| |||||
МЕНЮ
| Фрактальные свойства социальных процессовэлементов культуры и цель для которой предназначены внешне такие раз- ные и непохожие феномены . У древних было такое понимание культуры , как органически цельной системы . Черты такой древней , цельной куль- туры , из которой вышла современная дифференцированная культура , сохранились в христианском храмовом ритуале . Различные отрасли , свя- зи между которыми существуют в скрытых формах , доступных только ана- литическому взгляду , Выступают здесь в конкретно-целостном единстве . П. Флоренский обосновал взгляд на храмовое действо как наследие и пря- мую отрасль античной священной трагедии : " Искусство огня , запаха , дыма , своеобразной хореографии , проступающей в размеренности церков- ных движений при входах и выходах священнослужителей , в схождениях и восхождениях ликов ". (25) -------- 24)Зубов В.П. "Архитектурная теория Альберти" - в книге "Леон Ба- тиста Альберти" М. , Наука , 1977г , стр.91 25)Флоренский П.А "Храмовое действо как синтез искусств",-Маковец Москва , 1922г N1 стр.32 К этому следует добавить , что храмовое действие происходит хотя и в реальном , но символически организованном пространстве : внутрен- ние архитектурные формы церковного здания создают образ мироздания , космоса и все вместе - архитектура , фрески , иконостас , многоголосое пение , облачение церковнослужителей , запахи елея , мирра , и ладана , игра света и тени - образуют органическое единство , сложнейшую сис- тему , составленную из отдельных семиотических систем . Можно предпо- ложить , что древний синкретический обряд , из которого со временем вы- делилась современная высокодифференцированная культура , является той праструктурой , которая генетически определила основной системный па- раметр культуры - универсальную структурно-семиотическую инвариант- ность ее отдельных семиотических систем . Не случайно слова "культ " и "культура " в русском и ряде европейских языков этимологически связа- ны. Таким образом , несмотря на кажущуюся мозаичность под наружными различиями эпистемологического , эстетического , видового , жанрового и т. п. характера внутри культуры существуют глубокие внутренние связи что позволяет говорить о ее системном единстве . И следовательно , культуру , в целом , можно рассмотреть как самоорганизующуюся сложную систему , проявляющуюся через инвариантно-структурные отношения в ней. Целью культуры является формирование определенного ментального состояния у людей . Подобно другим сложным системам, к культуре в целом , и к разно- образным культурным феноменам , в частности , применимы закономерности функционирования сложных структур . В качестве примера можно взять естественные алфавиты . "Под алфа- витом можно понимать любую базовую систему знаков , каждый из которых есть самостоятельная единица , несущая минимальную смысловую нагрузку . Различные комбинации и сочетания этих знаков дают "слова" , из кото- рых образуются "предложения" ... Основной метод кодирования информации укрупнение статистически зависимых знаков посредством сведения их в блоки с дальнейшим кодированием последних уже в качестве независимых знаков (сообщений) . Этот процесс образует общую основу как структуро- генеза , так и информациогенеза ."(26) Понимая под алфавитами различные семиотические системы в культуре , можно рассмотреть их структуру и выявить ряд устойчивых закономер- ностей их формирования . Основой для образования инвариантов в культу- ре являются общие для всех людей психологические механизмы регуляции их поведения , основанные на едином строении их психики . Особенности восприятия , например , пространства и времени в раз- личные эпохи и у разных народов связаны с развитием и направленностью чуственного отражения окружающего мира . Особенно важна степень точн- рости , обеспечивающая жизненный цикл . В работах антропологов и эт- нографов , а также в специальных исследованиях по истории измерений , истории живописи , истории науки мы находим множество факторов , ука- зывающих на психологические особенности (локальные и исторические ) восприятия . Формальные показатели , различающие этнические общности , включают системы лексических уровней . Так , обобщение , выраженное в слове , различается как по количеству лексических единиц , так и по степени и числу абстракций лексических единиц , включаемых в это слово -------- 26)Э.М.