реферат бесплатно, курсовые работы
 

Фрактальные свойства социальных процессов

Фрактальные свойства социальных процессов

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:

Фрактальные свойства социальных процессов.

Студента вечерного отделения

социологического факультета

Герасимова Игоря Борисовича

Научный руководитель:

Лаврикова Алла Ивановна

МОСКВА 1997г.

Содержание

1.Методологическая часть........................4

2.Схема логических шагов в работе...............7

3.Введение.

Необходимость теории самоорганизации.........8

4.Религия и культура как регуляторы социальной

активности...................................14

5.Управление и теория самоорганизации..........19

6.Единство культурных феноменов , смысл её

инвариантов..................................23

7.Золотая пропорция - инвариант культуры.......30

8.Целостность мира, фракталы...................36

9.Заключение, применение выводов...............46

10.Библиография.................................49

Методологическая часть.

Проблема.

Анализ процессов самоорганизации в обществе с позиции существова-

ния инвариантов социокультурных норм , детерминирующих поведение людей.

Объект исследования.

Культурные феномены, их инварианты.

Предмет исследования.

Существование инвариантов в культуре,особенно золотого сечения,

их место в ней и их влияние на общество.

Цель.

Установление устойчивой взаимосвязи между культурными феноменами

и социальным гармоничным поведением людей . ( Люди ожидают какое ка-

кое-либо предсказуемое поведение от других ( по М.Веберу ))

Установление механизма образующего согласованное , взаимосвязан-

ное , гармоничное поведение людей .

Задачи.

1.Выделение факторов , обеспечивающих процесс самоорганизации.

2.Рассмотреть эти факторы и их воздействие на психику и поведение

людей .

3.Анализ полученных инвариантов (в моей работе - золотое сечение)

4.Общество - самоорганизующаяся система и совокупность индивидов.

5.Фрактальный анализ , как новое средство в управлении .

Уточнение и интерпретация основных понятий.

Самоорганизация - процесс возникновения упорядоченности в системе

без вмешательства извне за счет ее составляющих.

Фракталы - построенные компьютером образы , демонстрирующие су-

ществование процессов самоорганизации , в сложных , считавшихся хаоти-

ческими системах.

Основными свойствами фракталов являются :

- чрезвычайная сложность , мозаичность , "изломанность" ;

- существование в них в разных масштабах инвариантов , подобий .

Инвариант - неизменный элемент системы .

Культура - система норм , ценностей , артефактов , ритуалов и

т.п. ,детерминирующая поведение людей .

Религия - система верований и обрядов направляющих внимание людей

на избранные "священные" объекты .

Социальный процесс - устойчивая тенденция , закономерность изме-

нений в обществе . Все социальные процессы тесно взаимосвязаны между

собой .

Гипотезы.

1.Существование инварианта культуры - золотого сечения ;

2.Связь золотого сечения в культуре и золотого сечения как инва-

рианта существования сложных систем , закономерности протекания соци-

альных процессов ;

3.Накопление человечеством информации (например - артефактов) ,на

основе золотого сечения , последствия этого ;

4.Исследование возможности практического использования знания о

свойствах золотого сечения и фракталов для активизации процессов само-

организации в обществе и управления им .

ВВЕДЕНИЕ

Современное общество не может существовать в условиях сенсорного

голода - для его развития и успешного протекания процессов самооргани-

зации совершенно необходимо всеобъемлющее информационное поле .

От того , какая информация будет наполнять это пространство будет

зависеть решение ряда актуальных проблем . Использование новейших отк-

рытий науки для формирования все более совершенного общества позволит

это . К наиболее значительным открытиям , открывающим большие перс-

пективы можно отнести открытия синергетики , фрактальную геометрию .

С другой стороны развитие общества и его прогресс во всех сферах тре-

бует использования этих открытий в условиях крайне динамичного совре-

менного мира ( особенно в нашей стране отставание которой от Запада

обусловлено, во многом , недостаточным вниманием к этим вопросам ) .

Исторически сформировавшиеся механизмы регулирования поведения

человека сейчас недостаточно эффективны . На фундаментальном уровне

прогресс нашей цивилизации можно рассмотреть как отношение человека с

окружающим миром , с природой .

