реферат бесплатно, курсовые работы
 

Баптизм

Для совершения Вечери Господней используется специальная посуда: подносы (желательно не бьющиеся) для преломления в них хлеба, и чаши в виде кубков -- для вина и, если участвующих много, кувшины.

Вечеря приготавливается на специальном столе и накрывается белыми салфетками и, возможно, общей накидкой, на которой могут быть вышиты слова из 1 Кор. 11:24-25. Желательно положить две салфетки (одну влажную, другую сухую), чтобы служители могли протереть руки перед тем, как будут преломлять хлеб. К каждой чаше с вином должна быть также салфетка, чтобы обтирать края чаши. На столе нужно иметь блюдечко или розетку с чайной ложечкой, чтобы в случае попадания в чашу соринки, вынуть ее.

Перед совершением преломления пресвитер зачитывает соответственное место Писания, затем берет хлеб в руки и, приподняв его, совершает молитву, после чего разламывает его на две и более частей и предлагает служителям, участвующим в преломлении, разломить на более мелкие части (кусочки). Не следует мельчить так, чтобы получились крошки, но чтобы были небольшие аккуратные кусочки. Нужно также учитывать количество участников, для чего брать соответственно булочку, да и преломляя, нужно учесть так, чтобы как можно меньше было остатка. При небольшом остатке его можно здесь же разделить между участниками, а если много, то после собрания остаток должны скушать служители (возможно с водой, так как это уже не Вечеря). Вечеря Господня совершается при особом благоговении и "испытании самого себя" (1 Кор. 11:28). В связи с этим даже члены церкви (к великому сожалению) не каждый раз могут участвовать. Однако оставаться длительное время вне участия абсолютно не нормально, так как сам член церкви своим неучастием в Вечере Господней подверг себя наказанию, а значит, его духовное состояние побуждает пресвитера обратить внимание на такого члена церкви, побеседовать с ним, разобравшись в сложившейся ситуации". [10]

Разумеется, баптисты не рассматривают хлеб и вино совершаемой Вечери Господней, как истинные Тело и Кровь Христа Спасителя.

Для них это просто символы. «Причастие - по-баптистски «хлебопреломление» - ничто иное как поминки по Иисусу Христу; иначе говоря - сакральное содержание Причастия подменено чисто символическим актом. Литургия, как пишет В.Солодовников, подменена у них «собранием», здорово напоминающим партийное; причем, сходство будет просто мистическим, если убрать христианскую лексику проповедников”.[25]

Бракосочетание

"Бракосочетание обычно проводится в торжественной обстановке на общем собрании церкви, где пресвитер сам (или поручит кому-то из одаренных служителей) сказать слово наставления, а затем задает некоторые вопросы молодоженам: «Признают ли они, что их брак благословен Богом? Дают ли обещание верности друг другу?» После этого предлагает молодым преклонить колена и совершаются краткие молитвы: родителей, невесты и жениха, после чего пресвитер возлагает на них руки (правую на жениха, левую на невесту) и совершает молитву, призывая Божие благословение на вступающих в брак. По окончании молитвы молодые встают, пресвитер объявляет их мужем и женой, поздравляя, приветствует их".

Надо сказать, что к разводу баптисты относятся крайне отрицательно. Человек, решившийся на такое действо, рискует выбыть из членов общины, что и произошло с одной моей корреспонденткой, муж которой спровоцировал развод, обращаясь с ней самым нехристианским образом. Впоследствии женщина перешла в православие. [10]

Благословение детей

"Благословение призывается в начале всякого дела. Поэтому и благословение детей следует осуществлять в их младенчестве. Такому порядку были воспитаны израильтяне (Лук. 2:21-24), этого придерживаются мусульмане и христиане некоторых конфессий до сего дня. Мы же глубоко убеждены, что крещение младенцев не соответствует Священному Писанию, однако не могут же дети остаться вне духовного приобщения, и таковым у нас -- Евангельских Христиан-Баптистов -- является служение благословения детей, что должны помнить родители и служители. Этому следует учить и наблюдать за соблюдением, чтобы не лишился народ Божий благословения.

Благословение детей совершается без всяких предварительных собеседований. Дети чисты пред Богом и, пока они не вкусили от мира греховных плодов, мы приносим их в молитве к Господу. Сам Христос повелел: "Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне" (Мф. 19:13). Служители при этом выполняют "служение свое", вверенное Господом, повелевшим "благословлять" (2 Тим. 4:5; Рим. 12:14)". [10]

Фирменный знак баптистов - "Мы же глубоко убеждены, что крещение младенцев не соответствует Священному Писанию."

Ну, что здесь можно сказать? Мы уже рассматривали протестантскую сотериологию, это ее логическое следствие.

