реферат бесплатно, курсовые работы
 

Основы современного социального управления

Основы современного социального управления

Раздел 1. Теория и история социального управления

1. Социальное управление как самостоятельная отрасль научного знания

Феномен управления известен еще с античных времен и был предметом многих

общественных наук (философии, правоведения, социологии, политологии и др.),

призванных изучать общество и законы его развития. Менеджмент как одно из

направлений науки об управлении в условиях рыночных отношений возник

значительно позже (в начале XX в.) и развивался в большей мере в контексте

экономических наук. Таким образом, чтобы получить достаточно полное

представление о социальном управлении, нельзя ограничиться понятием

менеджмент, которое не исчерпывает всего содержания социального управления.

С позиции менеджмента управление — это процесс проектирования и

инновирования социальных организаций, мотивации людей к деятельности для

достижения целей организации.

В теории менеджмента управление в большей мере исследуется с точки зрения

конкретной ситуации, возникающей в практике управления, т.е. как искусство

управления.

Экономическая наука склонна трактовать управление как способ получения

экономического результата при наименьших производственных издержках.

Правоведение трактует управление как государственное правовое

регулирование с помощью законов.

Политология понимает управление как воздействие на общество со стороны

государства политическими методами и т.п.

Существует множество позиций и других подходов, отражающих разнообразное

отношение к управлению. Часто вместо слова управление используются понятия

регулирование, руководство, администрирование, менеджмент, организация и

т.п.

Расплывчатость понятия "управление" создает значительные трудности для

субъектов управления при выборе того или иного подхода к использованию

социальных технологий управления. Органы управления нередко вынуждены

руководствоваться собственным прошлым опытом или сложившимися в

организациях традициями управления, что является недостаточным, а часто и

ущербным.

Социальное управление как наука специально не исследует экономические,

юридические, политические и другие стороны управления, предмет изучения —

теория и методология их взаимодействия, основанные на системной связи всех

общественных явлений в процессе их взаимодействия и взаимовлияния. В общей

теории социального управления исследуются основные понятия, законы,

принципы и методы взаимодействия разных социальных систем, сохранения их

целостности, создания новых социальных образований на основе

целесообразности, ценностно-нормативных представлений совокупного

интеллекта, присущего обществу на данном историческом этапе развития.

Поэтому задача социального управления — обеспечение целостного

представления о взаимодействии сложных социальных систем, их структуре,

внешних и внутренних связях, саморазвитии и воздействии одной на другую, о

специфических отношениях, которые складываются между объектом и субъектом

управления в процессе их взаимодействия.

Назрела необходимость формирования науки социального управления как

единой, общей отрасли научного знания и учебной дисциплины. Она

обусловлена, во-первых, всевозрастающей потребностью в целостном освоении

окружающего мира, во-вторых, необходимостью системного воздействия на все

сферы общественной жизни в их интегральном качестве.

Закономерности функционирования и поддержания целостности общества и всех

отдельных видов управления, познание и использование которых позволяют

обеспечивать цели общества как единой системы, выступают в качестве

главного содержания науки социальное управление. Она исследует общие

закономерности, принципы социального воздействия независимо от того, в

какой сфере жизни они осуществляются, закономерности и принципы создания и

функционирования самой системы управления.

Социальное управление — предмет изучения многих наук, прежде всего

социологии, психологии, социальной психологии, политологии, философии,

юриспруденции, культурологии, педагогики, кибернетики, синергетики,

эргономики и экономики под углом зрения их управленческих возможностей.

Основным методом исследования управленческой науки является системный

подход, системный анализ явлений общественной жизни, которые объединяют

совокупность методов и средств, помогающих изучить свойства и структуру

объекта в целом, представив его в качестве сложной социальной системы.

Напомним, что система — это множество взаимодействующих элементов,

находящихся в отношениях и связях друг с другом, составляющих целостное

образование.

