реферат бесплатно, курсовые работы
 

Основы современного социального управления

случае нас интересуют те модели, которые непосредственно обслуживают

управление, создают предпосылки к его оптимизации. Для управления сложными

системами следует выработать качественно новые модели, но полезно

использовать и семантические и прагматические отношения.

Важное место в управлении социальными системами в настоящее время

занимает прогнозирование. Всякое, даже элементарное решение предполагает

определенное предвидение, поскольку этим решением проектируется действие в

будущем. Выборка эффективных решений, особенно глобального и

стратегического характера, требует верно предвидеть главные направления

развития в данной сфере общества в целом и действовать сообразно с их

закономерностями. При прочих равных условиях чем больше вероятность

появления в будущем определенного события, тем, естественно, солиднее база

для принятия решения. Только на основе верных, научно обоснованных

прогнозов можно действовать с перспективой, и результаты деятельности

субъективного фактора совпадут в наибольшей степени с замыслом

государственной политики, с преследуемыми субъектом управления целями.

Прогноз как форма социального предвидения описывает возможную степень

достижения тех или иных целей в зависимости от способа наших действий. При

этом он может и должен охватывать как управляемые, так и относительно не

управляемые (стихийно протекающие) процессы.

Прогнозы выполняют ряд функций: ориентировочную, нормативную,

предупредительную и др. Они нацеливают органы управления на решение

перспективных проблем, определяют условия, при которых можно реализовать

прогностическую модель, предупреждают о возможных отклонениях от нее. Таким

образом, прогнозы выступают как необходимый элемент всего процесса

управления, содействуют его оптимизации.

Прогнозирование, как и моделирование, — сложная научно-исследовательская

и логико-конструктивная деятельность. Она должна быть организована так,

чтобы давать необходимую информацию при подготовке управленческих решений.

Значение прогнозов в управлении социальными процессами заключается прежде

всего в том, что они выступают предплановыми документами. Задачи

прогнозирования — не констатировать возможное будущее, а помогать плановой

деятельности, содействовать ее оптимизации. Следует иметь в виду, что для

выполнения этой функции необходима серьезная теоретико-прикладная работа,

посредством которой знание, содержащееся в прогнозе, трансформируется так,

что может служить основой оптимального планирования.

В современных условиях в связи с возросшей сложностью управленческого

процесса формируется специфический вид труда, обслуживающего управление, —

консультативный труд и соответствующий метод управления. В развитых

капиталистических странах функционирует множество обществ, бюро,

организаций, которые вырабатывают экспертные оценки и дают консультации

руководителям. Крупные ученые выступают за создание системы коммуникаций

между специалистами по управлению и руководством организаций.

В структуру управления компаниями все чаще вводится независимый эксперт,

которому не дана власть, он не несет ответственности за какой-либо сектор

работы. Такой советник президента или генерального управляющего оценивает

положение вещей в компаниях не с позиции какого-либо подразделения или

службы, а в широком, стратегическом масштабе. В отличие от специалистов,

привлекаемых из консультативных фирм по управлению на основе договоров,

этот эксперт является как бы доверенным лицом высшего руководства,

посвященным во все намерения и тайны, относящиеся к долгосрочной стратегии

и предстоящей тактике. Его не тяготят бремя текущей оперативной работы,

груз прежних традиций и ошибок, он не ограничен тесными рамками служебной

иерархии. От него требуют объективных оценок, смелых рекомендаций крупного

масштаба, которые могут существенно повлиять на положение дел.

Разновидностью независимой экспертизы служит введение в советы директоров

компаний ученых, специализирующихся по вопросам экономики, рыночных

отношений, финансов, капиталовложений, социального управления. Такой

постоянно работающий в университете или научном центре ученый является

одновременно и одним из директоров компании. Не отвечая за определенный

участок работы и не будучи связан какой-либо отдельной производственной

функцией, он может оказывать влияние на характер решений высшего

руководства.

