реферат бесплатно, курсовые работы
 

Проблема формирования среднего класса в современной России

Проблема формирования среднего класса в современной России

Мурманский Государственный Технический Университет

факультет менеджмента и экономики

Реферат по теме

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СРЕДНЕГО КЛАССА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Выполнен студентом

группы «Национальная экономика»

Лахреевым Романом Борисовичем

Мурманск

2002 год

Содержание

Введение

1. Теоретико-методологические проблемы идентификации среднего класса

1.1. Средний класс в контексте социальных перемен

1.2. Теории среднего класса: традиции и эволюция

2. Критерии выделения среднего класса и некоторые количественные

оценки

2.1. Материальное положение: методические ограничения и статистические

оценки

2.2. Образование и профессионально-квалификационный статус

Масштабы малого предпринимательства в России

Портрет предпринимателей

Портрет самозанятых

Некоторые выводы

2.3. Средний класс в терминах самоидентификации

3. Средний класс после финансового кризиса августа 1998 г.

3.1. Экономические стратегии среднего класса накануне кризиса

3.2. Оценка масштабов кризиса

3.3. Оценка перспектив социально-экономического развития после кризиса

Заключение

|Введение |Процесс формирования и развития среднего класса |

| |относится к числу базовых социальных процессов в |

| |трансформационных экономиках. В начале экономических |

| |реформ предполагалось, что они приведут к рождению |

| |масштабного среднего класса - экономически |

| |самостоятельного социального субъекта, способного |

| |эффективно выполнять традиционные для него функции – |

| |инвестировать российскую экономику, играть роль |

| |основного налогоплательщика, выступать в качестве |

| |стабилизатора общественно-политических процессов. Факт |

| |формирования среднего класса можно было бы рассматривать|

| |в качестве важного критерия эффективности реформ, |

| |свидетельствующего о прочности всей системы |

| |экономических, социальных и политических институтов. |

| |Научный и практический интерес к проблеме среднего |

| |класса резко возрос в начале 1998 г. Действительно, ход |

| |и результаты экономического развития в 1996-97 гг. |

| |давали основания полагать, что формирование среднего |

| |класса в России идет достаточно успешно. Несмотря на |

| |рост напряженности на рынке труда, формирование феномена|

| |задолженности по денежным выплатам населению, кризис |

| |бюджетной и пенсионной сфер, достаточно отчетливо |

| |проявили себя и позитивные тенденции - оживление на |

| |потребительском рынке, рост платежеспособного спроса со |

| |стороны населения, увеличение объема сбережений, |

| |реструктуризация потребления в пользу снижения доли |

| |расходов на питание в общей структуре потребительских |

| |расходов, что являлось косвенным свидетельством |

| |существования и развития российского среднего класса. |

| |Финансовый кризис августа 1998 г. не мог не осложнить |

| |экономическое положение слоев населения, которые могут |

| |быть отнесены к среднему классу. Общественная |

| |тональность в отношении его судьбы резко изменилась – от|

| |мажорно-бравурных деклараций о формировании устойчивого |

| |среднего класса в начале 1998 г. до столь же поспешной |

| |тризны по поводу его кончины в конце того же года. В |

| |этой связи большинство существующих исследований по |

| |проблемам среднего класса заражены различного рода |

| |идеологемами. |

| |Проблема в значительной мере осложняется тем, что в |

| |течение длительного периода в России проблемы социальной|

| |стратификации вообще и понятие "средний класс" как ее |

| |элемент практически игнорировались общественными |

| |науками. Хотя термин "средний класс" в настоящее время |

| |прочно вошел и в общественное сознание, и в научный |

| |оборот, эта категория длительное время использовалась |

| |как публицистический термин и не имела ни научного |

| |описания, ни методологии исследования. Еще менее ясными |

| |являются количественные оценки размера и структуры |

| |среднего класса. Представления о границах и составе |

| |этого слоя существенно варьируются – различные |

| |исследователи оценивают их от 15 до 60-70% населения |

| |страны. |

|Средний класс в |Социальная структура российского общества под |

|контексте социальных |воздействием экономических реформ изменяется и |

|перемен |характеризуется крайней неустойчивостью: идет активный |

| |процесс размывания социальных групп, сложившихся к |

|Говорящие сегодня о |моменту начала реформ, и одновременно происходит |

|среднем классе делятся|становление ряда новых общественных страт. Основным |

|на два лагеря. Одни |условием преодоления кризиса переходного периода |

|считают, что средний |является выработка населением успешных моделей |

|класс то ли уничтожен,|социально-экономического поведения, основанных на |

|то ли никак не |личностных, материальных и |

|появится, и |профессионально-квалификационных ресурсах, эффективных в|

|усматривают в этом |реально сложившейся институциональной среде. По |

|трагедию реформируемой|существу, именно социально-экономическая адаптация |

|России. Другие |становится доминирующим процессом, определяющим |

|утверждают, что на |тенденции социального развития России. Особенности |

|самом деле средний |адаптационного процесса в России состоят не только в |

|класс в России уже |глубоких модификациях системы ценностей и моделей |

|сформировался. Но и |социально-экономического поведения, но и в высокой |

|та, и другая стороны |степени нестабильности самой социальной среды. С этим во|

|едины в том, что |многом связаны трудности, связанные с формированием |

|средний класс — это |российского среднего класса. |

|принципиально важно. |Наличие и большой удельный вес среднего класса в системе|

|При этом, ему начинают|социальной стратификации является одним из существенных |

