реферат бесплатно, курсовые работы
 

Фрактальные свойства социальных процессов

элементов культуры и цель для которой предназначены внешне такие раз-

ные и непохожие феномены . У древних было такое понимание культуры ,

как органически цельной системы . Черты такой древней , цельной куль-

туры , из которой вышла современная дифференцированная культура ,

сохранились в христианском храмовом ритуале . Различные отрасли , свя-

зи между которыми существуют в скрытых формах , доступных только ана-

литическому взгляду , Выступают здесь в конкретно-целостном единстве .

П. Флоренский обосновал взгляд на храмовое действо как наследие и пря-

мую отрасль античной священной трагедии : " Искусство огня , запаха ,

дыма , своеобразной хореографии , проступающей в размеренности церков-

ных движений при входах и выходах священнослужителей , в схождениях и

восхождениях ликов ". (25)

--------

24)Зубов В.П. "Архитектурная теория Альберти" - в книге "Леон Ба-

тиста Альберти" М. , Наука , 1977г , стр.91

25)Флоренский П.А "Храмовое действо как синтез искусств",-Маковец

Москва , 1922г N1 стр.32

К этому следует добавить , что храмовое действие происходит хотя

и в реальном , но символически организованном пространстве : внутрен-

ние архитектурные формы церковного здания создают образ мироздания ,

космоса и все вместе - архитектура , фрески , иконостас , многоголосое

пение , облачение церковнослужителей , запахи елея , мирра , и ладана

, игра света и тени - образуют органическое единство , сложнейшую сис-

тему , составленную из отдельных семиотических систем . Можно предпо-

ложить , что древний синкретический обряд , из которого со временем вы-

делилась современная высокодифференцированная культура , является той

праструктурой , которая генетически определила основной системный па-

раметр культуры - универсальную структурно-семиотическую инвариант-

ность ее отдельных семиотических систем . Не случайно слова "культ " и

"культура " в русском и ряде европейских языков этимологически связа-

ны.

Таким образом , несмотря на кажущуюся мозаичность под наружными

различиями эпистемологического , эстетического , видового , жанрового

и т. п. характера внутри культуры существуют глубокие внутренние связи

что позволяет говорить о ее системном единстве . И следовательно ,

культуру , в целом , можно рассмотреть как самоорганизующуюся сложную

систему , проявляющуюся через инвариантно-структурные отношения в ней.

Целью культуры является формирование определенного ментального

состояния у людей .

Подобно другим сложным системам, к культуре в целом , и к разно-

образным культурным феноменам , в частности , применимы закономерности

функционирования сложных структур .

В качестве примера можно взять естественные алфавиты . "Под алфа-

витом можно понимать любую базовую систему знаков , каждый из которых

есть самостоятельная единица , несущая минимальную смысловую нагрузку

. Различные комбинации и сочетания этих знаков дают "слова" , из кото-

рых образуются "предложения" ... Основной метод кодирования информации

укрупнение статистически зависимых знаков посредством сведения их в

блоки с дальнейшим кодированием последних уже в качестве независимых

знаков (сообщений) . Этот процесс образует общую основу как структуро-

генеза , так и информациогенеза ."(26)

Понимая под алфавитами различные семиотические системы в культуре

, можно рассмотреть их структуру и выявить ряд устойчивых закономер-

ностей их формирования . Основой для образования инвариантов в культу-

ре являются общие для всех людей психологические механизмы регуляции

их поведения , основанные на едином строении их психики .

Особенности восприятия , например , пространства и времени в раз-

личные эпохи и у разных народов связаны с развитием и направленностью

чуственного отражения окружающего мира . Особенно важна степень точн-

рости , обеспечивающая жизненный цикл . В работах антропологов и эт-

нографов , а также в специальных исследованиях по истории измерений ,

истории живописи , истории науки мы находим множество факторов , ука-

зывающих на психологические особенности (локальные и исторические )

восприятия . Формальные показатели , различающие этнические общности ,

включают системы лексических уровней . Так , обобщение , выраженное в

слове , различается как по количеству лексических единиц , так и по

степени и числу абстракций лексических единиц , включаемых в это слово

--------

26)Э.М.Сороко "Структурная гармония систем", Минск

1984г,стр.163

- понятие , так и по степени и числу абстракций лексических единиц ,

включаемых в это слово-попятие . Существует также некоторая внутренняя

структура логического мышления , при которой связь между непосредс-

твенно сказанным и непосредственно сделанным может быть в различной

степени опосредованной . " Разбор этнической специфики знаковых систем

в языкознании и доказательство всеобщности логических законов мышления

приводят к различению форм реализации этого всеобщего ." (27)

Обычно при анализе эмоционально-смысловых систем основной упор

делается на понятийный аспект этих систем . Образное , внепонятийное

мышление , этнически более специфическое , нередко остается в стороне.