Системный подход — это комплексное изучение исследуемого объекта как

единого целого с позиций системного анализа. Он означает учет всех

взаимосвязей, изучение отдельных структурных частей, выявление роли каждой

из них в общем процессе функционирования системы и, наоборот, выявление

воздействия системы в целом на отдельные ее элементы.

Система социального управления реализует различные функции управления:

- включает разных специалистов, объединенных в органах управления;

- использует целую совокупность методов управления, в том числе и

совокупность средств вычислительной и организационной техники;

- объединяет различные виды информации (экономической, социальной,

политической, организационной и т.п.), которая позволяет установить

надежную связь между субъектом и объектом управления, учесть все изменения

внутренней и внешней среды.

Поэтому можно сказать, что наличие устойчивого равновесия между субъектом

и объектом управления, способность субъекта управления отвечать на вызовы

постоянно изменяющейся среды (внутренней и внешней) являются одной из

основополагающих закономерностей управления, обусловливающей все остальные

его общие законы и принципы.

Глубокое нарушение равновесия между объектом и субъектом управления

приводит к кризису управления. Угроза такого кризиса постоянно нарастает

вследствие того, что внутренняя и внешняя среда объекта управления сегодня

очень подвижна, динамична, а ее изменения зависят от очень многих

взаимосвязанных факторов, учесть и предвидеть которые становится все

труднее.

Все это предъявляет повышенные требования к субъекту управления, который

должен наиболее точно улавливать суть происходящих перемен в общественной

жизни, являющейся не только объектом, но и субъектом воздействия.

Состояние, когда процессы развиваются в одном направлении, а действия

субъектов управления в другом, нередко прямо противоположном,

характеризуется как кризисное состояние системы управления.

Научные основы социального управления опираются на теорию систем

социального управления и теорию искусства социального управления. Поэтому

предметом изучения является исследование управленческой деятельности в

единстве с управленческими отношениями, складывающимися в процессе создания

системы социального управления, которая изучается теорией ее построения,

функционирования и совершенствования.

Теория искусства социального управления основана на эмпирических

обобщениях, на базе конкретного опыта управления, что позволяет создать

образы управления, конкретные управленческие ситуации. Она не имеет

универсальных закономерностей и принципов, не предусматривает общих правил

поведения, но позволяет талантливым управленцам находить неординарные

решения в условиях неопределенности. В сочетании со знанием общих законов и

принципов управления теория искусства управления, основанная в большей мере

на интуиции, индивидуальном восприятии, прошлом опыте, позволяет получить

оптимальный управленческий результат.

Наука социального базируется на общеметодологических принципах

фундаментальных общественных наук, таких как философия, экономика,

социология, политология, психология и др. Она имеет свой собственный

предмет, свою проблематику, является самостоятельным и очень современным

направлением познания жизни, от успехов которого во многом зависят темпы

социального прогресса и качество жизни людей.

Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, низкий уровень

управленческой культуры, недостаточный запас "критической массы" управления

способствуют деградации частных видов управления, особенно экономического,

политического. В этих условиях формируется такая политическая и финансово-

экономическая элита общества, которая не способна к системному восприятию

мира, действует на "корыстных программах", а потому не только не

способствует поиску достойных выходов из кризисных состояний, но и своими

некомпетентными действиями только умножает число возникающих проблем,

требующих своевременного и адекватного решения.

2. Сущность и содержание социального управления

В окружающем нас мире можно выделить три его составляющие, определяемые

формами существования материи: неживую природу, живую природу и

человеческое общество.

В каждой из этих составляющих осуществляются те или иные процессы

развития под воздействием определенных факторов и условий. Некоторые из

этих факторов можно рассматривать как управление в неживой природе, или

технических системах, управление в живой природе, или биологических

системах, управление в человеческом обществе, или социальных системах.

Управление техническими системами (производственно-техническими

процессами, механизмами, системами машин), т.е. управление вещами,

изучается в основном техническими науками.