Процесс сбора и обработки информации качественно меняется в результате

применения электронно-вычислительной техники, которая служит технической

базой для разрешения исторического парадокса — наличия информационного

голода на фоне изобилия первичной информации. Современное производство,

техника и наука требуют от человека такой быстроты и точности реакций,

которые находятся вне пределов его физиологических и психологических

возможностей. Электронно-вычислительная техника обеспечивает ускоренную

обработку огромных объемов информации и таким образом помогает

руководителям в подготовке и принятии управленческих решений.

Современные наука и техника, не отменяя и не подменяя человека, играют

огромную и всевозрастающую роль в управлении социальными процессами.

Эпохальные научно-технические достижения открывают принципиально новые

возможности рационализации управления, преодоления субъективизма и

волюнтаризма в руководящей деятельности, оптимизации процесса решения

управленческих задач. Естественно, эти возможности реализуются различным

образом в зависимости от характера социальных отношений, политической

надстройки.

Раздел 2. Система социального управления

1. Сущность, содержание, структурные элементы системы

Напомним, что система — это множество взаимодействующих элементов,

которые находятся в отношениях и связях, составляющих целостное

образование.

В философии системность рассматривается как атрибутивное свойство

материи, как принцип диалектического материализма. Еще Аристотель писал о

том, что рука, отделенная от тела, уже не рука. А Гегель образно выразился:

части бывают только у трупа, а организм имеет новое качество: он живет.

Системные свойства социальной материи, социальных организаций изучаются в

рамках системного подхода, который выполняет теоретическую и

методологическую функцию познания и преобразования сложных социальных

систем". Слово "система" — греческого происхождения, означает составленное

из частей соединение. Системы делятся на естественные и искусственные. К

первым относятся природные, ко вторым — социальные, созданные человеком.

Все, что не входит в систему и воздействует на нее, а также то, на что

воздействует сама система, называется ее внешней средой.

В зависимости от степени взаимодействия с внешней средой различаются

открытые и закрытые системы. По степени сложности они делятся на большие и

сложные. К сложным системам относятся те, которые построены для решения

многоцелевых задач. Системы состоят из подсистем, каждая из которых может

быть рассмотрена как в отдельности, так и в их неразрывной целостности.

Совершенно очевидно, что в социальных системах поддержание их целостности и

качественной определенности осуществляется на уровне не только

саморегулирования, но и целенаправленного воздействия. Поэтому каждая

социальная система состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных

подсистем: управляемой и управляющей. К управляемой подсистеме относятся

все элементы, обеспечивающие непосредственный процесс создания материальных

и духовных благ или I оказания услуг. К управляющей подсистеме относятся

все элементы, обеспечивающие процесс целенаправленного воздействия.

Важнейший элемент управляющей системы — организационная структура

управления,

Каждая из названных подсистем имеет свои особенности. При этом, говоря о

системе и совокупности ее элементов, следует обратить внимание на то, что в

самой социальной системе и в ее крупных частях (управляемой и управляющей

подсистемах) ясно просматриваются однородные группы элементов, образующих

своеобразные системы меньшего уровня: техническую, технологическую,

организационную, экономическую и социальную.

Техническая система представляет собой пропорциональное сочетание

отдельных технических средств из множества отдельных видов различного

оборудования. Например, в социально-экономических системах она выражает

производственные мощности предприятия, организации, отрасли, с помощью

которых люди в процессе материального производства способны производить

продукцию заданного качества в определенном количестве.

Технологическая система основана на делении деятельности, материального

или духовного производства на стадии и процессы. Элементами технологической

системы являются предметы труда, отдельные операции и процедуры. Данная

система представляет собой набор правил и норм, определяющих

последовательность операций в процессе материального или духовного

производства и управления ими.

Организационная система с помощью разработки и структуры управления,

соответствующих положений и инструкций позволяет рационально использовать

технические средства, предметы труда, информацию, площади и трудовые

ресурсы. Экономическая система представляет собой единство хозяйственных и

финансовых процессов и связей.

Экономическая система представляет собой единство хозяйственных и

финансовых процессов и связей.

Социальная система – совокупность социальных отношений, образуемых в

результате совместной деятельности людей и социальных групп.