Промышленный переворот 19 века и научно-техническая революция 20

века внесли качественные перемены в эти взаимоотношения . Созданный че-

ловеком целый мир технических устройств резко повысил его возможности

по преобразованию природы и воздействия на нее ." Техника в десятки и

сотни раз увеличила производительность труда , во многом улучшила ма-

териальные условия жизни сотен миллионов людей . Но эта же техника ,

промышленное производство , попутно стали разрушать сложившиеся на про-

тяжении веков условия существования человека . Но это была не вина ма-

шин , а беда человека , не сумевшего создать совершенную социально-по-

литическую организацию к моменту начала научно- технической революции

(1) .

Проблемы стоящие перед обществом легко решаемы , если принять

мысль В. И. Вернадского ," что биосфера переходит на высшую стадию ста-

становясь ноосферой"(2) , т. е. новое эволюционное состояние биосферы

при котором разумная деятельность человека становится решающим факто-

ром ее развития ." Для ноосферы характерна тесная взаимосвязь законов

природы с законами мышления и социально-экономическими законами"(3).

Как сказывается упрощенная структура техносферы ( по сравнению с

биосферой ) на людей ? Физически человек достиг значительных успехов

за счет относительной самоизоляции от биосферы .

Сознание человека возникло формировалось как отражение окружающе-

го мира и его проявлений в культуре . Искусство , ремесло , наука ста-

новятся проекциями отраженного сознанием мира на плоскости различных

форм деятельности (4) .

Можно предположить уменьшение разнообразия, обеднение и упрощение

окружающей природной и социальной среды стимулирующей соответствующие

перестройки психики, субъективно отражающей объективный мир. Нас-

--------

1) Ясюков М.И. "Весы Немизиды" , "Мысль",1990г. стр.139

2)Р.К.Баландин,Л.Г.Бондарев "Природа и цивилизация" стр.383-384

3)Советский Энциклопедический Словарь 1988г стр.900,"Ноосфера"

4)Р.К.Баландин,Л.Г.Бондарев "Природа и цивилизация" стр.370

колько безболезненны приспособительные реакции психики , судить нелег-

ко . Возможно , они вызывают комплекс антисоциальных поступков , раз-

рушая связи между людьми делая общественную жизнь напряженной , неспо-

койной, угнетающей . Духовное обновление человечества идет не столь

быстро , как техническое переоснащение человечества . Человеческая па-

мять - продукт биологической и социальной эволюции , а традиции преж-

них " поколений тяготеют как кошмар , над умами живых " (5) .

Руководимый внутренними побуждениями или внешними стимулами чело-

век способен в короткие сроки преодолевать огромные расстояния, созда-

вать великие культурные ценности или , напротив , уничтожать их . Воз-

можности проявления личности - хорошего или дурного чрезвычайно уве-

личились . И если сохраняются общественные связи , значит , личности

проявляют себя не хаотично , как атомы в броуновском движении (как бу-

дет ясно из моей работы этот пример приблизителен ) , а более или ме-

нее организованно , согласованно ( пусть и не всегда осмысленно ) .

Перестраивая окружающий мир , человек руководствуется не только

реальными потребностями , но и своими представлениями о благополучии ,

счастье - идеальными моделями своего желаемого бытия . А эти представ-

ления зависят от общественного мнения , пропаганды , рекламы .

В целом образуется некая векториальная сумма всех стремлений лю-

дей . Стихийно складываясь эта линия приобретает определенные законо-

мерности одну из них сформулировал американский ученый А. Сент-Де-

пардьи : " Деятельность человека направляется стремлением к счастью .

Счастье - это в значительной степени реализация самого себя , то есть

удовлетворение всех духовных и материальных запросов " (6) .

--------

5)там же, стр.370, К.Маркс Ф.Энгельс, собр.соч. том 8, стр.119

6)там же, стр.373

Американский нейрофизиолог Х. Дельгадо писал о деятельности чело-

века следующее : " В научно-технических достижениях мы цивилизованны ,

а в психических реакциях мы остаемся варварами . В известных пределах

мы умеем управлять собой . Необходимо развитие новых исследований для

того , чтобы организовать наши усилия и направить их на создание об-

щества будущего с высоким уровнем психической цивилизации ... Более

глубокое понимание психических механизмов облегчит поиски счастья и

уменьшит ненужные страдания людей . Управление гигантскими силами ,

вызванными к жизни человеком , требует развития определенных психичес-

ких свойств , способных направлять разум не только на покорение приро-

ды , но и на то , чтобы сделать цивилизованной психику самого человека

". (7)

Таким образом для правильного понимания множества проблем стоящих

перед человеком сегодня , безразлично , говорим ли мы о судьбах всего

человечества или о мелких , локальных проблемах , мы должны обратить

особое внимание на культуру , рассматривая ее как основу для благопо-

лучного существования общества . Развитие культуры одновременно с НТР

совершенно необходимо , ученые должны уделить этому особое внимание .

