| |||||
МЕНЮ
| Эффективность школьной риторики- социально – бытовое, - духовное, о их своеобразии, возникновении и развитии. Делается попытка рассмотреть проблему сосуществования родов речей. Автор описывает особенности судебной речи. В конце главы даны блестящие образцы ораторского мастерства: КОНИ, Т. Н. ГРАНОВСКОГО, В. О. КЛЮЧЕВСКОГО, АНДРЕЕВСКОГО, ЛОМОНОСОВА, МЕТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО ДИОНИСИЯ. ГЛАВА IV. РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ ДЕЙСТВУЮТ НА СЛУШАТЕЛЕЙ ОТРИЦАТЕЛЬНО. Глава о правильной речи, нормах языка, наиболее часто встречающихся речевых ошибках, о нарушении норм ударения и произношения ( и о них самих ). Автор стремится убедить учащихся в необходимости работы со словарём. Даны практические советы по избежанию речевых и стилистических ошибок. Часть главы посвящена и нарушениям норм грамматики. Ниже в риторике приведён ряд пословиц, типа: « Слово не стрела, а разит «, « Не говори всего, что знаешь, а знай всё, что говоришь «. В практикуме даны соответствующие задания. В конце главы учащимся предлагают составить схему содержания главы. ГЛАВА V. ЧТО ЗНАЧИТ ВЛАДЕТЬ СВОИМ ГЛАГОЛОМ? Автор рассуждает о темпе речи, силе и высоте голоса, о произношении ( его ясности и чёткости ). Немного внимания уделено и дикции. Ниже предложен обширный практикум, направленный на развитие голоса, манеры говорения, темпа, упражнения на тренировку дикции и чёткого произношения звуков. Предложен ряд скороговорок, поделенных в соответствии с тем, на какие звуки идёт акцент: ( б ) « ДОБЫЛ БОБОВ БОБЫЛЬ «; ( р ) « ДРОБЬЮ ПО ПЕРЕПЕЛАМ ДА ПО ТЕТЕРЕВАМ «; ( с ) « У ОСЫ НЕ УСЫ, НЕ УСИЩА, А УСИКИ «; и др. Ещё приведены упражнения на выражение чувств при помощи голоса. В конце главы содержатся практические советы по работе над голосом. ГЛАВА VI. КАК РАБОТАТЬ НАД УСТНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЕМ. В этой главе повествуется о необходимости хорошей подготовки перед выступлением, о том, зачем она нужна и по какому плану её вести. Вводя понятие « рабочий план «, автор рассказывает и его составляющих, о способах нахождения и использования фактов, о работе с литературой. Составитель учебника выводит учащимся важное правило: РЕЧЬ ДОЛЖНА БЫТЬ НАПИСАНА ОТ НАЧАЛА И ДО КОНЦА! В конце главы располагается схема подготовки к выступлению. Само же выступление учащиеся должны подготовить самостоятельно, сделав план и подробно расписав своё выступление. Для большей пользы свою работу они должны и проанализировать, учтя все « + « и « - « её. ГЛАВА VII. КОМПОЗИЦИЯ РЕЧИ. Автор раскрывает само понятие « композиция речи «, разбивает речь на составляющие и подробно разбирает каждый пункт. Особое место уделено вступлению, основной задачей которого является привлечь внимание и заинтересовать. В качестве образца приводится множество примеров из ПЛЕХАНОВА и АНДРЕЕВА.. Не последнее место уделено и главной части - основному содержанию выступления. Упомянуто о главных его приёмах: изложение, логические формы изложения, объяснение; о различении аргументов и о сути самого понятия « аргумент «. Последнее по схеме, но не последнее по значимости в композиции место занимает завершение речи ( и тоже приведено множество классических примеров ). Практикум: поиск логических форм изложения и из ряда примеров, нахождение известных элементов композиции, выделение основной мысли в тексте. И в завершении учащимся предложено составить доклад – размышление над прочитанным и сделать собственное резюме, отталкиваясь от схем, сравнить его с авторским. ГЛАВА VIII. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРАТОРА И СЛУШАТЕЛЯ. Глава об ораторском диалоге и монологе, о их своеобразии, о языковых средствах создания эмоциональности и оценочности в речи. Практикум предлагает сделать своё выступление, учтя новое из прослушанной главы и помня о работе на слушателя. Автор возвращает учащихся к предыдущим главам с разбором отрывков из выступлений великих ораторов. Ещё здесь даны вопросы на определение стиля в предложениях, где могут встретиться ошибки, предназначенные для нахождения и исправления их учащимися. Но свою правоту нужно ещё и доказать словесно. Читателям предлагают поразмыслить на заданные темы, имея перед глазами пример выступления КЛЮЧЕВСКОГО « Евгений Онегин и его предки «. В конце главы даются вопросы, проверяющие знание предыдущих глав, слегка усложнённые новой темой и учащимся предлагается озвучить схему краткого содержания главы. ГЛАВА IX. ПРАВИЛЬНО ВЫБИРАЙТЕ СТИЛЬ И ТИП РЕЧИ. Здесь доказывается возможность письменного стиля употребляться в речах разного типа ( вновь с примерами: КОНИ, МЕТРОПОЛИТА КРУТИЦКОГО И КОЛОМЕНСКОГО НИКОЛАЯ, КЛЮЧЕВСКОГО, ПАВЛОВА ). Даны примеры использования разных типов речи. В практикуме - задания на определение стиля. Автор задаёт вопрос: « КАКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ НЕПРИЕМЛЕМЫ ДЛЯ ОРАТОРА? « Учащимся предложено на основании некоторых статей составить инструкции по работе над языком публичного выступления и переделать газетную статью на разговорный язык. Резюме состоит из 3 – ёх пунктов, на основании прочитанного учащимся предлагают 4 – ый пункт составить самостоятельно. ГЛАВА Х. СЛОВЕСНАЯ НАГЛЯДНОСТЬ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ? В главе идёт речь о том, что такое ассоциации, как они действуют на чувства слушателя. Перечислены типы, передающие словесную наглядность. Много внимания уделено выражению авторской оценки, рассказу о том, что такое тропы, художественные образы, что они дают оратору. Вопросы этой главы направлены на определение учащимися видов тропов, задания - на пропущенные слова ( эпитеты ) в речи ТУРГЕНЕВА: необходимо подобрать нужные слова, а затем сравнить с подленником. Резюме автором лишь начато - написан 1 пункт, а остальные нужно додумать. НЕСКОЛЬКО ЗАДАНИЙ НА ПРОЩАНЬЕ. Автор советует не забывать пройденное и использовать приобретённые навыки в любых видах деятельности. В конце пособия даны ответы на вопросы, которые отмечены во всей книге определённым значком, также приведены вопросы, которые можно поставить к каждой главе дополнительно. СЛОВАРЬ ПРАВИЛЬНО ПОСТАНОВКИ УДАРЕНИЙ В ТРУДНЫХ СЛОВАХ расположен на 8, 5 страницах ( 733 слова ). 2. 3. А. А. МУРАШОВ. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ. Книга состоит из конкретных рекомендаций по различным областям риторики и коммуникативной лингвистике. Автор показывает все речевые условия, оптимизирующие правильную правильную речь на многих её уровнях: проблемы формирования дикции, проблемы диалога и монолога. Большое внимание уделено речевому этикету, умению полемизировать, культуре высказываний. Риторика Мурашова состоит из IX глав. ОТ АВТОРА. Приведена замечательная авторская аргументация в пользу необходимости изучения риторики учащимися и учителями в первую очередь. ГЛАВА I. РИТОРИКА. ПРЕМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА. Основные положения главы: Работа учителя - искусство, и важно знать психологию восприятия, чтобы быть правильно понятым. Дидактическая риторика - дисциплина, способствующая организации и функционированию прозаической устной речи в ходе учебного занятия. В любом общении закономерности риторики актуальны для наиболее полного взаимопонимания, для оптимальной коммуникации. Автор знакомит нас с историей риторики, упоминает имена людей, на неё повлиявших. Формирует её задачи. ЗАДАЧИ РИТОРИКИ: 1. Способствовать формированию направленной и направляющей речи, а также определённых реакций на неё со стороны слушателей. ЦЕЛЬ РИТОРИКИ - КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ГОВОРЯЩЕГО. 2. Учить: А) Аргументированному доказательству собственной точки зрения, не подвергая даже частичному, незаметному на первый взгляд оскорблению достоинства собеседника; Б) Умению стоять на его позиции, чтобы с его точки зрения рассмотреть предмет, сделав его тем самым рельефнее, ярче, отвергнув своё утверждение, если оно неверно. 