| |||||
МЕНЮ
| Фрактальные свойства социальных процессовразованы , т.е. интерференцией противоположностей внутри единс- тва."(36) Другими словами Э.М.Сороко и многие другие исследователи сложных ситстем выстраивают картину мира идентичную мировосприятию архаичного человека , который пытается находить закономерности в тех фактах , ко- торые мы бы назвали случайными (мистическое мышление "всё связано со всем"). К.Г.Юнг пишет об этом : " На самом деле первобытный человек не более логичен или алогичен , чем мы . Просто он думает и живет исходя из совсем других предпосылок по сравнению с нами . В этом и состоит различие . Всё , что выходит за рамки правил , всё , что поэтому его беспокоит , пугает или удивляет , основывается для него на том ,что мы называем сверхъестественным . Разумеется , он не считает это сверхъес- тественным , для него это является принадлежностью мира , который он познает. Наша рациональная исходная посылка состоит в том , что всё имеет свои естественные , видимые причины . В этом мы убеждены a priori . В этом смысле каузальность является для нас самой священной догмой. В нашем мире нет законного места для невидимых , произвольных, так ска- зать , сверхъестественных сил , разве что погрузиться вместе с совре- -------- 36)Сороко Э.М. "Структурная гармония систем" менным физиком в неведомый микромир атомных недр, где , похоже случа- ются диковинные вещи. Но эта область знания всё - таки далека от нас. К невидимым произвольным силам мы относимся с чувством ярко выраженной неприязни ; ведь мы сами не так уж давно вырвались из того страшного мира грез и суеверий и создали картину мира , достойную нашего рацио- нального сознания - самого молодого и самого великого творения челове- ка. Нас окружает вселенная которая подчиняется законам разума . Хотя мы и не знаем всех причин но они будут открыты и будут соответствовать ожиданиям разума . Мы вполне естественно надеемся на это . Однако, бы- вают случаи , которые и в самом деле являются чисто случайными , а их собственная каузальность также ничего не проясняет . Случайности неп- риятны любящему порядок сознанию . Они весьма забавно нарушают законо- мерное течение событий и поэтому сбивают нас с толку . В отношении случайностей мы испытываем такое же неприязненное чувство, как и в от- ношении невидимых произвольных сил . Они слишком напоминают о бесеня- тах или о произволе deus ex machina *). Они являются злейшими врагами наших самых тщательных расчетов и постоянной угрозой для всех наших предприятий . Их можно считать глупыми , они заслуживают всяческого поругания , но им нельзя не уделять внимания . Арабы относятся к ним с большим почтением . В каждом письме они пишут : "Иншалла , если Богу будет угодно , письмо дойдет ." Ведь несмотря на все неприязненные чувства и законо- -------- *) "Бог из машины", неожиданное решение трудной ситуации, которое вызывается как бы искусственным вмешательством извне. мерности , верно то , что мы всегда и везде подвержены непредвиденно- му случаю ."(37) Т.е. человек просто не может охватить своим сознанием взаимосвязь всех причин и следствий , и называет происходящие события случайными. Конечно, восприятие человеком мира , все процессы составляющие его внутреннюю жизнь и процессы во внешнем мире составляют бесконечно сложною систему; в которой , однако , опираясь на установленные прин- ципы самоорганизации сложных систем мы можем обнаружить новые законы по которым живет человек , природа и общество. Известно , что все природные объекты имеют фрактальную структуру, они соответствуют числам Фибоначчи (производным от золотой пропорции) и золотому сечению (в большей или меньшей мере) . Человек , как часть природы ; пропорции его тела , ритмы сердца и мозга , этапы взросле- ния, стадии жизни человека подчинены закономерностям , сводимым только к одному числу - 1,61803398875... - золотой пропорции. Общественное устройство , религия , культура считались абсолютно человеческим достоянием , более того они приводились в пример того , чем выделяется человек из природы , возвышает над животными. Мы установили , что человек даже близко не подошел к управлению общественными процессами , а так же собственной личной жизнью , гармо- низация которых всецело находится под влиянием процессов , закономер- ностей , сил , обеспечивающих самоорганизацию . -------- 37)К.Г.Юнг "Проблемы души нашего времени" М., Прогресс 1993г. с.160 Тот факт , что сердцевиной культуры и религии , детерминирующих деятельность людей является золотая пропорция , которая является осно- вой для процессов самоуправления и самоорганизации сложных систем поз- воляет утверждать единство природных и общественных процессов самоорга- низации (яркий пример: исследование поведения колонии муравьёв в Анг- лии). "В сознание людей закладывается определенная программа , ряд обра- зов, основанных на золотой пропорции . Это происходит через музыку , визуальный ряд , и т.