реферат бесплатно, курсовые работы
 

Проблема формирования среднего класса в современной России

| |респондентов. Первую составляет абсолютное большинство |

| |оптимистов. Данная группа не многочисленна, что вполне |

| |сочетается с реально сложившейся в России |

| |социально-экономической ситуацией. Вторую группу (14% |

| |респондентов) составляют те, кого оставила надежда на |

| |рост своего благосостояния в России. Третья группа – это|

| |те, кто в быстро меняющейся социально-экономической |

| |ситуации и при высокой политической нестабильности не в |

| |силах трезво оценить перспективы. |

| |Личные перспективы по-разному видятся представителям |

| |различных сфер занятости. Относительно высока доля |

| |пессимистов, занятых в сфере консалтинга, что, скорее |

| |всего, связано с их профессиональными знаниями глубины |

| |проблем экономического кризиса. Также весома доля |

| |пессимистов среди занятых в ранее наиболее благополучном|

| |банковско-финансовом секторе. В то же время в целом |

| |оптимистические прогнозы относительно собственного |

| |благосостояния высказывают лица, занятые в реальном |

| |экономическом секторе. |

| |Хорошие перспективы роста личного благосостояния |

| |респонденты не связывают (или связывают слабо) с |

| |возможностями формирования среднего класса. Это еще раз |

| |подтверждает подозрение, что высокий доход в современной|

| |России не является ключевым признаком отнесения к |

| |среднему классу. Более того, именно эти респонденты |

| |испытывают значительные трудности в социальной |

| |самоидентификации: треть респондентов отнесли себя к |

| |нижней границе среднего класса, хотя их индивидуальный |

| |месячный доход превышал 1 000 долл. США (данное условие |

| |было главным критерием формирования выборки). Из этого |

| |следует, что образование социально-экономических групп |

| |по признаку дохода не тождественно сегментации среднего |

| |класса и что уровень дохода влияет, но не определяет |

| |социального самочувствия и социально-экономической |

| |идентификации респондентов. |

| |Не будучи добросовестными налогоплательщиками, они |

| |лишаются возможности сами требовать большей прозрачности|

| |экономической деятельности, контролировать расходы |

| |государственного бюджета. В результате их деятельность |

| |не обретает престиж, необходимый для повышения |

| |социальной самооценки. |

| |Из всего сказанного следует, что социально-экономические|

| |условия, сложившиеся в ходе российских реформ, мало |

| |способствуют формированию среднего класса. Прежде всего,|

| |это связано с масштабами "параллельной" экономики, в |

| |которой реализуется значительная часть экономической |

| |деятельности среднего слоя российского общества. Кризис |

| |и методы его преодоления развеяли надежды части |

| |представителей этого слоя, связанные с выходом их |

| |деятельности из сферы теневой экономики и, |

| |соответственно, легализацией доходов и сбережений. |

| |Тем не менее, этот слой накопил достаточный |

| |адаптационный потенциал для того, чтобы отразить, хотя и|

| |с потерями, удар кризиса августа 1998 г., восстановиться|

| |в течение года после кризиса, продумать и простроить |

| |стратегии экономической деятельности, адекватные |

| |сложившимся после августа социально-экономическим |

| |условиям. |

|Заключение |1. Контент-анализ исследовательского поля (более 200 |

| |публикаций, посвященных проблемам среднего класса) |

| |показал, что в настоящее время в России нет ни одной |

| |социологической работы, в которой с равной степенью |

| |глубины одновременно рассматривались бы и проблемы |

| |идентификации российского среднего класса, и конкретные |

| |аспекты его жизнедеятельности. Работы, специально |

| |посвященные этой социальной группе, ориентированы, в |

| |первую очередь, на вопросы - "что есть российский |

| |средний класс" и "есть ли он вообще". |

| |На мой взгляд, попытки доказать или опровергать |

| |существование среднего класса в современной России |

| |малопродуктивны. Средние классы существовали и |

| |существуют всегда, они не могут быть "уничтожены". |

| |Меняются только их размеры, характер и состав. Не |

| |претендуя на формулирование нового взгляда на проблему |

| |идентификации среднего класса и построения строгой |

| |методологии, а ориентируясь исключительно на цели |

| |прикладного анализа, я все же вынужден предложить |

| |рабочее определение понятия "средний класс" в |

| |современных социально-экономических российских условиях.|

| | |

| |Значительная часть теоретических и методологических |

