реферат бесплатно, курсовые работы
 

речевые стратегии и тактики

далеко еще не изучен. Считается, что процесс внутренней речи протекает с

большой скоростью. И сама внутренняя речь различается степенью языковой

оформленности в зависимости от условий.

Выделяют три основных типа внутренней речи:

внутреннее проговаривание, т.е. «речь про себя», которая сохраняет

структуру внешней речи, но лишена ее звукового или графического

оформления. Такая речь типична при решении мыслительных задач в

затрудненных условиях;

собственно внутренняя речь, выступающая как средство мышления. При этом

человек пользуется специфическими единицами (предметными кодами, кодами

образов и т.п.). Такая речь имеет специфическую структуру, отличающуюся от

структуры внешней речи;

внутреннее программирование, т.е. формирование и закрепление в

специфических единицах программы речевого высказывания, целого текста или

его частей.

Внешняя речь - это процесс речевой деятельности, включающей различные

механизмы кодирования и декодирования информации. Внешняя речь - это то,

что мы произносим, слышим, пишем, читаем.

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Речевая деятельность как один из видов деятельности человека

характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких

последовательных фаз: ориентировка, планирование (в форме внутреннего

программирования), реализация и контроль. В соответствии с этими фазами

осуществляется каждое отдельное речевое действие.

Исходным моментом любого речевого действия является речевая ситуация, т.е.

такое стечение обстоятельств, которое побуждает человека к речевому

действию (например, к высказыванию). Примеры речевых ситуаций:

необходимость ответить на вопрос, сделать доклад о результатах работы,

написать письмо, побеседовать с другом и т.п. Речевая ситуация порождает

мотив высказывания, который в отдельных случаях перерастает в потребность

совершения этого действия.

В реализации речевого действия выделяются следующие этапы:

1) подготовка высказывания: осознание мотивов, потребностей, целей,

вероятностное прогнозирование результатов высказывания на основе прошлого

опыта и учета обстановки. У развитого в речевом отношении человека, для

которого характерны быстрые реакции, эти подготовительные решения

протекают с большой скоростью на подсознательном уровне. Все эти решения

завершаются созданием внутреннего плана высказывания, который может иметь

различную степень обобщенности или конкретности. Успех речевого действия

зависит оттого, насколько активно знание языка, насколько сформированы у

человека речевые навыки и умения;

2) структурирование высказывания: выбор слов, расположение их в нужной

последовательности и грамматическое оформление - всё это происходит во

внутреннем плане. Данный этап наименее изучен в системе речевого действия,

поскольку не ясны механизмы выбора слов и грамматического оформления.

Предполагается, что выбор слов в памяти осуществляется методом проб и

ошибок, путём отбрасывания слов, которые недостаточно точно выражают

намеченное содержание. В оперативной речевой памяти действует механизм

«оценки> подбираемых слов. Предполагается также, что слова в памяти

человека сохраняются не разрозненно, а в систематизированном виде,

например в виде тематических блоков, что ускоряет и облегчает выбор

нужного слова. При этом слова, которые неоднократно использовались,

являются как бы «индуцированными», поэтому у говорящего прослеживается

тенденция их повторного употребления. При выборе слов определенную роль

играют также словесные ассоциации, которые образуются на основе

предшествующего опыта и сохраняются в памяти;

3) переход к внешней речи: звуковое или графическое оформление

высказывания. Этот этап самый ответственный, поскольку он определяет

положительный или отрицательный результат высказывания. Если переход от

внутренней речи к внешней по каким-то причинам нарушен, т. е, внутренняя

речь плохо оформляется во внешней, то такая речь кажется неполной,

бессвязной, труднопонимаемой.

О результате речевого действия судят по его восприятию и по реакции на

него, т.е. обратной связи.

Восприятие речи (процесс слушания или чтения) включает следующие стадии:

1) переход с акустического или графического кода на код внутренней речи;

2) расшифровка синтаксических структур, грамматических

форм;

3. понимание общего плана высказывания;

4. понимание замыслов и мотивов высказывания;

5) оценка полученной информации (содержания высказывания, его идеи,

позиции говорящего и т.п.);

6) понимание выбора формы и языковых средств.

Понимание (как составная часть процесса восприятия) включает два уровня:

языковой и содержательный. Первый без второго возможен, а второй без

первого - нет. Очевидно, что полное понимание достигается не всегда.

Эффективное восприятие возможно при активном желании воспринимающего

понять речь автора высказывания.

