реферат бесплатно, курсовые работы
 

Эффективность школьной риторики

существует как в устной, так и в письменной форме; она

все более вторгается в область, прежде считавшуюся

исключительной компетенций поэтики.

Разрабатываются критерии невербальной ( несловесной )

риторики - характеристики взаимодействия и воздействия

мимики, жеста, голосовых модуляций, цвета. Современная

риторика непредставима вне лингвистики текста, герменевтики

( науки о восприятии ), семиотики ( науки о способах

означивания и характерах знаков ), психологии, физиологии, а

также дидактики.

Сейчас в активе риторики труды БАРТА и в целом

неориторической группы « Мю «, опубликованные на русском

языке в сборнике « Общая риторика « ( 1986 ), работы

ЛОТМАНА, Б. А. УСПЕНСКОГО, в известной мере продолженные

коммуникативно – лингвистические исследования БАХТИНА. В 1958

г. вышел сборник статей и фрагментов « Об ораторском

искусстве «, 1967 г. - сборник « Мастерство устной речи «,

в 1978 г. появилось издание « Античные риторики «,

включившие работы АРИСТОТЕЛЯ, ДЕМЕТРИЯ, ДИОНИСИЯ

ГАЛИКАРНАССКОГО и др. В настоящее время объем литературы по

проблемам риторики исключительно велик; полные

библиографические справочники содержатся в номерах журнала «

Риторика «, издаваемом с 1995 года ( 45; 12 ). Появилось

и большое количество учебных пособий, но это уже тема

нашей следующей главы.

ГЛАВА 2.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКИ ПО РИТОРИКЕ.

Как нами уже было упомянуто ранее, в настоящее время

риторика все чаще стала вводиться в программу не только

специализированных школ, лицеев и гимназий, но ею

заинтересовались и общеобразовательные школы ( что, на наш

взгляд, более важно ). Возникает вопрос: может быть,

следует восстановить ту риторику, которая существовала в

XVIII – XIX вв., переиздать лучшие учебники, и тем самым

проблема будет решена? Нет. Это не было бы удачно

найденным выходом, хотя, безусловно, переиздать популярные в

своё время риторики И. С. РИЖСКОГО, А. С. НИКОЛЬСКОГО, А. Ф.

МЕРЗЛЯКОВА, Н. Ф. КОШАНСКОГО, М. СПЕРАНСКОГО было бы очень

полезно.

Дело в том, что все эти учебники также безнадёжно

устарели, как и учебники грамматики того же периода,

несмотря на то, что и в тех, и в других есть много

ценного.

Повышенный интерес к риторике неминуемо нашёл отклик

во многих издательствах. К сожалению, далеко не всю

литературу можно рекомендовать в качестве обучающей для

школьников. Всё чаще она рассчитана на людей, имеющих за

плечами солидный багаж знаний по этому предмету. А иногда

авторы пускаются в столь туманные рассуждения, что читатель

не всегда уверен в том, что сам автор до конца понимает,

о чём он говорит. На наш взгляд, первейшим критерием в

подборе методической литературы должна быть ясность изложения

мысли и простота в понимании не только самим автором, но

и аудиторией, на которую и рассчитано учебное пособие.

Из всех учебных пособий по риторике мы отобрали

следующие:

- Н. А. Михайличенко. Риторика.

- Н. Н. Кохтев. Риторика.

- А. А. Мурашов. Основы педагогической риторики.

- Т. А. Ладыженская. Школьная риторика.

- Немного расскажем о содержании этих учебников, после

чего попробуем оценить их с точки зрения пригодности для

работы в школе.

2. 1. Н. А. МИХАЙЛИЧЕНКО. РИТОРИКА.

Это пособие представляет собой краткий конспект лекций

по основам риторики, дополненный вопросами для самопроверки,

практическими заданиями и упражнениями, которые, по мнению

автора, должны помочь учащимся выработать и закрепить

необходимые навыки и умения. В основе пособия лежит опыт

преподавания составителем курса риторики на факультетах

Института Молодёжи и в старших классах гимназий Петровского

района города Москвы. Пособие является учебно – методическим;

предназначено для старших классов ( 8 – 11 ) гимназий,

лицеев и школ гуманитарного профиля. Оно состоит из

следующих частей:

- Введение;

- VI разделов;

- Заключение;

- Упражнения;

- Краткий словарь трудных слов;

- Список рекомендуемой литературы;

- Литература по проблемам риторики;

- Список словарей.