Управление в живой природе, называемое управлением биологическими

системами, является объектом изучения естественных наук.

Управление как воздействие на социальные процессы, коллективы, классы

относят к социальному управлению. Эта область изучается социальными

науками.

Понятие "социальное управление" рассматривается в узком и широком

значении слова. В узком значении социальное управление определяется как

процесс воздействия на социальные процессы для достижения поставленных

целей.

Объективная необходимость управленческого труда порождает особую группу

работников — управляющих.

В сферу деятельности людей по социальному управлению помимо

управленческих работников входят научные работники, занимающиеся

исследованиями и разработками в сфере социального управления, а также

преподаватели, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение

квалификации управленческих кадров.

Необходимость социального управления обусловлена прежде всего фактом

разделения труда в группах людей, в крупных коллективах, в масштабе

государства, а также необходимостью его кооперации. Следовательно, как

совместный труд людей составляет основу всякого человеческого общества, так

и управление является необходимым элементом общего труда, существования и

развития общества.

Ключевое понятие управления — воздействие. Оно осуществляется в

технических и биологических системах. Сразу скажем, что нас интересует

такое воздействие, которое осуществляется в социальных системах и может

быть понято как воздействие субъекта управления на объект управления с

целью перевода его в новое желательное состояние.

В зависимости от объема, содержания и направленности меняется содержание

самого понятия управления.

В государственном управлении управленческая деятельность, как известно,

тесно связана с государственной властью, однако первое и отличительное

свойство социального управления состоит в том, что это — процесс

целенаправленного воздействия управляющей системы на управляемую для

достижения ее эффективного функционирования и развития.

Цель управления — желаемое, возможное и необходимое состояние системы,

которое должно быть достигнуто. Определение целей управления — главный и

начальный этап управления.

Целеполагание — процесс обоснования и формирования целей развития

управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей в

продукции, услугах, качестве социальных связей исходя из реальных

возможностей их наиболее полного удовлетворения.

Подчеркнем, что в социальных системах воздействие субъекта управления на

объект не только не является стихийным, случайным, бессознательным, но,

напротив, стремится к максимальной строгости, экономичности,

целесообразности и последовательности. Содержание социального управления в

основном, главном определяется качеством целеполагания, которое, в свою

очередь, обусловлено тем, насколько в поставленных целях наиболее точно и

полно выражены коренные потребности и интересы всего общества, его

отдельных социальных групп, определяющие мотивы поведения людей.

Источником активности, как известно, являются стимулы. Стимулы могут быть

внешними и внутренними, позитивными и негативными, объективными и

субъективными, материальными и духовными, осознанными и неосознанными. Но в

любом случае стимул — источник пробуждения человеческой энергии. Поэтому,

создавая ту или иную систему стимулирования, т.е. предоставления каких-либо

жизненных гарантий по результатам активных действий в соответствии с

поставленной целью, можно эффективно управлять социальными процессами,

социальным поведением.

Итак, стимулы неразрывно связаны с целеполаганием, но в еще большей мере

к нему имеет отношение мотив. Мотивация к деятельности — это качественно

иной способ стимулирования активности, который включает все сущностные силы

личности: ценности, идеалы, мировоззрение, направленность человека и т.п.

Поэтому важно подчеркнуть, что в связи с подъемом творческих сил личности

необходимо все более полное использование человеческого фактора, ресурса

личности в управлении.

Именно интеллектуальные системы управления, состоящие из творческих

индивидуальностей, мотивированных к управленческой деятельности, способны

достигать наилучших результатов в управлении общественными делами,

обеспечивать упорядоченность и высокий уровень организации социальных

систем. Поэтому управление — это особый вид профессиональной деятельности,

который не сводится только к достижению целей системы, организации, но и

представляет собой средство поддержания целостности любой сложной

социальной системы, ее оптимального функционирования и развития.