Обратная связь (т.е. реакция на высказывание) - важный элемент контроля

речевого действия, позволяющий оценить его результат. Наиболее полно

обратная связь осуществляется в диалоге,

Качество понимания передаваемого сообщения зависит от комплекса факторов -

различных условий, при которых осуществляется коммуникация. Совокупность

таких условий принято называть контекстом. Общий контекст речевого общения

складывается из явного и скрытого. Явный (или эксплицитный) контекст

включает то, что подлежит непосредственному наблюдению. Он делится на

вербальный и невербальный. Скрытый (или имплицитный) контекст - это то,

что не поддается непосредственному наблюдению. В скрытый контекст входят

мотивы, цели, намерения и установки коммуникантов, их личностные

характеристики (уровень образования, социальная принадлежность, характер и

т.п.). В зависимости от контекста высказывание может привести к различным

результатам. Поскольку главная цель речевого общения - это обмен

информацией, т.е. передача и восприятие смысла высказывания, человек

всегда, как правило, стремится быть понятым. Для этого необходимо

учитывать и правильно использовать факторы, оказывающие влияние на процесс

общения. С учетом таких факторов выделяют различные формы и типы речевой

коммуникации.

ФОРМЫ И ТИПЫ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Различают устную и письменную формы речевой коммуникации. Для каждой формы

характерен ряд признаков, на основе которых определяются типы речевой

коммуникации. К таким признакам относятся следующие:

1) условия общения:

прямое, или непосредственное, общение с активной обратной связью

(например, диалог) и с пассивной обратной связью (например, письменное

распоряжение и т.п.);

опосредованное общение (например, выступление по радио, телевидению, в

средствах массовой информации);

2) количество участников:

монолог (речь) одного человека);

диалог (речь двух людей);

полилог (речь нескольких человек);

3) цель общения:

информирование;

убеждение (включая побуждение, объяснение и т.п.); развлечение;

4) характер ситуации:

деловое общение (доклад, лекция, дискуссия и т.п.);

бытовое общение (разговоры с близкими людьми и т.д.). Любая речевая

ситуация может быть отнесена к определенному типу.

Например, если человек звонит приятелю, чтобы пригласить его в гости, их

разговор можно охарактеризовать как устную форму, непосредственное

общение, диалог с целью убеждения, бытовую беседу.

Для каждого типа коммуникации существуют специфические языковые средства

(слова, грамматические конструкции и т.д.), тактика поведения, владение

которыми на практике является необходимым условием достижения успеха в

процессе речевой коммуникации.

ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Из предыдущего изложения ясно, что с точки зрения механизмов кодирования /

декодирования информации речевая деятельность включает четыре основных

аспекта, которые принято называть видами речевой деятельности: говорение,

слушание, письмо, чтение.

Говорение - это отправление речевых акустических сигналов, несущих

информацию.

Слушание (или аудирование) - восприятие речевых акустических сигналов и их

понимание. Письмо - зашифровка речевых сигналов с помощью графических

символов.

Чтение - расшифровка графических знаков и понимание их значений.

Механизмы кодирования информации действуют при говорении и письме,

механизмы декодирования - при слушании и чтении. При говорении и слушании

человек оперирует акустическими сигналами, при письме и чтении -

графическими знаками.

Указанные четыре вида речевой деятельности составляют основу процесса

речевой коммуникации. От того, насколько у человека сформированы навыки

этих видов речевой деятельности, зависит эффективность речевого общения.

Кроме того, степень сформированности навыков речевой деятельности служит

критерием оценки уровня владения языком (не только иностранным, но, прежде

всего родным) и показателем общей культуры человека.

МОДЕЛЬ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ

В каких бы условиях ни осуществлялась речевая коммуникация, с помощью

каких бы средств ни передавалась информация, сколько бы человек ни

принимали участие в общении, в основе лежит единая схема, или модель.

Компонентами этой модели являются:

1) отправитель информации (или адресант) - говорящий или пишущий человек;

2) получатель информации (или адресат) - читающий или слушающий человек;

3) сообщение (текст в устной или письменной форме) - Неотъемлемая часть

модели, поскольку без обмена информацией не может быть речевой

коммуникации.

Отдельное речевое действие (фрагмент коммуникации) называется

коммуникативным актом (например, в диалоге - реплика одного из

собеседников).

