| |||||
МЕНЮ
| Проблема формирования среднего класса в современной России| |респондентов. Первую составляет абсолютное большинство | | |оптимистов. Данная группа не многочисленна, что вполне | | |сочетается с реально сложившейся в России | | |социально-экономической ситуацией. Вторую группу (14% | | |респондентов) составляют те, кого оставила надежда на | | |рост своего благосостояния в России. Третья группа – это| | |те, кто в быстро меняющейся социально-экономической | | |ситуации и при высокой политической нестабильности не в | | |силах трезво оценить перспективы. | | |Личные перспективы по-разному видятся представителям | | |различных сфер занятости. Относительно высока доля | | |пессимистов, занятых в сфере консалтинга, что, скорее | | |всего, связано с их профессиональными знаниями глубины | | |проблем экономического кризиса. Также весома доля | | |пессимистов среди занятых в ранее наиболее благополучном| | |банковско-финансовом секторе. В то же время в целом | | |оптимистические прогнозы относительно собственного | | |благосостояния высказывают лица, занятые в реальном | | |экономическом секторе. | | |Хорошие перспективы роста личного благосостояния | | |респонденты не связывают (или связывают слабо) с | | |возможностями формирования среднего класса. Это еще раз | | |подтверждает подозрение, что высокий доход в современной| | |России не является ключевым признаком отнесения к | | |среднему классу. Более того, именно эти респонденты | | |испытывают значительные трудности в социальной | | |самоидентификации: треть респондентов отнесли себя к | | |нижней границе среднего класса, хотя их индивидуальный | | |месячный доход превышал 1 000 долл. США (данное условие | | |было главным критерием формирования выборки). Из этого | | |следует, что образование социально-экономических групп | | |по признаку дохода не тождественно сегментации среднего | | |класса и что уровень дохода влияет, но не определяет | | |социального самочувствия и социально-экономической | | |идентификации респондентов. | | |Не будучи добросовестными налогоплательщиками, они | | |лишаются возможности сами требовать большей прозрачности| | |экономической деятельности, контролировать расходы | | |государственного бюджета. В результате их деятельность | | |не обретает престиж, необходимый для повышения | | |социальной самооценки. | | |Из всего сказанного следует, что социально-экономические| | |условия, сложившиеся в ходе российских реформ, мало | | |способствуют формированию среднего класса. Прежде всего,| | |это связано с масштабами "параллельной" экономики, в | | |которой реализуется значительная часть экономической | | |деятельности среднего слоя российского общества. Кризис | | |и методы его преодоления развеяли надежды части | | |представителей этого слоя, связанные с выходом их | | |деятельности из сферы теневой экономики и, | | |соответственно, легализацией доходов и сбережений. | | |Тем не менее, этот слой накопил достаточный | | |адаптационный потенциал для того, чтобы отразить, хотя и| | |с потерями, удар кризиса августа 1998 г., восстановиться| | |в течение года после кризиса, продумать и простроить | | |стратегии экономической деятельности, адекватные | | |сложившимся после августа социально-экономическим | | |условиям. | |Заключение |1. Контент-анализ исследовательского поля (более 200 | | |публикаций, посвященных проблемам среднего класса) | | |показал, что в настоящее время в России нет ни одной | | |социологической работы, в которой с равной степенью | | |глубины одновременно рассматривались бы и проблемы | | |идентификации российского среднего класса, и конкретные | | |аспекты его жизнедеятельности. Работы, специально | | |посвященные этой социальной группе, ориентированы, в | | |первую очередь, на вопросы - "что есть российский | | |средний класс" и "есть ли он вообще". | | |На мой взгляд, попытки доказать или опровергать | | |существование среднего класса в современной России | | |малопродуктивны. Средние классы существовали и | | |существуют всегда, они не могут быть "уничтожены". | | |Меняются только их размеры, характер и состав. Не | | |претендуя на формулирование нового взгляда на проблему | | |идентификации среднего класса и построения строгой | | |методологии, а ориентируясь исключительно на цели | | |прикладного анализа, я все же вынужден предложить | | |рабочее определение понятия "средний класс" в | | |современных социально-экономических российских условиях.