Немного поподробнее о каждом из пунктов.

ВВЕДЕНИЕ.

Во введении говорится о проблемах правильной речи в

современное время. Риторика определяется как особая наука о

законах “ изобретения, расположения и выражения мыслей в

речи “.

Автор также упоминает определение риторики, данное ПЛАТОНОМ

( “ Искусство управлять умами “ ( 44; 4 ) ), подводя,

таким образом, к другому названию риторики - ораторское

искусство. Судя по всему, данное учебное пособие только с

этой точки зрения и будет рассматривать риторику.

Далее автор ставит ряд вопросов:

. Как достичь цели, поставленной оратором?

. Как завоевать аудиторию, привлечь её на свою сторону?

. Какую речь считать наиболее действенной?

. В чём секреты убедительности устного публичного выступления?

. Из чего слагается успех хорошей ораторской речи?

. Какие возможные способы убеждения следует считать наиболее

эффективными?

По всей вероятности, эти вопросы можно считать в данном

пособии установочными.

РАЗДЕЛЫ.

РАЗДЕЛ I. РИТОРИКА КАК НАУКА И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ.

В этом разделе идёт речь о мастерстве оратора, о

вопросах, поставленных перед ним, и о его целях. Немалое

место уделено вопросу взаимодействия оратора и аудитории.

Автор классифицирует ораторское выступление. Раздел снабжён

опорными схемами:

Схема 1. Основные виды красноречия;

Схема 2. Основные этапы работы перед речью;

Схема 3. Основные этапы подготовки и проведения публичной

речи;

и таблицами. Определяются науки, являющиеся слагаемыми

речевого мастерства.

В конце раздела учащимся предлагается ряд вопросов,

направленных не только на знание лекции, но и на её

понимание. В завершении - предложение подготовить учащимися

трёхминутную речь на тему: « Зачем нужна риторика? «.

РАЗДЕЛ II . ИЗ ИСТОРИИ РИТОРИКИ.

В этом разделе говорится о возрасте риторики (одна

из древнейших наук ), о возрастающем к ней интересе в

переломные моменты истории и в современное время. Автор

убеждает учащихся в необходимости последовательного изучения

риторики с античности по современное время. Отсюда и

логическое деление раздела на 3 главы:

1. Античная риторика;

2. Развитие теории красноречия в средние века и в новое

время;

3. Ораторское искусство России.

В этих главах упоминаются авторы: ПЕРИКЛ, АРИСТОТЕЛЬ,

ДЕМОКРИТ, ЦИЦЕОН, КВИНТЛИОН (даны разные понимания и

трактовки красноречия и риторики этими философами ), ПАСКАЛЬ,

БЭКОН, ГЁТЕ, М. М.СПЕРАНСКИЙ ( и его « Правила высшего

красноречия « ), М. В. ЛОМОНОСОВ ( и его структура публичной

речи ). В качестве примеров приведены работы различных

ораторов от средневековья до современности, в числе которых

КОНИ и П. С. ПОРОХОВЩИКОВ. Рассмотрены формы красноречия от

элементарных до судебного и политического.

Как и прежде, раздел завершается рядом вопросов и

заданием написать небольшое выступление на тему: « Великие

ораторы прошлого «.

РАЗДЕЛ III. ЛОГИКА В ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ.

В этом разделе автор рассуждает о последовательности в

выступлении оратора и о роли аргументов. Здесь же даётся

толкование логической культуры, как способности определённо

изложить содержание основных идей; непротиворечивость в

рассуждении; последовательность перехода от одной мысли к

другой; доказательное изложение материала.

Вновь приведён ряд схем.

На Схеме 4. показано, использование каких законов логики

обеспечивает вышеперечисленные качества. Здесь же указаны и

требования логики к различным этапам работы над речью.

На Схеме 5. намечены целевые установки каждой части

работы оратора над речью и названы основные приёмы, которые

он должен использовать для достижения поставленных целей.

