реферат бесплатно, курсовые работы
 

Эффективность школьной риторики

ЧАСТЬ I. Анкетирование.

Анкета состояла из 22 разноплановых вопросов для всех

классов и ещё 3 добавочных только для изучавших риторику.

Вот эти вопросы:

1. Изучал ли ты раньше школьную риторику?

2. В каком классе сейчас учишься?

3. Опиши себя.

4. Кем хочешь стать в будущем? Почему?

5. Представь себе ситуацию: ты в незнакомом городе. Тебе нужно

попасть на вокзал. Как ты обратишься к прохожему?

6. Другая ситуация. Маленький мальчик ( твой сосед ) потерял

котёнка и плачет. Утешь его.

7. Другая ситуация. Ты открыл своё кафе. Предложи гостям

отведать твоё фирменное блюдо.

8. Другая ситуация. Ты встретил своего лучшего друга ( подругу

) и вспомнил, что вчера был его День Рождения, а

поздравить его ты забыл. Что ты скажешь?

9. Другая ситуация. Звонит телефон. Спрашивают родителей, а их

нет дома. Как ты ответишь звонящему?

10. Поставь ударения: кто – то звонит, свекла, ложить.

11. Твой сосед ( соседка ) по парте хорошо написал ( а )

контрольную работу. Похвали его ( её ).

12. Другая ситуация. Ты одновременно встретил друга ( подругу

), учительницу по математике с незнакомым тебе взрослым

человеком. Как ты будешь с ними здороваться? В каком

порядке?

13. Другая ситуация. Тебе представилась уникальная возможность

поговорить из ЦУПа с космонавтами. Но у тебя есть только

1 минута, а говорить нужно не спеша и чётко. Что ты им

скажешь?

14. Как ты думаешь, что можно узнать о человеке по его

голосу? По его речи? Охарактеризуй свой голос.

15. Что такое диалог? Монолог?

16. Что такое рифма? Проиллюстрируй.

17. Что такое несловесное общение? Какие его приёмы ты знаешь?

18. Дай как можно более полное описание фломастера.

19. Закончи предложение: Я очень люблю лето потому, что…..

20. Выпиши реплики, неуместные для официального общения:

* Конечно, помогу! О чём разговор?

. Это всё брехня. Кто вам сказал?

. Спасибо. Обязательно сделаю!

. Не могу я остаться. Никак.

21.Дай все возможные синонимы к словам: красивый, говорить,

круг.

22.Как ты понимаешь выражения: « сказать невежливо « и «

сказать грубо «. Можно ли их назвать синонимами?

23.Нравится ли тебе предмет школьная риторика? Почему?

24.Что нового ты узнал из этого предмета для себя?

25.Помогли ли тебе уроки риторики в общении с друзьями, в

школе, дома?

Уже с описания внешности начались небольшие расхождения

в ответах учащихся разных классов. Параметры описания себя

были примерно одни и те же ( метрика, внешность, характер

), но более сложные ответы были у гуманитарного класса.

Можно заметить, что они и более многословны :

« Г « класс: « Я голубоглазая клёвая девчёнка. Рост

около 162 сантиметров. Волосы светлые. Всегда весёлая (

почти всегда ). Люблю носить модные шмотки ( вещи ). Нос

картошкой ( шутка ). Кто хочет познакомиться, звоните по

телефону…..»

« Я невысокого роста, волосы

тёмные, характер зависит от настроения, глаза зелёно –

коричневые. Все говорят, что я очень стройная, весёлая,

застенчивая, симпатичная. «

« 12 лет, бываю хорошая и

добрая, бываю упрямая и настырная; волосы тёмные, глаза

карие, рост 155 см, вес 35 кг. «

Вы могли заметить подчёркнутые слова - это слова

молодёжной лексики, что не является признаком развязности,

а, как мы считаем, это лишь свидетельство того, что дети

чувствуют себя свободно и раскованно на уроке риторики. В

учителе они видят друга, но это отнюдь не фамильярность.

