реферат бесплатно, курсовые работы
 

Эффективность школьной риторики

- социально – бытовое,

- духовное,

о их своеобразии, возникновении и развитии. Делается

попытка рассмотреть проблему сосуществования родов речей.

Автор описывает особенности судебной речи.

В конце главы даны блестящие образцы ораторского

мастерства: КОНИ, Т. Н. ГРАНОВСКОГО, В. О. КЛЮЧЕВСКОГО,

АНДРЕЕВСКОГО, ЛОМОНОСОВА, МЕТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО ДИОНИСИЯ.

ГЛАВА IV. РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ ДЕЙСТВУЮТ НА СЛУШАТЕЛЕЙ

ОТРИЦАТЕЛЬНО.

Глава о правильной речи, нормах языка, наиболее часто

встречающихся речевых ошибках, о нарушении норм ударения и

произношения ( и о них самих ).

Автор стремится убедить учащихся в необходимости работы

со словарём.

Даны практические советы по избежанию речевых и

стилистических ошибок. Часть главы посвящена и нарушениям

норм грамматики. Ниже в риторике приведён ряд пословиц,

типа: « Слово не стрела, а разит «, « Не говори всего, что

знаешь, а знай всё, что говоришь «.

В практикуме даны соответствующие задания. В конце

главы учащимся предлагают составить схему содержания главы.

ГЛАВА V. ЧТО ЗНАЧИТ ВЛАДЕТЬ СВОИМ ГЛАГОЛОМ?

Автор рассуждает о темпе речи, силе и высоте голоса,

о произношении ( его ясности и чёткости ). Немного внимания

уделено и дикции. Ниже предложен обширный практикум,

направленный на развитие голоса, манеры говорения, темпа,

упражнения на тренировку дикции и чёткого произношения

звуков. Предложен ряд скороговорок, поделенных в соответствии

с тем, на какие звуки идёт акцент:

( б ) « ДОБЫЛ БОБОВ БОБЫЛЬ «;

( р ) « ДРОБЬЮ ПО ПЕРЕПЕЛАМ ДА ПО ТЕТЕРЕВАМ «;

( с ) « У ОСЫ НЕ УСЫ, НЕ УСИЩА, А УСИКИ «;

и др.

Ещё приведены упражнения на выражение чувств при

помощи голоса. В конце главы содержатся практические советы

по работе над голосом.

ГЛАВА VI. КАК РАБОТАТЬ НАД УСТНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЕМ.

В этой главе повествуется о необходимости хорошей

подготовки перед выступлением, о том, зачем она нужна и по

какому плану её вести. Вводя понятие « рабочий план «,

автор рассказывает и его составляющих, о способах нахождения

и использования фактов, о работе с литературой.

Составитель учебника выводит учащимся важное правило:

РЕЧЬ ДОЛЖНА БЫТЬ НАПИСАНА ОТ НАЧАЛА И ДО КОНЦА!

В конце главы располагается схема подготовки к

выступлению. Само же выступление учащиеся должны подготовить

самостоятельно, сделав план и подробно расписав своё

выступление. Для большей пользы свою работу они должны и

проанализировать, учтя все « + « и « - « её.

ГЛАВА VII. КОМПОЗИЦИЯ РЕЧИ.

Автор раскрывает само понятие « композиция речи «,

разбивает речь на составляющие и подробно разбирает каждый

пункт. Особое место уделено вступлению, основной задачей

которого является привлечь внимание и заинтересовать. В

качестве образца приводится множество примеров из ПЛЕХАНОВА

и АНДРЕЕВА.. Не последнее место уделено и главной части -

основному содержанию выступления. Упомянуто о главных его

приёмах: изложение, логические формы изложения, объяснение; о

различении аргументов и о сути самого понятия « аргумент «.

Последнее по схеме, но не последнее по значимости в

композиции место занимает завершение речи ( и тоже

приведено множество классических примеров ).

Практикум: поиск логических форм изложения и из ряда

примеров, нахождение известных элементов композиции, выделение

основной мысли в тексте.

И в завершении учащимся предложено составить доклад –

размышление над прочитанным и сделать собственное резюме,

отталкиваясь от схем, сравнить его с авторским.

ГЛАВА VIII. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРАТОРА И СЛУШАТЕЛЯ.

Глава об ораторском диалоге и монологе, о их

своеобразии, о языковых средствах создания эмоциональности и

оценочности в речи.

