реферат бесплатно, курсовые работы
 

речевые стратегии и тактики

предупреждают.

Пресуппозиции. Инструкция-приказ оформляется как предварительное условие

для выполнения очень простого, иногда совершенно обыденного действия.

Схема такой «хитрой» фразы выглядит следующим образом: Время + Команда +

Нечто малозначительное. Например, прежде чем купить товар N, внимательно

посмотрите на упаковку. В тот момент, когда вы решите приобрести лучшую

офисную технику, позвоните нашему дилеру.

Номинализации. «Мы — за достойную жизнь для наших детей! (женщин,

ветеранов, пенсионеров, велосипедистов — нужное подчеркнуть). Голосуйте за

нас — мы восстановим справедливость!» По выражению одного умного, но

ехидного психолога, номинализация — это то, что нельзя положить в карман.

В данном случае слова очень красивые и правильные, но разные люди вольны

понимать под ними совершенно разные вещи. Так, для одного достойная жизнь

— это дешевая колбаса, а для другого — это чтобы на Канары ездить три раза

в год. Для одного справедливость — чтобы налоговая попусту не

докапывалась, а для другого — чтобы все отнять и поделить. А так, в общем,

все за справедливость и достойную жизнь, а потому внутренне уже готовы

согласиться с кандидатом.

Красота, мода, стиль, престиж, элегантность, молодость — это все тоже

номинализации, которые широко и охотно используются в рекламе товаров и

услуг. Примеры, думаю, найдете сами.

Ценностная подстройка. Только в рекламе можно увидеть таких милых детишек,

улыбчивых мам и пап, веселые студенческие компании, заботливых мудрых

бабушек и даже свекровей с тещами. Это уже не просто товар, а

присоединение к ценностям, к образу жизни. Разве не ценим все мы тепло и

уют в доме, любовь, заботу о детях, внимание близких людей? А нам под это

дело впихивают то мыло, то стиральный порошок, то бульонный кубик.

В агитации процветают те же приемы. Начиная с военных песен «Если дорог

тебе твой дом...». Сейчас это звучит как что-нибудь вроде «любой умный,

симпатичный и порядочный человек легко со мной согласится» (а если ты не

согласен — значит, ты тупой, несимпатичный и непорядочный). Или: «каждый,

кому дорого будущее страны, голосует за кандидата X» (а если голосуешь за

кандидата Y или Z , или против всех, значит, скотина ты безыдейная и

будущее родной страны тебе по барабану).

И приемам таким нет числа. Арсенал их постоянно растет, и технологии

совершенствуются. Знание этих приемов позволяет вовремя распознать их в

коммуникации, агитации или рекламе, чтобы потом принимать решение, исходя

из собственных интересов, а если нужно, то и применять в соответствии с

конкретной ситуацией

В современной науке есть несколько различных подходов к определению

понятия речевой стратегии, которые опираются на теоретическую базу

различных наук, изучающих общение: психология, логика, этика, теория

информации, лингвистическая прагматика.

В учебном пособии Е.В. Клюева \"Речевая коммуникация: успешность речевого

взаимодействия\" (М.: Рипол классик, 2002) под коммуникативной стратегией

понимается \"совокупность запланированных говорящим заранее и реализуемых в

ходе коммуникативного акта теоретических ходов, направленных на достижение

коммуникативной цели\" (с. 18).

Коммуникативная цель - это стратегический результат, на который направлен

коммуникативный акт; эта цель заключается в том, чтобы адресат понял смысл

сообщения и цели говорящего.

Е.В.Клюев предлагает также понятие коммуникативной перспективы, которую он

рассматривает, как \"возможность вызвать желаемые последствия в реальности\"

(там же, с. 19).

По Е.В. Клюеву, \"рабочий набор коммуникативных стратегий, присущих

индивиду или группе индивидов\" составляет коммуникативную компетенцию.

Коммуникативная тактика рассматривается Е.В. Клюевым \"в качестве

совокупности практических ходов в реальном процессе речевого

взаимодействия\" и соотносится с набором коммуникативных намерений (с. 19).

Коммуникативное намерение трактуется \"в качестве тактического хода,

являющегося практическим средством движения к соответствующей

коммуникативной цели\" (там же).

Коммуникативный опыт в пособии Е.В. Клюева понимается как \"совокупность

представлений об успешных и неуспешных коммуникативных тактиках, ведущих

или не ведущих к реализации соответствующих коммуникативных стратегий\"

(там же).

