реферат бесплатно, курсовые работы
 

Фрактальные свойства социальных процессов

разованы , т.е. интерференцией противоположностей внутри единс-

тва."(36)

Другими словами Э.М.Сороко и многие другие исследователи сложных

ситстем выстраивают картину мира идентичную мировосприятию архаичного

человека , который пытается находить закономерности в тех фактах , ко-

торые мы бы назвали случайными (мистическое мышление "всё связано со

всем").

К.Г.Юнг пишет об этом : " На самом деле первобытный человек не

более логичен или алогичен , чем мы . Просто он думает и живет исходя

из совсем других предпосылок по сравнению с нами . В этом и состоит

различие . Всё , что выходит за рамки правил , всё , что поэтому его

беспокоит , пугает или удивляет , основывается для него на том ,что мы

называем сверхъестественным . Разумеется , он не считает это сверхъес-

тественным , для него это является принадлежностью мира , который он

познает.

Наша рациональная исходная посылка состоит в том , что всё имеет

свои естественные , видимые причины . В этом мы убеждены a priori . В

этом смысле каузальность является для нас самой священной догмой. В

нашем мире нет законного места для невидимых , произвольных, так ска-

зать , сверхъестественных сил , разве что погрузиться вместе с совре-

--------

36)Сороко Э.М. "Структурная гармония систем"

менным физиком в неведомый микромир атомных недр, где , похоже случа-

ются диковинные вещи. Но эта область знания всё - таки далека от нас.

К невидимым произвольным силам мы относимся с чувством ярко выраженной

неприязни ; ведь мы сами не так уж давно вырвались из того страшного

мира грез и суеверий и создали картину мира , достойную нашего рацио-

нального сознания - самого молодого и самого великого творения челове-

ка. Нас окружает вселенная которая подчиняется законам разума . Хотя

мы и не знаем всех причин но они будут открыты и будут соответствовать

ожиданиям разума . Мы вполне естественно надеемся на это . Однако, бы-

вают случаи , которые и в самом деле являются чисто случайными , а их

собственная каузальность также ничего не проясняет . Случайности неп-

риятны любящему порядок сознанию . Они весьма забавно нарушают законо-

мерное течение событий и поэтому сбивают нас с толку . В отношении

случайностей мы испытываем такое же неприязненное чувство, как и в от-

ношении невидимых произвольных сил . Они слишком напоминают о бесеня-

тах или о произволе deus ex machina *). Они являются злейшими врагами

наших самых тщательных расчетов и постоянной угрозой для всех наших

предприятий . Их можно считать глупыми , они заслуживают всяческого

поругания , но им нельзя не уделять внимания .

Арабы относятся к ним с большим почтением . В каждом письме они

пишут : "Иншалла , если Богу будет угодно ,

письмо дойдет ." Ведь несмотря на все неприязненные чувства и законо-

--------

*) "Бог из машины", неожиданное решение трудной ситуации,

которое вызывается как бы искусственным вмешательством извне.

мерности , верно то , что мы всегда и везде подвержены непредвиденно-

му случаю ."(37)

Т.е. человек просто не может охватить своим сознанием взаимосвязь

всех причин и следствий , и называет происходящие события случайными.

Конечно, восприятие человеком мира , все процессы составляющие его

внутреннюю жизнь и процессы во внешнем мире составляют бесконечно

сложною систему; в которой , однако , опираясь на установленные прин-

ципы самоорганизации сложных систем мы можем обнаружить новые законы

по которым живет человек , природа и общество.

Известно , что все природные объекты имеют фрактальную структуру,

они соответствуют числам Фибоначчи (производным от золотой пропорции)

и золотому сечению (в большей или меньшей мере) . Человек , как часть

природы ; пропорции его тела , ритмы сердца и мозга , этапы взросле-

ния, стадии жизни человека подчинены закономерностям , сводимым только

к одному числу - 1,61803398875... - золотой пропорции.

Общественное устройство , религия , культура считались абсолютно

человеческим достоянием , более того они приводились в пример того ,

чем выделяется человек из природы , возвышает над животными.

Мы установили , что человек даже близко не подошел к управлению

общественными процессами , а так же собственной личной жизнью , гармо-

низация которых всецело находится под влиянием процессов , закономер-

ностей , сил , обеспечивающих самоорганизацию .

--------

37)К.Г.Юнг "Проблемы души нашего времени"

М., Прогресс 1993г. с.160

Тот факт , что сердцевиной культуры и религии , детерминирующих

деятельность людей является золотая пропорция , которая является осно-

вой для процессов самоуправления и самоорганизации сложных систем поз-

воляет утверждать единство природных и общественных процессов самоорга-

низации (яркий пример: исследование поведения колонии муравьёв в Анг-

лии).

