реферат бесплатно, курсовые работы
 

Баптизм

Эти высказывания выводили штундистов из числа лояльных режиму граждан и навлекали на них репрессии со стороны властей. Налицо наивное стремление сектантов устроить рай на земле. Они лелеяли мечту, которой по определению не суждено было сбыться и обрекали себя, таким образом, на вымирание, поскольку удерживать адептов подобными умопостроениями долгое время еще никому не удавалось. Власти пытались локализовать штундистов, запрещая им переселяться в другие районы.

Во второй половине ХIХ в. в России появились баптистские миссионеры. Официальной датой рождения российского баптизма считается 1867 год, а его родиной -- юг Украины. «Особенностями вероучения баптистов, наряду с присущими всем протестантам принципами, являлись: сознательное водное крещение взрослых (посредством полного погружения), предоставление права проповеди всем членам общины, особое отношение к молитве, учение о предопределении (встречались и арминиане), независимость церкви от светской власти, активная миссионерская деятельность членов общины, пуританская этика и др. Некторое время спустя немецкий и русский штундизм, а также секта молокан были поглощены баптизмом, чему несомненно способствовало его признание правительством в 1879 г.

Непосредственное влияние на становление баптизма в России оказали один из основоположников баптизма в Германии И. Онкен (1800--1884) и члены Союза германских баптистов, распространявшие издававшиеся в Гамбурге «Миссионерские листки». Представитель Союза И. Онкен в 1869 г. посетил юг Украины, где первые баптистские общины появились в 1859 г., и составил для немецких колонистов изложение вероучения баптизма. Активными деятелями баптистского движения в России в этот период стали российские немцы, бывшие лютеране, меннониты, вюстисты И. Вилер, И. Прицкау, А. Унгер, Г. Гюберт, Б. Пеннер и др. За 20 лет -- с 1864 по 1884 гг. -- баптизм приняли 5% немецкого населения юга Украины».[9]

“В 1879 г. было издано высочайше утвержденное постановление Государственного совета от 27 марта, согласно которому баптисты, на основании ст. 44 Основного Закона государства, могли «беспрепятственно исповедовать свое вероучение и исполнять обряды веры по существующим у них обычаям». На первом организационном съезде баптистов в 1884 г. в с. Нововасильевка Таврической губернии был создан Союз русских баптистов Южной России и Кавказа; после присоединения баптистских общин Поволжья, Сибири и Казахстана Союз стал Всероссийским. Первым председателем Союза русских баптистов был перекрещенный братский меннонит И.И. Виллер (1839--1889). В 1886--1920 гг. главой Союза, вместо высланного из России Виллера, стал крупный промышленник и землевладелец Д.И. Мазаев (1855--1922).

Более свободного отношения к вероучению, в отличие от Союза русских баптистов, придерживался Всероссийский союз евангельских христиан во главе с И.С. Прохановым (1869--1935), образованный по решениям трех съездов 1907, 1908 и 1909 гг. Основы вероучения евангельских христиан были сформулированы в 1913 г. в «Кратком изложении вероучения евангельских христиан» и представляли общее учение баптистов. В начале ХХ в. Союз русских баптистов, Всероссийский союз евангельских христиан, другие баптистские организации неоднократно сотрудничали и предпринимали попытки объединения.

Переговоры продолжаются и после Октября 1917 года, однако по разным причинам не дают результата. Дело кончается тем, что в начале 30-х годов обе церкви фактически были разогнаны, многие руководители переправлены в Сибирь. Но там, где бессильна христианская любовь, торжествует большевистская напористость. В октябре 1944 года создается Всесоюзный союз евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ), который, как видно из названия, объединил баптистов и евангельских христиан. В августе 1945 года к нему присоединили часть христиан веры евангельской (пятидесятников), которая пошла на отказ от своих ключевых принципов -- глоссолалии и “дара пророчества”. Остальные пятидесятники остались на положении “нерегистрируемых”. Но и в самом ВСЕХБ было неспокойно. В 1961 году от него отделилась воинственная группа так называемых инициативников (они же “прокофьевцы”, или “крючковцы”). Позже к ВСЕХБ присоединились братские меннониты и ряд других евангелических объединений.