Полностью извращено понимание первородного греха и Таинства Крещения. Если встать на позицию протестантов вообще и баптистов в частности, да, крещение младенца - действие противное логике, лишенное смысла.

Молитва над больными

"Это особый род служения и совершается он исключительно по просьбе больного. И лишь когда больной находится в тяжелом состоянии, так что не может заявить о своем желании, тогда об этом могут просить другие (Марк. 2:3). Это служение ни в коем случае не умаляет значение молитв: личных, семейных, друзей, проповедников и церкви, однако эти молитвенные служения не могут также заменить пресвитерской молитвы, описанной в послании Иакова: "возложат руки на больных, и они будут здоровы."

Что должно помазываться при этом служении? Из всех мест Писания мы уяснили себе, что помазание головы есть помазание всего тела. Так и при помазании больного, после молитвы служителей с возложением рук, один из служителей, участвовавших в молитве, возьмет немного масла на ладонь руки и, растерев обеими ладонями, помажет голову больного. При этом можно сказать слова: "Помазую тебя по слову Господню во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.Перед этим служением необходимо побеседовать с больным, возможно даже наедине, так как у больного может быть желание исповедать грех: "Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного" (Иаков. 5:16). И затем, прочитав соответствующее место Писания, совершать молитву".[10]

В этом описании мы также не найдем собственно Таинства, совершаемого Богом по молитве священника. Смысл действия в понимании баптистов размыт и неясен. Конечно, "если соделал грехи - отпустятся ему", говорит апостол Иаков, а совершенно непонятно, какие грехи можно дополнительно простить "спасенному" человеку, все грехи которого и так уже прощены?

Здесь явная нестыковка с их догматикой, поэтому акцент делается на физическом исцелении, хотя изначально в православной традиции это Таинство понимается прежде всего, как исцеление духовное.

Рукоположение

"Совершается над избранными Церковью служителями. Избрание должно осуществляться при участии одного из тех, кто будет принимать участие при рукоположении. Рукополагающие служители должны ясно представить каждого рукополагаемого, объяснив церкви, на какое служение посвящается брат (пресвитерское или диаконское). И после данного пред церковью наставления, каждый из кандидатов рукополагается отдельно. Желательно, чтобы в этот момент вместе с рукополагаемым была и его жена. В рукоположении могут участвовать двое-трое служителей (пресвитеров), но не более. Руки возлагаются на голову посвящаемого брата, но при этом предлагается совершить молитву жене, затем рукополагаемому, после чего молятся пресвитеры".[10]

Первый баптистский пресвитер Смит, как мы помним, перекрещивал себя сам, будучи бывшим англиканским священником.

«Освящение молитвенных домов

Все вновь построенные и капитально отремонтированные молитвенные помещения подлежат освящению и посвящению Господу.

Есть некоторые рассуждения: соответствует ли выражение "освящение" тому служению, которое мы совершаем? Да соответствует, так как "все освящается словом Божиим и молитвою" (1 Тим. 4:5).

При освящении молитвенного дома объявляется торжественное собрание, на котором зачитываются места Писания соответственно теме, после чего пресвитеры выходят пред лице народа и, подняв руки, совершают молитвы. Желательно, чтобы в молитве участвовали два, три пресвитера. Рекомендуется произносить краткие молитвы». [10]

«Погребение

Похоронам в миру придается важное значение и совершают их обычно священники. Что же касается нашего братства, то мы не имеем определенной формы в совершении этого служения. В зависимости от условий, в доме умершего назначается траурное служение, которое согласовывается с родственниками. Этим служением мы утешаемся сами и утешаем родственников. Проповеди, пение должны иметь тему о важности жизни, о ее кратковременности и о воскресении мертвых. При этом нужно сказать и слова утешения в адрес близких, родственников, супругов, детей. В день погребения в заключении служения совершить молитву, можно предложить помолиться кому-то из родных, затем служитель закончит все молитвой.

Выносятся вначале венки, за ними крышка гроба, и затем -- гроб с телом покойного. Крышка и гроб выносятся ногами вперед. На кладбище совершается краткое служение: это зависит от многих условий, особенно погодных. После краткого слова и пения, совершается молитва, родственникам предлагается попрощаться с умершим. Было бы правильным воспитывать верующих не целовать тело покойного. В этот момент следует утешать особо скорбящих.

При покрытии гроба землей, некоторые считают нужным бросить горсть земли и при этом сказать слова: "Прах ты и в прах возвратишься". Мы считаем, что этот ритуал не имеет основания в Писании, но и не искажает его. Так что он не обязателен, "...но чтобы нам не соблазнить кого" (Мф. 17:27), можно сделать".[10]

Надо ли говорить после всего вышеизложенного, что баптисты не молятся о прощении грехов покойного?