3. Осуществлять организованное словесное и невербальное воздействие, логически и эстетически оправданное. 4. Формировать риторические приёмы как средство отклонения от речевой нормы, эстетически допустимые и психологически обусловленные. При этом важно помнить положение академика Л. В. ЩЕРБЫ: “ Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда – то и начинает он осознавать всю прелесть обоснованных отступлений от неё “. 5. Создавать ситуации информационной и коммуникативной комфортности, когда значительно улучшаются условия восприятия новой информации и общения. Способствовать культуре монолога и диалога. 6. Стремиться к формированию яркой и эмоциональной речи, регулировать речевое поведение в соответствии с коммуникационными потребностями и психологическими особенностями собеседника или слушателя. 7. Помогать формированию индивидуальной речевой манеры говорящего. ( 45; 15 – 16 ) Даются рекомендации к прочитанному и упражнения на развитие ритмико – интонационной и стилистической зоркости. ГЛАВА II. КОММУНИКАТИВНЫЙ АКТ. ПРЕПОДАВАНИЕ КАК ТВОРЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА. По мнению автора, РИТОРИКА - система функций художественного мышления. ( 45; 28 ) Отсюда следует, что каждый раз необходимо свободное восприятие информации, т. е. творческое. В этой главе говорится об особенностях общения ученика и учителя. Приведены веские доводы по необходимости привнесения риторики во все предметы. Даны рекомендации к прочитанному и сделаны выводы из содержания главы. Для учащихся предложены вопросы и упражнения на оценку всевозможных афоризмов и формирование собственных высказываний. ГЛАВА III. РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА - ОСНОВА РИТОРИКИ. Основная мысль главы - преподавание риторики немыслимо без владения нормами грамотной речи. В конце главы даны упражнения на акцентологические, лексические, морфологические и синтаксические нормы. ВЫВОД ИЗ III ГЛАВЫ: Культура общения - фундамент организованного речевого воздействия на личность. ГЛАВА IV. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЕЁ ФОРМИРОВАНИЕ. По мнению автора, учитель обязан работать над своей дикцией и правильной организацией темпа своей речи. Исходный момент - верное фонационное ( речевое ) дыхание. Даны рекомендации - упражнения с дыханием и тому подобные. Приводится описание занятий над голосом ДЕМОСФЕНА ( по ПЛУТАРХУ ). Даны следующие упражнения для работы с заикающимися детьми: . « Горное эхо «, . « Разговор в лесу «, . « Иностранец «. Автор подчёркивает взаимосвязь риторики с логопедией. В конце главы даны упражнения на правильное произношение некоторых звуков и интонаций. ГЛАВА V. ПАМЯТЬ И АССОЦИИРОВАНИЕ В РИТОРИКЕ. Мнемотехника и её приметы. Автор уверен, что, развивая память, нужно начинать с асоциирования. Он считает, что в риторике встал вопрос самоповторения, призванный развивать память. Сюда же следует отнести и « вторичное конспектирование «. Приводятся советы Е. ТАРАСОВА по развитию запоминания, где перечислены как вербальные, так и невербальные приёмы. В конце главы - вопросы по прочитанному и упражнения на создание ассоциативного текста. ГЛАВА VI. ЧТО НАДО ПОМНИТЬ ПЕРЕД ВЫХОДОМ К АУДИТОРИИ. Изложены следующие советы: . Нужно составить план лекции и саму лекцию, естественно. . Выучить начало и конец лекции. . Нужно учесть возможное поведение учеников. Прилагается список из 12 правил риторики, которые необходимо помнить, готовясь к уроку. Задания - упражнения на составление различных планов. Выведено несколько АКТУАЛЬНЫХ « НЕ « ( о поведении на уроках ), последнее из которых - НЕ СТРЕМИТЕСЬ ПРИВОДИТЬ ПРИМЕРЫ ИЗ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ! ГЛАВА VII. ОРАТОР ПЕРЕД АУДИТОРИЕЙ. ВОЗДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. Основные положения главы: . Педагогу никогда не стоит пускать в ход все имеющиеся риторические резервы одновременно. . Нет для учителя признания поражения более яркого, чем крик, который