Переломным стало начало 90-х годов, когда евангелический конгломерат, созданный силовыми, бюрократическими методами, стал спешно разбегаться, и перечисленные выше конфессии предпочли в дальнейшем жить самостоятельно.

Едва ли стоит напоминать, что в 1991 году от ВСЕХБ отпали евангелистские церкви, которые действовали в союзных республиках, объявивших о своем государственном суверенитете. Так что дороги баптистов, пятидесятников и меннонитов разошлись, на этот раз, по-видимому, навсегда». [2]

Сегодня баптизм в России представлен РСЕХБ - президент Сипко Ю.К. и СЦ ЕХБ(Совет Церквей ЕХБ) - Крючков Г.К.

Также существует ряд баптистских церквей не входящих в какой-либо из этих двух союзов, но имеющих общение с другими церквями.

3. Особенности культа баптистов

3.1. Основные положения вероучения.

Основным отличием баптистской доктрины от учения прочих протестантских конфессий является отрицание возможности Крещения младенцев" и отсутствие Таинств, в православном понимании этого слова. Что, собственно говоря, есть плод последовательного применения на практике протестантских же доктрин "крещение по вере" и "спасение одной верой". Реформация затронула в учение о сотериологии, т.е. о спасении, сохранив в основных положениях христианскую догматику, что позволяет баптистам пользоваться Никео-Цареградским и другими символами веры, принадлежащими Церкви Христовой. Разумеется, член Символа, говорящий о апостольской церкви они толкуют весьма произвольно.

Надо сказать, что проблема с апостольским преемством общая для всех протестантских церквей. Тем не менее, некоторые баптистские историки утверждают, что преемство от апостолов у них-то как раз имеется, ссылаясь на то, что христианская церковь заблудилась еще в четвертом веке, попав под власть государства, в то время, как всегда существовали люди не согласные с такой позицией, которые сторонились официальной церкви, храня преемство от апостолов. От них-то оно впоследствии и перешло к баптистам.

В качестве таких тайных групп ими называются «павликиане»/7 век. Византия/ и вальденсы/12 век Франция/. Вероятно, здравое зерно в таких рассуждениях есть, и баптисты действительно получили от этих сект преемство. Только вот апостольское ли? Легко можно выявить общие места во взглядах древних павликиан и современных баптистов.

Что касается общего для всех протестантов отказа от почитания святых, Божией Матери, икон, то в баптизме он также присутствует. Более того, они отказываются и от почитания Креста Господня, считая его только орудием убийства.

Баптисты на российских просторах встречаются как общие - арминиане, так и частные- кальвинисты, о разнице между ними мы говорили выше, причем они полемизируют друг с другом, в силу чего баптизм неоднороден. Как показывает практика, исповедание отдельной баптистской общины напрямую зависит от предпочтений ее пастора.

Самые глубокие расхождения западных вероисповеданий и православия лежат, как уже упоминалось, в учении о спасении.

Баптисты, как и прочие протестанты, переняли от римо-католиков правовое понимание спасения. Схематично их сотериология выглядит так - Бог сердился на людей и не мог простить их просто из милости, поэтому Христос заплатил за все грехи человека, чтобы умилостивить Бога и, если человек в Него уверовал, он спасен. То есть, не в перспективе, а уже спасен.

Таким образом, все споры между кальвинистами и арминианами заключаются в том, можно ли это самое спасение потерять, ведя неправильный образ жизни. Последовательные американские баптисты-кальвинисты утверждают, что нельзя ни при каких условиях.

Баптист-арминианин, говоря обратное, тем не менее уверен в собственном спасении, и рассматривает его потерю как возможную, но ничтожно малую вероятность. В таких случаях они обычно с лучезарной улыбкой добавляют "это возможно, если я перестану верить...".

Плоды подобного учения налицо: самосовершенствование ради спасения становится бессмысленным. От человека не требуется ничего, кроме добропорядочности в общем понимании. Церковь из врачебницы души превращается в орган регистрации спасенных, ведь Крешение происходит по вере, а верующий уже спасен, т.е. оно является внешним знаком совершившегося договора человека с Богом. Что же остается делать уже спасенному человеку? Разумеется, спасать других. Поэтому основную задачу своей церкви баптисты видят в миссионерской деятельности.