| |разногласий снимается, если признать, что средний класс |

| |- не единая группа, а совокупность разнородных групп. |

| |Собственно, именно этот факт и доказывают многочисленные|

| |социологические исследования. Это означает, что вместо |

| |агрегированного, но не идентифицированного понятия |

| |"средний класс" уместнее термин "средние классы". Равным|

| |образом для прикладного анализа не представляет большого|

| |интереса дискуссия о том, какая категория (класс, слой |

| |или группа) наиболее адекватна исследуемому феномену. В |

| |самом деле, вне сферы тонких категориальных обсуждений |

| |довольно трудно найти существенную разницу между |

| |концепцией класса, включающего несколько слоев, и |

| |концепцией слоя, состоящей из нескольких групп. |

| |2. Первая исходная гипотеза, которая была положена в |

| |основу настоящего исследования, состоит в том, что в |

| |контексте переживаемых Россией трансформационных |

| |процессов социальное образование, отвечающее всем |

| |критериям, присущим среднему классу в экономически |

| |развитых и эволюционно развивающихся обществах, еще не |

| |сложилось. Собственно средний класс, в том смысле, в |

| |котором он существует на Западе, в России пока не |

| |сформировался, а если и существует, то в очень |

| |ограниченных масштабах. |

| |Вторая гипотеза состояла в том, что социальные группы, |

| |составляющие протосредний класс, характеризуются разным |

| |уровнем концентрации названных признаков. В соответствии|

| |с этой гипотезой средние классы могут быть |

| |стратифицированы по уровню концентрации доминантных |

| |признаков. В этой связи социальное образование, в |

| |котором указанные признаки присутствуют в максимально |

| |концентрированном виде, мы будем называть "идеальный |

| |средний класс". Социальные группы, обладающие не всеми, |

| |но основными, базовыми признаками среднего класса, |

| |составляют его "ядро". |

| |В качестве третьей гипотезы выступает предположение, что|

| |концентрация доминантных признаков в различных |

| |социальных группах происходит неравномерно и их |

| |несимметричное накопление приводит к гипертрофии одних и|

| |гипотрофии других признаков. |

| |3. В терминах множественности средних классов результаты|

| |поиска их строгих границ и масштабов весьма условны. В |

| |то же время определенными возможностями для эмпирических|

| |оценок не следует пренебрегать. Существуют исследования,|

| |выполненные вне рамок проблемы идентификации среднего |

| |класса, в которых накоплен богатейший эмпирический |

| |материал о положении отдельных социальных групп, об |

| |особенностях их потребительского и сберегательного |

| |поведения, трудовых мотивациях, ценностях и т.д. |

| |Систематизация и вторичный анализ этих данных в |

| |контексте изучения российских средних слоев дают |

| |возможность оценить размеры среднего класса на |

| |эмпирическом уровне. В рамках настоящего исследования |

| |для этих целей использованы базы данных Госкомстата РФ, |

| |ВЦИОМ, RLMS, ИСЭПН, РНИСиН и стандартизованного опроса, |

| |посвященного проблеме малого предпринимательства. |

| |4. Множественность методик и значительные расхождения в |

| |оценках величины и внутренней структуры российского |

| |среднего класса обусловлены отнюдь не только |

| |индивидуальными предпочтениями социологов или такими |

| |универсальными (наблюдаемыми во всех странах) |

| |особенностями среднего класса, как гетерогенность и |

| |размытость границ. Сложности идентификации среднего |

| |класса в сегодняшней России во многом усугубляются |

| |явлениями, характерными для обществ переходного периода:|

| |незрелостью социальной структуры и значительными |

| |нарушениями связей между критериальными характеристиками|

| |социальных слоев, включая и деформацию традиционной |

| |цепочки "образование - профессиональный статус - доход -|

| |самоидентификация". |

| |Именно потому, что стадия экономической трансформации |

| |еще не окончена, мы не вправе отдавать предпочтение |

| |какому-либо одному их перечисленных критериев и делать |

| |вывод о непригодности какого-либо другого. В первую |

| |очередь, это относится к такому критерию идентификации, |

| |как доход. Несмотря на все сомнения относительно его |

| |"работоспособности", связанные с многочисленными |

| |методическими проблемами как в рамках статистического |

| |учета, так и социологических измерений, этот индикатор |

| |сохраняет за собой роль базовой характеристики |

| |социально-экономического положения индивида и |

| |домохозяйства. |

| |5. Количественный анализ распространенности отдельных |