Речевые стратегии выявляются на основе анализа хода диалогового

взаимодействия на протяжении всего разговора. Мельчайшая единица

исследования — диалоговый «шаг» — фрагмент диалога, характеризующийся

смысловой исчерпанностью. Число таких «шагов» в диалоге может быть

различным в зависимости от темы, отношений между участниками общения и от

всех прагматических факторов.

Как правило, стратегию определяет макроинтенция одного (или всех)

участника диалога, обусловленная социальными и психологическими

ситуациями. Стратегия связана с поисками общего языка и выработкой основ

диалогического сотрудничества: это выбор тональности общения, выбор

языкового способа представления реального положения дел. Выработка

стратегии осуществляется всегда под влиянием требований стилистической

нормы.

Речевые стратегии соединяют в диалоге элементы игры и ритуального речевого

поведения (традиционные реплики, паузы, поговорки и «дежурные» топики,

например о здоровье, о погоде). Игра — это также повторяющаяся модель

речевого поведения в рамках стилистической нормы, она может быть сугубо

стереотипной или представлять собой отступление от стереотипа поведения

(ломка стереотипа). Так, например ирония-отрицание в бытовом диалоге

представляет собой нетривиальную реплику: (разговор двух знакомых, которые

давно не виделись):

А. — Привет, Мариночка! —

Б. — Привет, лапуля! —

А. — Давно не виделись ... Ну, как Валя, Димочка? —

Б. — У нас все по-старому. Растем понемножку. Как ты? —

А. — А у нас — как везде... Сама понимаешь... —

Б. — А так по виду вроде, ты процветаешь... —

А. — Ага, процветаю цветочками на блузке.

По отношению участников диалога к такому принципу организации речевого

общения, как солидарность, или кооперация, речевые стратегии можно

разделить на кооперативные и некооперативные.

К кооперативным стратегиям относятся разные типы информативных и

интерпретативных диалогов; например, сообщение информации

(инициатор—активный участник диалога); выяснение истинного положения вещей

(спор, обмен мнениями по какому-либо вопросу; активны все участники);

диалоги с ожиданием ответной реплики инициатором диалога и «диалоги»,

исключающие ответные реплики (к первому разряду относятся просьба, совет,

убеждение, увещевания; ко второму — требование, приказ, рекомендация).

Точную характеристику виду диалога дают глаголы, прямо выявляющие цель

речи инициатора, — прошу, советую, умоляю, требую и т. д.; выражения

благодарности, признания, в любви, извинения, выражение сочувствия,

симпатии, дружеских чувств, комплименты.

К некооперативным стратегиям относятся Диалоги, в основе которых лежит

нарушение правил речевого общения — доброжелательного сотрудничества,

искренности, соблюдения «кодекса» доверия, например: конфликты, ссоры,

перебранки, претензии, угрозы, проявление агрессии, злобы, ирония,

лукавство, ложь, уклонение от ответа.

И.Н. Кузнецов выделяет следующие типы стратегий общения:

открытое - закрытое общение;

монологическое - диалогическое;

ролевое (исходя из социальной роли) - личностное.

Открытое общение - желание и умение выразить полностью свою точку зрения и

готовность учесть позиции других. В идеале все виды общения должны иметь

открытый тип. При проведении переговоров, референту, стратегия открытого

общения, позволит учитывать не только интересы своего руководителя, но и

интересы другой стороны.

Закрытое общение - нежелание либо неумение выразить понятно свою точку

зрения, свое отношение, имеющуюся информацию.

Референт должен помнить что использование закрытых коммуникаций оправдано

в случаях:

Если есть значительная разница в степени предметной компетентности и

бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности \"низкой

стороны\".

В конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику

нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть

сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями,

замыслами)\". (Кузнецов И.Н. Риторика. Минск: Амалфея, 2000. С. 177-178).

Гармонизация общения начинается с удачного установления контакта между

партнерами по общению. Для установления контакта существуют различные

методики, одна из которых предлагается И.Н. Кузнецовым.

Эта методика предполагает последовательное прохождение пяти этапов:

Снятие психологических барьеров.

Нахождение совпадающих интересов.

Определение принципов общения.

Выявление качеств, опасных для общения.

Адаптация к партнеру и установление контакта.

Первый этап. Трудностью 1-го этапа (этапа снятия психологических барьеров)

является настороженность и напряженность собеседников, а положительными

факторами являются:

частота согласий по темам беседы;

их взаимность и совпадение;

чередование согласий с той и другой стороны.

Признаки 1-го этапа:

паузы после вопросов становятся короче;

начинают преобладать собственные сообщения собеседника, его объяснения и

дополнения к уже сказанному; уменьшается количество односложных ответов и

реактивных вопросов (вопрос на вопрос).