"В сознание людей закладывается определенная программа , ряд обра-

зов, основанных на золотой пропорции . Это происходит через музыку ,

визуальный ряд , и т.д. ; в наиболее полной форме это воздействие осу-

ществляется в религиозном ритуале . Впоследствии всё поведение челове-

ка протекает в определенных рамках , его действия не могут быть хао-

тичными , человек следует программе , которая оптимальна для функцио-

нирования любых сложных систем" .

В этой связи опять-таки интересно мировоззрение первобытного че-

ловека , уделяющего большое внимание целостности мира .

К.Юнг пишет : "Он уделяет основное внимание ... не чистым кау-

зальным связям естественных наук , а сбивающим с толку , запутанным

переплетениям каузальных цепочек , которые называются случаями . Он

давно приспособился к законам природы и поэтому боится власти неприд-

виденного случая , выступающего в качестве произвольного , не поддающе-

гося учету движущего принципа. И здесь он тоже прав . Этим вполне объ-

ясняется почему все необычное нагоняет на него страх .

В области южнее Элгона , где мне пришлось провести длительное

время , обитает довольно много муравьедов . Муравьед - это ночное ,

очень пугливое животное , которое поэтому попадается на глаза крайне

редко . Но однажды муравьеда увидели днем . Это столь же неестественно

и так же удивительно , как если бы мы обнаружили ручей , в котором во-

да время от времени текла бы вспять . Если бы действительно стали из-

вестны случаи , когда вода вдруг проявила бы отрицательную силу тяго-

тения , то это было бы чрезвычайно тревожным открытием . ведь мы зна-

ем , какое количество воды нас окружает , и можем легко себе предста-

вить , что случилось бы , если бы вода перестала подчиняться законам

природы . Примерно в таком же положении находится и первобытный чело-

век . Ему прекрасно известны жизненные привычки муравьеда , но он со-

вершенно не представляет , что таит в себе нарушение муравьедом миро-

вого порядка . Первобытный человек настолько зависит от происходящего ,

что любое нарушение установленного порядка мира может иметь для него

непредвиденные последствия . Оно является предзнаменованием , знаком,

подобным комете или затмению . Поскольку эта неестественность не выз-

вана по его представлению естественными причинами , то появление му-

равьеда днем объясняется действием невидимой силы произвола .

Внушающее страх проявление произвола , способное нарушить мировой

порядок , требует , разумеется , чрезвычайных защитных или смягчающих

мер . Созываются жители соседних селений , а муравьеда с большим тру-

дом раскапывают и убивают . Затем самый пожилой родственник по линии

матери того человека , что первый увидел муравьеда , должен принести в

жертву быка . Сам этот человек становится ногами в нору и получает

первый кусок мяса животного . Вслед за ним начинают есть родственники

и остальные участники церемонии . Таким образом искупляется таящий

опасность акт произвола природы .

Для первобытного человека безопасность мира заключается в упоря-

доченности обычных явлений . Любое исключение из этого представляется

ему таящим угрозу актом произвола , который , стало быть необходимо

искупить , ибо он является не просто сиюминутным нарушением обычного

порядка вещей , но вместе с тем и предзнаменованием нежелательных со-

бытий в дальнейшем."(38)

--------

38)К.Г.Юнг "Проблемы души нашего времени" М. Прогресс стр.166-167

Такой схемой можно проиллюстрировать теорию регулирования поведе-

ния людей , как членов общества.

В подсознании человека , образы золотой пропорции и фрактальные

образы вероятно составляют некие архетипы восприятия (см. выше) . Та-

кую гипотезу выдвинул сам первооткрыватель фрактальных множеств доктор

математики Бенуа Мандельброт .

Косвенные намеки на это и взаимосвязь между золотой пропорцией и

фракталами есть в некоторых артефактах (узорах ковров , мандалах ,

янтрах и т.п.)

В глубинах человеческого сознания архетипы или стандартные образы

и мотивы поведения совпадают.

Академик Е.А.Файдыш выстраивает такую логическую цепочку : " Од-

ной из особенностей архетипа является невозможность его од-

назначного описания или определения . Сколько бы мы не пытались выра-

зить его в виде текста, он всегда будет несоизмеримо сложнее и глубже

. Именно поэтому могут быть осознаны только отдельные "тени" , проек-

ции, но никогда - он весь целиком .

Примером архетипа может служить образ Бога , любви , времени .

Когда на древних Индийских и Тибетских священных изображениях показы-

вают божеств с множеством лиц и голов , этим как раз и подчеркивается

невозможность сведения столь необъяснимого понятия к конкретному обра-

зу. Каждое лицо - Это одна из проекций Бога в нашем сознании . В не-

давнее время математиками были открыты объекты очень сходные с ними .

Это фрактальные множества и странные атракторы.