Сороко "Структурная гармония систем", Минск 1984г,стр.163 - понятие , так и по степени и числу абстракций лексических единиц , включаемых в это слово-попятие . Существует также некоторая внутренняя структура логического мышления , при которой связь между непосредс- твенно сказанным и непосредственно сделанным может быть в различной степени опосредованной . " Разбор этнической специфики знаковых систем в языкознании и доказательство всеобщности логических законов мышления приводят к различению форм реализации этого всеобщего ." (27) Обычно при анализе эмоционально-смысловых систем основной упор делается на понятийный аспект этих систем . Образное , внепонятийное мышление , этнически более специфическое , нередко остается в стороне. Вместе с тем известно , что понятийное и образное мышление являются обязательными компонентами мыслительного уровня психического отраже- ния. Для понимания этнической специфичности мышления мы должны более внимательно отнестись к атрибутивным формам и образной стороне мышле- ния , так как именно на этом уровне этнический аспект проявляет себя более полно и психологически . Образность может быть выражена в речи , визуально ( живопись , танцы , ваяние , архитектура ) , может воздейс- твовать на слух ( музыка ) , комплексно, как это имеет место в ритуа- лах . Ритуал - это неотъемлемое и важное средство организации общест- венной жизни . Ритуалы - прежде всего это видимое действие лица или лиц , призывающих всех , кто присутствует , обратить внимание на какое либо явление или факт и не только обратить внимание , но и выразить определенное эмоциональное отношение , содействовать общественному -------- 27)"Психологические механизмы регуляции социального поведения" М.Наука 1979г , стр32 , автор статьи Королев С.И. настрою . При этом обязательны некоторые принципы : во первых общепри- нятая условность действия ; во вторых общественная значимость явления или факта , на котором концентрируется ритуал ; в третьих ,- его осо- бая цель . Ритуал призван создать единый психологический настрой в группе людей , вызвать их к активному сопереживанию или признанию факта или явления . В чем и как выражается это психологическое пережи- вание зависит от конкретной цели . ВСЯКОЕ ДЕЙСТВИЕ ИЛИ РИТУАЛ ИМЕЕТ СВОЙ ЧИСТО РИТУАЛЬНЫЙ СМЫСЛ Любое действие или текст в ритуале приобретает специфическое зна- чение. Даже прямой текст, употребляемый в ритуале несет не тот смысл, который был бы свойственен этому же тексту вне ритуала . Известна лишь одна бесспорно самоценная форма , хотя и для нее иногда находятся внешне целесообразные объяснения . Однако красота многих форм ритуального поведения не может служить объяснением ценнос- ти ритуального поведения вообще . Ритуал ценен своим соответствием особым потребностям социального человека . Одна из таких потребностей , в которой заинтересовано все общест- во, при всем многообразии и несовместимости частных целей его членов состоит в обеспечении для своих членов возможности осмысленного выбора средств в естественном , целенаправленном поведении . Ритуальность поведения создает некую всеобщность целей , стоящих над "естественными" целями отдельных индивидов , и тем самым , не по- давляя их свободы , обеспечивает нужную степень предсказуемости собы- тий . Если мы уверены , что те , с кем нам приходится общаться , счи- тают самоценным поддержание неких норм вежливости , то этим уже сильно облегчается наше общение . И при этом уже гарантируется некоторая сво- бода и нужная степень предсказуемости чужого поведения . Таким образом для культуры в целом , как сложной, самоорганизую- щейся системы , для полноценного функционирования которой необходима большая степень свободы ее субъектов ( см. ранее ) т. е. демократичес- кое устройство и потребности в оптимальном , гармоничном , устойчивом воздействии на людей характерна ее опора на грань , разделяющую эти полюса . Эмпирически , уже на протяжении тысячелетий эта грань, золотая се- редина между свободой человека и его порабощением , детерминации его поведения социокультурными нормами определена .Эта грань носит название золотого сечения , эта математическая пропорция лежит в основе поведе- ния людей , и всех ритуалов. Психологические эксперименты и наблюдения не раз поставляли мате- риал , позволяющий думать , что человек , взаимодействуя с миром , часто квалифицирует его объекты вовсе не в тех системах классификации и категорий , которые привычны для естественнонаучной практики . Ко- нечно, актуальные свойства внешнего объекта определяются прежде всего ситуацией в которую он включен : яблоко сладкое для сорвавшего его ре- бенка , желто-красное для художника-колориста , спелое для садовода , слабокислое для винодела . Однако, для того чтобы обсудить логику это- го вычерпывания качеств , интересно выяснить , каким является нам объ- ект при достаточно неопределенных "условиях задачи" . Если бы при этом актуализировались устойчивые сгустки свойств , это означало бы сущест- вование механизмов закономерно "упаковывающих" опыт общения субъекта с миром в некие специальные структуры. "Согласно гипотезе А.Б.