Практикум предлагает сделать своё выступление, учтя

новое из прослушанной главы и помня о работе на слушателя.

Автор возвращает учащихся к предыдущим главам с

разбором отрывков из выступлений великих ораторов. Ещё здесь

даны вопросы на определение стиля в предложениях, где

могут встретиться ошибки, предназначенные для нахождения и

исправления их учащимися. Но свою правоту нужно ещё и

доказать словесно.

Читателям предлагают поразмыслить на заданные темы,

имея перед глазами пример выступления КЛЮЧЕВСКОГО « Евгений

Онегин и его предки «.

В конце главы даются вопросы, проверяющие знание

предыдущих глав, слегка усложнённые новой темой и учащимся

предлагается озвучить схему краткого содержания главы.

ГЛАВА IX. ПРАВИЛЬНО ВЫБИРАЙТЕ СТИЛЬ И ТИП РЕЧИ.

Здесь доказывается возможность письменного стиля

употребляться в речах разного типа ( вновь с примерами:

КОНИ, МЕТРОПОЛИТА КРУТИЦКОГО И КОЛОМЕНСКОГО НИКОЛАЯ,

КЛЮЧЕВСКОГО, ПАВЛОВА ). Даны примеры использования разных

типов речи.

В практикуме - задания на определение стиля. Автор

задаёт вопрос: « КАКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ

НЕПРИЕМЛЕМЫ ДЛЯ ОРАТОРА? «

Учащимся предложено на основании некоторых статей

составить инструкции по работе над языком публичного

выступления и переделать газетную статью на разговорный

язык.

Резюме состоит из 3 – ёх пунктов, на основании

прочитанного учащимся предлагают 4 – ый пункт составить

самостоятельно.

ГЛАВА Х. СЛОВЕСНАЯ НАГЛЯДНОСТЬ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

В главе идёт речь о том, что такое ассоциации, как

они действуют на чувства слушателя. Перечислены типы,

передающие словесную наглядность. Много внимания уделено

выражению авторской оценки, рассказу о том, что такое

тропы, художественные образы, что они дают оратору.

Вопросы этой главы направлены на определение учащимися

видов тропов, задания - на пропущенные слова ( эпитеты ) в

речи ТУРГЕНЕВА: необходимо подобрать нужные слова, а затем

сравнить с подленником.

Резюме автором лишь начато - написан 1 пункт, а

остальные нужно додумать.

НЕСКОЛЬКО ЗАДАНИЙ НА ПРОЩАНЬЕ.

Автор советует не забывать пройденное и использовать

приобретённые навыки в любых видах деятельности.

В конце пособия даны ответы на вопросы, которые

отмечены во всей книге определённым значком, также приведены

вопросы, которые можно поставить к каждой главе

дополнительно.

СЛОВАРЬ ПРАВИЛЬНО ПОСТАНОВКИ УДАРЕНИЙ В ТРУДНЫХ СЛОВАХ

расположен на 8, 5 страницах ( 733 слова ).

2. 3. А. А. МУРАШОВ. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ.

Книга состоит из конкретных рекомендаций по различным

областям риторики и коммуникативной лингвистике. Автор

показывает все речевые условия, оптимизирующие правильную

правильную речь на многих её уровнях: проблемы формирования

дикции, проблемы диалога и монолога. Большое внимание

уделено речевому этикету, умению полемизировать, культуре

высказываний.

Риторика Мурашова состоит из IX глав.

ОТ АВТОРА.

Приведена замечательная авторская аргументация в пользу

необходимости изучения риторики учащимися и учителями в

первую очередь.

ГЛАВА I. РИТОРИКА. ПРЕМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА.

Основные положения главы:

Работа учителя - искусство, и важно знать психологию

восприятия, чтобы быть правильно понятым.

Дидактическая риторика - дисциплина, способствующая

организации и функционированию прозаической устной речи в

ходе учебного занятия.

В любом общении закономерности риторики актуальны для

наиболее полного взаимопонимания, для оптимальной

коммуникации.

Автор знакомит нас с историей риторики, упоминает

имена людей, на неё повлиявших. Формирует её задачи.

ЗАДАЧИ РИТОРИКИ:

1. Способствовать формированию направленной и направляющей речи,

а также определённых реакций на неё со стороны слушателей.

ЦЕЛЬ РИТОРИКИ - КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ГОВОРЯЩЕГО.