Баптисты весьма серьезно относятся к чистоте своих рядов,

о церковной дисциплине у них написано немало трактатов.

Это понятно. В понимании баптистов церковь это не больница для грешников, а место пребывания спасенных. Спасенные же по определению должны вести себя подобающим образом. Дисциплинарные средства в баптизме должным образом классифицированы и применяются последовательно. Для их описания снова обратимся к первоисточникам:

И. С. Проханов. О мерах духовного исправления в церквах евангельских

"Увещание

Увещание применялось и должно применяться, прежде всего, в виде ближайшего призыва верующих к совершенствованию в различных проявлениях духовной жизни. В этом случае увещание есть ни что иное, как наставление в виде просьбы.

Вразумление

Разновидность увещания называется вразумлением. Вразумление отличается от увещания, главным образом, тем, что при вразумлении главную роль играет не просьба или мольба к человеку об исправлении, а призыв к его разуму и усилие убедить его на основании доводов разума и соответственного толкования Слова Божия, что ему лучше и выгоднее поступать по завету Христа, чем каким-либо иным образом.

Обличение

Помимо увещания и вразумления, в практике духовной жизни применяется обличение. Отличие обличения от увещания и вразумления заключается в том, что в нем имеется элемент устрашения тою ответственностью, которая падает на человека, склоняющегося ко греху, делающего или уже сделавшего его. Обличение есть первое применение слов Ап. Иуды: "А других страхом спасайте".

Увещание или вразумление применяются, как меры предупредительные, для предохранения от греха, а обличение применяется там, где грех уже совершается или совершился. Поэтому обличение может быть продолжением увещания и вразумления, что бывает в тех случаях, когда увещание или вразумление не помогли, и человек, несмотря на предупредительное воздействие, решил уже совершить грех или его совершает".[6]

Ну и, наконец, если вышеуказанные средства не приводят к результату, грешника отлучают от общины до покаяния. Закономерен вопрос. Как могут появляться в среде баптистов грешники, если, по их словам "Крещение следует преподавать только тем, кто "умер для греха". Очевидно, проскакивают таки люди, которые лишь сделали вид, что "умерли". Знакомый баптист посетовал, что да, действительно, есть лицемеры, которые принимают Крещение не будучи "свыше рожденными", но, отнесем это к невнимательности крещающих братьев баптистов.

В заключении хочу процитировать некоторые места из статьи В.Солодовникова. Он, как уже упоминалось, недавно оставил баптизм в пользу лютеранской церкви, пишет достаточно резко, но, вероятно, вполне адекватно рисует ситуацию, сложившуюся в современном баптизме, т.к. с подобными мнениями я встречался у многих его бывших единоверцев.

"Богу не нужна наша интеллектуальность, Ему нужны только наши покаянные сердца!", - заявил в начале июня сего года в одной из проповедей в Центральной Московской церкви ЕХБ заместитель Председателя Российского союза евангельских христиан-баптистов Сергей Золотаревский. Комментарии, как говорится, излишни. В баптистских учебных заведениях (такие все-таки появились, что поделать - дань времени!) преподавателей с учеными степенями держат, как правило, в качестве "почасовиков". Для того, чтобы "в случае чего" можно было от них легко избавиться. "Штатно" преподают... их недавние студенты, закончившие школу эпохи краха советского среднего образования. Кое-кто из этих "студенто-преподавателей" обучаются в светских, как правило, коммерческих "ВУЗах" или уезжают на время в США повышать квалификацию в баптистских, меннонитских или других протестантских учебных заведениях. Разумеется, практически никто из этих "юных дарований" до сих пор не создал ни одной фундаментальной научной монографии ни в сфере богословия, ни в сфере церковной истории и т.п. Среди них немало т.н. "потомственных баптистов" или "Баптистов Баптистовичей", то есть выходцев из семей верующих. В советское время для такой публики даже придумали аббревиатурное прозвище - "ДВР" - дети верующих родителей. О каком качестве преподавания можно говорить, когда пасторско-миссионерский состав готовят люди с комплексом вчерашнего студента (поэтому они чрезвычайно управляемы администрацией семинарий или колледжей)? И это происходит на фоне вытеснения из педагогического процесса кандидатов и докторов наук! Причем, не безбожников, а искренне верующих и преданных Богу. Современный российский баптизм имеет животный страх перед думающими людьми: они "неуправляемы", а значит их надо "оттеснять". Оттеснять от сферы духовного образования, оттеснять от какого бы то ни было руководства или рядовой работы в миссиях, радио- и телеслужениях, благотворительных организациях и самое главное - от проповеди в церкви, дабы избежать их влияния на паству.

Настораживает не только прогрессирующая маргинализация российского баптизма, но и его кальвинизация, вестернизация, либерализация и в конечном счете - секуляризация или обмирщение. Не знаю как пролетарий, а вот интеллигентный христианин этого принять не может.