| | | | | |Значительная часть теоретических и методологических | | |разногласий снимается, если признать, что средний класс | | |- не единая группа, а совокупность разнородных групп. | | |Собственно, именно этот факт и доказывают многочисленные| | |социологические исследования. Это означает, что вместо | | |агрегированного, но не идентифицированного понятия | | |"средний класс" уместнее термин "средние классы". Равным| | |образом для прикладного анализа не представляет большого| | |интереса дискуссия о том, какая категория (класс, слой | | |или группа) наиболее адекватна исследуемому феномену. В | | |самом деле, вне сферы тонких категориальных обсуждений | | |довольно трудно найти существенную разницу между | | |концепцией класса, включающего несколько слоев, и | | |концепцией слоя, состоящей из нескольких групп. | | |2. Первая исходная гипотеза, которая была положена в | | |основу настоящего исследования, состоит в том, что в | | |контексте переживаемых Россией трансформационных | | |процессов социальное образование, отвечающее всем | | |критериям, присущим среднему классу в экономически | | |развитых и эволюционно развивающихся обществах, еще не | | |сложилось. Собственно средний класс, в том смысле, в | | |котором он существует на Западе, в России пока не | | |сформировался, а если и существует, то в очень | | |ограниченных масштабах. | | |Вторая гипотеза состояла в том, что социальные группы, | | |составляющие протосредний класс, характеризуются разным | | |уровнем концентрации названных признаков. В соответствии| | |с этой гипотезой средние классы могут быть | | |стратифицированы по уровню концентрации доминантных | | |признаков. В этой связи социальное образование, в | | |котором указанные признаки присутствуют в максимально | | |концентрированном виде, мы будем называть "идеальный | | |средний класс". Социальные группы, обладающие не всеми, | | |но основными, базовыми признаками среднего класса, | | |составляют его "ядро". | | |В качестве третьей гипотезы выступает предположение, что| | |концентрация доминантных признаков в различных | | |социальных группах происходит неравномерно и их | | |несимметричное накопление приводит к гипертрофии одних и| | |гипотрофии других признаков. | | |3. В терминах множественности средних классов результаты| | |поиска их строгих границ и масштабов весьма условны. В | | |то же время определенными возможностями для эмпирических| | |оценок не следует пренебрегать. Существуют исследования,| | |выполненные вне рамок проблемы идентификации среднего | | |класса, в которых накоплен богатейший эмпирический | | |материал о положении отдельных социальных групп, об | | |особенностях их потребительского и сберегательного | | |поведения, трудовых мотивациях, ценностях и т.д. | | |Систематизация и вторичный анализ этих данных в | | |контексте изучения российских средних слоев дают | | |возможность оценить размеры среднего класса на | | |эмпирическом уровне. В рамках настоящего исследования | | |для этих целей использованы базы данных Госкомстата РФ, | | |ВЦИОМ, RLMS, ИСЭПН, РНИСиН и стандартизованного опроса, | | |посвященного проблеме малого предпринимательства. | | |4. Множественность методик и значительные расхождения в | | |оценках величины и внутренней структуры российского | | |среднего класса обусловлены отнюдь не только | | |индивидуальными предпочтениями социологов или такими | | |универсальными (наблюдаемыми во всех странах) | | |особенностями среднего класса, как гетерогенность и | | |размытость границ. Сложности идентификации среднего | | |класса в сегодняшней России во многом усугубляются | | |явлениями, характерными для обществ переходного периода:| | |незрелостью социальной структуры и значительными | | |нарушениями связей между критериальными характеристиками| | |социальных слоев, включая и деформацию традиционной | | |цепочки "образование - профессиональный статус - доход -| | |самоидентификация". | | |Именно потому, что стадия экономической трансформации | | |еще не окончена, мы не вправе отдавать предпочтение | | |какому-либо одному их перечисленных критериев и делать | | |вывод о непригодности какого-либо другого. В первую | | |очередь, это относится к такому критерию идентификации, | | |как доход. Несмотря на все сомнения относительно его | | |"работоспособности", связанные с многочисленными | | |методическими проблемами как в рамках статистического | | |учета, так и социологических измерений, этот индикатор | | |сохраняет за собой роль базовой характеристики | | |социально-экономического положения индивида и | | |домохозяйства. | | |5. Количественный анализ распространенности отдельных | | |объективных критериев, основанный на различных | | |статистических и социологических источниках, показывает,| | |что данные хар-ки присущи значительным по размеру | | |социальным группам: | | |- по уровню дохода – от 30 до 55% домохозяйств; | | |- по критерию образования – от 20 до 40% занятого | | |населения; | | |- по профессионально-квалификационному статусу – от 35 | | |до 45% занятого населения; | | |- по критерию самоидентификации – 40-65% населения | | |В целом признаки среднего класса распространяются на | | |подавляющее большинство домохозяйств – более 80% | | |домохозяйств имеют хотя бы один из признаков среднего | | |класса. | | |6. В рамках настоящего исследования была предпринята | | |попытка оценить размеры "ядра среднего класса" на основе| | |многокритериального подхода. В этих целях использовались| | |три массива данных (ИСЭПН, RLMS и ВЦИОМ). Информационная| | |насыщенность массивов такова, что можно оценить сферы | | |распространения следующих признаков: (1) доходы, (2) | | |владение недвижимым и (3) движимым имуществом, (4) | | |профессионально-квалификационный статус, (5) | | |демонстрация успешного экономического поведения в новых | | |экономических условиях и самоидентификация. | | |Многокритериальная модель дала следующие оценки (Таблица| | |19, Рисунок 1): | | |7. В терминах среднего класса с наибольшей уверенностью,| | |видимо, можно говорить о пересечении этих множеств, как | | |это уже звучало выше, - "ядре среднего класса", то есть | | |социальной группы, обладающей основными его | | |критериальными характеристиками. По-видимому, это и есть| | |тот средний класс, который устоял под ударами | | |финансово-экономического кризиса 1998 г., накопил | | |определенный набор перспективных ресурсов и сформировал | | |значительный адаптационный потенциал. | | |Стабильность и перспективы средних классов, выделенных | | |по перечисленным признакам, зависит от концентрации этих| | |признаков. Наибольшая вероятность сохранения своих | | |позиций у домохозяйств с самым высоким уровнем | | |концентрации признаков среднего класса (пять признаков).| | |Таковыми являются 1-2,5% домохозяйств (Рисунок 2). | | |Строго говоря, лишь эту часть можно назвать "идеальным" | | |средним классом, поскольку даже в отношении "ядра" | | |среднего класса, несмотря на высокую концентрацию | | |признаков, утверждение о его безусловной стабильности | | |было бы преждевременным. | | |Домохозяйства с высокой концентрацией признаков среднего| | |класса в большей степени представлены в городах: 80% | | |семей-представителей российского протосреднего класса | | |проживают в городе, в то время как в целом в городах | | |проживают около 70% домохозяйств. Анализ также показал, | | |что масштабы распространения среднего класса существенно| | |дифференцированы по регионам: в богатых регионах | | |протосредние классы представляют 37-40% семей, а в | | |средних и бедных регионах - 12-13%. | | |8. Расширенные множества могут интерпретироваться как | | |протосредние классы, имеющие некоторые характерные для | | |них признаки, тем самым, обладающие, определенным | | |ресурсом и, следовательно, шансами на перемещение в | | |ядро. Произойдет ли это перемещение, зависит, во-первых,| | |от экономических и институциональных координат и, | | |во-вторых, от весомости данного ресурса в системе этих | | |координат. На мой взгляд, именно эта группа представляет| | |наибольший интерес, в первую очередь, с точки зрения | | |экономической и институциональной политики. | | |В свете сказанного, на мой взгляд, в конечном итоге не | | |столько важен вопрос о численности и границах ядра | | |среднего класса и даже протосредних классов, сколько о | | |том, носителями какой социально-экономической стратегии | | |они являются и какие из этих стратегий являются | | |механизмами выживания, а какие – механизмами развития. | | |9. В этой связи как о представителях среднего класса с | | |наибольшей долей уверенности можно говорить о малых | | |предпринимателях. Исключительное внимание к этой | | |социальной группе не означает попытки преувеличить его | | |статус и значение в социальной стратификации современной| | |России. Станут ли малые предприниматели основой среднего| | |класса или же останутся одним из его многочисленных | | |слоев – вопрос исторического будущего и | | |социально-экономической эволюции. Однако сегодня следует| | |подчеркнуть, что малые предприниматели образуют | | |обособленную группу с четко выраженными качественными | |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|