«Нельзя при этом сказать, что они пренебрегают покаянной дисциплиной или, что у них совсем отсутствуют призывы к подвигу.

Но вся пагуба протестантской сотериологии в том, что в Царство Небесное они намереваются уверенно войти не по свойству духов праведников, достигших совершенства

(Евр. 12,23), а на правах лиц юридически оправданных. Посему учение о необходимости самоотверженной борьбы с грехом в протестантизме остаётся сотериологически несостоятельным.

Для протестантского сознания любой грех есть оскорбление Бога. Это, конечно, печально для согрешившего, это весьма его удручает, вселяет чувство вины и т.п. И человек кается, скорбит и плачет, но он оплакивает не гибельность своего состояния, а свой проступок пред Богом. Тем самым протестант износит предмет покаяние вне себя, выводя его из сотериологической плоскости, то есть лишая его существенной важности.

“Мы не должны удивляться или сомневаться, что мы спасены, когда наша христианская жизнь кажется наполненной препятствиями, неудачами и грехами”, - успокаивает голос совести христиан-баптистов Сэмюель Уолдрон. О том же пишет и Ч.Райри: “Тот, кто не приносит плода и не стремится к совершенству, может потерять многое, но не вечную жизнь”."Какими бы тяжкими грешниками мы не оказались, если мы принимаем Иисуса Христа как жертву умилостивления за наши грехи, мы можем сказать: "Он наши грехи Сам вознес телом Своим на древо", “Такая уверенность основана не на предположении или убеждении, допускающем малейшую возможность сомнения. Это - непреложная уверенность от веры”, - поясняет баптистское исповедание 1869 года. Итак, следуя догматике ЕХБ, христиане-баптисты должны непременно убедить себя, что их жизнь им просто “кажется наполненной... грехами” и не допускать даже “малейшую возможность сомнения” в том, что даже “тот, кто... не стремится к совершенству” потерять вечную жизнь не может.

В результате, греховность протестантов настолько отделена от спасения, что само спасение достигается ни чем иным как исповеданием правого вероучения. Соответственно и причина потери Царства Небесного сугубо конфессиональная - отпадение от общины. Об этом пишет Ф.Л. Форлайнс: “Единственная причина утраты спасения - это отступничество, или неверие”.

Таким образом, незаметно для себя, баптистская сотериология вернулась к тому же образу уверенности в спасении, которого ошибочно придерживались фарисеи I века".

Учение баптистов об оправдании - это прямое обессмысливание всякого духовного напряжения и подвига. “Мы верим, - пишут они, - что оправдание - это акт Божьего суда, посредством которого Он объявляет верующего праведным на основании праведности Христа. Оправдание не зависит от наших добрых дел, оно даётся даром, исключительно по вере в пролитую кровь Искупителя”.

Формализм протестантского “спасения” иногда просто поражает своей наготой. То же исповедание учит, что евангельские христиане баптисты “оправданны полностью и единственно потому, что Бог приписывает им праведность Христа. Он приписывает им деятельное послушание Христа полному закону, а также Его страдательное послушание в смерти”. “Оправдание является декларативным актом. Оно не является чем-то, что может совершить человек, а чем-то, что можно возвестить о человеке. Оно не делает человека правым или праведным, но объявляет человека праведным”. “Основанием нашего оправдания в очах Божиих, когда Он объявляет нас праведными, должно быть только лишь послушание Христа”. “Оправдание - это не какая-то перемена в нас, а вердикт по отношению к нам. В деле оправдания Бог действует как судья, а не как хирург”, - единогласно звучит главнейший протестантский догмат начиная с XVI века и до сего дня.