д. ; в наиболее полной форме это воздействие осу- ществляется в религиозном ритуале . Впоследствии всё поведение челове- ка протекает в определенных рамках , его действия не могут быть хао- тичными , человек следует программе , которая оптимальна для функцио- нирования любых сложных систем" . В этой связи опять-таки интересно мировоззрение первобытного че- ловека , уделяющего большое внимание целостности мира . К.Юнг пишет : "Он уделяет основное внимание ... не чистым кау- зальным связям естественных наук , а сбивающим с толку , запутанным переплетениям каузальных цепочек , которые называются случаями . Он давно приспособился к законам природы и поэтому боится власти неприд- виденного случая , выступающего в качестве произвольного , не поддающе- гося учету движущего принципа. И здесь он тоже прав . Этим вполне объ- ясняется почему все необычное нагоняет на него страх . В области южнее Элгона , где мне пришлось провести длительное время , обитает довольно много муравьедов . Муравьед - это ночное , очень пугливое животное , которое поэтому попадается на глаза крайне редко . Но однажды муравьеда увидели днем . Это столь же неестественно и так же удивительно , как если бы мы обнаружили ручей , в котором во- да время от времени текла бы вспять . Если бы действительно стали из- вестны случаи , когда вода вдруг проявила бы отрицательную силу тяго- тения , то это было бы чрезвычайно тревожным открытием . ведь мы зна- ем , какое количество воды нас окружает , и можем легко себе предста- вить , что случилось бы , если бы вода перестала подчиняться законам природы . Примерно в таком же положении находится и первобытный чело- век . Ему прекрасно известны жизненные привычки муравьеда , но он со- вершенно не представляет , что таит в себе нарушение муравьедом миро- вого порядка . Первобытный человек настолько зависит от происходящего , что любое нарушение установленного порядка мира может иметь для него непредвиденные последствия . Оно является предзнаменованием , знаком, подобным комете или затмению . Поскольку эта неестественность не выз- вана по его представлению естественными причинами , то появление му- равьеда днем объясняется действием невидимой силы произвола . Внушающее страх проявление произвола , способное нарушить мировой порядок , требует , разумеется , чрезвычайных защитных или смягчающих мер . Созываются жители соседних селений , а муравьеда с большим тру- дом раскапывают и убивают . Затем самый пожилой родственник по линии матери того человека , что первый увидел муравьеда , должен принести в жертву быка . Сам этот человек становится ногами в нору и получает первый кусок мяса животного . Вслед за ним начинают есть родственники и остальные участники церемонии . Таким образом искупляется таящий опасность акт произвола природы . Для первобытного человека безопасность мира заключается в упоря- доченности обычных явлений . Любое исключение из этого представляется ему таящим угрозу актом произвола , который , стало быть необходимо искупить , ибо он является не просто сиюминутным нарушением обычного порядка вещей , но вместе с тем и предзнаменованием нежелательных со- бытий в дальнейшем."(38) -------- 38)К.Г.Юнг "Проблемы души нашего времени" М. Прогресс стр.166-167 Такой схемой можно проиллюстрировать теорию регулирования поведе- ния людей , как членов общества. В подсознании человека , образы золотой пропорции и фрактальные образы вероятно составляют некие архетипы восприятия (см. выше) . Та- кую гипотезу выдвинул сам первооткрыватель фрактальных множеств доктор математики Бенуа Мандельброт . Косвенные намеки на это и взаимосвязь между золотой пропорцией и фракталами есть в некоторых артефактах (узорах ковров , мандалах , янтрах и т.п.) В глубинах человеческого сознания архетипы или стандартные образы и мотивы поведения совпадают. Академик Е.А.Файдыш выстраивает такую логическую цепочку : " Од- ной из особенностей архетипа является невозможность его од- назначного описания или определения . Сколько бы мы не пытались выра- зить его в виде текста, он всегда будет несоизмеримо сложнее и глубже . Именно поэтому могут быть осознаны только отдельные "тени" , проек- ции, но никогда - он весь целиком . Примером архетипа может служить образ Бога , любви , времени . Когда на древних Индийских и Тибетских священных изображениях показы- вают божеств с множеством лиц и голов , этим как раз и подчеркивается невозможность сведения столь необъяснимого понятия к конкретному обра- зу. Каждое лицо - Это одна из проекций Бога в нашем сознании . В не- давнее время математиками были открыты объекты очень сходные с ними . Это фрактальные множества и странные атракторы. Как архетип невозможно задать перечислением его элементов , так же и фрактал. Каждый элемент архетипа обладает не меньшей сложностью , чем целое , то же можно сказать и о фрактале . И наконец - самоподо- бие. Каждый элемент несет и информацию о целом . Этим свойством облада- ют как архетип , так и фрактал. И ещё одно интересное свойство. Фракталы обычно имеют дробную размерность , т.