2. Учить: А) Аргументированному доказательству собственной точки

зрения, не подвергая даже частичному, незаметному на первый

взгляд оскорблению достоинства собеседника; Б) Умению стоять

на его позиции, чтобы с его точки зрения рассмотреть

предмет, сделав его тем самым рельефнее, ярче, отвергнув

своё утверждение, если оно неверно.

3. Осуществлять организованное словесное и невербальное

воздействие, логически и эстетически оправданное.

4. Формировать риторические приёмы как средство отклонения от

речевой нормы, эстетически допустимые и психологически

обусловленные. При этом важно помнить положение академика Л.

В. ЩЕРБЫ: “ Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда

– то и начинает он осознавать всю прелесть обоснованных

отступлений от неё “.

5. Создавать ситуации информационной и коммуникативной

комфортности, когда значительно улучшаются условия восприятия

новой информации и общения. Способствовать культуре монолога

и диалога.

6. Стремиться к формированию яркой и эмоциональной речи,

регулировать речевое поведение в соответствии с

коммуникационными потребностями и психологическими

особенностями собеседника или слушателя.

7. Помогать формированию индивидуальной речевой манеры

говорящего. ( 45; 15 – 16 )

Даются рекомендации к прочитанному и упражнения на

развитие ритмико – интонационной и стилистической зоркости.

ГЛАВА II. КОММУНИКАТИВНЫЙ АКТ. ПРЕПОДАВАНИЕ КАК ТВОРЧЕСКОЕ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА.

По мнению автора, РИТОРИКА - система функций художественного

мышления. ( 45; 28 ) Отсюда следует, что каждый раз

необходимо свободное восприятие информации, т. е. творческое.

В этой главе говорится об особенностях общения ученика

и учителя. Приведены веские доводы по необходимости

привнесения риторики во все предметы.

Даны рекомендации к прочитанному и сделаны выводы из

содержания главы. Для учащихся предложены вопросы и

упражнения на оценку всевозможных афоризмов и формирование

собственных высказываний.

ГЛАВА III. РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА - ОСНОВА РИТОРИКИ.

Основная мысль главы - преподавание риторики немыслимо

без владения нормами грамотной речи.

В конце главы даны упражнения на акцентологические,

лексические, морфологические и синтаксические нормы.

ВЫВОД ИЗ III ГЛАВЫ:

Культура общения - фундамент организованного речевого

воздействия на личность.

ГЛАВА IV. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЕЁ ФОРМИРОВАНИЕ.

По мнению автора, учитель обязан работать над своей

дикцией и правильной организацией темпа своей речи. Исходный

момент - верное фонационное ( речевое ) дыхание.

Даны рекомендации - упражнения с дыханием и тому

подобные.

Приводится описание занятий над голосом ДЕМОСФЕНА ( по

ПЛУТАРХУ ).

Даны следующие упражнения для работы с заикающимися

детьми:

. « Горное эхо «,

. « Разговор в лесу «,

. « Иностранец «.

Автор подчёркивает взаимосвязь риторики с логопедией.

В конце главы даны упражнения на правильное

произношение некоторых звуков и интонаций.

ГЛАВА V. ПАМЯТЬ И АССОЦИИРОВАНИЕ В РИТОРИКЕ.

Мнемотехника и её приметы. Автор уверен, что, развивая

память, нужно начинать с асоциирования. Он считает, что в

риторике встал вопрос самоповторения, призванный развивать

память. Сюда же следует отнести и « вторичное

конспектирование «.

Приводятся советы Е. ТАРАСОВА по развитию запоминания, где

перечислены как вербальные, так и невербальные приёмы.

В конце главы - вопросы по прочитанному и упражнения на

создание ассоциативного текста.

ГЛАВА VI. ЧТО НАДО ПОМНИТЬ ПЕРЕД ВЫХОДОМ К АУДИТОРИИ.

Изложены следующие советы:

. Нужно составить план лекции и саму лекцию, естественно.

. Выучить начало и конец лекции.

. Нужно учесть возможное поведение учеников.

Прилагается список из 12 правил риторики, которые

необходимо помнить, готовясь к уроку.

Задания - упражнения на составление различных планов.

Выведено несколько АКТУАЛЬНЫХ « НЕ « ( о поведении на

уроках ), последнее из которых - НЕ СТРЕМИТЕСЬ ПРИВОДИТЬ

ПРИМЕРЫ ИЗ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ!