Как архетип невозможно задать перечислением его элементов , так

же и фрактал. Каждый элемент архетипа обладает не меньшей сложностью ,

чем целое , то же можно сказать и о фрактале . И наконец - самоподо-

бие. Каждый элемент несет и информацию о целом . Этим свойством облада-

ют как архетип , так и фрактал.

И ещё одно интересное свойство. Фракталы обычно имеют дробную

размерность , т.е. как бы находятся между разными пространственными

измерениями. Как уже говорилось , об аналогичных свойствах архетипов

догадывались в глубокой древности, вспомним изображения богов со мно-

жеством лиц . Интересно, что даже геометрические образы , иснпользо-

вавшиеся для изображения архетипов в древности , очень напоминают

фракталы . Это янтры и мандалы. Один из примеров такого подобия можно

наблюдать сравнивая центральную часть Шри-Янтры с фракталом "Серпинс-

кого"."(39)

--------

39) Е.А.Файдыш "Сверхсознание", М. 1993г стр.62-63

В принципе , почти все естественные объекты являются фракталами.

Это облака , исчерченная береговая линия , поверхность гор , скал,

внутренние пространства пещер , деревья , и вообще все живые организмы

, различные ворсистые поверхности и т.п. (фрактал - математическая мо-

дель показывающая упорядоченность и процессы самоорганизации любых

сложных структур.)

Объекты , подобные фракталам привлекали внимание людей с древнос-

ти , медитация и сосредоточение на них , использовались в ритуалах и

как бы открывали дверь в иные миры . "Например , у шаманов излюбленным

местом перехода в нижний мир служили извилистые пещеры, норки , дупла

деревьев. В древнеиндийском эпосе "Рамаяна" говорится: "На каждом во-

лоске тела Рамы находится множество миров, таких как наш." " (40)

Прогресс нашей цивилизации , идущий , по пути всё большего услож-

нения общества, мира , окружающего людей , их разнообразных занятий,

основан на накоплении человечеством объектов , образов , соответствую-

щих золотому сечению , фракталам , являющихся основой для существова-

ния сложных систем и позволяющих существовать все более сложным формам

организации . Можно сделать предположение , что прогресс цивилизации,

в том числе научно-технический , возможен только благодаря этому. Пос-

кольку закладка в подсознание человека таких образов делает его пове-

дение неспособным разрушить систему (к появлению днем муравьеда) ни

при каких условиях.

-------

40) там же, стр.81

Закладка образов обеспечивается религией , а поведение на их ос-

нове носит название культурного поведения (возможно здесь есть парал-

лель между золотым сечением - основой религиозных образов и фракталами

- как основой для образов обуславливающих культуру). Т.е. накопление

сложной самоорганизующейся системой ,которой является общество данной

специфической информации повышает уровень организации системы , снижа-

ет количество энтропии в ней.

"В естественных процессах системогенеза объективная самореализация

устойчиво возможна лишь для одной составляющей внутренне противоречи-

вого единого, вторая же выполняет в нем подчиненную роль , обладая

сравнительно узкими пространственными и временными границами существо-

вания , условными либо попросту фиктивными (иллюзорными) достоинствами

, ценностями , нормами или даже пребывает в постоянном "предвосхище-

нии" своего приближающегося распада."(43)

Поэтому в динамике общественных процессов прогресс , изменения

идут только по пути , обозначенному инвариантами, обеспечивающими

функционирование системы. Эд. Макс. Сороко исследуя механизмы самоор-

ганизации сложных систем обоснавал существование математически уста-

навливаемых инвариантов (золотой пропорции) на основе и посредством

которых в процессе самоорганизации систем они приобретают гармоничное

строение, стационарный режим существования, структуры - функциональную

устойчивость. Факт существования инвариантов , поддерживающих функцио-

нирование сложных систем подтвержден также методами фрактальной гео-

метрии (например масштабная симметрия).

--------

43) Э.М.Сороко "Структурная гармония систем" , стр.193

Общество т.о. представляет собой фрактальный объект , гармонизи-

руемый ориентацией человеческого сознания социокультурными методами на

восприятие им Золотого Сечения - величайшего из инвариантов Вселенной,

основы поддержания и развития любых её систем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные выводы можно целенаправленно использовать в решении

задач, стоящих перед специалистами в области управления.

Задачи, решаемые с помощью включения процессов самоорганизации ,

через изменение сознания человека можно разделить на два типа :

- глобальные, долгосрочные проекты , и

- локальные, быстродействующие инновации.

Если говорить о глобальном, вселенском уровне , измеряемом столе-

тиями и судьбами целых стран, то следует ещё раз вспомнить масонов, с

их представлениями о свободе , равенстве и братстве, создании лучшего

человека, изменяя его психику , наполнением её "божественными вибраци-

ями архитектуры и музыки".