К. Маркс писал Ф. Энгельсу , что "культура , - если она развивается

стихийно , а не направляется сознательно оставляет после себя пустыню

... " (8) .

--------

7)там же стр.373-374

8)Ясюков М.И."Весы Немизиды" стр.139 ,К.Маркс Ф.Энгельс собр соч.

том 32 , стр.45

Управление социальными процессами должно опираться на осознание

социокультурных закономерностей . Научные открытия в синергетике могут

помочь нам достичь гармоничного состояния общества при максимально

возможном благе для всех его членов .

Мысль , высказанная К. Марксом о развитии общества как естествен-

но-историческом процессе не была разрабатываема в нашей стране . Боль-

ше повезло " историческому " аспекту , обеспеченному довольно значи-

тельным числом работ . Что же касается " естественного " аспекта этого

процесса , то его изучение долгое время игнорировалось либо тормози-

лось , а в итоге он поныне остается без внимания . Между тем именно

здесь , на данном пути могут быть обнаружены объективные законы , ко-

торым подчиняется и природа, и, что особенно важно , общество как его

составная часть . Здесь могут быть весьма эффективны так же современ-

ные методы общенаучного познания как принципы симметрии, фрактальный

анализ и др.

Эти законы естественноисторического процесса не могут не быть вскры-

ты не только потому , что " сама история является действительной

частью истории природы , становления природы человеком " (9) но и бла-

годаря включению в процесс познания семантических инвариантов , в силу

общетеоретического их статуса одинаково правомерных и приемлемых в кон-

цептуальных моделях развития природы и общества . Семантическими инва-

риантами в данном смысле являются структурная устойчивость и функцио-

нальная надежность самоорганизующихся систем ( независимо от того ,

--------

9)Сороко Эд. Макс. "Критерии гармонии самоорганизующихся социоп-

риродных систем" , стр.39 ,К.Маркс Ф.Энгельс , соч. т.42 стр.124

какова природа последних - естественная среда, общество или техносфе-

ра ), критерии различения нормы и патологии этих систем, объективные

механизмы гармонизации во всей совокупности своих процессуальных форм.

Таковы же и критерии масштабной и иной параметрической оптимальности

систем в смысле предназначения, места в более широком целом - общие

законы их эволюции и инволюции, структурогенеза и деструктивных изме-

нений , деградации, адаптации и т. п. .

Руководствуясь законами диалектического взаимодействия противопо-

ложностей , где мера является как бы средоточием их центростремитель-

ной ориентации , К. Маркс научно спрогнозировал такую стадию естест-

венноисторического процесса - движения системы " общество-природа " к

фазе своей эволюционной зрелости , на которой дифференциация наук , а

соответственно подразделение объектов на природные и общественные ,

естественные и искусственные в значительной мере утрачивает смысл .

В итоге наука о человеке ( обществоведение ) и наука о природе (

естествознание ) согласно выводам К. Маркса становятся одной наукой

(10) . Происходит их синтез, с обретением нового качества .

Именно такую "мировую линию" в развивающемся организме культуры

земной цивилизации увидел В. И. Вернадский ." Процесс изучения в пла-

нетарном масштабе всего целостного природного тела , понимаемый как

восхождение естествознания по расширяющемся ступеням сложности , - та-

кова главная задача , в решении которой Вернадский видел свою жизнен-

ную миссию ." (11)

--------

10) там же , стр.40

11)там же.

Разрабатываемая в современной науке теория самоорганизации хотя

она и не одна-единственная имеет уже теперь столь широкий диапазон ох-

вата предметных областей , что способна претендовать на синтез унасле-

дованного от классической науки традиционного подразделения объектов на

искусственные , природные и общественные , в равной степени выражать

проблематику и природы , и человека . Существование такой теории или ,

по крайней мере , не без ее непосредственного привлечения, становится

возможным дальнейшее развитие интегративного ноосферного мышления ,

формирование единой научной ноокультуры познания , единого мировоззре-

ния в выработке стратегии освоения природы .

К сожалению , несмотря на то что многие ученые неоднократно заяв-

ляли о крайне перспективном применении синергетических принципов в

изучении общественных процессов серьезных исследований в данной области

нет , либо они не известны широкой общественности . Я считаю что исс-

ледования в этой области позволят решить стоящие перед социологией за-

дачи как общетеоретического уровня так прикладные задачи ( например

создание совершенных математических ( фрактальных ) моделей социальных

структур и процессов ) .