Вместе с тем известно , что понятийное и образное мышление являются

обязательными компонентами мыслительного уровня психического отраже-

ния. Для понимания этнической специфичности мышления мы должны более

внимательно отнестись к атрибутивным формам и образной стороне мышле-

ния , так как именно на этом уровне этнический аспект проявляет себя

более полно и психологически . Образность может быть выражена в речи ,

визуально ( живопись , танцы , ваяние , архитектура ) , может воздейс-

твовать на слух ( музыка ) , комплексно, как это имеет место в ритуа-

лах .

Ритуал - это неотъемлемое и важное средство организации общест-

венной жизни . Ритуалы - прежде всего это видимое действие лица или

лиц , призывающих всех , кто присутствует , обратить внимание на какое

либо явление или факт и не только обратить внимание , но и выразить

определенное эмоциональное отношение , содействовать общественному

--------

27)"Психологические механизмы регуляции социального поведения"

М.Наука 1979г , стр32 , автор статьи Королев С.И.

настрою . При этом обязательны некоторые принципы : во первых общепри-

нятая условность действия ; во вторых общественная значимость явления

или факта , на котором концентрируется ритуал ; в третьих ,- его осо-

бая цель . Ритуал призван создать единый психологический настрой в

группе людей , вызвать их к активному сопереживанию или признанию

факта или явления . В чем и как выражается это психологическое пережи-

вание зависит от конкретной цели .

ВСЯКОЕ ДЕЙСТВИЕ ИЛИ РИТУАЛ ИМЕЕТ СВОЙ ЧИСТО РИТУАЛЬНЫЙ СМЫСЛ

Любое действие или текст в ритуале приобретает специфическое зна-

чение. Даже прямой текст, употребляемый в ритуале несет не тот смысл,

который был бы свойственен этому же тексту вне ритуала .

Известна лишь одна бесспорно самоценная форма , хотя и для нее

иногда находятся внешне целесообразные объяснения . Однако красота

многих форм ритуального поведения не может служить объяснением ценнос-

ти ритуального поведения вообще . Ритуал ценен своим соответствием

особым потребностям социального человека .

Одна из таких потребностей , в которой заинтересовано все общест-

во, при всем многообразии и несовместимости частных целей его членов

состоит в обеспечении для своих членов возможности осмысленного выбора

средств в естественном , целенаправленном поведении .

Ритуальность поведения создает некую всеобщность целей , стоящих

над "естественными" целями отдельных индивидов , и тем самым , не по-

давляя их свободы , обеспечивает нужную степень предсказуемости собы-

тий . Если мы уверены , что те , с кем нам приходится общаться , счи-

тают самоценным поддержание неких норм вежливости , то этим уже сильно

облегчается наше общение . И при этом уже гарантируется некоторая сво-

бода и нужная степень предсказуемости чужого поведения .

Таким образом для культуры в целом , как сложной, самоорганизую-

щейся системы , для полноценного функционирования которой необходима

большая степень свободы ее субъектов ( см. ранее ) т. е. демократичес-

кое устройство и потребности в оптимальном , гармоничном , устойчивом

воздействии на людей характерна ее опора на грань , разделяющую эти

полюса .

Эмпирически , уже на протяжении тысячелетий эта грань, золотая се-

редина между свободой человека и его порабощением , детерминации его

поведения социокультурными нормами определена .Эта грань носит название

золотого сечения , эта математическая пропорция лежит в основе поведе-

ния людей , и всех ритуалов.

Психологические эксперименты и наблюдения не раз поставляли мате-

риал , позволяющий думать , что человек , взаимодействуя с миром ,

часто квалифицирует его объекты вовсе не в тех системах классификации

и категорий , которые привычны для естественнонаучной практики . Ко-

нечно, актуальные свойства внешнего объекта определяются прежде всего

ситуацией в которую он включен : яблоко сладкое для сорвавшего его ре-

бенка , желто-красное для художника-колориста , спелое для садовода ,

слабокислое для винодела . Однако, для того чтобы обсудить логику это-

го вычерпывания качеств , интересно выяснить , каким является нам объ-

ект при достаточно неопределенных "условиях задачи" . Если бы при этом

актуализировались устойчивые сгустки свойств , это означало бы сущест-

вование механизмов закономерно "упаковывающих" опыт общения субъекта с

миром в некие специальные структуры. "Согласно гипотезе А.Б.Запорожца

(1963г.), спецификой генезиса человеческого восприятия является то ,

что с овладением индивидуальными средствами осуществления перцептивных

действий происходит усвоение выделенных обществом систем чувственных

качеств, к которым относятся системы геометрических форм , музыкальных

звуков , цветов спектра , фонем родного языка и т. д. Подобные образо-

вания были названы Л.А.Венгером "сенсорными эталонами" . Существование

сенсорных эталонов несомненно обеспечивает инвариантность перцептивно-

го восприятия объекта ."(28)