Все системы – техническая, технологическая, организационная,

экономическая и социальная – взаимосвязаны. В своем единстве они составляют

целостный организм. При этом техническая, технологическая и организационная

системы в совокупности обеспечивают и характеризуют организационно-

техническую сторону управления, а экономическая и социальная – социально-

экономическую.

Связь между управляющей и управляемой системами осуществляется с помощью

информации, которая служит основой для выработки управленческих воздействий

и решений, поступающих из управляющей системы в управляемую для исполнения.

Каждая социальная система самоуправляема. В то же время в процессе

управления она испытывает внешние воздействия. Внешние и внутренние

воздействия в любой системе тесно связаны между собой и взаимно

обусловливаются: чем значительнее одно, тем меньше роль другого.

Деятельность и развитие системы в целом подчинены глобальной цели, а ее

элементы и подсистемы имеют локальные задачи, решению которых подчинено их

существование. Функционирование таких систем и управление ими — не только

процесс сохранения их целостности и определенности, но и перевода в новое

качественное состояние.

Характерными чертами научного социального управления являются: познание и

сознательное использование общественных законов, закономерностей

управления, обеспечение системности и непрерывности процесса управленческих

воздействий; моделирование управляемых объектов и субъектов управления с

учетом количественных и качественных измерений как объектов, так и

субъектов управления.

Таким образом, теория социального управления устанавливает законы и

закономерности, принципы развития социальных процессов и явлений, а также

построения своих управленческих систем. При этом необходимо учитывать

принцип самоорганизации социальных систем. Для процессов самоорганизации в

пространстве и времени необходимы следующие условия: 1) относительная

открытость системы, которая предполагает наличие определенных потоков в нее

и из нее (природные источники ресурсов и энергии, обменные потоки капитала,

товаров, человеческих ресурсов и т.д.); 2) нелинейность закона

взаимодействия различных частей социальной системы; 3) наличие элемента

случайности (например, случайности природного происхождения, случайности в

научно-технических изобретениях и последствиях их применения и т.д.); 4)

определенность диапазона системных параметров, которые играют важную роль в

качественном поведении социальной системы, так называемых управляющих

параметров. Если управляющие параметры имеют критические точки, за которыми

поведение системы коренным образом меняется и возникают новые разновидности

решений, то такие управляющие параметры называют бифуркационными.

Управляющими (бифуркационными) параметрами макроэкономического уровня могут

быть коэффициенты эффективности взаимодействия производства, какие-либо

интегрированные характеристики (например, валовой национальный продукт) и

т.д. На микроуровне это могут быть различные характеристики социального

взаимодействия.

Идея самоорганизации никоим образом не противоречит идее управления,

поскольку качество, путь и результат самоорганизующего поведения будут

каждый раз иными, если изменяется хотя бы одно из перечисленных выше

условий. Управляющим субъектом при этом может выступать руководящая часть

общества (организационно-управленческая верхушка), осуществляющая главное

управляющее воздействие через правовые нормы (законы) и регулирование

различных потоков социальной информации. Одно несомненно, что взаимосвязь

двух элементов сложной социальной системы — объекта и субъекта — главный

вопрос управления, создания и совершенствования системы.

Различают следующие подходы к изучению проблем социального управления:

конкретно-исторический, который изучает отношения социального управления

как процессы, находящиеся в состоянии развития и изменения под влиянием

действующих на них факторов; комплексный, который предполагает при изучении

отношений управления взаимосвязь экономического, правового, социально-

психологического и других подходов к анализу отношений управления;

аспектный, позволяющий исследовать одну из сторон отношений управления,

одно из свойств, проявляющихся через связи с тем видом отношений, который

специально исследуется какой-либо социальной наукой (философией,

политэкономией, социологией, психологией и т.д.

2. Принятие управленческого решения

Многообразию проблем соответствует многообразие решений. Специалисты

выделяют такие решения, как экономические, социальные, политические,

идеологические, государственно-правовые, стратегические и тактические,

глобальные и специфические, концептуальные и программные, научно-

обоснованные и эмпирические, интуитивные, рутинные и новаторские.