Таким несложным способом протестантская догматика оправдывает статус души грешника, оформляет, так сказать, его права и притязания. Но, что же она предлагает самой душе христианской, томящейся своей греховностью? - утешаться тем, что Бог не будет их за это наказывать!? Баптисты призывают христиан довольствоваться тем, что Бог с некоторых пор, по объективным для Него причинам иначе относится к нашему духовному состоянию. Система оправдания, исповедуемая протестантами, спасает тем, что омывает очи Божии, а не душу человеческую. Г.К. Тиссен вполне откровенно пишет об этом: “Корень идеи оправдания заключается в провозглашении Бога, праведного Судии, что человек, который верует во Христа, каким бы он грешником ни был, является праведным, т.е. считается праведным”. Так и остался, значит, человек не исцелённым! Что же нам предлагается думать: неужели Свои проблемы решал Господь на Голгофе?! Ведь, главная наша беда в том, что мы не можем жить без греховной грязи во всём, что делаем, а не в том, что Бог на это сердится. Баптисты верят в то, что посредством оправдания Бог изменился, и находят в этом большую радость. Если так, то плакать бы надо... человек то остался прежним. Но, слава Богу, протестанты заблуждаются". [3]

3.2 Жизнь общины

По большому счету любой человек, считающий себя баптистом, может организовать общину. Чаще это делает группа людей. Мой знакомый баптист из Татарстана, например, говорит, что их община организована по возрастному принципу - ее посещает только молодежь до 30 лет. Община именуется церковью и выбирает себе какое-либо название.

Например, "Вифания", "Надежда", "Иерусалимская церковь" и т.д.

Существует община за счет "десятины" - десятой части заработка, которую каждый ее член призывается вносить каждый месяц неукоснительно.

С уклонистами проводятся специальные беседы. Каждая община избирает на общем собрании пресвитера, большие церкви нескольких пресвитеров. Также община избирает нескольких диаконов. Вместе они являются служителями данной поместной церкви и составляют церковный совет.

Церкви области объединяются в областное объединение церквей. Делегаты от каждой церкви на общем совещании избирают служителей по области: старшего пресвитера и его заместителей.

В масштабах всей страны церкви объединены в Союз ЕХБ. Периодически созывается Съезд из представителей церквей - делегатов. На съезде избирается председатель Союза, заместители его, генеральный секретарь, а также члены Совета Союза. В состав его входят и служители по областям.

Есть церкви не входящие в Союз и действующие самостоятельно.

На международном уровне общины ЕХБ имеют общение и участвуют в работе ряда баптистских организаций.

Союз ЕХБ входит в Евро-Азиатскую Федерацию Союзов ЕХБ стран СНГ. В работе участвуют все союзы бывших 15 республик СССР. Председателем Федерации является один из председателей Союзов ЕХБ, избираемый на 2 года.

На европейском уровне Союз ЕХБ входит в состав Европейской Баптистской Федерации. В настоящее время она включает 51 баптистский союз из стран Европы и Ближнего Востока.

Во всемирном масштабе Союз ЕХБ входит во Всемирный Баптистский Альянс, который был организован в 1905 г.

У баптистов очень хорошо развито миссионерство. Они посещают с проповедью тюрьмы, больницы, дома престарелых, школы, детские дома и т.д.,зачастую оказывая этим социальным заведениям материальную поддержку. В летнее время молодежь раздает Евангелие на улицах, горожане выезжают "на село", где помогают старикам по хозяйству, попутно проповедуя основы своего вероучения, с которым мы уже знакомились выше. Организовывают концерты, спортивные соревнования и т.д. Американские баптисты, по определению лучше материально обеспеченные, проводят даже "праздники квартала" по какому-либо придуманному поводу, на которых угощают местное население бесплатной едой, проповедуют и раздают Евангелие. Все эти мероприятия в совокупности называются "евангелизацией". Миссионеры-проповедники у баптистов, как правило, проходят курс предварительного обучения. Цель у них одна - пригласить как можно больше людей на собрание. На собраниях читают и подробно комментируют Священное Писание, говорят длинные проповеди, к новичкам проявляют внимание. Общины у них, как правило, немногочисленные, поэтому есть возможность для индивидуального общения с каждым.