е. как бы находятся между разными пространственными измерениями. Как уже говорилось , об аналогичных свойствах архетипов догадывались в глубокой древности, вспомним изображения богов со мно- жеством лиц . Интересно, что даже геометрические образы , иснпользо- вавшиеся для изображения архетипов в древности , очень напоминают фракталы . Это янтры и мандалы. Один из примеров такого подобия можно наблюдать сравнивая центральную часть Шри-Янтры с фракталом "Серпинс- кого"."(39) -------- 39) Е.А.Файдыш "Сверхсознание", М. 1993г стр.62-63 В принципе , почти все естественные объекты являются фракталами. Это облака , исчерченная береговая линия , поверхность гор , скал, внутренние пространства пещер , деревья , и вообще все живые организмы , различные ворсистые поверхности и т.п. (фрактал - математическая мо- дель показывающая упорядоченность и процессы самоорганизации любых сложных структур.) Объекты , подобные фракталам привлекали внимание людей с древнос- ти , медитация и сосредоточение на них , использовались в ритуалах и как бы открывали дверь в иные миры . "Например , у шаманов излюбленным местом перехода в нижний мир служили извилистые пещеры, норки , дупла деревьев. В древнеиндийском эпосе "Рамаяна" говорится: "На каждом во- лоске тела Рамы находится множество миров, таких как наш." " (40) Прогресс нашей цивилизации , идущий , по пути всё большего услож- нения общества, мира , окружающего людей , их разнообразных занятий, основан на накоплении человечеством объектов , образов , соответствую- щих золотому сечению , фракталам , являющихся основой для существова- ния сложных систем и позволяющих существовать все более сложным формам организации . Можно сделать предположение , что прогресс цивилизации, в том числе научно-технический , возможен только благодаря этому. Пос- кольку закладка в подсознание человека таких образов делает его пове- дение неспособным разрушить систему (к появлению днем муравьеда) ни при каких условиях. ------- 40) там же, стр.81 Закладка образов обеспечивается религией , а поведение на их ос- нове носит название культурного поведения (возможно здесь есть парал- лель между золотым сечением - основой религиозных образов и фракталами - как основой для образов обуславливающих культуру). Т.е. накопление сложной самоорганизующейся системой ,которой является общество данной специфической информации повышает уровень организации системы , снижа- ет количество энтропии в ней. "В естественных процессах системогенеза объективная самореализация устойчиво возможна лишь для одной составляющей внутренне противоречи- вого единого, вторая же выполняет в нем подчиненную роль , обладая сравнительно узкими пространственными и временными границами существо- вания , условными либо попросту фиктивными (иллюзорными) достоинствами , ценностями , нормами или даже пребывает в постоянном "предвосхище- нии" своего приближающегося распада."(43) Поэтому в динамике общественных процессов прогресс , изменения идут только по пути , обозначенному инвариантами, обеспечивающими функционирование системы. Эд. Макс. Сороко исследуя механизмы самоор- ганизации сложных систем обоснавал существование математически уста- навливаемых инвариантов (золотой пропорции) на основе и посредством которых в процессе самоорганизации систем они приобретают гармоничное строение, стационарный режим существования, структуры - функциональную устойчивость. Факт существования инвариантов , поддерживающих функцио- нирование сложных систем подтвержден также методами фрактальной гео- метрии (например масштабная симметрия). -------- 43) Э.М.Сороко "Структурная гармония систем" , стр.193 Общество т.о. представляет собой фрактальный объект , гармонизи- руемый ориентацией человеческого сознания социокультурными методами на восприятие им Золотого Сечения - величайшего из инвариантов Вселенной, основы поддержания и развития любых её систем. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Полученные выводы можно целенаправленно использовать в решении задач, стоящих перед специалистами в области управления. Задачи, решаемые с помощью включения процессов самоорганизации , через изменение сознания человека можно разделить на два типа : - глобальные, долгосрочные проекты , и - локальные, быстродействующие инновации. Если говорить о глобальном, вселенском уровне , измеряемом столе- тиями и судьбами целых стран, то следует ещё раз вспомнить масонов, с их представлениями о свободе , равенстве и братстве, создании лучшего человека, изменяя его психику , наполнением её "божественными вибраци- ями архитектуры и музыки". Новейшие технические возможности, такие как СМИ , открытия в об- ласти человеческой психики, физики , химии , особенно открытие фрак- тальных множеств (01.03. 