На Схеме 6. - подчинение начала и конца речи тезису,

к которому относится все приводимые аргументы. Схема

отражает главное правило композиционно – логического строения

речи, сформулированное М. М. СПЕРАНСКИМ: « Обозначить свой

предмет, раздробить его на части, слить одну часть с

другой, приметить, какое положение для каждой выгоднее,

какая связь между ними естественнее, в каком расстоянии они

более друг на друга отливают света; приметить всё сие и

установить их в сем положении, дать сию связь, поставить в

сём расстоянии « ( 47; 90 – 91 ).

Раздел несколько сложнее предыдущих не только по

своему содержанию и терминологии, но и по подобранным к

нему вопросам. Много вопросов на понимание материала и его

самостоятельный разбор с указанием ряда авторов.

РАЗДЕЛ IV. КУЛЬТУРА РЕЧИ ОРАТОРА.

Автор рассуждает о составляющих речи оратора, где

немаловажное место занимает знание родного языка и личный

стиль оратора.

Даётся перечень частых ошибок учащихся. Например,

тафтология, слова – паразиты, неправильное и неуместное

употребление цитат.

Говоря о богатстве речи, составителем упоминаются

литературные средства выразительности речи, даются определения

основных из них.

Перечислен ряд советов для будущих ораторов.

Вновь приложены схемы. Их 3:

Схема 7. Стили русской речи.

Схема 8. Требования к языку публичного выступления.

Схема 9. Языковая норма.

Кроме традиционных вопросов в конце раздела содержатся

и вопросы практического характера, типа:

. Проанализировать язык теле- и радиопрограмм в течение 1 – 2

-ух дней. Какие ошибки заметили? Привести 1 – 2 примера

неточного словоупотребления, нарушения норм ударения, избитых

выражений.

. Составить 2 – минутную речь о необходимости борьбы за

чистоту и культуру речи ( Этот вопрос предназначен для

одновременной проверки и степени усвоенности лекции. ).

РАЗДЕЛ V. ОРАТОР И АУДИТОРИЯ.

В разделе автор приступает уже к непосредственной

работе с аудиторией. Он подчёркивает связь риторики с

психологией, этикой и педагогикой.

Опорная Схема раздела - Схема 10. Взаимодействие

оратора и аудитории в процессе речевого общения ( Особенно

подчёркивается роль психологии. ). Большое место в

выступлении автор отводит импровизации. Преимущество отдаётся

речевым выступлениям.

Составитель приводит примеры композиционных средств

активизации внимания и интереса аудитории ( речевые и

методические ).

Схема 11. Каналы воздействия оратора на аудиторию.

Заостряется внимание и на учёте особенностей аудитории.

Схема 12. Критерии оценки аудитории.

Здесь приведены основные критерии, на основании которых

оратор даёт предварительную оценку составу слушателей.

Схема 13 . Признаки аудитории.

Схема14. Мотивы слушания.

Схема 15. Типы слушателей.

Уделяется внимание и кинемике ( науке о жестикуляции

), подчёркивается роль жестов и их искренности.

После вопросов на понимание материала дан список

книг для прочтения, где содержится ответ на последний

вопрос раздела: « Как преодолеть волнение перед началом

публичной речи».

РАЗДЕЛ VI. ТЕХНИКА РЕЧИ.

Раздел не содержит вопросов. Он несколько физиологичен, но

не менее познавателен, чем предыдущие. В нём автор говорит

о строении речевого аппарата. Подробно даны характеристики

голоса: тембр, высота звучания, темп, чёткость дикции.

Оратор должен уметь владеть своим голосом.

Приведённый ниже ряд упражнений помогает преодолеть

многочисленные комплексы учащихся и улучшить их технику

говорения на публике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Заключение состоит из 16 советов и ряда рекомендаций

в помощь начинающему оратору. Они очень последовательно

вытекают из всего материала книги.

УПРАЖНЕНИЯ.

Это 15 упражнений, комментарии к которым даны в

Разделе VI. Они: развивают полётность голоса и правильность

речевого дыхания;

расширяют диапазон голоса;

направлены на умение подбирать нужный темп речи,

интонации;

предназначены улучшить артикуляцию, научить чёткому

произношению окончаний слов;

направлены на самопроверку в нормативности

произношений.