|приписывать |признаков развитого цивилизованного общества. В |

|сверхъестественные, |современных развитых обществах социальную структуру |

|едва ли не |схематически можно представить в виде эллипса, верхнюю и|

|демонические и |нижнюю части которого образуют, соответственно, элита и |

|зачастую |бедные слои, а промежуточную, значительно превосходящую |

|взаимоисключающие |их по численности, - средний класс. В таких обществах |

|свойства. Получается, |средний класс является основным творцом экономического |

|что средний класс у |процесса, гарантом социальной и политической |

|нас и проводник |стабильности, проводником вертикальной мобильности. Его |

|подлинных реформ и, |отличительные черты - высокий образовательный уровень и |

|одновременно, их |профессионализм, социальная и экономическая активность, |

|прямой результат. Он |наличие материальных активов, способных демпфировать |

|мощный двигатель |последствия экономической нестабильности и помочь |

|социально-экономически|пережить период реструктуризации бизнеса и занятости. |

|х преобразований и в |Другой тип социальной структуры может быть представлен в|

|то же время гарант |виде пирамиды, верхушку которой образуют олигархические |

|стабильности и |элиты, а основание - бедные и беднейшие слои. Если |

|устойчивости в |продолжить геометрическую аналогию, то в советский |

|обществе. Средний |период социальная пирамида опиралась на устойчивое |

|класс представляют как|основание - рабочих и крестьян. В ходе реформ она была |

|силу, которую всячески|перевернута, тем самым, превратившись в неустойчивую |

|нужно активизировать, |конфигурацию. Перевернется пирамида или примет форму |

|и как фундамент — |эллипса - это ключевой момент проистекающей социальной |

|платформа, на которую |трансформации. |

|мы должны опереться. |В свете сказанного возникающее время от времени |

| |повышенное внимание к проблемам формирования российского|

| |среднего класса со стороны властных структур оправдано. |

| |Однако этот периодически возникающий интерес, к |

| |сожалению, не превратился в целенаправленные и |

| |систематические усилия по поддержке формирующегося |

| |среднего класса. |

| |Дефицит внимания к проблемам формирования среднего |

| |класса со стороны властей компенсируется расширением |

| |интереса к этому предмету со стороны научных кругов. |

|Основная задача вообще|Первой развилкой научной дискуссии по проблемам среднего|

|состоит сегодня не в |класса явилось обсуждение вопроса о том, существовало ли|

|том, чтобы грамотно |такое социальное образование в советский период. |

|подсчитать, а в том, |Приверженцы первой точки зрения полагают, что к началу |

|чтобы определить тот |проведения реформ в СССР существовала потенциально |

|конкретный смысл, |широкая база среднего класса. Они опираются на тот факт,|

|который мы собираемся |что в социальной структуре СССР имелись профессиональные|

|вкладывать в это |категории, сходные с теми, которые формируют средний |

|понятие среднего |класс в западных обществах. |

|класса. Понять идейную|Те, кто придерживаются противоположной точки зрения, |

|и идеологическую |считают, что средний класс формируется как важный |

|подоплеку концепций |элемент социальной структуры современного общества в |

|среднего класса. То |условиях и в результате более или менее длительного |

|есть, не столько |функционирования и развития свободной рыночной |

|бороться против мифов |экономики. Поэтому он не может ни существовать, ни даже |