Простейшая схема отдельного коммуникативного акта в процессе речевой

коммуникации выглядит следующим образом:

Отправитель -> Сообщение -> Получатель

Информация Информация

Кодирование Декодирование

В рамках коммуникативного акта отправитель информации (например,

говорящий), имея мотив высказывания, строит его во внутренней речи, а при

переводе во внешнюю речь кодирует в звуки. Получатель, воспринимая

поступающий сигнал, декодирует его и распознает смысл высказывания. У него

также возникает мотив высказывания, происходит обмен репликами, т.е.

осуществляется обратная связь. Другими словами, отправитель и получатель

меняются местами, но схема коммуникативного акта остается при этом

прежней.

Таким образом, речевая коммуникация - это общение людей, понимаемое в

широком смысле слова не только как разговор или беседа, а как любое

взаимодействие с целью обмена информацией (чтение, письмо и т.д.).

Общение осуществляется в процессе речевой деятельности человека с помощью

вербальных (словесных) и невербальных средств. Вербальная речевая

деятельность включает четыре аспекта: говорение, слушание, чтение, письмо.

Основная цель речевого общения - обмен информацией. В соответствии с этим

задачи, которые решает человек в процессе общения, можно свести к

следующим основным:

эффективное получение информации;

эффективная передача информации;

достижение поставленной цели путем убеждения собеседника и побуждения его

к действию;

получение дополнительной информации о собеседнике; позитивная

самопрезентация.

Эффективное получение информации относится как к устной, так и к

письменной речи и зависит от уровня владения навыками чтения и слушания.

Эффективная передача информации (в письменной и устной формах)

предполагает владение навыками письма и говорении. Достижение поставленной

цели путем убеждения собеседника предполагает знание основных риторических

приемов (как в устной, так и в письменной речи), а также владение речевыми

тактиками убеждения и побуждения. Получение дополнительной информации о

собеседнике возможно на основе знания основных закономерностей

функционирования языка в обществе (чтобы определить уровень

социально-культурного развития человека, его социальную принадлежность),

умения различать оттенки интонации и голоса собеседника (чтобы оценить его

эмоциональное состояние), умения интерпретировать содержание его

высказываний и понять возможный подтекст. Позитивная самопрезентация

означает способность произвести хорошее впечатление на собеседника (или на

читателя) и предполагает владение основами культуры речи, что включает в

себя и знание норм языка, и умение «исполнить) свою речь в приятной для

собеседника манере, продемонстрировав свои положительные качества.

§ 2. Речевые стратегии и тактики

Глава 1. Речевые стратегии

«Обыкновенно мы лучше убеждаемся

причинами, которые приискали сами, чем теми,

которые пришли на ум другим...»

Б. Паскаль

В полемике нередко одерживает верх не тот, на чьей стороне истина, а тот,

кто умеет быстро и точно анализировать речь оппонента, быстро реагировать

на неё и продуктивно организовывать свою речь. С другой стороны,

необходимо находить такую форму выражения, которая была бы убедительна

именно для того, кого убеждаешь.

Известно, что Сократ произнес прекрасную речь в свою защиту, но не убедил

в своей невиновности афинских матросов и торговцев, и они приговорили его

к смерти.

В каждой ситуации общения используется своя стратегия. Под стратегией в

данном случае понимается осознание ситуации в целом, определение

направления развития и организация воздействия в интересах достижения цели

общения.

Использование речевых стратегий помогает собеседнику вначале согласиться с

вами, а после подкрепить согласие конкретными действиями, из-за чего они

широко используются в рекламе. Зачем вообще использовать какие-либо приемы

в коммуникации? Наверное, для того, чтобы вызвать у собеседника нужную вам

реакцию. Чаще всего желаемая реакция — согласие с вашими аргументами и

предложениями, а также побуждение к действию, наиболее желательному для

вас лично в данный момент времени.

Богатый арсенал инструментов речевого манипулирования сознанием (или даже

подсознанием!) собеседника включает также и речевые стратегии. Это набор

приемов, позволяющих придать высказыванию иллюзию смысла и логики (люди

стремятся во всем найти смысл!). Использование речевых стратегий помогает

собеседнику сначала внутренне согласиться с вами, а после этого подкрепить

свое согласие конкретными действиями, а потому широко используется в

рекламе и предвыборной агитации. Мы все терпеть не можем рекламу, и все же

очень часто следуем ее рекомендациям. Оказавшись перед магазинным

прилавком, человек почти всегда замечает примелькавшуюся марку, и рука

сама тянется к кошельку.