Результаты 1-го этапа:

напряженность начальных отношений сменяется расслабленностью;

сверхконтроль (как результат ожидания воздействий) сменяется наблюдением

за развитием отношений.

Второй этап (поиск совпадающих интересов) начинается с выявления \"точек

соприкосновения\", исходных элементов для установления контакта с

партнером: совпадений тем, мнений, оценок, переживаний.

Признаки 2-го этапа:

нахождение одной темы, приемлемой для обеих сторон;

периодический возврат к одной теме;

появление общего фонда слов и выражений;

сокращение фраз и выражений в зоне общего интереса (в силу понятности по

началу фразы);

поток сообщений приобретает характер внезапно возникших воспоминаний.

Результаты 2-го этапа:

установление взаимопонимания вызывает желание продолжать общение;

образуются предпосылки для расширения области возможного взаимодействия.

Третий этап (определение принципов общения) заключается в проявлении

качеств, информирующих собеседника об индивидуальных принципах общения.

Положительными факторами на этом этапе являются:

предложение наиболее общих принципов, приемлемых для всех;

проявление качеств, которые совпадают с ожидаемым от человека;

быстрая и положительная реакция на предложенное.

К отрицательным факторам относятся:

изображение тех качеств, исполнение которых не может быть гарантировано;

демонстрация авторитарных качеств;

попытки анализа предлагаемых качеств;

высказывание сомнений в отношении принципов, изложенных партнером.

Признаки 3-го этапа:

первые упоминания о принципах, которыми человек руководствуется в

отношениях с людьми и в общении;

подчеркивание собственных качеств и свойств;

появление повторяющихся штампов поведения;

оповещение о типичных привычках и предпочтениях.

Результатом 3-го этапа становится некоторое общее представление о

качествах, которые предлагаются партнерами для общения, достижением этого

этапа должно стать первое \"ощущение взаимопонимания\".

Четвертый этап (выявление качеств, опасных для общения) заключается в

поиске качеств, которые не выявились на предыдущих этапах, но присущи

человеку, а также в определении силы этих качеств относительно всех

остальных, степени вероятности их проявления и круга обстоятельств, где

они могут проявиться.

Положительные факторы 4-го этапа:

освобождение внимания от установленных качеств партнера;

отсутствие тенденции к осуждению с вашей стороны отрицательных качеств и

эмоций собеседника при их обнаружении;

понимание значения вашего частичного самораскрытия для сохранения прочных

отношений;

готовность к тому, что некоторые ваши отрицательные качества также будут

раскрыты.

Отрицательные факторы:

ваше поведение может быть расценено как выведывание качеств;

маневрирование (уклончивые ответы на прямые вопросы).

Признаки 4-го этапа:

первое выражение партнером сомнений в устойчивости и достоверности в ваших

глазах определенных им ранее своих качеств;

явные расспросы;

стремление собеседника изменить ваше мнение о его личностных особенностях;

попытки \"опережающих возражений\";

попытки навязать спор.

Результаты 4-го этапа:

обнаружение новых качеств партнера;

выяснение привычек, которые являются помехами в общении.

Пятый этап. К началу 5-го этапа уже выявлены главные достоинства и

недостатки собеседника, созданы предпосылки для построения доверительных

отношений. В ходе 5-го этапа (адаптации к партнеру и установления

контакта) наиболее важным становится поддержание процесса взаимодействия

на оптимальном уровне.

Признаки 5-го этапа:

стремление подчеркнуть общность целей, единство направления;

стремление оповещать о предполагаемых действиях, ставить вопросы на

обсуждение; совпадение позиций по ранее спорным вопросам.

Результаты 5-го этапа:

понимание не только качеств партнера, но и мотивов и причин его действий;

комфортность общения;

уверенность в правильности совместных решений.

(Кузнецов И.Н. Риторика. Минск: Амалфея, 2000. С.196-212).

Для гармонизации общения важно, чтобы собеседники отдавали себе отчет в

каждом из своих речевых поступков. Если речевые действия собеседников

сознательны и преднамеренны, то они могут быть рассмотрены с позиций

коммуникативного кодекса.

\"Коммуникативный кодекс представляет собой сложную систему принципов,

регулирующих речевое поведение обеих сторон в ходе коммуникативного акта и

базирующихся на ряде категорий и критериев\" (Клюев Е.В. Речевая

коммуникация. М.: Рипол классик, 2002. С. 112).