1980) являются средствами, дающими доступ к самым несбыточным мечтам масонов. Любое государство, заинтересованное в своем настоящем и будушщем, руководители которого понимают, что сила страны складывается из силы и возможностей каждого его гражданина будет заинтересовано в воспитании полноценных, созидающих членов общества. Государство должно участво- вать в усилении и активизации процессов самоорганизации, как залоге успешного функционирования всех его поддерживающих структур. Методы , как явствует из моей работы и как существует исторически относятся к самым различным социокультурным феноменам , создавая бога- тый арсенал и простор для действий всем заинтересованным в жизни своей социальной общности. Это может быть архитектура , музыка , рекламные заставки , рисунок обоев, пропорции предметов быта и многое другое ; причем , конечно же возможно сознательное , основанное на научных рас- четах создание этих элементов культуры , труд по внесению которых в жизнь общества традиционно считался лишь основанным на интуиции, вдох- новении. Локальные нововведения , основанные на знании процессов самоорганизации могут быть связаны с решением задач по : 1.Диагностике социальных структур и процессов; 2.Оптимизации внедряемых управленческих решений; 3.Управлению в ходе реализации какого либо проекта. 1.Диагностика, цель которой выявление проблем и выявление латентных структур на предприятии , может быть существенно облегчена , так как метод анализа с помощью фрактальных множеств позволяет создать довольно точную модель социальных процессов. Одной из процедур, современного нам метода диагностики является построение т.н. "дерева проблем" , "дерева целей" т.е. схемы взаимодействий в организации. С помощью экспресс опроса персонала выясняют проблемы в организации, субъективные оценки людей , которые затем уточняются и классифицируются по их принадлежности к подразделениям организации и от более общих к частным проблемам по принципу от следствия к причине . общая проблема проблемы функциональных подразделений социально-бытовые,социально-психологические проблемы организационно-управленческие проблемы общесистемного типа Известно, что 20% проблем в организации дают 80% всех сбоев и по- терь . Существует класс фракталов , называемых дендритами (древовидны- ми) использование которых при анализе данной схемы даст огромные воз- можности для её детального понимания. Решение проблемы т.о. окажется легким и быстродостижимым (например удаление из многотысячной организации только одного человека) 2. Для всех внедряемых новшеств в уже сформированные организации надо проводить исследования на их совместимость с процессами и силами, обеспечивающими самоорганизацию системы . Необходимо обеспечение всех инноваций дополнительными процедурами такими как , например, разработка символа для организации в соответствии с золотой пропорцией , утверждение графика преобразований , действий в соответствии с числами Фибоначчи и т.п. 3. В уже действующих организациях и протекающих социальных процессах добавление факторов дающих новую силу и устойчивость, переводящих структуру на новый качественный уровень тоже не лишне. Библиография. 1) Ясюков М.И. "Весы Немизиды" Мысль, 1990г 2) Баландин Р.К. , Бондарев Л.Г. "Природа и цивилизация" 3) Советский Энциклопедический Словарь , 1988г. 4) Маркс К. , Энгельс Ф. Собрание сочинений 5) Сороко Э.М. "Критерий гармонии самоорганизующихся социоприродных систем" , Владивосток 1989г. 6) Сороко Э.М. "Самоорганизация систем, проблемы меры и гармонии" Автореферат диссертации , Минск 1991г. 7) Сороко Э.М. "Структурная гармония систем" , Минск 1984г. 8) Васютинский Н. "Золотая пропорция" , М. Молодая гвардия 1990г. 9) Афанасьев В.Г. "Системность и общество" , М. Политиздат 1980г. 10) Уледов А.К. "Социальные законы" , М. Мысль 1975г. 11) Угринович 12) Дюркгейм Э. 13) Диалектика.Творчество.Гумманизм. Ленинградский университет 1991г. 14) "Наука и её место в культуре" Новосибирск 1990г. 15) Ежегодник "Системные исследования. 1982г." Наука 16) "Семиотика и исскуствометрия" М. Мир 1972г. 17) "Лион Батиста Альберти" М. Наука 1977г. 18) Флоренский П.А. "Храмовое действо как синтез исскуств" "Мако- вец" N1, М. 19)"Психологические механизмы регуляции социального поведения" М. Наука 1979г. 20) Артемьева Е.Ю. "Психология субъективной семантики" М. изд.МГУ 1980г. 21) Фулканелли "Тайны готических соборов" REFL-book Ваклер 1996г. 22) Юнг К. "Проблемы души нашего времени" М. Прогресс 1993г. 23) Файдыш Е.А. "Сверхсознание" М. 1993г. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|