Знание приема помогает выстраивать защиту от манипуляции, а это никогда не

бывает излишним, ибо помогает сохранить и деньги, и время, и нервы.

Среди речевых стратегий наиболее распространены следующие.

Трюизмы, т. е. банальные истины. Что-нибудь вроде «людям нравится покупать

качественные вещи», «всегда приятно найти лучшее сочетание цена —

качество», «только честный, порядочный депутат может достойно защищать

интересы избирателя». Очень хорошо здесь работают пословицы и поговорки,

известные всем с детства. Что-нибудь вроде «без труда не вынешь рыбку из

пруда» или «бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Коварство этого

приема состоит в том, что с такой банальной истиной очень легко

согласиться. А дальше работает так называемое «правило Сократа»: для

получения положительного решения по важному для вас вопросу, поставьте его

на третье место, предпослав ему два коротких вопроса, на которые

собеседник наверняка ответит «да».

Секрет действенности этого правила лежит вне нашего сознания и обусловлен

особенностями гормональной системы человека. Когда мы говорим «да», это

означает наше согласие, а вместе с ним — осознание того, что в ближайшее

время противостояния с собеседником не предполагается. Наш организм,

ориентированный на экономное расходование сил, сразу расслабляется, что

осуществляется посредством выделения эндорфинов (гормонов удовольствия).

Таким образом, расслабив собеседника с помощью нескольких «да», мы

уменьшаем его настрой к сопротивлению в главном вопросе. И в дело вступает

следующий прием. Этот вид стратегии часто используется в деловых

переговорах, и референту необходимо в совершенстве владеть им.

Речевое связывание, или псевдологика. Этот прием основан на инерции

мышления и позволяет придать высказыванию иллюзию смысла. Сочетание этих

двух приемов (трюизм и речевое связывание) легко проследить в рекламных

роликах. Например, в рекламе кошачьего корма:

Желудок у котенка не больше наперстка (да, наверное, сам котенок-то

маленький). А сил для игр и роста требуется много (ну да, растет ведь

звереныш-то! Плюс еще умилительная картинка играющего котенка). Поэтому

«Вискас» просто необходим вашему котенку. Ваша киска купила бы «Вискас»!

На первые два утверждения мы ответили «да», потому что спорить там просто

не с чем. По инерции мы ответим «да» и на третий, хотя он логически никак

не связан с первыми двумя утверждениями: почему именно «Вискас», а не

что-нибудь другое, более качественное и дешевое? Курица там, например, или

рыба свежая... Лично у меня есть подозрение, что наши хвостатые питомцы

лопают сухие корма только от полной безнадеги.

В политике этот прием также применяется часто и успешно. Например: «В

стране разгул коррупции!» (Знаем, плавали! Если найдется в нашей стране

человек, который ни разу в жизни не давал и не брал взяток — хоть

деньгами, хоть «борзыми щенками», то его можно в музее за деньги

показывать). Нам говорят правду! Этому кандидату можно верить! И мы уже

внутренне готовы верить ему дальше. А он себе продолжает: «Я поэтому и

призываю вас голосовать за партию N».

Визуальное связывание. К собственно речевым стратегиям его нельзя отнести

в полной мере. Скорее, это прием комбинированный, а потому еще более

мощный, поскольку задействованными оказываются и визуальный, и слуховой

каналы восприятия. Это когда кандидат выступает на фоне демонстрации

каких-нибудь положительных, мотивирующих картинок, к которым он лично не

имеет ни малейшего отношения. (Тут поле для фантазии широкое — хоть полет

в космос, хоть колосящиеся хлеба и счастливые ребятишки, главное, чтобы

вызывало хорошие эмоции.) Или, например, волосы моделей для рекламы

шампуней обрабатывают специальным составом, дающим кратковременный, но

впечатляющий эффект. К рекламируемому товару красивая картинка также не

имеет никакого отношения, но сознание потребителя прочно связывает одно с

другим.

Иллюзия выбора. «Вы можете купить большую или маленькую упаковку товара

X», «Вы можете проголосовать за нашего кандидата Иванова утром или

вечером». Более тонкий вариант: «Вы можете проголосовать за Иванова или за

Петрова», «Вы можете приобрести товар Y с крылышками, с хвостиком, или с

запахом лимона и эвкалипта». На самом деле — хрен редьки не слаще,

давления на избирателя (покупателя) вроде бы не чувствуется — ему

предоставляется выбор. Правда, выбор ограничен, но потребителя об этом не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.