| |объективных критериев, основанный на различных |

| |статистических и социологических источниках, показывает,|

| |что данные хар-ки присущи значительным по размеру |

| |социальным группам: |

| |- по уровню дохода – от 30 до 55% домохозяйств; |

| |- по критерию образования – от 20 до 40% занятого |

| |населения; |

| |- по профессионально-квалификационному статусу – от 35 |

| |до 45% занятого населения; |

| |- по критерию самоидентификации – 40-65% населения |

| |В целом признаки среднего класса распространяются на |

| |подавляющее большинство домохозяйств – более 80% |

| |домохозяйств имеют хотя бы один из признаков среднего |

| |класса. |

| |6. В рамках настоящего исследования была предпринята |

| |попытка оценить размеры "ядра среднего класса" на основе|

| |многокритериального подхода. В этих целях использовались|

| |три массива данных (ИСЭПН, RLMS и ВЦИОМ). Информационная|

| |насыщенность массивов такова, что можно оценить сферы |

| |распространения следующих признаков: (1) доходы, (2) |

| |владение недвижимым и (3) движимым имуществом, (4) |

| |профессионально-квалификационный статус, (5) |

| |демонстрация успешного экономического поведения в новых |

| |экономических условиях и самоидентификация. |

| |Многокритериальная модель дала следующие оценки (Таблица|

| |19, Рисунок 1): |

| |7. В терминах среднего класса с наибольшей уверенностью,|

| |видимо, можно говорить о пересечении этих множеств, как |

| |это уже звучало выше, - "ядре среднего класса", то есть |

| |социальной группы, обладающей основными его |

| |критериальными характеристиками. По-видимому, это и есть|

| |тот средний класс, который устоял под ударами |

| |финансово-экономического кризиса 1998 г., накопил |

| |определенный набор перспективных ресурсов и сформировал |

| |значительный адаптационный потенциал. |

| |Стабильность и перспективы средних классов, выделенных |

| |по перечисленным признакам, зависит от концентрации этих|

| |признаков. Наибольшая вероятность сохранения своих |

| |позиций у домохозяйств с самым высоким уровнем |

| |концентрации признаков среднего класса (пять признаков).|

| |Таковыми являются 1-2,5% домохозяйств (Рисунок 2). |

| |Строго говоря, лишь эту часть можно назвать "идеальным" |

| |средним классом, поскольку даже в отношении "ядра" |

| |среднего класса, несмотря на высокую концентрацию |

| |признаков, утверждение о его безусловной стабильности |

| |было бы преждевременным. |

| |Домохозяйства с высокой концентрацией признаков среднего|

| |класса в большей степени представлены в городах: 80% |

| |семей-представителей российского протосреднего класса |

| |проживают в городе, в то время как в целом в городах |

| |проживают около 70% домохозяйств. Анализ также показал, |

| |что масштабы распространения среднего класса существенно|

| |дифференцированы по регионам: в богатых регионах |

| |протосредние классы представляют 37-40% семей, а в |

| |средних и бедных регионах - 12-13%. |

| |8. Расширенные множества могут интерпретироваться как |

| |протосредние классы, имеющие некоторые характерные для |

| |них признаки, тем самым, обладающие, определенным |

| |ресурсом и, следовательно, шансами на перемещение в |

| |ядро. Произойдет ли это перемещение, зависит, во-первых,|

| |от экономических и институциональных координат и, |

| |во-вторых, от весомости данного ресурса в системе этих |

| |координат. На мой взгляд, именно эта группа представляет|

| |наибольший интерес, в первую очередь, с точки зрения |

| |экономической и институциональной политики. |

| |В свете сказанного, на мой взгляд, в конечном итоге не |

| |столько важен вопрос о численности и границах ядра |

| |среднего класса и даже протосредних классов, сколько о |

| |том, носителями какой социально-экономической стратегии |

| |они являются и какие из этих стратегий являются |

| |механизмами выживания, а какие – механизмами развития. |

| |9. В этой связи как о представителях среднего класса с |

| |наибольшей долей уверенности можно говорить о малых |

| |предпринимателях. Исключительное внимание к этой |

| |социальной группе не означает попытки преувеличить его |

| |статус и значение в социальной стратификации современной|

| |России. Станут ли малые предприниматели основой среднего|

| |класса или же останутся одним из его многочисленных |

| |слоев – вопрос исторического будущего и |

| |социально-экономической эволюции. Однако сегодня следует|

| |подчеркнуть, что малые предприниматели образуют |

| |обособленную группу с четко выраженными качественными |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.