|о среднем классе, что |"предсуществовать" в принципиально иных |

|практически |социально-экономических условиях. |

|невозможно, сколько |За этой дискуссией кроется различие в понимании |

|стремиться понять их, |специфики трансформационных процессов. Если под ними |

|осмыслить их глубинное|понимать переход от традиционного к модернизированному |

|содержание и |обществу с соответствующей сменой моделей и механизмов |

|использовать в |социального действия, то понятно, что социальная |

|разумных целях. |структура формируется не только под воздействием |

| |некоторых объективных характеристик, но и под влиянием |

| |субъективных факторов, таких как социально-экономические|

| |ориентации, рыночные позиции, шансы на рынке труда и |

| |потребления. В этом смысле уместнее говорить не о |

| |распавшемся вследствие неудачных реформ среднем классе и|

| |не о сформировавшемся среднем классе в постсоветской |

| |России, а о достаточно представительном слое, имеющем |

| |при определенных условиях шансы превратиться в средний |

| |класс модернизированного общества. |

| |Если сама актуальность проблемы среднего класса не |

| |вызывает сомнений, то различные ее аспекты, связанные с |

| |дефинициями, критериями идентификации, оценками реальной|

| |и потенциальной численности, основными моделями |

| |социального действия неизбежно носят остро дискуссионный|

| |характер. Существующая в этом вопросе неопределенность |

| |порождает необходимость более пристального рассмотрения |

| |основных теоретических подходов к проблеме. |

|Теории среднего |В научной литературе присутствуют две традиции |

|класса: традиции и |исследования классов - теория стратификации и классовая |

|эволюция |теория. Стратификация является относительным понятием, |

| |подразумевающим некоторую упорядоченность членов |

|Почему же мы начали |общества на основе одного, нескольких или системы |

|говорить столь активно|критериев. Классовая же теория всегда предполагает |

|о среднем классе |анализ межгруппового социального конфликта. |

|именно сейчас? Зачем |Преодоление противоречия между классовыми и |

|нам это нужно? Мне |стратификационными теориями происходило в рамках |

|кажется, для этого |веберовской традиции, которая утверждала плюрализм по |

|есть много причин. |отношению к основным элементам социальной структуры и |

|Среди них — две |при этом вводила в анализ стратификации категории |

|наиболее серьезные. |социального действия и социальной динамики. Тип |

|Первая заключается в |социального действия рассматривается здесь в качестве |

|том, что сейчас пришла|основной группообразующей характеристики элемента |

|пора подводить итоги |социальной структуры, а перспективы социальной |

|прошедшего периода |мобильности - как важнейший момент положения различных |

|реформ, первые итоги |групп в социальной иерархии. |

|реформ. И, конечно, их|В конечном итоге именно эта точка зрения, как |

|невозможно свести к |представляется, возобладала и в мировой, и в российской |

|вопросам финансовой |социологии. Подход с позиций социального действия в |

|стабилизации, нужно |определенном смысле снимает проблему критериев отнесения|

|что-то сказать и о |к среднему классу, вокруг которых также ведется |

|положении людей. |непрекращающаяся дискуссия. |

|Разумеется, тут |Другое направление исследований среднего класса связано |

|начинается серьезный |с попыткой построения системы стратификационных |

|раскол, ибо |признаков. К этому направлению относятся различного рода|

|коммунистически |многомерные построения стратификационного пространства. |

|ориентированные |Все основные предлагаемые различными исследователями |

|идеологи скажут вам, |стратификационные критерии могут быть сведены в единую |

|что произошло |таблицу (Таблица 1). |

|ограбление народа, его|Эволюция представлений о среднем классе наложила |

|обнищание, абсолютное |отпечаток на методику его идентификации и сделала одни |

|и относительное, что |стратификационные критерии "более равными, чем другие". |

|даже былой советский |Такими "первыми среди равных" являются показатели |

|средний класс, |материального благосостояния и |

|который, наверное, |профессионально-должностной статус. Применение то |

|существовал, — он |одного, то другого критерия в качестве основного |

|сегодня ограблен и |идентификатора среднего класса дает порой крайне |

|уничтожен. Либерально |противоречивые результаты, вносящие путаницу в |

|ориентированные |определение численности и состава среднего класса. |

|идеологи, в свою |Основной причиной несовпадения социальных объектов, |

|очередь, должны |выделенных либо на основании критерия материальной |

|указать на то, что мы |обеспеченности, либо социального статуса, является |

|имеем сегодня: иной, |широкомасштабная иллегальная деятельность, |

|обновленный средний |проявляющаяся, прежде всего, через неформальную |

|класс — как |занятость, которой по различным оценкам охвачено до 20% |

|свидетельство успеха |трудоспособного населения. |

|проведенных реформ. |Столь же несопоставимыми по численности, характеру |

| |занятости, социокультурным характеристикам социальные |

| |группы оказываются при изолированном рассмотрении |

| |среднего класса с точки зрения объективных и |

| |субъективных факторов - самоидентификация по отношению к|

| |социальной иерархии. |

|Тогда нужно выявить |Что делает средний класс оплотом социальной |

|группы, которые либо |стабильности? Прежде всего, промежуточное, среднее |

|уже выиграли от |положение данного класса внутри |

|преобразования реформ,|материально-имущественной шкалы свидетельствует об |

|либо выиграют от этого|определенных успехах и достижениях в деятельности |

|в самое ближайшее |принадлежащих к нему людей. Потребность закрепить |

|время. Кроме всего, |достигнутые позиции объективно связана с нежеланием |

|доказательства первой |изменять правила игры, овладение которыми позволило этих|

|или второй позиции |успехов добиться. |

|могут быть |Вторым основанием, позволяющим считать средний класс |

|использованы во |базой социальной стабильности, является его ведущая роль|

|всякого рода |в процессе вертикальной мобильности. Большинство |

|предвыборных гонках. |взаимообменов в обществе происходит как внутри самого |

|Вторая причина носит, |среднего класса, так и между ним и другими элементами |

|я бы сказал, еще более|социальной структуры, причем мобильность может быть и |

|отчетливый |восходящей и нисходящей. |

|инструментальный |Значительно реже рассматриваются специфические функции |

|оттенок. Обусловлено |среднего класса: высокая производительность труда; |

|это тем, что нужно |производство и распространение знаний, информации, |

|двигаться дальше по |идеологии; определение характера и структуры |

|пути социальных |потребительского рынка; обеспечении гарантий |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.