Запорожца (1963г.), спецификой генезиса человеческого восприятия является то , что с овладением индивидуальными средствами осуществления перцептивных действий происходит усвоение выделенных обществом систем чувственных качеств, к которым относятся системы геометрических форм , музыкальных звуков , цветов спектра , фонем родного языка и т. д. Подобные образо- вания были названы Л.А.Венгером "сенсорными эталонами" . Существование сенсорных эталонов несомненно обеспечивает инвариантность перцептивно- го восприятия объекта ."(28) "Широкую известность получили психологические опыты Фехнера , ориентированные на выявление у взрослых чувства прекрасного , гармо- нии. Всем участникам опыта (228 мужчин и 119 женщин) предлагалось оце- нить эстетические качества десяти белых геометрических фигур (один квадрат и прямоугольники ) и посредством сравнения их между собой упо- рядочить по степени привлекательности для восприятия , отобрав одну или несколько из них , наиболее удовлетворяющих этому признаку . Полу- чено 150 ответов мужчин и 110 женщин . Количество предпочтений отдан- ных определенным фигурам как мужчинами , так и женщинами хорошо взаи- мосогласуется (см. таблица). -------- 28)Артемьева Е.Ю. "Психология субъективной семантики" Изд. МГУ 1980г , Москва ¦ ¦ ко Данные таблицы говорят о том , что самой привлекательной и прият- ной на вид фигурой оказалась фигура , наиболее точно соответствующая пропорции золотого сечения . Впоследствии с близким результатом подобные опыты провели Вит- ма (1894) , Лэйо (1908) , Зондайк (1917) и другие. В России в 1896-1898гг. И.П.Балталон под руководством А.А.Токарского." (29) " Эти же опыты , проведенные в детской аудитории , дали совершенно иные результаты , не обнаружив чувства гармонии свойственного взрослым По видимому ощущение прекрасного в его наиболее тонких и глубоких сторонах присуще лишь человеку зрелому, находящемуся за пределами воз- растных границ , в которых происходит формирование психики , чувства и интеллекта , как отдельных элементов единого целого - эстетически вполне сформированной личности ." (30) Сейчас невозможно достоверно установить ни человека впервые отк- рывшего золотую пропорцию , ни времени , когда это произошло . Очевид- но ее неоднократно открывали , забывали и открывали вновь , в разное время и в различных странах . Многие исследователи считают первооткры- вателем золотой пропорции греческого математика и философа Пифагора. Эстафета знаний древности ведет от Греции к Египту ,а от него к Вавилону . Одним из самых замечательных , известных и загадочных архи- тектурных сооружений с древности являются пирамиды Египта , которые также были построены строго по золотой пропорции . Помимо пирамид , множество других построек Древнего Египта пост- роены по этим принципам . Сохранился рельеф эпохи Древнего царства (2800-2400гг. до н.э.) свидетельствующий о сознательном использовании египтянами геометрических пропорций , основанных на золотом сечении. -------- 29)Сороко Э.М. "Структурная гармония систем", Минск "Наука и техника" , 1984г , стр.87. 30)там же. В древних культурах других стран мы обнаруживаем тоже самое .Осо- бенно выделяется храм Афины - Парфенон . В его геометрии вообще от- сутствуют прямые линии ; его совершенные пропорции передают наблюдате- лю чувства величия и радости , наполняя его душу гармонией , взывая к гуманистическим чувствам . Существуют исследования русских храмов И.Шевелева , К.Н.Афанась- ева, М.А.Ильина , Б.Смоляка установивших наличие золотой пропорции во многих , если не во всех православных храмах . В Западной Европе , в которой , начиная со средневековья , оха- рактеризовавшегося постройкой великих готических соборов , образова- лись ложи Вольных каменщиков , проще говоря - масонов , архитектуре , геометрии , и священной золотой пропорции уделялось огромное значение. Множество людей занималось исследованиями о том , как " с помощью геометрии философские и теологические идеи перевести в конкретные фор- мы изящества и красоты ".(31) " Золотое сечение , известное так же , как золотая пропорция или золотая середина , было одной из самых важ- ных и широко распространенных геометрических формул , использовавшихся при строительстве соборов . Золотая пропорция имела особое значение для христианской теоло- гии, поскольку она обозначает трехэлементную теорему , сконструирован- ную из двух элементов и "соответствующей первой загадке святой Троицы : трое, которые являются двумя". "(32) -------- 31)Фулканелли "Тайны готических соборов" REFL-book. Ваклер 1996г Д.Готье "Карты вечности" , стр.203 32)там же , стр.203-204 "Все материальные силы , все интеллектуальные силы общества сош- лись в одной точке - в зодчестве . Таким образом искусство под предло- гом возведения божьих храмов достигло великолепного развития ," - пи- сал масон Виктор Гюго.