Вот как описывают свои собрания сами баптисты:

"Не существует официально утвержденной схемы богослужения для всех общин ЕХБ. Все зависит и от служителя и от состава общины. Хотя какие-то общие черты присутствовать могут - например, общее пение и проповедь. Обычно у баптистов богослужение в церкви не проходят ежедневно. Воскресные же богослужения проводятся по-разному, в зависимости от конкретной общины. Например, у нас это выглядит так:

Сначала музыкальное служение (где-то минут 20-30), потом проповедь (иногда две). Молитва. Хотя, конечно, в разные дни бывают немного по-разному (праздники, хлебопреломление, крещение и т.д.). В некоторых церквях есть практика не одной проповеди, а, например, трёх. Но общее направление таково - центральное место на богослужении отдаётся именно проповеди". /Москва/

Как мы уже говорили ранее - право проповеди предоставлено каждому члену общины.

"Несколько выделяются из общего строя богослужения, во время которых совершается Вечеря Господня - причастие. В этом случае все остальное служение: тематика пения и проповеди выстраивается под тему принесеня Господом жертвы за наши грехи. Так же и молитва посвящена покаянию и подготовке к дростойному принятию хлеба и вина. Помимо воскресного, как правило еще имеются собрания на неделе, но там уже места для экспромта больше и в качестве наиболее "типовых" можно выделить молитвенные служения. Проводятся обычно вечером буднего дня, элементы пения и проповеди присутствуют, но сводятся к минимуму, основная часть, понятное дело, молитва, как индивидуальная, так и общая. На неделе перед причастием опять-таки делается упор на покаяние и подготовку.

Бывают и другие собрания на неделе: молодежные, разборы слова, но там даже примерный "регламент", общий для всех, определить сложно"./Центральная Россия/.

Баптисты поют на собраниях духовные песни, которые сами же и сочиняют. В некоторых молитвенных домах слова песен даже проецируются со слайдов на экран для координации действий поющих.

«Священнодействиями в церквах Евангельских Христиан-Баптистов считаются: водное крещение, хлебопреломление (Вечеря Господня), рукоположение служителей, бракосочетание, молитва над больными и детьми, освящение молитвенных домов, погребение». [10]

В целях экономии места и времени, я приведу краткое описание священнодействий из баптистского богослужебного руководства

«Крещение

Крещение -- это печать, удостоверяющая веру и обещание Богу служить доброй совестью (1 Петр. 3:21). Крещение следует преподавать только тем, кто "умер для греха" (Рим. 6:2), только тем, кто действительно "умерли для стихий мира сего" (Колос. 2:20), кто не будет впоследствии тосковать по "Египту", у кого никогда не будет стоять вопрос: «почему нельзя это или то». /Интересно, как можно определить заранее - будет человек впоследствии тосковать по Египту или нет./

Обычно принимающие крещение одеваются в белые халаты. Креститель может быть одет так же, как и крещаемые, но лучше, если он будет иметь специальный халат, возможно даже другого цвета (голубой).

При крещении креститель задает вопрос: "Веришь ли что Иисус Христос есть Сын Божий?" Принимающий крещение отвечает: "Верую". Крестящий подтверждает: "По вере твоей и заповеди Господней крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа".

Оба говорят: "Аминь", после чего креститель один раз погружает крещаемого в воду.

Все мы понимаем, что крещение, как внешнее, то есть обрядовое, не спасает, но для переживших возрождение оно обязательно, так как действительно является элементом спасения".[10]

Как видим, для баптистов Крещение это не средство возрождения человека к новой жизни, а внешний знак приобщения уже "свыше рожденного" человека к церкви. Потерян сам смысл Таинства, что мы уже упоминали при описании учения Кальвина.

Вечеря Господня

"Вечеря Господня есть установление Самого Господа и для верующего имеет несколько значений: первое -- это вспоминание голгофских страданий Иисуса Христа, "умершего за грехи наши" (1 Кор. 15:3). Второе -- "смерть Господню возвещаете", то есть свидетельствуем о любви Божией ко всем людям с представлением им права "обратиться и быть живыми", то есть иметь прощение грехов (Исаия 55:3; Мф. 11:28). Третье -- это возвещение о пришествии Иисуса Христа, "доколе Он придет" (1 Кор. 11:26), и четвертое -- приобщаемся Тела и Крови Христовой (1 Кор. 10:16)".

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.