Базовыми категориями, формирующими этот кодекс, являются коммуникативная

цель и коммуникативное намерение. Цель определяется речевой стратегией,

намерения - тактикой.

Базовые категории играют роль регуляторов речевого общения, приводящих в

действие критерии и принципы корректного речевого поведения.

Важнейшими критериями являются:

критерий истинности, который определяется как верность действительности; и

критерий искренности, который определяется как верность себе.

Главными принципами коммуникативного кодекса являются:

принцип кооперации Г. Грайса;

принцип вежливости Дж. Лича.

Принцип кооперации. Сам Грайс описывает принцип кооперации следующим

образом:

\"Твой коммуникативный вклад на данном шаге диалога должен быть таким,

какого требует совместно принятая цель (направление) этого диалога\".

В принцип кооперации входят четыре максимы:

максима полноты информации;

максима качества информации;

максима релевантности;

максима манеры.

Максима полноты информации связана с дозировкой информации, необходимой

для акта общения.

Постулаты к этой максиме таковы:

твое высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется;

твое высказывание должно содержать не больше информации, чем требуется.

Разумеется, в реальном речевом общении информации не бывает ровно столько,

сколько необходимо. Часто люди могут ответить на вопрос или неполно, или с

упоминанием некоторых дополнительных сведений, которых вопрос не

предполагал.

Суть постулатов состоит в том, чтобы говорящий стремился сообщить именно

необходимое собеседнику количество информации.

Максима качества информации конкретизируется следующими постулатами:

Не говори того, что ты считаешь ложным.

Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований.

Максима релевантности предполагает фактически только один постулат:

Не отклоняйся от темы.

Понятно, что реальный процесс общения вовсе не строится вокруг одной темы:

в реальном речевом акте часты переходы от одной темы к другой, выходы за

пределы в данный момент обсуждаемой темы, помехи извне.

Тем не менее, как стратегическая задача неотклонения от темы имеет

первостепенную важность именно для сохранения контакта. Психологам хорошо

известно, что внимание аудитории рассеивается, если она не в состоянии

связать произносимое в данный момент высказывание с объявленной лектором

темой.

Максима манеры предполагает оценку способа передачи информации и связана

не с тем, что говорится, а с тем, как говорится.

Общий постулат этой максимы - выражайся ясно, а частные постулаты таковы:

избегай непонятных выражений;

избегай неоднозначности;

будь краток;

будь организован.

Ущерб ясности может возникать вследствие неприемлемых по уровню сложности

или плохих формулировок и нарушения баланса известного и неизвестного.

Принцип вежливости. Если принцип кооперации характеризует порядок

совместного оперирования информацией в структуре коммуникативного акта, то

принцип вежливости - это принцип взаиморасположения говорящих опять же в

структуре речевого акта.

Дж. Лич, формулируя принцип вежливости, предусмотрел следующие максимы:

максима такта;

максима великодушия;

максима одобрения;

максима скромности;

максима согласия;

максима симпатии.

Соблюдение принципа вежливости создает среду позитивного взаимодействия,

обеспечивает благоприятный фон для реализации коммуникативных стратегий.

Максима такта предполагает соблюдение границ личной сферы собеседника. В

составе каждого речевого акта есть область общих речевых действий и

область частных интересов.

Максима такта рекомендует говорящему соблюдать осторожность в отношении

речевой стратегии и области частных интересов собеседника.

Максима великодушия есть максима необременения собеседника, фактически она

предохраняет собеседников от доминирования в ходе речевого акта.

Максима одобрения - это максима позитивности в оценке других. Несовпадение

с собеседником в направлении оценки мира очень сильно влияет на

возможность реализации собственной коммуникативной стратегии.

Максима скромности есть максима неприятия похвал в собственный адрес.

Реалистическая самооценка - одно из условий успешности развертывания

речевого акта.

Максима согласия - это максима неоппозиционности. Вместо углубления

противоречия, возникшего в ходе общения, эта максима рекомендует поиск

согласия, для того чтобы акт общения получил продуктивное завершение.

Максима симпатии рекомендует благожелательность, она является условием

действия других максим, она также предохраняет речевые акты от конфликта.

Порой участники общения сознательно искажают позицию оппонента,

передергивают смысл его слов, чтобы таким путем добиться преимуществ в

разговоре. Эта тактика не поможет достичь хороших результатов в общении,

так как вызовет новые разногласия и разрушит контакт.

К основным факторам, способствующим гармонизации общения, можно отнести

следующие:

признание не на словах, а на деле наличия многообразия точек зрения;

предоставление возможности высказать собственную точку зрения;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.