и инвалиды, получат минимальный размер пенсии, все социальные услуги и доставка предметов первой необходимости как бы ложится на плечи социального работника. Данную проблему можно было бы решить или облегчить работу сотрудников при следующих вариантах: - в каждом центре социального обслуживания имелся в наличии автотранспорт и нормальная материально-техническая база для приобретения и обслуживания автотранспорта. На сегодняшний день из 110 центров, только 10 из них имеют машины, хотя по примерному штатному расписанию центра в каждом из структурных подразделений центра должен быть автотранспорт. - в штатное расписание ввести ставку грузчика или добавить эту ставку, как внутреннее совмещение - водителю. Так как любая продуктовая, вещевая или гуманитарная помощь, предоставляемая в центр, разгружается с помощью сил работников центра. Отделения дневного пребывания (ОДП)- это лицо, визитная карточка любого центра социального обслуживания. Главная задача - обеспечение общения пожилых людей и инвалидов, обеспечение их активного образа жизни, адаптация их жизнедеятельности в "своей" среде. Как вид полустационарного социального обслужи-вания он включает в себя социально- бытовое, медицинское и культурное обслуживание пожилых людей, организацию их питания и отдыха. Отделения рассчитаны на одновременный прием от 30 до 90 одиноких пенсионеров и инвалидов. Посещение ОДП организуется по путевкам сроком на 4 недели (в некоторых случаях на 2 недели). Работа отделений дневного пребывания строится в соответствии с утвержденным Положением о центре социального обслуживания. Отделения дневного пребывания в центрах, в соответствии с утвержденным распорядком дня, начинают обслуживание в 10 ч. 00 мин. Сотрудники отделения встре-чают своих посетителей уже при входе в центр, после чего их проводят по центру и знакомят с его работой. Приветливое и доброе отношение сотрудников центра, встречающих пенсионеров, сразу создают атмосферу доброжелательности и расположения. В каждом центре тщательно продуманно оформление, интерьер создает домашний уют, поднимает настроение. На стендах отражена жизнь как самого центра, так и отделения дневного пребывания. Пенсионеры могут ознакомиться с информацией о работе социальных служб, о проведении мероприятий посвященных различным праздникам, посмотреть фотографии, посвященные работе ОДП. Администрация центра, в лице его директора, знакомится с группой пенсионеров, рассказывает им об отделении, его функциях и различных видах помощи, которые они смогут получить во время посещения ОДП. После этого обслуживаемым предлагают посетить медицинский кабинет, в котором медицинская сестра по желанию пенсионера измеряет артериальное давление, рассказывает о различных медицинских препаратах, применяемых при конкретных обстоятельствах. В случае плохого самочувствия оказывает первую медицинскую помощь, дает консультации по интересующим вопросам. Для желающих посещать зал лечебной физкультуры медицинская сестра проводит занятия лечебной гимнастикой, рассказывает о предназначении различных тренажеров, с помощью которых пенсионеры могут заняться физическими упражнениями, необходимыми для восста-новления утраченного |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|