"Широкую известность получили психологические опыты Фехнера ,

ориентированные на выявление у взрослых чувства прекрасного , гармо-

нии. Всем участникам опыта (228 мужчин и 119 женщин) предлагалось оце-

нить эстетические качества десяти белых геометрических фигур (один

квадрат и прямоугольники ) и посредством сравнения их между собой упо-

рядочить по степени привлекательности для восприятия , отобрав одну

или несколько из них , наиболее удовлетворяющих этому признаку . Полу-

чено 150 ответов мужчин и 110 женщин . Количество предпочтений отдан-

ных определенным фигурам как мужчинами , так и женщинами хорошо взаи-

мосогласуется (см. таблица).

--------

28)Артемьева Е.Ю. "Психология субъективной семантики" Изд. МГУ

1980г , Москва

¦ ¦ ко

Данные таблицы говорят о том , что самой привлекательной и прият-

ной на вид фигурой оказалась фигура , наиболее точно соответствующая

пропорции золотого сечения .

Впоследствии с близким результатом подобные опыты провели Вит-

ма (1894) , Лэйо (1908) , Зондайк (1917) и другие. В России в

1896-1898гг. И.П.Балталон под руководством А.А.Токарского." (29)

" Эти же опыты , проведенные в детской аудитории , дали совершенно

иные результаты , не обнаружив чувства гармонии свойственного взрослым

По видимому ощущение прекрасного в его наиболее тонких и глубоких

сторонах присуще лишь человеку зрелому, находящемуся за пределами воз-

растных границ , в которых происходит формирование психики , чувства и

интеллекта , как отдельных элементов единого целого - эстетически

вполне сформированной личности ." (30)

Сейчас невозможно достоверно установить ни человека впервые отк-

рывшего золотую пропорцию , ни времени , когда это произошло . Очевид-

но ее неоднократно открывали , забывали и открывали вновь , в разное

время и в различных странах . Многие исследователи считают первооткры-

вателем золотой пропорции греческого математика и философа Пифагора.

Эстафета знаний древности ведет от Греции к Египту ,а от него к

Вавилону . Одним из самых замечательных , известных и загадочных архи-

тектурных сооружений с древности являются пирамиды Египта , которые

также были построены строго по золотой пропорции .

Помимо пирамид , множество других построек Древнего Египта пост-

роены по этим принципам . Сохранился рельеф эпохи Древнего царства

(2800-2400гг. до н.э.) свидетельствующий о сознательном использовании

египтянами геометрических пропорций , основанных на золотом сечении.

--------

29)Сороко Э.М. "Структурная гармония систем",

Минск "Наука и техника" , 1984г , стр.87.

30)там же.

В древних культурах других стран мы обнаруживаем тоже самое .Осо-

бенно выделяется храм Афины - Парфенон . В его геометрии вообще от-

сутствуют прямые линии ; его совершенные пропорции передают наблюдате-

лю чувства величия и радости , наполняя его душу гармонией , взывая к

гуманистическим чувствам .

Существуют исследования русских храмов И.Шевелева , К.Н.Афанась-

ева, М.А.Ильина , Б.Смоляка установивших наличие золотой пропорции во

многих , если не во всех православных храмах .

В Западной Европе , в которой , начиная со средневековья , оха-

рактеризовавшегося постройкой великих готических соборов , образова-

лись ложи Вольных каменщиков , проще говоря - масонов , архитектуре ,

геометрии , и священной золотой пропорции уделялось огромное значение.

Множество людей занималось исследованиями о том , как " с помощью

геометрии философские и теологические идеи перевести в конкретные фор-

мы изящества и красоты ".(31) " Золотое сечение , известное так же ,

как золотая пропорция или золотая середина , было одной из самых важ-

ных и широко распространенных геометрических формул , использовавшихся

при строительстве соборов .

Золотая пропорция имела особое значение для христианской теоло-

гии, поскольку она обозначает трехэлементную теорему , сконструирован-

ную из двух элементов и "соответствующей первой загадке святой Троицы

: трое, которые являются двумя". "(32)

--------

31)Фулканелли "Тайны готических соборов" REFL-book. Ваклер 1996г

Д.Готье "Карты вечности" , стр.203

32)там же , стр.203-204

"Все материальные силы , все интеллектуальные силы общества сош-

лись в одной точке - в зодчестве . Таким образом искусство под предло-

гом возведения божьих храмов достигло великолепного развития ," - пи-

сал масон Виктор Гюго.(33)

Древние зодчие Египта, Греции , Руси , Средней Азии , во многих

других местах, при построении своих архитектурных шедевров пользова-

лись системой мер , соответствующих золотой пропорции ( таких, как

система саженей в России ), что существенно облегчало эту задачу во

времена , когда уровень образования архитекторов и вообще науки был не

слишком велик.