В двух других классах очень часто встречались

односложные ответы ( Например, « Нормальный.» ), иногда

описания заменяли рисунки. Но я заметила, что в

математическом классе учащиеся уделяли внимание своей

успеваемости:

« М « класс: « Добрый, хорошист, нормальный. «

« Высокий, хорошо учусь; короткие

волосы; с чувством юмора, вежливый. «

« Хорошист, нормальный. «

А в физкультурном классе много внимания уделено поведению.

Очевидно, на этом их часто акцентируют в классе:

« Ф « класс: « Высокий, светлые волосы, характер

вспыльчивый. « « Нервный, рост

средний; добрый; чёрные волосы, глаза карие. «

« Маленький, симпатичный, плохо

себя веду на людях. «

« Плохо себя веду ( плохой

мальчик ). Много плохих привычек. «

В выборе профессии гуманитарный класс тоже был более

разнообразен. Отсюда видно, что развивается не только

лингвистический кругозор, но и общий кругозор учащихся. Было

названо около 20 профессий, где большее внимание уделено

профессиям, сопряжённым с творчеством:

Журналист, модельер, художник, дизайнер, топ – модель,

учитель, переводчик, художник – мультипликатор, президент

фирмы, визажист, модельер – дизайнер, доктор, лётчик и др.

В математическом классе предпочтение отдавалось

профессиям, приносящим большой материальный доход:

Юрист, программист, экономист, милиционер

Вдобавок учащиеся были нацелены на работу за рубежом:

Археолог, тренер по спортивной гимнастике в Германии,

моряк.

В физкультурном классе учащиеся акцентировали внимание

на профессиях, приносящих помощь другим людям:

Врач, ветеринар, учитель, военный

Ряд ситуаций был направлен на выяснение знаний

этикета и умения строить фразы. Учащиеся особенно не

отличались, хотя гуманитарный класс, как и прежде, объяснил

всё более обстоятельно и аргументировано. Вновь хочется

обратить внимание на количество слов в высказываниях.

Вопрос 5. Представь себе ситуацию: ты в незнакомом городе.

Тебе нужно попасть на вокзал. Как ты обратишься к

прохожему?

« Г « класс: « Извините, пожалуйста, вы не подскажете,

как мне добраться до вокзала? «

« Здравствуйте! Извините, пожалуйста.

Я тут недавно, Вы не могли бы мне сказать, где находится

вокзал? Спасибо! «

« М « класс: « Простите, вы не объясните, где находится

вокзал? «

« Ф « класс: « Извините, Вы не знаете, где здесь вокзал?

«

« Извините. Я из Новгорода, я

заблудился. Отведите меня, пожалуйста, на вокзал. «

Вопрос 7: Другая ситуация. Ты открыл своё кафе. Предложи

гостям отведать твоё фирменное блюдо.

« Г « класс: « Здравствуйте! У нас, как и у любого

кафе, есть своё фирменное блюдо. Вы бы не хотели его

попробовать? «

« А теперь наше самое изысканное

блюдо! Пальчики оближешь! «

« Мадмуазель, не хотите попробовать

наше фирменное блюдо « ЛЯ ФРАНЦЕЗ «? У этого блюда

незабываемый вкус, удивительная нежность и его одобряют все

гурманы. «

« М « класс: « Дамы и господа! Я хочу предложить вам

наше фирменное блюдо « Судак в собственном соку «.

Надеюсь, вам понравится. «

« Ф « класс: « О, какие люди, здравствуйте! Присаживайтесь

сюда, пожалуйста. Не хотите ли отведать наше суперфирменное

блюдо? «

« Не хотите отведать изюминку нашего

кафе? «

Вопрос 8: Другая ситуация. Ты встретил своего лучшего

друга ( подругу ) и вспомнил, что вчера был его День

Рождения, а поздравить его ты забыл. Что ты скажешь?