ГЛАВА VII. ОРАТОР ПЕРЕД АУДИТОРИЕЙ. ВОЗДЕЙСТВИЕ И

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.

Основные положения главы:

. Педагогу никогда не стоит пускать в ход все имеющиеся

риторические резервы одновременно.

. Нет для учителя признания поражения более яркого, чем крик,

который он не в силах контролировать.

. Эмоциональность и экспрессивность должны сопутствовать

учителю, но только в присущих его личности характеристиках.

. Каждый учащийся должен чувствовать себя в фокусе учительского

внимания.

. Важно показать учащимся, что их внимание необходимо.

. Нужно помнить, что молчание может быть различным.

. Начало всякого познания в удивлении ( что было замечено

ещё АРИСТОТЕЛЕМ ).

Ниже автор даёт перечень риторических приёмов, помогающих

педагогу импульсировать процент общения, значительно снизить

фактор усталости аудитории. Вот это перечень:

1. Активное введение риторического вопроса.

2. Выдвижение полемичных, дискуссионных точек зрения.

3. Педагог подчёркнуто обращается к уровню личностной самооценки

школьников, чтобы вызвать в них попытку самоутвердиться.

4. Переход на иной род риторического воздействия, смена

частного коммуникативного намерения, формы и характеристики

общения.

5. Регулирование самого времени урока, его риторического

самопроявления в речи учителя и ученика.

В конце главы делаются выводы.

ГЛАВА VIII. РИТОРИКА - ТВОРЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ.

Вся глава построена на мысли, что урок должен быть

интересен не только учителю, но и ученику.

Интерес к предмету и теме формируется и такими

риторическими приёмами, как:

- запланированная неожиданность,

- нестандартность ситуации постановки проблемы,

- умение диалогически потенцировать монолог, вводя в него

риторические вопросы и обращения к аудитории.

После лекции даны вопросы по ней. Ниже - упражнения

на самооценку и анализ учителей, на выявление « + « и « -

«. Ещё автор задаёт учащимся вопрос о влиянии музыкального

сопровождения на коммуникативные способности и риторическую

манеру говорящих.

ГЛАВА IX. РИТОРИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. ДИДАКТИЧЕСКИЙ МОНОЛОГ.

Глава посвящена преподаванию в XIX веке. Выведены

личности знаменитых преподавателей, таких, как ГРАНОВСКИЙ,

КЛЮЧЕВСКИЙ, ГРИГОРОВИЧ. Автор указывает на их заслуги и

упоминает об оплошностях и заблуждениях.

2.4. ПРОГРАММА Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ « ШКОЛЬНАЯ РИТОРИКА «.

Прежде, чем проанализировать учебник Т. А ЛАДЫЖЕНСКОЙ,

нам бы хотелось поподробнее остановиться на самой программе

этого курса. Это речевой курс современной риторики - со

своим содержанием, логикой построения, методами и средствами

обучения. В центре его внимания - человек, который

общается, - общение - обучение эффективному общению.

Содержание предмета, характеристика программы.

В разработанной Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ программе школьной

риторики ( I – XI классы ) можно выделить два смысловых

блока:

1) « Общение «, соотносящееся в определённой мере с тем, что в

классической риторике называлось ОБЩЕЙ РИТОРИКОЙ;

2) « Речевые жанры «, соотносящиеся с так называемой ЧАСТНОЙ

РИТОРИКОЙ. ( 30; 36 )

Блок « ОБЩЕНИЕ « ( I – V кл. ) даёт представление о

том, что такое риторика, как люди общаются, какие виды

общения существуют. В этот блок входят и вопросы, связанные

и с культурой речевого поведения ( речевого этикета ).

На основе этих элементарных сведений у детей

формируются важнейшие умения - ориентироваться в ситуации

общения, определять коммуникативные намерения, оценивать его

реакции в общении.

Таким образом, основные понятия первого блока: общение,

виды общения, речевая ситуация, речевой этикет.

Блок » РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ « даёт представление о тексте, о

таких речевых жанрах, как личное письмо, поздравление,

объявление и т. д.

Таким образом, основные понятия второго блока: текст,

стили речи, речевые жанры.

В программу каждого класса включены компоненты и

первого, и второго блоков, при этом учитывается органическая

взаимосвязь как самих блоков, так и их отдельных

компонентов. Так, речевой жанр « Вывески « рассматривает в

связи с темой первого блока « Для чего нужна речь « как

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.