Сотрудничество баптистских религиозных объединений с американскими единоверцами, в большинстве случаев придерживающимися кальвинистской сотериологической доктрины, привело к тому, что она стала стала агрессивно или исподволь навязываться россиянам, которые придерживались арминианских взглядов на Спасение. Отличие кальвинистской и арминианской доктрин состоит в том, что сторонники первой полагают, что вследствие абсолютного предопределения Спасение потерять нельзя даже, если ты согрешил, а сторонники второй считают, что грех наказуем (замечу, что свою доктрину кальвинисты гордо именуют "доктриной вечной безопасности", хотя правильнее ее назвать доктриной вечной безнаказанности). Казалось бы, баптистское руководство должно было занять принципиальную позицию и сказать решительное "нет" кальвинизму, который начал на глазах морально разлагать, а зачастую и ликвидировать общины ЕХБ, но... Но невозможно соскочить с заокеанской финансовой иглы! Дело закончилось "буржуазной дипломатией": руководящие братья все "спустили на тормозах": и теперь в России есть как баптисты-кальвинисты, так и баптисты-арминиане; есть и такие, которые вообще не задумываются о Спасении, лицемерно "сохраняя единство духа в союзе мира".

Вестернизация российского баптизма стала притчей во языцах далеко не сегодня. Мне пришлось написать на эту тему немало статей (с одной из них - на мой взгляд, наиболее выверенных - "Made in America" можно познакомиться заглянув в "Читальню "Русского Баптиста" на одноименном сайте - www.rus-baptist.narod.ru). Именно поэтому у меня нет больше желания анализировать всем известные вещи. Замечу только, что вестернизация выталкивает баптистов - несомненно, людей русской культуры - в объятия пост-модернистской однополярной и эклектичной псевдокультуры, центром которой является "зеленый рубль" (современная версия библейского золотого тельца) с сопутствующей макдональдизацией сознания. Вестернизационные процессы направляют баптизм в объятия либерализма, который уже проявляется в одежде, стиле поведения и самое главное - в мышлении многих верующих ЕХБ. А каким может быть это мышление, когда свыше 90 процентов книг, выпускаемых баптистскими издательствами, американские! Да еще какие. Вот перл, который баптисты взахлеб читают в одной из американских кальвинистских книг по проблемам семьи и брака: "Половой акт - это богослужение, так как он совершается с молитвой". Именно на таких заранее и щедро проплаченных бестселлерах воспитывается баптистская молодежь, которой устами бывшего проректора Русско-Американского Христианского института (заметим, членом Совета директоров РАХИ является Исполнительный секретарь Евро-Азиатской Федерации союзов ЕХБ Юрий Апатов - Прим.автора) Лэрри Орта вбивается тезис о том, что "Иисус Христос был провокатором, и за это его распяли". Интересно также, что преподавателям этого "ВУЗа" на инструктажах навязываются идеи "апостола" американского либерально-христианского образования Артура Холмса (он, кстати, советник РАХИ по образованию - Прим.автора), который "прославился" следующим изречением - "Идея защиты веры, я бы сказал, больше карикатурная, надуманная, нежели, реальная." ! Увы, но под "либерально-христианским" воздействием образ мыслей и образ жизни баптистов в России с каждым днем становятся все более секулярными. Евангельский призыв быть "светом" (См.Матф.5:14) для многих из них является "нереальной" сверхзадачей в духе К.С.Станиславского.

Что касается баптистской интеллигенции, то ее попытки противостоять всем этим метастазам оказываются тщетными, ибо "шибко грамотные" не авторитетны. И действительно, их голос вряд ли когда бы то ни было будет услышан, их предложения о "реформации" баптизма вызовут лишь кривую усмешку (и это в лучшем случае!). Один Бог знает сколько представителей интеллигенции в баптистских церквах "поставлено на замечание", сколько отлучено, сколько перешло в православие или или... вообще разочаровалось в христианстве. Недаром в среде думающих баптистов в ходу присказка - "Какая все-таки разница между Христом и христианством!" [5]

Список используемой литературы:

1. Алистер Маграт "Богословская мысль Реформации"

2. Митрохин "Баптизм"

3. свящ. Вячеслав Рубский "Православие и протестантизм. Штрихи полемики"

4.Эл.энциклопедия "Кругосвет"

5.В. Солодовников "Исповедь"

6.И. С. Проханов. "О мерах духовного исправления в церквах евангельских"

7.А.Хомяков "Слово о западных вероисповеданиях"

8.Ж.Кальвин «Наставления в христианской вере».

9. “Христианские секты Западного происхождения”

10. Н.А.Колесников «Церковные священнодействия евангельских христиан-баптистов

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.