Феномен управления тесно связан с понятием социальная организация. В

самом деле, в течение многих веков управление из бессознательной

деятельности превращалось в обычай, традицию, общественный институт с

помощью устойчивой социальной структуры, которая из поколения в поколение

передавала навыки управления.

Таким образом, социальное управление — это во многом продукт социальных

организаций.

Управленческое воздействие осуществляется в процессе управленческой

деятельности — одной из разновидностей человеческой деятельности вообще.

Управленческая деятельность призвана обслуживать реализацию целей и функций

управления, обеспечивать подготовку и проведение в жизнь управленческих

решений. Ее можно определить как набор (совокупность) выработанных

историческим опытом, научным познанием и талантом людей навыков, умений,

способов, средств, целесообразных поступков и действий человека в сфере

управления.

Управленческая деятельность отличается интеллектуальным содержанием,

поскольку всегда направлена на выработку, принятие и практическую

реализацию управленческих решений, призванных изменять состояние и течение

общественных процессов, уровень использования социальных ресурсов общества.

Она должна адекватно отражать социальную действительность, вскрывать

имеющиеся ресурсы, находить средства и резервы, выбирать оптимальные

способы совершенствования социальных систем и перевода их на новый уровень.

Во многом управленческая деятельность информационна, потому что связана с

получением, осмыслением, систематизацией, хранением, выдачей социальной, и

прежде всего управленческой, информации. Управленческая деятельность в

основе своей и посвящена поиску, отбору, переработке, анализу социальной

информации.

Каждый человек, занятый управлением, постоянно совершает мыслительные и

волевые операции анализа, оценки, решения, подчинения и исполнения, команды

и контроля и т.д. Это создает в социальных организациях особый социально-

психологический микроклимат, активно влияющий на сознание, чувства,

жизненные ориентации человека и формирует определенный тип поведения и

деятельности. Постоянное напряжение воли, груз ответственности,

дисциплинированность, подчинение собственного "я" управленческой функции —

вот естественные компоненты, которые присущи управленческой деятельности в

нормальном органе управления.

В процессе управленческой деятельности субъекты управления, органы

управления, управляющие и каждый человек вступают в управленческие

отношения, которые можно разделить на связанные с целеполаганием, анализом

информации, постановкой целей и организацией их достижения.

Организационные отношения — необходимый элемент механизма управления,

подразделяются на вертикальные, горизонтальные, формальные и неформальные.

Помимо субординации типа "руководитель — подчиненный" существуют

отношения координации между находящимися на одном иерархическом уровне

членами организации, направленные на взаимное согласование действий исходя

из совместных задач руководства или исполнения.

Система управления подразделяется на две основные подсистемы: управляющую

и управляемую, каждая из которых может рассматриваться как относительно

самостоятельная с присущими ей особенностями. Они имеют многоуровневую,

иерархическую структуру. Анализируя далее систему управления, необходимо

выделить следующие ее компоненты. Кроме объекта и субъекта управления,

организационных и управленческих отношений и соответствующих видов

деятельности в нее входят функции управления. Под ними понимают конкретные

направления деятельности. Функции управления можно классифицировать по их

общим значениям, подразделяя их на целевые и организационные. Назначение

целевых функций состоит в направленности к определенной цели системы,

которая может охватывать разные уровни социальной организации. Поскольку

суть управления состоит в достижении цели, целевые функции являются

определяющим элементом управленческой деятельности.

Процесс целеполагания — определяющее условие эффективности всей системы

управления. Целеполагание всегда содержит элемент прогнозирования —

предвидения состояний, изменений, которые ожидаются в результате развития

данной социальной системы.

Итак, основные задачи управления и его составной части — организации

решает система управления. Конечный результат ее функционирования —

принятие и реализация грамотного управленческого решения.

3. История управленческой социальной мысли

Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда зародились искусство и наука

управления. Управление в той или иной форме существовало всегда там, где

люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого

общества:

социальной — необходимость установления и поддержания порядка в группах,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.