Совершенно очевидно, что можно выделить много стадий в подготовке

управленческого решения (поиск проблемы, определение путей решения, выбор

оптимального решения из имеющихся альтернатив, декларация решения и т.п.),

но основным является процесс сбора, анализа и переработки информации о

внешних и внутренних условиях.

При подготовке и принятии решений используются современные научные и

технические средства, методы исследования операций, системный анализ,

моделирование, электронно-вычислительная техника. Для коллективных решений

особое значение имеет совокупный коллективный интеллект субъекта

управления, принимающего решения. Однако следует подчеркнуть творческий

характер процесса подготовки и принятия решений, первостепенную роль

личности человека, его управленческого интеллекта, профессионализма, воли и

других личных и профессиональных качеств.

Любое решение связано с человеком, его творческой индивидуальностью,

мотивацией к деятельности каждого. Без учета этого даже самое обоснованное

решение не может быть принято, а тем более реализовано. Субъект управления,

принимая решение, организуя его исполнение, руководствуется незыблемым

принципом: решение должно быть "спроецировано" на человека, коллектив,

организацию, затрагивать их коренные интересы, мотивировать их к

деятельности. Поэтому важно способствовать тому, чтобы решение было принято

людьми и они осознали его необходимость. Конечно, может сложиться такая

ситуация: решение правильное, даже инновационное, но сознание людей не

готово к его восприятию, в нем преобладает приверженность к старым

решениям, действуют стереотипы прошлого, эмоции преобладают над здравым

смыслом. Но и в таком случае субъект управления проводит работу по

инновированию сознания, постепенно добивается внедренческого эффекта

средствами разъясняющих и обучающих технологий по изучению и инновированию

общественного мнения.

Принятие решения можно определить как процесс неслучайного выбора

действий. Осуществить выбор — значит отдать предпочтение (в каком-то

отношении) одному по сравнению с другим. Результатом процесса принятия

решений является само решение. В сущности решение — это такое ощущение

субъекта, что процесс решения закончен и в результате этого он уже знает,

как должен действовать, не только знает, что хочет в данной ситуации, но и

приблизительно представляет, каким образом намерен достигнуть этого. С

психологической точки зрения принятие решения — "волевой акт формирования

последовательных действий, ведущих к достижению цели на основе

преобразования информации в ситуации неопределенности"'.

Каждый, даже самый узкий, интервал любой деятельности состоит из ряда

решений, принимаемых человеком в процессе выбора вариантов, целей и

способов собственной деятельности. Управленческие решения отличаются от

прочих тем, что являются двухступенчатыми. Руководитель в процессе

руководства все время принимает решения, как он должен руководить, но в

этих его решениях есть и "вторая ступень" — это решение о том, как должны

действовать подчиненные.

Нет управленческих решений, которые имели бы только хозяйственные

последствия. Решения всегда социальны, всегда воспитывают у подчиненных

либо позитивные, либо негативные качества. Поэтому, принимая то или иное

решение, руководитель должен иметь в виду двоякий эффект: производственно-

экономический и социальный, нравственно-психологический. И оценкой

оптимальности принятого им решения будут не только хозяйственные

показатели, но и поведение работников при достижении ими производственных

целей, мера их активности, инициативы.

В зависимости от того, в какой степени знаком с ситуацией субъект

управления, принимающий решение, различают решения:

уверенности (детерминистские решения, когда известна ситуация и имеющие в

ней место причинные зависимости);

риска (вероятностные решения, когда не известен хотя бы один из

моментов, но известна и может быть подсчитана его или Их вероятность, если

такого рода случаи часто имеют место);

неуверенности (стратегические решения, когда принимающему решение ни

один из указанных моментов не известен).

М. Вудкок и Д. Френсис различают управленческие решения в зависимости от

относительной трудности проблем, требующих решения. Они выделяют и

рассматривают четыре уровня принятия решений, для каждого из которых

требуются определенные управленческие навыки.

Уровень первый — рутинный. Принимая рутинные решения, руководитель ведет

себя в соответствии с определенной программой, почти как компьютер,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.