« Г « класс: « Извини, пожалуйста. Я так давно тебя не

видела и совсем забыла поздравить тебя с Днём твоего

Рождения. Давай сходим в кафе и я заглажу свою вину. «

« Привет! Поздравляю тебя с твоим

прошедшим Днём Рождения! Желаю счастья, здоровья и всего

самого наилучшего! Как провёл праздник? «

« Ой, извини, пожалуйста, надо же,

совсем забыла тебя поздравить с Днём Рождения. Поздравляю!

«

« М « класс: « Привет! С прошедшим тебя. Прости, что

вчера не позвонила. «

« Извини, я забыл, но я исправлю

свою ошибку. Поздравляю с Днём Рождения! «

« Прости, с Днём Рождения! «

« Ф « класс: « Извини, пожалуйста, я был занят. Извини. «

« Извини, но у меня были дела. «

В задании, где нужно было поставить ударения, меня

интересовали слова « звонит « и « ложить «. Отметили,

что слова « ложить « в русском языке нет учащиеся в

гуманитарном классе - 90 % и 5 % в математическом. Со

словом « звонит « ситуация иная: в гуманитарном и

математическом классах правильно ответили 60 %, а в

физкультурном - 25 %.

На вопрос « Что можно узнать о человеке по его

голосу? « , ответили опять же примерно одинаково. Но

учащиеся гуманитарного класса сделали это более обстоятельно

и охарактеризовали свой голос, избежав слова « нормальный «,

которое сплошь и рядом встречалось у ребят физкультурного

класса.

« Г « класс: « Вежлив ли, возраст, образование. «

« Курит, пьёт, характер, где

тусуется, возраст и ещё какие – нибудь мелкие детали. «

« Здоровый ли образ жизни он ведёт,

как следит за своей речью и какой он по натуре. «

« М « класс: « Добрый или злой, умный ил тупой. «

« Пол, возраст, характер, трезвость,

заикается ли. «

« Образованность, в деревне или в

городе ли он живёт. Характер, о чём думает. «

« Ф « класс: « Грубый ли он, пьёт ли; женщина ил

мужчина. «

« Настроение. «

« Характер, пол, ум. «

« Плохой ил хороший. «

Что такое диалог, знали 40 % физкультурного класса, 85

% математического и 95 % гуманитарного, а что такое монолог

- 0 % физкультурного, 60 % математического и 100 %

гуманитарного класса. У учащихся часто моно ассоциировалось

со словом « много «.

На вопрос « Что такое рифма « ответили 50 %

физкультурного класса, 95 % математического и 100 %

гуманитарного. Проиллюстрировать смогли многие, но точнее это

сделали в гуманитарном классе:

« Г « класс: суровых - сосновых;

солнце - донце;

дрова - трава;

« Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя..»

« М « класс: палка - галка;

краб - раб;

кровь - морковь.

« Ф « класс: Антошка - картошка;

жучка - кучка.

А вот на вопрос о несловесном общении лучше ответили

негуманитарные классы 80 %, а гуманитарный класс ( почему -

то ) наполовину меньше - 40 %.

Дать описание фломастера вновь лучше удалось учащимся

гуманитарного класса - это получилось у них более ярко,

красочно и многословно ( ! ).

« Г « класс: « Это пишущий предмет. Он может быть любого

цвета и любой формы. У него всегда есть колпачок, иначе

он может высохнуть. «

« Мой фломастер с белым колпачком, а

стержень у него красный. Фломастер толстый, и стержень у

него поэтому широкий, а пахнет он красной душистой розой.

«

« Это яркая ручка, заправленная

спиртом и тушью, с широким мягким ворсистым грифелем. «

« Это пишущий предмет. Он может быть

любого цвета - от самого светлого до чёрного. «

« Ф « класс: « Это большой карандаш, который ярко рисует.

«

« М « класс: « Это цветная ручка с сильным запахом. «

Девятнадцатый вопрос « Закончи предложение: Я очень

люблю лето потому, что…» был предназначен выявить умение

учащихся красиво и полно выражать свою мысль. Мы надеялись

увидеть нечто, похожее на минисочинение. Учащиеся нас

несколько разочаровали. В основном объяснение превратилось в

ряд однородных предложений, а порой ограничивались и одним

простым предложением, а то и словом ( каникулы ). Но,

опять таки, отличились в лучшую сторону учащиеся

гуманитарного класса.