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТРУДНЫХ СЛОВ составлен объёмом в 540

слов.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ составляют 43 книги и

19 словарей.

2. Н. Н. КОХТЕВ. РИТОРИКА.

Пособие для учащихся 8 – 11 классов учебных заведений

с углублённым изучением гуманитарных предметов, а также для

лицеев и гимназий.

Цель автора пособия - возрождение риторики в школе.

Основное внимание здесь уделено самой известной области

риторики - ОРАТОРСКОМУ ИСКУССТВУ, мастерству публичной речи.

Помимо теоретических сведений о предмете, в пособии

содержатся задания на анализ фрагментов выступлений известных

ораторов, в качестве примера прилагаются образцы подробного

анализа, а так же даны задания на внимание и понимание

публичных речей и составление собственных по их образцу. На

многие задания в конце пособия можно найти ответ -

проверить себя.

Риторика Кохтева состоит из Х глав, каждая из которых

посвящена отдельной проблеме риторики. Сперва излагаются

теоретические сведения, затем даются практические упражнения,

правильность выполнения которых учащиеся могут проверить

самостоятельно. Рядом с упражнениями, содержащими в пособии

ответ, помещён небольшой рисунок – символ, его же можно

найти и рядом с ответами.

Пособие изобилует фрагментами речей выдающихся учёных,

писателей, юристов, политиков, государственных и общественных

деятелей, проповедников. Эти фрагменты тоже обозначены особым

рисунком, что позволяет их легко находить в тексте.

Дополнительное чтение изобилует большим количеством

рубрик, к числу которых относятся следующие:

- « Из «сравнительных жизнеописаний « ПЛУТАРХА « ( приводятся

выдержки, посвящённые ораторам: ДЕМОСФЕНУ и ЦИЦЕРОНУ );

- « Документы, связанные с опубликованием учебников по

риторике М. В. ЛОМОНОСОВА «;

- « Пословицы, посвящённые речи «;

- « Из воспоминаний о публичных выступлениях «.

Материал для дополнительного чтения выделен специальными

линейками.

В начале каждой главы автор обозначает проблемы,

которые учащиеся должны вскрыть в процессе ознакомления и

дальнейшего обсуждения материала. Каждая проблема может быть

выделена в тему отдельного урока ( по усмотрению

преподавателя ).

ГЛАВА I. РИТОРИКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ.

Автор говорит о красноречии и обозначает его родину

( ЭЛЛАДА ), как место, где появляются первые работы по

теории красноречия. Учащихся знакомят с наукой СОФИСТИКОЙ.

Далее стоит ряд философов ( ПЛАТОН, СОКРАТ, АРИСТОТЕЛЬ,

ПЛУТАРХ, ДЕМОСФЕН. ЦИЦЕРОН, КВИНТИЛИАН ), которые

рассмотрены с точки зрения их видения основы ораторского

искусства и путей, которыми они к этому пришли. Немного

дано биографии, но основной акцент - взгляд Великих античной

эпохи на ораторское искусство. Даётся перечень их трудов.

Глава завершается блестящим резюме, позволяющим

вспомнить основные моменты главы.

ГЛАВА II. РИТОРИКА В РОССИИ XVII – XIX ВВ.

В этой главе говорится о времени создания в России

самых ранних риторик и об их авторах - н. XVII в. –

метрополит Новгородский и Великолуцкий МАКАРИЙ; о том, как

определял риторику М. В. ЛОМОНОСОВ и о чём шла речь в его

труде по риторике. Также здесь раскрывается содержание

частной и общей риторики. Много внимания уделено авторам

первых риторик и изложению их содержания ( И. С. РИЖСКИЙ,

А. Ф. МЕРЗЛЯКОВ, А. И. ГАЛИЧ, Н. Ф. КОШАНСКИЙ, М. М. СПЕРАНСКИЙ

).

Предложенный в конце главы практикум заставляет

учащихся думать не только над новым материалом, но ещё

сравнивать и сопоставлять его с недавно пройденным.

Предложены также и темы для самостоятельной подготовки.

ГЛАВА III. ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ: ЕЁ РОДЫ И ВИДЫ.

В главе говорится о различных видах красноречия:

- академическое,

- социально – политическое,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.