Выражение "архитектура - это застывшая музыка стало крылатым .

Оно основано на образном, интуитивном ощущении некой связи гармоничес-

кой архитектурной формы с музыкальной гармонией. Музыкальная мелодия

основана на чередовании звуков различной высоты и продолжительности ,

в её основе - временная упорядоченность звуков . В основе архитектур-

ной композиции - пространственная упорядоченность форм. Но что бы оце-

нить размеры пространственной конструкции геометрической фигуры , мы

должны проследить взглядом от начала до конца эту фигуру , и чем боль-

ше , например длинна её , тем длительнее будет восприятие. Очевидно

здесь и заключена органическая связь пространственного и временного

восприятия объектов человеком ."(34)

-------

33)Васютинский Н. "Золотая пропорция",

М. Молодая гвардия ,стр.64

34)там же , стр.64

Существует "представление о готическом соборе, как о музыкальном

инструменте . Если взглянуть на церковь с этой точки зрения , то её

скрытые пропорции и молчаливая гармония апсид , верхнего ряда окон и

нефа могут зазвучать в мозгу человека , заставить его сердце и душу

тихо запеть в унисон с божественной гармонией".(35)

Есть исследования М.Марутаева, Л.Мазеля , Л.Сабанеева и других ,

устанавливающих наличие золотого сечения в произведениях великих ком-

позиторов. С древних времен имеются представления о соответствии раз-

меров и музыкальной гаммы , о гармоническом сочетании .

--------

35)Фулканелли "Тайны готических соборов" , REFL-book Ваклер

1996., страница 208

ЧАСТЬ 2

ЗОЛОТАЯ ПОРПОРЦИЯ

Сущность золотой пропорции можно сформулировать следующим обра-

зом: Для соединения двух частей с третьей совершенным образом не-

обходима пропорция, которая бы "скрепила" их в единое целое. При этом

одна часть целого должна так относится к другой, как целое к большей

части. В мою работу не входят различные математические расчеты . В ос-

новном, в качестве источника материала я пользовался книгой Николая

Александровича Васютинского "Золотая пропорция" в которой и приводятся

многие необходимые математические выкладки , также очень ценна для по-

лучения информации о проявлении золотой пропорции в культуре и природ-

ных объектах книга Шевелева, Марутаева, Шмелева "Золотое сечение"(М.

1990г)

Итак, можно сделать следующие выводы:

1) Золотое сечение (1,61803398875...) без сомнения можно отнести

к инвариантам, характерным для культуры всей нашей цивилизации, в це-

лом;

2) Так как золотое сечение составляет основу всех основных значи-

мых культурных феноменов, используемых для эстетического воспитания

новых поколений людей , можно сделать вывод о воздействии такого рода

информации на сознание человека ,как личности , так и общества , в це-

лом;

3) Поскольку творения культуры на основе золотого сечения расс-

матриваются людьми как ОДНОЗНАЧНО ПОЗИТИВНЫЕ на протяжении тысячелетий

, а человечество развивается по пути накопления творений разума и рук

людей, закономерен вывод о накоплении человечеством информации и обра-

зов на основе золотой пропорции .

Далее, поскольку мы установили факт присутствия золотой пропорции

в артефактах и взаимосвязанное с ним его присутствие в ментальности и

как следствие в поведении человека попробуем рассмотреть конкретные

закономерности этого процесса .

Мои предположения строятся на теории белорусского ученого Эдуарда

Максимовича Сороко о функционировании самоорганизующихся систем , к

которым можно отнести любые социальные структуры.

"Структурная гармония систем природы, т.е. гармония их внутренне-

го строения подчиняется четкому математическому закону. Подобно тому

как это мы имеем в квантовой теории, гармоничным (устойчивым,стацио-

нарным) состоянием систем объективного мира соответствуют особые чис-

ла, называемые обобщенными золотыми сечениями *): эти числа- инвариан-

ты всех тех стуктур в которых воплощена диалектика дискретного и неп-

рерывного , целого и части , необходимого и случайного , единого и

многого.

--------

*) несколько иное понятие , чем просто золотое сечение.

Мир в целом есть Волна. Другими словами , не только микрообъекты,

но все существующие в действительности вещи , всё многообразие систем

окружающего мира , коль скоро они диалектически противоречивы предс-

тавляют собой Волну - структурный резонанс субстрата , из которого об-

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.