Новейшие технические возможности, такие как СМИ , открытия в об-

ласти человеческой психики, физики , химии , особенно открытие фрак-

тальных множеств (01.03. 1980) являются средствами, дающими доступ к

самым несбыточным мечтам масонов.

Любое государство, заинтересованное в своем настоящем и будушщем,

руководители которого понимают, что сила страны складывается из силы и

возможностей каждого его гражданина будет заинтересовано в воспитании

полноценных, созидающих членов общества. Государство должно участво-

вать в усилении и активизации процессов самоорганизации, как залоге

успешного функционирования всех его поддерживающих структур.

Методы , как явствует из моей работы и как существует исторически

относятся к самым различным социокультурным феноменам , создавая бога-

тый арсенал и простор для действий всем заинтересованным в жизни своей

социальной общности. Это может быть архитектура , музыка , рекламные

заставки , рисунок обоев, пропорции предметов быта и многое другое ;

причем , конечно же возможно сознательное , основанное на научных рас-

четах создание этих элементов культуры , труд по внесению которых в

жизнь общества традиционно считался лишь основанным на интуиции, вдох-

новении.

Локальные нововведения , основанные на знании процессов

самоорганизации могут быть связаны с решением задач по :

1.Диагностике социальных структур и процессов;

2.Оптимизации внедряемых управленческих решений;

3.Управлению в ходе реализации какого либо проекта.

1.Диагностика, цель которой выявление проблем и выявление

латентных структур на предприятии , может быть существенно

облегчена , так как метод анализа с помощью фрактальных множеств

позволяет создать довольно точную модель социальных процессов.

Одной из процедур, современного нам метода диагностики

является построение т.н. "дерева проблем" , "дерева целей" т.е.

схемы взаимодействий в организации.

С помощью экспресс опроса персонала выясняют проблемы в

организации, субъективные оценки людей , которые затем уточняются и

классифицируются по их принадлежности к подразделениям организации

и от более общих к частным проблемам по принципу от следствия к

причине .

общая проблема

проблемы функциональных подразделений

социально-бытовые,социально-психологические проблемы

организационно-управленческие проблемы общесистемного типа

Известно, что 20% проблем в организации дают 80% всех сбоев и по-

терь . Существует класс фракталов , называемых дендритами (древовидны-

ми) использование которых при анализе данной схемы даст огромные воз-

можности для её детального понимания.

Решение проблемы т.о. окажется легким и быстродостижимым (например

удаление из многотысячной организации только одного человека)

2. Для всех внедряемых новшеств в уже сформированные организации

надо проводить исследования на их совместимость с процессами и

силами, обеспечивающими самоорганизацию системы .

Необходимо обеспечение всех инноваций дополнительными

процедурами такими как , например, разработка символа для

организации в соответствии с золотой пропорцией , утверждение

графика преобразований , действий в соответствии с числами

Фибоначчи и т.п.

3. В уже действующих организациях и протекающих социальных

процессах добавление факторов дающих новую силу и устойчивость,

переводящих структуру на новый качественный уровень тоже не лишне.

Библиография.

1) Ясюков М.И. "Весы Немизиды" Мысль, 1990г

2) Баландин Р.К. , Бондарев Л.Г. "Природа и цивилизация"

3) Советский Энциклопедический Словарь , 1988г.

4) Маркс К. , Энгельс Ф. Собрание сочинений

5) Сороко Э.М. "Критерий гармонии самоорганизующихся

социоприродных систем" , Владивосток 1989г.

6) Сороко Э.М. "Самоорганизация систем, проблемы меры и гармонии"

Автореферат диссертации , Минск 1991г.

7) Сороко Э.М. "Структурная гармония систем" , Минск 1984г.

8) Васютинский Н. "Золотая пропорция" , М. Молодая гвардия 1990г.

9) Афанасьев В.Г. "Системность и общество" , М. Политиздат 1980г.

10) Уледов А.К. "Социальные законы" , М. Мысль 1975г.

11) Угринович

12) Дюркгейм Э.

13) Диалектика.Творчество.Гумманизм. Ленинградский университет 1991г.

14) "Наука и её место в культуре" Новосибирск 1990г.

15) Ежегодник "Системные исследования. 1982г." Наука

16) "Семиотика и исскуствометрия" М. Мир 1972г.

17) "Лион Батиста Альберти" М. Наука 1977г.

18) Флоренский П.А. "Храмовое действо как синтез исскуств" "Мако-

вец" N1, М.

19)"Психологические механизмы регуляции социального поведения"

М. Наука 1979г.

20) Артемьева Е.Ю. "Психология субъективной семантики" М. изд.МГУ

1980г.

21) Фулканелли "Тайны готических соборов" REFL-book Ваклер 1996г.

22) Юнг К. "Проблемы души нашего времени" М. Прогресс 1993г.

23) Файдыш Е.А. "Сверхсознание" М. 1993г.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.