Издревле человек с рождения находится в плену объективных законов

Жизнь человека наполнена страданиями . Религии прямо говорили об

этом и предлагали пути выхода из этой ситуации ." Немецкий социолог

Фюрстенбер пишет , что религиозные верования компенсируют неудачи в

жизни отдельного человека , его личные трудности , болезни , слабости

и т. п. . Из этого вытекает , что любые индивидуальные несчастья го-

рести и страдания рождают религиозную веру. " (12)

Религии указывают людям свет призывают к новому . "Религия -

связная структура верований и обрядов , относящихся к

священным , т. е. отделенным запретным вещам ; верований и обрядов ,

объединяющих в одну моральную общину , называемую церковью , всех ,

кто является их сторонниками " (13) .

Религия т. о. делит мир на две сферы : священное и светское ,

указывая путь , соответственно к священному , говоря о другом полюсе

как о хаосе , дьяволе , источнике страданий и мрака .

Культуру можно охарактеризовать как следствие религии , остаток

отжитых вероучений . Культура - свод фиксированных идей общества , по-

явившихся в результате утраты каким-либо верованием передовых позиций

,в сравнении с другими религиозными идеями . Другими словами , религия

совершив определенные изменения в обществе , в культуре , отмирает ,

становится чем-то само-собой разумеющимся , подготовившим почву для

новой религии , это остаток отжитых вероучений .

--------

12)Угринович стр.101

13)Дюргейм Э. стр.335

Религия , что видно из схемы оказывает сильное , почти не встре-

чающее сопротивления влияние на общество .

Религии естественным образом сменяют друг друга . Из истории мож-

но выявить последовательность этой смены , если с начала человек пок-

лонялся природным феноменам ,то потом он перешел на многочисленных бо-

гов, что в целом подготовило платформу для почитания бого-людей , бо-

жественных воплощений , таких как Гаутама Будда и Иисус Христос . То в

настоящее время усилилась тенденция к ориентации религии все больше на

личность человека , проповедуя идеалы любви , сострадания , альтруиз-

ма.

Предыдущие религии составляют фундамент , на котором основываются

последующие , они остаются так сказать в подсознании общества .

Мы являемся наследниками тысячелетий истории нашей цивилизации ,

от того как мы будем использовать это наследство во многом зависит на-

ше будущее .

Нас в повседневной жизни окружает множество вещей , обычаев ,

слов, выражений , норм поведения , само-собой разумеющихся человечес-

ких поступков о происхождении и корнях которых мы не задумываемся . Мы

не осознаем себя , как наследников сотен тысяч поколений людей , по

крупицам собиравших тот мир который мы знаем . Ведь почти все достиже-

ния культуры окружают нас с рождения . В обществе принято деление на

религиозные и светские занятия , предметы , поступки , но мало кто за-

думывается что все элементы культуры имеют религиозное происхождение и

если разложить на составные части привычные составляющие нашего окру-

жения , то обнаружатся формы и методы , используемые в ранних формах

религии , некоторые из которых сохранились до сих пор в укромных угол-

ках Земли .

20 век - век сильнейших и глубочайших изменений в жизни людей ,

равных которым не было за всю известную историю .

Для дальнейшего гармоничного развития сообщества людей необходимо

выявить и учитывать взаимосвязь между НТР и культурными изменениями .

В идеале , конечно же развитие культуры и сознания человека долж-

но идти далеко впереди технического прогресса .

Считается , что секуляризация достигла в 20 веке небывалого масш-

таба , но если принять за основу определение религии как чего-то путе-

водного , направляющего к новому , привлекающего внимание людей к то-

му, к чему его надо привлекать , то 20 век - век расцвета религии .

ДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ОБРАЗОВАНИИ

ПОДОБИЯ, ИГРЫ, МОДЕЛИ.

НАВЫКИ ПРИОБРЕТЕННЫЕ В СОЗДАННЫХ ИСКУСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ

ДАЛЕЕ ПЕРЕНОСЯТСЯ НА РАЗНОБРАЗНУЮ ОБЫЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

20 век дал новые способы производства , хранения , распростране-

ния информации , благодаря чему намного облегчается задача стоящая пе-

ред религией - навязывание человеку информации определенного содержа-

ния с целью изменения его действий . Постоянное совершенствование тех-

нических методов работы с информацией открывает все новые и новые пе-

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.