« Г « класс: « Потому что я езжу в деревню, могу делать

всё, что хочу. Я дышу свежим воздухом. Летом тепло,

каникулы. «

« У меня летом День Рождения и я

могу отдыхать и наслаждаться свежим воздухом у бабушки в

деревне. «

« Потому что деревня, молоко, корова,

в школу не ходишь, смотришь телевизор, слушаешь музыку,

гуляешь до скольки угодно. «

« Потому что я могу плавать в

речке, каникулы в школе, могу встретиться с сестрой и

поехать в деревню. Я люблю ходить в лес. «

« Я очень люблю зиму, потому что в

это время года много праздников. Падает снег, который

накрывает деревья и кажется, что ты в сказке. В снегу

можно поваляться и понырять. «

« М « класс: « Очень тепло. «

« Потому что можно гулять сколько

хочешь.«

« Нет уроков и можно купаться. «

« Оно тёплое, красивое, пахнет

цветами. «

« Потому что очень жарко, можно

купаться, есть мороженное, есть сладости, бегать в шортах,

кататься на лодке, загорать. «

« Ф « класс: « Светит солнце и птички поют. «

« Тепло и можно купаться. «

« Потому что летом жарко и можно

купаться, ходить на рыбалку, играть в футбол. «

« Потому что люблю купаться,

загорать, развлекаться, не надо ходить в шапках и шубах. «

« Каникулы. «

На вопрос, требующий работы логики « Выпиши реплики,

неуместные для официального общения….», учащиеся всех классов

ответили без особых отклонений одинаково правильно, выбрав

вторую реплику: « Это всё брехня. Кто Вам сказал? «. Но

точнее всё же справился гуманитарный класс, где количество

правильно ответивших было равно практически 100 %.

При подборе синонимов в физкультурном классе вызвало

затруднение слово круг. Оно почти не породило никаких

ассоциаций. Синоним смог подобрать лишь 1 человек - шар,

окружность. К остальным словам здесь смогли подобрать по 2,

реже по 3 синонима: красивый - приятный, симпатичный,

прекрасный, неотразимый, прелестный,

привлекательный ;

говорить - базарить, общаться, болтать,

разговаривать

Учащиеся же математического и гуманитарного классов

выстраивали цепочки синонимов, доходящие до 9 – 10 слов,

хотя некоторые из них синонимами уже было сложно назвать.

« Г « класс:

круг - шар, диск, обруч, солнце, глаз, колесо, глобус,

окружность, пуговица

красивый - привлекательный, симпатичный, чудесный,

прелестный, прекрасный, симпатичный,

замечательный, изумительный, милый

превосходный, приятный

говорить - разговаривать, тараторить, болтать,

выкрикивать, чесать языком, общаться,

беседовать, объяснять, шпарить,

открывать варежку, переговариваться,

открывать рот, трезвонить

« М « класс:

круг - шар, окружность, мяч, ноль,

бублик, колесо

красивый - очаровательный, прекрасный, милый,

милый, неплохой, симпатичный,

обаятельный, приятный, яркий,

хороший, великолепный, замечательный,

неординарный, необыкновенный,

превосходный,

чудесный, прелестный

говорить - болтать, речь толкать, лясы точить,

базарить, трепаться, орать.

Кричать, калякать, шептаться

На последний общий вопрос тоже не все правильно

ответили. Различие в семантике слов « невежливо « и «

грубо « нашли и объяснили опять же в основном учащиеся

гуманитарного класса.

При анализе этих общих вопросов мы увидели, что,

несмотря на неплохой уровень подготовки учащихся во всех

трёх классах ( что, на наш взгляд, обусловлено высоким

уровнем учебного заведения, в стенах которого и учатся

опрошенные дети ), всё же учащиеся, ранее занимавшиеся

предметом « Школьная риторика « показали результаты более

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.