он не в силах контролировать. . Эмоциональность и экспрессивность должны сопутствовать учителю, но только в присущих его личности характеристиках. . Каждый учащийся должен чувствовать себя в фокусе учительского внимания. . Важно показать учащимся, что их внимание необходимо. . Нужно помнить, что молчание может быть различным. . Начало всякого познания в удивлении ( что было замечено ещё АРИСТОТЕЛЕМ ). Ниже автор даёт перечень риторических приёмов, помогающих педагогу импульсировать процент общения, значительно снизить фактор усталости аудитории. Вот это перечень: 1. Активное введение риторического вопроса. 2. Выдвижение полемичных, дискуссионных точек зрения. 3. Педагог подчёркнуто обращается к уровню личностной самооценки школьников, чтобы вызвать в них попытку самоутвердиться. 4. Переход на иной род риторического воздействия, смена частного коммуникативного намерения, формы и характеристики общения. 5. Регулирование самого времени урока, его риторического самопроявления в речи учителя и ученика. В конце главы делаются выводы. ГЛАВА VIII. РИТОРИКА - ТВОРЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ. Вся глава построена на мысли, что урок должен быть интересен не только учителю, но и ученику. Интерес к предмету и теме формируется и такими риторическими приёмами, как: - запланированная неожиданность, - нестандартность ситуации постановки проблемы, - умение диалогически потенцировать монолог, вводя в него риторические вопросы и обращения к аудитории. После лекции даны вопросы по ней. Ниже - упражнения на самооценку и анализ учителей, на выявление « + « и « - «. Ещё автор задаёт учащимся вопрос о влиянии музыкального сопровождения на коммуникативные способности и риторическую манеру говорящих. ГЛАВА IX. РИТОРИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. ДИДАКТИЧЕСКИЙ МОНОЛОГ. Глава посвящена преподаванию в XIX веке. Выведены личности знаменитых преподавателей, таких, как ГРАНОВСКИЙ, КЛЮЧЕВСКИЙ, ГРИГОРОВИЧ. Автор указывает на их заслуги и упоминает об оплошностях и заблуждениях. 2.4. ПРОГРАММА Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ « ШКОЛЬНАЯ РИТОРИКА «. Прежде, чем проанализировать учебник Т. А ЛАДЫЖЕНСКОЙ, нам бы хотелось поподробнее остановиться на самой программе этого курса. Это речевой курс современной риторики - со своим содержанием, логикой построения, методами и средствами обучения. В центре его внимания - человек, который общается, - общение - обучение эффективному общению. Содержание предмета, характеристика программы. В разработанной Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ программе школьной риторики ( I – XI классы ) можно выделить два смысловых блока: 1) « Общение «, соотносящееся в определённой мере с тем, что в классической риторике называлось ОБЩЕЙ РИТОРИКОЙ; 2) « Речевые жанры «, соотносящиеся с так называемой ЧАСТНОЙ РИТОРИКОЙ. ( 30; 36 ) Блок « ОБЩЕНИЕ « ( I – V кл. ) даёт представление о том, что такое риторика, как люди общаются, какие виды общения существуют. В этот блок входят и вопросы, связанные и с культурой речевого поведения ( речевого этикета ). На основе этих элементарных сведений у детей формируются важнейшие умения - ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативные намерения, оценивать его реакции в общении. Таким образом, основные понятия первого блока: общение, виды общения, речевая ситуация, речевой этикет. Блок » РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ « даёт представление о тексте, о таких речевых жанрах, как личное письмо, поздравление, объявление и т. д. Таким образом, основные понятия второго блока: текст, стили речи, речевые жанры. В программу каждого класса включены компоненты и первого, и второго блоков, при этом учитывается органическая взаимосвязь как самих блоков, так и их отдельных компонентов. Так, речевой жанр « Вывески « рассматривает в связи с темой первого блока « Для чего нужна речь « как Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|