(33) Древние зодчие Египта, Греции , Руси , Средней Азии , во многих других местах, при построении своих архитектурных шедевров пользова- лись системой мер , соответствующих золотой пропорции ( таких, как система саженей в России ), что существенно облегчало эту задачу во времена , когда уровень образования архитекторов и вообще науки был не слишком велик. Выражение "архитектура - это застывшая музыка стало крылатым . Оно основано на образном, интуитивном ощущении некой связи гармоничес- кой архитектурной формы с музыкальной гармонией. Музыкальная мелодия основана на чередовании звуков различной высоты и продолжительности , в её основе - временная упорядоченность звуков . В основе архитектур- ной композиции - пространственная упорядоченность форм. Но что бы оце- нить размеры пространственной конструкции геометрической фигуры , мы должны проследить взглядом от начала до конца эту фигуру , и чем боль- ше , например длинна её , тем длительнее будет восприятие. Очевидно здесь и заключена органическая связь пространственного и временного восприятия объектов человеком ."(34) ------- 33)Васютинский Н. "Золотая пропорция", М. Молодая гвардия ,стр.64 34)там же , стр.64 Существует "представление о готическом соборе, как о музыкальном инструменте . Если взглянуть на церковь с этой точки зрения , то её скрытые пропорции и молчаливая гармония апсид , верхнего ряда окон и нефа могут зазвучать в мозгу человека , заставить его сердце и душу тихо запеть в унисон с божественной гармонией".(35) Есть исследования М.Марутаева, Л.Мазеля , Л.Сабанеева и других , устанавливающих наличие золотого сечения в произведениях великих ком- позиторов. С древних времен имеются представления о соответствии раз- меров и музыкальной гаммы , о гармоническом сочетании . -------- 35)Фулканелли "Тайны готических соборов" , REFL-book Ваклер 1996., страница 208 ЧАСТЬ 2 ЗОЛОТАЯ ПОРПОРЦИЯ Сущность золотой пропорции можно сформулировать следующим обра- зом: Для соединения двух частей с третьей совершенным образом не- обходима пропорция, которая бы "скрепила" их в единое целое. При этом одна часть целого должна так относится к другой, как целое к большей части. В мою работу не входят различные математические расчеты . В ос- новном, в качестве источника материала я пользовался книгой Николая Александровича Васютинского "Золотая пропорция" в которой и приводятся многие необходимые математические выкладки , также очень ценна для по- лучения информации о проявлении золотой пропорции в культуре и природ- ных объектах книга Шевелева, Марутаева, Шмелева "Золотое сечение"(М. 1990г) Итак, можно сделать следующие выводы: 1) Золотое сечение (1,61803398875...) без сомнения можно отнести к инвариантам, характерным для культуры всей нашей цивилизации, в це- лом; 2) Так как золотое сечение составляет основу всех основных значи- мых культурных феноменов, используемых для эстетического воспитания новых поколений людей , можно сделать вывод о воздействии такого рода информации на сознание человека ,как личности , так и общества , в це- лом; 3) Поскольку творения культуры на основе золотого сечения расс- матриваются людьми как ОДНОЗНАЧНО ПОЗИТИВНЫЕ на протяжении тысячелетий , а человечество развивается по пути накопления творений разума и рук людей, закономерен вывод о накоплении человечеством информации и обра- зов на основе золотой пропорции . Далее, поскольку мы установили факт присутствия золотой пропорции в артефактах и взаимосвязанное с ним его присутствие в ментальности и как следствие в поведении человека попробуем рассмотреть конкретные закономерности этого процесса . Мои предположения строятся на теории белорусского ученого Эдуарда Максимовича Сороко о функционировании самоорганизующихся систем , к которым можно отнести любые социальные структуры. "Структурная гармония систем природы, т.е. гармония их внутренне- го строения подчиняется четкому математическому закону. Подобно тому как это мы имеем в квантовой теории, гармоничным (устойчивым,стацио- нарным) состоянием систем объективного мира соответствуют особые чис- ла, называемые обобщенными золотыми сечениями *): эти числа- инвариан- ты всех тех стуктур в которых воплощена диалектика дискретного и неп- рерывного , целого и части , необходимого и случайного , единого и многого. -------- *) несколько иное понятие , чем просто золотое сечение. Мир в целом есть Волна. Другими словами , не только микрообъекты, но все существующие в действительности вещи , всё многообразие систем окружающего мира , коль скоро они диалектически противоречивы предс- тавляют собой Волну - структурный резонанс субстрата , из которого об- |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|